Швея

Индивидуальная общеразвивающая программа
технической направленности
«Швея»
Возраст обучающихся: от 18 лет и старше
Срок реализации программы – 4 месяца

Составитель программы:
Шаймуратова Марина Александровна,
педагог дополнительного образования

Красноуфимск
2023

1. Комплекс основных характеристик
общеразвивающей программы
1.1 Пояснительная записка
Направленность программы: техническая.

общеобразовательной

Актуальность программы. Индивидуальная общеразвивающая
программа «Швея» (далее - программа) разработана в соответствии с:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022 г. г. № 678-р);
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее –
СанПиН);
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных
программ»;
7.
Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
8.
Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок
организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным
общеобразовательным
программам,
утвержденный
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября
2018 г. N 196»;
9.
Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей»;

10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09
«О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»);
12. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
13. Комплексная программ Свердловской области "Уральская инженерная
школа" на 2016 - 2020 годы (утверждена Постановлением Правительства
Свердловской области от 2 марта 2016 года N 127-ПП);
14.
Методические
рекомендации
«Разработка
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях» (утверждены приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от
04.03.2022 г. №219-д;
15. Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам
для
включения
в
систему
персонифицированного
финансирования дополнительного образования детей Свердловской области»
(Приложение к приказу ГАНОУ СО Свердловской области «Дворец
молодёжи» от 26.02.2021г. № 136-д);
16. Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам
для
включения
в
систему
персонифицированного
финансирования дополнительного образования детей Свердловской области»
(Приложение к приказу ГАНОУ СО Свердловской области «Дворец
молодёжи» от 26.02.2021г. № 136-д),
17. Устав МАУДО «Дворец творчества»;
18. Положение о дополнительных общеразвивающих программах и порядке
их утверждения в МАУДО «Дворец творчества»
Профессия «швея» сегодня является востребованной в связи с
растущей потребностью рынка труда в квалифицированных рабочих в сфере
швейного производства. Готовность
профессионалов к изменению
квалификации предъявляют образованию новые требования: необходимы
условия, ориентированные на индивидуализацию обучения и дальнейшую
социализацию обучающихся, с учетом рынка труда. Кроме того, любой
женщине в семье необходимо иметь определённые знания и умения для того,
чтобы сшить своими руками самые необходимые в быту вещи не только для
себя, но и для своей семьи.

В школе на уроках «Технологии» по ряду причин очень мало времени
уделяется моделированию, конструированию и пошиву одежды. Однако,
девушка, становясь уже взрослой, задумывается не только о том, чтобы
приобрести
определённые
навыки
в
области
конструирования,
моделирования и пошива одежды для того, чтобы «обшить» свою семью, но
и для того, чтобы получить профессию «швея». Система дополнительного
образования располагает возможностями для становления и удовлетворения
различных образовательных интересов обучающихся, помогает определиться
в выборе профессии, способствует дальнейшей социализации.
Программа разработана с учётом потребности населения городского
округа Красноуфимск.
Кроме того, проблема занятости детей и подростков, организация их
досуга в наши дни стоит очень остро.
Программа не предполагает конкурсного отбора, рассчитана на
сопровождение всех категорий обучающихся.
Программа предусматривает для обучающихся возможность выбора и
построения индивидуальной образовательной траектории.
Программа предусматривает для обучающихся возможность выбора и
построения индивидуальной образовательной траектории.
Отличительная особенность программы. Программа составлена на
основе программы «Кружок конструирования и моделирования одежды»,
автор Косыгина Н. А. (Областной Центр работы с детьми и юношеством),
1995 год.
- содержание программы расширено,
в содержание программы
включены темы «Основы конструирования швейных изделий», «Технология
швейного производства»;
- практическая работа предусматривает изготовление более сложных
изделий (юбка сложной конструкции, верхнее плечевое изделие).
Адресат программы. Возраст обучающихся по программе от 18 лет и старше
Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
Продолжительность занятий - 45 мин.; продолжительность перемен -10
минут для отдыха обучающихся и проветривания учебного кабинета.
Форма обучения: очная, индивидуальная
Объём программы – 36 часов.
Срок освоения (продолжительность) программы – 4 месяца.
Особенности организации образовательного процесса
Формы реализации программы (традиционная)
Форма обучения - индивидуальная
Перечень видов занятий:
В основном занятия по программе проходят в
виде учебных занятий, которые состоят из теоретической и практической
работы. Кроме того используются нетрадиционные: занятия - праздники,
творческий отчет, игровые программы, экскурсии, выставки.
Теоретическая
часть
включает:
изучение
материаловедения,
специального рисунка, устройства швейного оборудования, организации

швейного производства и техники безопасности труда в форме бесед,
сопровождающихся демонстрацией наглядного материала, показом приемов
работы и ответами на вопросы обучающихся.
Практическая работа предполагает: проектирование моделей одежды,
овладение методами конструирования и технологией изготовления швейных
изделий из разных материалов, разрабатывание чертежа конструкций
швейных изделий с учетом измерений конкретной фигуры.
Примерный ассортимент швейных изделий:
−
постельное и столовое бельё из различных материалов (наволочка,
простыня, полотенце, пелёнка, скатерть, шторы)
−
нательное бельё из различных материалов (ночная сорочка, пижама,
ползунки, распашонка, трусы)
−
изделия плательного ассортимента (сарафан, платье, халат, блузка)
−
изделия костюмного ассортимента (жилет, жакет, пиджак, комбинезон,
юбка, брюки, шорты).
Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей
программы (мастер-класс, дефиле, отчет творческий
1.2. Цель и задачи индивидуальной
общеразвивающей программы
Цель программы: формирование у обучающихся навыков конструирования,
моделирования и пошива швейных изделий.
Задачи:
Обучающие:
•
формировать представление о профессиональной деятельности
швеи на современном производстве;
•
формировать
знания
о
технологии
конструирования,
моделирования и пошива одежды;
•
формировать умения и навыки проектирования швейных
изделий;
Развивающие:
•
развивать деловые качества, профессионально важные для швеи;
•
формировать положительное отношение к труду;
•
развивать экономическое мышление;
Воспитывающие:
•
воспитывать трудолюбие, усидчивость, уважение к труду швеи;
•
формировать навыки безопасного труда на швейном
производстве;
•
способствовать осознанию обучающимися себя как субъектов
будущей профессиональной деятельности.
Содержание программы условно можно разделить на 2 этапа:
1 этап предполагает знакомство с профессией «швея», с технологией
обработки ткани, с обустройством швейного оборудования; изучение

материаловедения, специального рисунка; практическая работа направлена
на пошив несложных изделий;
На 2 этапе практическая работа по программе направлена на
конструирование и технологию изготовления швейных изделий из разных
материалов, разработку чертежа конструкций швейных изделий; приобщение
обучающихся к современным подходам качественного выполнения швейных
изделий.

1.3. Содержание индивидуальной общеразвивающей программы
Учебный план
№

Наименование темы

1.

Вводное занятие. Технология труда
швеи. Охрана труда. Оборудование
швейного производства
Материаловедение

2.

3.

4.

Основы конструирования швейных
изделий

Общее В том числе
Формы
количе
5
промежуточной
ство
Теор Практи
аттестации
часов
ия
ка
2

1

1

2

1

1

10

2

8

20

2

18

2

2

-

36

8

28

Технология швейного производства.

5.
Итоговое занятие
Итого

Опрос
Срез знаний,
лабораторная
работа
Тестирование,
анализ
продуктов
деятельности
Тестирование,
анализ
продуктов
деятельности
Зачёт, защита
готовых
изделий

Учебно-тематический план

№
п/п
1

1.1
1.2

2

Тема занятия
Технология труда швеи. Охрана
труда. Оборудование швейного
производства
Оборудование швейного
производства
Оборудование для влажно-тепловой
обработки.
Материаловедение

Количе
ство
часов

Формы контроля

2 (1+1) Беседа. Опрос.
Практическая работа.
Беседа.
1
Практическая работа.
Беседа.
Практическая работа
2 (1+1) Беседа
1

2.1

Вводное занятие.
Технология ткани.
Строение и свойства тканей.
Сортность тканей.

1

Срез знаний. Лабораторная
работа.

2.2

Ассортимент тканей.
Уход за швейными материалами и
изделиями.
Основы конструирования швейных
изделий

1

Практическая работа

3

3.1

3.2

3.3

3.4

Вводное занятие.
Задачи конструирования системы и
методы. Общие сведения об одежде и
процессах ее конструирования
Краткие сведения о строении и
особенностях телосложения фигуры
человека. Методы измерения фигуры.
Конструирование швейных изделий.
Основы конструктивного
моделирования. Разработка
технологического проекта.
Моделирование женских изделий
различных силуэтных форм.

4.

Технология швейного производства

4.1

Вводное занятие. Ассортимент
швейных изделий.
Ручные и машинные работы

4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
5.

Влажно тепловая обработка (ВТО)
швейных изделий
Клеевой метод обработки деталей
изделий.
Обработка деталей и узлов швейных
изделий.
Технология швейных изделий
ассортиментных групп.
Итоговое занятие

10
(2+8)

Тестирование, анализ
продуктов деятельности.

1

Беседа.
Практическая работа

1

Беседа.
Практическая работа

0/4

Срез знаний,
Практическая работа

0/4

Беседа.
Практическая работа

20
Тестирование, анализ
(2+18) продуктов деятельности.
1 /0
Срез знаний.
Практическая работа.
Тестирование, анализ
0/ 2
продуктов деятельности.
Срез знаний,
1/0
Практическая работа
Срез знаний,
0/2
Практическая работа
Срез знаний,
0/6
Практическая работа
Тестирование, анализ
0/8
продуктов деятельности.
2/0
Зачет.
Защита готовых изделий

Содержание учебного (тематического) плана
Тема 1. Вводное занятие. Технология труда швеи. Охрана труда.
Оборудование швейного производства.
Организация группы.
Организация рабочего места.
Общие
сведения об организации работы на швейном предприятии. Лёгкая
промышленность, её подотрасли. Предприятия швейного производства.
Профессии швейной и текстильной промышленности. Технология работы
швейного предприятия. Требования безопасности труда.
Классификация швейных машин. Виды оборудования для влажно-тепловой
обработки. Правила техники безопасности. Общее устройство швейных
машин. Основные узлы, механизмы машин. Детали для соединения узлов,
механизмов швейных машин. Механизмы передачи и преобразования
движения. Условные обозначения на кинематических схемах. Процесс
образования челночного стежка. Строение челночного стежка. Заправка
ниток. Правила регулировки натяжения нитей и величины стежка. Подбор
игл и ниток. Установка лапки. Способы наладки швейной машины для
работы с различными тканями.
Оборудование для влажно-тепловой обработки деталей: утюги, прессы,
увлажнители и отпарочные аппараты. Оборудование для клеевого
соединения деталей. Организация рабочего места.
Машины для зигзагообразной строчки. Процесс образования
зигзагообразной строчки. Конструктивные особенности машин, техническая
характеристика, применение.
Машины краеобмёточные и стачечно-обмёточные. Процесс образования
краеобмёточных стежков. Конструктивные особенности машин, техническая
характеристика, применение.
Практическая работа: Деловая игра «Ателье». Разработка эскиза
коллекции моделей одежды. Определение класса швейных машин. Чтение
кинематических схем.
Подготовка машины к работе.
Работа с
приспособлениями малой механизации на швейной машине. Эксплуатация
оборудования для влажно-тепловой обработки. Эксплуатация машин с
зигзагообразной строчкой. Эксплуатация машин краеобмёточных и стачечнообмёточных.
Тема 2. Материаловедение.
Материаловедение, его значимость в изготовлении швейного изделия.
Классификация швейных материалов. Строение и свойства натуральных
волокон: хлопок, шерсть, лён, шёлк натуральный. Химические волокна, их
классификация. Технология ткани. Классификация ткани. Ассортимент ткани
для швейных изделий. Общие сведения о процессах производства тканей.
Строение и свойства тканей. Сортность тканей. Ассортимент тканей.
Правила ухода за швейными материалами и изделиями.
Практическая работа: Лабораторная работа «Строение и свойства
натуральных волокон». Разработка изделия с использованием разных
отделочных материалов (воротник, пояс, манжеты). Составление каталога

тканей разного ассортимента. Определение вида и свойства тканей.
Практическая работа «Хранение швейных изделий».
Тема 3. Основы конструирования швейных изделий.
Краткая история развития процесса конструирования одежды. Правила
организации рабочего места. Инструменты и приспособления для построения
конструкций. Правила техники безопасности. Задачи конструирования:
системы и методы. Характеристика существующих систем конструирования.
Общие сведения об одежде и процессах её конструирования.
Классификация одежды по назначению, применяемым материалам, сезону,
размерам и ростам. Внешний вид одежды, силуэты. Краткие сведения о
строении и об особенностях телосложениях фигуры человека. Понятия и
принципы построения размерной типологии населения. Характеристика
особенностей телосложения, влияние отклонений в телосложении на
конструкцию изделий. Характеристика сутулых, перегибистых, полных
фигур. Порядок и правила снятия измерений с женской фигуры. Методы
измерения фигуры человека, необходимые для конструирования одежды,
инструменты и приспособления. Техника и последовательность измерений,
условные обозначения. Анализ измерений индивидуальных форм. Виды
измерений, порядок и правила снятия измерений. Конструктивные прибавки.
Прибавки, учитываемые в конструировании швейных изделий. Прибавки на
свободное облегание, их классификация, характеристика, обозначения.
Зависимость величин прибавок от вида, назначения одежды, силуэта, моды,
свойств материала и особенностей технологической обработки. Общие
сведения о процессах конструирования поясных изделий. Классификация
поясных изделий. Измерения, необходимые для конструирования поясных
изделий. Общая характеристика форм и конструкций юбок и брюк. Чтение и
построение чертежей поясных изделий. Основы конструктивного
моделирования. Метод конструктивного моделирования швейных изделий:
графический, макетный, метод шаблона – перенос нагрудной вытачки.
Несложные приемы моделирования (изменение формы горловины и проймы,
длины и ширины изделия, формы и длины рукава, формы воротника,
кармана, кокетки), перевода выкройки из журналов.
Варианты создания изделия с кокетками, рельефами, подрезами,
складками, сборками. Выполнение конического расширения деталей.
Практическая работа: Разработка конструкций женской одежды по
журналам мод на индивидуальную фигуру. Общие понятия о
художественном конструировании женской одежды. Анализ рисунка модели,
составление описания внешнего вида модели. Разработка конструкций
изделий с учётом современных направлений моды. Проектирование одежды
с учётом особенностей конструирования одежды разных возрастных групп.
Снятие измерений с женской фигуры и их запись. Анализ измерений по
таблице измерений типовых фигур. Контроль измерения. Определение
прибавки на свободное облегание в зависимости от выбранной модели.
Построение базовой конструкции прямой двухшовной юбки. Определение
основных параметров юбки: длины, ширины по линиям талии и бёдер.

Определение суммарного раствора вытачек по линии талии, варианты его
распределения. Построение базовых конструкций юбок из клиньев,
конических юбок, юбки в круговые складки. Построение чертежа
конструкции женских брюк. Расчёт и построение чертежей конструкции
передней и задней половинок брюк.
Перенос вытачек на чертеже, нанесение типовых декоративных линий.
Выполнение заданных форм изделий способом конструктивного
моделирования.
Разработка
поясного изделия. Определение исходных данных для
построения чертежей основных деталей базовых конструкций. Расчёт
конструкций и разработка чертежа основных деталей модели. Изготовление
макета с целью уточнения базовой конструкции. Оценка технологичности
конструкции.
Тема 4. Технология швейного производства.
Ассортимент швейных изделий. Классификация швейных изделий.
Основные этапы изготовления швейных изделий. Ручные и машинные
работы. Организация рабочего места. Правила пользования инструментами и
приспособлениями для ручных и машинных работ. Специфика применения
швейного оборудования. Терминология швейного производства. Виды
ручных и машинных стежков и строчек. Варианты их применения.
Способы влажно-тепловой обработки (ВТО) швейных изделий. Организация
рабочего места. Правила применения оборудования и приспособлений для
ВТО. Виды работ, технические требования к выполнению операций ВТО.
Технологические режимы ВТО.
Клеевой метод обработки деталей изделий, способы его применения.
Обработка деталей и узлов швейных изделий. Виды деталей швейных
изделий ассортиментных групп. Конструктивные особенности деталей.
Технические требования к обработке. Дополнительные материалы для
обработки деталей. Способы, последовательность и приемы обработки
деталей изделий. Виды конструктивно-декоративных элементов в швейных
изделиях. Назначение и приёмы технологической обработки вытачек,
складок, рельефов. Виды петель в изделии, их применение. Виды и методы
обработки застёжек в изделии. Технология обработки деталей и узлов
швейных изделий ассортиментных групп.
Технология швейных изделий ассортиментных групп. Виды изделий в
ассортиментных группах. Виды материалов. Детали кроя. Методы и приёмы
обработки деталей и узлов, сборки изделий. Технологическая
последовательность операций. Влажно-тепловая обработка деталей,
полуфабриката и готового изделия. Требования к качеству. Выполнение
технологических операций при обработке деталей, сборке швейных изделий.
Практическая работа: Составление каталога «Ассортимент швейных
изделий». Выполнение ручных и машинных стежков и строчек. Пришивание
фурнитуры. Влажно-тепловая обработка деталей швейных изделий
ассортиментных групп. Использование клеевого метода обработки деталей в
швейных изделиях. Изготовление швейных изделий ассортиментных групп.

Изготовление образцов деталей и узлов швейных изделий.
Тема5. Итоговое занятие. Анализ продуктов деятельности. Презентация
готовых изделий (технологическая последовательность операций при
изготовлении швейных изделий).

1.4 Планируемые результаты
Метапредметные результаты:
- знать требования к оборудованию рабочего места;
- знать принцип работы обслуживаемого оборудования;
- знать правила регулирования натяжения нитей и частоты строчки;
- уметь устранять причины неполадок оборудования, возникающих
при выполнении работ;
- знать правила технической эксплуатации и ухода за оборудованием,
приспособлениями и инструментами;
уметь выполнять рациональную организацию труда на своём
рабочем месте;
- сформировано положительное отношение к труду;
Предметные:
- рапознавать свойства волокон, переплетений, материалов;
- знать нормы расходов материалов;
- уметь распознавать
ассортиментные группы, классификации
одежды;
- уметь использовать в построении размерные признаки фигуры
человека;
- знать методы конструирования одежды;
- уметь распознавать условные обозначения и основные понятия;
- знать этапы процесса изготовления швейных изделий;
- знать расчет и построение базовой конструкции одежды;
- использовать методы и приёмы выполнения простых операций;
- несложные приемы моделирования (изменение формы горловины и
проймы, длины и ширины изделия, формы и длины рукава, формы
воротника, кармана, кокетки), перевода выкройки из журналов
- использовать в работе технологические условия выполнения ручных
и машинных работ;
- знать правила техники безопасного труда.
Личностные результаты:
- сформированы деловые качества, профессионально важные для швеи;
- сформированы предпосылки экономического мышления;
- сформировано осознание себя как субъектов будущей профессиональной
деятельности.

2. Организационно – педагогические условия
2.1. Календарный график
Начало учебного года
Окончание учебного года
Продолжительность
учебного года
Начало занятий
Окончание занятий
Периодичность текущего
контроля успеваемости и
промежуточной аттестации
обучающихся

01 сентября 2023 г.
31 мая 2024 г.
36 учебных недель и 6 дней

8.00 часов
20.00 часов
Входной контроль осуществляется в период
с 01 сентября по 10 сентября.
Текущий контроль осуществляется с 10
сентября по 26 декабря, с 10 января по 20
мая.
Промежуточная аттестация осуществляется в
период с 27 по 31 декабря (за 1 полугодие), с
21 по 31 мая.
Праздничные нерабочие дни
4 ноября 2023г., 1-8 января 2024 г., 23
февраля 2024г., 8 марта 2024 г., 1 мая 2024 г.,
9,10 мая 2024 г.
2.2. Условия реализации программы.
• Материально-техническое обеспечение.
Программа предусматривает использование элементов следующих
педагогических технологий: метод проектов, проблемное обучение,
педагогика сотрудничества.анном учебном кабинете, оснащенном корпусной
мебелью,
манекеном, стационарным утюжильным местом, комплектом
инструментов и приспособлений для черчения и выполнения макетирования,
швейным оборудованием.
Оборудование:
− раскроечный стол (количество – 2 штуки);
− швейные машины (количество – 8 штук);
− оверлок (количество – 1 штука);
− манекен;
− утюги (количество – 1 штука);
− гладильная доска;
− доска ученическая;
− компьютер.
Инструменты:
− портняжные ножницы;
− лекала;
− линейки;
− резец;

− иглы;
− сантиметровая лента;
− наперстки;
− булавки.
Материалы:
− тесьма;
− ткань;
− нитки;
− мелки;
−
клей.
Раздаточный материал:
− журналы мод;
− инструктивно-технологические карты;
− выкройки;
− таблицы.
Наглядные пособия:
− образцы готовых швейных изделий;
− коллекция образцов ткани и декоративных материалов;
− образцы обработки деталей и узлов швейных изделий;
− чертежи конструкций плечевых изделий;
− чертежи конструкций поясных изделий;
− альбом по моделированию;
− альбом по технологии с графическими схемами обработки узлов и
деталей швейных изделий.
Инструкции:
− правила техники безопасности;
− правила электробезопасности;
− правила пожарной безопасности;
− правила дорожного движения.
− ТСО: Ноутбук.
Кадровое обеспечение:
− Реализация программы и подготовка занятий осуществляется
педагогом дополнительного образования, имеющим среднее или
высшее профессиональное образование.
Методические материалы:
Методические пособия, используемые для организации и проведения
занятий:
Е.М. Матузова «Разработка конструкций женских швейных изделий по
моделям», Е.М. Матузова, Р.И. Соколова, Н.С. Гончарук «Методические
указания по моделированию и конструированию изделий на нетиповые

фигуры», А.Т. Труханова «Справочник молодого швейника»,
Единая
методика конструирования одежды СЭВ (ЕМКО СЭВ): Т. 1: Теоретические
основы, Единая методика конструирования одежды СЭВ (ЕМКО СЭВ): Т. 2:
Базовые конструкции женской одежды, Единая методика конструирования
одежды СЭВ (ЕМКО СЭВ): Т. 4: Градация деталей мужской и женской
одежды,
Единая методика конструирования одежды СЭВ (ЕМКО СЭВ): Т.
5: Базовые конструкции одежды для девочек, Единая
методика
конструирования одежды СЭВ (ЕМКО СЭВ): Т. 7: Правила технического
черчения конструкций одежды,
Единая
методика
конструирования
одежды СЭВ (ЕМКО СЭВ): Т. 8: Термины и определения.
В основу реализации содержания данной программы положены
следующие принципы:
• научности и практикоориентированности дополнительного образования;
• непрерывности образования на основе приемственности в системе обучения;
• интеграции, предполагающий связь знаний по технологии, экономике,
черчению, изодеятельности, обществознанию;
• прозрачности, предполагающий диагностичность результатов обучения по
программе, сочетание внешней оценки и самооценки обучающегося.
Формы организации образовательного процесса: учебное занятие,
деловая
игра,
занятие-имитация,
мини-выставка,
занятие-дефиле,
самостоятельная работа (работа со специальной литературой).
Методы обучения:
Словесные (беседы, объяснение, рассказ).
Наглядные (показ, демонстрация изделий).
Практические (работа на швейной машине, с тканью).
Частично-поисковые (самостоятельная разработка чертежа, проектирование
модели).
Проблемные (ситуационные задания проблемного характера, элементы
ролевой игры, внесение изменений в эскиз в соответствии с фигурой,
декорирование элементов одежды).
Средства обучения: схемы, таблицы, специальная литература, мультимедийное
оборудование, компьютер.
Обучающиеся ведут тетрадь для записей, в которой фиксируют
основные понятия, этапы работы над изделием, эскизы, размерные признаки
фигуры и т.д.
Практическое содержание программы направлена на её практическую
направленность. На занятиях обучающиеся конструируют, моделируют и шьют
изделия повышенной сложности, навыки изготовления простейших изделий
они приобретают на уроках «Технологии» в школе. Кроме того, занятия в
творческом объединении по конструированию, моделированию и пошиву
одежды способствуют трудовому, эстетическому воспитанию обучающихся,
расширению их кругозора, становлению интереса к рабочим профессиям
швейного производства и дальнейшей профессиональной ориентации. В
программе учитываются особенности образовательного процесса в учреждении

дополнительного образования (занятия детей по желанию, по интересу, на
добровольных началах, с практической направленностью).
2.3 Формы аттестации и оценочные материалы.
Периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся по программе осуществляется
согласно календарного учебного графика.
Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся:
Входной контроль проводится в форме опроса.
Текущий контроль успеваемости проводится после прохождения
каждой темы учебного плана программы, методы контроля: наблюдение,
анализ продуктов деятельности, срез знаний, контрольное задание.
Промежуточная аттестация проводится по итогам 1 полугодия и по
окончании учебного года обучения.
Формы промежуточной аттестации обучающихся: зачёт, защита
итоговой творческой работы
Форма представления образовательных результатов: Дневник учёта и
оценки личностных достижений обучающегося объединения.
Для осуществления текущего контроля и промежуточной аттестации
обучающихся к программе разработаны оценочные материалы, в которых
конкретизируются формы, цели, содержание, методы, текущего контроля и
промежуточной аттестации обучающихся, формируется система оценивания
с учетом специфики программы, методических особенностей:
- опросник для проведения входного контроля;
- экспертные листы;
- протоколы контрольных занятий;
- лист наблюдения;
- карты анализа продуктов деятельности.
Оценке подвергаются: самостоятельность в выполнении задания;
соблюдение технологии обработки материала, качество выполнения
швейного изделия; степень точности и аккуратности при выполнении
работы; общение в учебной группе; соблюдение правил технической
эксплуатации швейного оборудования; качество выполнения на машинах и
вручную простых операций по пошиву изделий из различных материалов;
соблюдение правил техники безопасности.

3. Список литературы
Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022 г. г. № 678-р);
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее –
СанПиН);
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных
программ»;
7.
Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
8.
Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок
организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным
общеобразовательным
программам,
утвержденный
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября
2018 г. N 196»;
9.
Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей»;
10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09
«О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей

с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»);
12. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
13. Комплексная программ Свердловской области "Уральская инженерная
школа" на 2016 - 2020 годы (утверждена Постановлением Правительства
Свердловской области от 2 марта 2016 года N 127-ПП);
14.
Методические
рекомендации
«Разработка
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях» (утверждены приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от
04.03.2022 г. №219-д;
15. Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам
для
включения
в
систему
персонифицированного
финансирования дополнительного образования детей Свердловской области»
(Приложение к приказу ГАНОУ СО Свердловской области «Дворец
молодёжи» от 26.02.2021г. № 136-д);
16. Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам
для
включения
в
систему
персонифицированного
финансирования дополнительного образования детей Свердловской области»
(Приложение к приказу ГАНОУ СО Свердловской области «Дворец
молодёжи» от 26.02.2021г. № 136-д),
17. Устав МАУДО «Дворец творчества»;
18. Положение о дополнительных общеразвивающих программах и порядке
их утверждения в МАУДО «Дворец творчества»
Литература, использованная при составлении программы
1. Гришпан, И.Я. Конструирование мужской верхней одежды по
индивидуальным заказам / И.Я. Гришпан. М., 1987.
2. Конструирование женской одежды / Л.И. Трутченко, А.В. Пантелеева, О.Н.
Каратова. Мн., 2001.
3. Конструирование мужской и женской одежды / Б.С. Сакулин, Э.К.
Амирова, О.В. Сакулина [и др.]. М., 2001.
4. Конструирование одежды с элементами САПР / Е.Б. Коблякова, Г.С.
Ивлева, В.Е. Романов [и др.]. М., 1988.
5. Крючкова, Г.А. Конструирование мужской и женской одежды / Г.А.
Крючкова. М., 2003.
6. Матузова, Е.М. Разработка конструкций женских швейных изделий по
моделям / Е.М. Матузова, Р.И. Соколова, Н.С. Гончарук. М., 1983.
7. Методические указания по моделированию и конструированию изделий
на нетиповые фигуры. Мн., 1988.

8. Рахманов, Н.А. Устранение дефектов одежды / Н.А. Рахманов, С.И.
Стаханова. М., 1985.
9. Саламатова, С.М. Конструирование одежды / С.М. Саламатова. М., 1984.
10. Труханова, А.Т. Справочник молодого швейника / А.Т. Труханова. М.,
1993.
11. Шершнева, Л.П. Конструирование женских платьев / Л.П. Шершнева. М.,
1991.
12.Единая методика конструирования одежды СЭВ (ЕМКО СЭВ): Т. 1:
Теоретические основы. М., 1988.
13.Единая методика конструирования одежды СЭВ (ЕМКО СЭВ): Т. 2:
Базовые конструкции женской одежды. М., 1988.
14.Единая методика конструирования одежды СЭВ (ЕМКО СЭВ): Т. 4:
Градация деталей мужской и женской одежды. М., 1990.
15.Единая методика конструирования одежды СЭВ (ЕМКО СЭВ): Т. 5:
Базовые конструкции одежды для девочек. М., 1990.
16.Единая методика конструирования одежды СЭВ (ЕМКО СЭВ): Т. 7:
Правила технического черчения конструкций одежды. М., 1989.
17.Единая методика конструирования одежды СЭВ (ЕМКО СЭВ): Т. 8:
Термины и определения. М., 1990.
18.ГОСТ 17522–72. Типовые фигуры женщин: Размерные признаки для
проектирования одежды. М., 1973.
19.ГОСТ 17916–86. Фигуры девочек типовые: Размерные признаки для
проектирования одежды. М., 1987.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».