ДОП Музыкальная подготовка детей в студии

МОУО Управление образованием ГО Красноуфимск
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Дворец творчества»

Принята:
Педагогическим советом
протокол № 4 от 30.05.2023 г.

Утверждаю:
Директор МАУДО «Дворец творчества»
_________Е. Н. Колчанова
Приказ № 41/1 от 30.05.2023 г.

Дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности

«Музыкальная подготовка детей в студии»
Возраст обучающихся: 3 – 7 лет
Срок реализации программы – 3 года

Составитель программы:
Ермолина Анастасия Сергеевна,
педагог дополнительного
образования, I кв.кат.

Красноуфимск 2023
1

Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования
Пояснительная записка
Направленность программы: художественная.
Актуальность программы. Дополнительная общеразвивающая программа
«Музыкальная подготовка детей в студии» (далее программа) разработана в
соответствии с нормативно-правовыми документами:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства

РФ

от

29

мая

2015

г.

№

996-р);

Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022 г. г. № 678-р);
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2019
№ 363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации
«Доступная среда»;
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее –
СанПиН);
5. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”;
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от

23.08.2017

г.

№

816

«Об

утверждении

Порядка

применения
2

организациями,

осуществляющими

образовательную

деятельность,

электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации

образовательных

программ»;
7.

Приказ

Министерства

просвещения

Российской

Федерации

от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей»;
8. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями

по

реализации

общеобразовательных

программ,

адаптированных
способствующих

дополнительных
социально-

психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»)
9. План мероприятий («дорожная карта») по развитию инклюзивного
общего и дополнительного образования, детского отдыха, созданию
специальных условий для обучающихся с инвалидностью, с ограниченными
возможностями здоровья в Свердловской области на долгосрочный период
(до 2030 года) (утвержден Заместителем Губернатора Свердловской области
04.03.2022 г.)
10. Методические

рекомендации

«Разработка

дополнительных

общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях» (утверждены приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от
04.03.2022 г. №219-д;
11. Устав МАУДО «Дворец творчества»;
12. Положение о дополнительных общеразвивающих программах и
порядке их утверждения в МАУДО «Дворец творчества.
Детство – время активного формирования социально- психологических
основ личности, приобщения к человеческой культуре, воспроизводства
социального опыта. Усвоение ребенком норм опыта общения, овладение
3

навыками индивидуальной и коллективной работы, умение доброжелательно
относиться к окружающему миру, любить себя, уважительными быть к
другим людям – факторы, определяющие его дальнейшую судьбу,
возможность в будущем чувствовать себя успешным и достойным членом
общества,

полнее

реализовать

себя.

Отечественной педагогикой

и

психологией признано, что сферой социального творчества ребенка, где
закладываются основы для его полноценного социального общения, является
совместная игра с другими детьми. Детская игра близка к природе и
специфике искусства, это деятельность, в которой воссоздаются социальные
отношения между людьми.
Музыка тесно связана с моторно-мышечными и интонационноречевыми ощущениями и этим она особенно близка к игре. Однако,
серьезной проблемой в условиях современного города является постепенная
потеря традиций совместной детской игры вообще. Стремление родителей к
ранней интеллектуализации своих детей, заполнением их жизни общением с
компьютерной
необходимых

техникой
ребенку

для

не

способствует

полноценного

формированию
самоощущения

в

качеств,
детском

коллективе и негативно влияет на состояние здоровья детей. Для педагогов в
этой ситуации особой задачей является возрождение игровой практики,
обращение к музыкальному искусству через музыкальные коммуникативные
игры как воспитательному средству, социализирующему и развивающему
личность ребенка.
Программа рассматривается как средство социального воспитания
ребенка, развития индивидуальных и творческих качеств личности через
музыкальные коммуникативные игры, развития эмоциональной культуры
детей. Новизна программы заключается в том, что акцент в программе
делается на развитие певческих навыков у детей, на более углубленное
изучение основ музыкальной грамотности (умение слышать
высоту,

ритм,

динамику,

тембровую

окраску),

через

звуковую

музыкальные

коммуникативные игры и детский игровой фольклор, знакомство с которым
4

в первый год обучения является приоритетным. Фольклор отвечает
органичному сочетанию требований художественности и доступности
песенного репертуара.
Содержание программы нацелено на приобщение обучающихся к
богатым народным традициям художественной культуры нашей страны, на
развитие музыкально - творческих способностей детей дошкольного возраста
средствами музыкального искусства.
Программа не предполагает конкурсного отбора, рассчитана на
сопровождение всех категорий обучающихся.
Программа предусматривает для обучающихся возможность выбора и
построения индивидуальной образовательной траектории.
Практическая значимость программы. Программа рассматривается
как средство социального воспитания ребенка, развития индивидуальных и
творческих качеств личности через музыкальные коммуникативные игры,
развития эмоциональной культуры детей.
Отличительная особенность программы. Программа разработана на
основе программы «Музыкальная подготовка детей в театре – студии»
Зверской Н.А. В программе делается акцент на развитие певческих навыков у
детей, на более углубленное изучение основ музыкальной грамотности
(умение слышать звуковую высоту, ритм, динамику, тембровую окраску),
через музыкальные коммуникативные игры и детский игровой фольклор.
Фольклор отвечает органичному сочетанию требований художественности
и доступности песенного репертуара. В содержание программы включено
знакомство с основными жанрами детского фольклора,

традициями

народных праздников, а также введены подвижные игры с предметами,
пальчиковые, жестовые игры, игровая гимнастика и хороводные, песенки –
инсценировки.
Адресат программы. Набор в учебные группы обучающихся в возрасте
3 – 7 лет осуществляется на свободной основе. Возрастные особенности
обучающихся. Учет возрастных особенностей – один из основополагающих
5

педагогических принципов. Опираясь на него, педагоги осуществляют отбор
содержания, форм и методов обучения. Дошкольники испытывают острую
потребность в движении. В случае неудовлетворения этой потребности,
ограничения

активной

перевозбуждаются,

двигательной

становятся

деятельности

непослушными,

они

быстро

капризными.

Поэтому

особенно важно наладить разумный «щадящий» режим, включить в
образовательный процесс игровую деятельность, игровые задания. У детей 56 лет изменяется психологическая позиция, они впервые начинают ощущать
себя самыми старшими среди дошкольников. Педагогу необходимо помочь
дошкольникам понять и поддержать в детях ощущение «взрослости» и на
его основе вызывает у них стремление к решению новых, более сложных
задач познания, общения, деятельности.
Набор осуществляется на свободной основе.
Режим занятий. Продолжительность 1 академического часа – 20 мин
(5 - 6 лет), 30 мин (6 - 7 лет). Перерыв между учебными занятиями – 10 мин.
Общее количество часов в неделю – 2 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
Число обучающихся, одновременно находящихся в учебной группе
составляет от 8-ми до 15-ти человек.
Объём программы – 216 часов.
Срок освоения программы – 3 года.
1 год обучения: 72 часа, 2 год обучения: 72 часа, 3 год обучения 72
часа.
Особенности организации образовательного процесса.
Формы реализации программы: традиционная и разноуровневая форма
представляет собой традиционную организацию с последовательным
освоением программного материала по разным уровням сложности: 1 год
обучения – стартовый, 2 год обучения – базовый, 3 год обучения –
продвинутый.
Перечень форм обучения:
6

- групповая;
- индивидуально-коллективная
Перечень видов занятий. Занятия – основная форма организации
образовательного процесса. Музыкальные занятия могут быть вариативными
в зависимости от структуры, содержания, включения всех или отдельных
видов

музыкальной

деятельности:

музыкальные

игры,

развивающие

голосовые возможности, беседы, праздники, творческие отчеты, защита
творческих проектов, игровые программы, репетиции, концерты, конкурсы.
Теоретическая подготовка детей по программе осуществляется через
беседы. Ведущим видом деятельности для дошкольников по программе
является игра. Музыка в играх используется как фактор, организующий игру
во времени, ритме, эмоциональном настрое. Это может быть сюжетноролевая игра, игры-забавы, фольклорные потешки, заклички в сочетании
пения с игровыми действиями.
Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей
программы:
- отчетный концерт;
- участие в конкурсах, фестивалях.
1.2. Цели и задачи дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы

Цель программы «стартового уровня»:
Формирование начальных вокальных навыков в рамках детского
ансамбля, гармоничное развитие личности ребенка средствами музыкального
искусства.
Цель программы «базового уровня»:
Развитие вокально-технических и исполнительских навыков пения,
гармоничное развитие личности ребенка средствами вокального искусства и
7

сценической пластики, приобщение к концертной деятельности.
Цель программ «продвинутого» уровня:
Совершенствование

вокально-технических,

художественно-

исполнительских навыков пения, элементов сценической пластики и танца;
обеспечение условий для гармоничного развития личности ребенка, участия
в концертной, конкурсной, социальной деятельности.
Задачи программы.
Личностные:
• создать условия для социального, культурного и профессионального
самоопределения,

творческой

самореализации

личности

ребенка,

ее

интеграции в системе мировой и отечественной культуры;
•

способствовать

формированию

основ

профессионального

самоопределения;
• способствовать воспитанию исполнительской и общей культуры
обучающихся, интереса к певческой деятельности и к музыке в целом;
• сформировать коллектив исполнителей на основе нравственных
идеалов, взаимного уважения и исполнительской дисциплины;
Метапредметные:
•

создать

необходимые

условия

для

личностного

развития

обучающихся, их позитивной социализации;
•

способствовать

восприимчивости

и

развитию

отзывчивости,

интеллекта,
художественного

эмоциональной
воображения,

творческого отношения к песенному репертуару;
• развивать музыкальные способности: чистоту интонирования,
гармонический и мелодический слух, певческий диапазон, чувство ритма,
память, артистизм;
•

развивать

работоспособность,

дисциплинированность,

ответственность.
Предметные:
• сформировать навыки и умения ансамблевого пения: единой манеры
8

звукообразования;

тембровой,

ритмической,

артикуляционной

и

динамической синхронности звучания;
• способствовать формированию интонационной устойчивости на
основе изучения материала по сольфеджио;
• изучить разнохарактерный, стилистически многоплановый песенный
репертуар

патриотического,

лирического

и

духовно-нравственного

содержания.

1.3. Содержание дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
1год обучения (стартовый уровень)
Общее
количеств
о часов
1

Теори
я

Практик
а

1

-

1.1 Давайте познакомимся
.
1.2 Во саду ли в огороде
.
1.3. Здравствуй, Ванька –
встанька
1.4. Милости просим, гости
дорогие
2. Музыкальные инструменты

2

0,5

1,5

4

1

3

3

1

2

8

2

6

1
1

4

7

2.1. Ходит сон близ окон

4

1

3

2.2. Уж ты, зимушка – зима
2.3. Чудесный сундучок

1
1

0.5
0.5

0,5
0.5

2.4 Как у нашего кота
.
3. Звук. Тайна звука

6

2

4

5

1.5

3.5

№
п/
п
1.

Тем
ы
Музыка. Вводное занятие

Формы
промежуточно
й аттестации
Прослушивани
е
Игра
Музыкальное
упражнение
Музыкальное
упражнение
Игра
Показ
музыкальной
сказки
Речевое
упражнение
Игра
Музыкальное
упражнение
Пропевание
песенки
Речевое
упражнение
9

3.1 Водичка, водичка умой
. моё личико
3.2 Идет коза рогатая
.

2

0.5

1.5

1

0.5

0.5

3.3 Хозяйкины помощники
.
3.4 Мы играем и поем
.
4. Музыкальная сказка

2

0.5

1.5

Пропевание
песенки
Показ
музыкальной
сказки
Игра

3

0.5

2.5

Игра

4

0.5

3,5

4.1 Приди, весна, с радостью
.
4.2 Петушок с семьей
.

2

0.5

1.5

5

1,5

3,5

4.3 Веселые ступеньки
.
4.4 Итоговое занятие
.
ИТОГО:

6

1,5

4,5

1

-

1

Музыкальное
упражнение
Пропевание
песенки
Показ
музыкальной
сказки
Музыкальное
упражнение
Творческий
отчёт

20,5

51,
5

72

2 год обучения (стартовый уровень)
№ п/
п

Теория

Прак
тика

Формы
промежуточно
й аттестации

1

-

Игр
а
Музыкальное
упражнение
Игр
а
Пропевание
песенки
Показ
музыкальной
сказки

1.

Музыка. Вводное занятие

Об
щее
кол
иче
ство
часо
в
1

1.1
.
1.2
.
2.

Музыкальный мир вокруг
нас
В гостях у игрушек

1
1
5

3,5

7,5

1,5

3,5

Музыкальные инструменты

2,5

9,5

2.1
.

Осень разноцветная

1
2
9

2,5

6,5

10

2.2
.
2.3
.
3.

Сила звука

8

2

6

Стоит изба из кирпича – то
холодна, то горяча
Звук

2

0,5

1,5

3

1

2

3.1
.
3.2
.
4.

Народные праздники

5

1,5

3,5

Тембровая окраска

2

0,5

1,5

Музыкальная сказка

9

4.1
.
4.2
.

Ритм и длительность

1

0,5

0,5

Итоговый концерт «Вот и
стали мы на год взрослей».
ИТОГО:

4

0,5

3,5

20

52

2,5

6,5

Музыкальное
упражнение
Речевое
упражнение
Музыкальное
упражнение
Речевое
упражнение
Музыкальное
упражнение
Речевое
упражнение
Музыкальное
упражнение
Концертный
номер

72

3 год обучения (базовый уровень)
№ п/
п

1.
1.1
.
1.2
.
2.
2.1
.
2.2
.
3.

3.1
.
3.2
.

Пра
к
тик
а

Формы
промежуточно
й аттестации

1
0,5

1,5

7

1,5

5,5

3

0,5

2,5

8

3

5

Проверь себя

8

-

8

Звук. Зачем звуку время, а
также про звуки долгие и
краткие
А бывают ли песенки без
слов?
Учимся петь

1
5

4

11

Игра
Музыкальное
упражнение
Музыкальное
упражнение
Музыкальное
упражнение
Музыкальное
упражнение
Речевое
упражнение
Музыкальное
упражнение

5

0,5

4,5

3

0,5

2,5

Название темы

Музыка. Вводное занятие
Как услышать чудо и увидеть
звук
Путешествие в сказку или
что такое тембр?
Музыкальные
инструменты.
О звуках высоких и низких

общее
количе
ство
часов
1
2

Теория

Музыкальное
упражнение
Игра

11

4.
4.1
.
4.2
.
4.3
4.4

Музыкальная сказка
О чудесных превращениях

1
5

5
5

Уральские сказы Бажова

6
1
0
1

1

0

Профессия учитель музыки
Итоговое занятие

1
2

0,5
-

ИТОГО:

72

18,5

Музыкальное
упражнение
Беседа

0,5 Ролевая игра
2
Концертный
номер
53,5

12

Содержание программы
1 год обучения. Стартовый уровень
Тема 1. «Вводное занятие». Знакомство с работой объединения, учебным
кабинетом. Вводный инструктаж по правилам дорожного движения, правилам
по технике безопасности, правилах поведения во Дворце.
Тема 2. «Давайте познакомимся!». Игра «Давайте познакомимся».
Персонаж «Петрушка» (кукольный зазывала, балаган, цирковое представление).
Практическая работа: Игры: «Ау!», «А кто у нас умный?»,
«Дразнилка», «Паровозик имен», «Имена».
Тема 3. «Во саду ли в огороде». Время года – осень. Понятия: огород,
орудия труда, урожай, овощи, фрукты и их названия.
Практическая работа: Песня «Наш огород», «Семейка огурцов», Загадки
об осени, овощах, скороговорка, музыкальная считалка «Маша сеяла горох»,
музыкальная игра «Горошек и фасоль», речевое упражнение «Ора - ра».
Тема 4. Здравствуй, Ванька-встанька. Беседа о музыке. Восприятие
детских песенок. Название пальчиков на руках.
Практическая работа: Игра «Где у вас ручки?», песенка «Вот как
пальчики шагают», игра «Бубен», «Колокольчики», «Мой веселый звонкий
мяч».
Тема 5. «Милости просим, гости дорогие». Беседа о быте русского
народа. Понятия: изба, хозяйка избы, домашняя утварь.
Практическая работа: Игра «Прыгай побыстрей», «Ой-да! Улыбнись!»,
«Бубен», песня «Похлопаем в ладошки», «Пальчики шагают», упражнение «Где
твой пальчик?».
Тема 6. «Русские народные сказки». Сказка как жанр. Русские народные
сказки: «Репка», «Снегурушка и лиса», «Волк и семеро козлят»,
«Колобок», «Три медведя», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка»,
«Кот, лиса и петух», «Курочка Ряба», «Теремок». Положительные и
отрицательныеперсонажи. Прочтение, пересказ сказки.
13

Практическая работа: инсценирование сказки, настольный и кукольный
театр. Игры: «Репка», «Лиса и гуси», «Козел», «Пошла коза по лесу»,
«Козлятки», «Зайчик», «Медведь», «У медведя во бору», «Ровным кругом»,
«Кривой петух», «Петушок и Машенька», игра - потешка
«Поехали», «Лиса», попевка «Репка», песенка «Лиса-плутовка», «В поле
козлик наш гулял», «Колобок», У Мишутки», «Петушок», «Зайки серые сидят».
Тема 7. «Ходит сон близ окон». Беседа «Ходит сон близ окон».
Понятия: колыбель, зыбка, люлька. Колыбельные песенки.
Практическая работа: Песенка «Баиньки», «Колыбельная с игрушками»,
«Пришел Мишка с прогулки», «Сонная песенка», попевка
«Котенька-коток», «На Ванечку смотрела», игра «Дрема».
Тема 8. «Уж ты, зимушка – зима». Время года – зима. Признаки зимы.
Зимняя одежда, обувь. Валенки (пимы). История появления валенок.
Практическая работа: Игра «Не выпустим», Два Мороза», «Баба Снежная», «Зима и дети», песня «Снежная баба», «Снег – снежок», «Мишка на
санках», «Зайки - шалунишки».
Тема 9. «Чудесный сундучок». Времена года: осень, зима. Признаки осени,
зимы в сравнении. Загадки о зиме.
Практическая работа: Загадки, песенка «Джон-зайчик», сценка-шутка
«Козел Мефодий», попевка «Капуста», игра «Огуречик», упражнение
«Вдоль по улице метелица метет», песня «Зима», «Заинька», «Дед
Мороз»,
«Снеговик».
Тема 10. «Как у нашего кота». Домашние животные: кот Васька, собака
Жучка. Народные приметы. Шумовые инструменты (ложки), предназначение и
структура ложки. Техника игры на ложках.
Практическая работа: Русская народная припевка «Украл котик
клубочек», песня «Котята», «Кошачий вагон». «Кошачий ответ», «Два кота»,
игра «Котята и Барбос», упражнение «Кот-проказник».
Тема 11. «Тайна звука». Понятие «звук». Свойство звука – динамика.
14

Звуки музыкальные и шумовые. Шумовые инструменты (ложки, трещотки,
погремушки, треугольник). Понятие «динамика». Влияние динамики на
музыкальную и человеческую речь. Музыкальные краски. Динамические
оттенки и их обозначение. Музыкальные часики. Понятие
«звуковысотность». Свойство звука – высота. Направление движения
мелодии. Понятия: «высокий», «средний», «низкий».
Практическая работа: Игра «Отгадай, где шум, а где музыка?», игровое
упражнение «Ладушки», музыкально-двигательное упр.
«Погремушка», музыкальное упр. «Бубен». Игры со словом «Тихо,
громко», музыкальное упражнение «Как мы умеем хлопать?», игра «Тихогромко в бубен бей», «Толстая матрешка», шумовой оркестр «Веселые мыши»,
дидактическая игра «Звуки в сказках», речевое музицирование «Волшебные
барабаны», «Сказка про кота». «Сказка про девочку Нину», игра «Слушай
звуки», «Чья очередь?», «Кто пищит?», песенка «Чок, да чок», «Пальчики
шагают».
Тема 12. «Водичка, водичка умой мое личико». Правила личной гигиены.
Здоровый образ жизни. Рукомойник и предметы для умывания. Вода и ее
свойства (цвет, вкус, запах, состояние).
Практическая работа: Потешка «С гуся вода», «Водичка, водичка»,
приговорка – упражнение «Стряхнем воду», «Кто там топает по крыше», песня
«Буль – буль».
Тема 13. «Идет коза рогатая». Домашнее животное – коза Машка.
Сказки о козлятах («Алёнушка и братик Иванушка», «Серебряное копытце»,
«Волк и семеро козлят»). Корма для козы, продукты питания и шерсть от
козы в домашнем хозяйстве.

15

Практическая работа: Русская народная песенка «Бабушкин козлик»,
игра

«Вышел

козлик

погулять»,

«Заскочил

козлик

в

огород»,

упражнение
«Идет коза рогатая», потешка «Наш козел – стрекозел».
Тема 14. «Хозяйкины помощники». Предметы быта (коромысло, ведро,
совок, веник, корыто, стиральная доска) и их назначение.
Практическая работа: Игра «Маша – растеряша», стихи «Про
одежки», игра «Наведу чистоту», частушки «У неряхи», песенка «Ходит
Васька серенький», «Цыплята», «Курочки».
Тема

15.

«Мы играем и

поем». Разучивание

игр,

песен с

инсценированием. «Покажи – ка, воробейко», «Куры и лиса», «Зайка и
мячик», «Гуси серые сидят».
Тема 16. «Нет милее дружка, чем родимая матушка». Семья.
Родственные отношения. Забота, уважение, внимание, отзывчивость, в
семье. Чувства (любовь, радость, огорчение, сочувствие, беспокойство и т.д.)
Ласковые слова родным (маме, бабушке и т.д.)
Практическая работа: Поговорки, упражнение «Ласковые слова»,
частушки, песенка «Что рисую маме», «О хорошем настроении», «Каждый
по – своему маму поздравит».
Тема 17. «Приди, весна, с радостью». Время года – весна. Признаки
весны. Пробуждение природы. Загадки о весне, весенние заклички (о
птичках, солнце, дождике).
Практическая работа: Игра «Воробей», «Птички», загадки о птицах»,
песенка

«Сорока»,

«Воробьиха

–

барыня»,

«Весна»,

Солнышко»,

ритмодекламация «Солнышко – ведрышко».
Тема 18. «Петушок с семьей». Рассказ Ушинского К.Д. «Петушок с
семьей». Домашние птицы.
Практическая работа: Звукоподражание всех членов «петушиной
семьи». Русская народная сказка «Курочка Ряба». Инсценировка сказки.
Пасхальные игры с куриными яйцами.
16

Тема 19. «Веселые ступеньки». Приёмы звукоизвлечения, правила
дыхательной гимнастики, свойства звука (динамика, звуковысотность, темп,
тембр).
Практическая работа: упражнения на звукоподражание, пальчиковая
гимнастика, игра на музыкальных инструментах, исполнение детских
песенок.
Тема 20. «Итоговое занятие».
Практическая работа. Исполнительская деятельность концертных
номеров.
2 год обучения. Стартовый уровень
Тема 1. «Вводное занятие». Организационный момент: беседа о
правилах поведения, режим занятий, вводный инструктаж по технике
безопасности, по правилам дорожного движения, пожарной безопасности.
Тема 2. «Музыкальный мир вокруг нас». Рассказ Бианки В. «Кто, чем поет?»,
«Птичьи разговоры ». Беседа о бережном отношении к братьям нашим
меньшим, забота о них.
Практическая

работа:

упражнение

«Певец»,

игра

«Кто

как

кричит?»,
«Оркестр», «А кто у нас есть?», «Имена», «Дразнилка», песенка «О
зверятах».
Тема 3. «В гостях у игрушек». Знакомство с инструментом:
металлофон.
Беседа о звукоряде, звуковысотности. Приемы игры на металлофоне.
Практическая работа: Пение песенок про зайку, мишку и петушка.
Игра на металлофоне темы: эхо (кварта), идет медведь, прыгает зайка, поет
птичка, дождь идет.
Тема 4. «Осень разноцветная». Время года – осень. Представления об
осени.

Характерные

признаки,

периоды

(ранняя,

поздняя,

золотая)
17

посредством музыки.
Практическая работа: песенки: «Осень под зонтиком», «Тучи тучи». Восприятие: «Шалунишка – ветерок», «Школьный звонок»,
«Урожай», «Осеннее настроение». Праздник День рождения «Лиры».
Тема 5. «Музыкальный теремок». Сказка «Теремок». Характеристика
движений персонажей сказки. Восприятие звуковысотности, ритмичности,
динамичности.

Импровизация

в

определенном

жанре.

Определение

направления движения мелодии. Понятия: «высокий», «низкий» звуки,
«выше», «ниже».
Практическая работа: песенка «Теремок», «Колыбельная», «Убежал
медведь

лохматый»,

ритмическая

игра «Кто

в

теремочке

живет?»

(исполнение на бубне и на музыкальной лесенке). Драматизация сказки.
Тема

6.

«Сила

звука».

Беседа

о

музыкальных

образах,

их

характеристика, динамические оттенки.
Практическая работа: музыкальное упражнение «Тихо – громко»,
«Как мы умеем хлопать», игра «Толстая матрешка», «Тихо – громко в
бубенбей», шумовой оркестр «Веселые мыши», «Колокольчики звенят».
Тема 7. «Стоит изба из кирпича, - то холодна, то горяча». Предметы
быта (ухват, чугунок, русская печь, глиняный горшок и т.д.). Дары природы
иперечень блюд, приготовленных из них, для крестьян и богатых горожан.
Практическая работа: Скороговорки, загадки, пословицы, песни –
игры: «Кисель», «Две тетери».
Тема 8. «Народные праздники». Народные праздники «Коляда»,
«Масленица». «Пришла коляда – отворяй ворота», «Масленица
дорогая – наша гостьюшка годовая». Беседа «Новый год пришел к нам в
гости». Новогодние персонажи. Елка – атрибут нового года. Волшебство,
сказка, мечты, сказочные персонажи (добро и зло). Елка, карнавальные
костюмы. Рождественские колядки. Гадание. Ряженые. Масленичная неделя.
Отличительные особенности каждого дня масленичной недели, их названия.
Практическая работа: Песни «О зиме», «Дед Мороз», «Снеговик»,
18

«К деткам елочка пришла», «В лесу родилась елочка». Пословицы,
колядки«Гуси – лебеди летели», «Заинька в хоровод», «Коляда».
Поговорки, игра
«Лакомка», «Горшки», «Гори - гори ясно», загадки, песня «Блины».
Тема 9. «Тайна звука». Понятие «звук». Свойство звука – динамика.
Звуки музыкальные и шумовые. Шумовые инструменты (ложки,
трещотки, погремушки, треугольник). Понятие «динамика». Влияние
динамики на музыкальную и человеческую речь. Музыкальные краски.
Динамические оттенки и их обозначение. Музыкальные часики. Понятие
«звуковысотность».

Свойство

звука

–

высота.

Направление

движения мелодии. Понятия: «высокий», «средний», «низкий». Беседа
«Окружающие звуки», беседа «Барабан – ударный инструмент», беседа
«Бубен ударный инструмент», беседа «Колокольчик – оркестровый
ударный инструмент» стихотворение А. Барто «Мячик».
Практическая работа: игра «Музыкальный котик», игра «Громко
тихо запоём», игра «Эхо в лесу», речевое упражнение «Волшебные
барабаны», шумовой оркестр «Колокольчики звенят».
Тема 10. «Тембровая окраска». Маршак С. «Сказка о глупом
мышонке».

Характеристика

голосов

персонажей

сказки.

Окраска

музыкальных инструментов, человеческого голоса.
Практическая

работа:

Игра

«Оркестр»,

«Папа

и

мама

разговаривают»,
«Треугольник и барабан», «Узнай по голосу», песенка «Бобик»,
«Мыльные пузыри».
Тема 11. «Ритм и длительность». Соотношение длительностей, их
комбинаций,

чередований,

скорости

следования.

Беседа

о

звукообразовании, чистоте интонации, точной передаче ритмического
рисунка, выразительном исполнении.
Практическая работа: игра «Познакомимся с барабаном», «Имена и
ритмы», «Что это такое?», «Волшебная палочка», песня «Бобик»,
19

«Птичка», прибаутка «Барашеньки – крутороженьки», «Кто к нам
пришел?». Разучивание попевок, песен и музыкально – речевых игр для
упражнений в звуках. Песни: «Осенняя песенка», «Уточка», «Паровоз»,
«Делай как я»,
«Гусята», «Два кота», «Где ты колечко?», «Здравствуй, утенок!»,
«Колючка», «Большой олень», «Кошка», «Цыплята»
Тема 12. «Фока воду кипятит и как солнышко блестит». Беседа о
тульских мастерах. Русский самовар (изобретение, форма), ритуал
чаепития на Руси. Родина пряников – Тула.
Практическая работа: Песни: «Блины». Загадки, поговорки,
частушки о чаепитии. Чаепитие у самовара.
Тема 13. «Итоговый концерт «Вот и стали мы на год взрослей».
Исполнительское

мастерство.

Эмоциональное

состояние

в

исполнительской деятельности, передача содержания музыкальных
произведений через выразительное исполнение, дисциплина и культура
поведения на сцене.
Практическая работа: Исполнительская деятельность концертных
номеров с двумя и тремя группами. Сольное и ансамблевое пение.
3 год обучения. Продвинутый уровень
Тема 1. «Вводное занятие». Организационные моменты: беседа о
правилах поведения, режим занятий, вводный инструктаж.
Тема 2. «Как услышать чудо и увидеть звук». Беседа о
музыкальном звуке. Понятия «слушать» и «слышать», «смотреть» и
«видеть».

Названия

музыкальных

инструментов.

Значение

слова

«оркестр». Звуковые картинки. Определение характера звучания музыки
в сказке Римского – Корсакого Н.А. «Сказка о царе Салтане».
Практическая работа:
Восприятие музыки Римского – Корсакова. Н.А. 1-е чудо-«Марш
Черномора», 2-е чудо-«песенка Белочки», 3-е чудо- «Море» (из сказки
20

Пушкина А. С. «Сказка о царе Салтане). Разучивание песенок
«Солнышко»,
«Как под горкой».
Тема 3. «Путешествие в сказку или что такое тембр». Беседа о
тембре,

тембровом

слухе.

Особенности

человеческого

голоса

и

музыкальных инструментов (окраска и характер звучания). Понятия:
нежный, ласковый ,злой, волшебный.
Практическая работа:
Восприятие: Чайковский П.И. балет «Щелкунчик» музыкальные
фрагменты: «Рост елки», «Трепак», «Танец феи Драже». Песенки: «Вот
как шла лиса», «Делай как я».
Тема 4. «О звуках гласных и согласных, громких и тихих». Беседа о
гласных звуках (поют, плачут и т.д.) и согласных звуках (шепчут,
кашляют и тараторят). Музыкальные образы и динамические оттенки.
Термины и знаки динамических оттенков. Фонематический слух
(чувствительность к речевым звукам). Музыкальные термины и
обозначения. Название сказок, персонажи в количестве 1-го, 3-х, 7-ми,
особенности их голосов (окраска и характер).
Практическая работа:
Восприятие: Прокофьев С.С., симфоническая сказка «Петя и волк»,
тема «Птички» и «Волка». Р.н. сказка «Репка». Подбор музыкальных
инструментов по тембру к голосам персонажей из сказки. Чайковский
П.И.
«Баба Яга», Сен – Санс К. «Осел», Григ Э. «В пещере горного
короля».
Тема 5. «О звуках высоких и низких». Беседа о звуковысотном
восприятии. Звук «солнышко», «лошадка», «парашютик». Прочтение
песенки по нотам (белые ноты – сверху, черные – снизу). Движение
звуков (вверх, вниз). Песенки на основе полного звукоряда, ритм и его
прочтение, звуковысотность и ручные знаки.
21

Практическая работа:
Пение высоких и низких звуков с ручными знаками (повыше,
пониже). Восприятие: Глинка М.И.» марш Черномора» из оперы «Руслан
и Людмила».
Песенка «Солнца луч», использовать в ней три звука («солнышко»,
«лошадка», «парашютик»).
Составление песенки «Ля - ля- ля» в клеточках музыкального
коврика. Песенка «Вот наш дом», «Светофор», «Елочка», «У ежа иголки
колки», «Ты шагаешь вверх», «Самолет летит, в нем мотор гудит».
Тема 6. «Проверь себя». Повторение и обобщение пройденного
материала. Задания и вопросы по пройденным темам.
Практическая работа:
Персонажи сказок и их характеристика через музыкальные звуки.
Смысловое звучание «А – у», «У – а» и соединение их с подходящими
картинками. «Смешные снеговики» - пение песенки в трех вариантах,
соединие гласных и согласных звуков с долгими и краткими
музыкальными звуками, прохлопывание ритма слов. «Поющие часы» и
их песенки.
«Музыкальные коврики» - исполнение песенки и воспроизведение
ритма (хлопки и шлепки).
Концертная программа «Все о нас и все для нас».
Тема 7. «Зачем звуку время, а также про звуки долгие и краткие».
Беседа о длительности музыкальных шагов. Обозначение длительностей
(восьмые, четверти). Слова и их звучание (коротко, быстро, долго,
протяжно). Понятие «ритм», «пауза». Деление слов на ударные слоги.
Практическая работа:
Соединение

изображения

животных

с

нужными

словами.

Превращение нот (закрашивание) в четверти и восьмые. Восприятие С.С.
Прокофьев «Дождь и радуга». Придумывание слов к ритмам и
прохлопывание. Нахождение среди нарисованных предметов слов из
22

одного, двух, трех слогов. Прочтение ритмического рисунка с паузами.
Восприятие Сен – Санс К. «Аквариум».
Тема 8. «А бывают ли песенки без слов». Беседа о «Детском
альбоме» русского композитора Чайковского П.И. Песни разных
народов.
Практическая работа:
Восприятие музыкальных произведений, запоминание и узнавание
их. Чайковский П.И., «Детский альбом»: «Старинная французская
песенка»,
«Русская песня», «Неаполитанская песня». Выбор танцевальных
мелодий, подбор иллюстраций к ним.
Конкурс семейных творческих проектов.
Тема 9. «О чудесных превращениях». Беседе о музыкальных
ступеньках, выраженных римскими цифрами. Часы, 12 римских цифр.
Практическая работа:
Выбор семи римских цифр из двенадцати для обозначения
музыкальных ступеней, решение примеров римскими цифрами на
запоминание. Пропевание ступеней.
Тема 10. «Где живут ноты?». Беседа о нотном стане и волшебных
нотах. Графическое изображение нот (солнышко, цветки, светофоры,
бусы), имена нот. Порядок счета линеек на нотном стане, окошечки.
Значение ключей в музыке.
Практическая работа:
Рисование нот и музыкальных ключей. Восприятие - Бах С.
«Шутка», определение эмоционально – образного содержания музыки
(«нежная»,
«тревожная», «взволнованная», «веселая», «радостная»).
Тема 11. «Учимся петь». Беседа о песенном и инструментальном
жанрах, их отличительные особенности. Правила певческого дыхания.
Практическая работа:
23

Пение упражнений для приобретения певческих навыков и
музыкальных знаний. Импровизация, сочинение мелодий к заданным
текстам.
Распевание «Сегодня воскресенье», «Зоя с Витей в лес пошли»,
«Зоя с Витей Жучку взяли», «Зоя с Витей к Лене шли», «Что-то Нади не
видать». Песни «Колючка», «Братец Яков», «Березонька», «Моется
цапля»,
«Цыплятки»,

«Пастушья

песня»,

«Чего

хочется

лошадке»,

«Двенадцать поросят», «Капель», «Большой олень», «Про сверчка».
Тема 12. «Уральские сказы Бажова». Беседа об уральском
сказочнике Бажове П.П. Прочтение отрывков из сказок «Серебряное
копытце», «Хозяйка медной горы». Любимые персонажи в сказках.
Практическая работа:
Отгадывание ребуса по сказкам Бажова П.П. Инсценирование
эпизода по сказке Бажова П.П. «Серебряное копытце».
Тема 13. Профессия учитель музыки. Беседа о профессии.
Практическая работа: представление себя в роли учителя,
проведение артикуляционной гимнастики.
Тема 14. «Итоговое занятие». Музыкальный детский спектакль.
Творческий отчет.
1.4. Планируемые результаты
1 год обучения. Стартовый уровень
Предметные:
знание основных вокальных терминов и понятий;
знание строения голосового аппарата;
умение правильно стоять и сидеть при пении (постановка корпуса);
приобретение первоначальных навыков работы с микрофоном;
24

умение петь под фонограмму;
умение правильно дышать: спокойный, без напряжения вдох,
задержание вдоха перед
началом пения (люфт-пауза), выработка равномерного выдоха;
приобретение первоначальных навыков ансамблевого пения;
приобретение слухового осознания чистой интонации;
умение правильно формировать гласные в сочетании с согласными
звуками, четко произносить согласные звуки;
умение петь элементарные вокальные упражнения в медленном темпе
с использованием следующих интервалов: чистая прима, малая и большая
секунды, малая и большая терции, чистая октава.
Личностные:
воспитание

качеств

личности,

необходимых

для

успешного

позиционирования обучающимися себя в коллективе единомышленников и
за его пределами;
формирование первоначального опыта достижения творческого
результата;
освоение

социальных

норм,

правил

поведения

в

различных

социальных группах;
усвоение

правил

индивидуального

безопасного

поведения

в

чрезвычайных ситуациях.
Метапредметные:
развитие начальных навыков анализа и переработки значимой для
деятельности информации;
развитие первоначальных практических вокальных навыков и качеств
личности;
необходимых для дальнейшего самоопределения в предметной
области;
формирование навыка самостоятельного целеполагания;
развитие

умения

соотносить

свои

действия

с

планируемым
25

результатом.

2 год обучения. Стартовый уровень
Предметные:
знание основных вокальных терминов и понятий в соответствии с
содержанием программы;
слуховое осознание чистой интонации;
умение работать с учебной фонограммой «минус»;
умение непринуждённо себя чувствовать на сцене;
приобретение навыка непринуждённого, раскрепощённого пения;
умение петь вокальные упражнения, включающие мажорные и
минорные гаммы, трезвучия;
умение певуче, пластично вести звук, вносить в исполнение элементы
художественного творчества, чувствовать движение мелодии, динамику ее
развития и кульминацию произведения;
умение работать в коллективе;
формирование умения определять и передавать образ в исполнении;
формирование

умения

анализировать

вокальные

произведения,

определять: диапазон, высоту звуков, движение мелодии вверх и вниз.
Личностные:
формирование

способности

сделать

мотивированный

выбор

вокального искусства, как вида своей дальнейшей деятельности, углубление
знаний в предметной области;
формирование устойчивого интереса к певческой деятельности и
первоначального опыта достижения творческого результата;
формирование ответственного отношения к учению на основе
мотивации;
формирование осознанного уважительного отношения к другому
человеку;
26

освоение социальных норм, правил поведения в группах взрослых и
ровесников;
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях.
Метапредметные:
развитие умений самостоятельно действовать, демонстрировать и
воспроизводить материал;
овладение

умением

выбирать

способ

решения,

видеть

и

формулировать проблему творческого поиска (исследования), составлять
план ее решения;
овладение умением выдвигать гипотезу, подбирать информацию,
делать обобщения и выводы;
овладение умением соединять форму и замысел исследования,
формировать результаты в законченный творческий продукт, т. е.
песню.
3 год обучения. Продвинутый уровень
Предметные:
умение работать с профессиональной фонограммой «минус»;
приобретение навыка дыхания, связанного с ощущением опоры;
умение самостоятельно работать с текстом произведения;
умение петь с микрофоном;
умение петь вокальные упражнения, включающие мажорные и
минорные трезвучия,
арпеджио в медленном темпе, мажорные и минорные гаммы в более
быстром темпе, тесситурные скачки.
умение петь вибрато, на субтоне, фруллато, мелизмы и т.д.;
умение петь по нотам (элементарное сольфеджирование);
умение петь выразительно, артистично и интонационно чисто;
овладеть собственной манерой исполнения;
умение петь выразительно, артистично и интонационно чисто.
27

Личностные:
формирование основ российской гражданской идентичности;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях;
формирование бережного отношения к материальным и духовным
ценностям;
формирование уважительного отношения к иному мнению;
Метапредметные:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
учебной деятельности;
освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера;
овладение способностью слушать собеседника и вести диалог;
овладение действиями анализа, сравнения, синтеза, обобщения.

28

Календарный учебный график
Начало учебного года

01 сентября 2023 г.

Окончание учебногогода

31 мая 2024 г.

Продолжительность

36 учебных недель и 6 дней

учебного года
Периодичность текущего

Входной контроль осуществляется в период с 01сентября

контроляуспеваемости и

по 10 сентября.

промежуточной аттестации Текущий контроль осуществляется с 10 сентября по26
обучающихся

декабря, с 10 января по 20 мая.
Промежуточная аттестация осуществляется в период с 27 по
31 декабря (за 1 полугодие), с 21 по
31 мая.

29

Оценочные материалы
Периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся по программе осуществляется
согласно календарного учебного графика.
Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся:
Входная диагностика проводится в форме прослушивание детских
голосов.
Текущий контроль успеваемости проводится после прохождения
каждой

темы

учебного

плана

программы

(контрольные

задания,

музыкальные упражнения, игры, речевые упражнения, пропевание песенок).
Промежуточная

аттестация

осуществляется

педагогом

при

прохождении темы программы.
Итоговый контроль (творческий отчет, концертный номер, показ
музыкальных сказок, фольклорные праздники, день национальной семьи).
Оценочные материалы. Для осуществления текущего контроля и
промежуточной
оценочные

аттестации

материалы,

в

обучающихся
которых

к

программе

конкретизируются

разработаны

формы,

цели,

содержание, методы, текущего контроля и промежуточной аттестации
обучающихся, формируется система оценивания с учетом

специфики

программы, методических особенностей:
-

опросник для проведения входного контроля;

-

экспертные листы;

-

протоколы контрольных занятий;

-

листы наблюдения;

-

карты анализа продуктов деятельности.

Кроме того, контрольно-измерительные материалы предусматривают
не только проведение текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся по программе, но и оценку удовлетворённости
30

качеством дополнительных образовательных услуг.
Форма представления образовательных результатов: Лестница успехов
и достижений обучающегося.

31

Методические материалы
В программе применяются «Музыкально – дидактические игры и
упражнения» Зиминой А.Н., которые помогают развивать музыкальные
способности.
Программа предусматривает использование элементовобразовательных
технологий: игровые технологии, развивающее обучение.
Методы обучения:
-

Наглядно – слуховой метод (звучание произведения в «живом»

исполнении или грамзаписи) всегда сопровождает рассказ о музыке.
Использование наглядных приемов, например, контрастных сопоставлений
различных видов (контраст стилей, контраст внутри жанра, контраст
настроений и.т.д.) облегчает усвоение определенных знаний, придает
обучению проблемный характер.
-

Наглядно - зрительный метод: показ репродукций картин,

иллюстраций игрушек, музыкальных инструментов; использование цветных
карточек

(прием

цвет

–

настроение)

для

определения

характера

произведений и закрепления новых музыкальных терминов в словаре
ребенка; моделирование расположения звуков по высоте и их ритмических
соотношений.
-

Словесный метод применяется при сообщении детям различных

сведений о музыке, при пояснении ее содержания, при овладении
определенными навыками и приемами исполнения.
-

Практический метод (показ приемов исполнения, вариантов

творческих импровизаций и т.д.) облегчает детям усвоение музыкальных
знаний, помогает закрепить их на собственном опыте.
Методы стимулирования музыкальной деятельности:
-

метод эмоционального воздействия – умение педагога выражать

свое отношение к музыкальному произведению образным словом, мимикой,
жестам;

-

создание эффекта удивления;

-

создание ситуации успеха – поощрение ребят даже тогда, когда у

них не все получается).
В музыкально - образовательной деятельности ярко проявляется
взаимосвязь методов обучения.
Музыкально – дидактические игры и пособия, объединяющие
слуховую, зрительную наглядность, слово, а также практические действия
детей, способствует осознанному усвоению и закреплению заданий.
Игровая форма заданий, занимательность помогают без особых
затруднений усвоить многие достаточно сложные музыкальные понятия и
представления (высота, длительность звуков и т.д.)
Средства

обучения:

аудиокассеты

с

музыкальными

записями,

иллюстрации, игрушки, дидактические игры, таблицы с обозначением
ритмов; ТСО - магнитофон; шумовые инструменты (бубны, барабаны, ложки,
погремушки, трещётки, металлофоны); музыкальные инструменты (пианино,
электронное пианино).

2

Список литературы
1. Домогацкая И.Е. Первые уроки музыки: Учебное пособие для
подготовки детских музыкальных школ и школ искусств. – М. ООО
«Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.
2. Зимина А.Н. Инсценирование песен на музыкальных занятиях с
детьми 4 – 7 лет. Практикум для педагогов –М.: Издательский торговый дом
КноРус,издательство «Гном – Пресс», 1998.
3. Зимина А.Н. Музыкально – дидактические игры и упражнения в
малокомплектных ДОУ. Сценарии и нотное приложение. Пособие для
педагогов. – М.: «Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ».«ГНОМ –
ПРЕСС», «Новая школа»,1998.
4. Князева О.А. Приобщение детей к истокам русской народной
культуры: Программа. Учебно – методическое пособие – 2 –е издание
переработано и дополнено – СП6; Детство – РЕСС; - 1998.
5. Кошмина И.В. Музыкальные сказки и игры для дошкольников и
младшего школьного и младшего школьного возраста. – М.: Гуманитарное
издательство центр ВЛАДОС, 2000.
6. Куприна Н.Г. Коммуникативные музыкальные игры в социальном
развитии детей методическое пособие – Екатеринбург, объединение «Дворец
молодежи» 2002.
7. Макшанцева Е.Д. Детские забавы: Книга для воспитателя и
музыкального руководителя детского сада – М.: Просвещение, 1991
8. Макшанцева Е.Д. Скворушка. Сборник музыкально – речевых игр
для дошкольного возраста. – М.: АРКТИ, 1998.
9. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей.
Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль. Академия
развития,1997.
10. Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие
для практических работников дошкольных образовательных учреждений. –
3

М.: АРКТИ, 2000.
11. Петрова В.А. Музыка – малышам - М.: Мозаика – Синтез, 2001.
12. Пушкина С.И. Мы играем и поем. Инсценировка русских
народных игр, песен, хороводов и сценарии праздников для детей младшего и
среднего школьного возраста -М.: Школьная Пресса, 2001.
13. Радынова О.П. Пратикум по методике музыкального воспитания
дошкольников: Учебное пособие для студентов высших и средних
педагогических учебных заведений – М.: Издательский центр
«Академия»,1999.
14. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: Учебник
для студентов высших и средних педагогических учебных заведений – 2-е
издание, стереотип – М: Издательский центр «Академия» 1998.
15. Роот З.Я. Музыкальные сценарии для детского сада./ З.Я. Роот, М.:Айрис – пресс, 2006. – 2- е издание.
Литература для обучающихся
1. Богусевич О.Б. Путешествие в мир импровизации: практ. пособие
для детей сред. и ст. возраста. – М.: Гуманитар. Изд. центр
ВЛАДОС, 2008.
2. Кузыгов Р.Ж. "Основы эстрадного вокала", учебное пособие,
3. Павлодар, 2012г.
4. Гусин, Вайнкоп Хоровой словарь. — М., 1993.
Захарченко В.Г. Кубанская песня. — 1996.
5. Кошмина И.В. Духовная музыка России и Запада. — Т., 2003.
Мировая художественная культура в школе для 8 -11 классов.
6. Старинные и современные романсы. - М., 2003.

4

Нормативные документы:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства

РФ

от

29

мая

2015

г.

№

996-р);

Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022 г. г. № 678-р);
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2019
№ 363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации
«Доступная среда»;
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее –
СанПиН);
5. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”;
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от

23.08.2017

организациями,

г.

№

816

«Об

осуществляющими

утверждении

Порядка

образовательную

применения
деятельность,

электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации

образовательных

программ»;
7.

Приказ

Министерства

просвещения

Российской

Федерации

от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей»;
5

8. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями

по

реализации

общеобразовательных

программ,

адаптированных

дополнительных

способствующих

социально-

психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»)
9. План мероприятий («дорожная карта») по развитию инклюзивного
общего и дополнительного образования, детского отдыха, созданию
специальных условий для обучающихся с инвалидностью, с ограниченными
возможностями здоровья в Свердловской области на долгосрочный период
(до 2030 года) (утвержден Заместителем Губернатора Свердловской области
04.03.2022 г.)
10. Методические

рекомендации

«Разработка

дополнительных

общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях» (утверждены приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от
04.03.2022 г. №219-д;
11. Устав МАУДО «Дворец творчества»;
12. Положение о дополнительных общеразвивающих программах и
порядке их утверждения в МАУДО «Дворец творчества.
Детство – время активного формирования социально- психологических

Приложения 2
Оценочные материалы
Опросник для проведения входного контроля
Дата _____________________________
ФИ ребенка________________________
Возраст __________________________
6

№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Вопрос
Почему выбрал/а это объединение.
Твои увлечения.
Какие песни тебе нравятся.
Перечисли любимые народные и
эстрадные песни.
Что относится к фольклору.
Какие народные праздники тебе
известны.
Какие праздники отмечают в твоей
семье.
Назови известные тебе
музыкальные инструменты.
На каких инструментах играешь
ты.
Назови известные тебе народные
игры.

Ответ

Форма отчёта по результатам проведения
промежуточной аттестации обучающихся
(за …. полугодие …….. у/г)
Ф.И.О. педагога
Название программы
Возраст обучающихся по программе
Срок реализации программы
Количество учебных групп и количество обучающихся
1 год обучения
Кол.
уч. групп

2 год обучения
3 год обучения
4 год обучения
5 год обучения
Кол. Кол.
Кол. Кол.
Кол. Кол.
Кол. Кол.
Кол.
обуч. уч. групп обуч. уч. групп обуч. уч. групп обуч. уч. групп обуч.

Результаты входного контроля ( в период с 01 сентября по 10 сентября
…..года)
Уровни обучения
Максимальный
уровень

1 год
обучения

2 год
обучения

3 год
обучения

4 год
обучения

5 год обучения

7

Средний уровень
Минимальный
уровень

Результаты промежуточной аттестации обучающихся
(1 полугодие 20…-20… у/г)

Уровни обучения
Максимальный
уровень
Средний уровень
Минимальный
уровень

Количество обучающихся, освоивших программу к контрольной точке (май)
1 год
2 год
3 год
4 год
5 год обучения
обучения
обучения
обучения
обучения

Темы проектов, которые разработали и подготовили обучающиеся:

ПРОТОКОЛ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
Название объединения:
Направленность программы: художественная
Ф.И.О. педагога:
Год обучения, группа:
Форма контрольного занятия:
Тема занятия:
Дата занятия:
№ ФИ
обучающе
гося

Уровень усвоения программного материала
Теория
Практика
Максималь Средн Минималь Максималь Средн Минималь
ный
ий
ный
ный
ий
ный

1
2
3
4
5
6
7
8
8

9
1
0
1
1
ИТОГО

0

0

0

0

0

0

9

Нормативно-правовые документы
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022 г. г. № 678-р);
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от

23.08.2017

г.

№

816

«Об

утверждении

Порядка

применения

организациями,
осуществляющими

образовательную

деятельность,

электронного

обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее – Порядок);
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30
сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
10

просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196»;
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями

по

реализации

общеобразовательных

программ,

адаптированных

дополнительных

способствующих

социально-

психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей») (если программа
адаптированная);
13. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года»;
14.

Комплексная

программ

Свердловской

области

"Уральская

инженерная школа" на 2016 - 2020 годы (утверждена Постановлением
Правительства Свердловской области от 2 марта 2016 года N 127-ПП);
15.

Методические

рекомендации

«Разработка

дополнительных

общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях» (утверждены приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от
04.03.2022 г. №219-д;
16.

Требования

общеразвивающим

к

дополнительным

программам

для

общеобразовательным

включения

в

систему

персонифицированного финансирования дополнительного образования детей
11

Свердловской области» (Приложение к приказу ГАНОУ СО Свердловской
области «Дворец молодёжи» от 26.02.2021г. № 136-д);
17.

Требования

общеразвивающим

к

дополнительным

программам

для

общеобразовательным

включения

в

систему

персонифицированного финансирования дополнительного образования детей
Свердловской области» (Приложение к приказу ГАНОУ СО Свердловской
области «Дворец молодёжи» от 26.02.2021г. № 136-д),
18. Устав МАУДО «Дворец творчества»;
19. Положение о дополнительных общеразвивающих программах и
порядке

их

утверждения

в

МАУДО

«Дворец

творчеств»

12

13

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат
Владелец
Действителен

337396642673316130395918289135989875618693781186
Колчанова Елена Николаевна
С 24.01.2024 по 23.01.2025

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».