Лего-креативити

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

Сертификат: 00DBF90FCF4B65C92EAD606E3807A61728
Владелец: КОЛЧАНОВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА
Действителен: с 12.12.2022 до 06.03.2024

Раздел 1.Комплекс основных характеристик образования
1.1.Пояснительная записка
Направленность программы: техническая.
Актуальность программы. Дополнительная общеразвивающая программа
«Лего- creativity (креативити)» (далее - программа) разработана в соответствии
с нормативными документами:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации
от
31.03.2022 г. г. № 678-р);
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
6. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”;
7.
Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей» с изменениями от 01.11.2021 №
934-д;
8. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05
«О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями
по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ» (если реализуется в сетевой форме);
9. . Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
10. Комплексная программ Свердловской области "Уральская инженерная
школа" (утверждена Постановлением Правительства Свердловской области от
2 марта 2016 года N 127-ПП);
11.
Методические
рекомендации
«Разработка
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях» (утверждены приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от
04.03.2022 г. №219-д;
2

12.Муниципаьная программа Городского округа Красноуфимск «Развитие
системы образования в городском округе Красноуфимск до 2028 года»
(Постановление администрации ГО Красноуфимск № 1243 от 27.12.2022г.»
14. Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам для включения в систему персонифицированного финансирования
дополнительного образования детей Свердловской области» (Приложение к
приказу ГАНОУ СО Свердловской области «Дворец молодёжи» от 26.02.2021г.
№ 136-д);
15. Устав МАУДО «Дворец творчества»;
16. Положение о дополнительных общеразвивающих программах МАУДО
«Дворец творчества»
Работа с образовательными конструкторами LEGO позволяет обучающимся в
форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить
необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели
затрагивается множество проблем из разных областей знания – от теории
механики до психологии, – что является вполне естественным. Муниципальное
автономное учреждение дополнительного образования «Дворец творчества»
(далее Дворец) располагает возможностями для создания образовательной
среды LEGO, которая объединяет в себе специально скомпонованные для
занятий в группе наборы LEGO, тщательно продуманную систему заданий для
детей и четко сформулированную образовательную концепцию. В процессе
активной работы обучающихся по конструированию, исследованию,
постановке вопросов и совместному творчеству не только существенно
улучшаются «традиционные» результаты, но и открывается много
дополнительных образовательных возможностей. Работая группами,
обучающиеся, независимо от их подготовки, могут конструировать модели и
при этом обучаться, получая удовольствие.
Образовательный конструктор LEGO «Первые механизмы» предоставляет
обучающимся возможность сделать первые шаги в изучении основ науки и
техники и познакомиться с основными принципами конструирования.
Занятия легоконструированием теснейшим образом связано с чувственным
и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для
совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных
качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и
размеров объекта, пространства. Обучающиеся пробуют установить, на что
похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять
ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи
«на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в
различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное
расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта
воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической
и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание
уделяется развитию логического и пространственного мышления.
3

Обучающиеся
учатся
работать
с
предложенными
инструкциями,
формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.
Программа направлена на организацию полноценного досуга
обучающихся. В процессе обучения у обучающихся формируются навыки
адаптации к жизни в обществе.
Программа не предполагает конкурсного отбора, рассчитана на
сопровождение всех категорий обучающихся. Программа предусматривает для
обучающихся возможность выбора и построения индивидуальной
образовательной траектории.
Обучение по программе предполагает
преемственность и возможность для дальнейшего обучения по программам
«Основы конструирования и программирования роботов», «Робототехника».
Отличительные особенности программы:
Особенностью
программы
является
развитие
самостоятельного
технического творчества и коммуникативных умений обучающихся в
коллективе. Простота в построении модели в сочетании с большими
конструктивными возможностями конструктора позволяют обучающимся в
конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет
поставленную ими же самими задачу.
Программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
• непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и
целостности образования в целом;
• развития индивидуальности каждого обучающегося в процессе
социального самоопределения в системе дополнительного образования;
• системность организации учебно-воспитательного процесса;
• раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Адресат программы. Возраст обучающихся по программе 5-7 лет, это
период познания окружающего мира, человеческих отношений, осознанного
общения со сверстниками, активного развития физических, творческих и
познавательных
способностей.
Число
обучающихся,
одновременно
находящихся в учебной группе составляет от 12 до 15 человек.
Характерной особенностью данного возраста является развитие
познавательных и мыслительных психических процессов: внимания,
мышления, воображения, памяти, речи.
Внимание. Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у
ребенка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста
начинает развиваться произвольное внимание. Когда ребенок начинает его
сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах.
Память. К концу дошкольного возраста происходит развитие
произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую
роль в организации психических процессов.
Развитие мышления. К концу дошкольного возраста более высокого
уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает
развиваться логическое мышление, что способствует формированию
способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов
4

окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения,
классификации.
Развитие воображения. К концу дошкольного возраста идет развитие
творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные
ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений.
В сфере развития речи к концу дошкольного возраста расширяется
активный словарный запас и развивается способность использовать в активной
речи различные сложнограмматические конструкции.
Психическое развитие и становление личности ребенка к концу
дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания. У ребенка 5 – 7
летнего возраста формируется самооценка на основе осознания успешности
своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых
и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение,
которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников.
У детей старшего дошкольного возраста 6 - 7 лет формируется рефлексия,
т. е. осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе
внутренних позиций.
В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и
личностной сферы ребенка 5 – 7 летнего возраста является соподчинение
мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает
преобладать над мотивом «я хочу».
Режим занятий. Продолжительность занятия - 30 минут, перемены - 10
минут. Общее количество часов в неделю – 2 часа. Занятия проводятся с
группой 8-14 человек по 1 часу два раза в неделю.
Форма обучения: очная
Объём программы – 72 часа.
Срок реализации программы – 1 год
Формы реализации программы: традиционная.
Перечень форм обучения:
фронтальная, групповая, индивидуальногрупповая
Перечень видов занятий:
В основном в образовательном процессе используется учебное занятие. В
основном занятия по программе проходят в виде учебных занятий, которые
состоят из теоретической и практической работы.
Теоретическая подготовка обучающихся по программе осуществляется
через:
- пояснения по темам программы;
- беседы о приемах и способах конструирования;
- беседы о правилах поведения, взаимодействия в группе;
- беседы по техники безопасности.
Практическая часть включает:
5

- освоение приемов и способов конструирования;
- чтение инструкций сборки моделей;
- самостоятельное изготовление различных моделей;
- участие в игровой и выставочной деятельности.
На занятиях используется три основных типа конструирования:
- по образцу (когда есть пошаговая инструкция или готовая модель того,
что нужно построить);
- по условиям (образца нет, задаются только условия, которым постройка
должна соответствовать);
- по замыслу (предполагает, что обучающийся сам, без каких-либо
внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в
материале, который имеется в его распоряжении). Этот тип конструирования
способствует развитию творческих способностей.
Перечень
подведения
форм
подведения
итогов
реализации
общеразвивающей программы: для активизации образовательной деятельности
используются виды занятий: занятие – игра, занятие – викторина, занятие –
презентация, занятие – соревнование, занятие – выставка.
1.2 Цель и задачи дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Цель программы: формирование навыков конструирования с
использованием образовательных конструкторов LEGO «Первые механизмы».
Задачи:
Обучающие:
−
Познакомить с правилами работы с конструктором;
−
Познакомить с правилами техники безопасности при выполняемых
работах;
−
Познакомить с деталями конструктора LEGO «Первые механизмы»
(назначение, отличительные особенности), способы их соединения;
−
Дать представление об основных понятиях - энергия, сила, трение,
вращение, равновесие, устойчивость, выталкивающая сила, тяга, толчок,
энергия ветра, ускорение, чистый эксперимент, рычаг, точка опоры, скорость,
сила, установка на ноль;
−
Дать представление о технических понятиях - площадь, нагрузка, парус,
плавать, тонуть, устойчивый, неустойчивый, угол, оси, наклонная плоскость,
шины, колеса, лопасти, масса, вес, местоположение, устойчивый,
неустойчивый, расстояние, коэффициент полезного действия, точность,
наклонная плоскость, направление, шкив, вращение;
−
Познакомить с простейшими механизмами – рычаги, классификация,
достоинства и недостатки;
−
Познакомить с механическими передачами – зубчатая, червячная,
ременная – история развития, классификация, достоинства и недостатки;
6

−
Формировать умение осуществлять подбор деталей, необходимых для
конструирования (по виду и цвету);
Развивающие задачи:
−
Развивать умение конструировать, ориентируясь на пошаговую
инструкцию изготовления модели;
−
Развивать умение конструировать по условиям, заданным педагогом;
−
Развивать умение конструировать по образцу;
−
Развивать умение анализировать предмет, выделять его характерные
особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и
строением;
−
Формировать умение реализовывать замысел в выполнении творческого
задания;
Воспитательные задачи:
−
Формировать умение работать в паре и в коллективе, эффективно
распределять обязанности.
−
Воспитывать бережное отношения к оборудованию;
−
Создавать комфортную обстановку, «ситуацию успеха» для
обучающихся;
−
Формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание
трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной
целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
Практическая значимость программы заключается в её практической
направленности. В программе учитываются особенности образовательного
процесса в учреждении дополнительного образования (занятия детей по
желанию, по интересу, на добровольных началах, с практической
направленностью).
На занятиях обучающиеся осваивают практические
приемы и способы конструирования, учатся читать схемы сборки моделей и
самостоятельно изготавливать различные модели.
1.3 Учебный план
№
Тема

Общее
В том числе:
Формы
количество
промежуточной
теория
практика
часов
аттестации

1.

Вводное занятие

2

1

1

Опрос,
творческое
задание

2.

Конструктор

15

6

9

Опрос,

п/п

7

Лего

Выставка,
педагогическое
наблюдение,
анализ
продуктов
деятельности,
соревнование,
творческое
задание

3.

Рычаги

10

4

6

Опрос,
Выставка,
педагогическое
наблюдение,
анализ
продуктов
деятельности,
соревнование,
творческое
задание

4.

Зубчатая
передача

16

6

10

Выставка,
педагогическое
наблюдение,
анализ
продуктов
деятельности,
соревнование,
опрос,
творческое
задание

5.

Червячная
передача

12

4

8

Выставка,
педагогическое
наблюдение,
анализ
продуктов
деятельности,
соревнование,
опрос,
творческое
задание

6.

Ременная
передача

11

4

7

Выставка,
педагогическое
наблюдение,
8

анализ
продуктов
деятельности,
опрос,
творческое
задание,
викторина
7.

Итоговое занятие 6

2

4

Итого:

27

45

72

Опрос,
педагогическое
наблюдение,
анализ
продуктов
деятельности,
Выставка
творческой
работы, защита
творческого
проекта

1.3.Содержание учебного (тематического) плана
№
Тема занятия
п/п
1.
Вводное занятие

Количество часов
Всего Теория Практика
2
1
1

Формы контроля

1.1

Знакомство с
Дворцом
творчества

1

0,5

0,5

Опрос

1.2

Знакомство с
конструктором
Лего

1

0,5

0,5

Педагогическое наблюдение

№
п/п

Творческое задание

Тема занятия

Количество часов
Всего

2.

Конструктор
Лего

15

Теория
6

Формы контроля

Практика
9

9

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6

2.7

Что такое Легоконструктор.
История
возникновения
конструктора
Интересные
факты о Легоконструкторе.
Процесс
создания
деталей.

2

1

1

Опрос,
Творческое
задание,
Педагогическое наблюдение

1

0,5

0,5

Педагогическое наблюдение

Состав
конструктора
LEGO «Первые
механизмы»
Отличительные
особенности
деталей

1

Знакомство с
деталями.
Сравнение
деталей по
цвету, размеру и
форме.
Назначение
деталей.
Способы
соединения
деталей
«Вертушка
напольная»
«Плот»

Творческое задание
Анализ продуктов деятельности,

0,5

0,5

Педагогическое наблюдение,
Творческое задание
Анализ продуктов деятельности

Педагогическое наблюдение
2

1

1

2

0,5

1,5

1

0,5

0,5

Анализ продуктов деятельности

Педагогическое наблюдение
Анализ продуктов деятельности

Педагогическое наблюдение
Анализ продуктов деятельности

1

0,5

0,5

Педагогическое наблюдение
Анализ продуктов деятельности

2.8

2.9

2.10

«Качели
большие»

1

«Качели
подвесные»

2

«Мост»

2

0,5

0,5

Анализ продуктов деятельности
Педагогическое наблюдение

0,5

1,5

Анализ продуктов деятельности
Педагогическое наблюдение

0,5

1,5

Анализ продуктов деятельности
Выставка. Творческое задание

№
Тема занятия
п/п
3.
«Рычаги»

Количество часов
Всего Теория Практика
10
4
6

Формы контроля

10

3.1

3.2

Что такое
1
“Рычаг”.
История развития
простейшего
механизма
“Рычаг”
«Рычаг»
1

0,5

0,5

Опрос , Творческое задание, Анализ
продуктов деятельности

0,5

0,5

Педагогическое наблюдение
Анализ продуктов деятельности

3.3

3.4

3.5

“Урна для мусора
с доп.
контейнером”
”Весы с автопогрузчиком”

“Механический
молоток
(большой)”

Педагогическое наблюдение

2
1

1

0,5

0,5

Анализ продуктов деятельности
Педагогическое наблюдение

1

2

0,5

1,5

Анализ продуктов деятельности
Выставка,
наблюдение

Педагогическое

Педагогическое наблюдение
3.6

3.7

№
п/п
4.
4.1

4.2

4.3

“Лего-пулятель/
катапульта”(на 5
деталей).
Соревнование
Кто больше
возьмёт деталей
«Раздатчик
деталей»

1

0,5

0,5

2

0,5

1,5

«Хоккеист»

Соревнование
Педагогическое наблюдение

Тема занятия
«Зубчатая
передача»
Что такое
«Зубчатая
передача».
История
развития
механизма
“Зубчатая
передача”
«Механический
волчок»

Анализ продуктов деятельности

Количество часов

Формы контроля

Всего
16

Теория Практика
6
10

2

1

1

Опрос
,
наблюдение

1

0,5

0,5

Педагогическое наблюдение,

Педагогическое

Анализ продуктов деятельности
1

0,5

0,5

Педагогическое наблюдение
Анализ продуктов деятельности

11

4.4

4.5

4.6

4.7

4.8

«Миксер
строительный»

0,5

0,5

1

«Удочка и
рыбка»

1

«Лебёдка для
КАМАЗа»

2

«Ручной
вентилятор с 2мя скоростями»

2

«Пугало»

1

Педагогическое наблюдение
Анализ продуктов деятельности
Педагогическое наблюдение,

0,5

0,5

0,5

1,5

Творческое задание.
Педагогическое наблюдение
Анализ продуктов деятельности

0,5

1,5

Педагогическое наблюдение
Анализ продуктов деятельности

0,5

0,5

Педагогическое наблюдение
Анализ продуктов деятельности

4.9

4.10

«Карусель
механическая»

1

«Машина-кран»

2

0,5

0,5

Педагогическое наблюдение
Анализ продуктов деятельности

0,5

1,5

Педагогическое наблюдение
Выставка
Анализ продуктов деятельности

4.11

«Попробуй
попади»/ игра

2

0,5

1,5

Соревнование

№
Тема занятия
Количество часов
п/п
Всего Теория Практика
5.
«Червячная
12
4
8
передача»
5.1 Что такое
2
1
1
“Червячная
передача”?
История развития
механизма
“Червячная
передача”
5.2 “Измерительная
0,5
0,5
машина с 2-мя
1
шкалами”

«Погрузчик»

Формы контроля

Опрос, Педагогическое наблюдение

Педагогическое наблюдение
Анализ продуктов деятельности
Педагогическое наблюдение

1
5.3

Педагогическое наблюдение

0,5

0,5

Анализ продуктов деятельности

12

5.4

«Эвакуатор для
машин»

Выставка
2

-

2

Педагогическое наблюдение
Анализ продуктов деятельности

5.5

5.6
5.7
5.8

“Карусель
кручусь-верчусь”

2

«Строительный
кран большой»
«Самосвал»

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

Кто дальше?
«Машинка с
ручным
приводом»
Тема занятия

2

0,5

№
п/п
6.
Ременная
передача
6.1

6.2

Что такое
“Ременная
передача”
История развития
механизма
“Ременная
передача”
“Механическая
Собака ”

6.4

6.5

1,5

Творческое задание
Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение
Анализ продуктов деятельности
Педагогическое наблюдение
Анализ продуктов деятельности
Педагогическое наблюдение

1,5
Соревнование

всего
11

2

Количество часов
теория
практика
4
7

0,5

1,5

0,5

0,5

0,5

0,5

Формы контроля

Опрос
,
наблюдение

Педагогическое

Педагогическое наблюдение

1

1
6.3

0,5

”Машинаавтопогрузчик”

Анализ продуктов деятельности
Педагогическое наблюдение
Анализ продуктов деятельности

“Трактор с
фрезами и
прицепом”

1

“Экскаватор»

1

0,5

0,5

Педагогическое наблюдение
Анализ продуктов деятельности
Педагогическое наблюдение

0,5

0,5

6.6

«Двухмоторный
самолёт»

1

0,5

0,5

Анализ продуктов деятельности
Выставка

6.7

«Вертолёт с 2-мя
пропеллерами»

2

0,5

1,5

Анализ продуктов деятельности
Творческое задание
Педагогическое наблюдение
13

Викторина
“Простые задания
и весёлые
вопросы ”
№
Тема занятия
п/п
7.
Итоговое занятие
6.8

2

Количество часов
всего теория
практика
6
2
4

Правила
безопасного
поведения в
летний период.

1

7.3

«Разработай
проект»

1

7.4

7.5

7.6

1,5

Педагогическое наблюдение
Викторина

7.1

«Нарисуй сам(а)
свою модель»

0,5

1

«Сконструируй
свою модель
проекта»

1

Защита
творческого
проекта
«Я могу!»

2

Опрос , творческое задание

Педагогическое наблюдение
0,5

1

-

Формы контроля

0,5

0,5

0,5

-

1

-

2

Анализ продуктов деятельности
Педагогическое
наблюдение,
Анализ продуктов деятельности

Педагогическое наблюдение
Анализ продуктов деятельности

Педагогическое наблюдение
Выставка
Анализ продуктов деятельности

Тема 1.Вводное занятие
1.1 Знакомство с Дворцом творчества
Теория: Экскурсия по Дворцу. Правила поведения во Дворце. Правила
поведения в кабинете.
Практика: Распределение рабочих мест.
1.2 Знакомство с конструктором Лего
Теория: Правила техники безопасности, знакомство с инструкциями и схемами
Практика: Творческое задание (сборка «фантазийной» модели) с помощью
конструктора LEGO «Первые механизмы».
Тема 2. Конструктор Лего
2.1 Что такое Лего- конструктор. История возникновения конструктора
Теория: История возникновения конструктора. Достоинства и недостатки
конструктора
14

Практика: Творческое задание (сборка «фантазийной» модели) с помощью
конструктора LEGO «Первые механизмы».
2.2 Интересные факты о Лего-конструкторе. Процесс создания деталей.
Теория: Технические понятия – вес, состав, размер деталей конструктора
Практика: Творческое задание (сборка «фантазийной» модели) с помощью
конструктора LEGO «Первые механизмы».
2.3 Состав конструктора LEGO «Первые механизмы». Отличительные
особенности деталей
Теория: Технические понятия - количество, цвет деталей конструктора
Практика: Творческое задание (сборка «фантазийной» модели) с помощью
конструктора LEGO «Первые механизмы».
2.4 Знакомство с деталями. Сравнение деталей по цвету, размеру и форме.
Теория: Детали: кирпичик с глазками овальный, кирпичик со скругленным
краем, кирпичики разных цветов и размеров, кирпичики с отверстиями
красного цвета разного
Практика: Сравнение деталей конструктора. Сортировка деталей по цвету,
размеру, форме
2.5 Назначение деталей. Способы соединения деталей
Теория: Детали: пластины разных цветов и размеров, мост, балка, шкив, шкив
со струной и крюком, колесо зубчатое желтого цвета, колесо зубчатое красного
цвета, колесо зубчатое коронное синего цвета, шина,
Практика: Соединение деталей конструктора различными способами
2.6 «Вертушка напольная»
Теория: Технические понятия - энергия, сила, трение
Практика: Конструирование модели по инструкции «Вертушка»
2.7 «Плот»
Теория: Технические понятия- площадь, парус, плавать, тонуть
Практика: Конструирование модели по инструкции «Плот»
2.8 «Качели большие»
Теория: Технические понятия - энергия ветра, ускорение, чистый эксперимент
Практика: Конструирование модели по условиям «Качели»
2.9 «Качели подвесные»
Теория: Технические понятия -выталкивающая сила, тяга
Практика: Конструирование модели по условиям «Качели подвесные»
2.10 «Мост»
Теория: Технические понятия- устойчивый, неустойчивый, угол, оси, наклонная
плоскость
Практика: Творческое задание. Конструирование модели по замыслу «Мост».
Тема 3. «Рычаги»
15

3.1 Что такое “Рычаг”. История развития простейшего механизма “Рычаг”
Теория: Классификация рычагов. Применение рычагов в быту и технике
Практика: Творческое задание (сборка «фантазийной» модели) с помощью
конструктора LEGO «Первые механизмы».
3.2 «Рычаг»
Теория: Достоинства и недостатки рычагов
Практика: Конструирование механизма «Рычаг»
3.3 «Урна для мусора с доп. контейнером»
Теория: техническое понятие -масса
Практика: Конструирование модели по заданной схеме «Урна для мусора»
3.4 «Весы с автопогрузчиком»
Теория: Техническое понятие -энергия
Практика: Конструирование модели по схеме «Весы»
3.5 «Механический молоток большой»
Теория: Техническое понятие -вес
Практика: Конструирование модели по условиям «Механический молоток»
3.6. «Лего-пулятель/катапульта на 5 деталей»
Теория: технические понятия –местоположение, точка опоры
Практика: Конструирование модели по замыслу «Лего-пулятель/катапульта»
3.7. Итоговое занятие. «Раздатчик деталей»
Теория: Правила проведения соревнования. Технические понятия - сила,
толчок, цель
Практика: Соревнование «Кто больше возьмёт деталей?» Конструирование
модели по замыслу «Раздатчик деталей»
Тема 4. «Зубчатая передача»
4.1 Что такое «Зубчатая передача». История развития механизма “Зубчатая
передача”
Теория: Применение передачи в быту и технике. Достоинства и недостатки
зубчатой передачи
Практика: Конструирование механизма «Зубчатая передача»
4.2 «Механический волчок»
Теория: Законы движения механизмов
Практика: Конструирование модели по инструкции «Механический волчок»
4.3 «Хоккеист»
Теория: Технические понятия – энергия, скорость
Практика: Конструирование модели по схеме «Хоккеист»
4.5 «Миксер строительный»
Теория: Техническое понятие - ускорение
Практика: Конструирование модели по инструкции «Миксер»
4.6 «Удочка и рыбка»
Теория: Технические понятия – устойчивый, неустойчивый
Практика: Творческое задание. Конструирование фантазийной модели
«Удочка и рыбка»
4.7 «Лебёдка для КАМАЗа»
16

Теория: техническое понятие –расстояние
Практика: Конструирование модели по инструкции «Лебёдка»
4.8 «Ручной вентилятор с 2-мя скоростями»
Теория: техническое понятие - вращение
Практика: Конструирование модели по условию «Ручной вентилятор»
4.9 «Пугало»
Теория: технические понятия - точность, угол
Практика: конструирование модели по условиям «Пугало»
4.10 «Карусель механическая»
Теория: коэффициент полезного действия
Практика: конструирование модели по замыслу «Карусель механическая»
4.11 «Машина-кран»
Теория: техническое понятие - наклонная плоскость
Практика: конструирование модели по условиям «Машина -кран»
4.12 Итоговое занятие. «Попробуй попади»
Теория: Правила проведения соревнования. Техническое понятие - установка на
ноль
Практика: соревнование- игра «Попробуй попади»
Тема 5. «Червячная передача»
5.1 Что такое “Червячная передача”? История развития
механизма
“Червячная передача”
Теория: Применение передачи в быту и технике. Достоинства и недостатки
“Червячной передачи”
Практика: Конструирование механизма «Червячная передача»
5.2. “Измерительная машина с 2-мя шкалами”
Теория: техническое понятме -сила
Практика: Конструирование модели по инструкции «Измерительная машина»
5.3 «Погрузчик»
Теория: техническое понятие -трение
Практика: конструирование модели по инструкции «Погрузчик»
5.4 «Эвакуатор для машин»
Теория: техническое понятие - трение
Практика: Конструирование модели по условиям «Эвакуатор»
5.5 “Карусель кручусь-верчусь”
Теория: технические понятия- установка на ноль, угол, точность
Практика: творческое задание. Конструирование фантазийной модели
5.6 «Строительный кран большой»
Теория: техническое понятие - устойчивый, неустойчивый
Практика: Конструирование модели по замыслу «Строительный кран»
5.7 «Самосвал»
Теория: техническое понятие- масса, тяга
Практика: Конструирование модели по замыслу «Самосвал»
5.8 Кто дальше? «Машинка с ручным приводом»
17

Теория: Правила проведения соревнования. Техническое понятие – шина,
колесо, шкив
Практика: соревнование «Кто дальше?», «Машинка с ручным приводом».
Конструирование по условию.
Тема 6. Ременная передача
6.1 Что такое “Ременная передача”. История развития
механизма
“Ременная передача”
Теория: Применение передачи в быту и технике. Достоинства и недостатки
передачи
Практика: Конструирование механизма «Ременная передача»
6.2 “Механическая Собака ”
Теория: технические понятия - длина, ширина, высота
Практика: Конструирование модели по инструкции “Механическая Собака ”
6.3 ”Машина-автопогрузчик”
Теория: техническое понятие -трение, время
Практика: Конструирование модели по инструкции ”Машина-автопогрузчик”
6.4 “Трактор с фрезами и прицепом”
Теория: техническое понятие- точность, цель, притяжение
Практика: Конструирование модели по условиям “Трактор с фрезами”
6.5 «Экскаватор»
Теория: техническое понятие - амплитуда, скорость
Практика: Конструирование модели по условиям «Экскаватор»
6.6 «Двухмоторный самолёт»
Теория: техническое понятие - выталкивающая сила, устойчивость
Практика: Конструирование модели по замыслу «Двухмоторный самолёт»
6.7 «Вертолёт с 2-ми пропеллерами»
Теория: техническое понятие – нагрузка, энергия ветра
Практика: Конструирование модели по замыслу «Вертолёт»
6.8 Викторина «Простые задания и весёлые вопросы»
Теория: Правила прохождения викторины
Практика: Итоговое занятие. Викторина «Простые задания и весёлые вопросы»
Тема 7. Итоговое занятие. Защита проекта
7.1 Правила безопасного поведения в летний период. Правила и требования к
проекту
Теория: Правила поведения на воде, на дороге, в лесу.
Практика: выполнение рисунка «Правила поведения на воде, на дороге, в
лесу»
7.3 «Разработай проект»
Теория: Требования к итоговому проекту. Правила создания проекта - размер
модели, количество деталей, характеристика модели
Практика: разработка замысла проекта
7.4 «Нарисуй сам(а) свою модель»
Теория: Технические понятия – угол, кривая, прямая, линия
18

Практика: рисунок модели проекта
7.5 «Сконструируй свою модель проекта»
Теория: Технические понятия -длина, ширина, высота, глубина
Практика: Конструирование модели для проекта
7.6 Защита творческого проекта «Я могу!»
Теория: Практика: Заключительное занятие. Защита итоговых проектов

1.4. Планируемые результаты
Предметные результаты:
−
Знать правила работы с конструктором;
−
Знать правила техники безопасности при выполняемых работах;
−
Знать детали конструктора LEGO «Первые механизмы» (назначение,
отличительные особенности), способы их соединения;
−
Знать основные понятия - энергия, сила, трение, вращение, равновесие,
устойчивость, выталкивающая сила, тяга, толчок, энергия ветра, ускорение,
чистый эксперимент, рычаг, точка опоры, скорость, сила, установка на ноль;
−
Знать технические понятия - площадь, нагрузка, парус, плавать, тонуть,
устойчивый, неустойчивый, угол, оси, наклонная плоскость, шины, колеса,
лопасти, масса, вес, местоположение, устойчивый, неустойчивый, расстояние,
коэффициент полезного действия, точность, наклонная плоскость, направление,
шкив, вращение;
−
Знать простейшие механизмы – рычаги, классификация, достоинства и
недостатки;
−
Знать механические передачи – зубчатая, червячная, ременная – история
развития, классификация, достоинства и недостатки.
Метапредметные результаты:
−
Осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по
виду и цвету);
−
Конструировать, ориентируясь на пошаговую инструкцию изготовления
модели;
−
Конструировать по условиям, заданным педагогом;
−
Конструировать по образцу;
−
С помощью педагога анализировать, планировать предстоящую
практическую работу, осуществлять контроль качества результатов
собственной практической деятельности; самостоятельно определять
количество деталей в конструкции моделей;
19

Личностные результаты:
−
Бережно относится к оборудованию;
−
Умеет трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и
поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую
работу;
−
Успешно работает в паре, коллективе, активно участвует в распределении
обязанностей.
Раздел 2. Комплекс организационно – педагогических условий.
Начало учебного года: 1 сентября
Окончание учебного года: 31 мая
Продолжительность учебного года: 36 учебных недель
Начало занятий: 8-00
Окончание занятий: 20-00
Периодичность текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся:
Входной контроль осуществляется в период с 01 по 09 сентября.
Текущий контроль осуществляется с 10 сентября по 23 декабря, с 09 января по
19 мая.
Промежуточная аттестация осуществляется в период с 24 по 31 декабря (за 1
полугодие), с 20 по 30 мая.
Праздничные нерабочие дни: 4 ноября, 1-8 января, 23 февраля, 8 марта, 1 мая,
9,10 мая.
2.1 Условия реализации программы.
Материально техническое обеспечение. Специально оборудованный учебный
кабинет для занятий с хорошим освещением. Ростовая мебель (столы, стулья),
шкафы для хранения материалов и инструментов; Мультимедийная техника
(компьютер, мультимедийный проектор; экран)

Материалы и инструменты:
− конструкторы LEGO «Первые механизмы»;
− рабочие бланки.
Кадровое обеспечение. Требования к образованию педагога, реализующего
программу: среднее профессиональное (педагогическое) образование, высшее
профессиональное
(педагогическое) образование. Прохождение курсов
повышения квалификации по данному направлению деятельности.
20

Методические материалы :
Книга для учителя к набору LEGO «Первые механизмы», Мамрова В.Н. «Легоконструирование в детском саду», Лусс Т.В. «Формирование навыков
конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью лего».
Программа
предусматривает
использование
элементов
следующих
образовательных технологий: педагогика сотрудничества, развивающее
обучение.
Образовательный процесс организуется с учетом следующих принципов:
дифференциации,
вариативности,
адаптивности,
непрерывности
и
преемственности, практической направленности, научности, интегративности,
наглядности и доступности.
Методы обучения, используемые в образовательном процессе:
− словесный (беседа, рассказ, объяснение);
− наглядный (показ, наблюдение, демонстрация);
− практический (выполнение работ по инструкциям и готовым моделям,
игры);
− репродуктивный (обучающиеся конструируют по образцу);
− частично-поисковые (выполнение творческих заданий).
Формы обучения: учебное занятие, занятие – игра, занятие – презентация,
занятие – соревнование, занятие – выставка.
Наглядные пособия:
− инструкции;
− готовые модели;
− мультимедийные материалы.
Инструкции:
− правила техники безопасности;
− правила дорожного движения;
− правила электробезопасности;
− правила пожарной безопасности.

2.2. Формы аттестации и оценочные материалы.
Периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации
обучающихся по программе осуществляется
согласно календарного учебного графика.
21

Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся:
Входной контроль (опрос, выполнение творческого задания с целью
выявления базовых знаний и умений обучающихся).
Текущий контроль успеваемости проводится после прохождения каждой
темы программы:
- прогностический (проигрывание всех операций учебного действия до
начала его реального выполнения);
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и
последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу,
«план» действия и опирающийся на понимание принципов его
построения;
- контроль по результату, который проводится после осуществления
учебного действия методом сравнения фактических результатов или
выполненных операций с образцом.
Методы контроля: анализ продуктов деятельности.
Оценке подвергается: знание основных принципов конструирования,
передач, деталей, способов соединения деталей, основных понятий,
изготовление модели в соответствии с поставленными условиями,
функциональность модели.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие
показатели:
- степень помощи, которую оказывает взрослый обучающимся при
выполнении заданий: чем помощь взрослого меньше, тем выше
самостоятельность детей и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
- поведение обучающихся на занятиях: живость, активность,
заинтересованность обучающихся обеспечивают положительные результаты
занятий;
- результаты выполнения творческих заданий, при выполнении которых
выявляется уровень знаний обучающихся.
Промежуточная аттестация проводится по итогам 1 полугодия и по
окончании учебного года обучения.
Формы промежуточной аттестации обучающихся:
соревнования,
выставка и защита творческого задания.
Для определения уровня умений обучающихся конструировать модель по
образцу, инструкции используется система оценивания:
1. Максимальный - обучающийся действует самостоятельно, воспроизводит
конструкцию правильно по образцу, инструкции, не требуется помощь
взрослого.
2. Средний - обучающийся допускает незначительные ошибки в
конструировании по образцу, инструкции, но самостоятельно исправляет
их.
22

3. Минимальный – обучающийся допускает ошибки в выборе и
расположении деталей в модели, готовая модель не имеет четких
контуров. Требуется постоянная помощь взрослого.
Для определения уровня умений обучающихся конструировать модель по
замыслу используется система оценивания:
1. Максимальный - обучающийся самостоятельно создает развернутые
замыслы конструкции, может рассказать о своем замысле, описать
ожидаемый результат, назвать некоторые из возможных способов
конструирования.
2. Средний - способы конструктивного решения обучающийся находит в
результате практических поисков. Он может создать условную
символическую конструкцию, но затрудняется в объяснении ее
особенностей.
3. Минимальный - неустойчивость замысла обучающегося (начинает
создавать один объект, а получается совсем иной). Нечеткость
представлений о последовательности действий и неумение их
планировать. Объяснить способ построения обучающийся не может.
Для осуществления текущего контроля и промежуточной аттестации
обучающихся к программе разработаны оценочные материалы, в которых
конкретизируются формы, цели, содержание, методы, текущего контроля и
промежуточной аттестации обучающихся, формируется система оценивания с
учетом специфики программы, методических особенностей:
- опросник для проведения входного контроля;
- экспертные листы;
- протоколы контрольных занятий;
- лист наблюдения.
Итоговый контроль – выполнение творческого задания обучающимися.
Кроме того, контрольно-измерительные материалы предусматривают не
только проведение текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся по программе, но и оценку удовлетворённости
качеством дополнительных образовательных услуг.

23

Лист индивидуальных достижений обучающегося
Группа:__________
ФИО ученика:_________________________________________________

Компон
енты

Задания

Личнос
тные
результ
аты

Реализовать
свой
замысел в
выполнении
творческого
задания

Уровень выполнения заданий

Проанализир
овать
предмет,
выделить его
характерные
особенности
и основные
части
Работа в
паре/команд
е
Предме
тные
результ
аты

Назвать
детали
конструктора
LEGO
(назначение,
отличительн
ые
особенности)
и способы их
соединения
Назвать
простейшие
механизмы –
рычаги/
механически
е передачи –

24

зубчатая,
червячная,
ременная. Их
достоинства
и
недостатки;
применение
в быту.

Метапр
едметн
ые
ркзульт
аты

Конструиров
ать,
ориентируяс
ь на
пошаговую
инструкцию
Конструиров
ать по
условиям,
заданным
педагогом
Конструиров
ать модель
по замыслу

– сделал сам с помощью инструкций/ пособий (средний)
– сделал с помощью педагога/ родителя(минимальный)
– придумал конструкцию и сделал сам (максимальный)

Содержание программы направлено на
освоение обучающимися
технологических
принципов
конструирования
с
использованием
образовательных конструкторов LEGO «Первые механизмы». На занятиях
обучающиеся осваивают практические приемы и способы конструирования,
учатся читать схемы сборки моделей и самостоятельно изготавливают
различные модели, что способствует развитию технического мышления.
Планируемый результат: у выпускника сформированы навыки
конструирования с использованием образовательных конструкторов LEGO
«Первые механизмы».

25

Список литературы
1. Книга для учителя к набору LEGO «Первые механизмы».
2. Лего-конструирование в детском саду: Методическое пособие / сост. В.Н.
Мамрова – Челябинск, 2014.
3. Физика для малышей : Сикорук Л.Л., / Худож. А. Головченко. - 2-е изд. М : Педагогика, 1983
4. В помощь педагогу ДОУ «Лего-конструирование. 5-10 лет»: Мельникова
Ольга Владимировна, редактор: Гринин Л. Е., издательство: Учитель,
2020 г.
5. Теория и методика творческого конструирования в детском саду:
Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.-М.: Издательский
центр «Академия», 2002
6. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС:
пособие для педагогов / М. С. Ишмакова; Всерос. уч.-метод. центр
образоват. робототехники. — М.: Изд.-полиграф. центр «Маска», 2013. —
100 с.
7. Основы лего-конструирования: методические рекомендации / В. А.
Калугина, В. А. Тавберидзе, В. А. Воробьева — Курган: ИРОСТ, 2012.
Литература для обучающихся и родителей

1. «Большая книга Лего». Аллан Бедфорд, Уоррен Элсмор; издательство
Манн, Иванов и Фербер,2014 год
2. Робототехника для детей и их родителей / Ю. В. Рогов; под ред. В. Н.
Халамова — Челябинск, 2012. — 72 с.
3. Строим из Лего /Л. Г. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006г.

Перечень Интернет- ресурсов:

26

1. Лего-эдьюкейшн (курсы/обучение, метод. рекомендации, инструкции)
образовательная онлайн-платформа - https://education.lego.com/ruru/earlylearning
2. Робопроджект ( схемы, инструкции, методические рекомендации ):
образовательный портал- https://roboproject.ru/
3. НСпортал: образовательная социальная сеть - https://nsportal.ru
4. Инфо-урок: образовательный портал - https://infourok.ru
5. МААМ: международный образовательный портал - http://www.maam.ru
Нормативные документы:
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации
от
31.03.2022 г. г. № 678-р);
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
6. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”;
7.
Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей» с изменениями от 01.11.2021 №
934-д;
8. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05
«О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями
по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ» (если реализуется в сетевой форме);
9. . Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
10. Комплексная программ Свердловской области "Уральская инженерная
школа" (утверждена Постановлением Правительства Свердловской области от
2 марта 2016 года N 127-ПП);
11.
Методические
рекомендации
«Разработка
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
1

27

организациях» (утверждены приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от
04.03.2022 г. №219-д;
12.Муниципаьная программа Городского округа Красноуфимск «Развитие
системы образования в городском округе Красноуфимск до 2028 года»
(Постановление администрации ГО Красноуфимск № 1243 от 27.12.2022г.»
14. Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам для включения в систему персонифицированного финансирования
дополнительного образования детей Свердловской области» (Приложение к
приказу ГАНОУ СО Свердловской области «Дворец молодёжи» от 26.02.2021г.
№ 136-д);

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».