одежда для кукол

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

Сертификат: 00DBF90FCF4B65C92EAD606E3807A61728
Владелец: КОЛЧАНОВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА
Действителен: с 12.12.2022 до 06.03.2024

Дополнительная общеобразовательной
общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Одежда для кукол»
Возраст обучающихся: 10-16 лет
Срок реализации программы – 4 года

Автор, составитель:
Ворошилова Ольга Владимировна,
педагог дополнительного
образования,
высшей кв. кат.

Красноуфимск
2023 год

1. Основные характеристики
1.1. Пояснительная записка
Направленность программы: социально- гуманитарная.
Актуальность

программы.

Дополнительная

общеразвивающая

программа «Одежда для кукол» (далее - программа) разработана в
соответствии с документами:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022 г. г. № 678-р);
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее –
СанПиН);
6. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей» с изменениями от
01.11.2021 № 934-д;
8. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
9. Комплексная программ Свердловской области "Уральская инженерная
школа" (утверждена Постановлением Правительства Свердловской области
от 2 марта 2016 года N 127-ПП);
10. Методические рекомендации «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях» (утверждены приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от
04.03.2022 г. №219-д;
11.Муниципаьная программа Городского округа Красноуфимск
«Развитие системы образования в городском округе Красноуфимск до 2028

года» (Постановление администрации ГО Красноуфимск № 1243 от
27.12.2022г.»
12.
Требования
к
дополнительным
общеобразовательным
общеразвивающим
программам
для
включения
в
систему
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей
Свердловской области» (Приложение к приказу ГАНОУ СО Свердловской
области «Дворец молодѐжи» от 26.02.2021г. № 136-д);
13. Устав МАУДО «Дворец творчества»;
14. Положение о дополнительных общеразвивающих программах и
порядке их утверждения в МАУДО «Дворец творчества»
Изготовление кукол и одежды уже традиционно представляет собой
коллективное творчество этноса, его «вечную живую душу». Народные
традиции передавались из поколения в поколение через игру c куклой.
Ребѐнок приобретал не только игровой опыт, но и опыт творческого
моделирования семейных и общественных отношений. Изготавливая кукол и
одежду под руководством взрослых, позже самостоятельно, ребѐнок
приобщался

к

посильному

труду,

учился

работать

с

различными

материалами и инструментами. В дальнейшем «обыгрывал» куклы, которые
сделаны своими руками.
Потребность
несомненно,

общества

возрастает

по

в

творческой,

мере

активной

совершенствования

личности,
социально-

экономических и культурных условий жизни. Разработка и изготовление
одежды - это творческий труд, привлекающий детей разного возраста,
позволяющий соединить фантазии со знаниями об истории одежды,
традициями, накопленными предшествующими поколениями, является
одним из действенных средств, позволяющих индивидууму развить качество
творческой личности. Содержание программы нацелено и на приобщение
обучающихся к богатым народным традициям художественной культуры
нашей страны, к трудовой деятельности.
Отличительная

особенность

программы:

направлена

на

углублѐнное изучение не только одежды для кукол, но и разных видов кукол,
материалов в процессе включения в трудовую и игровую деятельность по

изготовлению кукол и одежды для кукол, традиционных и современных
технологий их изготовления, народных праздников, обычаев и традиций.
Программа специально разработана в соответствии с социальным
заказом населения ГО Красноуфимск в целях сопровождения социальноэкономического развития муниципалитета по обозначенному на уровне
городского округа Красноуфимск муниципальному проекту «Уральская
инженерная школа».
Программа направлена на организацию полноценного досуга
обучающихся. В процессе обучения у обучающихся формируются навыки
адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации.
Обучение

по

программе

предполагает

преемственность

и

возможность для дальнейшего обучения по программам «Кройка и шитьѐ»,
«Конструирование, моделирование и пошив одежды».
Адресат

программы:

обучающиеся

7-10

лет.

Возрастные

особенности обучающихся по программе. В этом возрасте изменяется
мышление обучающихся, интересы, мотивы, потребности динамичны,
неустойчивы. Они проявляют готовность овладеть интересующей областью
знаний. Им свойственна ярко выраженная эмоциональность, увлечѐнность
творческой деятельностью, общение со сверстниками.
Программа

не

предполагает

конкурсного

отбора,

рассчитана

на

сопровождение всех категорий обучающихся. Программа предусматривает
возможность

выбора

и

построения

индивидуальной

образовательной

траектории для обучающихся.
Режим занятий: Продолжительность одного академического часа - 45
Перерыв между учебными занятиями - 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 4 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Объѐм программы - 576 часов.
Срок реализации программы – 4 года обучения
Особенности организации образовательного процесса

Программа является разноуровневой
1 год – 144 часа в год – стартовый (ознакомительный) уровень
2 год – 144 часа в год - базовый уровень
3 год – 144 часа в год - базовый уровень
4 год – 144 часа в год - продвинутый уровень
1 стартовый - ознакомительный уровень подразумевает знакомство с
культурными

традициями

народов

нашей

страны,

материалами,

используемыми для изготовления кукол, с приѐмами изготовления народной
куклы, воспитание уважения к мастерам народного творчества.
2 базовый - знакомство с историей возникновения и развитием куклы,
видами кукол; формирование навыков изготовления текстильных кукол и
одежды;

включение

обучающихся

в

творческую

деятельность

по

изготовлению швейных изделий и кукол.
3

продвинутый

уровень

осуществляется

продуктивная

творческая

деятельность обучающихся в процессе разработки и изготовления авторской
куклы.
Перечень форм обучения: Программой предусмотрено использование
фронтальных, индивидуальных и групповых форм обучения, следующие
виды деятельности обучающихся: конструирование, моделирование, пошив,
эстетическое оформление моделей одежды, игра, инсценировка, работа со
справочной и художественной литературой, речевое и художественноизобразительное творчество, демонстрация изделия.
В теоретическую часть программы включены беседы о: культуре
быта народов России, Уральского региона и мира, этикете; семейных
ценностях и традициях; взаимоотношениях и взаимовыручке в коллективе;
моде и истории еѐ развития; правилах техники безопасности; видах ручных
швов; уходе за одеждой; здоровом образе жизни; технологии изготовления
одежды и кукол; профессиях (швея, закройщик, ткачиха, дизайнер,
модельер).

Практическая работа по программе предусматривает изготовление
обрядовой,

игровой,

театральной,

сувенирной,

авторской

кукол;

изготовление одежды для кукол и мебели, мягкой игрушки.
Перечень видов занятий: учебное занятие, беседа, викторина, лабораторное
занятие, соревнование, творческая мастерская, «мозговой штурм», экскурсия,
занятие – игра, защита проектов, концерт, деловая игра, блиц – игра.
Перечень

форм

подведения

итогов

реализации

общеразвивающей

программы: защита творческой работы (проекта), дефиле.
Практическая значимость программы: в процессе творческой деятельности
обучающиеся младшего школьного возраста активно вовлекаются в поиск
духовных

ориентиров,

обогащают

положительный

опыт

социальных

отношений, что особенно важно в младшем школьном возрасте.
1.2. Цель и задачи дополнительной общеобразовательный
общеразвивающей программы
Цель
обучающихся

программы:
в

процессе

развитие

включения

творческих
в

трудовую

способностей,
художественную

деятельность по изготовлению кукол и одежды для кукол.
Задачи программы:
Образовательные задачи
 формирование технологических знаний, необходимых для изготовления
кукол, конструирования, моделирования и пошива одежды для кукол;
 формирование умений и навыков работы с различными материалами,
инструментами и приспособлениями в процессе изготовления кукол и
одежды для них;
Развивающие задачи
 развитие у обучающихся воображения, творческого мышления и
художественного вкуса в процессе включения обучающихся в творческую
(проектную) деятельность;

 формирование коммуникативных навыков и осознание собственных
поступков, осуществляемых социальных ролей и самоконтроля;
Воспитательные задачи
 формирование интереса к культурным традициям общества, истории
развития моды, этикету, к технологии изготовления одежды для кукол,
демонстрации одежды к позитивному общению со сверстниками;
- воспитание любви к Родине, уважения к мастерам народного творчества, к
традициям народов России;
 формирование потребности в принятии культурных и духовных ценностей
и бережного отношения к традициям;
1.3. Содержание дополнительной общеобразовательный
общеразвивающей программы
Учебный план
№
Название
п раздел (модуль)
/
п
1
2
3
4

5

6

Кукла
Ручные и машинные
работы
Обработка материалов
Одежда для кукол
Основы
конструирования и
моделирования
одежды одежды
Дизайн интерьера
кукольного домика

Количество часов (теория/практика)
1 год
2 год
3 год
4 год
24(8/16)

68(14/54)
52(16/36)

22(4/18)
32(6/26)

32(10/22)
12(4/8)

30(10/20)
8(2/6)

Форма
аттестации
контроля
анкетирование
выставка работ
выставка работ

70(25/45)

42(10/32)

22(6/16)

Показ готового
изделия,
выставка работ

6(3/3)

8(4/4)

8(4/4)

анализ готовых
изделий
выставка работ

14(4/10)

7

Декоративное
оформление одежды.

34(8/26)

34(8/26)

выставка работ

8

Творческий проект

16(4/12)

42(16/26)

Защита
творческого
проекта

Учебный (тематический) план
1 год обучения
№

Название темы

Общее
кол-во
часов

В том числе:
Формы
теория прак промежуточной
аттестации

тика
24

8

16

1.1.
1.2.
1.3
2
2.1
2.2.
2.3.
а
б
2.4.
а
б
3.

Вводное занятие. Кукла –
символ народной культуры.
Бумажная кукла
Кукла - закрутка
Тряпичная кукла
Обработка материалов.
Общие сведения о материалах.
Виды ручных швов.
Сувениры.
Сувениры из бумаги
Сувениры из ткани
Кукольный домик.
Кукольный домик в альбоме
Кукольный домик в коробке
Функциональная одежда.

6
8
10
68
4
10
28
8
20
26
8
18
52

2
3
3
14
1
3
4
2
2
6
2
4
16

4
5
7
54
3
7
24
6
18
20
6
14
36

3.1.
3.2.
3.3.
3.4.

Нательное бельѐ.
Повседневная одежда.
Рабочая одежда.
Одежда для дома.

4
4
6
6

1
1
2
2

3
3
4
4

3.5.

Одежда для отдыха и спорта.

6

2

4

3.6.

Нарядная одежда.

8

2

6

3.7.

Сезонная одежда.

6

2

4

3.8.

Карнавальный костюм.

12

4

8

35

109

1

144

анкетирование

выставка работ

защита творческих
проектов

анализ работ

2 год обучения
№

1

1.1.
1.2.
2
2.1.
2.2.
а
б
3
3.1.

Название темы

Вводное занятие. Кукла в
современной жизни
человека.
Тематическая кукла
Сувенирная кукла
Ручные и машинные работы.
Декоративные стежки и
строчки.
Швейные машины и
машинные работы.
Устройство швейной
машины
Стачные швы
Основы конструирования
одежды.
Поясные изделия.

Общее
кол-во
часов

В том числе:

22

4

прак
тика
18
анкетирование

8
14
32
8

2
2
6
2

6
12
26
6

24

4

20

6

2

4

18
6

2
3

16
3

4

2

2

теория

Формы промежуточной
аттестации

выставка работ

анализ готовых изделий

3.2.
4

Плечевые изделия.
Стиль и мода.

2
70

1
25

1
45

4.1.
4.2.

Одежда классического стиля.
Одежда романтического
стиля.
Одежда спортивного стиля.
Одежда фольклорного стиля.
Исторический костюм.
Летний сарафан для
модницы.
Аксессуары.
Дизайн интерьера
кукольного домика.
Стили интерьера
Технология изготовления
домика

6
6

2
2

4
4

4
6
10
28

1
2
4
12

3
4
6
16

10
14

2
4

8
10

6
8

2
2

4
6

144

28

116

4.3.
4.4.
4.5.
4.6.
4.7.
5
5.1
5.2

выставки,
демонстрация готового
изделия, защита
творческих проектов

выставка работ

3 год обучения
№

Название темы

1

Вводное занятие.
Интерьерная кукла.
Кукла из ткани.
Кукла из пластика.
Ручные и машинные работы.
Технология ручных работ.
Технология машинных работ.
Основы конструирования и
моделирования одежды.
Поясные изделия.
Плечевые изделия.
Технология пошива одежды
для кукол и аксессуаров.
Верхняя одежда.
Платье.
Нижнее бельѐ.
Декоративное оформление
одежды.
Вышивка крестом, лентами.
Батик.
Лоскутное шитьѐ.
Творческий проект.

1.1
1.2
2
2.1
2.2
3
3.1
3.2
4
4.1
4.2
4.3
5
5.1
5.2
5.3
6

6.1. Сбор и анализ информации
6.2. Творческая продукция

Общее В том числе:
кол-во теория Прак
часов
тика
32
10
22
20
12
12
6
6
8

6
4
4
2
2
4

14
8
8
4
4
4

4
4
42

2
2
10

2
2
32

16
20
6
34

4
4
2
8

12
16
4
26

10
16
8
16

3
4
1
4

7
12
7
12

6
8
144

2
2
42

4
8
102

Формы промежуточной
аттестации
анкетирование

выставка работ
анализ готовых изделий

выставка, демонстрация
готового изделия

Выставка, анализ
готовых изделий

защита творческих
проектов

4 год обучения
№

Название темы

1

5.1.
5.2.
6

Вводное занятие. Авторская
кукла.
Авторская кукла
Одежда и аксессуары куклы
Ручные и машинные работы.
Технология ручных работ.
Технология машинных
работ.
Основы конструирования и
моделирования детской
одежды.
Детская одежда
Аксессуары
Технология пошива детской
одежды и аксессуаров.
Детская одежда.
Верхняя одежда для детей
Декоративное оформление
одежды.
Аппликация.
Лоскутная пластика.
Творческий проект.

6.1.
6.2.

Сбор и анализ информации
Творческая работа

1.1.
1.2.
2
2.1
2.2
3

3.1.
3.2.
4
4.1
4.2
5

Общее
кол-во
часов
30

В том числе: Формы промежуточной
теория Прак аттестации
тика
10
20
тестирование

14
16
8
4
4

4
6
2
1
1

10
10
6
3
3

тестирование

8

4

4

анализ готовых изделий

4
4
22

2
2
6

2
2
16

14
8
34

5
2
8

9
6
26

16
16
42

4
4
16

12
12
26

18
24
144

8
8
46

10
16
98

выставки, демонстрация
готового изделия
выставка анализ готовых
изделий
защита творческих
проектов

Содержание учебного (тематического) плана
1 год обучения
Тема 1. Вводное занятие. Кукла – символ народной культуры.
Тема 1.1. Бумажная кукла
Теория: История возникновения и развития куклы. Бумажные Пандоры.
Практика: Изготовление бумажной куклы и одежды
Тема 1.2. Кукла – закрутка
Теория: Кукла – символ народной культуры.
Практика: Изготовление кукл-оберегов.
Тема 1.3. Тряпичная кукла
Теория: Технология изготовления куклы. Виды кукол.

Практика: Изготовление кукол - образ человека.
Тема 2. Обработка материалов.
Тема 2.1. Общие сведения о материалах.
Теория: Виды волокон и их происхождение. Производство тканей. Виды

тканей. Основные свойства тканей.
Практика: Подбор образцов тканей по виду, цвету, назначению. Определение
на образцах тканей нитей основы и утка, лицевой и изнаночной сторон.
Изготовление половика полотняного переплетения.
Тема 2.2. Виды ручных швов.
Теория: Правила выполнения ручных работ. Приѐмы выполнения стежков и
строчек: прямых стежков (смѐточных строчек), косых стежков (обмѐточных
строчек).
Практика. Выполнение образцов ручных работ. Работа с напѐрстком.
Изготовление салфетки, постельного белья для куклы, скатерти. Пришивание
пуговиц, крючков, петель.
Тема 2.3. Сувениры.
Тема 2.3.а Сувениры из бумаги
Теория: Правила этикета дарения подарков. Технология выполнения
сувениров из бумаги.
Практика: Изготовление з бумаги открытки, блокнота, панно,
Тема 2.3.б Сувениры из ткани
Теория: Подарок и сувенир. Технология выполнения сувениров из разных
материалов с применением вышивки швом «назад иголка» и аппликации.
Технология изготовления цветов из ткани.
Практика: Выполнение эскиза. Подбор ткани. Перевод рисунка на ткань.
Раскрой. Изготовление сувениров (чехол для очков, носовой платок, резинка
для волос, брошь, сумочка, игольница, блокнот, панно, мягкая игрушка,
новогодний мешочек, пальчиковый театр).
Тема 2.4. Кукольный домик.
Тема 2.4.а. Кукольный домик в альбоме

Теория: Назначение комнат. Санитарно-гигиенические, возрастные
требования к оборудованию жилой комнаты (спальня, детская, гостиная,
кухня).
Практика: Изготовление домика для бумажной куклы в альбоме.
Тема 2.4.б Кукольный домик в коробке
Теория: Технология изготовления мебели, штор, панно.
Практика: Изготовление домика куклы в коробке, мебели, штор, панно.
Тема 3. Функциональная одежда.
Тема 3.1. Нательное бельѐ.
Теория: Классификация одежды по назначению: нарядная, повседневна,
домашняя, спортивно-бытовая, рабочая, театральная. Гигиена одежды.
Лекала и правила их применения.
Практика: Выбор ткани для белья (плавки, топ, купальник, ночная сорочка).
Раскладка и обмеловка деталей нательного белья. Соединение смѐточной, а
затем стачной строчкой боковых срезов. Обработка срезов изделий
(замѐтывание и обработка косой подшивочной строчкой или потайными
стежками). Чистка и утюжка изделий.
Тема 3.2. Повседневная одежда.
Теория: Виды повседневной одежды, еѐ назначение. Классификация юбок:
прямая, расклешенная, с драпировкой, объѐмная. Последовательность и
приѐмы технологической обработки.
Практика: Выбор ткани для прямой юбки на резинке и юбки-солнца.
Разработка и изготовление прямой юбки на резинке и юбки-солнца. Игра
«Ателье».
Тема 3.3. Рабочая одежда.
Теория: Виды рабочей одежды, еѐ назначение. Требования, предъявляемые к
одежде разных профессий. Последовательность и приѐмы технологической
обработки фартука.

Практика: Зарисовка моделей одежды для разных профессий. Обработка
боковых срезов косой бейкой или кружевами. Соединение грудки и низа
фартука. Обработка пояса и бретелей. Игра «Модельер».
Тема 3.4 Одежда для дома.
Теория: Виды домашней одежды, еѐ назначение. Рекомендации по выбору
ткани, фасона и декоративного оформления. Последовательность и приѐмы
технологической обработки халата.
Практика: Выбор фасона и ткани на халат. Раскладка лекала на ткани,
обмеловка, раскрой. Смѐтывание и соединение плечевых и боковых срезов
стачной строчкой. Обработка горловины. Обработка и втачивание рукавов.
Обработка и притачивание накладных карманов. Изготовление пояса.
Тема 3.5. Одежда для отдыха и спорта.
Теория:

Виды

спортивной

одежды,

еѐ

назначение.

Требования,

предъявляемые к спортивному костюму. Рекомендации по выбору ткани,
фасона

и

декоративного

оформления

спортивного

костюма.

Последовательность и приѐмы технологической обработки куртки и
спортивных брюк.
Практика: Разработка фасона и выбор ткани для спортивного костюма.
Изготовление

спортивной

одежды.

Обработка

капюшона,

застѐжки.

Спортивные игры с использованием кукол.
Тема 3.6. Нарядная одежда.
Теория: Назначение нарядной одежды, еѐ эстетический вид. Праздничный
этикет. Последовательность и приѐмы технологической обработки нарядного
платья. Приѐмы декоративного оформление платья люрексом, паетками,
стразами.
Практика: Разработка эскиза и изготовление нарядного платья. Соединение
лифа с подолом платья. Обработка и втачивание воланов. Декорирование
платья. Игра «Кукольный бал».
Тема 3.7. Сезонная одежда.

Теория: Виды сезонной одежды, еѐ назначение. Правила ухода за сезонной
одеждой.

Требования,

предъявляемые

к

сезонной

одежде.

Последовательность и приѐмы технологической обработки сезонной одежды.
Практика: Разработка комплекта одежды и изготовление сезонной одежды.
Обработка воротника, застѐжки. Декорирование изделия. Пришивание
пуговиц и кнопок. Игра «Времена года».
Тема 3.8. Карнавальный костюм.
Теория: Виды и назначение театральных костюмов, область их применения.
Эстетические требования, предъявляемые к карнавальному костюму.
Последовательность и

приѐмы технологической обработки карнавального

костюма. Приѐмы декоративного оформления костюма.
Практика: Разработка эскиза, изготовление карнавального костюма, его
декорирование. Игра «День высокой моды».
2 год обучения
Тема 1. Вводное занятие. Кукла в современной жизни человека.
Тема 1.1. Тематическая кукла.
Теория: История возникновения и развития куклы. Виды кукол.
Практика: Разработка и изготовление тематической куклы.
Тема 1.2. Сувенирная кукла
Теория: Роль и место куклы в обществе. Особенности изготовления
сувенирной куклы.
Практика: Разработка и изготовление театральных и авторских кукол из
ткани.
Тема 2. Ручные и машинные работы.
Тема 2. 1. Декоративные стежки и строчки.
Теория: Виды ручных работ. Технологические условия ручных работ.
Терминология ручных работ. Декоративные швы: тамбурный, стебельчатый,
петля в прикреп. Аппликация.

Практика: Выполнение салфетки с использованием декоративных швов,
аппликацией.
Тема 2.2. Швейные машины и машинные работы.
Тема 2.2. а. Устройство швейной машины.
Теория: Швейная машина, устройство, подготовка к работе. Правила техники
безопасности при работе на швейной машине. Терминология машинных
работ.
Практика: Заправка нижней и верхней ниток. Регулирование величины
стежка.
Тема 2.2. б. Стачные швы.
Теория: Технологические условия машинных работ. Лоскутная пластика.
Практика: Выполнение образца машинных работ (прямая, зигзагообразная
строчка). Разработка и изготовление сувениров из лоскутков (покрывало для
куклы, прихваток, сумок, подушки).
Тема 3. Основы конструирования одежды.
Тема 3. 1. Поясные изделия.
Теория: Терминология. Правила снятия мерок (обхват талии-От, обхват
бѐдер-Об, длинна изделия-Ди). Виды поясных изделий. Форма конструкции
прямой юбки и брюк. Припуски на свободное облегание. Конструктивные
линии юбки и брюк.
Практика: Снятие мерок с куклы. Построение чертежа прямой юбки и брюк.
Игра «Ателье».
Тема 3.2. Плечевые изделия.
Теория: Виды плечевых изделий. Терминология. Правила снятия мерок
(обхват груди-Ог, Ширина плеча-Шп, длинна рукаваДр, длинна изделия-Ди).
Форма конструкции полочки, спинки и рукава. Конструктивные линии
плечевых изделий. Особенности раскроя из некоторых видов ткани.
Практика: Снятие мерок. Построение чертежа полочки, спинки, рукава. Игра
«Ателье».
Тема 4. Стиль и мода.

Тема 4. 1. Одежда классического стиля.
Теория: Основные сведения о современной одежде. Последовательность и
приѐмы

технологической

обработки

костюма

классического

стиля.

Профессия модельер, дизайнер.
Практика: Определение свойств ткани: усадка, осыпаемость, прочность,
теплозащитность, пылеѐмкость. Разработка эскиза модели. Изготовление
одежды. Игра «Модельер».
Тема 4. 2. Одежда романтического стиля.
Теория: Стилевое решение костюма романтического стиля. Драпируемость,
блеск, гладкость, скольжение ткани. Последовательность и

приѐмы

технологической обработки костюма. Способы обработки воланов, рюш.
Практика: Разработка эскиза модели одежды романтического стиля.
Изготовление одежды. Игра «День высокой моды».
Тема 4.3. Одежда спортивного стиля.
Теория: Стилевое решение костюма спортивного стиля. Гигроскопичность,
сминаемость, мягкость, прочность ткани. Последовательность и приѐмы
технологической обработки спортивного костюма.
Практика: Разработка эскиза модели. Изготовление одежды. Спортивная
игра.
Тема 4.4. Одежда фольклорного стиля.
Теория: История развития этнического костюма, народов России. Стилевое
решение

одежды

фольклорного

стиля.

Материалы

и

фурнитура.

Последовательность и приѐмы технологической обработки этнического
костюма.
Практика: Разработка эскиза модели. Изготовление одежды фольклорного
стиля. Игра «Парад моделей».
Тема 4. 5. Исторический костюм.
Теория: История костюма народов мира. Стилевое решение исторического
костюма. Цветовая гамма. Последовательность и приѐмы технологической
обработки костюма.

Практика: Разработка эскиза исторического костюма. Изготовление костюма.
Игра «Кукольный бал».
Тема 4. 6. Летний сарафан для модницы.
Теория: Современная мода. Стилевое решение летнего сарафана. Цветовая
гамма. Последовательность и приѐмы технологической обработки сарафана.
Приѐмы декоративного оформления.
Практика: Подбор и подготовка ткани к раскроюРазработка и изготовление
сарафана. Декорирование. Игра «Дефиле».
Тема 4.7. Аксессуары.
Теория: История возникновения и развития аксессуаров. Стилевое решение
аксессуаров. Последовательность и приѐмы технологической обработки
аксессуаров.
Практика: Разработка эскизов. Изготовление аксессуаров.
Тема 5. Дизайн интерьера кукольного домика.
5.1

Стили интерьера

Теория: Стилевое решение оформления комнаты для куклы Барби.
Оформление интерьера к празднику.
Практика: Разработка эскизов.
5.2

Технология изготовления домика

Теория: Технология изготовления кукольного домика, оформления интерьера
комнат.
Практика: Изготовление домика из картона, оформление интерьера комнаты.
Игра «Праздник в нашем доме», «Новоселье».
3 год обучения
Тема 1. Вводное занятие. Интерьерная кукла.
Тема 1. 1. Кукла из ткани.
Теория: Роль и место куклы в обществе. Виды кукол из ткани. Кукла Тильда,
Снежка. Правила бережного ухода за одеждой и тряпичной куклой.
Практика: Разработка эскиза куклы из ткани. Изготовление Тильды.
Тема 1. 2. Кукла из пластика.

Теория:

История

возникновения

кукол

из

пластика.

Технология

изготовления кукол из пластика.
Практика: Разработка эскиза. Изготовление кукол из пластика.
Тема 2. Ручные и машинные работы.
Тема 2. 1. Технология ручных работ.
Теория: Декоративные стежки и строчки. Виды декоративных швов и
технология их изготовления. Технологические условия ручных работ.
Терминология ручных работ.
Практика: Разработка эскиза. Изготовление изделия с применением
декоративных швов.
Тема 2.2. Технология машинных работ.
Теория: Устройство швейной машины, заправка верхней и нижней нити,
замена иглы. Правила техники безопасности при работе на швейной машине.
Виды швов. Терминология и технология выполнения машинных швов.
Практика: Регулирование величины стежка. Выполнение образца машинных
работ (прямая, зигзагообразная строчка). Изготовление образцов швов
стачных и отделочных.
Тема 3. Основы конструирования и моделирования одежды.
Тема 3.1. Поясные изделия.
Теория: Терминология. Виды поясных изделий. Форма конструкции юбкибрюк и брюк клѐш. Конструктивные линии юбки и брюк. Припуски на
свободное облегание.
Практика: Снятие мерок с куклы. Построение чертежа юбки и брюк, приѐмы
моделирования. Деловая игра «Ателье мод».
Тема 3. 2. Плечевые изделия.
Теория: Виды плечевых изделий. Терминология. Форма конструкции
полочки, спинки и рукава. Конструктивные линии плечевых изделий.
Моделирование плечевых изделий.
Практика: Снятие мерок. Построение чертежа полочки, спинки, рукава.
Моделирование плечевого изделия.

Тема 4. Технология пошива одежды для кукол и аксессуаров.
Тема 4. 1. Верхняя одежда.
Теория: Этапы развития верхней одежды и швейной промышленности.
Профессия «дизайнер». Свойства ткани: усадка, осыпаемость, прочность,
теплозащитность, пылеѐмкость, гигроскопичность. Последовательность и
приѐмы технологической обработки пальто.
Практика: Выбор фасона и ткани для пальто. Разработка эскиза модели.
Изготовление пальто. Игра «Дизайнер».
Тема 4. 2. Платье.
Теория: Стилевое решение платья. Драпируемость, блеск, гладкость,
скольжение

ткани.

Последовательность

и

приѐмы

технологической

обработки платья. Способы обработки горловины, рукавов.
Практика: Выбор фасона и ткани для вечернего и повседневного платья.
Разработка эскиза модели. Пошив платья. Игра «Дефиле».
Тема 4.3. Нижнее бельѐ.
Теория:

Особенности

Гигроскопичность,

выбора

материала

сминаемость,

и

фасона

мягкость,

нижнего

прочность

белья.
ткани.

Последовательность и приѐмы технологической обработки нижнего белья.
Практика: Разработка фасона и выбор ткани для нижнего белья. Разработка
эскиза модели. Изготовление одежды.
Тема 5. Декоративное оформление одежды.
Тема 5.1. Вышивка крестом, лентами.
Теория: Виды вышивок, история возникновения, национальные особенности
применения вышивки. Приѐмы применения вышивки в одежде. Технология
изготовления.
Практика:

Разработка

эскиза.

Подбор

материалов

и

инструментов.

Декоративное оформление одежды вышивкой. Выставка работ.
Тема 5.2. Батик.
Теория: История возникновения и виды батика. Цветовая гамма. Способы
работы с трафаретом, кистью; приѐмы работы акриловыми красками, воском.

Практика: Подбор цветовой гаммы, разработка эскиза. Изготовление
съѐмных деталей одежды в технике Батик. Дефиле.
Тема 5. 3. Лоскутное шитьѐ.
Теория: Декоративное решение оформления одежды для куклы. Кантри
стиль. Этап разработки и изготовления лоскутного шитья. Технология
изготовления лоскутного шитья.
Практика:

Разработка

эскиза.

Соблюдение

технологии

изготовления

лоскутного шитья в процессе работы. Игра «В гостях у лоскутка».
Тема 6. Творческий проект.
6.1.

Сбор и анализ информации

Теория:

Формулировка

понятийного

аппарата.

Приѐмы

работы

с

информацией. Осмысление сути проекта. Этапы работы над творческим
проектом. Правила защиты проекта.
Практика: Выбор проблемы, темы, цели проекта. Определение этапов
работы. Сбор информации.
6.2.

Творческая продукция

Теория: Технология изготовления творческой продукции. Маркетинг.
Практика: Разработка эскизов. Разработка творческого изделия. Презентация
творческой продукции, итогов проекта.
4 год обучения
Тема 1. Вводное занятие. Авторская кукла.
Тема 1.1. Авторская кукла.
Теория: История возникновения и развития авторской куклы. Виды кукол.

Технология изготовления кукол.
Практика: Подбор способов изготовления, материалов. Разработка эскизов,

поэтапное изготовление авторской куклы.
Тема 1.2. Одежда и аксессуары куклы
Теория: Модные тенденции в одежде и аксессуарах.
Практика: Разработка и изготовление одежды и аксессуаров для куклы. Оформление
куклы.

Тема 2. Ручные и машинные работы.
Тема 2. 1. Технология ручных работ.
Теория: Виды ручных работ. Технологические условия, терминология
ручных работ. Виды декоративных швов и технология их изготовления.
Практика: Разработка эскиза. Изготовление изделия с применением
декоративных швов.
Тема 2. 2. Технология машинных работ.
Теория: Технологические условия, терминология машинных работ. Виды
швов.
Практика: Изготовление образцов швов стачных и отделочных.
Тема 3. Основы конструирования и моделирования детской одежды.
3.1.

Детская одежда

Теория: Терминология. Конструктивные распашонки, ползунков, чепчика,
конверта. Моделирование. Особенности раскроя из некоторых видов ткани.
Практика: Снятие мерок с куклы. Построение чертежа распашонки,
ползунков, чепчика, конверта. Моделирование. Деловая игра «Ателье мод».
3.2.

Аксессуары:

Теория: Основные требования, предъявляемые к аксессуарам для детей.
Практика: Разработка и изготовление аксессуаров для детей.
Тема 4. Технология пошива детской одежды и аксессуаров.
Тема 4. 1. Детская одежда.
Теория: Материалы, используемые в детской одежде их свойства. Дизайн
одежды для малышей. Технологические особенности работы с трикотажем.
Способы обработки горловины, рукавов, низа изделия, карманов.
Практика: Выбор фасона и ткани для детского платья. Разработка эскиза
модели. Пошив платья. Игра «Дефиле».
Тема 4. 2. Верхняя одежда для детей.
Теория: Функции одежды. Свойства ткани: гигроскопичность, усадка,
осыпаемость,

прочность,

теплозащитность,

пылеѐмкость.

Последовательность и приѐмы технологической обработки куртки, брюк.

Практика: Выбор фасона и ткани для детской одежды. Разработка эскиза
модели. Изготовление куртки, брюк. Игра «Дизайнер».
Тема 5. Декоративное оформление одежды.
Тема 5. 1. Аппликация.
Теория:

Виды

аппликаций,

история

возникновения,

национальные

особенности применения. Приѐмы применения в одежде и аксессуарах.
Технология изготовления.
Практика:

Разработка

эскиза.

Подбор

материалов

и

инструментов.

Декоративное оформление одежды аппликацией.
Тема 5. 2. Лоскутная пластика.
Теория: Декоративное решение оформления одежды. Цветовая гамма,
свойства ткани, направление нитей при раскрое, способы прикрепления,
складывания и пристрачивания ткани. Этап разработки и изготовления
лоскутного шитья.
Практика:

Разработка

эскиза.

Соблюдение

технологии

изготовления

лоскутного шитья в процессе работы. Игра «В гостях у лоскутка».
Тема 6. Творческий проект.
6.1.

Сбор и анализ информации

Теория: Приѐмы работы с информацией, приемы проведения анализа
проблемной задачи. Поиск идей. Актуальность. Осмысление сути проекта.
Практика: Выбор проблемы, темы, цели проекта. Определение этапов
работы. Сбор информации.
6.2.

Творческая работа.

Теория: Этапы работы над творческой работой. Технология изготовления
работы. Правила защиты проекта.
Практика: Разработка эскизов. Разработка творческой работы. Презентация
итогов проекта.
1.4. Планируемые результаты
Предметные результаты.
-

обучающиеся

владеют

терминологией,

основными

понятиями

и

технологическими приемами изготовления кукол, аксессуаров и одежды,
интерьера;
- распознают основные узлы универсальной машины, работают на швейной
машине

с

применением

правил

техники

безопасности

с

электрооборудованием и колющими предметами;
- работают с различными материалами, инструментами и приспособлениями,
самостоятельно изготавливают шьют кукол, одежду аксессуары;
 имеют представления об особенностях культуры быта народов России.
Метапредметные результаты.
- обучающиеся умеют планировать этапы работы над изделием, проектом и
достигают поставленной цели работы;
- владеют основами разработки и защиты готового продукта, проекта;
-

сформированы

коммуникативные

навыки

в

процессе

творческой

деятельности, позитивному общению со сверстниками;
 творчески подходят к процессу разработки и изготовления кукол, моделей
одежды, сувениров, интерьера;
Личностные результаты.
 сформирован интерес и потребность в принятии культурных и духовных
ценностей;
- уважительно относятся к мастерам народного творчества, к традициям
народов России осуществляемых социальных ролей и самоконтроля;
- осознают ответственность за последствия собственных действий и
поступков;
2. Организационно – педагогические условия
2.1. Календарный график
Начало учебного гола

01 сентября 2023 года

Окончание учебного гола

31 мая 2024 года

Продолжительность учебного 36 учебных недель
года

Начало занятий

08.00 час

Окончание занятий

20.00 час

Периодичность
контроля

текущего Входной контроль осуществляется

успеваемости

промежуточной

в

и период с 01 сентября по 10 сентября.

аттестации Текущий контроль осуществляется с 10

обучающихся

сентября по 26 декабря, с 10 января по 21
мая.
Промежуточная

аттестация

осуществляется в период с 25

по 31

декабря (за 1 полугодие), с 22 по 31 мая.
Праздничные нерабочие дни
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение. Учебный кабинет площадью 36 м2,
оборудованный швейными машинами (9 шт) и оверлоком (1 машина).
Учебные парты в количестве 10 шт, раскроечный стол – 1 шт., стулья – 20
шт. Интерактивная доска.
Оборудование: раскроечный стол, швейные машины, оверлок, манекен,
утюги, гладильные доски, доска ученическая, компьютер, принтер.
Инструменты: портняжные ножницы, лекала, линейки, резец, иглы,
сантиметровая лента, наперстки, булавки.
Материалы: тесьма, ткань, нитки, мелки, клей.
Раздаточный материал: журналы мод, инструктивно-технологические
карты, выкройки.
Наглядные пособия:
•

образцы готовых швейных изделий;

•

коллекция образцов ткани и декоративных материалов;

•

образцы обработки деталей и узлов швейных изделий;

•

чертежи конструкций плечевых изделий;

•

чертежи конструкций поясных изделий;

•

альбом по моделированию;

•

альбом по технологии с графическими схемами обработки узлов и

деталей швейных изделий.
Инструкции:
•

Правила техники безопасности

•

Правила пожарной безопасности

•

Правила электробезопасности

•

Правила дорожного движения

Информационное обеспечение. Информационные стенды – 2 шт.
Кадровое обеспечение. Педагог дополнительного образования высшей
категории – Ворошилова Ольга Владимировна
Методические материалы: Методические пособия, используемые для
организации и проведения занятия:

Егорова Р. И., Монастырная В.П.

«Учись шить: Книга для учащихся среднего школьного возраста»,
Тухбатулина Л.М., Сафина Л.А., Хамматова В.В.

«Конструирование

женской одежды по европейским методикам», В. Брун, М. Тильке «История
костюма», М. Г. Рабинович «Древняя одежда народов Восточной Европы»,
В.П. Монастырская «Учись шить», Л.П. Шершнѐва «Конструирование
женского лѐгкого платья», Ф.М. Пармон «Композиция костюма».  книги и
журналы о технологии изготовления одежды для кукол;
 диски с презентациями «Поузловая технологическая последовательность
обработки одежды», «История костюма», «Культурные традиции народа
России».
При проведении занятий педагогом используется дифференцированный
подход в обучении с учетом возрастных особенностей обучающихся,
творческих способностей, сформированных трудовых навыков и интересов.
Принципы

обучения:

природосообразности.

вариативности,
практической

наглядности и доступности.
Методы обучения:

адаптивности,

преемственности,

направленности,

интегративности,

1.

Словесные (беседы, объяснение, рассказ).

2.

Наглядные (показ готовых изделий, таблиц, иллюстраций).

3.

Репродуктивные (выполнение по образцу).

4.

Частично-поисковые (выполнение заданий творческого характера).

5.

Проблемные.

Программа

предусматривает

использование

элементов

следующих

образовательных технологий:
•

метод проектов;

•

проблемное обучение;

•

педагогика сотрудничества.

Программой предусмотрены виды деятельности обучающихся: работа с
информационными
конструирование

источниками,
и

моделирование

разработка
с

использованием

программ, декоративное оформление одежды,
примерка.

Важно

творческого

вовлечь обучающихся

проекта,

компьютерных

демонстрация, пошив,

в новое

сотрудничество,

имитирующее профессиональную деятельность, в связи с этим наиболее
эффективны такие формы обучения, как практическая работа, игра, конкурс,
выставка, экскурсии, деловые игры, дефиле.
Занятия предполагают использование фронтальных, индивидуальных и
групповых форм обучения.
2.3. Формы аттестации и оценочные материалы
Фонд оценочных средств Периодичность и порядок текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по программе
осуществляется согласно календарного учебного графика. Формы текущего
контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся:
Входная диагностика проводится в форме опроса с целью выявления
стартовых возможностей обучающихся, мотивов выбора творческого
объединения (оценочный материал - опросник).

Текущий контроль успеваемости проводится после изучения каждой темы
учебного плана программы (викторина, демонстрация готовых изделий,
анализ готовых изделий).
Промежуточная аттестация проводится по итогам 1 полугодия.
Итоговая аттестация обучающихся проводится по окончании
обучения. Для осуществления текущего контроля, промежуточной и
итоговой аттестации обучающихся к программе разработаны оценочные
материалы, в которых конкретизируются формы, цели, содержание, методы,
текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся, формируется
система оценивания с учетом специфики программы, методических
особенностей:
- опросник для проведения входной диагностики;
- экспертные листы;
- протоколы контрольных занятий;
- лист наблюдения;
- карты анализа продуктов деятельности.
Формы промежуточной аттестации обучающихся (выставка, анализ
продуктов деятельности, демонстрация одежды).
Формы итоговой аттестации - защита творческих проектов.
Оценке подвергаются:
- самостоятельность и оригинальность замысла;
- степень точности и аккуратности в выполнении работы;
- владение инструментами, оборудованием и технологиями обработки
материалов;
-соответствие ткани выбранной модели;
-соблюдение правил техники безопасности
Формы отслеживания и фиксации результатов - Таблица учѐта и оценки
личностных результатов и достижений обучающегося объединения.
3. Список литературы

Список литературы для педагога
- Беляева-Экземплярская С.Н. Моделирование по законам зрительного
восприятия. – Репринтное изд. – М.: Академия моды, 1996. – 117 с.;


Конструирование женской одежды по европейским методикам /

Тухбатулина Л.М., Сафина Л.А., Хамматова В.В. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.
– 236.: ил. – (Высшее образование);


Максимова М.В., Кузьмина М.А. Лоскутики. – М.: Изд-во ЭКСМО-

Пресс, 1998. – 110 с., ил.;


Модели женских брюк: СПб.: «РЕСПЕКС», 1994. – 416 с.;



Основы моделирования, кройки и шитья / авт.-сост. Н.А. Топоровская.

– М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. – 287, [1]с.: ил.;


Скотт Д. Иллюстрированная энциклопедия костюма и моды. – М.: Изд-

во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 192 с., ил.;


Сунцова Т.А. Экспресс-подготовка закройщика: Учебное пособие.

Серия «Домашняя энциклопедия». – Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – 224с.;


Технология в схемах, таблицах, рисунках. 5-9 классы. Обслуживающий

труд / С.Э. Маркуцкая. - М.: Издательство «Экзамен», 2008. – 94, [2]с. (Серия
«Учебно-методический комплект»);


Технология.

Этот

чудесный

батик:

конспекты

к

разделу

«Художественная роспись ткани» / авт.-сост. А.А. Ярыгина. – Волгоград:
Учитель, 2007. – 78с.;


Труханова А.Т. Иллюстрированное пособие по технологии лѐгкой

одежды:

Учеб.

Пособие

для

учащихся

профессиональных

учебных

заведений. – М.: Высшая школа; Изд. центр «Академия», 2000. – 176 с.: ил.;


Ханус С. Как шить? Пер. с польск. – М.: Легпромбытиздат, 1991 – 192

с.:ил.;


Шершнева Л.П. Конструирование женских платьев. – 2-е изд., перераб.

и доп. – М.: Легпромбытиздат, 1991. – 256 с.: ил.
Список литературы для обучающихся



Берти Д.В., Риколфи Р. Лоскутное шитьѐ. – Пер. с итал. ООО «Мир

книги». – М.: Мир книги, 2002. – 80с., ил.;


Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках. - М.: Легпромбытиздат,

1993. – 192 с.: ил.


Егорова Р. И., Монастырная В.П. Учись шить: Кн. для учащихся сред.

шк. возраста. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1989. - 160 с.,8 л. ил.: ил.;


Рукоделие для всех / авт.-сост. Карпова Е.М. – М.: АСТ; Донецк: Астрель, 2000. - 551 с.,

ил.; Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Нормативно-правовые документы
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022 г. г. № 678-р);
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее –
СанПиН);
6. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей» с изменениями от
01.11.2021 № 934-д;
8. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
9. Комплексная программ Свердловской области "Уральская инженерная
школа" (утверждена Постановлением Правительства Свердловской области
от 2 марта 2016 года N 127-ПП);
10. Методические рекомендации
«Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных

организациях» (утверждены приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от
04.03.2022 г. №219-д;
11.Муниципаьная программа Городского округа Красноуфимск
«Развитие системы образования в городском округе Красноуфимск до 2028
года» (Постановление администрации ГО Красноуфимск № 1243 от
27.12.2022г.»
12.
Требования
к
дополнительным
общеобразовательным
общеразвивающим
программам
для
включения
в
систему
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей
Свердловской области» (Приложение к приказу ГАНОУ СО Свердловской
области «Дворец молодѐжи» от 26.02.2021г. № 136-д);
13. Устав МАУДО «Дворец творчества»;
14. Положение о дополнительных общеразвивающих программах и
порядке их утверждения в МАУДО «Дворец творчества»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».