Одежда для кукол

Муниципальный орган управления образованием
Управление образованием городского округа Красноуфимск
Муниципальное автономное учреждение дополнительного
образования «Дворец творчества»

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

Сертификат: 008AEF19D18F58B4675A25F8C4EF18C968
Владелец: КОЛЧАНОВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА
Действителен: с 11.11.2024 до 04.02.2026

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Одежда для кукол»
Возраст обучающихся: 10-16 лет
Срок реализации программы – 4 года

Автор, составитель:
Ворошилова Ольга Владимировна,
педагог дополнительного
образования,
высшей кв. кат.

Красноуфимск
2024 г.

1. Основные характеристики
1.1. Пояснительная записка
Направленность программы: социально- гуманитарная.
Актуальность

программы.

Дополнительная

общеразвивающая

программа «Одежда для кукол» (далее - программа) разработана в
соответствии с документами:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
2. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022 г. № 678-р);
4. Постановление

Главного

государственного

санитарного

врача

РФ

от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
5. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
6. Приказ

Министерства

просвещения

Российской

Федерации

от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей»;
7. Комплексная программ Свердловской области «Уральская инженерная
школа» (утверждена Постановлением Правительства Свердловской области
от 2 марта 2016 года N 127-ПП);
8. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области

№ 932-Д от 10.08.2023г. «О внесении изменений в регламент

проведения независимой оценки качества (общественной экспертизы)
дополнительных общеобразовательных программ, утвержденный приказом

Министерством образования и молодежной политики Свердловской
области от 20.04.2022 N 392-Д».
9. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 25.08 2023 г. N 963-Д «О внесении изменений в Приказ
Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 29.06.2023 г. N 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку
оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных

общеразвивающих

программ»

в

соответствии

с

социальным сертификатом»;
10.

Методические

рекомендации

«Разработка

дополнительных

общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях» (утверждены приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от
26.10.2023г. №1104-д;
11.

Муниципальная программа Городского округа Красноуфимск «Развитие

системы образования в городском округе Красноуфимск до 2028 года»
(Постановление администрации ГО Красноуфимск № 1243 от 27.12.2022г.»
12.

Устав МАУДО «Дворец творчества» утвержден Приказом № 197

Муниципального

органа

управления

образованием

Управление

образованием городского округа от 02.07.2023 г.
13.

Положение о дополнительных общеразвивающих программах МАУДО

«Дворец творчества», утверждено приказом №37-ОД от 27.08.2024 г.
Изготовление кукол и одежды уже традиционно представляет собой
коллективное творчество этноса, его «вечную живую душу». Народные
традиции передавались из поколения в поколение через игру c куклой. Ребёнок
приобретал не только игровой опыт, но и опыт творческого моделирования
семейных и общественных отношений. Изготавливая кукол и одежду под
руководством взрослых, позже самостоятельно, ребёнок приобщался к
посильному

труду,

учился

работать

с

различными

материалами

и

инструментами. В дальнейшем «обыгрывал» куклы, которые сделаны своими
руками.

Потребность общества в творческой, активной личности, несомненно,
возрастает

по

мере

совершенствования

социально-экономических

и

культурных условий жизни. Разработка и изготовление одежды – это
творческий труд, привлекающий детей разного возраста, позволяющий
соединить фантазии со знаниями об истории одежды, традициями,
накопленными
действенных

предшествующими
средств,

поколениями,

позволяющих

является

индивидууму

одним

развить

из

качество

творческой личности. Содержание программы нацелено и на приобщение
обучающихся к богатым народным традициям художественной культуры
нашей страны, к трудовой деятельности.
Отличительная особенность программы: направлена на углублённое
изучение не только одежды для кукол, но и разных видов кукол, материалов в
процессе включения в трудовую и игровую деятельность по изготовлению
кукол и одежды для кукол, традиционных и современных технологий их
изготовления, народных праздников, обычаев и традиций.
Программа

направлена

на

организацию

полноценного

досуга

обучающихся. В процессе обучения у обучающихся формируются навыки
адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации.
Обучение по программе предполагает преемственность и возможность
для

дальнейшего

обучения

по

программам

«Кройка

и

шитьё»,

«Конструирование, моделирование и пошив одежды».
Адресат программы: обучающиеся 7-10 лет. Возрастные особенности
обучающихся по программе. В этом возрасте изменяется мышление
обучающихся, интересы, мотивы, потребности динамичны, неустойчивы. Они
проявляют готовность овладеть интересующей областью знаний. Им
свойственна ярко выраженная эмоциональность, увлечённость творческой
деятельностью, общение со сверстниками.
Программа не предполагает конкурсного отбора, рассчитана на
сопровождение всех категорий обучающихся. Программа предусматривает

возможность

выбора

и

построения

индивидуальной

образовательной

траектории для обучающихся.
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа – 45 минут. Перерыв
между учебными занятиями – 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 4 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Объём программы – 576 часов.
Срок реализации программы – 4 года обучения
Особенности организации образовательного процесса
Программа является разноуровневой
1 год – 144 часа в год – стартовый (ознакомительный) уровень
2 год – 144 часа в год – базовый уровень
3 год – 144 часа в год – базовый уровень
4 год – 144 часа в год – продвинутый уровень
1 стартовый – ознакомительный уровень подразумевает знакомство с
культурными

традициями

народов

нашей

страны,

материалами,

используемыми для изготовления кукол, с приёмами изготовления народной
куклы, воспитание уважения к мастерам народного творчества.
2 базовый – знакомство с историей возникновения и развитием куклы,
видами кукол; формирование навыков изготовления текстильных кукол и
одежды;

включение

обучающихся

в

творческую

деятельность

по

изготовлению швейных изделий и кукол.
3 продвинутый уровень осуществляется продуктивная творческая
деятельность обучающихся в процессе разработки и изготовления авторской
куклы.
Перечень форм обучения: Программой предусмотрено использование
фронтальных, индивидуальных и групповых форм обучения, следующие виды
деятельности

обучающихся:

конструирование,

моделирование,

пошив,

эстетическое оформление моделей одежды, игра, инсценировка, работа со

справочной и художественной литературой, речевое и художественноизобразительное творчество, демонстрация изделия.
В теоретическую часть программы включены беседы о: культуре быта
народов России, Уральского региона и мира, этикете; семейных ценностях и
традициях; взаимоотношениях и взаимовыручке в коллективе; моде и истории
её развития; правилах техники безопасности; видах ручных швов; уходе за
одеждой; здоровом образе жизни; технологии изготовления одежды и кукол;
профессиях (швея, закройщик, ткачиха, дизайнер, модельер).
Практическая работа по программе предусматривает изготовление
обрядовой, игровой, театральной, сувенирной, авторской кукол; изготовление
одежды для кукол и мебели, мягкой игрушки.
Перечень видов занятий: учебное занятие, беседа, викторина,
лабораторное занятие, соревнование, творческая мастерская, «мозговой
штурм», экскурсия, занятие – игра, защита проектов, концерт, деловая игра,
блиц – игра.
Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей
программы: защита творческой работы (проекта), дефиле.
Практическая
деятельности

значимость

обучающиеся

программы:

младшего

в

процессе

школьного

творческой

возраста

активно

вовлекаются в поиск духовных ориентиров, обогащают положительный опыт
социальных отношений, что особенно важно в младшем школьном возрасте.

1.2. Цель и задачи дополнительной общеобразовательный
общеразвивающей программы
Цель программы: развитие творческих способностей, обучающихся в
процессе

включения

в

трудовую

художественную

деятельность

по

изготовлению кукол и одежды для кукол.
Задачи программы:
Образовательные задачи
− формирование технологических знаний, необходимых для изготовления
кукол, конструирования, моделирования и пошива одежды для кукол;
− формирование умений и навыков работы с различными материалами,
инструментами и приспособлениями в процессе изготовления кукол и
одежды для них.
Развивающие задачи
− развитие у обучающихся воображения, творческого мышления и
художественного вкуса в процессе включения обучающихся в
творческую (проектную) деятельность;
− формирование коммуникативных навыков и осознание собственных
поступков, осуществляемых социальных ролей и самоконтроля.
Воспитательные задачи
− формирование интереса к культурным традициям общества, истории
развития моды, этикету, к технологии изготовления одежды для кукол,
демонстрации одежды к позитивному общению со сверстниками;
− воспитание любви к Родине, уважения к мастерам народного
творчества, к традициям народов России;
− формирование потребности в принятии культурных и духовных
ценностей и бережного отношения к традициям.

1.3. Содержание дополнительной общеобразовательный
общеразвивающей программы
Учебный план
№
п/п

Название
раздел (модуль)

1
2

Кукла
Ручные и машинные
работы
Обработка материалов
Одежда для кукол

3
4
5
6
7
8

Количество часов (теория/практика)
1 год
2 год
3 год
4 год
24(8/16)
68(14/54)
52(16/36)

Основы
конструирования и
моделирования одежды
Дизайн интерьера
кукольного домика
Декоративное
оформление одежды
Творческий проект

22(4/18)
32(6/26)

32(10/22)
12(4/8)

30(10/20)
8(2/6)

70(25/45
)

42(10/32)

22(6/16)

6(3/3)

8(4/4)

8(4/4)

14(4/10)

Форма
аттестации
контроля
анкетирование
выставка работ
выставка работ
Показ готового
изделия,
выставка работ
анализ готовых
изделий
выставка работ

34(8/26)

34(8/26)

выставка работ

16(4/12)

42(16/26)

Защита
творческого
проекта

Учебный (тематический) план
1 год обучения
№

Название темы

1
1.1.
1.2.
1.3
2
2.1
2.2.
2.3.
а
б
2.4.
а
б
3.

Вводное занятие. Кукла – символ
народной культуры
Бумажная кукла
Кукла - закрутка
Тряпичная кукла
Обработка материалов
Общие сведения о материалах
Виды ручных швов
Сувениры
Сувениры из бумаги
Сувениры из ткани
Кукольный домик
Кукольный домик в альбоме
Кукольный домик в коробке
Функциональная одежда

3.1.
3.2.

Нательное бельё
Повседневная одежда

Общее
кол-во
часов
24

В том числе:
теория практика
8

16

6
8
10
68
4
10
28
8
20
26
8
18
52

2
3
3
14
1
3
4
2
2
6
2
4
16

4
5
7
54
3
7
24
6
18
20
6
14
36

4
4

1
1

3
3

Формы
промежуточной
аттестации
анкетирование

выставка работ

защита творческих
проектов

3.3.
3.4.

Рабочая одежда
Одежда для дома

6
6

2
2

4
4

3.5.

Одежда для отдыха и спорта

6

2

4

3.6.

Нарядная одежда

8

2

6

3.7.

Сезонная одежда

6

2

4

3.8.

Карнавальный костюм

12

4

8

144

35

109

анализ работ

2 год обучения
№

Общее
кол-во
часов

теория

практика

Формы
промежуточной
аттестации

Вводное занятие. Кукла в
современной жизни человека
Тематическая кукла
Сувенирная кукла
Ручные и машинные работы
Декоративные стежки и строчки
Швейные машины и машинные
работы
Устройство швейной машины
Стачные швы
Основы конструирования одежды

22

4

18

анкетирование

8
14
32
8
24

2
2
6
2
4

6
12
26
6
20

выставка работ

6
18
6

2
2
3

4
16
3

3.1.
3.2.
4

Поясные изделия
Плечевые изделия
Стиль и мода

4
2
70

2
1
25

2
1
45

4.1.
4.2.
4.3.
4.4.
4.5.
4.6.
4.7.
5

Одежда классического стиля
Одежда романтического стиля
Одежда спортивного стиля
Одежда фольклорного стиля
Исторический костюм
Летний сарафан для модницы
Аксессуары
Дизайн интерьера кукольного
домика
Стили интерьера
Технология изготовления домика

6
6
4
6
10
28
10
14

2
2
1
2
4
12
2
4

4
4
3
4
6
16
8
10

6
8
144

2
2
28

4
6
116

1
1.1.
1.2.
2
2.1.
2.2.
а
б
3

5.1
5.2

Название темы

В том числе:

анализ готовых
изделий
выставки,
демонстрация
готового изделия,
защита творческих
проектов

выставка работ

3 год обучения
№

Название темы

1

Вводное занятие. Интерьерная
кукла
Кукла из ткани
Кукла из пластика
Ручные и машинные работы
Технология ручных работ
Технология машинных работ
Основы конструирования и
моделирования одежды
Поясные изделия
Плечевые изделия
Технология пошива одежды для
кукол и аксессуаров

1.1
1.2
2
2.1
2.2
3
3.1
3.2
4

Общее
кол-во
часов
32

В том числе:
теория практика
10

22

20
12
12
6
6
8

6
4
4
2
2
4

14
8
8
4
4
4

4
4
42

2
2
10

2
2
32

4.1
4.2
4.3
5

Верхняя одежда
Платье
Нижнее бельё
Декоративное оформление одежды

16
20
6
34

4
4
2
8

12
16
4
26

5.1
5.2
5.3
6

Вышивка крестом, лентами
Батик
Лоскутное шитьё
Творческий проект

10
16
8
16

3
4
1
4

7
12
7
12

6.1.
6.2.

Сбор и анализ информации
Творческая продукция

6
8
144

2
2
42

4
8
102

Формы
промежуточной
аттестации
анкетирование

выставка работ
анализ готовых
изделий
выставка,
демонстрация
готового изделия

Выставка, анализ
готовых изделий

защита творческих
проектов

4 год обучения
№

Название темы

1
1.1.
1.2.
2
2.1
2.2
3

Вводное занятие. Авторская кукла
Авторская кукла
Одежда и аксессуары куклы
Ручные и машинные работы
Технология ручных работ
Технология машинных работ
Основы конструирования и
моделирования детской одежды
Детская одежда
Аксессуары
Технология пошива детской
одежды и аксессуаров

3.1.
3.2.
4

Общее
В том числе:
кол-во теория практика
часов
30
10
20
14
4
10
16
6
10
8
2
6
4
1
3
4
1
3
8
4
4
4
4
22

2
2
6

2
2
16

Формы
промежуточной
аттестации
тестирование
тестирование
анализ готовых
изделий
выставки,
демонстрация
готового изделия

4.1
4.2
5

Детская одежда
Верхняя одежда для детей
Декоративное оформление одежды

14
8
34

5
2
8

9
6
26

5.1.
5.2.
6

Аппликация
Лоскутная пластика
Творческий проект

16
16
42

4
4
16

12
12
26

6.1.
6.2.

Сбор и анализ информации
Творческая работа

18
24
144

8
8
46

10
16
98

выставка анализ
готовых изделий
защита творческих
проектов

Содержание учебного (тематического) плана
1 год обучения
Тема 1. Вводное занятие. Кукла – символ народной культуры.
Тема 1.1. Бумажная кукла
Теория: История возникновения и развития куклы. Бумажные Пандоры.
Практика: Изготовление бумажной куклы и одежды
Тема 1.2. Кукла – закрутка
Теория: Кукла – символ народной культуры.
Практика: Изготовление кукол-оберегов.
Тема 1.3. Тряпичная кукла
Теория: Технология изготовления куклы. Виды кукол.
Практика: Изготовление кукол – образ человека.
Тема 2. Обработка материалов.
Тема 2.1. Общие сведения о материалах.
Теория: Виды волокон и их происхождение. Производство тканей. Виды
тканей. Основные свойства тканей.
Практика: Подбор образцов тканей по виду, цвету, назначению. Определение
на образцах тканей нитей основы и утка, лицевой и изнаночной сторон.
Изготовление половика полотняного переплетения.
Тема 2.2. Виды ручных швов.
Теория: Правила выполнения ручных работ. Приёмы выполнения стежков и
строчек: прямых стежков (смёточных строчек), косых стежков (обмёточных
строчек).

Практика. Выполнение образцов ручных работ. Работа с напёрстком.
Изготовление салфетки, постельного белья для куклы, скатерти. Пришивание
пуговиц, крючков, петель.
Тема 2.3. Сувениры.
Тема 2.3.а Сувениры из бумаги
Теория: Правила этикета дарения подарков. Технология выполнения
сувениров из бумаги.
Практика: Изготовление з бумаги открытки, блокнота, панно,
Тема 2.3.б Сувениры из ткани
Теория: Подарок и сувенир. Технология выполнения сувениров из разных
материалов с применением вышивки швом «назад иголка» и аппликации.
Технология изготовления цветов из ткани.
Практика: Выполнение эскиза. Подбор ткани. Перевод рисунка на ткань.
Раскрой. Изготовление сувениров (чехол для очков, носовой платок, резинка
для волос, брошь, сумочка, игольница, блокнот, панно, мягкая игрушка,
новогодний мешочек, пальчиковый театр).
Тема 2.4. Кукольный домик.
Тема 2.4.а. Кукольный домик в альбоме
Теория: Назначение комнат. Санитарно-гигиенические, возрастные
требования к оборудованию жилой комнаты (спальня, детская, гостиная,
кухня).
Практика: Изготовление домика для бумажной куклы в альбоме.
Тема 2.4.б Кукольный домик в коробке
Теория: Технология изготовления мебели, штор, панно.
Практика: Изготовление домика куклы в коробке, мебели, штор, панно.
Тема 3. Функциональная одежда.
Тема 3.1. Нательное бельё.
Теория: Классификация одежды по назначению: нарядная, повседневна,
домашняя, спортивно-бытовая, рабочая, театральная. Гигиена одежды. Лекала
и правила их применения.

Практика: Выбор ткани для белья (плавки, топ, купальник, ночная сорочка).
Раскладка и обмеловка деталей нательного белья. Соединение смёточной, а
затем стачной строчкой боковых срезов. Обработка срезов изделий
(замётывание и обработка косой подшивочной строчкой или потайными
стежками). Чистка и утюжка изделий.
Тема 3.2. Повседневная одежда.
Теория: Виды повседневной одежды, её назначение. Классификация юбок:
прямая, расклешенная, с драпировкой, объёмная. Последовательность и
приёмы технологической обработки.
Практика: Выбор ткани для прямой юбки на резинке и юбки-солнца.
Разработка и изготовление прямой юбки на резинке и юбки-солнца. Игра
«Ателье».
Тема 3.3. Рабочая одежда.
Теория: Виды рабочей одежды, её назначение. Требования, предъявляемые к
одежде разных профессий. Последовательность и приёмы технологической
обработки фартука.
Практика: Зарисовка моделей одежды для разных профессий. Обработка
боковых срезов косой бейкой или кружевами. Соединение грудки и низа
фартука. Обработка пояса и бретелей. Игра «Модельер».
Тема 3.4 Одежда для дома.
Теория: Виды домашней одежды, её назначение. Рекомендации по выбору
ткани, фасона и декоративного оформления. Последовательность и приёмы
технологической обработки халата.
Практика: Выбор фасона и ткани на халат. Раскладка лекала на ткани,
обмеловка, раскрой. Смётывание и соединение плечевых и боковых срезов
стачной строчкой. Обработка горловины. Обработка и втачивание рукавов.
Обработка и притачивание накладных карманов. Изготовление пояса.
Тема 3.5. Одежда для отдыха и спорта.
Теория: Виды спортивной одежды, её назначение. Требования, предъявляемые
к спортивному костюму. Рекомендации по выбору ткани, фасона и

декоративного оформления спортивного костюма. Последовательность и
приёмы технологической обработки куртки и спортивных брюк.
Практика: Разработка фасона и выбор ткани для спортивного костюма.
Изготовление

спортивной

одежды.

Обработка

капюшона,

застёжки.

Спортивные игры с использованием кукол.
Тема 3.6. Нарядная одежда.
Теория: Назначение нарядной одежды, её эстетический вид. Праздничный
этикет. Последовательность и приёмы технологической обработки нарядного
платья. Приёмы декоративного оформление платья люрексом, паетками,
стразами.
Практика: Разработка эскиза и изготовление нарядного платья. Соединение
лифа с подолом платья. Обработка и втачивание воланов. Декорирование
платья. Игра «Кукольный бал».
Тема 3.7. Сезонная одежда.
Теория: Виды сезонной одежды, её назначение. Правила ухода за сезонной
одеждой. Требования, предъявляемые к сезонной одежде. Последовательность
и приёмы технологической обработки сезонной одежды.
Практика: Разработка комплекта одежды и изготовление сезонной одежды.
Обработка воротника, застёжки. Декорирование изделия. Пришивание
пуговиц и кнопок. Игра «Времена года».
Тема 3.8. Карнавальный костюм.
Теория: Виды и назначение театральных костюмов, область их применения.
Эстетические требования, предъявляемые к карнавальному костюму.
Последовательность и

приёмы технологической обработки карнавального

костюма. Приёмы декоративного оформления костюма.
Практика: Разработка эскиза, изготовление карнавального костюма, его
декорирование. Игра «День высокой моды».

2 год обучения
Тема 1. Вводное занятие. Кукла в современной жизни человека.
Тема 1.1. Тематическая кукла.
Теория: История возникновения и развития куклы. Виды кукол.
Практика: Разработка и изготовление тематической куклы.
Тема 1.2. Сувенирная кукла
Теория: Роль и место куклы в обществе. Особенности изготовления
сувенирной куклы.
Практика: Разработка и изготовление театральных и авторских кукол из ткани.
Тема 2. Ручные и машинные работы.
Тема 2. 1. Декоративные стежки и строчки.
Теория: Виды ручных работ. Технологические условия ручных работ.
Терминология ручных работ. Декоративные швы: тамбурный, стебельчатый,
петля в прикреп. Аппликация.
Практика: Выполнение салфетки с использованием декоративных швов,
аппликацией.
Тема 2.2. Швейные машины и машинные работы.
Тема 2.2. а. Устройство швейной машины.
Теория: Швейная машина, устройство, подготовка к работе. Правила техники
безопасности при работе на швейной машине. Терминология машинных
работ.
Практика: Заправка нижней и верхней ниток. Регулирование величины стежка.
Тема 2.2. б. Стачные швы.
Теория: Технологические условия машинных работ. Лоскутная пластика.
Практика: Выполнение образца машинных работ (прямая, зигзагообразная
строчка). Разработка и изготовление сувениров из лоскутков (покрывало для
куклы, прихваток, сумок, подушки).
Тема 3. Основы конструирования одежды.
Тема 3. 1. Поясные изделия.

Теория: Терминология. Правила снятия мерок (обхват талии-От, обхват бёдерОб, длинна изделия-Ди). Виды поясных изделий. Форма конструкции прямой
юбки и брюк. Припуски на свободное облегание. Конструктивные линии юбки
и брюк.
Практика: Снятие мерок с куклы. Построение чертежа прямой юбки и брюк.
Игра «Ателье».
Тема 3.2. Плечевые изделия.
Теория: Виды плечевых изделий. Терминология. Правила снятия мерок
(обхват груди – Ог, Ширина плеча – Шп, длинна рукава – Др, длинна изделия
– Ди). Форма конструкции полочки, спинки и рукава. Конструктивные линии
плечевых изделий. Особенности раскроя из некоторых видов ткани.
Практика: Снятие мерок. Построение чертежа полочки, спинки, рукава. Игра
«Ателье».
Тема 4. Стиль и мода.
Тема 4.1. Одежда классического стиля.
Теория: Основные сведения о современной одежде. Последовательность и
приёмы технологической обработки костюма классического стиля. Профессия
модельер, дизайнер.
Практика: Определение свойств ткани: усадка, осыпаемость, прочность,
теплозащитность, пылеёмкость. Разработка эскиза модели. Изготовление
одежды. Игра «Модельер».
Тема 4.2. Одежда романтического стиля.
Теория: Стилевое решение костюма романтического стиля. Драпируемость,
блеск, гладкость, скольжение

ткани. Последовательность и

приёмы

технологической обработки костюма. Способы обработки воланов, рюш.
Практика: Разработка эскиза модели одежды романтического стиля.
Изготовление одежды. Игра «День высокой моды».
Тема 4.3. Одежда спортивного стиля.

Теория: Стилевое решение костюма спортивного стиля. Гигроскопичность,
сминаемость, мягкость, прочность ткани. Последовательность и приёмы
технологической обработки спортивного костюма.
Практика: Разработка эскиза модели. Изготовление одежды. Спортивная игра.
Тема 4.4. Одежда фольклорного стиля.
Теория: История развития этнического костюма, народов России. Стилевое
решение

одежды

фольклорного

стиля.

Материалы

и

фурнитура.

Последовательность и приёмы технологической обработки этнического
костюма.
Практика: Разработка эскиза модели. Изготовление одежды фольклорного
стиля. Игра «Парад моделей».
Тема 4.5. Исторический костюм.
Теория: История костюма народов мира. Стилевое решение исторического
костюма. Цветовая гамма. Последовательность и приёмы технологической
обработки костюма.
Практика: Разработка эскиза исторического костюма. Изготовление костюма.
Игра «Кукольный бал».
Тема 4.6. Летний сарафан для модницы.
Теория: Современная мода. Стилевое решение летнего сарафана. Цветовая
гамма. Последовательность и приёмы технологической обработки сарафана.
Приёмы декоративного оформления.
Практика: Подбор и подготовка ткани к раскроюРазработка и изготовление
сарафана. Декорирование. Игра «Дефиле».
Тема 4.7. Аксессуары.
Теория: История возникновения и развития аксессуаров. Стилевое решение
аксессуаров. Последовательность и приёмы технологической обработки
аксессуаров.
Практика: Разработка эскизов. Изготовление аксессуаров.
Тема 5. Дизайн интерьера кукольного домика.
Тема 5.1

Стили интерьера

Теория: Стилевое решение оформления комнаты для куклы Барби.
Оформление интерьера к празднику.
Практика: Разработка эскизов.
Тема 5.2

Технология изготовления домика

Теория: Технология изготовления кукольного домика, оформления интерьера
комнат.
Практика: Изготовление домика из картона, оформление интерьера комнаты.
Игра «Праздник в нашем доме», «Новоселье».
3 год обучения
Тема 1. Вводное занятие. Интерьерная кукла.
Тема 1.1. Кукла из ткани.
Теория: Роль и место куклы в обществе. Виды кукол из ткани. Кукла Тильда,
Снежка. Правила бережного ухода за одеждой и тряпичной куклой.
Практика: Разработка эскиза куклы из ткани. Изготовление Тильды.
Тема 1.2. Кукла из пластика.
Теория: История возникновения кукол из пластика. Технология изготовления
кукол из пластика.
Практика: Разработка эскиза. Изготовление кукол из пластика.
Тема 2. Ручные и машинные работы.
Тема 2.1. Технология ручных работ.
Теория: Декоративные стежки и строчки. Виды декоративных швов и
технология их изготовления. Технологические условия ручных работ.
Терминология ручных работ.
Практика: Разработка эскиза. Изготовление изделия с применением
декоративных швов.
Тема 2.2. Технология машинных работ.
Теория: Устройство швейной машины, заправка верхней и нижней нити,
замена иглы. Правила техники безопасности при работе на швейной машине.
Виды швов. Терминология и технология выполнения машинных швов.

Практика: Регулирование величины стежка. Выполнение образца машинных
работ (прямая, зигзагообразная строчка). Изготовление образцов швов
стачных и отделочных.
Тема 3. Основы конструирования и моделирования одежды.
Тема 3.1. Поясные изделия.
Теория: Терминология. Виды поясных изделий. Форма конструкции юбкибрюк и брюк клёш. Конструктивные линии юбки и брюк. Припуски на
свободное облегание.
Практика: Снятие мерок с куклы. Построение чертежа юбки и брюк, приёмы
моделирования. Деловая игра «Ателье мод».
Тема 3.2. Плечевые изделия.
Теория: Виды плечевых изделий. Терминология. Форма конструкции полочки,
спинки и рукава. Конструктивные линии плечевых изделий. Моделирование
плечевых изделий.
Практика: Снятие мерок. Построение чертежа полочки, спинки, рукава.
Моделирование плечевого изделия.
Тема 4. Технология пошива одежды для кукол и аксессуаров.
Тема 4.1. Верхняя одежда.
Теория: Этапы развития верхней одежды и швейной промышленности.
Профессия «дизайнер». Свойства ткани: усадка, осыпаемость, прочность,
теплозащитность, пылеёмкость, гигроскопичность. Последовательность и
приёмы технологической обработки пальто.
Практика: Выбор фасона и ткани для пальто. Разработка эскиза модели.
Изготовление пальто. Игра «Дизайнер».
Тема 4.2. Платье.
Теория: Стилевое решение платья. Драпируемость, блеск, гладкость,
скольжение ткани. Последовательность и приёмы технологической обработки
платья. Способы обработки горловины, рукавов.
Практика: Выбор фасона и ткани для вечернего и повседневного платья.
Разработка эскиза модели. Пошив платья. Игра «Дефиле».

Тема 4.3. Нижнее бельё.
Теория:

Особенности

Гигроскопичность,

выбора

материала

сминаемость,

и

фасона

мягкость,

нижнего

прочность

белья.
ткани.

Последовательность и приёмы технологической обработки нижнего белья.
Практика: Разработка фасона и выбор ткани для нижнего белья. Разработка
эскиза модели. Изготовление одежды.
Тема 5. Декоративное оформление одежды.
Тема 5.1. Вышивка крестом, лентами.
Теория: Виды вышивок, история возникновения, национальные особенности
применения вышивки. Приёмы применения вышивки в одежде. Технология
изготовления.
Практика:

Разработка

эскиза.

Подбор

материалов

и

инструментов.

Декоративное оформление одежды вышивкой. Выставка работ.
Тема 5.2. Батик.
Теория: История возникновения и виды батика. Цветовая гамма. Способы
работы с трафаретом, кистью; приёмы работы акриловыми красками, воском.
Практика: Подбор цветовой гаммы, разработка эскиза. Изготовление съёмных
деталей одежды в технике Батик. Дефиле.
Тема 5.3. Лоскутное шитьё.
Теория: Декоративное решение оформления одежды для куклы. Кантри стиль.
Этап разработки и изготовления лоскутного шитья. Технология изготовления
лоскутного шитья.
Практика:

Разработка

эскиза.

Соблюдение

технологии

изготовления

лоскутного шитья в процессе работы. Игра «В гостях у лоскутка».
Тема 6. Творческий проект.
Тема 6.1.
Теория:

Сбор и анализ информации
Формулировка

понятийного

аппарата.

Приёмы

работы

с

информацией. Осмысление сути проекта. Этапы работы над творческим
проектом. Правила защиты проекта.

Практика: Выбор проблемы, темы, цели проекта. Определение этапов работы.
Сбор информации.
Тема 6.2.

Творческая продукция

Теория: Технология изготовления творческой продукции. Маркетинг.
Практика: Разработка эскизов. Разработка творческого изделия. Презентация
творческой продукции, итогов проекта.
4 год обучения
Тема 1. Вводное занятие. Авторская кукла.
Тема 1.1. Авторская кукла.
Теория: История возникновения и развития авторской куклы. Виды кукол.
Технология изготовления кукол.
Практика: Подбор способов изготовления, материалов. Разработка эскизов,
поэтапное изготовление авторской куклы.
Тема 1.2. Одежда и аксессуары куклы
Теория: Модные тенденции в одежде и аксессуарах.
Практика: Разработка и изготовление одежды и аксессуаров для куклы.
Оформление куклы.
Тема 2. Ручные и машинные работы.
Тема 2.1. Технология ручных работ.
Теория: Виды ручных работ. Технологические условия, терминология ручных
работ. Виды декоративных швов и технология их изготовления.
Практика: Разработка эскиза. Изготовление изделия с применением
декоративных швов.
Тема 2.2. Технология машинных работ.
Теория: Технологические условия, терминология машинных работ. Виды
швов.
Практика: Изготовление образцов швов стачных и отделочных.
Тема 3. Основы конструирования и моделирования детской одежды.
Тема 3.1.

Детская одежда

Теория: Терминология. Конструктивные распашонки, ползунков, чепчика,
конверта. Моделирование. Особенности раскроя из некоторых видов ткани.
Практика: Снятие мерок с куклы. Построение чертежа распашонки,
ползунков, чепчика, конверта. Моделирование. Деловая игра «Ателье мод».
Тема 3.2.

Аксессуары:

Теория: Основные требования, предъявляемые к аксессуарам для детей.
Практика: Разработка и изготовление аксессуаров для детей.
Тема 4. Технология пошива детской одежды и аксессуаров.
Тема 4.1. Детская одежда.
Теория: Материалы, используемые в детской одежде их свойства. Дизайн
одежды для малышей. Технологические особенности работы с трикотажем.
Способы обработки горловины, рукавов, низа изделия, карманов.
Практика: Выбор фасона и ткани для детского платья. Разработка эскиза
модели. Пошив платья. Игра «Дефиле».
Тема 4.2. Верхняя одежда для детей.
Теория: Функции одежды. Свойства ткани: гигроскопичность, усадка,
осыпаемость, прочность, теплозащитность, пылеёмкость. Последовательность
и приёмы технологической обработки куртки, брюк.
Практика: Выбор фасона и ткани для детской одежды. Разработка эскиза
модели. Изготовление куртки, брюк. Игра «Дизайнер».
Тема 5. Декоративное оформление одежды.
Тема 5.1. Аппликация.
Теория:

Виды

аппликаций,

история

возникновения,

национальные

особенности применения. Приёмы применения в одежде и аксессуарах.
Технология изготовления.
Практика:

Разработка

эскиза.

Подбор

материалов

и

инструментов.

Декоративное оформление одежды аппликацией.
Тема 5.2. Лоскутная пластика.
Теория: Декоративное решение оформления одежды. Цветовая гамма,
свойства ткани, направление нитей при раскрое, способы прикрепления,

складывания и пристрачивания ткани. Этап разработки и изготовления
лоскутного шитья.
Практика:

Разработка

эскиза.

Соблюдение

технологии

изготовления

лоскутного шитья в процессе работы. Игра «В гостях у лоскутка».
Тема 6. Творческий проект.
Тема 6.1.

Сбор и анализ информации

Теория: Приёмы работы с информацией, приемы проведения анализа
проблемной задачи. Поиск идей. Актуальность. Осмысление сути проекта.
Практика: Выбор проблемы, темы, цели проекта. Определение этапов работы.
Сбор информации.
Тема 6.2.

Творческая работа.

Теория: Этапы работы над творческой работой. Технология изготовления
работы. Правила защиты проекта.
Практика: Разработка эскизов. Разработка творческой работы. Презентация
итогов проекта.
1.4. Планируемые результаты
Предметные результаты:
− обучающиеся владеют терминологией, основными понятиями и
технологическими приемами изготовления кукол, аксессуаров и
одежды, интерьера;
− распознают основные узлы универсальной машины, работают на
швейной машине с применением правил техники безопасности с
электрооборудованием и колющими предметами;
− работают

с

различными

материалами,

инструментами

и

приспособлениями, самостоятельно изготавливают шьют кукол, одежду
аксессуары;
− имеют представления об особенностях культуры быта народов России.

Метапредметные результаты:
− обучающиеся умеют планировать этапы работы над изделием, проектом
и достигают поставленной цели работы;
− владеют основами разработки и защиты готового продукта, проекта;
− сформированы коммуникативные навыки в процессе творческой
деятельности, позитивному общению со сверстниками;
− творчески подходят к процессу разработки и изготовления кукол,
моделей одежды, сувениров, интерьера.
Личностные результаты:
− сформирован интерес и потребность в принятии культурных и духовных
ценностей;
− уважительно относятся к мастерам народного творчества, к традициям
народов России осуществляемых социальных ролей и самоконтроля;
− осознают ответственность за последствия собственных действий и
поступков.
2. Организационно – педагогические условия
2.1. Календарный график на 2024 – 2025 учебный год.
Начало учебного
года
Окончание учебного
года
Продолжительность
учебного года
Начало занятий
Окончание занятий
Периодичность
текущего контроля
успеваемости и
промежуточной
аттестации
обучающихся
Праздничные
нерабочие дни

01 сентября 2024 г.
31 мая 2025 г.
36 учебных недель
08.00 час.
20.00 час.
Входной контроль осуществляется в период с 01
сентября по 10 сентября.
Текущий контроль осуществляется с 10 сентября по
26 декабря, с 10 января по 21 мая.
Промежуточная аттестация осуществляется в период
с 25 по 31 декабря (за 1 полугодие), с 22 по 31 мая.

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение. Учебная аудитория площадью
36 м2. Учебные парты в количестве 10 шт., раскроечный стол – 1 шт., стулья –
20 шт. Интерактивная доска.
Оборудование: раскроечный стол, швейные машины, оверлок, манекен,
утюги, гладильные доски, доска ученическая, компьютер, принтер.
Инструменты: портняжные ножницы, лекала, линейки, резец, иглы,
сантиметровая лента, наперстки, булавки.
Материалы: тесьма, ткань, нитки, мелки, клей.
Раздаточный материал: журналы мод, инструктивно-технологические
карты, выкройки.
Наглядные пособия:
− образцы готовых швейных изделий;
− коллекция образцов ткани и декоративных материалов;
− образцы обработки деталей и узлов швейных изделий;
− чертежи конструкций плечевых изделий;
− чертежи конструкций поясных изделий;
− альбом по моделированию;
− альбом по технологии с графическими схемами обработки узлов и
деталей швейных изделий.
Инструкции:
− Правила техники безопасности;
− Правила пожарной безопасности;
− Правила электробезопасности;
− Правила дорожного движения.
Информационное обеспечение. Информационные стенды – 2 шт.
Кадровое обеспечение. Педагог дополнительного образования высшей
категории – Ворошилова Ольга Владимировна
Методические материалы: Методические пособия, используемые для
организации и проведения занятия:

− Егорова Р. И., Монастырная В.П. «Учись шить: Книга для учащихся
среднего школьного возраста»;
− Тухбатулина Л.М., Сафина Л.А., Хамматова В.В. «Конструирование
женской одежды по европейским методикам»;
− В. Брун, М. Тильке «История костюма»;
− М. Г. Рабинович «Древняя одежда народов Восточной Европы»;
− В.П. Монастырская «Учись шить»;
− Л.П. Шершнёва «Конструирование женского лёгкого платья»;
− Ф.М. Пармон «Композиция костюма»;
− книги и журналы о технологии изготовления одежды для кукол;
− диски с презентациями «Поузловая технологическая последовательность
обработки одежды», «История костюма», «Культурные традиции народа
России».
При проведении занятий педагогом используется дифференцированный
подход в обучении с учетом возрастных особенностей обучающихся,
творческих способностей, сформированных трудовых навыков и интересов.
Принципы

обучения:

природосообразности.

вариативности,
практической

адаптивности,

преемственности,

направленности,

интегративности,

наглядности и доступности.
Методы обучения:
1.

Словесные (беседы, объяснение, рассказ).

2.

Наглядные (показ готовых изделий, таблиц, иллюстраций).

3.

Репродуктивные (выполнение по образцу).

4.

Частично-поисковые (выполнение заданий творческого характера).

5.

Проблемные.
Программа предусматривает использование элементов следующих

образовательных технологий:
− метод проектов;
− проблемное обучение;
− педагогика сотрудничества.

Программой предусмотрены виды деятельности обучающихся: работа с
информационными
конструирование
программ,
примерка.

источниками,
и

моделирование

декоративное
Важно

разработка

оформление

с

творческого

использованием
одежды,

вовлечь обучающихся

проекта,

компьютерных

демонстрация,

пошив,

в новое сотрудничество,

имитирующее профессиональную деятельность, в связи с этим наиболее
эффективны такие формы обучения, как практическая работа, игра, конкурс,
выставка, экскурсии, деловые игры, дефиле.
Занятия предполагают использование фронтальных, индивидуальных и
групповых форм обучения.

2.3. Формы аттестации и оценочные материалы
Фонд оценочных средств. Периодичность и порядок текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по программе
осуществляется согласно календарному учебному графику. Формы текущего
контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся:
Входная диагностика проводится в форме опроса с целью выявления
стартовых возможностей обучающихся, мотивов выбора творческого
объединения (оценочный материал - опросник).
Текущий контроль успеваемости проводится после изучения каждой
темы учебного плана программы (викторина, демонстрация готовых изделий,
анализ готовых изделий).
Промежуточная аттестация проводится по итогам 1 полугодия.
Итоговая аттестация обучающихся проводится по окончании
обучения. Для осуществления текущего контроля, промежуточной и итоговой
аттестации обучающихся к программе разработаны оценочные материалы, в
которых конкретизируются формы, цели, содержание, методы, текущего
контроля и промежуточной аттестации обучающихся, формируется система
оценивания с учетом специфики программы, методических особенностей:

− опросник для проведения входной диагностики;
− экспертные листы;
− протоколы контрольных занятий;
− лист наблюдения;
− карты анализа продуктов деятельности.
Формы промежуточной аттестации обучающихся (выставка, анализ
продуктов деятельности, демонстрация одежды).
Формы итоговой аттестации – защита творческих проектов.
Оценке подвергаются:
− самостоятельность и оригинальность замысла;
− степень точности и аккуратности в выполнении работы;
− владение инструментами, оборудованием и технологиями обработки
материалов;
− соответствие ткани выбранной модели;
− соблюдение правил техники безопасности

3. Список литературы
Список литературы для педагога
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
2. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022 г. № 678-р);
4. Постановление

Главного

государственного

санитарного

врача

РФ

от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП

2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
5. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
6. Приказ

Министерства

просвещения

Российской

Федерации

от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей»;
7. Комплексная программ Свердловской области «Уральская инженерная
школа» (утверждена Постановлением Правительства Свердловской области
от 2 марта 2016 года N 127-ПП);
8. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области

№ 932-Д от 10.08.2023г. «О внесении изменений в регламент

проведения независимой оценки качества (общественной экспертизы)
дополнительных общеобразовательных программ, утвержденный приказом
Министерством образования и молодежной политики Свердловской
области от 20.04.2022 N 392-Д».
9. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 25.08 2023 г. N 963-Д «О внесении изменений в Приказ
Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 29.06.2023 г. N 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку
оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных

общеразвивающих

программ»

в

соответствии

с

социальным сертификатом»;
10.Методические

рекомендации

«Разработка

дополнительных

общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях» (утверждены приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от
26.10.2023г. №1104-д;

11.Муниципальная программа Городского округа Красноуфимск «Развитие
системы образования в городском округе Красноуфимск до 2028 года»
(Постановление администрации ГО Красноуфимск № 1243 от 27.12.2022г.»
12.Устав МАУДО «Дворец творчества» утвержден Приказом № 197
Муниципального

органа

управления

образованием

Управление

образованием городского округа от 02.07.2023 г.
13.Положение о дополнительных общеразвивающих программах МАУДО
«Дворец творчества», утверждено приказом №37-ОД от 27.08.2024 г.
14.Беляева-Экземплярская С.Н. Моделирование по законам зрительного
восприятия. – Репринтное изд. – М.: Академия моды, 1996. – 117 с.;
15.Конструирование

женской

одежды

по

европейским

методикам

/

Тухбатулина Л.М., Сафина Л.А., Хамматова В.В. – Ростов н/Д: Феникс,
2009. – 236.: ил. – (Высшее образование);
16.Максимова М.В., Кузьмина М.А. Лоскутики. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс,
1998. – 110 с., ил.;
17.Модели женских брюк: СПб.: «РЕСПЕКС», 1994. – 416 с.;
18.Основы моделирования, кройки и шитья / авт.-сост. Н.А. Топоровская. – М.:
АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. – 287, [1] с.: ил.;
19.Скотт Д. Иллюстрированная энциклопедия костюма и моды. – М.: Изд-во
ЭКСМО-Пресс, 2002. – 192 с., ил.;
20.Сунцова Т.А. Экспресс-подготовка закройщика: Учебное пособие. Серия
«Домашняя энциклопедия». – Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – 224с.;
21.Технология в схемах, таблицах, рисунках. 5-9 классы. Обслуживающий
труд / С.Э. Маркуцкая. - М.: Издательство «Экзамен», 2008. – 94, [2]с.
(Серия «Учебно-методический комплект»);
22.Технология. Этот чудесный батик: конспекты к разделу «Художественная
роспись ткани» / авт.-сост. А.А. Ярыгина. – Волгоград: Учитель, 2007. –
78с.;

23.Труханова А.Т. Иллюстрированное пособие по технологии лёгкой одежды:
Учеб. Пособие для учащихся профессиональных учебных заведений. – М.:
Высшая школа; Изд. центр «Академия», 2000. – 176 с.: ил.;
24.Ханус С. Как шить? Пер. с польск. – М.: Легпромбытиздат, 1991 – 192 с.:ил.;
−

Шершнева Л.П. Конструирование женских платьев. – 2-е изд., перераб.

и доп. – М.: Легпромбытиздат, 1991. – 256 с.: ил.
Список литературы для обучающихся
1. Берти Д.В., Риколфи Р. Лоскутное шитьё. – Пер. с итал. ООО «Мир книги».
– М.: Мир книги, 2002. – 80с., ил.;
2. Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках. - М.: Легпромбытиздат, 1993.
– 192 с.: ил.
3. Егорова Р. И., Монастырная В.П. Учись шить: Кн. для учащихся сред. шк.
возраста. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1989. - 160 с.,8 л. ил.: ил.;
4. Рукоделие для всех / авт.-сост. Карпова Е.М. – М.: АСТ; Донецк: Астрель,
2000. - 551 с., ил.; Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».