Вокал

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

Сертификат: 00DBF90FCF4B65C92EAD606E3807A61728
Владелец: КОЛЧАНОВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА
Действителен: с 12.12.2022 до 06.03.2024

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Вокал»
Возраст обучающихся: 11-13 лет
Срок реализации программы –1 год

Составитель программы:
Кустова Татьяна Васильевна,
педагог дополнительного образования

Красноуфимск
2023

1. Комплекс основных характеристик общеобразовательной
общеразвивающей программы
1.1.

Пояснительная записка

Направленность программы: художественная.
Актуальность программы. Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа «Вокал» (далее программа) разработана в
соответствии с:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022 г. г. № 678-р);
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее –
СанПиН);
6. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей» с изменениями от
01.11.2021 № 934-д;
8. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
10. Методические рекомендации «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях» (утверждены приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от
04.03.2022 г. №219-д;
11.Муниципаьная программа Городского округа Красноуфимск
«Развитие системы образования в городском округе Красноуфимск до 2028
года» (Постановление администрации ГО Красноуфимск № 1243 от
27.12.2022г.»
12.
Требования
к
дополнительным
общеобразовательным
общеразвивающим
программам
для
включения
в
систему
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей

Свердловской области» (Приложение к приказу ГАНОУ СО Свердловской
области «Дворец молодѐжи» от 26.02.2021г. № 136-д);
13. Устав МАУДО «Дворец творчества»;
14. Положение о дополнительных общеразвивающих программах и
порядке их утверждения в МАУДО «Дворец творчества»
Актуальность программы. Восприятие искусства через пение – важный
элемент эстетического наслаждения. Отражая действительность и выполняя
познавательную функцию, текст песни и мелодия воздействуют на людей,
воспитывают человека, формируют его взгляды, чувства.
Таким образом, пение способствует формированию общей культуры
личности: развивает наблюдательные и познавательные способности,
эмоциональную отзывчивость на эстетические явления, фантазию,
воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой певческой
деятельности; учит анализировать музыкальные произведения; воспитывает
чувство патриотизма, сочувствия, отзывчивости, доброты. Всякая
деятельность детей и подростков осуществляется успешно тогда, когда они
видят и общественную пользу, когда происходит осознание своих
возможностей.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия
вокалом развивают художественные способности детей, формируют
эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное
состояние детей. Об исключительных возможностях воздействия музыки на
человека, на его чувства и душевное состояние говорилось во все времена.
Сила этого воздействия во многом зависит от эмоциональной отзывчивости
слушателя, его подготовленности к общению с настоящим искусством, от
того, насколько близка ему та или иная музыка. Приобщение к
музыкальному
искусству
способствует
воспитанию
нравственноэстетических чувств, формированию взглядов, убеждений и духовных
потребностей детей.
Пение упражняет и развивает слух, дыхательную систему (а она тесно
связана с сердечно-сосудистой системой), следовательно, невольно
занимаясь дыхательной гимнастикой, можно укрепить своѐ здоровье. Кроме
того, пение тренирует артикуляционный аппарат, без активной работы
которого речь человека становится нечѐткой, нелепой, и слушающий плохо
воспринимает информацию, неадекватно на неѐ реагирует. А правильная
ясная речь характеризует ещѐ и правильное мышление. В процессе пения
развивается голос, музыкальный слух и такие общие качества как внимание,
память, воображение и эмоциональная отзывчивость детей. Эстрадное
пение занимает особое место в современной музыке, у детей и подростков
этот вид искусства вызывает огромный интерес. Одной из важнейших задач
данного вида искусства является не только обучение детей
профессиональным творческим навыкам, но и развитие их творческих
способностей, возможностей воспринимать музыку во всѐм богатстве еѐ
форм и жанров. Стоит отметить, что программа «Вокал» предполагает
обучение не только правильному и красивому исполнению произведений в

данном жанре, но ещѐ и умение работать с микрофоном, владение
сценическим движением и актѐрскими навыками.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Вокал»
разработана
на
основе
примерной
Программы
для
общеобразовательных школ под общей редакцией В. И. Лейбсона.
Программа изменена с учѐтом возраста и уровня подготовки обучающихся,
режима и
временных
параметров
осуществления
деятельности,
нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания.
Коррективы не затрагивают концептуальных основ организации
образовательного процесса, традиционной структуры занятий, присущих
исходной программе, которая была взята за основу.
Новизна программы в первую очередь в том, что в ней представлена
структура индивидуального педагогического воздействия на формирование
певческих навыков обучающихся.
Отличительные особенности программы в том, что она разработана
для обучающихся учреждений дополнительного образования, которые сами
стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети не только
разного возраста, но и имеют разные стартовые способности. В данных
условиях программа «Вокал» – это механизм, который определяет
содержание обучения вокалу школьников, методы работы учителя по
формированию и развитию вокальных умений и навыков.
Адресат программы. Возраст обучающихся по программе 11-13 лет.
Режим занятий. Занятия проводятся по 1 часу 2 раза в неделю.
Продолжительность индивидуальных занятий – 45 мин., продолжительность
перемен – 10 минут для отдыха обучающихся и проветривания помещений.
Объѐм программы – 72 часа.
Срок освоения программы – 1 год.
Особенности организации образовательного процесса.
Форма реализации программы: традиционная.
Перечень форм обучения: индивидуальная форма
Виды занятий: В основном, занятия по программе проходят в виде
индивидуальных учебных занятий. Кроме этого, используются: встреча с
интересными людьми, игра, концерт, конкурс, круглый стол, мастер – класс,
открытое занятие, праздник, практическое занятие, представление,
презентация, творческая мастерская, фестиваль.
Теоретическая подготовка обучающихся предусматривает беседы об
истории становления музыкального искусства и исполнителях; зарубежных и
отечественных композиторах, правилах поведения и технике безопасности, а
так же знакомство с музыкальными терминами (legato, nonlegato, staccato,
piano, forte, crescendo, diminuendo), теорией музыки, музыкальными жанрами.
Практическая подготовка предусматривает работу над развитием
голосообразующего аппарата, вокально - хоровую работу над развитием
вокально - хоровых навыков; над постановкой певческого голоса, а так же
пение вокально – хоровых произведений с отработкой навыков работы с

микрофоном; репетиционную и концертную деятельность, пение эстрадных
композиций.
Педагогом используется качественный музыкальный песенный материал,
специально подобранный для детского исполнения, его современный,
идейный смысл, красочные костюмы для выступлений и в целом вся
подготовительная работа, воспитывающая в детях организованность,
художественных вкус,
способствующая развитию музыкальности,
творческой инициативы, воспитанию нравственноэстетических качеств
личности. Существенную роль играет и артистизм исполнения.
Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей
программы: занятие-концерт.

1.2.
Цели
и
задачи
дополнительной
общеразвивающей программы

общеобразовательной

Цель
программы:
развитие
творческих
способностей
обучающихся средствами эстрадного вокального искусства.
Задачи:
Обучающие:
- расширять представления о вокальной музыке, еѐ языке, средствах
выразительности, жанрах;
- формировать вокальные умения и навыки; обучать вокально техническим приѐмам эстрадного пения;
- дать знания об основных жанрах вокальной музыки;
- дать представления о возможностях работы с фонограммой и
микрофоном;
- формировать навыки выразительного исполнения эстрадных
произведений
в
ансамбле;
- формировать культуру поведения на сцене.
Развивающие:
- развивать музыкальные способности детей (ладовое чувство,
музыкально-слуховые представления, чувство ритма, чувство
ансамбля);
- развивать голосовые данные: силу голоса, диапазон, беглость, тембр;
- развивать воображение, мышление, память, активное внимание,
наблюдательность;
- формировать элементарные актѐрские и хореографические навыки
(мимика, жесты, танцевальные движения);
- развивать способности к коллективной работе.
Воспитательные:

- формировать интересы, потребности, эстетическое отношение к
искусству
эстрадного вокала, прививать художественный и музыкальный вкус;
- воспитывать умение работать в коллективе;
- воспитывать волевые качества (воля, трудолюбие, ответственность,
организованность, дисциплинированность и др.)

1.3. Содержание дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Учебно-тематический план
№
п/п

Название раздела, темы

Количество часов
Формы
Всего Теория Практика аттестации/
контроля

I.
1
2
3
4
5
6
II.
1

Пение как вид музыкальной
8
деятельности.
Понятие
о
сольном
и
ансамблевом пении.
Диагностика. Прослушивание
детских голосов.
Строение голосового аппарата.
Правила охраны детского
голоса.
Вокально-певческая
установка.
Упражнения на дыхание по
методике А.Н. Стрельниковой.
Формирование
детского
10
голоса.
Звукообразование.

6

2

1

-

Беседа

1

-

Наблюдение

1

-

Беседа

1

-

Круглый стол

1

2

Занятиепостановка

1

-

Зачѐт

8

2

2

-

Наблюдение

2
3

Певческое дыхание.
Дикция и артикуляция.

1
2

2

4

Речевые игры и упражнения.

2

-

5

Вокальные упражнения.

1

-

6

5

1

1

Мастер-класс

2

1

Круглый стол

2

1

Беседа

1

2

-

1

Зачѐт
Занятиепостановка

2

-

1

-

Анкетирование

1

-

Творческая
встреча

-

4

-

3
1

24

12

III.
1
2
4
5
IV.
VI.
1
2
VII.
1
2

Слушание
музыкальных
произведений, разучивание и 11
исполнение песен.
Народная песня.
Произведениями
русских
композиторов- классиков.
Произведения
современных
отечественных композиторов.
Сольное пение.
Игровая
деятельность,
1
театрализация.
Расширение
музыкального
кругозора и формирование 2
музыкальной культуры.
Путь к успеху.
Посещение
театров,
концертов,
музеев
и
выставочных залов.
Концертно4
исполнительская деятельность.
Репетиции.
Выступления, концерты.
Итого:

36

Беседа
Устный опрос
Занятиепостановка
Открытое
занятие

Зачѐт
Тематический
концерт

Содержание программы
Тема I. Пение как вид музыкальной деятельности.
1.1. Понятие о сольном и ансамблевом пении. Пение как вид музыкальноисполнительской деятельности. Общее понятие о солистах, вокальных
ансамблях (дуэте, трио, квартете, квинтете, сикстете, октете), хоровом пении.
Организация занятий с певцами-солистами и вокальным ансамблем. Правила
набора голосов в партии ансамбля. Понятие об ансамблевом пении.

Разновидности ансамбля как музыкальной категории (общий, частный,
динамический, тембровый, дикционный). Ансамбль в одноголосном и
многоголосном изложении.
1.2. Диагностика. Прослушивание детских голосов. Предварительное
ознакомление
с
голосовыми
и
музыкальными
данными
учеников.. Объяснение целей и задач вокальной студии. Строение голосового
аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику
перегрузки и заболевания голосовых связок.
1.3. Строение голосового аппарата. Основные компоненты системы
голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки,
артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения – гласных и
согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа
артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое
строение голоса.
1.4. Правила охраны детского голоса. Характеристика детских голосов и
возрастные особенности состояния голосового аппарата. Мутация голоса.
Предмутационный, мутационный и постмутационный периоды развития
голоса у девочек и мальчиков. Нарушения правил охраны детского голоса:
форсированное пение; несоблюдение возрастного диапазона и завышенный
вокальный репертуар; неправильная техника пения (использование приѐмов,
недоступных по физиологическим возможностям детям определѐнного
возраста), большая продолжительность занятий, ускоренные сроки
разучивания новых произведений, пение в неподходящих помещениях.
1.5.
Вокально-певческая
установка. Понятие
о
певческой
установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в
положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в
процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и
постоянного контроля за ней.
1.6. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. Тренировка
легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и
носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник»,
«Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».
Тема II. Формирование детского голоса.
2.1. Звукообразование. Образование голоса в гортани; атака звука (твѐрдая,
мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование
тембра. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие
кантиленного
пения.
Пение
staccato.
Слуховой
контроль
за
звукообразованием.

2.2. Певческое дыхание. Основные типы дыхания: ключичный, брюшной,
грудной, смешанный (косто-абдоминальный). Координация дыхания и
звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания.
Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на
дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами;
специальные упражнения, формирующие певческое дыхание.
2.3. Дикция и артикуляция. Понятие о дикции и артикуляции. Положение
языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения
гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка
резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты.
Соотношение дикционной чѐткости с качеством звучания. Формирование
гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии.
2.4. Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции
Карла Орфа). Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических
оттенков. Знакомство с музыкальными формами. Учить детей при
исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой,
жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление
радости и удовольствия.
2.5. Комплекс вокальных упражнений для развития певческого
голоса. Концентрический метод обучения пению. Его основные положения.
Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса;
выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для
избежания форсирования звука.
Фонетический метод обучения пению. Основные положения. Упражнения на
сочетание различных слогов-фонем. Усиление резонирования звука. Метод
аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу.
Унисонные упражнения. Пение упражнений с сопровождением и без
сопровождения музыкального инструмента.
формирование певческих навыков: мягкой атаки звука; звуковедение 1еgаtо
при постепенном выравнивании гласных звуков; свободного движения
артикуляционного аппарата; естественного вдоха и постепенного удлинения
дыхания.Упражнения первого уровня
Тема III. Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение
песен.
3.1. Работа с народной песней. Освоение жанра народной песни, еѐ
особенностей: слоговой распевности, своеобразия ладовой окрашенности,
ритма и исполнительского стиля в зависимости от жанра песни. Освоение
своеобразия
народного
поэтического
языка.
Освоение
средств
исполнительской выразительности в соответствии с жанрами изучаемых

песен. Пение оригинальных народных песен без сопровождения. Пение
обработок народных песен с сопровождением музыкального инструмента.
Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем.
3.2. Работа с произведениями русских композиторов-классиков. Освоение
классического вокального репертуара для детей. Освоение средств
исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных
типов звуковедения и т.д.
3.3.
Работа
с
произведениями
современных
отечественных
композиторов. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в
произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа
над выразительностью поэтического текста и певческими навыками.
Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов.
Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской
игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых
произведениях современных композиторов.
3.4. Работа с солистами. Устранение неравномерности развития голосового
аппарата и голосовой функции, развитие интонационного эмоционального и
звуковысотного слуха, способности эмоционального и звуковысотного
интонирования, освоение элементов музыки.
Тема IV. Игровая деятельность, театрализация песни.
Разучивание движений, создание игровых и театрализованных моментов для
создания образа песни
Тема V. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной
культуры.
5.1. Прослушивание аудио- и видеозаписей. индивидуальное собственное
исполнение). Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания
аудио- и видеозаписей.Формирование вокального слуха учащихся, их
способности слышать достоинства и недостатки звучания голоса;
анализировать качество пения, как профессиональных исполнителей, так и
своей группы (а также
5.2.
Посещение
театров,
концертов,
музеев
и
выставочных
залов. Обсуждение своих впечатлений, подготовка альбомов, стендов с
фотографиями, афишами. Сбор материалов для архива студии.
Тема VI. Концертная деятельность. Выступление солистов и группы (дуэт).

В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а
также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание
тематического планирования может видоизменяться.

Планируемые результаты
1.4. Планируемые результаты
Предметные
- наличие интереса к вокальному искусству, стремление к вокальнотворческому
самовыражению;
- владение и умение использовать приобретенные вокальные навыки на
практике: умение применять правильную певческую установку; знание
цикла упражнений на дыхание, звукообразование, артикуляцию, дикцию;
правильно распределять дыхание по фразам, умение исполнять легато, нон
легато, стаккато;
- знание основных жанров вокальной музыки;
- владение техникой работы с микрофонами под фонограмму «-1» в группе и
соло;
- умение определять структуру и понимать смысл вокального произведения;
стремление передавать характер и настроение песни; владение основными
навыками исполнения одноголосных эстрадных вокальных произведений в
ансамбле;
- участие в концертах, умение уверенно выходить на сцену, чувствовать
исполняемые произведения на большой сцене, раскованно (но не вульгарно)
и
выразительно исполнять их.
Метапредметные

- овладение способностью принимать и реализовывать задачи учебной
деятельности по развитию музыкальных способностей (ладовое чувство,
музыкально-слуховые представления, чувство ритма, чувство ансамбля);
развитию голосовых данных (сила голоса, диапазон, беглость, тембр);
- владение элементарными актѐрскими и хореографическими навыками
(мимика, жесты, танцевальные движения);
- умение активно включаться в коллективную деятельность,
взаимодействовать со сверстниками при решении музыкально-творческих
задач, достижении общих
целей; умение анализировать своѐ и чужое исполнение.
Личностные
- сформированность интереса, потребностей, эстетического отношения к
искусству эстрадного вокала; художественного и музыкального вкуса;
- сформированность умения работать в коллективе; овладение навыками
сотрудничества с педагогом и сверстниками; доброжелательности и
эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам других людей;
- сформированность проявления волевых качеств: дисциплинированности,
ответственности, организованности, внимательности, трудолюбия и упорства
в
достижении поставленных целей.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1.

Календарный учебный график на 2023 – 2024 уч. год

Начало учебного года
Окончание учебного
года
Продолжительность
учебного года
Начало занятий
Окончание занятий
Периодичность
контроля
успеваемости
обучающихся
Праздничные
нерабочие дни

01 сентября 2023 г.
31 мая 2024г.
37 учебных недель
08.00
20.00
Входной контроль осуществляется в период с 01
сентября по 09 сентября.
Промежуточная аттестация осуществляется в период с
21 по 30 декабря (за 1 полугодие).
Итоговая аттестация осуществляется в период с23 – 31
мая.
4 ноября 2023; 1-8 января 2024; 23 февраля 2024;
8 марта 2024; 1 мая 2024; 9 мая 2024.

3.2. Условия реализации программы.
Для организации образовательного процесса используется специально
оборудованный учебный кабинет.
Материально-техническое обеспечение:
- мультимедийная техника (проектор, компьютер, экран);
-учебно-наглядные пособия (таблицы, портреты композиторов, иллюстрации,
использование медиатеки,);
- музыкальные инструменты (фортепиано);
- звукоусиливающая аппаратура (акустическая система, микшерный пульт,
мониторы, микрофон);
Информационное обеспечение:
- записи аудио, формат CD, MP3;
- видеозаписи выступлений, концертов, конкурсов;
- компьютерные презентации по темам программы
Кадровое обеспечение. Требования к образованию педагога,
реализующего программу: среднее профессиональное (педагогическое)
образование, высшее профессиональное
(педагогическое) образование.
Прохождение курсов повышения квалификации по данному направлению
деятельности.
Методическое обеспечение:
Методы обучения : ( словесный, наглядный практический ;объяснительноиллюстративный, частично – поисковый; игровой ) и воспитания( убеждение,
поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.)
Форма организации образовательного процесса: индивидуальная
Формы организации учебного занятия – беседа, встреча с интересными
людьми, игра, концерт, конкурс, круглый стол, мастер – класс, открытое
занятие, праздник, практическое занятие, представление, презентация,
творческая мастерская, фестиваль, занятие-экскурсия: экскурсии в
музыкальную школу, занятие-праздник. Подготовка к празднику, его
ожидание является эмоциональным стимулом развития каждого ребенка и
всего коллектива, 13 праздники (День именинника, Новый год, Праздник
мам, Праздник Семьи, День наших пап и дедушек, День Победы и др.).
Структура занятия
1. Распевание (вводная часть) Работая над вокально-хоровыми навыками
детей, необходимо предварительно «распевать» воспитанников в
определенных упражнениях. Начинать распевание попевок (вокализа,
упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно
транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится не менее 5
мин. Время распевания может быть увеличено, но не уменьшено. Задачей
предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата

ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая
голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы - одно из
важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата.
2. Пауза. Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима
пауза в 1-2 минуты (физминутка).
3. Основная часть. Работа направлена на развитие исполнительского
мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по
нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и
артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.
4. Заключительная часть. Пение с движениями, которые дополняют
песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся.
Работа над выразительным артистичным исполнением.
Методические приемы:
1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:
2. Знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его
 как стихотворение, спеть без сопровождения) работа над вокальными и
хоровыми навыками;
 проверка знаний у детей усвоения песни.
2. Приемы, касающиеся только одного произведения:
 споем песню с полузакрытым ртом;
 слоговое пение («ля», «бом» и др.);
 хорошо выговаривать согласные в конце слова;
 произношение слов шепотом в ритме песни;
 выделить, подчеркнуть отдельную фразу, слово;
 настроиться перед началом пения (тянуть один первый звук);
 задержаться на отдельном звуке и прислушаться, как он звучит;
 обращать внимание на высоту звука, направление мелодии;
 использовать элементы дирижирования;
 пение без сопровождения;
 зрительная, моторная наглядность.
3. Приемы звуковедения: выразительный показ (рекомендуется акапельно);
 образные упражнения;
 вопросы;
 оценка качества исполнение песни.

2.3.

Формы аттестации и оценочные материалы

Подведение итогов выполнения программы складывается из двух
составляющих: внешней и внутренней деятельности коллектива.
Концерт, конкурс, фестиваль является формой диагностики
музыкальных способностей и развития личности ребенка. Участие в
концертах, конкурсах, фестивалях и т.д. можно отнести к внешней
деятельности коллектива, а результаты участия – как своеобразный критерий
оценки их деятельности.
Внутренняя деятельность – это музыкальное и личностное развитие
каждого учащегося.
Разработка критериев оценки образовательной деятельности
учащихся проводится с учетом цели программы - создать условия для
выявления, развития и реализации музыкально-творческих способностей
детей через жанр эстрадного вокала.
Для подведения итогов реализации образовательной программы
ежегодно используется мониторинг результатов освоения программы и
результатов личностного развития.
Для подведения итогов реализации образовательной программы на
стартовом уровне (1 год обучения) в начале учебного года, а также в конце
каждого полугодия используется диагностика музыкальных способностей
детей, в основу которой легла диагностика музыкальных способностей,
разработанная Академиком Российской академии естественных наук и
академии творческой педагогики К.В. Тарасовой, адаптированная к условиям
дополнительного образования.
Основной мониторинг результативности образовательного процесса
проводится на основе мониторинга результативности образовательного
процесса в вокальной группе «Песенка – чудесенка» С. В. Емельяновой.
Данный мониторинг проводится 2 -3 раза в год. Тесты и анкетирование
используются для выявления уровня теоретической подготовки, самооценки
и специфики образовательных потребностей учащихся, а также экспертной
оценки педагога.
Оценочные материалы
Диагностика развития вокальных навыков осуществляется с
помощью диагностических контрольных заданий по следующим критериям:
звуковысотный слух, вокальная техника (способ звукообразования, тембр
голоса, диапазон, дикция, дыхание), эмоциональность.
Критерии определения уровня развития слуховых навыков: ладовое
чувство, чувство ритма, мелодический слух, гармонический слух.
Выявление способностей к исполнительской деятельности:
интонация, ритм, память, диапазон, качество певческого голоса,
эмоциональность, музыкальность, особенность характера. Система контроля
результативности обучения:
Вводный контроль осуществляется на первом году обучения в
начале учебного года. Цель вводного контроля: прослушивание, определение
голосового диапазона, оценивание умений, знаний.

Проводится тематический контроль, целью которого является
проверка полученных на каждом уроке знаний.
В конце учебного года – итоговый контроль, который проходит в
виде отчѐтного концерта. Результаты вносятся в ведомость итогового
контроля.
Контрольно-оценочные материалы
Тема 1. Организационное занятие.
Задание: Спеть любую распевку, попевку, выполнить дыхательное
упражнение, обращая внимание на качество интонирования, знание мелодии
и текста распевок, попевок и дыхательных упражнений.
Критерии оценки:
Высокий уровень: Знание мелодии и текста попевок, распевок и
дыхательных упражнений. Внимательное пение, способность улучшить
качество пения. Лѐгкость в исполнении попевок, распевок. Умение
исполнить распевку в быстром темпе.
Средний уровень: Знание мелодии и текста попевок, распевок и
дыхательных упражнений. Не всегда понимает, как можно улучшить
качество пения. Трудности в исполнении распевки в быстром темпе.
Низкий уровень: Обучающийся не знает мелодию и текст распевок,
попевок. Поѐт неуверенно. Исполняет попевки и распевки только по
партитуре. Правильно выполняет дыхательные упражнения.
Тема 2. Певческая установка. Певческое дыхание. Цепное дыхание.
Задание: Исполнение (пение) куплета и припева песни русского
композитора по одному или дуэтом, обращая внимание певческую установку,
качество интонирования и используемый вид дыхания.
Критерии оценки:
Высокий уровень: Обучающийся владеет и соблюдает правильную
певческую установку. Обучающийся использует диафрагматическое
дыхание, умеет использовать цепное дыхание (при пении дуэтом, группой).
Дышит между фразами, не разрывая слова. Дыхание спокойное.
Обучающийся рассчитывает певческое дыхание на длинную фразу.
Средний уровень: Обучающийся владеет и соблюдает правильную
певческую установку. Обучающийся использует диафрагматическое дыхание
только в начале пения, а далее использует только грудное. Умеет
использовать цепное дыхание (при пении небольшим ансамблем, в группе).
Дышит между фразами, но не всегда дыхания хватает на длинную фразу.
Низкий уровень: Обучающийся владеет и соблюдает правильную
певческую установку. Обучающийся использует только грудное дыхание.
Берѐт дыхание только на небольшую фразу. Не умеет рассчитывать дыхание
на длинную музыкальную фразу. Во время цепного дыхания дышит
одновременно с другим певцом (хористом).
Тема 3. Музыкальный звук. Высота звука. Основы чистого
интонирования. Унисон.

Задание: Исполнение (пение) куплета и припева песни русского
композитора по одному и дуэтом (пение в унисон), обращая внимание на
качество интонирования и умение петь в унисон.
Критерии оценки:
Высокий уровень: Чистое интонирование мелодии песни. Понимание
основы чистого унисона и умелое пение унисона в дуэте и в хоре.
Средний уровень: Чистое интонирование мелодии песни. Понимание
основы чистого унисона, но неточное пение в унисон.
Низкий уровень: Чистое интонирование только с помощью
учителя. Отсутствие унисона.
Тема 4. Основные правила звуковедения. Виды штрихов и
дирижѐрские жесты.
Задание: Исполнение (пение) куплета и припева песни русского
композитора по одному, обращая внимание на качество интонирования,
использования обучающимся штрихов и понимания певцом дирижѐрских
жестов.
Критерии оценки:
Высокий уровень: Понимание обучающимся дирижѐрских жестов,
исполнение мелодии любым предложенным штрихом.
Средний уровень: Обучающийся понимает дирижѐрский жест, но
допускает незначительные ошибки во время исполнения мелодии.
Низкий уровень: Обучающийся исполняет мелодию нужным штрихом
только по словесному объяснению и демонстрационного показа учителем.
Дирижѐрский жест не понимает.
Тема 5. Правильная дикция и артикуляция.
Задание: Исполнение (пение) куплета и припева песни русского
композитора по одному, дуэтом или небольшим ансамблем, обращая
внимание на качество интонирования, дикцию и артикуляцию.
Критерии оценки:
Высокий уровень: Обучающийся знает особенности певческой дикции
и артикуляции. Соблюдает правила во время пения. Чисто интонирует
мелодию, понимает дирижѐрский жест.
Средний уровень: Обучающийся знает особенности певческой дикции
и артикуляции. Соблюдает правила во время пения, но иногда допускает
ошибки. Чисто интонирует мелодию, понимает дирижѐрский жест.
Низкий уровень: Обучающийся знает особенности певческой дикции
и артикуляции, но не умеет использовать теоретические знания на практике.
Неточно интонирует мелодию, понимает дирижѐрский жест.
Тема 6. Формирование исполнения.
Задание: Исполнение (пение) куплета и припева песни русского
композитора детским хоровым коллективом, обращая внимание на качество
интонирования соблюдение ансамбля в хоре.
Критерии оценки:
Высокий уровень: Обучающиеся чисто интонируют мелодию. Чистое
унисонное интонирование в любых темпах и ладах со сложным ритмическим

рисунком. Исполняют несложные двухголосные песни без сопровождения.
Знают и соблюдают основы цепного дыхания.
Средний уровень: Обучающиеся чисто интонируют мелодию, но
иногда допускают ошибки. Чистое унисонное интонирование в умеренном
темпе. Исполняют несложные двухголосные песни, с незначительной
гармонической поддержкой аккомпанемента. Знают и соблюдают основы
цепного дыхания.
Низкий уровень: Обучающиеся допускают ошибки при пении.
Отсутствует унисонное интонирование мелодии. Исполняют лѐгкие
двухголосные песни только с гармонической поддержкой аккомпанемента.
При пении песни не соблюдают основы цепного дыхания.
Тема 7. Формирование сценической культуры. Работа над образом.
Задание: Исполнение (пение) песни русского композитора детским
хоровым коллективом, обращая внимание на качество интонирования,
умения донести образ до слушателей, умения держаться на сцене.
Критерии оценки:
Высокий уровень: Чистое интонирование мелодии, пение в характере
песни. Уверенная манера поведения на сцене, умение выполнять несложные
движения под музыку. Умение держать микрофон без рекомендаций учителя.
В завершении песни-поклон.
Средний уровень: Чистое интонирование мелодии. Во время пения
отводит микрофон от губ, на сцене держится скованно. Движения под
музыку забывает. В конце пения выполняет поклон только после
напоминания учителем.
Низкий уровень: Чистое интонирование мелодии. Во время пения с
микрофоном обучающийся забывает текст песни, убирает микрофон от губ.
Движения под музыку не выполняет. Поѐт не в образе музыкального
произведения. В конце пения не кланяется, а поспешно уходит со сцены.

3. Список литературы
Примерный репертуар:
(Репертуар подобран в соответствии с возрастными особенностями детей)
«Здравствуй, детство» из к/ф «Чучело-мяучело»
«Зелѐные ботинки» С.Гаврилов, Р.Алдонин
«Зимушка-зама» сл. и муз. Алексей Воинов
«Мурлыка» сл. и муз.Илья и Елена Челиковы

«Песенка мамонтенка» В.Шаинский, Д.Непомнящая
«Песенка-чудесенка»
«Пусть всегда будет солнце» Л.Ошанин, А.Островский
«Снеженика» Я.Дубравин, М.Пляцковский
«Хомячок» сл и муз. Абелян Г..
Песни в стиле музыки разных народов: «Волшебная песенка».
«Колыбельная». «Медведи». «Танго».
Чичков Ю., сл. Пляцковского М. Мой щенок. Песня о волшебном цветке.
Шаинский В., сл. Пляцковского М. Мир похож на цветной луг. Улыбка.
Нормативные документы:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022 г. г. № 678-р);
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее –
СанПиН);
6. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей» с изменениями от
01.11.2021 № 934-д;
8. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
10. Методические рекомендации «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях» (утверждены приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от
04.03.2022 г. №219-д;
11.Муниципаьная программа Городского округа Красноуфимск
«Развитие системы образования в городском округе Красноуфимск до 2028
года» (Постановление администрации ГО Красноуфимск № 1243 от
27.12.2022г.»
12.
Требования
к
дополнительным
общеобразовательным
общеразвивающим
программам
для
включения
в
систему

персонифицированного финансирования дополнительного образования детей
Свердловской области» (Приложение к приказу ГАНОУ СО Свердловской
области «Дворец молодѐжи» от 26.02.2021г. № 136-д);
13. Устав МАУДО «Дворец творчества»;
14. Положение о дополнительных общеразвивающих программах и
порядке их утверждения в МАУДО «Дворец творчества»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».