Эстрадный вокал Соло

Дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности

«Эстрадный вокал. Соло»
Возраст обучающихся: 5– 12 лет
Срок реализации программы – 1 год

Составитель программы:
Кузнецова Анастасия Владимировна,
педагог дополнительного
образования.

Красноуфимск, 2023 год

Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования
1.1. Пояснительная записка
Направленность программы: художественная.
Актуальность программы. Дополнительная общеразвивающая программа
«Эстрадный вокал.Соло.» (далее программа) разработана в соответствии с
документами:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. г. № 678-р);
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
6. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам”;
7.
Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей» с изменениями от 01.11.2021 № 934-д;
8. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования
на территории Свердловской области на период до 2035 года».
9. Методические рекомендации «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях»
(утверждены приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 04.03.2022 г. №219-д;
10.Муниципаьная программа Городского округа Красноуфимск «Развитие
системы образования в городском округе Красноуфимск до 2028 года»
(Постановление администрации ГО Красноуфимск № 1243 от 27.12.2022г.»
11. Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам для включения в систему персонифицированного финансирования
дополнительного образования детей Свердловской области» (Приложение к приказу
ГАНОУ СО Свердловской области «Дворец молодёжи» от 26.02.2021г. № 136-д);
12. Устав МАУДО «Дворец творчества»;
13. Положение о дополнительных общеразвивающих программах и порядке их
утверждения в МАУДО «Дворец творчества»
.
В настоящее время существует много различных форм творческой

деятельности, одна из самых интересных, эффективных, эмоциональных,
захватывающих и доступных – эстрадное пение. Эстрадное музыкальное искусство
точно соответствует интересам современных детей и подростков. Предмет эстрадный
вокал является сегодня одним из основных форм массового приобщения
подрастающего поколения к музыкальному искусству и решением одной из
приоритетных проблем педагогики – развития творческих способностей детей.
Ресурс дополнительного образования позволяет каждому желающему в более
свободной форме освоить технику эстрадного вокала. Вариативность содержания и
форм организации образовательного процесса, адаптивность к возникающим
изменениям позволяет наиболее продуктивно решать поставленные задачи в работе с
разновозрастным коллективом. Программа позволяет реализовать потребность
обучающихся в развитии творческих способностей в области эстрадного вокала.
Обучающиеся приобретают знания, умения и навыки исполнения произведений в
жанре эстрадного вокала через сольную деятельность. Позволяет
усвоить
навыки
публичных выступлений, что
позволит
обучающимся
использовать навыки в более успешном и
рациональном
выборе
профессии: вокальное искусство, артист, педагог, оратор, юрист, звукорежиссер,
продюсер и т.д. Программа разработана с учётом потребности населения городского
округа Красноуфимск.
Практическая
значимость
программы.
Развитие
творческой
индивидуальности исполнителя, культуры исполнения, высокого художественного
вкуса. Уделяется большее количество времени на репетиционные занятия, на
которых отрабатывается концертный материал: вокально-техническая подготовка,
эмоциональная подача произведения, культура исполнения.
Отличительные особенности программы: активная концертно- исполнительская
деятельность, формирование сценической культуры и участие в конкурсном и
фестивальном движении. Программа направлена на организацию полноценного
досуга обучающихся.
Программа не предполагает конкурсного отбора, рассчитана на
сопровождение всех категорий обучающихся.
Программа разработана как индивидуальный образовательный маршрут
обучающихся с учетом их склонностей, потребностей и индивидуальных
возможностей.
Цель программы: развитие у обучающихся вокально-творческих навыков
концертно-исполнительской деятельности.
Задачи программы:
1. Образовательные:
- формирование знаний об истории становления музыкального искусства и
исполнителях, о музыке и музыкальных жанрах;
-формирование художественного вкуса на примерах образцов мировой
художественной культуры;
2. Развивающие:
- формирование вокально-исполнительских
умений обучающихся,
вокальной артикуляции, музыкальной памяти;
развитие у обучающихся
певческих
умений,
гармонического
и

мелодического слуха, певческого дыхания и артистической смелости,
расширение диапазона голоса;
- расширение сферы общения, накопление опыта социальных контактов со
сверстниками;
3. Воспитательные:
- воспитание у обучающихся эстетического вкуса, выдержки, трудолюбия,
целеустремленности, интереса к певческой деятельности и к музыке в целом;
- воспитание нравственных чувств через музыкальный репертуар, вокальной и
сценической культуры обучающихся;
- создание комфортной обстановки, «ситуации успеха» для обучающихся.
Адресат программы. Как такового отбора (с точки зрения наличия у детей
музыкальных способностей, музыкального слуха) не предусматривается. Практика
доказала, справедливость того теоретического положения, что у каждого
нормального здорового ребенка при его интересе к занятиям можно развить все
музыкальные способности, включая певческий голос.
Набор
в
объединение осуществляется на свободной основе. Возраст обучающихся по
программе 5 - 12 лет.
Объём программы – 72 часа.
Срок реализации программы - 1 года.
Режим занятий. Занятия проводятся по 1 часу 2 раза в неделю.
Продолжительность индивидуальных занятий – 45 мин., продолжительность перемен
– 10 минут для отдыха обучающихся и проветривания помещений.
Форма обучения: очная.
Виды занятий. В основном занятия по программе проходят в виде
индивидуальных учебных занятий. Теоретическая подготовка обучающихся
предусматривает беседы об истории становления музыкального искусства и
исполнителях; о зарубежных и отечественных композиторах, правилах поведения и
технике безопасности, а так же знакомство с музыкальными терминами (legato,
nonlegato, staccato,piano, forte, crescendo, diminuendo),
теорией музыки,
музыкальными жанрами.
Практическая подготовка предусматривает
работу над развитием
голосообразующего аппарата, вокально - хоровую работу над развитием вокально хоровых навыков; над постановкой певческого голоса, а так же пение вокально –
хоровых произведений с отработкой навыков работы
с микрофоном;
репетиционную и концертную деятельность, пение эстрадных композиций.
Педагогом используется качественный музыкальный песенный материал,
специально подобранный для детского исполнения, его современный, идейный смысл,
красочные костюмы для выступлений и в целом вся подготовительная работа,
воспитывающая в детях организованность, художественных вкус, способствующая
развитию музыкальности, творческой инициативы, воспитанию нравственноэстетических качеств личности. Существенную роль играет и артистизм исполнения.
Содержание программы. Программа реализуется в 2 этапа:
1 этап – совершенствование вокально-певческих навыков, развитие
музыкальности и художественного вкуса;

2 этап – развитие сценического и актёрского мастерства, творческой
инициативы, воспитание нравственно-эстетических качеств личности.
Планируемый результат: выпускник со сформированными концертноисполнительскими навыками.

Комплекс организационно – педагогических условий, включая
формы аттестации
Учебный план
№

1

Тема
Вводное занятие.

1

Дыхательная
2 гимнастика.

вокальная

Комплекс
3 упражнений

вокальных

1

Работа
4 произведениями.
5

5

Формы
промежуточной
аттестации
Прослушивание
музыкального
произведения
Контрольное
задание

8

Музыкальное
упражнение
Контрольное
задание

Количество часов
Всего
Теория Практика
часов

1

1

4

7

над

Сценическое мастерство.

Концертно6 исполнительская
деятельность
Итоговое занятие.
7

Всего

1

24

25

2

13

15

2

14

16

-

2

2

8

64

72

Контрольное
задание
Концертный
номер
Итоговый
концерт

Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие. Содержание курса. Организационное
занятие. Цели и задачи объединения. Распорядок работы, правила
поведения. Правила техники безопасности.
Практическая часть. Вокальные упражнения, прослушивание
детских голосов, упражнения для определения границ диапазона голоса,
изменений в звучании голоса.
Тема 2. Дыхательная вокальная гимнастика. Дыхательная вокальная
гимнастика. Вокальная позиция. Певческая установка. Дирижерские жесты.
Практическая работа. Комплекс упражнений дыхательной
гимнастики. Равномерное распределение дыхания на музыкальную фразу.
Дирижерские жесты.
Тема 3. Комплекс вокальных упражнений. Атака звука. Вокальные
упражнения. Понятия: вокализ, атака звука: мягкая, твёрдая,
преддыхательная. Термины: staccato, legato, nonlegato.
Практическая часть. Артикуляционная гимнастика. Распевание.
Комплекс вокальных упражнений, исполнение вокализов различными
фонопедическими приемами. Дикция. Унисон. Распевки на неразрывное
звучание - cantilena: и – я – у -ю, ми –мэ - ма- мю- му. Пение каноном.
Формирование гласных и согласных звуков при пении. Элементы
двухголосия в упражнениях и попевках.
Тема 4. Работа над произведениями. Работа над произведениями.
Выбор песенного материала. Знакомство с музыкальным и поэтическим
текстом. Авторы произведения. Правила орфоэпии при пении. Понятия:
пауза, фраза, темп, динамика, вокализ, кода, речитатив, лад, тональность,
унисон, дикция, артикуляция, модуляция. Драматургия произведения.
Практическая работа. Работа над музыкальным и поэтическим
текстом. Беседа об авторах произведения. Прослушивание песни в записи
или в исполнении руководителя. Анализ прослушанного: лад, характер,
движение мелодии, динамическое развитие, драматургия произведения.
Пение дуэтом, трио, ансамблем. Исполнение произведения с помощью
отчетливой дикции, мимики, жестов, эмоционального внутреннего
состояния.
Тема 5. Сценическое мастерство. Сценическое мастерство. Правила
поведения на сцене. Приемы создания сценического образа.
Практическая работа. Упражнения на развитие артистических
способностей,
танцевально-ритмических
движений.
Работа
над
выразительным исполнением песни и созданием сценического образа.
Тема 6. Итоговое занятие.
Практическая работа: итоговый концерт.

1.2. Планируемый результат
Предметные результаты:
-знание основных вокальных терминов и понятий;
-знание строения голосового аппарата;
-умение правильно стоять и сидеть при пении (постановка корпуса);
-приобретение первоначальных навыков работы с микрофоном;
-умение петь под фонограмму караоке;
-умение правильно дышать: спокойный, без напряжения вдох, задержание
вдоха перед началом пения (люфт-пауза), выработка равномерного выдоха;
-умение правильно формировать гласные в сочетании с согласными
звуками, четко произносить согласные звуки;
-умение петь элементарные вокальные упражнения, включающие мажорные
и минорные трезвучия;
-умение петь выразительно, артистично и интонационно чисто.
Метапредметные результаты:
-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности;
-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
-овладение способностью слушать собеседника и вести диалог;
- приобщение обучающихся к современной музыке, формирование основ
современного музыкального мышления.
Личностные результаты:
-воспитание качеств личности, необходимых для успешного
позиционирования себя в коллективе единомышленников и за его
пределами;
-формирование первоначального опыта достижения творческого результата;
-освоение социальных норм, правил поведения в различных социальных
группах;
-усвоение правил индивидуального безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях.

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1. Условия реализации программы.
Для организации образовательного процесса используется специально
оборудованный учебный кабинет.
Материально-техническое обеспечение:
- мультимедийная техника (проектор, компьютер, экран);
-учебно-наглядные
пособия
(таблицы,
портреты
композиторов,
иллюстрации, использование медиатеки,);
- музыкальные инструменты (фортепиано);
- звукоусиливающая аппаратура (акустическая система,
микшерный
пульт, мониторы, микрофон);
Информационное обеспечение:
- записи аудио, формат CD, MP3;
- видеозаписи выступлений, концертов, конкурсов; компьютерные презентации по темам программы
Кадровое обеспечение. Требования к образованию педагога, реализующего
программу: среднее профессиональное (педагогическое) образование, высшее
профессиональное
(педагогическое) образование. Прохождение
курсов повышения квалификации по данному направлению деятельности.
Методические материалы. Методические пособия, используемые для
организации и проведения занятий. При проведении занятий используются
развивающие голосовые игры В.В.Емельянова, которые способствуют
эффективному развитию вокально–хоровых навыков, музыкального слуха,
сценического мастерства, включению в музыкальный репертуар различных
стилистических жанров.
Кроме того,
для проведения занятий
используются методические пособия следующих авторов: Алиева Ю.Б.
«Настольная книга школьного учителя-музыканта», Бахуташвили Н.К.
«Упражнения для постановки певческого голоса», Белобровой Е. «Техника
эстрадного и рок –вокала», Дмитриева Л.Б. «Основы вокальной методики»,
Емельянова В.В. «Развитие голоса. Координация и тренаж».
Методы обучения:
-наглядные:
показ, наблюдение, демонстрация, контрастные
сопоставления, эмоциональная драматургия, уподобление
характеру
звучания музыки;
- словесные: беседа, рассказ, проговаривание, метод эмоционального воздействия,
метод размышления;
- репродуктивные: исполнение по образцу;
-практические: музыкальные коммуникативные игры, импровизация, имитация,
театрализация, презентация, выступление;
- частично-поисковые: выполнение творческих заданий.

2.2. Формы аттестации и оценочные материалы
Периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся по программе осуществляется
педагогом самостоятельно согласно календарного учебного графика.
Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся:
Входной
контроль
проводится
в
форме
опроса
и
прослушивания(исполнение фрагмента песни, когда учитывается чувство
ритма, музыкальный слух и вокальные данные (оценочный материал–
опросник, экспертный лист).
Текущий контроль успеваемости проводится после прохождения
каждой темы учебного плана программы.
Методы контроля:
- вокально-хоровая работа (оценочный материал – карта анализа);
- срез
теоретических знаний по основным темам программы
(оценочный материал – экспертный лист);
- контрольное задание (оценочный материал – экспертный лист);
- участие в концертной программе (оценочный материал –
экспертный лист участника).
Промежуточная аттестация проводится по итогам 1 полугодия и по
окончании учебного года обучения.
Формы промежуточной аттестации обучающихся - вокальнохоровая работа (проводится по окончании 1 полугодия учебного года),
отчётный концерт (проводится по окончании учебного года).Оценочный
материал – протокол контрольного занятия.
Форма представления образовательных результатов: Дневник учёта и
оценки личностных достижений обучающегося объединения.
Для осуществления текущего контроля успеваемости
и
промежуточной аттестации обучающихся
к
программе
разработаны
оценочные материалы, в которых конкретизируются формы, цели,
содержание, методы, текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся, формируется система оценивания с учетом
специфики программы, методических особенностей:
- опросник для проведения входного контроля; экспертные листы;
- протоколы контрольных занятий; карты анализа.
Кроме того, контрольно-измерительные материалы предусматривают не
только проведение текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся, но и оценку удовлетворённости качеством
дополнительных образовательных услуг.

Список литературы
Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М., 2000.
Бахуташвили Н.К. Упражнения для постановки певческого голоса.
Белоброва Е. Техника эстрадного и рок –вокала. 2002.
Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М., 1996.
Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж. СПб.: Лань, 1997.
Знакомство детей с русским народным творчеством. Конспекты. СПб.:
«Детство-Пресс», 1999.
7. Исаева И. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей.
М.: АСТ: Астрель,
8. Станиславский К.С. Работа актера над собой. М., 1985.
9. Струве Г. Школьный хор. М.: Просвещение, 1981.
10. Хворостухина С.А. Дыхание по Стрельниковой. М.: АСТ, 2006.
11. Шереметьев В.А. Пение и воспитание детей в хоре. Ч., 1998.
Нормативные документы:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022
г. г. № 678-р);
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
6. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”;
7.
Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей» с изменениями от 01.11.2021 № 934д;
8. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
9. Методические рекомендации «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях» (утверждены приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от
04.03.2022 г. №219-д;

1.
2.
3.
4.
5.
6.

10.Муниципаьная программа Городского округа Красноуфимск «Развитие
системы образования в городском округе Красноуфимск до 2028 года»
(Постановление администрации ГО Красноуфимск № 1243 от 27.12.2022г.»
11. Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам для включения в систему персонифицированного финансирования
дополнительного образования детей Свердловской области» (Приложение к
приказу ГАНОУ СО Свердловской области «Дворец молодёжи» от 26.02.2021г. №
136-д);
12. Устав МАУДО «Дворец творчества»;
13. Положение о дополнительных общеразвивающих программах и порядке их
утверждения в МАУДО «Дворец творчества»

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».