Конструирование, моделирование и пошив одежды

Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Дворец творчества»
Принята:
Педагогическим советом
протокол № 4 от 30.05.2023 г.

Утверждаю:
Директор МАУДО «Дворец творчества»
_________Е. Н. Колчанова
Приказ № 41/1 от 30.05.2023 г.

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа технической направленности
«Конструирование, моделирование и пошив одежды»
Возраст обучающихся: 7-16 лет
Срок реализации программы – 2 года

Автор, составитель:
Ворошилова Ольга Владимировна,
педагог дополнительного образования,
высшей кв. кат

Красноуфимск
2023 год

1. Основные характеристики
1.1. Пояснительная записка
Направленность программы: техническая.
Актуальность программы. Дополнительная общеразвивающая программа
«Конструирование, моделирование и пошив одежды» (далее - программа)
разработана в соответствии с:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства
РФ
от
29
мая
2015
г.
№
996-р);
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022 г. г. № 678-р);
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2019
№ 363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации
«Доступная среда»;
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
5. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”;
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
7. Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
8. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями
здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных
потребностей»)
9. План мероприятий («дорожная карта») по развитию инклюзивного общего
и дополнительного образования, детского отдыха, созданию специальных
условий для обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями
2

здоровья в Свердловской области на долгосрочный период (до 2030 года)
(утвержден Заместителем Губернатора Свердловской области 04.03.2022 г.)
10.
Комплексной программой Свердловской области "Уральская
инженерная школа" на 2016 - 2020 годы (утверждена Постановлением
Правительства Свердловской области от 2 марта 2016 года N 127-ПП);
11.
Методические
рекомендации «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях» (утверждены приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от
04.03.2022 г. №219-д;
12.
Устав МАУДО «Дворец творчества»;
13.
Положение о дополнительных общеразвивающих программах и
порядке их утверждения в МАУДО «Дворец творчества.
Актуальность: Программа
специально разработана в целях
сопровождения социально-экономического развития муниципалитета по
обозначенному
на уровне городского округа Красноуфимск
муниципальному проекту «Уральская инженерная школа» в 2016 - 2020 г.г.
Программа разработана с учётом потребности населения городского
округа Красноуфимск, направлена на организацию полноценного досуга
обучающихся.
Программа не предполагает конкурсного отбора, рассчитана на
сопровождение всех категорий обучающихся. Программа предусматривает
для обучающихся возможность выбора и построения индивидуальной
образовательной траектории.
Отличительные особенности: Программа разработана на основе
программы Е.Н. Рару и Н.А. Косыгиной «Кружок конструирования и
моделирования одежды». Отличие программы определяется тем, что способы
моделирования, конструирования и технологии изготовления одежды
основываются на современных достижениях производства.
Значимость программы заключается в её практической направленности.
Занятия в творческом объединении по конструированию, моделированию и
пошиву одежды способствуют трудовому, эстетическому воспитанию
обучающихся, расширению их кругозора, становлению интереса к рабочим
профессиям швейного производства и дальнейшей профессиональной
ориентации. В программе учитываются особенности образовательного процесса
в учреждении дополнительного образования (занятия детей по желанию, по
интересу, на добровольных началах, с практической направленностью).
Адресат программы: Возраст обучающихся: 7 - 16 лет. В младшем
школьном возрасте изменяется мышление обучающихся, интересы, мотивы,
потребности динамичны, неустойчивы. Они проявляют готовность овладеть
интересующей областью знаний. Им свойственна ярко выраженная
3

эмоциональность, увлечённость творческой деятельностью, общение со
сверстниками. В среднем и старшем школьном возрасте происходят
необратимые изменения в характере, организме и внешности обучающихся. Они
стремятся выразить свою индивидуальность, хотят быть красивыми и модными,
поэтому появляется желание шить одежду, соответствующую их внутреннему
миру.
Режим занятий: Занятия с каждой учебной группой проводятся по три
часа в неделю. Продолжительность занятия - 45 минут. Продолжительность
перемен – 10 минут для отдыха обучающихся и проветривания учебного
кабинета. Количество обучающихся, одновременно находящихся в учебной
группе составляет 8-12 обучающихся. Группы комплектуются на свободной
основе с учетом возрастных особенностей уровня знаний и мотивации
обучающихся.
Объём программы: 216 часов
Срок освоения программы: Программа рассчитана на 2 года обучения:
1 год обучения – 108 часа;
2 год обучения – 108 часа;
Особенности организации образовательного процесса: Для реализации
программы необходимо швейное оборудование (швейные машины, оверлок).
Перечень форм обучения: индивидуально - групповая
Перечень видов занятий: В основном занятия по программе проходят в
виде учебных занятий, которые состоят из теоретической и практической
работы.
При этом содержание теоретического материала является основой
для практической деятельности: обработки материалов, применения
технологических приёмов, создания моделей одежды.
Теоретическая работа с обучающимися строится на основе кратких бесед
и пояснений по темам программы: об истории обработки одежды, общих
сведениях об одежде, материаловедении, видах ручных работ, машиноведении,
приёмах конструирования и моделирования, обработки поясных и плечевых
изделий и др. На занятиях обучающиеся знакомятся со спецификой профессий
закройщика, швеи. Для того, чтобы интерес к теоретическим знаниям был
устойчивым и глубоким, необходимо развивать его постепенно, излагая теорию
по мере необходимости применения ее на практике.
В процессе изготовления моделей одежды обучающиеся приобретают
технологические навыки, знакомятся с конструкцией различных моделей
одежды. Особенностью программы является ее профессиональная
ориентированность.

4

Обучение по программе способствует включению обучающихся в
техническое творчество, формирует потребность в создании нового, в
воплощении собственного замысла, в самопознании, обогащении
внутреннего
ресурса,
самореализации,
в
профессиональном
самоопределении.
Содержание программы направлено на овладение обучающимися
основами конструирования, моделирования и пошива одежды. 1 год
обучения – мотивационный. Обучение направлено на формирование
отзывчивости, восприимчивости к технологии изготовления одежды,
заинтересованности в изучении современных подходов конструирования,
моделирования одежды.
2 год – поисковый. Обучение направлено на развитие творческой,
продуктивной активности обучающихся, поиск предпочтений в дизайне и
изготовлении одежды.
Планируемый результат: у выпускника сформированы практические
навыки моделирования, конструирования, пошива и декорирования одежды.
Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей
программы: демонстрация одежды и защита творческого проект.
1.2. Цель и задачи дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Цель программы: формирование у обучающихся практических навыков
моделирования, конструирования, декорирования и пошива одежды.
Задачи обучающие:
- формировать знания о способах конструирования, моделирования,
дизайна, декорирования одежды поузловой обработки швейных изделий;
- формировать навыки разработки и изготовления швейных изделий;
- сформировать основные технологические понятия и термины;
- сформировать навыки коллективной, проектной деятельности.
Задачи развивающие:
- развивать творческие способности, критическое мышление;
- развивать умения работы с приспособлениями, техническим
оборудованием при обработке различных материалов.
- мотивировать и стимулировать интерес обучающихся
к изучению
технологии изготовления одежды, творческому поиску;
Задачи воспитательные:
- формировать уважительное отношение к профессиям швейного
производства;
- формировать культуры труда и межличностных отношений;

5

- воспитывать чувства патриотизма, сопричастности к достижениям
российских модельеров.
1.3. Содержание дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы

Учебный (тематический) план
1 год обучения
№
Тема
п/
п
1 Вводное занятие. История
одежды.
2. Общие сведения об одежде.

Количество часов
теория

практика

всего

2

2

4

2

2

4

3.

Материаловедение.

2

2

4

4.

Виды ручных работ.

2

8

10

5.

Машиноведение.

4

6

10

5.1 Устройство швейной машины

2

2

4

5.2 Стачные швы

2

4

6

6

32

38

6.1 Юбка

2

14

16

6.2 Брюки

4

18

22

8

30

38

7.1 Жилет

4

16

20

7.2 Сарафан

4

14

18

10. Итого:

18

90

6.

7.

Обработка поясных изделий

Обработка плечевых изделий

Формы
промежуточной
аттестации
Устный опрос
Тестовые
задания
Анализ
швейных
материалов
Выставка
Выставка,
тестирование

Анализ и
демонстрация
готовых
изделий

Анализ и
демонстрация
готовых
изделий

108

6

2 год обучения
№
п/
п

теория

практика

всего

Формы
промежуточной
аттестации

1

3

4

Устный опрос

2.

Вводное занятие.
Современное производство
одежды.
Швейные материалы.

4

2

6

3.

Ручные работы.

2

4

6

Анализ
швейных
материалов
Выставка

4.

Машиноведение.

2

4

6

Выставка

5.

Декоративные швы.
Аппликация.
Дизайн одежды.

2

6

8

Выставка

2

2

4

Юбка и брюки сложной
конструкции.

6

28

34

Анализ
готовых
изделий
Демонстрация
готовых
изделий

Юбка сложной конструкции.

4

12

16

7.2 Брюки сложной конструкции.

2

16

18

8.

Плечевые изделия с
цельнокроеным рукавом.

2

16

18

9.

Коллективный творческий
проект.

4

18

22

Итого:

25

83

108

1.

6.

7

7.1

Тема

Количество часов

Анализ и
демонстрация
готовых
изделий
Защита
творческого
проекта

Содержание учебного (тематического) плана
1 год обучения
Тема 1. Вводное занятие. История одежды.
Теория: Основные этапы развития исторического костюма:
Костюм
древнего
мира
(Египет,
Греция,
Рим)
Костюм
Византии.
Западноевропейский средневековый костюм (романский, готический
7

периоды). Костюм эпохи Возрождения. Западноевропейский костюм 17, 18,
19 веков. Мода европейского костюма 20 века. Особенности обработки
ткани, отделки.
Практика: Эскиз исторического костюма.
Тема 2. Общие сведения об одежде.
Теория: Ассортимент швейных изделий. Требования к одежде: утилитарные,
гигиенические, эстетические. Основные функции и назначение одежды.
Понятие о качестве одежды.
Практика: Анализ изделий по качеству исполнения.
Тема 3. Материаловедение.
Теория: Классификация текстильных волокон. Общее понятие о пряже и
процессе прядения. Основная и уточная нити в тканях. Полотняное,
саржевое и атласное переплетение. Лицевая и изнаночная стороны в ткани.
Свойства ткани: физико-механические, гигиенические, технологические,
эксплуатационные.
Практика: Определение лицевой и изнаночной сторон ткани. Распознание
волокон и нитей из хлопка, льна, шелка и шерсти. Обработка ткани
натурального происхождения.
Тема 4. Виды ручных работ.
Теория: Особенности организации рабочего места для ручных работ,
влажно-тепловой обработки. Инструменты и приспособления: напёрстки,
ножницы, сантиметровая лента, манекены, лекала, булавки и т.д. Размеры и
назначение инструментов и приспособлений.
Практика: Выполнение ручных стежков. Изготовление игольницы шляпки,
изготовление чехла для мобильного телефона, пошив домашних тапочек.
Тема 5. Машиноведение.
Тема 5.1. Устройство швейной машины
Теория: Виды машин, применяемых в швейной современной
промышленности. Бытовая универсальная машина. Технические
характеристики. Назначение основных узлов универсальной швейной
машины. Виды приводов швейной машины, их устройство, принцип
действия, преимущества и недостатки.
Практика: Намотка ниток на шпульку. Заправка верхней и нижней нити.
Регулировка длины стежка.
Тема 5.2. Стачные швы
Теория: Виды и технология изготовления стачных швов. Операции
влажно-тепловой
обработки:
приутюживание,
разутюживание,
заутюживание...

8

Практика: Выполнение машинных строчек на ткани с различной длиной
стежка. Выполнению прямой и зигзагообразной строчек.
Тема 6. Обработка поясных изделий
Тема 6.1. Юбка
Теория: Теория: Фигура человека. Условные обозначения на чертеже.
Правила раскроя. Поясное изделие. Основные измерения фигуры,
используемые при конструировании юбок. Прибавки на свободное
облегание. Разработка чертежа юбки формы «солнце», «полусолнце», «клёш».
Моделирование юбок с кокеткой.
Практика: Подбор
материала. Расчёт и построение чертежей юбок.
Поузловая обработка швейных изделий. Обработка застежки «молния»,
пояса. Детальная обработка юбки.
Тема 6.2. Брюки
Теория: Измерения фигуры, используемые при конструировании брюк.
Конструирование, моделирование брюк с кокеткой. Условия переноса вытачек
в линии кокеток.
Практика: Перевод выкройки из журнала. Моделирование брюк, юбок с
кокетками, воланами, или складками. Технологическая последовательность
изготовления брюк.
Тема 7. Обработка плечевых изделий
Тема 7.1. Жилет
Теория: Основные и дополнительные измерения, используемые для
конструирования плечевых изделий. Последовательность снятия
измерений. Верхние контурные линии. Линия середины переда и
спинки.
Практика: Подбор материала. Перевод выкройки спинки и полочки
жилета. Моделирование плечевых изделий с различным оформлением
горловины, с рельефами, кокетками несложной конфигурации. Поузловая
обработка жилета, сарафана.
Тема 7.2. Сарафан
Теория: Перевод выкроек из журнала мод. Моделирование кокеток на
спинке и полочке. Различные варианты оформления линии горловины и низа
изделия.
Практика: Подборка материала. Перевод выкройки сарафана из журнала.
Поузловая обработка сарафана.
2 год обучения
Тема 1. Вводное занятие. Современное производство одежды.
9

Теория: Основные рабочие профессии швейного производства.
Организация работы в Ателье. Заведения начального уровня, ведущие
подготовку специалистов по профессиям швейного профиля.
Практика: Экскурсия в профессиональные учебные заведения данного
профиля, ателье. Деловая игра «Ателье мод».
Тема 2. Швейные материалы.
Теория: Краткие сведения об ассортименте тканей: подкладочные и
тиковые ткани, нетканые полотно-клеевые прокладочные и утепляющие
материалы. Трикотажное полотно. Технологические свойства тканей и
материалов: скольжение, сопротивление резанию, осыпаемость нитей,
прорубаемость, раздвигаемость нитей в швах, усадка, способность
формованию
при
влажно-тепловой
обработке.
Сравнительная
характеристика, свойств.
Практика: Определение видов переплетений в тканях, технологических
свойств тканей.
Тема 3. Ручные работы.
Теория: Петельные и специальные стежки для отделочных работ.
Закрепки прямые и фигурные, воздушные петли. Технические условия
на выполнение ручных работ. Терминология ручных работ.
Практика: Закрепление воздушных петель прямых и фигурных.
Тема 4. Машиноведение.
Теория: Назначение, устройство и принцип действия регуляторов
универсальной швейной машины. Регулировка качества машинной
строчки. Подбор игл и нитей в зависимости от вида тканей. Общие
сведения о специальных машинах. Машины автоматического и
полуавтоматического действия. Машины обметочные для изготовления
петель, пришивания пуговиц, для выполнения подшивочных работ и др.
Практика: Подбор игл и нитей в зависимости от вида тканей. Выполнение
петель на машине, образцов швов.
Тема 5. Декоративные швы. Аппликация.
Теория: Виды аппликаций. Материалы используемые дли выполнения
аппликаций. Аппликации с использованием кожи, меха, бархата и других
материалов. Техника выполнения аппликаций из различного сырья.
Особенности обработки края рисунка у осыпающихся и неосыпающихся
тканей. Технические требования к выполнению декоративных швов.
Практика: Изготовление аппликации из ткани с применением
декоративных швов.
Тема 6. Дизайн одежды.

10

Теория : Этапы создания одежды – от эскиза до подиума. Модные тенденции.
Модельеры. История моды и костюма. Пропорции человека. Композиция
костюма, цвет, форма. Иллюзии одежды.
Практика: Разработка эскизов модели одежды в разных техниках (коллаж,
рисунок цветными карандашами) с учетом выбранного материала и
направления. Презентация авторской коллекции моделей одежды.
Тема 7. Юбка и брюки сложной конструкции.
Тема 7.1. Юбка сложной конструкции
Теория: Последовательность и правила снятия измерений. Выбор
прибавок на свободное облегание. Разработка чертежа конструкции
юбки. Особенности конструирования юбок в складку. Юбка с
односторонними и встречными складками. Технология поузлового
изготовления юбки.
Практика: Изготовление юбки в складку
Тема 7.2. Брюки сложной конструкции.
Теория: Разработка
чертежа
конструкции
брюк с использованием
базового лекала. Передняя и задняя половинки брюк. Баланс брюк.
Проверка правильности построения чертежа. Технология поузлового
изготовления брюк.
Практика: Изготовление расклешённых брюк.
Тема 8. Плечевые изделия с цельнокроеным рукавом.
Теория: Особенности конструирования платьев с цельнокроеным рукавом.
Характер оформления линии проймы. Конструирование платья отрезного
по линии талии. Конструирование воротников стойка, стояче-отложной.
Обработка низа рукава с цельнокроеной манжетой: последовательность
выполнения операций, окончательная ВТО. Обработка простого накладного
кармана: форма кармана и его расположение, основные детали кармана,
последовательность выполнения операций, применяемое оборудование,
окончательная отделка. Декоративное оформление изделия. Особенности
работы декораторов.
Практика: Изготовление платья, блузки с цельнокроеным рукавом с
манжетой и съемным воротником. Обработка накладного кармана.
Обработка низа. Декоративная отделка. Влажно-тепловая обработка изделия.
Тема 9. Коллективный творческий проект.
Теория: Тема проекта. План работы над проектом. Особенности и пути сбора
и анализа информации.
Выводы. Оформление проекта. Правила и
особенности публичной защиты.
Практика: Выбор темы, цели и задач будущего проекта. Сбор информации,
документов, фотографий, статей, отзывов, впечатлений и т.д.
Работа в
11

группах, коллективное принятие решений, умение найти компромисс в
процессе творческой работы. Распределение ролей. Воплощение замысла
будущего художественного произведения в подготовительных набросках и
эскизах. Освоение навыков работы в выбранном материале. Пошив изделий.
Оформление работы. Коллективная защита творческого проекта.

1.4. Планируемые результаты обучения
1 год обучения
Предметные результаты:
- обучающиеся владеют способами: работы с базовым лекалом, раскроя
ткани; определения качества одежды, свойств ткани из натуральных и
растительных волокон; поузловой обработки простых моделей юбки, брюк;
- распознают основные узлы универсальной машины, работают на швейной
машине
с
применением
правил
техники
безопасности
с
электрооборудованием и колющими предметами;
- рационально используют знания об истории одежды, функциях одежды,
требованиях, предъявляемых к одежде, об условных обозначениях на
чертеже, особенностях конструирования юбок и брюк, способах их
декорирования.
Метапредметные результаты
- обучающиеся умеют планировать этапы самостоятельной работы над
изделием, достигают поставленной цели работы;
- анализируют исходную информацию, творчески перерабатывают и
разрабатывают эскизы моделей одежды;
- владеют основами защиты готового продукта.
Личностные результаты
- осознают ответственность за последствия собственных действий и
поступков, с уважением относиться к людям труда;
- принимают необходимость бережного отношения к народным традициям
культуры быта;
- владеют основами культуры труда и межличностных отношений.
2 год обучения
Предметные результаты
- обучающиеся владеют приемами: конструирования, моделирования юбки с
кокеткой, платья с цельнокроеным рукавом, рациональной раскладки
деталей во время раскроя ткани; исправления дефектов кроя, декорирования
изделия аппликацией на ткани;
- анализируют, выбирают и применяют на практике разные способы
обработки основных узлов швейного изделия, декорирования модели;
- работают на швейной машине с соблюдением техники безопасного труда;
- рационально применяют на практике знания о дизайне одежды, пропорции
тела человека, технологических свойствах ткани, технических условиях
12

выполнения ручных и машинных работ, операциях влажно-тепловой
обработки;
- владеют терминологией ручных и машинных работ.
Метапредметные результаты
- обучающиеся умеют планировать этапы коллективной творческой работы в
процессе разработки и изготовления коллекции одежды, контролировать
выполнение собственной задачи;
- находят, анализируют информацию, самостоятельно творчески
перерабатывают и разрабатывают модели одежды;
- владеют методами защиты творческого проекта.
Личностные результаты
- осознают значимость профессии, уважительно относятся к профессии
швейного производства;
- понимают и соблюдают культуру труда и межличностных отношений в
процессе коллективной творческой деятельности;
- бережно относятся к национальным традициям и современным
достижениям в области моды и культуры быта.

2. Организационно – педагогические условия
2.1. Календарный график на 2023 – 2024 учебный год.
Начало учебного
года
Окончание учебного
года
Продолжительность
учебного года
Начало занятий
Окончание занятий
Периодичность
текущего контроля
успеваемости и
промежуточной
аттестации
обучающихся
Праздничные
нерабочие дни

01 сентября 2023 г.
31 мая 2024г.
37 учебных недель
08.00 час.
20.00 час.
Входной контроль осуществляется в период с 01
сентября по 10 сентября.
Текущий контроль осуществляется с 10 сентября по
26 декабря, с 10 января по 21 мая.
Промежуточная аттестация осуществляется в период
с 25 по 31 декабря (за 1 полугодие), с 22 по 31 мая.

13

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение. Учебный кабинет площадью
36 м2, оборудованный швейными машинами (9 шт) и оверлоком (1 машина).
Учебные парты в количестве 10 шт, раскроечный стол – 1 шт., стулья – 20
шт. Интерактивная доска.
Оборудование: раскроечный стол, швейные машины, оверлок, манекен,
утюги, гладильные доски, доска ученическая, компьютер, принтер.
Инструменты: портняжные ножницы, лекала, линейки, резец, иглы,
сантиметровая лента, наперстки, булавки.
Материалы: тесьма, ткань, нитки, мелки, клей.
Раздаточный материал: журналы мод, инструктивно-технологические
карты, выкройки.
Наглядные пособия:
•

образцы готовых швейных изделий;

•

коллекция образцов ткани и декоративных материалов;

•

образцы обработки деталей и узлов швейных изделий;

•

чертежи конструкций плечевых изделий;

•

чертежи конструкций поясных изделий;

•

альбом по моделированию;

•

альбом по технологии с графическими схемами обработки узлов и

деталей швейных изделий.
Инструкции:
•

Правила техники безопасности

•

Правила пожарной безопасности

•

Правила электробезопасности

•

Правила дорожного движения
Информационное обеспечение. Информационные стенды – 2 шт.

14

Кадровое обеспечение. Педагог дополнительного образования высшей
категории – Ворошилова Ольга Владимировна
Методические материалы: Методические пособия, используемые для
организации и проведения занятия: В. Брун, М. Тильке «История костюма»,
М.Г.Рабинович «Древняя одежда народов Восточной Европы»,

В.П.

Монастырская «Учись шить», Л.П.Шершнёва «Конструирование женского
лёгкого платья»,Ф.М.Пармон «Композиция костюма». При проведении
занятий педагогом используется дифференцированный подход в обучении с
учетом возрастных особенностей обучающихся, творческих способностей,
сформированных трудовых навыков и интересов.
При

проведении

занятий

педагогом

используется

дифференцированный подход в обучении с учетом возрастных особенностей
обучающихся, творческих способностей, сформированных трудовых навыков
и интересов.
Принципы обучения: вариативности, адаптивности, преемственности,
природосообразности.

практической

направленности,

интегративности,

наглядности и доступности.
Методы обучения:
1.

Словесные (беседы, объяснение, рассказ).

2.

Наглядные (показ готовых изделий, таблиц, иллюстраций).

3.

Репродуктивные (выполнение по образцу).

4.

Частично-поисковые

(выполнение

заданий

творческого

характера).
5.

Проблемные.

Программа предусматривает использование элементов следующих
образовательных технологий:
•

метод проектов;

•

проблемное обучение;

•

педагогика сотрудничества.

Программой предусмотрены виды деятельности обучающихся: работа
15

с

информационными

конструирование

и

источниками,
моделирование

разработка
с

использованием

программ, декоративное оформление одежды,
примерка.

Важно

творческого

вовлечь обучающихся

проекта,

компьютерных

демонстрация, пошив,

в новое сотрудничество,

имитирующее профессиональную деятельность, в связи с этим наиболее
эффективны такие формы обучения, как практическая работа, игра, конкурс,
выставка, экскурсии, деловые игры, дефиле.
Занятия предполагают использование фронтальных, индивидуальных
и групповых форм обучения.
2.3. Формы аттестации и оценочные материалы
Фонд оценочных средств Периодичность и порядок текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по программе
осуществляется согласно календарного учебного графика. Формы текущего
контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся:
Входная диагностика проводится в форме опроса с целью выявления
стартовых возможностей обучающихся, мотивов выбора творческого
объединения (оценочный материал - опросник).
Текущий контроль успеваемости проводится после изучения каждой темы
учебного плана программы (викторина, демонстрация готовых изделий,
анализ готовых изделий).
Промежуточная аттестация проводится по итогам 1 полугодия.
Итоговая аттестация обучающихся проводится по окончании
обучения. Для осуществления текущего контроля, промежуточной и
итоговой аттестации обучающихся к программе разработаны оценочные
материалы, в которых конкретизируются формы, цели, содержание, методы,
текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся, формируется
система оценивания с учетом специфики программы, методических
особенностей:
- опросник для проведения входной диагностики;
- экспертные листы;
16

- протоколы контрольных занятий;
- лист наблюдения;
- карты анализа продуктов деятельности.
Формы промежуточной аттестации обучающихся (выставка, анализ
продуктов деятельности, демонстрация одежды).
Формы итоговой аттестации - защита творческих проектов.
Оценке подвергаются:
- самостоятельность и оригинальность замысла;
- степень точности и аккуратности в выполнении работы;
- владение инструментами, оборудованием и технологиями обработки
материалов;
-соответствие ткани выбранной модели;
-соблюдение правил техники безопасности
Формы отслеживания и фиксации результатов - Дневник учёта и оценки
личностных результатов и достижений обучающегося объединения.

Список литературы для педагогов.
1. Беляева-Экземплярская С.Н. Моделирование по законам зрительного
восприятия. – Репринтное изд. – М.: Академия моды, 1996. – 117 с.;
2. Брун В., Тильке М. История костюма. — М., Эксмо, 1995.
3. Конструирование женской одежды по европейским методикам /
Тухбатулина Л.М., Сафина Л.А., Хамматова В.В. – Ростов н/Д: Феникс,
2009. – 236.: ил. – (Высшее образование);
4. Корфиати, А. Энциклопедия кройки и шитья. От раскроя до отделки / А.
Корфиати. - М.: Владис, 2014. - 544 c.
5. Кулагина И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17
лет): Учебное пособие. — М.: Изд-во РОУ, 2006.
6. Пармон Ф.М. Композиция костюма. — М., «Легпромбытиздат», 1995.
7. Шершнёва Л.П. «Конструирование женского лёгкого платья» Легпромбытиздат,
1991 год.
8. Шилкова, Е. А. Сумочки / Е.А. Шилкова. - М.: Рипол Классик, 2012. 332 c.
17

9. Штиглер, Маргарета Платья и блузки. Конструирование / Маргарета
Штиглер. - М.: Эдипресс-конлига, 2014. - 256 c.

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Список литературы для обучающихся
Берти Д.В., Риколфи Р. Лоскутное шитьё. – Пер. с итал. ООО «Мир
книги». – М.: Мир книги, 2002. – 80с., ил.;
Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках. - М.: Легпромбытиздат,
1993. – 192 с.: ил.
Егорова Р. И., Монастырная В.П. Учись шить: Кн. для учащихся сред.
шк. возраста. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1989. - 160 с.,8 л. ил.: ил.;
Корфиати А. Энциклопедия кройки и шитья. От раскроя до отделки;
Владис - М., 2016. - 164 c.
Фоломьева, Е. Лоскутное шитье / Е. Фоломьева. - М.: Владис, Рипол
Классик, 2012. - 152 c.
Черил Оуэн Лоскутное шитье для начинающих; АСТ - М., 2010. - 852 c.

Нормативные документы:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства
РФ
от
29
мая
2015
г.
№
996-р);
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022 г. г. № 678-р);
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2019
№ 363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации
«Доступная среда»;
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
5. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”;
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
7. Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
18

систем дополнительного образования детей»;
8. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями
здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных
потребностей»)
9. План мероприятий («дорожная карта») по развитию инклюзивного общего
и дополнительного образования, детского отдыха, созданию специальных
условий для обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями
здоровья в Свердловской области на долгосрочный период (до 2030 года)
(утвержден Заместителем Губернатора Свердловской области 04.03.2022 г.)
10.Комплексной программой Свердловской области "Уральская инженерная
школа" на 2016 - 2020 годы (утверждена Постановлением Правительства
Свердловской области от 2 марта 2016 года N 127-ПП);
11.Методические
рекомендации
«Разработка
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях» (утверждены приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от
04.03.2022 г. №219-д;
12.Устав МАУДО «Дворец творчества»;
13.Положение о дополнительных общеразвивающих программах и порядке
их утверждения в МАУДО «Дворец творчества.

19

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».