Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Дворец творчества» Принята: Педагогическим советом протокол № 4 от 30.05.2023 г. Утверждаю: Директор МАУДО «Дворец творчества» _________Е. Н. Колчанова Приказ № 41/1 от 30.05.2023 г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Конструирование, моделирование и пошив одежды» Возраст обучающихся: 7-16 лет Срок реализации программы – 2 года Автор, составитель: Ворошилова Ольга Владимировна, педагог дополнительного образования, высшей кв. кат Красноуфимск 2023 год 1. Основные характеристики 1.1. Пояснительная записка Направленность программы: техническая. Актуальность программы. Дополнительная общеразвивающая программа «Конструирование, моделирование и пошив одежды» (далее - программа) разработана в соответствии с: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ); 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. г. № 678-р); 3. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 № 363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда»; 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН); 5. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”; 6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 8. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей») 9. План мероприятий («дорожная карта») по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования, детского отдыха, созданию специальных условий для обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями 2 здоровья в Свердловской области на долгосрочный период (до 2030 года) (утвержден Заместителем Губернатора Свердловской области 04.03.2022 г.) 10. Комплексной программой Свердловской области "Уральская инженерная школа" на 2016 - 2020 годы (утверждена Постановлением Правительства Свердловской области от 2 марта 2016 года N 127-ПП); 11. Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях» (утверждены приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 04.03.2022 г. №219-д; 12. Устав МАУДО «Дворец творчества»; 13. Положение о дополнительных общеразвивающих программах и порядке их утверждения в МАУДО «Дворец творчества. Актуальность: Программа специально разработана в целях сопровождения социально-экономического развития муниципалитета по обозначенному на уровне городского округа Красноуфимск муниципальному проекту «Уральская инженерная школа» в 2016 - 2020 г.г. Программа разработана с учётом потребности населения городского округа Красноуфимск, направлена на организацию полноценного досуга обучающихся. Программа не предполагает конкурсного отбора, рассчитана на сопровождение всех категорий обучающихся. Программа предусматривает для обучающихся возможность выбора и построения индивидуальной образовательной траектории. Отличительные особенности: Программа разработана на основе программы Е.Н. Рару и Н.А. Косыгиной «Кружок конструирования и моделирования одежды». Отличие программы определяется тем, что способы моделирования, конструирования и технологии изготовления одежды основываются на современных достижениях производства. Значимость программы заключается в её практической направленности. Занятия в творческом объединении по конструированию, моделированию и пошиву одежды способствуют трудовому, эстетическому воспитанию обучающихся, расширению их кругозора, становлению интереса к рабочим профессиям швейного производства и дальнейшей профессиональной ориентации. В программе учитываются особенности образовательного процесса в учреждении дополнительного образования (занятия детей по желанию, по интересу, на добровольных началах, с практической направленностью). Адресат программы: Возраст обучающихся: 7 - 16 лет. В младшем школьном возрасте изменяется мышление обучающихся, интересы, мотивы, потребности динамичны, неустойчивы. Они проявляют готовность овладеть интересующей областью знаний. Им свойственна ярко выраженная 3 эмоциональность, увлечённость творческой деятельностью, общение со сверстниками. В среднем и старшем школьном возрасте происходят необратимые изменения в характере, организме и внешности обучающихся. Они стремятся выразить свою индивидуальность, хотят быть красивыми и модными, поэтому появляется желание шить одежду, соответствующую их внутреннему миру. Режим занятий: Занятия с каждой учебной группой проводятся по три часа в неделю. Продолжительность занятия - 45 минут. Продолжительность перемен – 10 минут для отдыха обучающихся и проветривания учебного кабинета. Количество обучающихся, одновременно находящихся в учебной группе составляет 8-12 обучающихся. Группы комплектуются на свободной основе с учетом возрастных особенностей уровня знаний и мотивации обучающихся. Объём программы: 216 часов Срок освоения программы: Программа рассчитана на 2 года обучения: 1 год обучения – 108 часа; 2 год обучения – 108 часа; Особенности организации образовательного процесса: Для реализации программы необходимо швейное оборудование (швейные машины, оверлок). Перечень форм обучения: индивидуально - групповая Перечень видов занятий: В основном занятия по программе проходят в виде учебных занятий, которые состоят из теоретической и практической работы. При этом содержание теоретического материала является основой для практической деятельности: обработки материалов, применения технологических приёмов, создания моделей одежды. Теоретическая работа с обучающимися строится на основе кратких бесед и пояснений по темам программы: об истории обработки одежды, общих сведениях об одежде, материаловедении, видах ручных работ, машиноведении, приёмах конструирования и моделирования, обработки поясных и плечевых изделий и др. На занятиях обучающиеся знакомятся со спецификой профессий закройщика, швеи. Для того, чтобы интерес к теоретическим знаниям был устойчивым и глубоким, необходимо развивать его постепенно, излагая теорию по мере необходимости применения ее на практике. В процессе изготовления моделей одежды обучающиеся приобретают технологические навыки, знакомятся с конструкцией различных моделей одежды. Особенностью программы является ее профессиональная ориентированность. 4 Обучение по программе способствует включению обучающихся в техническое творчество, формирует потребность в создании нового, в воплощении собственного замысла, в самопознании, обогащении внутреннего ресурса, самореализации, в профессиональном самоопределении. Содержание программы направлено на овладение обучающимися основами конструирования, моделирования и пошива одежды. 1 год обучения – мотивационный. Обучение направлено на формирование отзывчивости, восприимчивости к технологии изготовления одежды, заинтересованности в изучении современных подходов конструирования, моделирования одежды. 2 год – поисковый. Обучение направлено на развитие творческой, продуктивной активности обучающихся, поиск предпочтений в дизайне и изготовлении одежды. Планируемый результат: у выпускника сформированы практические навыки моделирования, конструирования, пошива и декорирования одежды. Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей программы: демонстрация одежды и защита творческого проект. 1.2. Цель и задачи дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Цель программы: формирование у обучающихся практических навыков моделирования, конструирования, декорирования и пошива одежды. Задачи обучающие: - формировать знания о способах конструирования, моделирования, дизайна, декорирования одежды поузловой обработки швейных изделий; - формировать навыки разработки и изготовления швейных изделий; - сформировать основные технологические понятия и термины; - сформировать навыки коллективной, проектной деятельности. Задачи развивающие: - развивать творческие способности, критическое мышление; - развивать умения работы с приспособлениями, техническим оборудованием при обработке различных материалов. - мотивировать и стимулировать интерес обучающихся к изучению технологии изготовления одежды, творческому поиску; Задачи воспитательные: - формировать уважительное отношение к профессиям швейного производства; - формировать культуры труда и межличностных отношений; 5 - воспитывать чувства патриотизма, сопричастности к достижениям российских модельеров. 1.3. Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Учебный (тематический) план 1 год обучения № Тема п/ п 1 Вводное занятие. История одежды. 2. Общие сведения об одежде. Количество часов теория практика всего 2 2 4 2 2 4 3. Материаловедение. 2 2 4 4. Виды ручных работ. 2 8 10 5. Машиноведение. 4 6 10 5.1 Устройство швейной машины 2 2 4 5.2 Стачные швы 2 4 6 6 32 38 6.1 Юбка 2 14 16 6.2 Брюки 4 18 22 8 30 38 7.1 Жилет 4 16 20 7.2 Сарафан 4 14 18 10. Итого: 18 90 6. 7. Обработка поясных изделий Обработка плечевых изделий Формы промежуточной аттестации Устный опрос Тестовые задания Анализ швейных материалов Выставка Выставка, тестирование Анализ и демонстрация готовых изделий Анализ и демонстрация готовых изделий 108 6 2 год обучения № п/ п теория практика всего Формы промежуточной аттестации 1 3 4 Устный опрос 2. Вводное занятие. Современное производство одежды. Швейные материалы. 4 2 6 3. Ручные работы. 2 4 6 Анализ швейных материалов Выставка 4. Машиноведение. 2 4 6 Выставка 5. Декоративные швы. Аппликация. Дизайн одежды. 2 6 8 Выставка 2 2 4 Юбка и брюки сложной конструкции. 6 28 34 Анализ готовых изделий Демонстрация готовых изделий Юбка сложной конструкции. 4 12 16 7.2 Брюки сложной конструкции. 2 16 18 8. Плечевые изделия с цельнокроеным рукавом. 2 16 18 9. Коллективный творческий проект. 4 18 22 Итого: 25 83 108 1. 6. 7 7.1 Тема Количество часов Анализ и демонстрация готовых изделий Защита творческого проекта Содержание учебного (тематического) плана 1 год обучения Тема 1. Вводное занятие. История одежды. Теория: Основные этапы развития исторического костюма: Костюм древнего мира (Египет, Греция, Рим) Костюм Византии. Западноевропейский средневековый костюм (романский, готический 7 периоды). Костюм эпохи Возрождения. Западноевропейский костюм 17, 18, 19 веков. Мода европейского костюма 20 века. Особенности обработки ткани, отделки. Практика: Эскиз исторического костюма. Тема 2. Общие сведения об одежде. Теория: Ассортимент швейных изделий. Требования к одежде: утилитарные, гигиенические, эстетические. Основные функции и назначение одежды. Понятие о качестве одежды. Практика: Анализ изделий по качеству исполнения. Тема 3. Материаловедение. Теория: Классификация текстильных волокон. Общее понятие о пряже и процессе прядения. Основная и уточная нити в тканях. Полотняное, саржевое и атласное переплетение. Лицевая и изнаночная стороны в ткани. Свойства ткани: физико-механические, гигиенические, технологические, эксплуатационные. Практика: Определение лицевой и изнаночной сторон ткани. Распознание волокон и нитей из хлопка, льна, шелка и шерсти. Обработка ткани натурального происхождения. Тема 4. Виды ручных работ. Теория: Особенности организации рабочего места для ручных работ, влажно-тепловой обработки. Инструменты и приспособления: напёрстки, ножницы, сантиметровая лента, манекены, лекала, булавки и т.д. Размеры и назначение инструментов и приспособлений. Практика: Выполнение ручных стежков. Изготовление игольницы шляпки, изготовление чехла для мобильного телефона, пошив домашних тапочек. Тема 5. Машиноведение. Тема 5.1. Устройство швейной машины Теория: Виды машин, применяемых в швейной современной промышленности. Бытовая универсальная машина. Технические характеристики. Назначение основных узлов универсальной швейной машины. Виды приводов швейной машины, их устройство, принцип действия, преимущества и недостатки. Практика: Намотка ниток на шпульку. Заправка верхней и нижней нити. Регулировка длины стежка. Тема 5.2. Стачные швы Теория: Виды и технология изготовления стачных швов. Операции влажно-тепловой обработки: приутюживание, разутюживание, заутюживание... 8 Практика: Выполнение машинных строчек на ткани с различной длиной стежка. Выполнению прямой и зигзагообразной строчек. Тема 6. Обработка поясных изделий Тема 6.1. Юбка Теория: Теория: Фигура человека. Условные обозначения на чертеже. Правила раскроя. Поясное изделие. Основные измерения фигуры, используемые при конструировании юбок. Прибавки на свободное облегание. Разработка чертежа юбки формы «солнце», «полусолнце», «клёш». Моделирование юбок с кокеткой. Практика: Подбор материала. Расчёт и построение чертежей юбок. Поузловая обработка швейных изделий. Обработка застежки «молния», пояса. Детальная обработка юбки. Тема 6.2. Брюки Теория: Измерения фигуры, используемые при конструировании брюк. Конструирование, моделирование брюк с кокеткой. Условия переноса вытачек в линии кокеток. Практика: Перевод выкройки из журнала. Моделирование брюк, юбок с кокетками, воланами, или складками. Технологическая последовательность изготовления брюк. Тема 7. Обработка плечевых изделий Тема 7.1. Жилет Теория: Основные и дополнительные измерения, используемые для конструирования плечевых изделий. Последовательность снятия измерений. Верхние контурные линии. Линия середины переда и спинки. Практика: Подбор материала. Перевод выкройки спинки и полочки жилета. Моделирование плечевых изделий с различным оформлением горловины, с рельефами, кокетками несложной конфигурации. Поузловая обработка жилета, сарафана. Тема 7.2. Сарафан Теория: Перевод выкроек из журнала мод. Моделирование кокеток на спинке и полочке. Различные варианты оформления линии горловины и низа изделия. Практика: Подборка материала. Перевод выкройки сарафана из журнала. Поузловая обработка сарафана. 2 год обучения Тема 1. Вводное занятие. Современное производство одежды. 9 Теория: Основные рабочие профессии швейного производства. Организация работы в Ателье. Заведения начального уровня, ведущие подготовку специалистов по профессиям швейного профиля. Практика: Экскурсия в профессиональные учебные заведения данного профиля, ателье. Деловая игра «Ателье мод». Тема 2. Швейные материалы. Теория: Краткие сведения об ассортименте тканей: подкладочные и тиковые ткани, нетканые полотно-клеевые прокладочные и утепляющие материалы. Трикотажное полотно. Технологические свойства тканей и материалов: скольжение, сопротивление резанию, осыпаемость нитей, прорубаемость, раздвигаемость нитей в швах, усадка, способность формованию при влажно-тепловой обработке. Сравнительная характеристика, свойств. Практика: Определение видов переплетений в тканях, технологических свойств тканей. Тема 3. Ручные работы. Теория: Петельные и специальные стежки для отделочных работ. Закрепки прямые и фигурные, воздушные петли. Технические условия на выполнение ручных работ. Терминология ручных работ. Практика: Закрепление воздушных петель прямых и фигурных. Тема 4. Машиноведение. Теория: Назначение, устройство и принцип действия регуляторов универсальной швейной машины. Регулировка качества машинной строчки. Подбор игл и нитей в зависимости от вида тканей. Общие сведения о специальных машинах. Машины автоматического и полуавтоматического действия. Машины обметочные для изготовления петель, пришивания пуговиц, для выполнения подшивочных работ и др. Практика: Подбор игл и нитей в зависимости от вида тканей. Выполнение петель на машине, образцов швов. Тема 5. Декоративные швы. Аппликация. Теория: Виды аппликаций. Материалы используемые дли выполнения аппликаций. Аппликации с использованием кожи, меха, бархата и других материалов. Техника выполнения аппликаций из различного сырья. Особенности обработки края рисунка у осыпающихся и неосыпающихся тканей. Технические требования к выполнению декоративных швов. Практика: Изготовление аппликации из ткани с применением декоративных швов. Тема 6. Дизайн одежды. 10 Теория : Этапы создания одежды – от эскиза до подиума. Модные тенденции. Модельеры. История моды и костюма. Пропорции человека. Композиция костюма, цвет, форма. Иллюзии одежды. Практика: Разработка эскизов модели одежды в разных техниках (коллаж, рисунок цветными карандашами) с учетом выбранного материала и направления. Презентация авторской коллекции моделей одежды. Тема 7. Юбка и брюки сложной конструкции. Тема 7.1. Юбка сложной конструкции Теория: Последовательность и правила снятия измерений. Выбор прибавок на свободное облегание. Разработка чертежа конструкции юбки. Особенности конструирования юбок в складку. Юбка с односторонними и встречными складками. Технология поузлового изготовления юбки. Практика: Изготовление юбки в складку Тема 7.2. Брюки сложной конструкции. Теория: Разработка чертежа конструкции брюк с использованием базового лекала. Передняя и задняя половинки брюк. Баланс брюк. Проверка правильности построения чертежа. Технология поузлового изготовления брюк. Практика: Изготовление расклешённых брюк. Тема 8. Плечевые изделия с цельнокроеным рукавом. Теория: Особенности конструирования платьев с цельнокроеным рукавом. Характер оформления линии проймы. Конструирование платья отрезного по линии талии. Конструирование воротников стойка, стояче-отложной. Обработка низа рукава с цельнокроеной манжетой: последовательность выполнения операций, окончательная ВТО. Обработка простого накладного кармана: форма кармана и его расположение, основные детали кармана, последовательность выполнения операций, применяемое оборудование, окончательная отделка. Декоративное оформление изделия. Особенности работы декораторов. Практика: Изготовление платья, блузки с цельнокроеным рукавом с манжетой и съемным воротником. Обработка накладного кармана. Обработка низа. Декоративная отделка. Влажно-тепловая обработка изделия. Тема 9. Коллективный творческий проект. Теория: Тема проекта. План работы над проектом. Особенности и пути сбора и анализа информации. Выводы. Оформление проекта. Правила и особенности публичной защиты. Практика: Выбор темы, цели и задач будущего проекта. Сбор информации, документов, фотографий, статей, отзывов, впечатлений и т.д. Работа в 11 группах, коллективное принятие решений, умение найти компромисс в процессе творческой работы. Распределение ролей. Воплощение замысла будущего художественного произведения в подготовительных набросках и эскизах. Освоение навыков работы в выбранном материале. Пошив изделий. Оформление работы. Коллективная защита творческого проекта. 1.4. Планируемые результаты обучения 1 год обучения Предметные результаты: - обучающиеся владеют способами: работы с базовым лекалом, раскроя ткани; определения качества одежды, свойств ткани из натуральных и растительных волокон; поузловой обработки простых моделей юбки, брюк; - распознают основные узлы универсальной машины, работают на швейной машине с применением правил техники безопасности с электрооборудованием и колющими предметами; - рационально используют знания об истории одежды, функциях одежды, требованиях, предъявляемых к одежде, об условных обозначениях на чертеже, особенностях конструирования юбок и брюк, способах их декорирования. Метапредметные результаты - обучающиеся умеют планировать этапы самостоятельной работы над изделием, достигают поставленной цели работы; - анализируют исходную информацию, творчески перерабатывают и разрабатывают эскизы моделей одежды; - владеют основами защиты готового продукта. Личностные результаты - осознают ответственность за последствия собственных действий и поступков, с уважением относиться к людям труда; - принимают необходимость бережного отношения к народным традициям культуры быта; - владеют основами культуры труда и межличностных отношений. 2 год обучения Предметные результаты - обучающиеся владеют приемами: конструирования, моделирования юбки с кокеткой, платья с цельнокроеным рукавом, рациональной раскладки деталей во время раскроя ткани; исправления дефектов кроя, декорирования изделия аппликацией на ткани; - анализируют, выбирают и применяют на практике разные способы обработки основных узлов швейного изделия, декорирования модели; - работают на швейной машине с соблюдением техники безопасного труда; - рационально применяют на практике знания о дизайне одежды, пропорции тела человека, технологических свойствах ткани, технических условиях 12 выполнения ручных и машинных работ, операциях влажно-тепловой обработки; - владеют терминологией ручных и машинных работ. Метапредметные результаты - обучающиеся умеют планировать этапы коллективной творческой работы в процессе разработки и изготовления коллекции одежды, контролировать выполнение собственной задачи; - находят, анализируют информацию, самостоятельно творчески перерабатывают и разрабатывают модели одежды; - владеют методами защиты творческого проекта. Личностные результаты - осознают значимость профессии, уважительно относятся к профессии швейного производства; - понимают и соблюдают культуру труда и межличностных отношений в процессе коллективной творческой деятельности; - бережно относятся к национальным традициям и современным достижениям в области моды и культуры быта. 2. Организационно – педагогические условия 2.1. Календарный график на 2023 – 2024 учебный год. Начало учебного года Окончание учебного года Продолжительность учебного года Начало занятий Окончание занятий Периодичность текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся Праздничные нерабочие дни 01 сентября 2023 г. 31 мая 2024г. 37 учебных недель 08.00 час. 20.00 час. Входной контроль осуществляется в период с 01 сентября по 10 сентября. Текущий контроль осуществляется с 10 сентября по 26 декабря, с 10 января по 21 мая. Промежуточная аттестация осуществляется в период с 25 по 31 декабря (за 1 полугодие), с 22 по 31 мая. 13 2.2. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение. Учебный кабинет площадью 36 м2, оборудованный швейными машинами (9 шт) и оверлоком (1 машина). Учебные парты в количестве 10 шт, раскроечный стол – 1 шт., стулья – 20 шт. Интерактивная доска. Оборудование: раскроечный стол, швейные машины, оверлок, манекен, утюги, гладильные доски, доска ученическая, компьютер, принтер. Инструменты: портняжные ножницы, лекала, линейки, резец, иглы, сантиметровая лента, наперстки, булавки. Материалы: тесьма, ткань, нитки, мелки, клей. Раздаточный материал: журналы мод, инструктивно-технологические карты, выкройки. Наглядные пособия: • образцы готовых швейных изделий; • коллекция образцов ткани и декоративных материалов; • образцы обработки деталей и узлов швейных изделий; • чертежи конструкций плечевых изделий; • чертежи конструкций поясных изделий; • альбом по моделированию; • альбом по технологии с графическими схемами обработки узлов и деталей швейных изделий. Инструкции: • Правила техники безопасности • Правила пожарной безопасности • Правила электробезопасности • Правила дорожного движения Информационное обеспечение. Информационные стенды – 2 шт. 14 Кадровое обеспечение. Педагог дополнительного образования высшей категории – Ворошилова Ольга Владимировна Методические материалы: Методические пособия, используемые для организации и проведения занятия: В. Брун, М. Тильке «История костюма», М.Г.Рабинович «Древняя одежда народов Восточной Европы», В.П. Монастырская «Учись шить», Л.П.Шершнёва «Конструирование женского лёгкого платья»,Ф.М.Пармон «Композиция костюма». При проведении занятий педагогом используется дифференцированный подход в обучении с учетом возрастных особенностей обучающихся, творческих способностей, сформированных трудовых навыков и интересов. При проведении занятий педагогом используется дифференцированный подход в обучении с учетом возрастных особенностей обучающихся, творческих способностей, сформированных трудовых навыков и интересов. Принципы обучения: вариативности, адаптивности, преемственности, природосообразности. практической направленности, интегративности, наглядности и доступности. Методы обучения: 1. Словесные (беседы, объяснение, рассказ). 2. Наглядные (показ готовых изделий, таблиц, иллюстраций). 3. Репродуктивные (выполнение по образцу). 4. Частично-поисковые (выполнение заданий творческого характера). 5. Проблемные. Программа предусматривает использование элементов следующих образовательных технологий: • метод проектов; • проблемное обучение; • педагогика сотрудничества. Программой предусмотрены виды деятельности обучающихся: работа 15 с информационными конструирование и источниками, моделирование разработка с использованием программ, декоративное оформление одежды, примерка. Важно творческого вовлечь обучающихся проекта, компьютерных демонстрация, пошив, в новое сотрудничество, имитирующее профессиональную деятельность, в связи с этим наиболее эффективны такие формы обучения, как практическая работа, игра, конкурс, выставка, экскурсии, деловые игры, дефиле. Занятия предполагают использование фронтальных, индивидуальных и групповых форм обучения. 2.3. Формы аттестации и оценочные материалы Фонд оценочных средств Периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по программе осуществляется согласно календарного учебного графика. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся: Входная диагностика проводится в форме опроса с целью выявления стартовых возможностей обучающихся, мотивов выбора творческого объединения (оценочный материал - опросник). Текущий контроль успеваемости проводится после изучения каждой темы учебного плана программы (викторина, демонстрация готовых изделий, анализ готовых изделий). Промежуточная аттестация проводится по итогам 1 полугодия. Итоговая аттестация обучающихся проводится по окончании обучения. Для осуществления текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся к программе разработаны оценочные материалы, в которых конкретизируются формы, цели, содержание, методы, текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся, формируется система оценивания с учетом специфики программы, методических особенностей: - опросник для проведения входной диагностики; - экспертные листы; 16 - протоколы контрольных занятий; - лист наблюдения; - карты анализа продуктов деятельности. Формы промежуточной аттестации обучающихся (выставка, анализ продуктов деятельности, демонстрация одежды). Формы итоговой аттестации - защита творческих проектов. Оценке подвергаются: - самостоятельность и оригинальность замысла; - степень точности и аккуратности в выполнении работы; - владение инструментами, оборудованием и технологиями обработки материалов; -соответствие ткани выбранной модели; -соблюдение правил техники безопасности Формы отслеживания и фиксации результатов - Дневник учёта и оценки личностных результатов и достижений обучающегося объединения. Список литературы для педагогов. 1. Беляева-Экземплярская С.Н. Моделирование по законам зрительного восприятия. – Репринтное изд. – М.: Академия моды, 1996. – 117 с.; 2. Брун В., Тильке М. История костюма. — М., Эксмо, 1995. 3. Конструирование женской одежды по европейским методикам / Тухбатулина Л.М., Сафина Л.А., Хамматова В.В. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 236.: ил. – (Высшее образование); 4. Корфиати, А. Энциклопедия кройки и шитья. От раскроя до отделки / А. Корфиати. - М.: Владис, 2014. - 544 c. 5. Кулагина И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. — М.: Изд-во РОУ, 2006. 6. Пармон Ф.М. Композиция костюма. — М., «Легпромбытиздат», 1995. 7. Шершнёва Л.П. «Конструирование женского лёгкого платья» Легпромбытиздат, 1991 год. 8. Шилкова, Е. А. Сумочки / Е.А. Шилкова. - М.: Рипол Классик, 2012. 332 c. 17 9. Штиглер, Маргарета Платья и блузки. Конструирование / Маргарета Штиглер. - М.: Эдипресс-конлига, 2014. - 256 c. 1. 2. 3. 4. 5. 6. Список литературы для обучающихся Берти Д.В., Риколфи Р. Лоскутное шитьё. – Пер. с итал. ООО «Мир книги». – М.: Мир книги, 2002. – 80с., ил.; Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках. - М.: Легпромбытиздат, 1993. – 192 с.: ил. Егорова Р. И., Монастырная В.П. Учись шить: Кн. для учащихся сред. шк. возраста. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1989. - 160 с.,8 л. ил.: ил.; Корфиати А. Энциклопедия кройки и шитья. От раскроя до отделки; Владис - М., 2016. - 164 c. Фоломьева, Е. Лоскутное шитье / Е. Фоломьева. - М.: Владис, Рипол Классик, 2012. - 152 c. Черил Оуэн Лоскутное шитье для начинающих; АСТ - М., 2010. - 852 c. Нормативные документы: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ); 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. г. № 678-р); 3. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 № 363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда»; 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН); 5. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”; 6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных 18 систем дополнительного образования детей»; 8. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей») 9. План мероприятий («дорожная карта») по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования, детского отдыха, созданию специальных условий для обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья в Свердловской области на долгосрочный период (до 2030 года) (утвержден Заместителем Губернатора Свердловской области 04.03.2022 г.) 10.Комплексной программой Свердловской области "Уральская инженерная школа" на 2016 - 2020 годы (утверждена Постановлением Правительства Свердловской области от 2 марта 2016 года N 127-ПП); 11.Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях» (утверждены приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 04.03.2022 г. №219-д; 12.Устав МАУДО «Дворец творчества»; 13.Положение о дополнительных общеразвивающих программах и порядке их утверждения в МАУДО «Дворец творчества. 19