Муниципальный орган управления образованием
Управление образованием ГО Красноуфимск
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Дворец творчества»
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 008AEF19D18F58B4675A25F8C4EF18C968
Владелец: КОЛЧАНОВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА
Действителен: с 11.11.2024 до 04.02.2026
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа социально-гуманитарной направленности
«Гармония речи»
Возраст обучающихся: 5 – 7 лет
Срок реализации программы – 1 год
Составитель:
Охотникова Лариса Николаевна,
педагог дополнительного образования
Красноуфимск
2024 г.
1
Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования
Пояснительная записка
Направленность программы: социально-гуманитарная.
Актуальность программы. Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа «Гармония речи» (далее - программа) разработана в
соответствии с нормативно-правовыми документами:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. г. № 678-р);
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
6. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N629 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам”;
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей» с изменениями от 01.11.2021 № 934-д;
8. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования
на территории Свердловской области на период до 2035 года».
9.
Методические
рекомендации
«Разработка
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
в
образовательных
организациях» (утверждены приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 04.03.2022
г. №219-д;
10. Муниципальная программа Городского округа Красноуфимск «Развитие
системы образования в городском округе Красноуфимск до 2028 года»
(Постановление администрации ГО Красноуфимск № 1243 от 27.12.2022г.»
11. Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам для включения в систему персонифицированного финансирования
дополнительного образования детей Свердловской области» (Приложение к приказу
ГАНОУ СО Свердловской области «Дворец молодёжи» от 26.02.2021г. № 136-д);
12. Устав МАУДО «Дворец творчества»;
13. Положение о дополнительных общеразвивающих программах и порядке их
утверждения в МАУДО «Дворец творчества»
2
Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для
формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в школе.
Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении, формировать
которое довольно сложно, поскольку ребенку необходимо научиться управлять
своими органами речи, осуществлять контроль за собственной речью. Дошкольный
возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей. Это
создает благоприятные условия для полноценного речевого и психического развития
подрастающего человека.
Занятия с логопедом — основная форма коррекционного обучения,
способствующая постепенному развитию всех компонентов речи и подготовке к
школе. Обучение правильной речи требует регулярных, последовательных занятий,
которые позволяют сформировать у ребенка определенный динамический стереотип.
Настоящая Программа описывает курс занятий по исправлению звукопроизношения
детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) с фонетическим недоразвитием речи,
с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с простой, сложной дислалией, со
стертой формой дизартрии.
Актуальность этой проблемы заключается в том, что своевременное выявление
речевых нарушений способствует более быстрому их устранению, предупреждает
отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на все
психическое развитие ребенка. Именно до поступления в школу возникает
необходимость устранить эти дефекты. В результате проведения специально
организованного обучения можно не только исправить первичный, но и
предупредить вторичный дефекты.
Отличительной
особенностью
данной
Программы
является
ее
индивидуальный подход к организации занятий по исправлению звукопроизношения
детей с фонетическим недоразвитием речи, с фонетико-фонематическим
недоразвитием речи.
Адресат программы. Обучающиеся 5-7 лет.
Общее количество часов в неделю - 1 час.
Характеристика речи детей с фонетическим недоразвитием речи (ФНР)
Фонетическое недоразвитие речи – это нарушение в её звуковом (фонемном)
оформлении при нормальном функционировании всех остальных операций
высказывания.
Нарушение
звукового
оформления
речи
обусловлено
неправильно
сформировавшимися артикуляторными позициями. Чаще всего неправильный звук
по своему акустическому эффекту близок к правильному. Причиной искаженного
произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или
нарушения артикуляционной моторики.
Различают следующие нарушения звуков:
- искаженное произношение звука;
- отсутствие звука в речи;
- замена одного звука другим, близким по своему артикуляционному укладу.
Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
3
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процесса
формирования произносительной системы родного языка у детей с различными
речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
В речи ребёнка с ФФНР отмечаются трудности процесса формирования звуков,
отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.
Определяющим признаком является пониженная способность к анализу и синтезу.
Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФНР является
несформированность процессов восприятия звуков речи.
К ФФНР, осложненному стертой формой дизартрии и сложной дислалии отнесены
дети с остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетикофонематических компонентов языковой системы.
Для детей данного уровня типичным является несколько вялая артикуляция звуков,
недостаточная выразительность речи и нечёткая дикция.
Незавершённость формирования звуко-слоговой структуры, смешение звуков,
низкий уровень дифференцированного восприятия фонем являются важным
показателем того, что процесс фонемообразования у детей не завершен.
Коррекционно-развивающая работа с ФФНР и ФНР строится с учетом особенностей
психической деятельности детей. Таким образом, логопедическое воздействие
органически связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения
управлять собой и другими психическими процессами.
Исходя из неоднородности состава детей с ФФНР и ФНР, обусловленной различной
этиологией нарушения, важно в результате обследования дифференцированно
оценить степень отставания в усвоении учебного материала, также следует
учитывать программные требования данного возраста.
Объём программы – 36 часов.
Сроки освоения программы.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Виды занятий определяется характером и степенью выраженности речевого
нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей,
скорости усвоения материала.
Продолжительность индивидуальных занятий составляет 30 минут.
4
Раздел 2. Цель и задачи дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Цель Программы: построение системы коррекционно-развивающей работы для
устранения речевых недостатков у детей с ФФНР и ФНР в возрасте от 5 до 7 лет,
осуществления своевременного и полноценного личностного развития и
предупреждения возможных трудностей в усвоении школьных знаний,
обусловленных речевым недоразвитием.
Основные задачи:
• раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
• изучение уровня и динамики речевого развития ребенка;
• формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных
навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие
фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и
узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова);
• формирование навыков звукового анализа (специальные умственные
действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры
слова);
• развитие
коммуникативно-познавательных
процессов
речевых
способностей, успешности в общении.
Исходной теоретической и методологической основой программы являются
положения, разработанные в отечественной логопедии и психологии Л.С. Выготским
(о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребёнка), П.Я.
Гальпериным (о поэтапном формировании умственных действий), Р.Е. Левиной (о
трёх уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе в
системе специального образования), В.И. Лубовским, Л.Е. Журовой, Т.Б. Филичевой,
Г.В.Чиркиной, Т.А. Ткаченко, Е.М. Мастюковой и другими.
Логопедическая работа, предусмотренная программой, строится на основе
теоретических положений о роли полноценных фонематических процессов в
развитии речи и становления чтения и письма (Н.И. Жинкин, Р.Е. Левина, А.А.
Леонтьев, А.Р. Лурия и др.). В связи с этим программа ориентирована на овладение
артикуляционными характеристиками звуков и их перцептивными признаками,
которые лежат в основе восприятия речевых сообщений и определяют уровень
сформированности языковой способности ребёнка и готовности к овладению
грамотой.
Очень важно, чтобы процесс нормализации речи детей осуществлялся с
учётом общедидактических и специальных принципов:
•
•
воздействие на все стороны речи (принцип системного подхода). Часто
родители акцентируют внимание на одной речевой проблеме ребенка, не
подозревая о том, что речь недоразвита в целом;
опора на сохранное звено. Преодолевая речевое расстройство, специалист
сначала опирается на то, что осталось более сохранным, и лишь потом,
постепенно подключает нарушенное звено к активной деятельности;
5
•
•
•
•
•
•
учет закономерностей нормального хода речевого развития. В овладении
языковыми нормами имеются свои алгоритмы, которые необходимо учитывать;
учет ведущей деятельности. Для ребёнка дошкольного возраста такой
деятельностью является игра. В процессе игры у него возникает множество
вопросов, а значит, он испытывает потребность в речевом общении;
поэтапность: логопедический процесс длительный и целенаправленный.
Выделяются следующие этапы: диагностика (обследование, выявление речевых
нарушений,
разработка
индивидуальной
программы
по
коррекции
(мотивирование обучаемого, подготовка органов артикуляционного аппарата,
отработка правильного речевого дыхания, постановка звуков, автоматизация
звуков в самостоятельной речи, дифференциация смешиваемых звуков); оценка и
контроль (оценивание и динамика в обучении, проверка отсутствия рецидивов);
учёт индивидуальных особенностей. Каждый ребёнок, в особенности ребёнок с
каким-либо отклонение, индивидуален;
взаимодействие (сотрудничество с родителями). Роль родителей в устранении
речевой проблемы – одна из ведущих.
систематичность и взаимосвязь учебного материала, его конкретность и
доступность, постепенность, концентрическое наращивание информации,
что позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения, и в
конечном итоге обеспечивает поступательное развитие.
В работе используются практические (упражнения и дидактические игры),
наглядные (карточки, рисунки, игрушки, различные атрибуты) и словесные (беседа,
рассказ, пояснение, объяснение, вопросы) методы.
Оценка эффективности осуществляется с помощью достижения детей
результатов освоения данной программы, осуществляется путем наблюдений, бесед,
экспериментальных оценок, тестирования, диагностики речи и др.
Коррекционно-педагогический процесс организуется на диагностической основе, что
предполагает систематическое проведение мониторинга речевого развития детей
представляющего собой систему сбора, обработки, хранения и распространения
информации. Данная информация анализируется, и на её основе оценивается
состояние качества работы, выявляются проблемы и разрабатываются
своевременные пути их решения.
Цель обследования:
1.
Выявить нарушения речи у детей.
2.
Качественный анализ особенностей развития речи и коммуникативной
деятельности.
При проведении логопедической диагностики учитываются следующие принципы:
- принцип комплексного подхода к изучению речи ребенка (всестороннее
обследование и оценка развития всех сторон речи ребенка и ее моторнопсихологической базы);
- принцип целостного системного изучения ребенка (обнаружение не просто
отдельных проявлений нарушений, но и связи между ними, систему нарушений –
первичных, вторичных);
6
- принцип динамического изучения (учет зоны актуального и ближайшего развития);
- принцип качественного и количественного анализа данных (изучение отношения
испытуемого к заданиям, способы ориентировки в условиях задания, характер
ошибок, отношение к результату своей деятельности;
- принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии.
Объектом изучения при обследовании является речь и ее моторнопсихологическая база у ребенка.
Диагностика речи детей носит комплексный характер и проводится с
использованием
специальных
методик
и
диагностического
материала
(иллюстрированный материал для обследования устной речи детей старшего
дошкольного
возраста
Иншаковой
О.Б.,
иллюстрированную
методику
логопедического обследования Волковской Т.Н., элементы методики Фотековой
Т.А., тестовую методику Колесниковой Е.В.(все возрастные группы).
При проведении диагностики учитываются возрастные особенности детей.
Приёмы диагностического изучения:
• Беседы с родителями
• Беседа с детьми.
В ходе обследования изучаются следующие составляющие речевую систему
компоненты:
1. Фонематическое восприятие
2. Артикуляционная моторика
3. Звукопроизношение
4. Сформированность звуко-слоговой структуры
5. Грамматический строй речи (словоизменение и словообразование)
6. Словарный запас
7. Фразовая и связная речь
При успешной коррекционно-логопедической работе дети должны научиться:
• фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
• правильно передавать слоговую структуру слов с исправленными звуками,
используемых в самостоятельной речи;
• пользоваться в самостоятельной речи исправленными звуками в простых
распространенных и сложных предложениях, при пересказе, в диалогической речи;
• владеть навыками словообразования с исправленными звуками: продуцировать
названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и
глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и
прочее;
• грамматически правильно оформлять фонетическую сторону самостоятельной речи
в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны
проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги — употребляться
адекватно;
• использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических
категорий с правильным их произношением (существительных, глаголов, наречий,
7
прилагательных, местоимений и т. д.).
Ожидаемый результат соответствие показателей речевого развития возрастной
норме, сформированность предпосылок учебной деятельности.
8
Учебный (тематический) план
В том
числе
теория практика
Формы аттестации/
контроля
1
0
1
Диагностика
2
Подготовка к постановке 2
звука
Артикуляционная гимнастика.
Пальчиковая гимнастика.
1
1
Анализ
3
Постановка и первоначальное 10
закрепление звуков [к],[к'],
[х], [х'], [j], [ы], [с], [з], [ц],
[с'], [з'], [л'], [ш], [ж], [л], [р],
[р'] и др.
Преодоление затруднений в
произношении сложных по
структуре слов, состоящих из
правильно
произносимых
звуков.
2
8
Текущий контроль
4
Формирование практически 20
правильной речи. Звуковой
анализ и синтез слогов и слов.
Закрепление
правильного
произношения
звуков.
Различение звуков на слух:
гласных,
согласных
в
различных
звуко-слоговых
структурах и словах без
проговаривания.
5
15
Текущий контроль
5
Дифференциация правильно 3
произносимых звуков.
Усвоение слов различной
звуко-слоговой
сложности
(преимущественно двух- и
трехсложных) в связи с
закреплением
правильного
произношения
звуков.
Усвоение
доступных
ритмических моделей.
1
2
Срез знаний
Итого
9
27
№
п/п
1.
Тема
Вводное занятие
Общее
количество
часов
36
9
Тематическое планирование
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Тема занятия
Звук[У] и буква У
Звук[А] и буква А
Звуки [А], [У]
Звук[И] и буква И
Звуки [П], [П']
буква П
Звук[Т] и буква Т
Звуки [К] и [К’]
буква К
Звуки [П]-[Т]-[К]
Звук[О] и буква О
Звук [Л’].
Звуки [Х] и [Х’]
буква Х. Звуки [К],
[Х]
Звук[ы] и буква ы
Звуки [ы], [и]
Звуки [М] и [М’]
буква М
Звук [С] и буква С
Всего
Кол-во часов
Теория
Практика
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
1
1
1
1
1
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
Формы
аттестации\
контроля
Наблюдение
Анализ
логопедический
Анализ
логопедический
Анализ
логопедический
Анализ
логопедический
Анализ
логопедический
Анализ
логопедический
Анализ
логопедический
Анализ
логопедический
Анализ
логопедический
Анализ
логопедический
Анализ
логопедический
10
13.
14.
15.
16.
Звуки [С] – [С’]
Звук [Н], буква Н
Звук [З] и буква З
Звуки [З] – [З’]
Звуки [С] – [З]
Звук [Б] и буква Б
17.
Звуки [Б] – [Б’]
18.
19.
Звуки [П] – [Б]
Звук [В] и буква В
Звук [Д] и буква Д
20.
Звуки [Т] – [Д]
21.
Звуки [Т’] – [Д’]
Звуки [Г] – [Г’].
22. Буква Г.
Звуки [К] – [Г].
23. Звук [Э] и буквы Э, Е
24.
Звук [Л] и буква Л
Звуки [Л] – [Л’]
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
Анализ
логопедический
Анализ
логопедический
Анализ
логопедический
Анализ
логопедический
Анализ
логопедический
Анализ
логопедический
Анализ
логопедический
Анализ
логопедический
Анализ
логопедический
Анализ
логопедический
Анализ
логопедический
Анализ
логопедический
11
25.
Звук [Ш] и буква Ш
Звуки [С] – [Ш]
26. Буква Я
27. Звук [Р] и буква Р
28.
Звук [Р’]
Звуки [Р] – [Р’]
29. Звуки [Р] – [Л]
30.
Звук [Ж] и буква Ж
Звуки [Ж] – [З]
31. Звуки [Ж] – [Ш]
Звук [Ц] и буква Ц
32.
Звуки [С] – [Ц]
33.
Звук [Ч] и буква Ч
Звуки [Ч] – [Т’] - [С’]
34. Буква Ю
35.
Звуки [Ф] – [В]
Буква Ф
Звук [Щ] и буква Щ
36. Звуки [Щ] – [С’]- [Ч] –
[Т’]
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
Анализ
логопедический
Анализ
логопедический
Анализ
логопедический
Анализ
логопедический
Анализ
логопедический
Анализ
логопедический
Анализ
логопедический
Анализ
логопедический
Анализ
логопедический
Анализ
логопедический
Анализ
логопедический
Анализ
логопедический
12
Итого
36
18
18
Анализ
логопедический
Содержание учебного (тематического) плана
№
Тема занятия
Развитие слухового
восприятия
Содержание
Различение неречевых звуков по высоте, силе, тембру
Различение близких по звуковому составу слов.
Звук[У] и буква У
Выделение начального ударного гласного; употребление в речи
именительного и родительного падежей единственного числа
существительных.
Звук[А] и буква А
Звуки [А], [У]
Анализ звукового ряда из 2-х гласных; употребление косвенных
падежей имен существительных в единственном числе ; соотнесение
существительных с числительными: один, одна, одно.
Звук[И] и буква И
Анализ звукового ряда из 3-х гласных; упражнение в употреблении
именительного падежа множественного числа существительных с
окончаниями -и, -а.
Звуки [П], [П']
буква П
Выделение последнего глухого согласного. Звуковой анализ и синтез
обратных слогов; согласование глаголов настоящего времени с
существительными в числе
Звук[Т] и буква Т
Звуковой анализ обратных слогов; согласование количественных
числительных с существительными
в именительном и винительном падежах.
Звуки [К] и [К’]
буква К
Звуки [П]-[Т]-[К]
Звуковой анализ и синтез обратных слогов, преобразование в прямые;
упражнения в употреблении родительного падежа единственного
числа.
Звук[О] и буква О
Выделение гласных из середины односложных слов;
упражнение в образовании и употреблении родительного падежа мн.
числа существительных.
Звук [Л’].
Звуки [Х] и [Х’]
буква Х. Звуки [К],
[Х]
Закрепление представлений о мягкости; согласных;
упражнение в различении существительных мужского, женского,
среднего рода и соотнесение притяжательных
Четкое произнесение и различение звуков. Выделение начального
согласного перед гласным. Звуковой анализ и синтез прямого слога.
Закрепление понятия мягкий согласный. Закрепление согласования
количественных числительных в косвенных падежах и
существительных - договаривание предложений.
13
Звук[ы] и буква ы
Звуки [ы], [и]
Звуки [М] и [М’]
буква М
Звук [С] и буква С
Звуки [С] – [С’]
Звук [Н], буква Н
Звук [З] и буква З
Звуки [З] – [З’]
Звуки [С] – [З]
Звук [Б] и буква Б
Звуки [Б] – [Б’]
Закрепление правильного произношения звука. Звуковой анализ слов
без стечения согласных. Воспроизведение звуковых рядов со звуком
[ы].Закрепление образования и употребления притяжательных
прилагательных с суффиксом -ий-. Закрепление образования
относительных прилагательных.
Произнесение и различение звуков. Звуковой анализ и синтез слов.
Преобразование деформированной фразы. Большая буква.
Учить правильно произносить звук [С]. Закреплять навыки звукового
анализа односложных слов без стечения согласных. Упражнять в
звуковом анализе и синтезе двусложных слов с двумя прямыми
открытыми слогами. Упражнять в делении слов на слоги, в
словообразовании относительных прилагательных и согласовании
прилагательных с существительными.
Учить правильно произносить и выделять из слов мягкие согласные
звуки, определять позицию звука в слове. Упражнять в образовании
существительных с помощью уменьшительно-ласкательных
суффиксов, а также в образовании притяжательных прилагательных с
суффиксом -ин-.
Учить правильно произносить и выделять из слов изучаемый звук,
определять его позицию в слове. Закреплять навыки звуко-слогового
анализа слов. Упражнять в словообразовании сложных слов,
употреблении предлогов на, с, со.
Учить правильно произносить и выделять из слов изучаемый звук,
определять его позиции в словах, учить проводить звуко-слоговой
анализ и синтез односложных слов со стечением согласных.
Закреплять навыки звуко-слогового анализа и синтеза двусложных
слов с двумя открытыми слогами. Упражнять в употреблении
предлогов за, из-за.
Учить правильно произносить и различать изучаемые звуки,
проводить звуко-слоговой анализ и синтез слов, оперируя такими
понятиями как звонкий и глухой согласный звук, твёрдый – мягкий
согласный звук, гласный звук. Упражнять в образовании слов с
помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, в употреблении
предлогов в различного типа предложениях. Закрепление
употребления предлогов за, из-за.
Учить правильно произносить, выделять из слов и определять
позицию заданного звука в слове. Закреплять навыки звуко-слогового
анализа и синтеза слов со стечением согласных. Упражнять в
образовании слов уменьшительно-ласкательного значения.
Знакомство с ударением.
14
Звуки [П] – [Б]
Звук [В] и буква В
Звук [Д] и буква Д
Звуки [Т] – [Д]
Звуки [Т’] – [Д’]
Звуки [Г] – [Г’].
Буква Г.
Звуки [К] – [Г].
Звук [Э] и буквы Э, Е
Звук [Л] и буква Л
Звуки [Л] – [Л’]
Звук [Ш] и буква Ш
Звуки [С] – [Ш]
Учить различать на слух и правильно произносить изучаемые звуки,
определять позицию звуков в слове и проводить звуковой анализ и
синтез одно- и двусложных слов со стечением согласных.. Упражнять
в употреблении предлогов под, из-под, подборе антонимов.
Упражнять в составлении предложений по опорным словам.
Учить правильно произносить и выделять изучаемый звук из слов,
определять позицию заданного звука в словах, подбирать слова к
заданной схеме. Закреплять навыки звуко-слогового анализа и синтеза
слов. Упражнять в составлении предложений по картинкам, делении
их на слова. Упражнять в составлении предложений с предлогом в.
Учить правильно произносить звук [Д], выделять его на слух и
определять позицию в словах, проводить звуко-слоговой анализ
двусложных слов с одним прямым открытым и одним закрытым
слогами. Упражнять в употреблении предлогов над, под, из-под, в
образовании слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ок-,
-ек-, -ик-.
Учить правильно произносить и различать на слух изучаемые
согласные звуки. Закрепить понятия о звонких и глухих согласных
звуках, о мягкости согласных, о правописании сомнительных
согласных в конце слов. Упражнять в образовании и употреблении
приставочных глаголов, в словообразовании названий детенышей
животных, употреблении косвенных падежей единственного и
множественного числа существительных.
Учить правильно произносить, различать на слух изучаемые звуки.
Закрепить умения проводить звуко-слоговой анализ двусложных и
трехсложных слов. Упражнять в согласовании прилагательных и
существительных, образовании уменьшительно-ласкательных форм
существительных.
Учить печатать слова и предложения, проводить словесный анализ
предложений и составлять схемы предложений. Упражнять в
словообразовании относительных прилагательных и согласовании их
с существительными.
Учить правильно произносить звук [Л] и выделять его на слух из слов
и предложений. Закрепить навыки проведения звуко-слогового
анализа слов со стечением согласных. Упражнять в преобразовании
форм настоящего времени глаголов в прошедшее, в подборе
родственных слов.
Учить правильно произносить и выделять из слов звук [Ш].
Закреплять навыки звуко-слогового анализа и синтеза слов, умений
проводить анализ словесного состава предложений. Упражнять в
словообразовании существительн., обозначающих детенышей
животных, в образовании форм винительного падежа
существительных, в образовании слов с уменьшительным значением.
15
Буква Я
Звук [Р] и буква Р
Звук [Р’]
Звуки [Р] – [Р’]
Звуки [Р] – [Л]
Звук [Ж] и буква Ж
Звуки [Ж] – [З]
Звуки [Ж] – [Ш]
Звук [Ц] и буква Ц
Звуки [С] – [Ц]
Звук [Ч] и буква Ч
Звуки [Ч] – [Т’] - [С’]
Буква Ю
Звуки [Ф] – [В]
Буква Ф
Познакомить с буквой Я.
Закрепить представления о мягкости согласных.
Учить правильно произносить и выделять на слух звук [Р], определять
его позицию в словах. Закрепить навыки звукового анализа и синтеза
слов. Упражнять в составлении предложений по предметным
картинкам, в правильном употреблении глаголов настоящего времени
по лицам. Упражнять в пересказе коротких текстов.
Закрепить правильное произношение и навык выделения из слов звука
[Р’]. Упражнять в словообразовании отглагольных прилагательных и
согласовании их с существительными, образовании приставочных
глаголов.
Учить правильно произносить и различать изучаемые звуки,
проводить звуко-слоговой анализ и синтез слов. Упражнение в
произношении слов сложной звуко-слоговой структуры.
Словообразование страдательных причастий прошедшего времени .
Составлении рассказа по серии сюжетных картин.
Учить правильно произносить и выделять из слов звук [Ж].
Закреплять навыки звуко-слогового анализа и синтеза слов.
Различение звуков [Ж] – [З]. Упражнения в употреблении предлогов
за, из-за, из-под, через, между.
Учить правильно произносить и различать изучаемые звуки,
проводить звуко-слоговой анализ и синтез слов. Закрепление знаний о
животных, их детенышах. Образование родственных слов.
Закрепление правильного произношения звука. Образование
существительных среднего рода с уменьшительно-ласкательным
значением . Составление предложений с данным словом. Деление их
на слова. Различение звуков [С] – [Ц].
Закрепление правильного произношения звука. Звуко-слоговой анализ
слов со стечением согласных. Закрепление употребления
уменьшительно-ласкательных суффиксов. Образование, подбор
родственных слов.
Мягкие согласные. Обозначение мягкости при помощи гласных.
Закрепление ударения.
Произнесение и различение звуков [Ф] – [В]. Упражнение в
употреблении сложноподчиненных предложений. Пересказ рассказа.
Закрепление правильного произношения звука. Образование и
Звук [Щ] и буква Щ
практическое употребление в речи действительных причастий
Звуки [Щ] – [С’]- [Ч] – настоящего времени. Упражнение в употреблении увеличительных
[Т’]
суффиксов существительных. Различение звуков [Щ] – [С’]- [Ч] – [Т’]
16
Мягкие и твердые
согласные.
Различение твердых и мягких согласных. Основные способы
выражения мягкости согласных. Обогащение лексики синонимами.
Составление предложений.
Планируемые результаты
Предметные результаты.
Знает и умеет анализировать артикуляцию звуков.
Дифференцирует понятия «звук – слог - слово».
Умеет правильно определять и произносить гласные и согласные звуки.
Умение выделять первый звук из начала слова, последний – из конца слова
Выделяет исследуемый звук среди слогов, слов
Различает фонемы, близкие по способу и месту образования и
акустическим признакам: а) звонкие и глухие, б) шипящие и свистящие, в)
соноры
Называет картинки и определяет отличия в названиях
Определяет наличие или отсутствие заданного звука в слове на слух, по
картинке
- Владеет навыком подбора слов с заданным звуком и интонационно
выделяет его.
Проявляет интерес при открытии новых знаний о звуках.
Определяет места заданного звука в словах (начало, середина, конец)
Раскладывает картинки в 2 ряда с заданными звуками
Метапредметные результаты.
- планировать процесс познавательной деятельности;
- определять
общую цель и пути ее достижения; устанавливать
соответствие полученного результата поставленной цели;
- осуществлять
контроль, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
- адекватно
оценивать собственное поведение и поведение
окружающих;
- работать в команде, учитывать позицию других обучающихся,
организовывать и планировать сотрудничество, слушать и выступать,
проявлять инициативу, принимать решения;
Личностные результаты:
сформированы основы:
- творческого и образного мышления, художественного вкуса, фантазии;
- познавательного интереса и творческой активности в данной области
предметной технологической деятельности.
17
Раздел 3. Комплекс организационно-педагогических условий.
Календарный учебный график
Начало учебного года
Окончание учебного
года
Продолжительность
учебного года
Периодичность
текущего контроля
успеваемости и
промежуточной
аттестации
обучающихся
01сентября 2024г.
31 мая 2025 г.
36 учебных недель и 6дней
Входной контроль осуществляется в период
с 01 сентября по 10сентября.
Текущий контроль осуществляется с10 сентября
по 26 декабря, с 10 января по 21 мая.
Промежуточная аттестация осуществляется в
период с 27 по31декабря (за1полугодие),
с 22 по31 мая.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение.
Оборудование: столы, стулья, компьютер, профили органов артикуляционного
аппарата, схемы для характеристики звука, для анализа артикуляции.
Материалы: бумага, карандаши, фломастеры, ручки
Наглядные пособия: Альбомы и тетради с предметными и сюжетными картинками
для индивидуальной и фронтальной работы с детьми. Тематические папки:
«Игрушки», «Мебель», «Посуда», «Одежда», «Овощи», «Фрукты», «Ягоды»,
«Грибы», «Растения», «Животные», «Насекомые», «Птицы», «Морские обитатели,
рыбы», «Времена года», «Профессии», «Инструменты», «Электроприборы»,
«Транспорт».
Средства обучения: дидактические игры по развитию лексико-грамматических
представлений, звукопроизношения, фонематического восприятия.
Различные настольные игры для развития мелкой моторики пальцев рук, трафареты,
твердые и мягкие конструкторы, шнуровки, игры для звукоподражания.
Кадровое обеспечение:
Требования к образованию педагога, реализующего программу: высшее
профессиональное (педагогическое) образование. Прохождение курсов повышения
квалификации по данному направлению деятельности.
Методические материалы:
Методические пособия, используемые для организации и проведения занятий:
Иншакова О.Б. Альбом для логопеда, Максаков А.И. Воспитание звуковой
культуры речи у дошкольников.
18
Программа
предусматривает
использование
элементов
следующих
образовательных технологий: проблемное обучение, педагогика сотрудничества,
развивающее обучение.
Образовательный процесс организуется с учетом следующих принципов:
дифференциации,
вариативности,
адаптивности,
непрерывности
и
преемственности, практической направленности, научности, интегративности,
наглядности и доступности.
Программой предусмотрены индивидуальные формы работы.
Методы обучения: словесные, наглядные.
Формы организации образовательного процесса. Основная форма организации
образовательного процесса – учебное занятие. Кроме того, используются и такие
формы, как занятие – игра, занятие–сказка, занятие–
приключение.
Раздаточный
материал: Предметные картинки. Карточки для звукового
анализа. Сюжетные картинки. Символы артикуляционной гимнастики. Картинки
для уточнения слоговой структуры слова. Зрительные символы гласных и
согласных звуков. Буквы. Логопедическое лото. Тетради для автоматизации
разных звуков. Звуковые кубики. Набор текстов для автоматизации звуков.
Инструкции:
-по правилам техники безопасности;
-по правилам пожарной безопасности;
-по правилам электробезопасности;
-по правилам дорожного движения.
19
Формы аттестации и оценочные материалы
Периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся по программе осуществляется
согласно календарного учебного графика.
Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся:
Входной контроль проводится в форме диагностики.
Текущий контроль успеваемости (наблюдение, беседа, упражнения,
игры). Текущий контроль успеваемости проводится после прохождения каждой
темы учебного плана программы.
Промежуточная аттестация (диагностика речи, тестирование).
Оценочные материалы. Для осуществления текущего контроля и
промежуточной аттестации обучающихся к программе разработаны оценочные
материалы, в которых конкретизируются формы, цели, содержание, методы,
текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся, формируется
система оценивания с учетом специфики программы, методических
особенностей:
лист наблюдения (тестирования),
речевая карта ребенка,
диагностические материалы
Кроме того, контрольно-измерительные материалы предусматривают не
только проведение текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся по программе, но и оценку удовлетворённости
качеством дополнительных образовательных услуг.
Форма отслеживания образовательных результатов: Дневник учёта и
оценки личностных достижений обучающегося.
Вся информация анализируется, и на её основе оценивается состояние качества
работы, выявляются проблемы и разрабатываются своевременные пути их
решения.
20
Список литературы
Нормативно-правовые документы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
Федеральный
Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (далее – ФЗ);
Федеральный
закон
РФ от 24.07.1998
№ 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
Стратегия
развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. г. № 678-р);
Постановление
Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N629 “Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам”;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей» с изменениями от 01.11.2021 № 934-д;
Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования
на территории Свердловской области на период до 2035 года».
Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ в образовательных организациях» (утверждены
приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 04.03.2022 г. №219-д;
Муниципальная программа Городского округа Красноуфимск «Развитие системы
образования в городском округе Красноуфимск до 2028 года» (Постановление
администрации ГО Красноуфимск № 1243 от 27.12.2022г.»
Требования
к
дополнительным
общеобразовательным
общеразвивающим
программам для включения в систему персонифицированного финансирования
дополнительного образования детей Свердловской области» (Приложение к приказу
ГАНОУ СО Свердловской области «Дворец молодёжи» от 26.02.2021г. № 136-д);
Устав МАУДО «Дворец творчества»;
Положение о дополнительных общеразвивающих программах и порядке их
утверждения в МАУДО «Дворец творчества».
21
Литература для педагога
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Арушанова А.Г. Речь и речевое общение /Развитие диалогического общения/.– М.
«Мозаика-синтез», 2004
Арушанова А.Г. Речь и речевое общение /Формирование грамматического строя
речи/.– М. «Мозаика-синтез», 2004.
Белобрыкина О.А. Речь и общение. – Ярославль, 1998.
Волковская Т.Н. Иллюстрированная методика логопедического обследования. –
М., 2006.
Грибова О.Г. Правильно ли говорит ваш ребёнок и надо ли идти к логопеду – М.,
2004.
Громова О.Е., Соломатина Г.Н.Логопедическое обследование детей 2-4 лет. – М.,
2004.
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Екатеринбург: Изд-во
АРТ ЛТД, 1999.
Забродина Л.В., Ренизрук Е.С. Тесты и упражнения для коррекции лексико –
грамматических нарушений речи у детей дошкольного и младшего школьного
возраста. – М., 2005.
Зуева Л.Н., Костылева Н.Ю., Солошенко О.П. Логопедия для дошкольников. –
М., 2001./ 4 альбома/
Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я. Логопедические занятия с детьми 6-7 лет. – СПб,
2003.
Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М., 2003.
Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет. –
М., 2003.
Колесникова Е.В. Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет. – М.
Ювента, 2004.
Колесникова Е.В. Тесты для детей 5 лет. – М. Ювента, 2004.
Колесникова Е.В. Тесты для детей 6 лет. – М. Ювента, 2004.
Комратова Н.Г. Учимся говорить правильно. – М., 2005.
Краузе Е.Н. Логопедия. – СПб, 2003.
Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. – М.
«Мозаика-синтез», 2005.
Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. – М. «Мозаика-синтез», 2005.
Мальцева М.А., Костыгина В.Н. Мой логопедический альбом. – Ярославль, 2002.
Новиковская О.А. Развитие звуковой культуры речи у дошкольников. – СПб.
«Детство – пресс», 2002.
Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону «Феникс», 2002.
Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М., 2002.
Седых Н.А. Воспитание правильной речи у детей. – Аст-Сталкер, 2004.
Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. – М. «Мозаика-синтез», 2004.
Смирнова Л.Н. Логопедия при заиканиях. – М. «Мозаика-синтез», 2006.
Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. –
Москва-Воронеж, 2002.
22
•
•
•
•
Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. – М., 2002.
Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи. – М., 2005.
Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного
возраста. – М., 2004.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В., Миронова С.А., Лагутина А.В.
Коррекция нарушений речи.- М.: Просвещение, 2008.
Электронные ресурсы
•
•
•
•
•
•
Умные игры для умных детей, родителей, учителей - http://www.logozavr.ru/
Играем и учимся - http://www.logopedgame.ru/
Искусство говорить www.corrects.ru
Практическая логопедия logopedi.narod.ru
Развитие речи www.r-rech.ru
Речевые игры http://bibliofond.ru/view.aspx?id=514830
Литература для родителей и обучающихся
•
•
•
•
•
Колесникова Е.В. Тесты для детей 5 лет. – М. Ювента, 2004.
Колесникова Е.В. Тесты для детей 6 лет. – М. Ювента, 2004.
Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М., 2002.
Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. – М. «Мозаика-синтез», 2005.
Грибова О.Г. Правильно ли говорит ваш ребёнок и надо ли идти к логопеду – М.,
2004.
23