Автономные беспилотные системы раб.программа (1)

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

Сертификат: 00DBF90FCF4B65C92EAD606E3807A61728
Владелец: КОЛЧАНОВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА
Действителен: с 12.12.2022 до 06.03.2024

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
технической направленности
«Автономные беспилотные системы»
Возраст обучающихся: 11-17 лет
Срок реализации программы –2 года

Составитель программы:
Максимова Ольга Владимировна,
педагог дополнительного образования

Красноуфимск
2023

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Направленность программы: техническая
Актуальность

программы.

Актуальность

программы.

Дополнительная

общеразвивающая программа «Первые шаги в мир Arduino» (далее - программа)
разработана на основе следующих документов:
1.

Федеральный

Закон

от

29.12.2012

г.

№

273-ФЗ

«Об

образовании

в Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2.

Федеральный

гарантиях
3.

прав

Стратегия

(распоряжение

закон

ребенка

РФ
в

развития

от

24.07.1998

Российской

воспитания

Правительства

РФ

№

124-ФЗ

Федерации»

(в

«Об

основных

редакции

2013

в

РФ

на

период

до

2025

от

29

мая

2015

г.

№

г.);
года

996-р);

4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. г. № 678-р);
5.

Постановление

Главного

государственного

санитарного

врача

РФ

от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
6. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 ―Об утверждении
Порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным общеобразовательным программам‖;
7.

Приказ

Министерства

просвещения

Российской

Федерации

от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей» с изменениями от 01.11.2021 № 934-д;
8. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».

9. Комплексная программ Свердловской области "Уральская инженерная школа"
(утверждена Постановлением Правительства Свердловской области от 2 марта 2016 года
N 127-ПП);
10. Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ в образовательных организациях» (утверждены приказом
ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 04.03.2022 г. №219-д;
11.Муниципаьная программа Городского округа Красноуфимск «Развитие системы
образования в городском округе Красноуфимск до 2028 года» (Постановление
администрации ГО Красноуфимск № 1243 от 27.12.2022г.»
12.

Требования

к

дополнительным

общеобразовательным

общеразвивающим

программам для включения в систему персонифицированного финансирования
дополнительного образования детей Свердловской области» (Приложение к приказу
ГАНОУ СО Свердловской области «Дворец молодѐжи» от 26.02.2021г. № 136-д);
13. Устав МАУДО «Дворец творчества»;
14. Положение о дополнительных общеразвивающих программах и порядке их
утверждения в МАУДО «Дворец творчества»
В рамках курса «Автономные беспилотные системы» учащимися на практике
рассматривается процесс проектирования и изготовления роботизированных систем.
Учащиеся постигают принципы работы радиоэлектронных компонентов, электронных
схем и датчиков. На доступном уровне изучаются основы работы техники и
микроэлектроники, принцип работы компьютерного зрения и нейронных сетей.
«Автономные беспилотные системы» – это возможность пройти первичную
подготовку обучающихся в области овладения инженерными, конструкторскими,
проектными навыками, компетенциями. Осваиваемые алгоритмы используются в

реальных беспилотниках, а собираемый в результате автомобиль подходит для участия в
соревнованиях.
Программа помогает обучающимся определиться в выборе будущей профессии.

Отличительная особенность дополнительной общеразвивающей программы
«Автономные беспилотные системы» в том, что она является модульной, что
предполагает получить детям необходимый объѐм знаний в зависимости от уровня
подготовки и потребности. Базовый уровень предполагает использование и реализацию
таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных
знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в
рамках содержательно- тематического направления программы.
Адресат программы – учащиеся с 11 до 17 лет. Группы формируются по от 8 до 12
человек.
Продолжительность одного академического часа – 45 мин.
Перерыв между учебными занятиями – 10 мин.
Общее количество часов в неделю – 4 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Объем программы – 288 часов.
Программа рассчитана на 2 года обучения:
1 год обучения: 144 часа в год.
2 год обучения: 144 часа в год.
Формы обучения: групповая, индивидуально-групповая
Виды занятий. Основным видом занятий в образовательном процессе является
учебное занятие, состоит из теоретической и практической работы.
Кроме того, для активизации образовательной деятельности используются виды
занятий: практическое занятие, занятие – игра, занятие – презентация, занятие –
соревнование.
Теоретическая подготовка обучающихся по программе осуществляется через:
- пояснения по темам программы;
- беседы о приемах и способах программирования;
- беседы о физических законах и явлениях;
- беседы о правилах поведения, взаимодействия в группе;
- беседы по техники безопасности.
Практическая часть включает:

- освоение приемов и способов программирования;
- самостоятельное написание различных скетчей;
- участие в игровой деятельности.
На занятиях обучающиеся освоят основные виды программирования:
процедурное; операторное.

1.2 Цель и задачи программы
Цель программы: формирование у обучающихся базовых знаний и умений в
области схемотехники, программирования и беспилотных технологий.
Задачи:
Образовательные:
1.

Сформировать

первичные

навыки

работы

с

электронными

компонентами, навыки пайки и сборки электрической цепи;
2.

Научить разбирать и настраивать контроллеры;

3.

Познакомить с

видами современных БПА, с их

особенностями,

принципами работы и устройством;
4.

Сформировать первичные навыки программирования (С++, Phyton) с целью

реализации разных задач и осуществления автономных пусков;
5.

Познакомить с процедурой создания БПА.

Развивающие:
1.

Способствовать

развитию

самостоятельного

анализа

полученной

информации: делать выводы в результате свое деятельности, совместной работы всей
группы;
2.

Мотивировать учащихся отстаивать свою точку зрения;

3.

Отрабатывать умение определять и формулировать цель деятельности на

занятии с помощью педагога;
4.

Развивать коммуникативные способности обучающихся;

5.

Совершенствовать

достижении;

умение

рассказывать

о

модели,

проекте

своем

6.

Содействовать развитию умения работать над проектом в паре, группе,

эффективно распределять обязанности.
Воспитательные:
1.

Совершенствовать

навыки

познавательного

интереса

и

творческой

активности в области научно-технической деятельности;
2.

Формировать предпосылки мотивации к учебной деятельности, установкам,

нормам и правилами научной организации умственного и физического труда;
3.

Формировать нравственно-эстетическую ориентацию обучающихся;

4.

Поддерживать желание к самостоятельным действиям.

5.

Содействовать формированию бережной и безопасной работы.

1.3 Содержание дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Учебный план
1 год обучения
№ Тема
п/п

Общее
В том числе:
количество теория практика
часов
2
2
0

1

Введение

2

Знакомство с Arduino 12

6.5

5.5

3.

Основы
программирования

12

6

6

4.

Мини-проекты с
Arduino.

72

18

54

5.

Знакомство с БПА.

4

2

2

6.

Отработка навыков
пайки и сборки.

14

4

10

7.

Базовая
робототехника

26

4

22

8.

Итоговое занятие

2

0

2

Итого (в год)

144

Формы
промежуточной
аттестации
Инструктаж,
беседа, входная
диагностика
Лекция,
практическая
работа
Лекция,
практическая
работа
Лекция,
практическая
работа,
промежуточная
аттестация
Лекция,
практическая
работа
Инструктаж,
лекция,
практическая
работа
Лекция,
практическая
работа
Практическая
работа,
тестирование.

2 год обучения
№ Тема
п/п
1

Введение

Общее
В том числе:
количество теория практика
часов
2
2
0

2

Программирование

44

11

33

3.

Работа с Raspberry PI

16

7

9

4.

Компьютерное
зрение в
беспилотном
автомобиле
Итоговое занятие

78

13

65

2

0

2

5.

Итого (в год)

Формы
промежуточной
аттестации
Инструктаж,
беседа, входная
диагностика
Лекция,
практическая
работа
Лекция,
практическая
работа,
промежуточная
аттестация
Лекция,
практическая
работа
Практическая
работа,
тестирование.

144
Учебный (тематический) план

1 год обучения
Общее
Название
кол-во
№п/п раздела/темы
часов
1.
Введение
2
1.1
Вводное занятие. 2
Техника
безопасности.
Материалы
и
инструменты.
Организация
рабочего места.
2. Знакомство с
12
Arduino.
Мир
2.1
информационных
технологий
2

В том числе
Теория
2
2

Практика
0
0

6,5

5,5

Форма
аттестации/контроля
Входная
диагностика

Устный опрос
1,5

0,5

2.2
2.3
2.4
2.5

2.6

Компьютеры
вокруг нас.
Знакомство с
Arduino.
Электричество
вокруг нас.
Эксперимент 1.
Маячок.
Выполнение
самостоятельного
задания по теме
«Маячок»

3. Основы
программирования
Основные
3.1
понятия языка
Arduino.
Основное окно
программы.
Подключение
платы к ПК.
3.2
Основы
математической
логики.
Основные
3.3
понятия
алгоритмов.
Виды
алгоритмов.
Основы
3.4
построения
программы.
3.5
Элемент языка
С++
3.6
Структура
программы С++
4. Мини-проекты с
Arduino
Эксперимент 2.
4.1
Маячок с
нарастающей
яркостью.
Выполнение
4.2
самостоятельного
задания по теме
«Маячок с
нарастающей
яркостью»
4.3
Эксперимент 3.
Аналоговый и

2

1,5

0,5

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

0,5

1,5

12

6

6

Устный опрос
Устный опрос
Устный опрос
Выполнение
практического
задания.
Самостоятельное
выполнение
практического
задания.
Устный
опрос,
подключение к ПК.

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

72

Устный
порос,
выполнение
тестового задания.
Устный
опрос,
практическая работа
Устный
опрос,
практическая работа
Устный
опрос,
практическая работа
Устный
опрос,
практическая работа

18

54

1

1

Устный
опрос,
практическая работа

0

2

Самостоятельное
выполнение
практического
задания.

1

1

Устный
опрос,
практическая работа

2

2
2

4.4

4.5

4.6

4.7
4.8

4.9

4.10
4.11

4.12
4.13

4.14

4.15

цифровой выход
на Arduino.
Выполнение
самостоятельного
задания по теме
«Аналоговый и
цифровой выход
на Arduino»
Эксперимент 4.
Подключение
RGB светодиода
к Arduino.
Выполнение
самостоятельного
задания по теме
«Подключение
RGB светодиода
к Arduino»
Чтение и сборка
электрических
схем на Arduino.
Эксперимент 5.
Светильник с
управляемой
яркостью.
Выполнение
самостоятельного
задания по теме
«Светильник с
управляемой
яркостью»
Эксперимент 6.
Терменвокс
Выполнение
самостоятельного
задания по теме
«Терменвокс»
Эксперимент 7.
Ночной
светильник.
Выполнение
самостоятельного
задания по теме
«Ночной
светильник»
Эксперимент 8.
Подключение
тактовой кнопки
к Arduino.
Выполнение
самостоятельного
задания по теме

0

2

Самостоятельное
выполнение
практического
задания.

1

1

Устный
опрос,
практическая работа

0

2

Самостоятельное
выполнение
практического
задания.

1

1

Устный
опрос,
практическая работа

1

1

Устный
опрос,
практическая работа

0

2

Самостоятельное
выполнение
практического
задания.

1

1

0

2

1

1

Устный
опрос,
практическая работа
Самостоятельное
выполнение
практического
задания.
Устный
опрос,
практическая работа

0

2

1

1

0

2

2

2

2
2

2

2
2

2
2

2

Самостоятельное
выполнение
практического
задания.
Устный
опрос,
практическая работа

2

2

Самостоятельное
выполнение
практического

4.16

4.17

4.18
4.19

4.20
4.21

4.22
4.23

4.24

4.25

4.26

4.27

«Подключение
тактовой кнопки
к Arduino»
Эксперимент 9.
Подключение
транзистора к
Arduino.
Выполнение
самостоятельного
задания по теме
«Подключение
транзистора к
Arduino»
Эксперимент 10.
Пульсар.
Выполнение
самостоятельного
задания по теме
«Пульсар»
Эксперимент 11.
Бегущий огонѐк.
Выполнение
самостоятельного
задания по теме
«Бегущий
огонѐк»
Эксперимент 12.
Мерзкое
пианино.
Выполнение
самостоятельного
задания по теме
«Мерзкое
пианино»
Эксперимент 13.
Подключение ИК
приемника к
Arduino.
Выполнение
самостоятельного
задания по теме
«Подключение
ИК приемника к
Arduino»
Эксперимент 14.
Подключение
сервопривода к
Arduino.
Выполнение
самостоятельного
задания по теме

задания.
1

1

Устный
опрос,
практическая работа

0

2

Самостоятельное
выполнение
практического
задания.

1

1

0

2

1

1

0

2

1

1

Устный
опрос,
практическая работа
Самостоятельное
выполнение
практического
задания.
Устный
опрос,
практическая работа
Самостоятельное
выполнение
практического
задания.
Устный
опрос,
практическая работа

0

2

1

1

0

2

Самостоятельное
выполнение
практического
задания.

1

1

Устный
опрос,
практическая работа

0

2

Самостоятельное
выполнение
практического

2

2
2

2
2

2
2

2

Самостоятельное
выполнение
практического
задания.
Устный
опрос,
практическая работа

2

2

2

2

4.28
4.29
4.30

4.31
4.32

4.33

4.34

4.35

«Подключение
сервопривода к
Arduino»
Сборка
самостоятельного
проекта
Эксперимент 15.
Миксер.
Выполнение
самостоятельного
задания по теме
«Миксер»
Эксперимент 16.
Кнопочный
переключатель.
Выполнение
самостоятельного
задания по теме
«Кнопочный
переключатель»
Эксперимент 17.
Светильник с
кнопочным
управлением.
Выполнение
самостоятельного
задания по теме
«Светильник с
кнопочным
управлением»
Эксперимент 18.
Секундомер.

задания.
2

Промежуточная
аттестация

1

1

0

2

1

1

Устный
опрос,
практическая работа
Самостоятельное
выполнение
практического
задания.
Устный
опрос,
практическая работа

0

2

1

1

0

2

Самостоятельное
выполнение
практического
задания.

1

1

0

2

Устный
опрос,
практическая работа
Самостоятельное
выполнение
практического
задания.

2
1

2
1

1

1

4

10

2

0

2
2

2
2

2

Самостоятельное
выполнение
практического
задания.
Устный
опрос,
практическая работа

2

2
2

4.36

Выполнение
самостоятельного
задания по теме
«Секундомер»
5. Знакомство с БПА.
Современные
5.1
БПА их виды,
применение и
производство.
Разбор
5.2
современных
технологий БПА.
6. Отработка
навыков пайки и
сборки.
Вводный
6.1
инструктаж,
техника
безопасности и
основы пайки.

0

2
4

Устный
опрос,
практическая работа

2
2

Устный
опрос,
практическая работа

14

2

Устный опрос.

6.2
6.3
6.4

Разбор
электронной
схемы.
Пайка проводов,
простейших
схем.
Пайка
электронной
сборки

3

Устный
опрос,
практическая работа

0

2

Практическая
работа

1

3

Практическая
работа

0

2

Практическая
работа

4

22

2

0

Устный опрос

0

2

0

2

Практическая
работа
Практическая
работа

0

2

Практическая
работа

0

2

Практическая
работа

1

1

Устный
опрос,
практическая работа

1

1

Устный
опрос,
практическая работа

0

2

Практическая
работа

0

2

Практическая
работа

0

2

0

2

Практическая
работа
Практическая
работа

0

2

4
2
4

6.5
Запуск макета
7. Базовая
робототехника
Разбор видов
7.1
контроллеров.
7.2
Работа с Arduino
Написание
7.3
программы «Езда
вперед-назад»
/отладка
Написание
7.4
программы «Езда
по квадрату» /
отладка
Написание
7.5
программы «Езда
змейкой» /
отладка
Подключение
7.6
датчиков
расстояния
Управление
7.7
датчиками и
моторами при
помощи
программного
обеспечения
Написание
7.8
программы
«Препятствие»
/отладка
Написание
7.9
программы
«Следуй за
мной» / отладка
7.10
«Гонки с
препятствиями»
Написание
7.11
программы с
блоком «цикл»
/отладка
7.12
«Футбол»

1

2
26
2
2

2

2

2
2

2

2

2
2

2
2

Практическая

7.13
«Танцор»
8. Итоговое занятие.
Тестирование,
8.1
практическое
занятие.

0

2

работа
Практическая
работа

0

2

Итоговая аттестация

2

2

2 год обучения
№
п/п
1.
1.1

2.
2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6

Название
раздела/темы
Введение
Вводное занятие.
Техника
безопасности.
Организация
рабочего места.
Программирование
Повторение
изученного
материала, разбор
интересующих
вопросов.
Среда
программирования
Arduino.
Практическое
занятие.
Изучение
принципов
установки и
проверки
контроллеров на
готовую сборку.
Самостоятельная
установка и
проверка
контроллеров на
готовую сборку.
Написание
программы
«Вывод на экран»
Написание

Общее
кол-во
часов
2
2

В том числе
Теория Практика
2
2

0
0

44
2

11
1

33
1

2

1

1

Устный опрос,
практическая
работа.

2

2

0

Устный опрос

2

0

2

Практическая
работа

2

0

2

Практическая
работа

2

0

2

Практическая

Форма
аттестации/контроля
Входная
диагностика.

Самоанализ,
практическая работа

2.7

2.8

2.9

программы
«Считывание
показаний с УЗ
датчика»
Работа с Arduino.
Работа над
заданиями в
области БПА.
Разбор
олимпиадных
заданий в области
БПА.
Подключение
датчиков по
черной линии.

2.10 Управление
датчиками по
черной линии и
моторами.
2.11 Написание
программы «Езда
по черной линии»
2.12 Отладка
программы «Езда
по черной линии»
2.13 Управление УЗ
датчиком,
датчиком по
черной линии,
моторами
2.14 Написание
программы
«Препятствие на
черной линии»
2.15 Отладка
программы
«Препятствие на
черной линии»
2.16 Заезд на поле
«Город»
2.17 Заезд на поле
«Скорость»
2.18 Заезд на поле

работа

2

2

0

Устный опрос

2

2

0

Самоанализ

2

1

1

2

0

2

Выучить код черной
линии,
практическая
работа.
Практическая
работа

2

0

2

Практическая
работа

4

0

4

Практическая
работа

2

1

1

Устный опрос,

2

1

1

Выучить коды
цикла, практическая
работа

4

0

4

Практическая
работа

2

0

2

2

0

2

4

0

4

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая

«Полоса
препятствий»
2.19 Сборка и отладка
светофора.
3. Работа с Raspberry PI
3.1 Подключение
платы Raspberry
PI.
Основные
3.2
понятия языка
Python. Основное
окно программы.
Подключение
платы к ПК.
3.3
Основы
математической
логики.
Основные
3.4
понятия
алгоритмов. Виды
алгоритмов.
3.5
Основы
построения
программы.
3.6
Элемент языка
Python
3.7
Структура
программы.
Выполнение
3.8
самостоятельного
задания по теме
4.
Компьютерное
зрение в беспилотном
автомобиле.
Детектирование
4.1
дорожной
разметки.
4.2
4.3

4.4

Езда по своей
полосе.
Самостоятельное
написание
программы «Езда
по своей полосе»
Отладка
программы «Езда
по своей полосе»

работа
2

0

2

16
2

7
1

9
1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

0

2

78

13

65

4

1

3

6

0

6

4

0

4

6

0

6

Практическая
работа
Устный опрос,
практическая
работа.
Устный опрос,
практическая
работа.
Устный опрос,
практическая
работа.
Устный опрос,
практическая
работа.
Устный опрос,
практическая
работа.
Устный опрос,
практическая
работа.
Устный опрос,
практическая
работа.
Промежуточная
аттестация

Устный опрос,
выучить коды
Python,
практическая работа
Устный опрос,
практическая работа
Практическая
работа
Практическая
работа

4.5

Детектирование
светофоров

4

1

3

4.6

Распознавание
сигналов
светофоров

10

2

8

4.7

Детектирование
дорожных знаков

4

2

2

4.8

Распознавание
дорожных знаков

10

2

8

Правила ПДД (для 4
автомобиля)
4.10
10
Движение в
городских
условия с
соблюдение ПДД
4.11 Детектирование
4
пешеходов

2

2

2

8

1

3

Движение по
полосе, с
соблюдение всех
правил ПДД,
движением
пешеходов.
5. Итоговое занятие
5.1
Тестирование.
Практическое
5.2
занятие.

12

0

12

4
2
2

0
0
0

4
2
2

4.9

4.12

Устный опрос,
выучить коды
Python,
практическая работа
Устный опрос,
выучить коды
Python,
практическая работа
Устный опрос,
выучить коды
Python,
практическая работа
Устный опрос,
выучить коды
Python,
практическая работа
Устный опрос,
практическая работа
Устный опрос,
выучить коды
Python,
практическая работа
Устный опрос,
выучить коды
Python,
практическая работа
Устный опрос,
практическая работа

Итоговая аттестация
Итоговая аттестация

Содержание учебного (тематического) плана
1 год обучения
1.

Введение

1.1

Вводное занятие.

Теория:

Вводное

занятие.

Техника

безопасности.

Материалы

и

инструменты. Организация рабочего места.
Практическая работа: 2.

Знакомство с Arduino.

2.1

Мир информационных технологий.

Теория: История. Основные черты современных ИТ. Основные средства.
Услуги. Технологический потенциал и рост.
Практическая работа: Найти в интернет-источнике статистику ИТ по
России. Современные технологии в России.
2.2

Компьютеры вокруг нас.

Теория: Что изменилось в жизни людей с появлением компьютера.
Основные устройства ПК. Правила работы с компьютером.
Практическая работа: Выполнение задания. Заполнение таблицы.
2.3

Знакомство с Arduino.

Теория: Что такое Ардуино и для чего оно нужно? Среда разработки
Arduino IDE. Язык программирования C++.
Практическая работа: Первая программа на Ардуино. «Вывод на экран
«Hello, World!»
2.4

Электричество вокруг нас.

Теория: Что такое электричество? Электричество в природе. Производство
и практическое использование.
Практическая

работа:

Найти

изобретений.
2.5

Эксперимент 1. Маячок.

в

интернет-источнике

хронологию

Теория:

Принципиальные

схемы.

Основные

законы

электричества.

Управление электричеством. Быстрая сборка схемы. Светодиод.
Практическая работа: Сборка схемы по инструкции.
2.6

Выполнение самостоятельного задания по теме «Маячок.

Теория: Скетч в программе Ардуино.
Практическая работа: Самостоятельная сборка и программирование
схемы «Маячок»
3.

Основы программирования.

3.1

Основные понятия языка Arduino. Основное окно программы.

Подключение платы к ПК.
Теория: Основные понятия языка Arduino. Алфавит. Типы данных языка
С++. Операции языка С++.
Практическая работа: Открытие программы Ардуино. Подключение
платы к ПК.
3.2

Основы математической логики.

Теория: История. Основные положения. Разделы.
Практическая работа: Выполнение логических и математических задач.
3.3

Основные понятия алгоритмов. Виды алгоритмов.

Теория: Определение алгоритма. Виды алгоритмов. Анализ алгоритмов.
Эффективность алгоритмов.
Практическая работа: Выполнение задач на алгоритмы.
3.4

Основы построения программы.

Теория: Этапы и принципы построения программы.
Практическая работа: Написание простейшего Скетча.
3.5

Элемент языка С++.

Теория: Идентификаторы. Ключевые слова. Знаки операций. Константы.
Практическая работа: Написание Скетча с идентификатором.
3.6

Структура программы С++

Теория: Инструкции. Функция main. Комментарии.
Практическая работа: Написание скетча с функцией main.

4.

Мини-проекты с Arduino.

4.1

Эксперимент 2. Маячок с нарастающей яркостью

Теория: Широтно-импульсная модуляция.
Практическая работа: Сборка схемы по инструкции.
4.2

Выполнение самостоятельного

задания по

теме «Маячок с

нарастающей яркостью».
Теория: Практическая работа: Самостоятельная сборка и программирования
«Маячок с нарастающей яркостью»
4.3Эксперимент 3. Аналоговый и цифровой выход на Arduino.
Теория: Аналоговой выход. Цифровой выход.
Практическая работа: Написание программы со светодиодом.
4.4

Выполнение самостоятельного задания по теме «Аналоговый и

цифровой выход на Arduino.
Теория: Практическая работа: Самостоятельная сборка схемы и написание
программы.
4.5

Эксперимент 4. Подключение RGB светодиода к Arduino.

Теория: Светодиод. Резистор.
Практическая работа: Сборка схемы по инструкции.
4.6

Выполнение самостоятельного задания по теме «Подключение RGB

светодиода к Arduino.
Теория: Практическая работа: Самостоятельная сборка и программирование.
4.7

Чтение и сборка электрических схем на Arduino.

Теория: Принцип чтения электрических схем.
Практическая работа: Черчение электрических схем.
4.8

Эксперимент 5. Светильник с управляемой яркостью.

Теория: Делитель напряжения.
Практическая работа: Сборка схемы по готовой инструкции.

4.9

Выполнение самостоятельного задания по теме «Светильник с

управляемой яркостью»
Теория: Практическая работа: Самостоятельная сборка и программирование.
4.10 Эксперимент 6. Терменвокс.
Теория: Пьезодинамик.
Практическая работа: Сборка схемы по готовой инструкции.
4.11 Выполнение самостоятельного задания по теме «Терменвокс».
Теория: Практическая работа: Самостоятельная сборка и программирование.
4.12 Эксперимент 7. Ночной светильник.
Теория: Фоторезистор.
Практическая работа: Сборка схемы по готовой инструкции.
4.13 Выполнение

самостоятельного

задания

по

теме

«Ночной

светильник»
Теория: Практическая работа: Самостоятельная сборка и программирование.
4.14 Эксперимент 8. Подключение тактовой кнопки к Arduino.
Теория: Тактовая кнопка. Разновидности кнопок.
Практическая работа: Сборка схемы по готовой инструкции.
4.15 Выполнение самостоятельного задания по теме «Подключение
тактовой кнопки к Arduino.
Теория: Практическая работа: Самостоятельная сборка и программирование.
4.16 Эксперимент 9. Подключение транзистора к Arduino.
Теория: История. Классификация. Схемы включения.
Практическая работа: Сборка схемы по готовой инструкции.
4.17 Выполнение самостоятельного задания по теме «Подключение
транзистора к Arduino.
Теория: -

Практическая работа: Самостоятельная сборка и программирование.
4.18 Эксперимент 10. Пульсар.
Теория: Биполярный транзистор. Светодиодные сборки.
Практическая работа: Сборка схемы по готовой инструкции.
4.19 Выполнение самостоятельного задания по теме «Пульсар».
Теория: Практическая работа: Самостоятельная сборка и программирование.
4.20 Эксперимент 11. Бегущий огонек.
Теория: Виды установок резисторов.
Практическая работа: Сборка схемы по готовой инструкции.
4.21 Выполнение самостоятельного задания по теме «Бегущий огонек»
Теория: Практическая работа: Самостоятельная сборка и программирование.
4.22 Эксперимент 12. Мерзкое пианино.
Теория: Кнопка. Виды кнопок.
Практическая работа: Сборка схемы по готовой инструкции.
4.23 Выполнение самостоятельного задания по теме «Мерзкое пианино»
Теория: Практическая работа: Самостоятельная сборка и программирование.
4.24 Эксперимент 13. Подключение ИК приемника к Arduino.
Теория: Устройство и характеристика ИК приемника.
Практическая работа: Сборка схемы по готовой инструкции.
4.25 Выполнение самостоятельного задания по теме «Подключение ИК
приемника к Arduino»
Теория: Практическая работа: Самостоятельная сборка и программирование.
4.26 Эксперимент 14. Подключение сервопривода к Arduino.
Теория: Устройство, характеристика, виды сервоприводов.
Практическая работа: Сборка схемы по готовой инструкции.

4.27 Выполнение самостоятельного задания по теме «Подключение
сервопривода к Arduino».
Теория: Практическая работа: Самостоятельная сборка и программирование по
схеме: Пантограф.
4.28 Сборка самостоятельного проекта
Теория: Практическое задание: Промежуточная аттестация. Сборка схемы и
программирования «Метеостанция»
4.29 Эксперимент 15. Миксер.
Теория: Полевой транзистор. Мотор.
Практическая работа: Сборка схемы по готовой конструкции.
4.30 Выполнение самостоятельного задания по теме «Миксер».
Теория: Практическая работа: Самостоятельная сборка и программирование.
4.31 Эксперимент 16. Кнопочный переключатель.
Теория: Что такое «дребезг»?
Практическая работа: Сборка схемы по готовой конструкции.
4.32 Выполнение самостоятельного задания по теме: «Кнопочный
переключатель».
Теория: Практическая работа: Самостоятельная сборка и программирование.
4.33 Эксперимент 17. Светильник с кнопочным управлением.
Теория: Определение собственной функции. Оператор присваивания.
Практическая работа: Сборка схемы по готовой конструкции.
4.34 Выполнение самостоятельного задания по теме «Светильник с
кнопочным управлением»
Теория: Практическая работа: Самостоятельная сборка и программирование.
4.35 Эксперимент 18. Секундомер

Теория: Вывод символа на индикатор.
Практическая работа: Сборка схемы по готовой конструкции.
4.36 Выполнение самостоятельного задания по теме «Секундомер».
Теория: Практическая работа: Самостоятельная сборка и программирование.
5.

Знакомство с БПА.

5.1

Современные виды БПА их виды, применение и производство.

Теория: Виды. Основные преимущества. Применение.
Практическая работа: Найти в интернет-источнике где производят БПА.
5.2

Разбор современных технологий БПА.

Теория: Беспилотные технологии в мире.История развития наземных
беспилотников.Что тормозит развитие БПА?
Практическая работа: Найти в интернет-источнике какие крупные
компании работают над автономным вождением.
6.

Отработка навыков пайки и сборки.

6.1

Вводный инструктаж, техника безопасности и основы пайки.

Теория: техника безопасности с электроприборами. Подготовка к пайке.
Технология пайки.
Практическая работа: 6.2

Разбор электронной схемы.

Теория: Особенности чтения схем. Общая точка. Обозначение деталей на
принципиальных схемах. Какими буквами обозначаются радиодетали на схемах.
Практическая работа: Запись в тетрадь обозначения деталей, алфавита
схем. Выполнения заданий по готовым схемам.
6.3

Пайка проводов, простейших схем.

Теория: Практическая работа: Первая пайка проводов, элементов схем между
собой. Пайка простейших схем.
6.4

Пайка электронной сборки.

Теория: Разбор готовой схемы Айкара.

Практическая работа: Сборка и пайка необходимых элементов для
запуска Айкара.
6.5

Запуск макета.

Теория: Практическая работа: Проверка всех соединительных элементов, закачка
готовой программы в Айкар. Проверка работоспособности.
7.

Базовая робототехника.

7.1

Разбор видов контроллеров.

Теория: Устройство контроллера, их применение, виды и производство.
Практическая работа: 7.2

Работа с Arduino.

Теория: Практическая работа: Подключение платы к ПК. Загрузка программы.
Отладка.
7.3

Написание программы «Езда вперед-назад»/отладка

Теория: Практическая работа: Написание программы. Загрузка программы в
микроконтроллер. Проверка работы. Отладка.
7.4

Написание программы «Езда по квадрату»/отладка

Теория: Практическая работа: Написание программы. Загрузка программы в
микроконтроллер. Проверка работы. Отладка.
7.5 Написание программы «Езда змейкой»/отладка
Теория: Практическая работа: Написание программы. Загрузка программы в
микроконтроллер. Проверка работы. Отладка.
7.6

Подключение датчиков расстояния.

Теория: Устройство датчика УЗ. Принцип работы. Виды.
Практическая работа: Подключение УЗ датчика к микроконтроллеру.

7.7

Управление датчиками и моторами при помощи программного

обеспечения.
Теория: Работа моторов в зависимости от показателей датчиков. Функции в
C++.
Практическая работа: Использование функций УЗ датчика в программе.
Написание программы «Препятствие» / отладка

7.8

Теория: Практическая работа: Написать программу «Препятствие». Загрузить в
микроконтроллер. Проверить правильность. Произвести корректировку/отладку
программы.
7.9

Написание программы «Следуй за мной»/ отладка.

Теория:
Практическая работа: Написать программу «Следуй за мной». Загрузить в
микроконтроллер. Проверить правильность. Произвести корректировку/отладку
программы.
7.10 «Гонки с препятствиями»
Теория: Практическая

работа:

Написать

программу

движение

прямо

до

препятствия с наибольшей скоростью. Проверить правильность работы.
Произвести корректировку программу. Произвести запуск на время с другим
учащимся.
7.11 Написание программы с блоком «цикл» / отладка.
Теория: Практическая работа: Написание программы езды по квадрату с
использованием функции «Цикл». Загрузка программы в микроконтроллер.
Отладка программы. Контрольный запуск.
7.12 «Футбол»
Теория: Практическая работа: Написать программу для игры в футбол. Загрузить
программу в микроконтроллер. Произвести отладку программы.

7.13 «Танцор»
Теория:
Практическая работа: Написать программу «Танцор» (используя функции
хаотичного движения). Загрузить программу в микроконтроллер. Произвести
отладку.
8.

Итоговое занятие.

8.1

Тестирование практическое занятие.

Теория:
Практическая

работа:

Тестирование.

Самостоятельное

выполнение

практического задания. (Написать программу «Следуй за мной», проверить
правильность

работы,

произвести

корректировку,

итоговое

выполнение

программы)
2 год обучения.

1.

Введение.

1.1

Вводное занятие. Техника безопасности. Организация рабочего

места.
Теория: Техника безопасности. Организация рабочего места. Входная
диагностика.
Практическая работа: 2.

Программирование.

2.1

Повторение изученного материала, разбор интересующих вопросов.

Теория: Повторение основ программирования С++. Правила разворотов и
устройство моторов, УЗ датчика.
Практическая работа: Самостоятельное написание программы «Движение
вперед до препятствия».
2.2

Среда программирования Arduino.

Теория: Функции языка С++. Возможности. Комментарии.

Практическая

работа:

Написание

программы

для

решения

математической задачи.
2.3

Изучение принципов установки и проверки контроллеров на готовую

сборку.
Теория: Виды контроллеров. Конструктивное исполнение и способы
крепления. Степени защиты.
Практическая работа: 2.4

Самостоятельная установка и проверка контроллеров на готовую

сборку.
Теория: Практическая работа: Проверить контроллер для сборки. Произвести
ремонт (если такой необходим). Установить контроллер на готовую сборку.
. Написание программы «Вывод на экран»

2.5

Теория: Практическая работа: Написать программу «Вывод текста/информации на
экран компьютера». Проверить программу. Произвести отладку. Проверить
программу.
2.6

Написание программы «Считывания с УЗ датчика».

Теория:
Практическая работа: Подключить УЗ датчик к микроконтроллеру.
Подключить контроллер к компьютеру. Написать программу «Считывания
показаний с датчика УЗ». Произвести отладку.
2.7

Работа с Arduino. Работа над заданиями в области БПА.

Теория: в каких сферах используются контроллеры Arduino. Виды заданий
у всех БПА.
Практическая работа: 2.8

Разбор олимпиадных заданий в области БПА.

Теория:

Виды

олимпиад.

Возраст

учащихся.

Правила

олимпиад.

Технические задания. Конструктив машин, участвующих в олимпиадах.
Практическая работа: -

2.9

Подключение датчиков по черной линии.

Теория: Устройство и принцип работы датчик отраженного света. Виды
датчиков. Их применение.
Практическая работа: \Установка и подключение датчиков. Проверка их
работоспособности.
2.10 Управление датчиками по черной линии и моторами.
Теория: Практическая

работа:

Написание

программы

«Распознавание

черной/белой линии»
2.11 Написание программы «Езда по черной линии».
Теория: Практическая работа: Написать программу «Езда по черной линии».
2.12 Отладка программы «Езда по черной линии».
Теория: Практическая работа: Проверить программу «Езда по черной линии».
Произвести отладку программы. Поверить программу.
2.13 Управление УЗ датчиком, датчиком по черной линии, моторами.
Теория: Принцип совместной работы всех систем. Функции С++.
Практическая работа: Написание программы Вывод на экран 2 датчиков.
2.14 Написание программы «Препятствие на черной линии»
Теория: Функции С++. Коды цикла.
Практическая работа: Написать программу «Препятствие на черной
линии».
2.15 Отладка программы «Препятствие на черной линии».
Теория: Практическая работа: Проверить программу. Произвести отладку при
неправильном выполнение действий. Проверить программу.
2.16 Заезд на поле «Город».
Теория: -

Практическая работа: Написать программу для поля «Город». Произвести
проверку программы. Произвести отладку при неправильном выполнение
действий. Проверить программу.
2.17 Заезд на поле «Скорость».
Теория: Практическая работа: Написать программу для поля «Скорость».
Произвести проверку программы. Произвести отладку при неправильном
выполнение действий. Проверить программу.
2.18 Заезд на поле «Полоса препятствий»
Теория:
Практическая

работа:

Написать

программу

для

поля

«Полоса

препятствий». Произвести проверку программы. Произвести отладку при
неправильном выполнение действий. Проверить программу.
2.19 Сборка и отладка светофора.
Теория: Практическая работа: Собрать светофор. Запрограммировать светофор.
3.

Работа с Raspberry PI.

3.1

Подключение платы Raspberry PI.

Теория:

История. Версии. Технические подробности. Программное

обеспечение.
Практическая работа: Установить одноплатный компьютер на готовую
сборку. Проверить его работоспособность.
3.2

Основные понятия языка Python. Основное окно программы

Подключение платы к ПК.
Теория: История Python. Типы и структуры данных. Синтаксис и
семантика. Парадигмы программирования. Возможности.
Практическая

работа:

Запустить

программу

Python.

Подключить

Raspberry PI к ПК. Проверить работу Raspberry PI.
3.3 Основы математической логики.
Теория: Основные понятия логики с помощью логических операций.

Практическая работа: Выполнение практического задания.
3.4 Основные понятия алгоритмов. Виды алгоритмов.
Теория: Понятие алгоритма, его свойства и виды.
Практическая работа: Составление алгоритма по походу в магазин за
яблоками.
3.5 Основы построения программы.
Теория: Понятие программы, принципы построения программы.
Практическая работа: Проверка программ на построение.
3.6 Элемент языка Pthon.
Теория: Основные элементы языка. Преобразование типов данных.
Операторы и выражения. Модули и функции. Стек и очередь.
Практическая

работа:

Выполнение

программного

кода

«Вывод

информации на экран»
3.7 Структура программы.
Теория: Модули, инструкции, операции, переменные и литералы.
Практическая работа: Самостоятельное написание программы «Вывод
информации на экран» соблюдая структуру программы.
3.8 Выполнение самостоятельного задания по теме.
Теория: Практическая работа: Самостоятельное написание и проверка программы
«Езда по черной линии с препятствием».
4.

Компьютерное зрение в беспилотном автомобиле.

4.1

Детектирование дорожной разметки.

Теория: Принцип детектирования дорожной разметки и езды по своей
полосе.
Практическая

работа:

Написание

программы

и

ее

отладка

для

детектирования дорожной разметки.
4.2

Езда по своей полосе.

Теория: Практическая работа: Написание программы «Езда по своей полосе».

Изучение функций Python для распознавания полосы.
4.3

Самостоятельное написание программы «Езда по своей полосе»

Теория: Практическая работа: Отработка программы «Езда по своей полосе».
4.4

Отладка программы «Езда по своей полосе».

Теория:
Практическая работа: Разбор вопрос по программе. Отработка функций
Python. Доработка программы «Езда по своей полосе».
4.5

Детектирование светофоров.

Теория: Изучение принципов детектирования светофора.
Практическая работа: Проверка работоспособности светофора, его
отладка.

Написание

программы

на

детектирование

светофора,

отладка

программы.
4.6

Распознавание сигналов светофора.

Теория: Нахождение кадра с переключением сигнала. Красные и зеленые
круги. Время в алгоритме.
Практическая работа: Написать программу с распознаванием сигналов
светофора

через

камеру.

Отредактировать

программу.

Проверить

на

правильность выполнения.
4.7

Детектирование дорожных знаков.

Теория: Принцип детектирования дорожных знаков. Преобразование
цветовой схемы в градацию серого. Переход к нейронным сетям.
Практическая работа: Написать программу для перевода и сохранения
дорожных знаков в систему.
4.8

Распознавание дорожных знаков.

Теория: Назначение, главные функции, конструктивные элементы системы.
Логика и принцип работы.
Практическая работа: Написать программу для распознавания дорожных
знаков. Произвести отладку программы. Проверить программу.
4.9

Правила ПДД (для автомобиля)

Теория: Общие обязанности водителя, пешехода. Предупреждающие знаки.
Запрещающие знаки. Маневрирование. Разметка.
Практическая работа: Тестирование по ПДД.
4.10 Движение в городских условиях с соблюдением ПДД.
Теория: Соотношение распознаваний светофора, дорожных знаков и
принцип движения в городской среде.
Практическая работа: Написание программы «Движение в городских
условиях с соблюдением ПДД», проверка программы, отладка программы,
проверка программы.
4.11 Детектирование пешеходов.
Теория: Система обнаружения пешеходов: устройство, принцип.
Практическая

работа:

Написание

программы

по

обнаружению

пешеходов.
4.12 Движение по полосе, с соблюдением всех правил ПДД, движением
пешеходов.
Теория: Практическая

работа:

Написание

программы

по

теме,

проверка

правильности выполнения, отладка программы.
5.

Итоговое занятие.

5.1

Тестирование

Теория:
Практическая работа: Итоговое тестирование включающее в себя
проверку схемотехники, основных функций языка С++, Python.
5.2

Практическое занятие

Теория: Практическая работа: Итоговое практическое занятие по написанию и
отладке программы «Движение по полосе, с соблюдением всех правил ПДД,
движением пешеходов».

1.4 Планируемые результаты
В процессе освоения программы «Автономные беспилотные системы»
планируется достижение учащимися результатов личностного, предметного и
мета предметного характера:
Предметные:
обучающийся будет знать:
-основы радиоэлектроники, пайки электронных компонентов;
-особенности, принципы работы и устройства беспилотных автономных
систем
- о методах создания беспилотных систем
обучающийся будет уметь:
- собирать, разбирать схему контроллеров
- настраивать контроллеры
- программировать простейшие скетчи на базе языков С++, Python.
Метапредметные:
обучающийся будет уметь:
-

определять, различать и называть детали конструктора;

-

конструировать по условиям, заданным педагогом, по образцу, по

чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему;
-

ориентироваться в системе знаний, отличать новое от уже известного;

-

анализировать полученную информацию: делать выводы в результате

свое деятельности, совместной работы всей группы;
-

отстаивать свою точку зрения;

-

умение определять и формулировать цель деятельности на занятии с

помощью учителя;
-

умение рассказывать о модели, проекте своем достижении;

-

умение работать над проектом в паре, группе, эффективно

распределять обязанности.

Личностные:
у обучающихся сформированы:
-

навыки познавательного интереса и творческой активности в области

научно-технической деятельности;
-

предпосылки мотивации к учебной деятельности, установкам,

нормам и правилами научной организации умственного и физического труда;
-

элементы нравственно-эстетической ориентации;

-

правила безопасной работы;

-

готовность к самостоятельным действиям.

Раздел 2. Организационно-педагогические условия.
2.1 Календарный график.
Календарный учебный график
Начало учебного года
01 сентября 2023 года
Окончание учебного года
31 мая 2024 года
Продолжительность учебного года
36 учебных недель
Начало занятий
8:00 час.
Окончание занятий
20:00 час.
Периодичность текущего контроля
Входной контроль осуществляется в
успеваемости и промежуточной
период с 01 сентября по 09 сентября.
аттестации обучающихся
Текущий контроль осуществляется с
10 сентября по 23 декабря, с 09
января по 19 мая.
Промежуточная аттестация
осуществляется в период с 24 по 31
декабря (за 1 полугодие). Итоговый
контроль с 20 по 31 мая.
Праздничные нерабочие дни
Праздничные нерабочие дни: 4
ноября 2023г, 1-8 января 2024 г., 23
февраля 2024г., 8 марта 2024 г., 1 мая
2024 г., 9 мая 2024г.
2.2 Условия реализации программы
Материально

техническое обеспечение.

Специально

оборудованный

учебный кабинет для занятий с хорошим освещением. Ростовая мебель (столы,
стулья), шкафы для хранения материалов и инструментов.
Материалы и инструменты:


конструкторы Амперка «Матрешка Z»



учебно-методический комплекс «АЙКАР Микро»



рабочие бланки.

Информационное обеспечение. Мультимедийная техника (компьютер,
мультимедийный проектор; экран)
Кадровое обеспечение. Требования к образованию педагога, реализующего
программу: среднее профессиональное (педагогическое) образование, высшее
профессиональное

(педагогическое)

образование.

Прохождение

повышения квалификации по данному направлению деятельности.

курсов

Методические материалы:
Программа
образовательных

предусматривает
технологий:

использование

педагогика

элементов

сотрудничества,

следующих
развивающее

обучение.
Образовательный процесс организуется с учетом следующих принципов:
дифференциации,

вариативности,

адаптивности,

непрерывности

и

преемственности, практической направленности, научности, интегративности,
наглядности и доступности.
Методы обучения, используемые в образовательном процессе:


словесный (беседа, рассказ, объяснение);



наглядный (показ, наблюдение, демонстрация);



практический (выполнение работ по инструкциям и готовым

моделям, игры);


репродуктивный (обучающиеся конструируют по образцу);



частично-поисковые (выполнение творческих заданий).

Формы обучения: учебное занятие, занятие – игра, занятие – презентация,
занятие – соревнование, занятие – выставка.
Наглядные пособия:


инструкции;



готовые схемы;



мультимедийные материалы.

Инструкции:


правила техники безопасности;



правила дорожного движения;



правила электробезопасности;



правила пожарной безопасности.

2.3. Формы аттестации и оценочные материалы.
Периодичность

и

порядок

текущего

контроля

успеваемости

и

промежуточной аттестации обучающихся по программе осуществляется согласно
календарного учебного графика.
Оценочные материалы
В процессе обучения используются следующие оценочные материалы:
-

ведомость практических работ (заполняется по итогам каждого

практического занятия по программе);
-

информационная карта «Определение уровня развития личностных

качеств учащихся» (ведется два раза в год).
-

карта самооценки учащихся (с периодичностью фиксации раз в пол-

года).
Виды и формы контроля:
1. Входная диагностика – проводится при зачислении в тестирования на
знание основных понятий по электротехники и технике безопасности.
2. Текущий контроль - проводится в течение года. Текущий контроль проводится в форме практических заданий, устных опросов.
3. Промежуточный контроль – проводится в конце полугодия. Промежуточный контроль проводится в форме контрольного задания.
4. Итоговый контроль - проводится в конце обучения по программе в
форме контрольного задания.
Обучение по программе является успешным, если обучающимся получено
более 80% положительных результатов за практические работы и аттестации (от
общего

количества), проводимые

программы.

в рамках

реализации

образовательной

Приложение 1
№
п/
п
1

Критерии
оценивания

2

Сборка
набора

3

4

Баллы (показатели)
2 балла
1 балл

Знание
Называет
элементов
элементы
набора
и принцип
принцип их работы.
работы.

Указывает принцип работы
и элементов, но не знает их
их название/ знает название
элементов, но не знает
принцип их работы

Самостоятельн
о
собирает
конструкцию
по инструкции
Бережная и Знает правила
безопасная
безопасной
работа
работы
с
электрическими
устройствами,
применяет их
на практике
Работа
с Свободно
компьютеро работает
за
м
компьютером,
без
помощи
педагога.

5

Программа
Arduino

6

Программа
Python

0 баллов

Собирает
набора
педагога

конструкцию
с
помощью

Знает правила безопасной
работы,
оставляет
инструмент, включенное
устройство
в
конце
занятия.

Отсутсвуют
знания
о
названии
и
принципах
элементов
набора
Совершенно
н
владеет
умением
сборки
Работает
с
проводами и
батарейками
мокрыми
руками/без
защиты

Работает
с Отсутствие
компьютером/программам каких-либо
и с помощью педагога.
умений
работы
с
компьютером
.
Без
ошибок Программу
пишет
с Не
может
пишет
ошибками / с помощью написать
программу по учителя.
программу.
образцу/
самостоятельно
производит
нужные
корректировки
Без
ошибок Программу
пишет
с Не
может
пишет
ошибками / с помощью написать
программу по учителя.
программу.
образцу/
самостоятельно
производит
нужные
корректировки

7

Комплексная Самостоятельн
работа
о
пишет
платформ
программу для
работы обоих
платформ
/
самостоятельно
производит
корректировку
программы.

Программу
пишет
с Не
может
помощью
учителя/ написать
произвести корректировку программу.
программы самостоятельно
не может.

Ведомость оценки практических работ
ФИО

Итого
Зачет/
Не зачет

%

Оценка производится по системе зачет / не зачет
Итого = процент положительно сданных работ от общего количества
выполненных практических работ.

Приложение 2
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
«Определение уровня развития личностных качеств
учащихся»
Фиксация

результатов

личностных

достижений,

обучающихся

производится педагогом в информационной карте «Определение уровня развития
личностных качеств учащихся».
Данная форма заполняется педагогом совместно с учащимся.
ФИО

Мотивация

Самооценка

Взаимоотношения

Пр

с инятие

окружающими решений

Самообучаемость

Мотивация, взаимоотношения с окружающими, принятие решений, само
обучаемость оцениваются педагогом по пятибалльной шкале.
Самооценка устанавливается на основании карты оценки и самооценки
обучающихся.
Карта оценки и самооценки учащихся
Диагностика самостоятельной оценки обучающимся своих результатов
служит для формирования критического отношения к собственной деятельности.
Ф.И.О.
№ вопроса
1. Умею планировать работу
2. Умею рационально распределять
время
3.Умею анализировать результаты
деятельности

Самооценка
обучающегося

Оценка Средний балл
педагога

4. Умею вести беседу (выражаюсь
техническим языком)
5. умею работать в среде
программирования
6. умею набирать текст программы
7.Научился работать в коллективе
Форма оценки: 1 балл («низкий») — изменения не замечены; 2 балла
(«средний») – изменения произошли, но воспитанник был способен к
большему; 3 балла («высокий») - положительные изменения личностного
качества воспитанника.

Список литературы
Нормативно- правовые документы
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3.

Стратегия

развития

(распоряжение

воспитания

Правительства

РФ

в

РФ

от

29

на
мая

период
2015

до

2025

г.

№

года

996-р);

4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена

Распоряжением

Правительства

Российской

Федерации

от

31.03.2022 г. г. № 678-р);
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
6. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 ―Об
утверждении

Порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности по дополнительным общеобразовательным программам‖;
7.

Приказ

Министерства

просвещения

Российской

Федерации

от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей» с изменениями от 01.11.2021 № 934д;
8.

Приказ

Министерства

общего

и

профессионального

образования

Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
9. Комплексная программ Свердловской области "Уральская инженерная
школа" (утверждена Постановлением Правительства Свердловской области от 2
марта 2016 года N 127-ПП);

10.

Методические

общеобразовательных

рекомендации
общеразвивающих

«Разработка
программ

в

дополнительных
образовательных

организациях» (утверждены приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от
04.03.2022 г. №219-д;
11.Муниципаьная программа Городского округа Красноуфимск «Развитие
системы образования в городском округе Красноуфимск до 2028 года»
(Постановление администрации ГО Красноуфимск № 1243 от 27.12.2022г.»
12. Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам для включения в систему персонифицированного финансирования
дополнительного образования детей Свердловской области» (Приложение к
приказу ГАНОУ СО Свердловской области «Дворец молодѐжи» от 26.02.2021г.
№ 136-д);
13. Устав МАУДО «Дворец творчества»;
14. Положение о дополнительных общеразвивающих программах и порядке
их утверждения в МАУДО «Дворец творчества»

Список литературы для педагога:
1.

Стефан Р. Дэвис, «Программирование для чайников», Диалектика

2003-2017 •
2.

Фридман А.Л. «Язык программирования С++», Национальный

открытый университет «ИНТУИТ», 2016
3.

Горев Л. А. Занимательные опыты по физике. Кн. для учителя. – 2-е

изд., перераб. - М.: Просвещение, 1985 г. – 175 с., ил.
4.

Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е., Новые

педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособия для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат,
М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред. Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 272с.

5.

Бачинин А., Панкратов В., Накоряков В., под ред. Косаченко

С.Основы программирования микроконтроллеров: Учебно-методическое пособие
к образовательному набору по микроэлектронике «Амперка»: образовательный
робототехнический модуль»(базовый уровень): 12-15 лет/Артем Бачинин, Василий Понкратов, Виктор Накоряков, под редакцией Сргея Косаченко – М.: Издательство «Экзамен», 2017.-184с.
6.

Петин В. А. Проекты с использованием контроллера Arduino. – 2-е

изд. Перераб. и доп.- СПб.: БХВ-Петербург, 2015. – 464с.:ил.- (Электроника)
Список литературы для учащихся и родителей:
1.

Никитин В. А. Книга начинающего радиолюбителя. – М.: Патриот,

1991. -464с., ил.
2.

Николаенко

М.

Н.

Самоучитель

по

радиоэлектронике/М.Н.

Николаенко. – М.: НТ Пресс, 2006. – 224с.: ил. – (В помощь радиолюбителю).
3.

Создайте робота своими руками на PIC-микроконтроллерах [Текст] /

Майк Предко. - Москва : ДМК Пресс, [200-?]. - 404 с. : ил., табл.;
4.

Мак-Комб, Гордон. Радиоэлектроника для чайников [Текст]: [перевод

с английского] / Гордон Мак-Комб и Эрл Бойсен. - Москва [и др.]: Диалектика,
2019. - 396 с. : ил., табл.;
Электронные образовательные ресурсы:
1.

База

знаний

Амперки:

URL

[Электронный

ресурс]:

http://wiki.amperka.ru/
2.

Электротехника в доступной форме: URL [Электронный ресурс]:

https://electrono.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».