Детский музыкальный фольклор

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00DBF90FCF4B65C92EAD606E3807A61728
Владелец: КОЛЧАНОВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА
Действителен: с 12.12.2022 до 06.03.2024

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Детский музыкальный фольклор»
Возраст обучающихся: 6 – 11 лет
Срок реализации программы – 1 год

Составитель программы:
Кустова Татьяна Васильевна,
педагог дополнительного
образования

Красноуфимск
2023

Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования
1.1.

Пояснительная записка

Направленность программы: художественная.
Актуальность программы. Дополнительная общеразвивающая программа
«Детский музыкальный фольклор» (далее программа) разработана в
соответствии с документами:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации
от
31.03.2022 г. г. № 678-р);
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
6. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 ―Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам‖;
7.
Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей» с изменениями от 01.11.2021 № 934д;
8. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года».
9.
Методические
рекомендации
«Разработка
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях» (утверждены приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от
04.03.2022 г. №219-д;
10.Муниципаьная программа Городского округа Красноуфимск «Развитие
системы образования в городском округе Красноуфимск до 2028 года»
(Постановление администрации ГО Красноуфимск № 1243 от 27.12.2022г.»
11. Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам для включения в систему персонифицированного финансирования
дополнительного образования детей Свердловской области» (Приложение к
приказу ГАНОУ СО Свердловской области «Дворец молодѐжи» от 26.02.2021г.
№ 136-д);
12. Устав МАУДО «Дворец творчества»;
13. Положение о дополнительных общеразвивающих программах и порядке их
утверждения в МАУДО «Дворец творчества»

Неисчерпаемыми возможностями воспитания в детях духовности,
нравственности, творческих способностей, эмоциональной культуры,
приобщения детей к традициям своего народа, освоения великой
музыкальной культуры и развития в себе таланта обладают занятия детским
музыкальным фольклором. Знакомство с традициями и историей развития
русской культуры, ансамблевое исполнительство на народных инструментах,
создание детьми инструментальных композиций, танцевальных миниатюр
для народных инструментов, поиск новых красок и их сочетаний в звучании
инструментов во время активного музицирования – все эти виды
деятельности определяют творческий, познавательный и увлекательный
характер процесса музыкального развития детей, обуславливают его
результативность. Приобщение обучающихся к народным традициям
способствует формированию национального самосознания, толерантного
отношения к культуре других национальностей, укреплению отношений
между поколениями — детьми и родителями, обучающимися и педагогами,
сохраняя тем самым условия исторической преемственности.
В настоящее время занятия детским музыкальным фольклором лишь
частично осуществляются в учреждениях культуры и крайне недостаточное
внимание им уделяется в общеобразовательных учреждениях.
Современная ситуация в условиях малого города, где большая часть
проживающего населения – это люди русской национальности,
характеризуется проблемой развития и поддержки русских традиций, игры
на русских народных шумовых инструментах, и, конечно, русской народной
песни.
Отличительные особенности программы состоят в тщательно
подобранной структуре предлагаемого материала, доступного в освоении для
обучающихся 6-11 лет; который преподносится по традиционной народной
схеме – «повторяй за мной». Стоит заметить, что музыкальный материал
максимально окультурен, сделан понятней для современного детского
восприятия (используется сопровождение фортепиано или синтезатора, что
предпочтительней).
Адресат программы. Программа предназначена для обучающихся 6-11
лет.
Детский фольклор можно рассматривать как уникальное средство

социального воспитания ребенка, поскольку фольклор учитывает возрастные
психофизиологические особенности ребенка, его интересы и творческие
возможности. Младший школьный возраст – время активного формирования
социально-психологических основ личности, приобщения к человеческой
культуре, воспроизводства социального опыта. Усвоение ребенком норм
общения, овладение навыками индивидуальной и коллективной работы,
умение принимать и любить себя, доброжелательно относится к
окружающему миру – факторы, определяющие его дальнейшую судьбу,
возможность в будущем чувствовать себя успешным и достойным членом
общества, полнее реализовать себя.
Набор обучающихся проводится на основе входной диагностики.
В объединение принимаются дети, имеющие склонности и интерес к
музыкальному фольклору.
Число обучающихся, одновременно находящихся в учебной группе
составляет от 8 до 15 человек.
Режим занятий. Занятия проводятся по 2 часа 2 раза в неделю,
продолжительность перемен – 10 минут для отдыха обучающихся и
проветривания помещений.
Объѐм программы: 144 часа.
Срок освоения (продолжительность) программы: 1 год.
Формы реализации программы: традиционная, очная. Уровень
программы – ознакомительный. Образовательный процесс осуществляется в
основном через работу с учебными группами. Такая форма, безусловно,
создает лучшую мотивацию, чем индивидуальная. Групповая форма
активизирует даже слабо мотивированных детей. У обучающихся возникает
установка на соревнование, желание быть наравне с другими. При
разучивании новых произведений, подготовке к открытым урокам, к
концертам, творческим отчетам, конкурсам возможна работа, как со всем
составом объединения, так и с подгруппами, и индивидуально.
Перечень форм обучения. Коллективные – игра на шумовых
инструментах, народная хореография, игра. Групповые – ансамблевое пение
и игра на шумовых инструментах, народная хореография.
Виды занятий. Основная форма – учебное занятие. Кроме того,
используются такие формы, как занятие-экскурсия, занятие-путешествие,
занятие-викторина, занятие-концерт.
Теоретическая подготовка обучающихся предусматривает беседы об
истоках фольклора и отдельных его видах, народных традициях и
праздниках, а так же правилах поведения и техники безопасности;
знакомство с основами постановки сценического номера, концерта.
Практическая подготовка предусматривает игру на народных
музыкальных инструментах, пение народных песен с элементами народной
хореографии, участие в народных праздниках, концертах, в поисковой,

проектной деятельности; репетиционную и концертную деятельность.
Перечень подведения форм подведения итогов реализации
общеразвивающей программы. Отчетный концерт является основной формой
подведения итогов реализации ДОП. Отчетный концерт играет важную роль,
в этот короткий период времени показывается вся кропотливая работа,
которая была проведена обучающимся и педагогом в течение года. Зрители и
родители обучающихся оценивают технические и художественные
возможности, психологическую подготовленность исполнителей.
1.2. Цель и задачи дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Цель программы: Развитие музыкальных и художественно –
творческих способностей детей через освоение и изучение традиций
русского народного музыкального фольклора.
Задачи программы.
Образовательные:
 формировать представление об истории музыкального фольклора и
музыкальном культурном наследии своего народа;
 формировать элементарные навыки игры на русских народных
музыкальных инструментах;
 знакомить детей с музыкальными средствами русского народного
фольклора, их применением, выразительными возможностями
исполнения;
Развивающие:
 развивать
коммуникативные, языковые, интеллектуальные и
художественные способности в процессе музыкально-игровой
деятельности;
 развивать художественно-творческие способности, художественный
вкус, творческое воображение, эстетический вкус;
 развивать музыкально-творческие способности обучающихся (чувство
ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления);
 формировать элементарные навыки сценического поведения;
Воспитательные:
 воспитывать
любовь,
уважение к
родному краю,
культуре и традициям, формировать толерантное отношения к
культуре других народов;
 воспитывать
уверенность в себе, формировать адекватную
самооценку;
 формировать коммуникативные навыки культуры общения со
сверстниками.

Содержание дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы

1.3.

Учебный план
Общее
количество
часов
2

В том числе
Теория Практика

Формы контроля

2

-

4

2

2

26

8

18

Народные музыкальные 52
инструменты

17

35

5.

Народные праздники

18

4

14

6.

Народная хореография

22

5

17

7.

Народные игры
ИТОГО:

20
144

5
43

15
101

Входная
диагностика
Анализ творческой
работы.
Викторина
Прослушивание.
Викторина. Анализ
творческой работы
Кроссворд.
Наблюдение.
Анализ творческой
работы.
Викторина.
Устный
опрос.
Педагогическое
наблюдение.
Наблюдение.
Анализ творческой
работы. Викторина
Наблюдение,
оценка
сценической
выдержки.
Отчетный концерт.

№
п/п

Тема

1.

Вводное занятие

2.

Устное
творчество

3.

Народная песня

4.

народное

Учебный (тематический) план
Общее
количество
часов
2

В том числе
Теория Практика

Формы контроля

2

-

4

2

2

Сказки,
пословицы, 2
поговорки, загадки
Частушки
2
Народная песня
26

1

1

1
8

1
18

4

1

3

4

1

3

2

1

1

2

1

1

3.5.

Считалки, дразнилки,
заклички, припевки
Песня – основной жанр
русской
народной
музыки
Жанры
русской
народной песни
Календарно-обрядовые
песни.
Колыбельные песни.

Входная
диагностика
Анализ творческой
работы.
Викторина
Анализ творческой
работы
Опрос.
Прослушивание.
Викторина. Анализ
творческой работы
Прослушивание

4

1

3

3.6.

Лирические песни.

4

1

3

3.7.

Шуточные и плясовые
песни
Песни Уральского края.
Народные
музыкальные
инструменты

2

1

1

4
52

1
17

3
35

1

1

1

1

1

1

№
п/п

Тема

1.

Вводное занятие

2.

Устное
творчество

2.1
2.2
3.

3.1.
3.2.

3.3.
3.4.

3.8.
4.

4.1
4.2

4.3

народное

Народные музыкальные 2
инструменты
Посещение
выставки 2
народных инструментов
и костюмов
Знакомство с
2
расписными ложками.
Беседа о хохломской
росписи.

Фронтальный
опрос.
Прослушивание
Викторина
Фронтальный
опрос.
Фронтальный
опрос.
Прослушивание
Фронтальный
опрос.
Прослушивание
Анализ творческой
работы
Опрос
Кроссворд.
Наблюдение.
Анализ творческой
работы.
Кроссворд
Письменный отзыв
о посещении
выставки
Фронтальный
опрос

Постановка
аппарата
рук для игры на ложках,
изучение простейших
элементов игры на
ложках
Освоение техники игры
на
2-х
ложках:
«Маятник»,
«Мячики», «Трещотка»
Приемы
игры:
«Плечики»
«Коленочки», «Четыре»
Приемы игры: «Дуга»,
«Глиссандо»,
«Линеечка»
Постановка
концертного номера с
изученными
элементами
Приемы
игры:
«Радуга», «Квадрат»
Приемы
игры:
«Солнышко», «Круг»
Приемы
игры:
«Локоток»,
«Головоломка»
Постановка
концертного номера с
изученными
элементами
Приемы
игры:
«Качели», «Шахматы»
Приемы
игры:
«Капельки», «Наклон»,
«Улыбка»
Игра на трѐх ложках
Концертный номер «На
завалинке»
Народные праздники

4

1

3

Педагогическое
наблюдение

6

1

5

Наблюдение

4

1

3

Анализ творческой
работы

2

1

1

Наблюдение

4

1

3

Контрольное
занятие

2

1

1

2

1

1

2

1

1

Анализ творческой
работы
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

4

1

3

Педагогическое
наблюдение

2

1

1

2

1

1

Анализ творческой
работы
Наблюдение

6
6

1
2

5
4

18

4

14

5.1
5.2

Времена года
Праздники: Рождество,
Масленица

4
4

1
1

3
3

Наблюдение
Анализ творческой
работы
Викторина.
Устный
опрос.
Педагогическое
наблюдение.
Опрос
Устный опрос

5.3

Пасха, Троица

4

1

3

Тест

4.4

4.5

4.6

4.7

4.8

4.9
4.10
4.11

4.12

4.13
4.14

4.15
4.16
5.

5.4

Концертный
«Валенки»

номер 6

6.

Народная хореография

6.1
6.2

1

5

Анализ творческой
работы

22

5

17

Народные танцы

4

1

3

Наблюдение.
Викторина
Наблюдение,
оценка
сценической
выдержки.
Творческий тест.
Викторина

Своеобразие
танцевального рисунка.
Народные
танцевальные жанры
Уральский танец

4

1

3

Наблюдение

4

1

3

4

1

3

Анализ творческой
работы
Творческий тест

6.5

Инструментальнохореографическая
композиция

6

1

5

7.

Народные игры

20

5

15

7.1

Игровой фольклор

4

1

3

7.2

Игры народов Урала

4

1

3

7.3

Праздник русских
народных игр
Подготовка
отчетному концерту

2

1

1

к 8

2

6

6.3
6.4

7.4

7.5

Отчетный концерт

2

ИТОГО:

144

2
43

101

Наблюдение,
оценка
сценической
выдержки
Срез знаний, игра.
Отчетный концерт.
Устный
опрос.
Контрольный срез
знаний
Контрольный срез
знаний
Устный опрос
Анализ творческой
работы
Оценка
сценической
выдержки,
наблюдение
Анализ творческой
работы

Содержание учебного (тематического) плана
Тема 1. Вводное занятие. Экскурсия по Дворцу. Правила поведения во
Дворце. Введение в программу. Правила техники безопасности на занятиях в
объединении.
Тема 2. Устное народное творчество. Сказки, пословицы, поговорки,
загадки, частушки, их тематика, стилевые и интонационные различия.
Практическая часть.
Упражнения на развитие дикции, музыкальные коммуникативные
игры.
Тема 3. Народная песня. Детский музыкальный фольклор: считалки,
дразнилки, заклички, припевки, их стилевые и интонационные различия.
Песни - основной жанр русской народной музыки. Жанры русской
народной песни. Календарно-обрядовые песни. Колыбельные песни.
Лирические песни. Шуточные и плясовые песни. Песни Уральского края.
Манера народного пения. Техника исполнительства народных песен.
Практическая часть.
Упражнения на отработку вокального дыхания, развитие вокального
голоса, манеры народного пения. Пение без сопровождения несложных
мелодий в унисон. Исполнение русских народных песен. Концертная
деятельность.
Тема 4. Народные музыкальные инструменты. Народные музыкальные
инструменты, их функциональные, стилевые и интонационные различия.
Основы проектирования концертной программы.
Практическая часть.
Изучение приемов игры на ложках (на двух- 1 комплекс и на трѐх – 2
комплекс). «Маятник», «Коленочки», «Линеечка», «Солнышко» и др.
Трещѐтки, бубенцы, коробочка, свистульки, рожок и приемы игры на них.
Сбор музыкального материала родного края.
Тема 5. Народные праздники. Народные праздники (зимние, весенние и
летние календарные обычаи и обряды). Времена года и народный календарь.
Праздники: Рождество, Масленица, Пасха, Троица. Основы постановки
сценического номера. Беседа о правилах поведения и техники безопасности
на экскурсии. Экскурсия в МУ «Краеведческий музей» на выставку
декоративно-прикладного творчества.
Практическая часть.
Разучивание праздничных песен, закличек. Частушки. Игры на
отработку навыка сценической выдержки. Разработка и постановка номера "
Масленица". Концертная деятельность (Масленица).
Тема 6. Народная хореография. Элементы народных танцев (ручеек,
спираль, воротики). Манера поведения в танце: ритм шага, пластика рук,
своеобразие рисунка. Знакомство с народными танцевальными жанрами
(кадриль, хоровод, пляска, парный танец). Уральский танец.
Практическая часть.

Упражнения на отработку народных танцевальных движений (ручеек,
спираль, воротики). Посещение выставки уральского народного костюма.
Разучивание танцев с игровыми элементами.
Тема 7. Народные игры. Виды игрового фольклора (лапта, городки,
прятки, жмурки и др.). Игры народов Урала.
Практическая часть.
Разучивание игр народов Урала: «Вьюги», «Кошки-мышки» и др. Сбор
и обработка игр родного края. Разработка проекта концертно-игровой
программы. Презентация концертно-игровой программы. Отработка навыка
игры в музыкальном коллективе.
Тема 8. Итоговое занятие. Отчѐтный концерт.

1.4. Планируемые результаты


















Предметные результаты:
имеет представление об истории музыкального фольклора и
музыкальном культурном наследии своего народа;
владеет элементарными навыками игры на русских народных
музыкальных инструментах;
знает музыкальные средства русского народного фольклора, их
применение, выразительные возможности исполнения;
сформированы начальные вокальные навыки;
правильно пользуется певческим дыханием;
поѐт без сопровождения несложные мелодии в унисон;
активно использует артикуляцию, контролирует интонацию;
Метапредметные результаты:
проявляет коммуникативные, языковые, интеллектуальные и
художественные способности в процессе музыкально-игровой
деятельности;
проявляет художественно-творческие способности, художественный
вкус, творческое воображение, эстетический вкус;
проявляет музыкально-творческие способности обучающихся (чувство
ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления);
сформированы элементарные навыки сценического поведения;
сформированы первоначальные навыки сценической культуры;
сформированы
первоначальные
навыки
исполнительской
и
слушательской культуры;
Личностные результаты:
проявляет любовь, уважение к родному краю, культуре и традициям,
формировать толерантное отношения к культуре других народов;
проявляет уверенность в себе, адекватную самооценку;



сформированы коммуникативные навыки культуры общения со
сверстниками.
2. Организационно – педагогические условия
2.1. Календарный график
Календарный учебный график на 2023 – 2024 уч.год

Начало учебного года
Окончание учебного
года
Продолжительность
учебного года
Начало занятий
Окончание занятий
Периодичность
контроля
успеваемости
обучающихся
Праздничные
нерабочие дни

01 сентября 2023 г.
31 мая 2024г.
36 учебных недель
08.00
20.00
Входной контроль осуществляется в период с 01
сентября по 10 сентября.
Промежуточная аттестация осуществляется в
период с 21 по 31 декабря (за 1 полугодие).
Итоговая аттестация осуществляется в период с23 –
31 мая.
04.11.2023 г., с 01 по 08.01.2024 г., 23.02.2024 г.,
08.03.2024 г., 01.05.2024 г., 09.05.2024 г., 10.05.2024
г.

2.2. Условия реализации программы
Для организации образовательного процесса используется специально
оборудованный учебный кабинет.
Материально-техническое обеспечение:
- мультимедийная техника (проектор, компьютер, экран);
-учебно-наглядные пособия (таблицы, картинки, иллюстрации
музыкальных инструментов, ритмические схемы);
- музыкальные инструменты (фортепиано, ложки, трещотки, бубенцы,
коробочки и др.);
- звукоусиливающая аппаратура (акустическая система, микшерный
пульт, мониторы, микрофон);
Информационное обеспечение:
- записи аудио, формат CD, MP3;
- видеозаписи выступлений народных ансамблей;
- компьютерные презентации по темам программы.

Кадровое обеспечение. Требования к образованию педагога,
реализующего программу: среднее профессиональное (педагогическое)
образование, высшее профессиональное (педагогическое) образование.
Прохождение курсов повышения квалификации по данному направлению
деятельности.
Методические материалы. Методические пособия, используемые для
организации и проведения занятий: Сунегиной Т.Г. Детский музыкальный
фольклор – Екатеринбург, "Дворец молодѐжи", 2003г., Музыковой Н.И.
Программа «Фольклор Урала» для учащихся 1-3 классов - Центр «Учебная
книга», 2003 г., Петуховой Т.А. Программа дополнительного образования
кружка «Ложкари».
Методы обучения:
-наглядные:
показ,
наблюдение,
демонстрация,
контрастные
сопоставления, эмоциональная драматургия, уподобление характеру
звучания музыки;
- словесные: беседа, рассказ, проговаривание, метод эмоционального
воздействия, метод размышления;
- репродуктивные: исполнение по образцу;
-практические: музыкальные коммуникативные игры, импровизация,
имитация, театрализация, презентация, выступление;
- частично-поисковые: выполнение творческих заданий.
Инструкции:
- правила по технике безопасности;
- правила пожарной безопасности;
- правила электробезопасности;
- правила дорожного движения.
2.3. Формы аттестации и оценочные материалы
Периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся по программе осуществляется
педагогом самостоятельно в соответствии с календарным учебным
графиком.
Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся:
входная диагностика проводится в форме опроса и прослушивания
(исполнение фрагмента песни, когда учитывается чувство ритма,
музыкальный слух и вокальные данные или игра на музыкальных
инструментах по одному (оценочный материал – опросник, экспертный
лист).
текущий контроль успеваемости проводится после прохождения
каждой темы учебного плана программы.
Методы контроля:
- вокально-хоровая работа (оценочный материал – карта анализа);

- срез теоретических знаний по основным темам программы
(оценочный материал – экспертный лист);
- контрольное задание (оценочный материал – экспертный лист);
- участие в концертной программе (оценочный материал – экспертный
лист участника).
Промежуточная аттестация проводится по итогам 1 полугодия и по
окончании учебного года обучения.
Формы промежуточной аттестации обучающихся – игра на
музыкальных инструментах, хоровая работа (проводится по окончании 1
полугодия учебного года), отчѐтный концерт (проводится по окончании
учебного года).
Форма представления образовательных результатов: дневник учѐта и
оценки личностных достижений обучающегося объединения.
Для осуществления текущего контроля успеваемости
и
промежуточной аттестации обучающихся к программе разработаны
оценочные материалы, в которых конкретизируются формы, цели,
содержание, методы, текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся, формируется система оценивания с учетом
специфики программы, методических особенностей:
- опросник для проведения входного контроля;
- экспертные листы;
- протоколы контрольных занятий;
- карты анализа.
Кроме того, контрольно-измерительные материалы предусматривают
не только проведение текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся, но и оценку удовлетворѐнности качеством
дополнительных образовательных услуг.
Формы протоколов и опросника в Приложении 2.

3. Список литературы
Нормативные документы
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г.
г. № 678-р);
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
6. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 ―Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам‖;
7.
Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей» с изменениями от 01.11.2021 № 934-д;
8. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования
на территории Свердловской области на период до 2035 года».
9.
Методические
рекомендации
«Разработка
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
в
образовательных
организациях» (утверждены приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 04.03.2022
г. №219-д;
10.Муниципаьная программа Городского округа Красноуфимск «Развитие
системы образования в городском округе Красноуфимск до 2028 года»
(Постановление администрации ГО Красноуфимск № 1243 от 27.12.2022г.»
11. Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам для включения в систему персонифицированного финансирования
дополнительного образования детей Свердловской области» (Приложение к приказу
ГАНОУ СО Свердловской области «Дворец молодѐжи» от 26.02.2021г. № 136-д);
12. Устав МАУДО «Дворец творчества»;
13. Положение о дополнительных общеразвивающих программах и порядке их
утверждения в МАУДО «Дворец творчества»
Для педагога:
1.
Белибихина Н.А., Королева Л.А. Организация дополнительного
образования в школе: планирование, программы, разработки занятий. –
Волгоград: Учитель 2009
2.
Калужникова Т.И., Кесарева М.А. Песни старого Урала. -

Екатеринбург, 2001.
3.
Крупина Н.Г. Коммуникативные музыкальные игры в
социальном развитии детей. – Екатеринбург, объединение "Дворец
молодежи", 2002
4.
Музыкова Н.И и Музыков И.И. Программа «Фольклор Урала»
для учащихся 1-3 классов - Центр «Учебная книга», 2003 г.
5.
Сунегина Т.Г. Детский музыкальный фольклор – Екатеринбург,
"Дворец молодѐжи", 2003г.
6.
Шумик В.Я. Безопасность при проведении культурно-массовых
мероприятий с учащимися: справочно-информационные материалы. –
Волгоград: Учитель,2009.

Для обучающихся и родителей:
1. Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и
ритуалы. М.: Флинта, 2001. – 215 с.
2. Капшук О.Н. Русские праздники и обряды / Ростов н/Д: Феникс,
2008. – 378 с.
3. Ланетина Л.А. Книжки для Ульянушки. – Вологда: ВОНМЦК и ПК,
2009. – 8 с.
4. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Весенние праздники,
игры и забавы для детей. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 144 с.
5. Протасова Т.Н. На-ко, дитятко, поиграйся. Добрая, весѐлая, ситцевая
игрушка: методическое пособие по традиционной игрушке. – Вологда:
ВОНМЦК и ПК, 2009. – 25 с.
6. Святочные игрища Белозерья (Колядки. Подблюдные песни) /Сост.
Алексеева М.В., Парадовская И.В. – Вологда: ОНМЦ народного творчества,
2000. – 45 с.
7. Тульцева Л.А. Рязанский месяцеслов // Рязанский этнографический
вестник. – Рязань: Рязанский областной научно-методический центр
народного творчества, 2001. – 284 с.
8. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. – М.:
Метафора, 2004. 260 с.

Приложения
Приложение 1
Оценочные материалы
Опросник для проведения входного контроля
Дата
ФИ ребенка
Возраст
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Вопрос
Почему выбрал/а это объединение.
Твои увлечения.
Какие народные песни тебе
известны.
Перечисли любимые народные
песни.
Что относится к фольклору.
Какие народные праздники тебе
известны.
Какие праздники отмечают в твоей
семье.
Назови известные тебе народные
инструменты.
На каких народных инструментах
играешь ты.
Назови известные тебе народные
игры.

Ответ

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА

1. Что такое фольклор?
2. Почему фольклор называют энциклопедией народной жизни?
3. Что относится к музыкальному фольклору?
4. Каково главное отличие фольклора от профессиональной музыки?
5. Как вы понимаете слова М.И.Глинки: "Создает музыку народ, а мы,
художники, только ее аранжируем"?
6. Каковы функции народного праздника?
7. Что дает новым поколениям изучение фольклора?
8. Какие стороны жизни отражала русская народная песня?
9. Назовите специфические черты русской народной песни
10. Какой жанр русской народной песни самый
древний?
11. Почему обрядовые песни получили такое название?
12. Какие вы знаете календарные обряды? семейные обряды?
13. Что такое подблюдные песни?
14. Какие жанры детского фольклора вы знаете?
15. Когда появились протяжные лирические песни?
16. Дайте характеристику протяжной лирической песне. Что ей
свойственно?
17. Расскажите о ладовых особенностях протяжных песен.
18. Каковы особенности русского народного многоголосия?
19. Что относится к былинному эпосу?
20. Какие циклы былин вы знаете?
21. Что такое знаменный распев?
22. Какие самодельные русские народные инструменты вы знаете?
23. Что отразилось в трудовых песнях русского народа?

ПРОТОКОЛ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
Название объединения:
Направленность программы: художественная
Ф.И.О. педагога:
Год обучения, группа:
Форма контрольного занятия:
Тема занятия:
Дата занятия:
№

ФИ обучающегося
Максимальный

Уровень усвоения программного материала
Теория
Практика
Средний
Минимальный Максимальный
Средний

Минимальный

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
ИТОГО

0

0

0

0

0

0


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».