Историческое краеведение

Муниципальный орган управления образованием
Управление образованием городского округа Красноуфимск
Муниципальное автономное учреждение дополнительнго образования
«Дворец творчества»

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 008AEF19D18F58B4675A25F8C4EF18C968
Владелец: КОЛЧАНОВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА
Действителен: с 11.11.2024 до 04.02.2026

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
туристко-краеведческой направленности
«Историческое краеведение»
Возраст обучающихся: 9-12 лет
Срок реализации программы – 2 года

Составитель: Закорюкина Елена Борисовна,
педагог дополнительногообразования

Красноуфимск, 2024

Комплекс основных характеристик образования
(объем, содержание, планируемые результаты)
Пояснительная записка
Направленность программы: туристско-краеведческая.
Актуальность программы. Дополнительная общеразвивающая программа
«Историческое краеведение» (далее программа) разработана в соответствии с
документами:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (далее – ФЗ);
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022 г. г. № 678-р);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (далее
– СанПиН);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”
- Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей»;
- Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области
№ 932-Д от 10.08.2023г. "О внесении изменений в регламент
проведения независимой оценки качества (общественной экспертизы)
дополнительных
общеобразовательных
программ,
утвержденный
приказом Министерством образования и молодежной политики
Свердловской области от 20.04.2022 N 392-Д".
- Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 25.08 2023 г. N 963-Д "О внесении изменений в Приказ
Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 г. N 785-Д "Об утверждении Требований к
условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
"Реализация
дополнительных
общеразвивающих
программ"
в
соответствии с социальным сертификатом"
- Методические
рекомендации
«Разработка
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
2

организациях» (утверждены приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от
26.10.2023г. №1104-д;
- .Муниципальная программа Городского округа Красноуфимск «Развитие
системы образования в городском округе Красноуфимск до 2028 года»
(Постановление администрации ГО Красноуфимск № 1243 от
27.12.2022г.»
- Устав МАУДО «Дворец творчества»;
- Положение о дополнительных общеразвивающих программах в МАУДО
«Дворец творчества».
- Важнейшей чертой нашего времени становится возрастающий интерес к
богатствам многовековой российской культуры, являющейся основой
патриотического воспитания подрастающего поколения.
Патриотизм – любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку,
культуре, традициям – так объясняется смысл этого слова. Уважение к
прошлому, включающее в себя изучение, сохранение и использование
памятников истории и культуры, свидетельствует о высокой духовной
культуре общества.
Без одухотворяющего человеческого прикосновения ни один уголок на
Земле не станет близким и дорогим, даже если он внесён в реестр природных
или исторических памятников. Любознательное и внимательное отношение к
тому, что нас окружает, помогает выявить множество замечательных
ландшафтов, уникальных исторических мест, архитектурных творений.
Необходимость патриотического воспитания сегодня очевидна
каждому. Наукой этнологией доказано, что человек как биологическое
существо смог адаптироваться практически на всей территории суши,
благодаря тому, что структура антропосферы земли этнически мозаична.
Многие народы населяют Урал: татары, марийцы, башкиры, белорусы,
грузины, армяне и другие. Поэтому необходимо воспитывать любовь к
родному краю, любовь и уважение к своему народу, традициям и обычаям
других народов. Истребление любого из этносов ведёт к катаклизмам
истории. Необходимейшие условия бытия этноса (народа) – это
национальное самосознание и историческая память (традиции). Стирание
этих условий может привести к самоликвидации этноса.
Краеведческое движение – это одно из направлений дополнительного
образования, основой которого является развитие исторических,
географических знаний и представлений детей о родном крае, месте своего
проживания. Растущий духовный запрос, неослабевающий интерес к истории
края, памятникам истории и культуры вызывают стремление к более
глубокому и широкому знакомству с достопримечательностями города и
края.
Программа специально разработана в целях сохранения традиций городского
округа по формированию патриотического самосознания обучающихся.
Программа направлена на организацию полноценного досуга обучающихся.
Программа не предполагает конкурсного отбора, рассчитана на
сопровождение всех категорий обучающихся.
3

Программа предусматривает для обучающихся возможность выбора и
построения индивидуальной образовательной траектории.
Цель программы: формирование у обучающихся навыков историкокраеведческой деятельности.
Задачи:
1.
Формирование у обучающихся знаний историко-краеведческой
терминологии.
2.
Формирование готовности к использованию краеведческих знаний и
умений в повседневной жизни.
3.
Формирование представлений о различных сторонах жизни своего
края, города, района и его населения.
4.
Изучение состояния природно-исторических памятников культуры
своего города, края.
5.
Формирование устойчивой связи поколений как средство передачи
культурного наследия.
6.
Включение обучающихся в проектную деятельность.
7.
Формирование познавательных интересов, развитие интеллектуальных
и творческих способностей обучающихся.
8.
Духовное, культурное развитие личности обучающихся.
9.
Воспитание патриотизма, чувства родины, привязанности к родной
земле, языку, культуре, традициям.
Практическая значимость. Обучение по программе поможет детям в
изучении своей малой Родины, будет способствовать воспитанию чувства
гордости за землю, на которой они живут. На основе изучения микроистории
более глубоко можно понять российскую и мировую историю. Ведь место,
где ты живёшь, - это не просто среда обитания, не сумма сооружений,
воздвигнутых для тех или иных надобностей – это, прежде всего живой след
человеческих судеб, проявление их чаяний, надежд, потребностей,
способностей, восторгов и раздумий, любви и ненависти, творческих взлётов.
Отличительная особенность программы.
Программа основывается на программе Муниципальный центр культуры,
здоровья и искусства «Новая Авеста» программа дополнительного
образования детей «Историческое краеведение» В.А. Скокова - Екатеринбург
и отличается от неё тем, что она рассчитана на 2 года обучения. Изучается
многонациональность Урала, проводятся беседы об уральских горах и
камнях,устном народном творчестве, о лекарственных и ядовитых растениях
нашего края, туризме, об основах экскурсоведения. Изучается история
города Красноуфимска. Проводятся беседы о крестьянской, гражданской и
Великой Отечественной войне на Урале. Дети составляют генеалогическое
древо своего рода; берут интервью у ветеранов войны, беседуют с почётным
гражданином города и осуществляют проектную деятельность.
Адресат программы. Возраст обучающихся по программе - 9-12 лет. В
младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами
развития. Их выявление и эффективное использование – одна из главных
4

задач возрастной и педагогической психологии. В младшем школьном
возрасте дети включаются в новые для них виды деятельности и систему
межличностных отношений, охотно выбирают занятия по интересам и
включаются в творческую деятельность. Общими характеристиками всех
познавательных процессов обучающихся становятся их произвольность,
продуктивность и устойчивость. Младший школьный возраст – возраст
достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые
отношения со взрослыми и сверстниками, включение в новые виды
деятельности. Всё это решающим образом сказывается на формировании и
закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к обучению и
связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг
интересов, развивает способности.
В
этом
возрасте
у
обучающихся достаточно развит самоконтроль, трудовые умения и навыки,
умение общаться с людьми, ролевое поведение. В этот период происходит их
дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие. Немаловажное
значение в развитии младшего школьника приобретает обучение в
учреждении дополнительного образования.
Средний школьный возраст - самый благоприятный для формирования
навыков в избранном виде деятельности и творческого развития. В этом
возрасте обучающимся нравится решать проблемные ситуации, находить
сходство и различие, определять причину и следствие, им интересны
учебные занятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение.
Самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать
свою правоту. В этом возрасте важное значение приобретает чувственная
сфера. Поэтому, педагог должен быть внимателен к внутреннему миру
обучающихся, больше уделять внимание индивидуальной работе, проблемы
обучающихся решать наедине с ним. В этом возрасте подростки весьма
подражательны. Для формирования нравственных качеств личности
необходимо знакомство с примерами положительных идеалов.
Особое
значение для подростка в этом возрасте имеет возможность самовыражения
и самореализации. Обучающимся будут интересны занятия в творческом
объединении, которые служат их активному самовыражению в избранном
виде деятельности, учитывают их интересы и способности.
Объем программы – 288 часов.
Срок реализации программы – 2 года.
Режим занятий:
Занятия проводятся по 2 часа 2 раза в неделю. Продолжительность
занятий 45 минут с 10-минутным перерывом для отдыха детей и
проветривания помещений. Число обучающихся, одновременно находящихся
в учебной группе составляет от 8-ми до 10-ти человек.
Форма обучения: очная.
Виды занятий. В основном занятия по программе проходят в виде
учебных занятий, которые состоят из теоретической и практической работы.
Теоретическая часть включает в себя: изучение краеведческого дела,
изучение истории родного края, города; знакомство с памятниками культуры,
5

природы и архитектуры; изучение лекарственных и ядовитых растений
нашего края, устного народного творчества, народных игр. Беседы о
крестьянской, гражданской и Великой Отечественной войне на Урале.
Знакомство
с
историческими
источниками,
туризмом,
основами экскурсоведения и основами проектной деятельности.
Инструктажи по технике
безопасности, правилам дорожного движения,
пожарной безопасности, беседы о негативных явлениях и
киберзависимости.
Практическая работа: экскурсии по городу, его окрестностям,
экскурсии в музеи, выставочные залы, библиотеки, на природу. Выполнение
творческих работ из природного материала, пластилина, бумаги. Проводятся
игры, конкурсы рисунков, плакатов, выпуск газет. Осуществление проектной
деятельности.
Содержание программы условно можно разделить на 2 этапа.
Этапы реализации программы:
1- ый этап предполагает знакомство с историей родного края; основами
генеалогического древа; памятниками истории, культуры, природы и
архитектуры
Свердловской
области,
Красноуфимска
и
района;
лекарственными и ядовитыми растениями нашего края; предполагает
формирование представлений о литературном наследии Урала; о водных
ресурсах нашего города.
2- ой этап предполагает формирование представлений об устном народном
творчестве народов, населяющих Урал; исторических источниках; туризме и
основам экскурсоведения; знакомство с основами проектной деятельности.
Планируемый результат :у выпускника сформированы навыки
историко-краеведческой деятельности.

6

Комплекс организационно-педагогических условий,
включая формы аттестации
Учебный план
1 год обучения
№

ТЕМА

Общее
количество
учебных
часов

В том числе:

Теория Практик
а

Формы
промежуточно
й
аттестации

1.

Вводное занятие

2

2

2.

История древних
времен края

16

6

10

Контрольное
задание

3.

Урал – край родной

16

8

8

4.

Моя малая Родина

16

8

8

Контрольное
задание
Срез знаний

5.

Памятники истории и
культуры
Памятники природы

20

10

10

11

5

6

21

10

11

8.

Архитектурные
памятники
Водные ресурсы

7

3

4

9.

Зелёная аптека

11

5

6

10. Литературное
наследие Урала
11. Моя родословная

13

6

7

12

6

6

ИТОГО:

144

69

75

6.
7.

Анкетирование

Защита
проектов
Срез знаний
Контрольное
задание
игровая
программа
игровая
программа
Срез знаний
Защита
проектов

7

2 год обучения

№

ТЕМА

В том числе:
Общее
количество Теория Практик
учебных
а
часов
2
2

Формы
промежуточной
аттестации

1.

Вводное занятие

2.

Загадки
глубин
Пермского моря

16

6

10

Контрольное
задание

3.

Устное народное
творчество

17

8

9

игровая
программа

4.

Народные игры

11

5

6

5.

Исторические
источники
Урал в годы
гражданской и
Великой
Отечественной
войны

22

10

12

15

7

8

игровая
программа
Контрольное
задание
Защита проектов

6.

7.
8.
9.

Туризм, как процесс
познания родного
края
Основы
экскурсоведения
Основы проектной
деятельности
ИТОГО:

19

9

10

21

10

11

21

10

11

144

67

77

Диагностировани
е

Срез знаний
Контрольное
задание
Контрольное
задание

8

Содержание программы
1 год обучения
Тема 1.Вводное занятие.
Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с работой творческого
объединения. Распределение рабочих мест. Понятия: «краеведение»,
«краевед», «Родина», «родной край».
Тема 2. История древних времен края.
Палеонтология как наука. Палеонтолог – исследователь прошлого Земли.
Периодизация. Пермский период на Урале. Причины появления Пермского
моря. Р.И. Мурчинсон, М.А. Клер и другие ученые –палеонтологи на Урале.
Древние моллюски и их видовое разнообразие. Трилобиты и их собратья,
среда обитания и особенности жизнедеятельности. Аммониты и другие
брюхоногие. Красноуфимск – Родина геликоприона. Пермская флора.
Методы изучения палеонтологической находки. Оборудование и материалы
палеонтолога. Окаменелости и отпечатки – в чем отличия понятий.
Практическая работа: экскурсия по древним коралловым рифам в центре
города. Определение типа находки. Дидактические игры: «Найди
окаменелость или отпечаток», «Собери картинку и назови», «Юный
палеонтолог», «Морская рыбалка на ископаемых». Экспедиция в карьеры
(Соболевский, Селекционовский, Каменный). Занятие на местности на
территории карьера в верх-Никитино.
Тема 3. Урал – край родной.
Территория и границы родного края. Формирование коренных народов
Урала. Многонациональный Урал: татары, марийцы, башкиры, белорусы,
грузины, армяне. История освоения, проникновения русских на Урал.
Характеристика нашей области. Экология Урала. Уральские горы. Рассказы о
камнях Урала.
Практическая работа: Исследование свойств камня. Творческий проект «Как
я отношусь к родному краю». Аппликация из природного материала
«Уральские горы». Игры: «Собери название рек Свердловской области»,
«Что? Где? Когда?».
Тема4.Моя малая Родина.
Беседа об истории Красноуфимска. Характеристика города. История
возникновения Красноуфимской крепости. Вклад уральцев в российскую
боевую славу. Крестьянская война в Красноуфимске. Красноуфимск в годы
гражданской войны. Великая отечественная война. Послевоенное развитие
города в середине 20-го века. Беседа «Ветераны великой победы».
Туристические ресурсы города. Герб Красноуфимска.
Практическая работа: Знакомство с местами героических сражений.
Встреча с ветеранами армии и флота, участниками боевых событий.
Интервью у ветеранов войны «Как вы жили?» Беседа с почётным
гражданином города. Сбор и подготовка материалов для выставки.
9

Изготовление фотоальбома «Современный город Красноуфимск».
Составление и решение кроссворда на тему «Мой город – Красноуфимск».
Тема 5. Памятники истории и культуры.
Памятники культуры и их значение: историческое и художественное.
Скульптурные памятники города, события и люди с которыми они связаны.
Исторические и культурные памятники – достояние народа. Народное
искусство: памятники, здания, старые вещи, документы, картины, статуи.
Охрана памятников истории и культуры. Закон об охране и использовании
памятников истории и культуры. Значение памятников истории и культуры.
Реставрация, консервация и ремонт памятников истории. Работа организаций
по охране памятников истории и культуры. Историческая, научная,
художественная и культурная ценность памятников истории и культуры.
Классификация памятников истории и культуры. Памятники истории –
здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные с важнейшими
историческими событиями в жизни народа. Памятники археологии –
городища, курганы, остатки древних поселений, укреплений, производств,
каналов, дорог, древние места захоронений, каменные изваяния, наскальные
изображения, старинные предметы, участки исторического культурного слоя
древних населённых пунктов. Памятники искусства - произведения
монументального, изобразительного, декоративно-прикладного искусства.
Документальные памятники – письменные и графические документы,
кинофотодокументы и звукозаписи, древние рукописи и архивы, записи
фольклора и музыки, редкие печатные издания.
Практическая
работа:
тематические
экскурсии
по
городу.
Фотографирование памятников культуры. Игра «Где эта улица, где этот
дом…». Составление «Закона об охране памятников истории и культуры».
Плакат «Охрана памятников истории и культуры – долг каждого
гражданина». Составление и решение кроссворда на тему: «Виды
памятников истории и культуры». Сбор фотографий, зарисовок, картинок,
рисунков памятников. Оформление альбома «Исторические и культурные
памятники».
Тема 6. Памятники природы.
Памятники природы Свердловской области, Красноуфимска и района.
История их образования. Охрана памятников природы.
Практическая работа: Поход к памятникам природы. Творческий проект
«Наши памятники природы» и его защита.
Тема7. Архитектурные памятники.
Понятие «архитектура». Архитектура как область человеческой
деятельности. Архитектурные памятники. Разнообразие архитектурных
стилей.
Украшение
зданий.
Творчество
народа.
Памятники
градостроительства и архитектуры – архитектурные ансамбли и комплексы;
исторические центры, кварталы, площади, улицы; остатки древней
планировки и застройки города; сооружения гражданской, промышленной,
военной, культовой архитектуры. Памятники архитектуры города
10

Красноуфимска: православные храмы: Александро-Невская церковь и СвятоТроицкий собор; здание железнодорожного вокзала; краеведческий музей;
музей земской больницы; здание дома детского творчества. Охрана
памятников – долг каждого россиянина.
Практическая работа: Подготовка и выпуск стенгазет, просветительских
стендов. Экскурсии по городу, экскурсия в городской краеведческий музей,
музей дома детского творчества «Страницы истории». Фотографирование
памятников архитектуры. Сбор фотографий, зарисовок, картинок, рисунков
памятников архитектуры. Оформление альбома «Памятники архитектуры».
Тема8.Водные ресурсы.
Водные ресурсы нашего города. Река Уфа, её прошлое и настоящее.
Обитатели водоёмов, их вред и польза.
Практическая работа: Экскурсии на реку Уфа осенью, зимой, весной.
Определение засоренности, наша помощь. Изготовление аппликации «Река
Уфа» из природного материала. Оформление стенгазеты «Правила поведения
на реке».
Тема9.Зелёная аптека.
Лекарственные растения нашего края, города, района, их характеристика.
Правила сбора лекарственных трав. Ядовитые растения нашего леса, их
характеристика.
Практическая работа: Творческий проект «Ядовитые и лекарственные
растения», его защита. Изготовление аппликации из природного материала и
пластилина «Растения нашего края».
Тема10. Литературное наследие Урала.
Народные сказки, пословицы, поговорки. Павел Петрович Бажов – певец
сказов уральского рабочего. Особенный уральский говор сказов. Герои
«Малахитовой шкатулки». Творчество современных уральских писателей.
Практическая работа: Анализ литературных произведений. Рисунки к
литературным произведениям. Составление и решение кроссвордов на тему
«Творчество уральских писателей».
Тема 11.Моя родословная.
Генеалогическое древо своего рода. Начало моей биографии, первые
воспоминания, родословная. Мир интересов и увлечений. Мои возможности,
способности. Моё представление о других людях, о мире, о городе
(Красноуфимске).
Практическая работа: Самопрезентация «Я и моя родословная».
Составление своего портрета. Письменный рассказ о себе. Игры: «Словесный
портрет», «Характер – по фотографии». Конкурс «Кто ты? Какой ты?»

11

2 год обучения

Тема 1.Вводное занятие
Инструктаж по ТБ и ПБ. Понятие «историческое краеведение». Истоки
краеведения.
Тема 2. Загадки глубин Пермского моря.
Палеонтология в лицах. Правила описания палеонтологической находки.
Кораллы и мшанки, их разновидности. Брахиоподы Красноуфимска. Рыбы и
морские «чудовища» Пермского моря. Историческое русло реки Уфы.
Практическая работа: экскурсия по городу в поисках коралловых рифов.
Описание палеонтологической находки. Написание доклада на выбранную
тему. Занятие на местности «Тайны недр карьера» (На территории
Селекционной станции), Экскурсия к реке Уфе. Зарисовка старого русла
реки. Экскурсия в городской архив.
Тема3.Устное народное творчество
Художественная
творческая
самодеятельность
народа.
Народные
художественные промыслы. Народная архитектура. Декоративно-прикладное
творчество. Народные традиции, обычаи, обряды. Жанры фольклора: сказки,
былины, предания, песни, пословицы. Поэтическо-песенное, музыкальное и
танцевальное творчество.
Практическая работа: Викторина «Устное народное творчество». Конкурсы
на лучшего знатока сказок, считалок, пословиц и поговорок.
Тема4.Народные игры
Понятие «народные игры». История возникновения и развития народных игр.
Классификация народных игр: а) по видовому отражению национальной
культуры (отражается отношение к окружающей природе, быт народов,
вечная борьба добра против зла); б) по интенсивности используемых в игре
движений (игры бывают малой, средней и высокой интенсивности); в) по
типу двигательного действия, преимущественно входящего в игры (с бегом, с
прыжками в высоту, в длину с места и с разбега, с метанием в подвижную и
неподвижную цель, с бросками и ловлей мяча); г) по содержанию и
сложности построения игры (простые, переходящие, командные); д) по
способу проведения (с водящим, без водящего, с предметами, без предметов,
ролевые, сюжетные); е) по физическим качествам, преимущественно
проявленным в игре (игры, преимущественно способствующие воспитанию
силы, выносливости, ловкости, быстроты, гибкости). Значение народных
игр. Подвижные, обрядовые, праздничные игры. Общественные функции
народных игр: воспитательные, военно-спортивные, ритуальные, зрелищноэстетические, коммуникативные. Взаимовлияние культур народов. Беседа о
русских народных играх: горелки, криночки, пятнашки, лапта. Лапта –
народная игра. История игры. Упоминание игр в литературе, фильмах.
Правила игры, её особенности. Терминология игры. Роль капитана команды.
Татарские народные игры: продаём горшки, ловишки. Марийская народная
игра «Биляша». Удмуртские горелки. Чувашская народная игра «В цветы».
Практическая работа: Тренировки. Игры. Соревнования между командами.
12

Творческий проект «Роль народных игр для современного мира».
Составление и решение кроссворда по теме: «Народные игры».
Тема5.Исторические источники Вещественные источники. Археологические
материалы. Законодательство об охране памятников археологии. Памятники
архитектуры. Изобразительные источники – прекрасный документальный
материал (рисунки, картины, фотографии).
Письменные источники. Возникновение письменности. Рукописи:
юридические акты, писцовые книги, приказная документация, письма,
послания, записки. Книгопечатание. Печатные издания для краеведов – как
источник по истории края и как историко-культурная ценность. Начало
русской периодической печати.
Устные источники. Язык – древнейшая форма общения людей. Язык как
основное хранилище многовекового исторического опыта. История слов.
Практическая
работа:
Исследовательская
работа
«Выявление
первоначального смысла слов». Составление и решение кроссворда на тему:
«Какие вы знаете исторические источники?». Конкурс «Расшифруй своё
имя».
Тема 6. Урал в годы гражданской и Великой Отечественной войны
Урал – опорный край державы. Урал в годы гражданской войны. События
Великой Отечественной войны на Урале. Участники Великой Отечественной
войны Урала – фронтовики и работники тыла. Трудовой подвиг уральцев.
Практическая работа: Сбор исторических сведений о событиях
гражданской и Великой Отечественной войны. Экскурсия в краеведческий
музей. Встреча с участниками ВОВ. Запись воспоминаний участников ВОВ.
Составление рукописной книги воспоминаний. Сбор сведений о памятниках
ВОВ и уход за ними.
Тема7.Туризм, как процесс познания родного края
Понятие «туризм». Туристские путешествия, история развития туризма.
Виды туризма: внутренний, иностранный, познавательный, спортивный,
любительский, пригородный, деловой, религиозный, прогулки, походы,
лагеря, слёты. Организация туризма в России. Туристские возможности
родного края. Законы туристов. Физическая подготовка туриста.
Практическая работа: Составление схемы «Законы юных туристов». Поход
выходного дня. Решение кроссворда на тему «Туризм». Творческий проект
«Туризм в моей жизни». Ролевая игра «Мы туристы».
Тема8.Основы экскурсоведения
Понятие «экскурсия». Возникновение экскурсионного дела в России.
Развитие и совершенствование экскурсионного дела в России.
Функции экскурсии. Признаки экскурсии. Показ и рассказ, их особенности.
Экскурсионный метод как способ изучения объектов.
Классификация экскурсий по содержанию, по составу участников, по месту
проведения, по способу передвижения, по форме проведения. Экскурсиямассовка, экскурсия-прогулка, экскурсионный спектакль, учебная экскурсия,
пробная экскурсия. Значение каждого признака в экскурсии.
13

Значение экскурсий. Музейные экскурсии. Значение музеев. Культурнообразовательная деятельность музеев. Музеи в городе, их функции.
Особенности проведения экскурсии в музее. Правила поведения в музеях.
Природоведческие экскурсии. Универсальное значение природы в развитии
личности. Вдохновляющее значение природы. Охрана природы – долг
каждого экскурсовода. Тематические и обзорные природоведческие
экскурсии. Методика подготовки и проведения экскурсий в природу.
Автобусные экскурсии. Характерные особенности автобусных экскурсий:
многоплановость, комбинированность, движущаяся панорама «экспозиции».
Рассказ и показ в движении, на остановках и с выходом из автобуса.
Значение автобусных экскурсий. Организационно-технические условия,
правила безопасности, связанные с проведением автобусных экскурсий.
Практическая работа: Ролевая игра «Экскурсовод». Составление «дерева»
психологических качеств личности экскурсовода. Конкурс «Лучший
экскурсовод». Творческий проект «Профессия экскурсовод». Экскурсии в
музей города, в музей дома детского творчества; к уникальным памятникам
природы; автобусная экскурсия по городу с выходом из автобуса.
Составление карты-схемы автобусных маршрутов. Описание природных
объектов. Экологические акции по очистке реки, уборка территорий.
Конкурсы на лучшую рекламу «Приглашение на прогулку», на лучший
сценарий на тему «Здравствуй, музей!». Создание плаката «Красота вокруг
нас – береги её!».
Тема9.Основы проектной деятельности
Понятие «проект». Структура проекта. Тип проекта. По доминирующей в
проекте
деятельности:
исследовательский,
творческий,
игровой,
информационно-поисковый,
практико-ориентированный
(учитывает
социальные интересы участников, четко ориентируется на результат).По
предметно-содержательной области: культурологический (литературный,
музыкальный, лингвистический), естественно-научный, экологический,
спортивный, географический, исторический. По количеству участников
проекта: личный, парный, групповой. По времени проведения:
непродолжительный, продолжительный. По характеру контактов (степени
охвата): в рамках группы, района, в масштабе города, региона, страны.
Паспорт проекта: исследовательский и социальный, их структура.
Практическая работа: Анкетирование. Игра «Молекула хаос». Проект
«Город моей мечты». Проект-исследование «История Советской улицы»
(улица по выбору обучающихся), проект-встреча «Творчество уральского
писателя» (на выбор).Учебно-исследовательские проекты: «Моя малая
Родина», «Красноуфимск,
горжусь
историей
твоей»,
«Достопримечательности Красноуфимска».

14

Планируемые результаты
Обучающиеся первого года обучения приобретают знания:
- понятия «краеведение», «краевед», «Родина», «родной край»;
- территорию и границы родного края;
- историю, быт, культуру родного края;
- особенности природных условий родного края;
- историю возникновения Красноуфимской крепости;
- памятники культуры и их значение;
- исторические и культурные памятники (здания, старые вещи, документы,
картины, статуи);
- закон об охране памятников истории и культуры;
- классификацию памятников истории и культуры (памятники истории,
археологии, документальные);
- памятники архитектуры;
- основные направления развития отечественной архитектуры;
- водные ресурсы нашего города;
- основные правила поведения в городе, на дороге, в транспорте, в лесу;
- лекарственные и ядовитые растения нашего края;
- правила сбора лекарственных трав;
- творчество современных уральских писателей;
- значение истории для современности, для жизненного самоопределения;
- этнокультурные, социальные различия и ценности жителей, народов Урала.
Сформированы умения:
- самостоятельно работать со средствами массовой информации;
- ориентироваться по карте, компасу;
- делать поделки из природного материала, аппликации;
- различать ядовитые растения;
- оценивать своё поведение на природе;
- выражать своё отношение, давать оценку помыслов и поступков
вымышленных, литературных персонажей и реальных людей;
- делать самопрезентацию «Я и моя родословная».
Обучающиеся второго года обучения приобретают знания:
- понятие «историческое краеведение»;
- истоки краеведения;
- жанры фольклора (сказки, былины, предания, песни, пословицы);
- народные игры (подвижные, обрядовые, праздничные);
- исторические источники (вещественные, письменные, устные);
- события гражданской и Великой Отечественной войны на Урале;
- трудовой подвиг уральцев;
- понятие «туризм»;
- историю развития туризма;
15

- виды туризма (внутренний, иностранный, познавательный, спортивный,
любительский, пригородный, деловой, религиозный, прогулки, походы,
лагеря, слёты);
- законы туристов;
- понятие «экскурсия»;
- историю возникновения экскурсионного дела в России;
- классификацию экскурсий (по содержанию, по составу участников, по
месту проведения, по способу передвижения, по форме проведения,
экскурсия-массовка, экскурсия-прогулка, экскурсионный спектакль, учебная
экскурсия, пробная экскурсия);
- значение экскурсий;
- правила поведения в музеях;
- правила безопасности, связанные с проведением автобусных экскурсий;
- понимать значение УНТ для современности.
Сформированы умения:
- отобрать и изучить экскурсионные объекты;
- составить маршрут, подготовить текст и провести экскурсию;
- соотносить свои психологические особенности с требованиями профессии
экскурсовода;
- самостоятельно работать с разнообразными научными источниками
(литературными, архивными, статистическими) оценивать их и делать
выводы;
- осознавать экскурсионные объекты как культурную, историческую
ценность города;
- выразить слушателям гордость за землю, на которой живёшь, любовь к ней
и необходимость охранять среду своего обитания;
- осуществлять проектную деятельность.

Календарный учебный график
Начало учебного года
Окончание учебного
года
Продолжительность
учебного года
Периодичность
текущего контроля
успеваемости и
промежуточной
аттестации
обучающихся

01 сентября 2024 г.
31 мая 2025г.
36 учебных недель и 6 дней
Входной контроль осуществляется в период с 01
сентября по 10 сентября.
Текущий контроль осуществляется с 10 сентября по
26 декабря, с 10 января по 20 мая.
Промежуточная аттестация осуществляется в
период с 27 по 31 декабря (за 1 полугодие), с 21 по
31 мая.
16

Оценочные материалы
Периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся по программе осуществляется
согласно календарного учебного графика.
Формы текущего контроля и промежуточной аттестации
обучающихся:
Входной контроль :собеседование, анкетирование с целью выявления
образовательного уровня обучающихся, их интересов и способностей при
поступлении в творческое объединение. Тестовые задания: «Умеете ли вы
ориентироваться в любой ситуации?», «Ваша самооценка».
Текущий контроль:
- наблюдение за выполнением заданий, требований педагога;
- анализ творческих работ обучающихся;
- анкеты на знание истории города;
- кроссворды на темы: «Мой город – Красноуфимск», «Творчество уральских
писателей», «Какие вы знаете исторические источники?», «Виды памятников
истории и культуры», «Туризм», «Мой любимый город», «Какие вы знаете
исторические источники?»;
- выставки творческих работ обучающихся;
- написание доклада на выбранную тему;
- тематические выставки;
- участие в историческом ориентировании;
- участие в краеведческих конкурсах.
Итоговый контроль:
- участие в выставках, конкурсах: «Где эта улица, где этот дом…», «Кто ты?
Какой ты?», «Расшифруй своё имя», «Лучший экскурсовод», «Приглашение
на прогулку», «Семейные ценности», конкурсы на лучшего знатока сказок,
считалок, пословиц и поговорок;
- творческие проекты и их защита: «Как я отношусь к родному краю», «Наши
памятники природы», «Ядовитые и лекарственные растения», «Профессия
экскурсовод», «Туризм в моей жизни», «Город моей мечты». Проектисследование «История Советской улицы», проект-встреча «Творчество
уральского писателя». Учебно-исследовательские проекты: «Моя малая
Родина»,
«Красноуфимск,
горжусь
историей
твоей»,
«Достопримечательности Красноуфимска»;
- праздники: «Берегите воду!», «Край ты наш родной!», национальные
праздники «Новый год», «Масленица», «Пасха», татарский праздник
«Сабантуй», марийский праздник «Пеледыш Пайрем - Праздник цветов».
- выставка творческих работ обучающихся.

17

Для осуществления текущего контроля и промежуточной аттестации
обучающихся к программе разработаны контрольно – измерительные
материалы, в которых конкретизируются формы, цели, содержание, методы,
текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся, формируется
система оценивания с учетом специфики программы, методических
особенностей:
- опросник для проведения входного контроля;
- экспертные листы;
- протоколы контрольных занятий;
- лист наблюдения.
Кроме того, контрольно-измерительные материалы предусматривают
не только проведение текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся по программе, но и оценку удовлетворённости
качеством дополнительных образовательных услуг.

18

Методические материалы
При проведении занятий используются методические рекомендации
«Историческое краеведение» В.А. Скоковой, которые способствуют
изучению многонациональности Урала, устного народного творчества,
лекарственных и ядовитых растениях нашего края, туризма, основ
экскурсоведения.
Методическая литература:
1.
С любовью к России. Авт. – сост. Е.М. Гажур, Л.А. Сидорова –
М.: Воспитание дошкольника, 2007. – 128 с.
2.
Школа юного краеведа. 3 – 4 классы: материалы к занятиям / Авт.
сост. Е.А. Ляшенко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 158 с.
Куликов, В.М. Школа туристских вожаков: Учеб.-мет. пос. – М.:
ВЛАДОС, 1999. – 144 с.
Программа предусматривает использование элементов следующих
образовательных технологий: метод проектов, проблемное обучение,
педагогика сотрудничества, развивающее обучение.
Образовательный процесс организуется с учетом следующих
принципов: дифференциации, вариативности, адаптивности, непрерывности
и
преемственности,
практической
направленности,
научности,
интегративности, наглядности и доступности.
Данный курс программы предполагает использование методов
обучения:
- словесный (индивидуальные и групповые беседы, рассказ, объяснения,
анализ);
- практический (экскурсии, игры, упражнения, встречи с интересными
людьми, описание исторических и архитектурных объектов, конкурсы,
составление и решение краеведческих кроссвордов, туристическое и
историческое ориентирование, экспедиции, записи видеофильмов о городе);
- наглядный (просмотр видеофильмов, иллюстраций, моделей, макетов).
Средства обучения:
- учебно-наглядные пособия (учебно-методические пособия, видеофильмы,
иллюстрации, таблицы, картины, схемы, плакаты, карточки-задания,
географические карты);
- технические (компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска,
кино-, видеофильмы).
Для проведения инструктажей необходимо иметь инструкции:
- правила по технике безопасности;
- правила пожарной безопасности;
- правила электробезопасности;
- правила дорожного движения.

19

Список литературы
Учебная литература:
1. Арсенина Е.Н. Возьми с собою в лагерь. – Волгоград, 2007г.
2. Архипова Н.П. Заповедные места Свердловской области. - Екатеринбург,
1999.
3. Архипова, Н.П. Окрестности Свердловска. Свердловск: Сред.-Урал. кн.
изд-во, 1981. – 191 с.
4. Архипова Н.П. Как были открыты Уральские горы. – Екатеринбург,
1980г.
5. Бажов П.П. Малахитовая шкатулка. – М., 1987.
6. Бальчугов А.Д. Музей и выставки. – Екатеринбург, 1971.
7. Введенский А.А. Дом Строгановых. М., 1962г.
8. Гофман И. Экскурсионно-краеведческое бюро. – М., 1998.
9. Давыдова, Е.Ю. Азбука Истоков. Золотое сердечко. Учеб.пос. для нач.
шк. Книга 1. / Е.Ю. Давыдова, Е.И. Комлева, И.А. Кузьмин. – М.: Истоки;
Екатеринбург: Учебная книга, 2004. – 96 с.
10. Долгушина, И.А. Традиции земли уральской. Учеб.пос. для нач. школы./
А.И. Долгушина, В.В. Субачев. – Екатеринбург: Форум-книга, 2008 . –
128 с.
11. Жужин, Н.С. Первая из первых. Ревда: Ревдинская типография, 2004. 291 с.
12. Каткова, Е.Г. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового
контроля. Природоведение. 4 класс./ Е.Г. Каткова. – М.: ИнтеллектЦентр, 2005. – 64 с.
13. Копылов Д.И. Ермак. – Екатеринбург, 1974.
14. КорепановН.В. Урал. – Екатеринбург, 2007.
15. Коряков О. Родной край. – Екатеринбург, 1996.
16. Косова И.М. Культурно-образовательная деятельность музеев. – М., 1997.
17. Красноуфимск. Авт.-сост. А. Агатицкая. – Свердловск: Средне-Уральское
книжное изд-во, 1970. – 102 с.
18. Красноуфимск. Авт.-сост. А.П. Горюн – Свердловск: Средне-Уральское
изд-во, 1986. – 144 с.
19. Лебедева О.В. Беседы по воспитанию гражданственности. – М., 2005.
20. Малахов А.А. Как произошли Уральские горы. – Екатеринбург, 1953.
21. Митрофанова В.В. Пословицы и поговорки. – М., 1986.
22. Нездолий, Т.П. Природа Среднего Урала. Путешествуем по Свердловской
области. Учеб. пос. для нач. школы (3-4-й кл.). –Екатеринбург: Форумкнига, 2007. – 148 с.
23. Никитин С.П. Народы Среднего Урала. – Екатеринбург, 2006.
24. Петрухин Е.П. Предания Урала. – Екатеринбург, 1991.
25. Рундквист, Н. 33 маршрута выходного дня. Урал Средний и Северный./
Н. Рундквист, С. Кулешова, С. Котельников. Екатеринбург: АЗИМУТ,
2010, - 96 с.
20

26. Рундквист, Н. 33 маршрута выходного дня. Урал Южный и Средний./ Н.
Рундквист, С. Кулешова, Л. Волков. Екатеринбург: АЗИМУТ, 2010, - 96 с.
27. Савенко Е.В. Путешествуем по Уралу. – Екатеринбург, 2006.
28. Сердце Предуралья. Под ред. С.А. Русонова, В.А. Пономарёва, Л.Е.
Алексейчик. – Екатеринбург: Баско, 2007. – 168 с.
29. Скоков В.А. Историческое краеведение. – Екатеринбург, 2000.
30. Смирных А.И. Уездные столицы: культурно-исторические очерки. –
Екатеринбург, 2002.
31. Узикова Н.А. Патриотическое воспитание музейными средствами. –
Екатеринбург, 1999.
32. Филатова Т.Г. Основы экскурсоведения. – Екатеринбург, 2000.
33. Человек пришел на Урал: мифы и легенды, были и былички, записанные
юными летописцами в уральских сёлах и деревнях. – Екатеринбург:
Сократ, 1998. – 160 с.
34. Шкенев В.А. Спортивно-прикладной туризм. – Волгоград, 2009.
Методическая литература:
1. С любовью к России. Авт. – сост. Е.М. Гажур, Л.А. Сидорова – М.:
Воспитание дошкольника, 2007. – 128 с.
2. Школа юного краеведа. 3 – 4 классы: материалы к занятиям / Авт. сост.
Е.А. Ляшенко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 158 с.
Куликов, В.М. Школа туристских вожаков: Учеб.-мет. пос. – М.: ВЛАДОС,
1999. – 144 с.

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».