В гостях у Букварика

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00DBF90FCF4B65C92EAD606E3807A61728
Владелец: КОЛЧАНОВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА
Действителен: с 12.12.2022 до 06.03.2024

Дополнительная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«В гостях у Букварика»
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации программы: 1 год

Составитель:
Садыкова Надежда Александровна,
педагог дополнительного образования,

Красноуфимск 2023
1

2. Основные характеристики
2.1. Пояснительная записка
Направленность программы: социально - гуманитарная.
Актуальность программы. Дополнительная общеразвивающая программа «В
гостях у Букварика» (далее - программа) разработана в соответствии с документами:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства
РФ
от
29
мая
2015
г.
№
996-р);
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. г. № 678-р);
3. Постановление
Правительства
Российской
Федерации
от
29.03.2019
№ 363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная
среда»;
4. Постановление
Главного
государственного
санитарного
врача
РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
5. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам”;
6. Приказ
Министерства
образования
и
науки
Российской
Федерации
от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
7.
Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
8. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»)
9. План мероприятий («дорожная карта») по развитию инклюзивного общего и
дополнительного образования, детского отдыха, созданию специальных условий для
обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья в
Свердловской области на долгосрочный период (до 2030 года) (утвержден Заместителем
Губернатора Свердловской области 04.03.2022 г.)
2

10. Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ в образовательных организациях» (утверждены приказом
ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 04.03.2022 г. №219-д;
11. Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам для включения в систему персонифицированного финансирования
дополнительного образования детей Свердловской области» (Приложение к приказу
ГАНОУ СО Свердловской области «Дворец молодѐжи» от 26.02.2021г. № 136-д);
12. Устав МАУДО «Дворец творчества»;
13. Положение о дополнительных общеразвивающих программах и порядке их
утверждения в МАУДО «Дворец творчества.
Актуальность проблемы полноценного развития ребѐнка, начиная с дошкольного
возраста, подтверждается рядом фактов и положений. К ним можно отнести как
общественные ожидания по отношению к дошкольному образованию, содержание
которых изменились в свете новой государственной политики в демографической
области, так и социальный и государственный заказ. В Федеральной программе
развития образования подчѐркивается необходимость создания в дошкольном
образовании «условий для наиболее полного развития способностей и интересов детей
дошкольного возраста на основе индивидуального подхода».
Развитие речи обучающегося – эта главная и приоритетная задача педагогов,
работающих с детьми дошкольного возраста. Тенденция к снижению возрастных рамок
начала подготовки к обучению детей чтению имеет вполне объективное основание:
внедряются стандарты школьного образования, расширяется программа начальной
школы, успешность освоения их зависит от подготовки, интеллектуального развития
ребенка. Расширение сферы дополнительного образования, гибкость и многообразие
форм предоставления дополнительных образовательных услуг, в том числе, и по
подготовке к обучению дошкольников грамоте, является одной из ключевых позиций
обновления дошкольного образования, обеспечивающей преемственность между всеми
сферами
социального
становления
ребѐнка,
возможность
обращения
к
индивидуальности, самобытности и самоценности каждого ребенка.
Программа предусматривает для обучающихся возможность выбора и построения
индивидуальной образовательной траектории.
Исходя из принципов личностно – ориентированного образования в программе
содержание ориентировано не на форсирование речевого развития, а прежде всего на
создание благоприятной среды для наиболее полного раскрытия его индивидуальных
возрастных способностей и возможностей, формирования его ценностных ориентиров.
Программа разработана с учѐтом потребности населения городского округа
Красноуфимск.
Отличительной особенностью программы
является: пошаговость и
систематичность в освоении и формировании значимых функций, следование от простых
и доступных заданий к более сложным, комплексным (цикличность повторения)
материала, позволяющие формировать и закреплять механизмы и стратегию реализации
функции. Отличается от представленных программ структурой содержания, включением в
лексический материал литературных произведений авторов уральского региона, в том
числе авторов г.Красноуфимска.
Адресат программы. Программа рассчитана на обучающихся 5 – 7 лет.
Программа не предполагает конкурсного отбора, рассчитана на сопровождение
3

всех категорий обучающихся, рекомендована для реализации в
комплексе
предметов студии «Дошколенок». Число обучающихся, одновременно находящихся в
учебной группе – 8 – 15 человек.
Программа разработана с учѐтом возрастных особенностей обучающихся.
Дошкольный возраст – это сензитивный период развития речи. К 5 годам в процессе
формирования языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи у
детей развивается интерес к родному языку, что обеспечивает творческий характер
речи, определяет уровень еѐ саморазвития. Процесс речевого развития дошкольников
главным образом осуществляется в образных формах познания при активном
взаимодействии с окружающим миром на основе чувственного восприятия. Ребѐнок
учится правильному произношению и адекватному пониманию обращѐнной к нему
речи, значительно увеличивается его словарный запас, он овладевает верным
употреблением грамматических конструкций родного языка. Из итуативной речь
перерастает в конкретную, связную, а затем в объяснительную. Дошкольник овладевает
обобщениями различного уровня, содержащимися в речи, понимает причинно –
следственные связи, содержащиеся в предложении, в тексте. Овладение родным
языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребѐнка в
дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном воспитании как
основа образования дошкольников.
Продолжительность одного академического часа – 30 мин.
Перерыв между учебными занятиями – 10 мин.
Общее количество часов в неделю – 2 часа
Занятия проводятся два раза в неделю по 1 часу.
Объѐм программы - 72 часа.
Срок реализации программы –1 год обучения.
Особенности организации образовательного процесса
Форма реализации образовательной программы – традиционная модель, форма
обучения - очная, групповая (в том числе, с применением электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий).
Виды занятий: основной вид - учебное занятие. Кроме этого, используются
занятия-игры, занятия – виртуальные путешествия, театрализация, конкурсы,
олимпиады, праздники.
Перечень форм подведения итогов реализации программы: олимпиада,
комплексная игровая программа, итоговая диагностика.

2.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель
программы: совершенствование речевой деятельности как условия
расширения личностно – жизненного и познавательного опыта обучающегося
дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
- формировать новые навыки речевой деятельности (слушания, говорения,
освоение языковых связей и зависимостей);
- формировать основы осознания явлений языка и речи, овладение звуковой
системой языка;
- формировать учебную мотивацию;
4

Развивающие:
- развивать
основы
любознательности,
познавательной
активности,
самостоятельности обучающегося в речетворческой деятельности;
Воспитательные:
- адаптировать ребѐнка в коллективе сверстников, формирование основ
коммуникативно-нравственной культуры личности на основе общения;
- обеспечивать эмоциональное благополучие каждого ребенка,
способствовать, сохранению и укреплению его психофизического здоровья;
- формировать интерес к чтению, воспитывать любовь к родному краю,родному
языку, культуре и традициям.

5

2.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
Количество часов
всего
теория

практика

1. Вводное занятие
2. Развитие
слухового
внимания
3. Развитие речевого слуха
4. Развитие
фонематического
слуха
5. Развитие
артикуляционной
моторики
6. Развитие физиологического
дыхания
7. Развитие речевого дыхания

1
10

0,3
3

0,7
7

10
10

3
3

7
7

Формы
промежуточной
аттестации
Диагностирование
Контрольное
задание
Творческая работа
олимпиада

10

3

7

игра-соревнование

10

3

7

Творческая работа

10

3

7

8. Развитие голоса
9. Итоговое занятие

10
1

3
0,3

7
0,7

Конкурсная
программа,
олимпиада,
Комплексная
игровая программа

ИТОГО:

72 часа

21.6

51,4

Название темы

6

Учебный (тематический) план
№
1
2

Название раздела, плана
Вводное занятие «Как тебя зовут?»
Развитие слухового внимания

Количество часов
всего теория практика
1

0.5

0.5

10

3

7

Форма
аттестации/контроля
Входная диагностика

2.1

Звуки вокруг нас

1

0.4

0.6

Вводная диагностика
(тестовые задания)

2.2

Неречевые звуки.

1

0.4

0.6

Контрольное задание

2.3

Звукоподражание «Кто как поет».

1

0.3

0.7

Вопросы игры

2.4

Речь окружающих.

1

0.4

0.6

наблюдение

2.5

Звукоподражание «Поговорим –
поохаем».

1

0.3

0.7

Вопросы игры

1

0.3

0.7

наблюдение

1

0.3

0.7

наблюдение
Выполнение заданий
викторины

2.7

Направление звука в пространстве
«Веселые колокольчики».
Координация движений и звуков.

2.8

Викторина «Поиграй-ка».

1

0.2

0.8

2.9

Праздник «Когда мои друзья со
мной».

1

0.2

0.8

наблюдение

1

0.2

0.8

Анализ продукта
деятельности

10

3

7

2.6

2.10 Разноцветные стихи
3

Развитие речевого слуха

3.1

Образование звуков русского языка.
«Путешествие в страну звуков».

1

0.5

0.5

наблюдение

3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
.3.7
3.8

«Какие бывают звуки».
Высота, сила, тембр голоса.
Слоговая структура слова.
Слог и слово.
Деление слов на слоги
Предложение.
Предложение состоит из слов.

1
1
1
1
1
1
1

0.2
0.3
0.3
0.3
0.3
0.4
0.3

0.8
0.7
0.7
0.7
0.7
0.6
0.7

3.9

«Волшебные слова»

1

0.3

0.7

1

0.1

0.9

наблюдение
Контрольное задание
наблюдение
наблюдение
Контрольное задание
наблюдение
наблюдение
Анализ продукта
деятельности
Тестовые задания

10

3

7

3.10 Олимпиада «Хочу все знать»
4

Развитие фонематического слуха

4.1

Слог. Слово. Предложение.

1

0.5

0.5

Контрольное задание

4.2

Звуковой состав слова.

1

0.5

0.5

наблюдение

4.3
4.4
4.5
4.6

Гласные звуки
В гостях у гласных звуков.
Согласные звуки.
В гостях у согласных звуков.

1
1
1
1

0.3
0.3
0.3
0.3

0.7
0.7
0.7
0.7

наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
7

Гласные и согласные звуки.
Инструктаж по правилам пожарной и
электробезопасности.
Упражнения по дифференциации
4.8 гласных и согласных звуков. «Вот и
зима пришла».
4.9 Праздник «Мы -веселые ребята»
4.10 Олимпиада «Сказочный лабиринт»
5
Развитие артикуляционной моторики
5.1 Органы речи. «Как мы говорим?»
5.2 «У Грамотейки Новый год».
5.3 Язык. «Наш дружок – язычок»
Губы.
5.4
«Губки бантиком, бровки домиком»
4.7

1

0.3

0.7

наблюдение

1

0.3

0.7

Контрольное задание

1
1
10
1
1
1

0.1
0.1
3
0.5
0
0.4

0.9
0.9
7
0.5
1
0.6

наблюдение
Тестовые задания

1

0.4

0.6

наблюдение

наблюдение
наблюдение
наблюдение

5.5
5.6

Зубы.
В гостях у крокодила Гены.

1
1

0.4
0.3

0.6
0.7

наблюдение
самоконтроль

5.7

Движение артикуляционных органов.
«Поезд из Ромашково».

1

0.3

0.7

самоконтроль

5.8

Упражнения на формирование
правильного артикуляционного
уклада

1

0.3

0.7

промежуточный
контроль

5.9

«Подарки лесным жителям»

1

0.3

0.7

1
10

0.1
3

0.9
7

1
1

0.5
0.3

0.5
0.7

наблюдение
наблюдение

1

0.3

0.7

наблюдение

1
1
1

0.3
0.3
0.3

0.7
0.7
0.7

наблюдение
взаимоконтроль
наблюдение

1

0.2

0.8

Контрольное задание

6.8

«Как мы дышим?»
Значение дыхания
Значение обоняния «Что чем
пахнет?»
Вдох и выдох
Дыхание и речь
Вдох и выдох при звукообразовании
Упражнения на развитие
физиологического дыхания. «На
полянке»
Развитие функционального дыхания

1

0.3

0.7

6.9

Конкурс. Стихи А.Барто

1

0.4

0.6

1
10

0.1
3

0.9
7

взаимоконтроль
Внешняя оценка,
наблюдение
Тестовые задания

1

0.3

0.7

наблюдение

1

0.3

0.7

наблюдение

1

0.3

0.7

наблюдение

1

0.3

0.7

взаимоконтроль

5.10 Олимпиада «Разумные дети»
6
Развитие физиологического дыхания
6.1
6.2
6.3
6.4
6.5
6.6
6.7

6.10 Олимпиада «Созвездие»
7
Развитие речевого дыхания
Темп речи
7.1
«Быстрый, медленный»
7.2
7.3
7.4

Слово и слог
Ритм речи
«Песенная сказка»
Выразительность речи

Анализ продукта
деятельности
Тестовые задания

8

7.6
7.7
7.8

Настроение в речи. «Цветиксемицветик»
Эмоциональная окраска речи
Речь и движение
Фразовая речь

7.9

«Мы сочиняем сказку»

7.5

7.10 Конкурс «По секрету всему свету»
8
Развитие голоса
8.1 Голосовой аппарат «Голос, голосок»
8.2

Голосовое образование звука «В
гостях у веселых колокольчиков»

Способы развития силы голоса
«Кукольный театр»
Мимика и речь
Тембр голоса
«Радиотеатр»
Путешествие по дорогам Звукограда.
8.8 Инструктаж по правилам дорожного
движения
8.9 Обобщающее занятие.
8.10 «Книжкино царство»
8.3
8.4
8.5
8.6
8.7

9

Итоговое занятие. Игровая
программа

1

0.3

0.7

наблюдение

1
1
1

0.3
0.3
0.4

0.7
0.7
0.6

1

0.2

0.8

1
10
1

0.3
3
0.4

0.7
7
0.6

Контрольное задание
наблюдение
наблюдение
Самоанализ продукта
работы
наблюдение

1

0.4

0.6

наблюдение

1
1
1
1
1

0.4
0.3
0.3
0.3
0.2

0.6
0.7
0.7
0.7
0.8

наблюдение
наблюдение
наблюдение
Контрольное задание
Контрольное задание

1

0.3

0.7

итоговый

1
1

0.1
0.3

0.9
0.7

Итоговая диагностика
наблюдение

1

0

1

наблюдение

Наблюдение в ходе
игровой программы

Содержание учебного (тематического плана)
Тема 1. Вводное занятие «Как тебя зовут?» (1 час)
Лексический материал: Загадки о девочках и мальчиках, о животных.
Теоретическая часть: Правила поведения на занятиях
Практическая часть: Игры на знакомство: «Как тебя зовут?», «Как меня зовут?»,
«Девочки-мальчики», «Кто мои друзья»
Тема 2. Развитие слухового внимания (10 часов)
Лексический материал: Загадки о девочках и мальчиках, о животных. Потешки "Ванька
– встанька", "Поехали!", "Хлопну, хлопну…". Пальчиковая гимнастика "Зайчики". С.
Михалков "Весѐлый мяч", «Когда мои друзья со мной». А.Шибаев "Прислушайся к
слову". А.Барто "Осень". Разминка "Осенний карнавал". Сказка о весѐлых
колокольчиках. Сказка про Оха и Аха.
2.1.Звуки вокруг нас
Теоретическая часть: Понятие «звук»
Практическая часть: Упражнения на различие звуков. Звукоподражание. Игры «Язычок»,
9

«Воздушный шар», «Кто как кричит?». Звуковая лесенка.
2.2. Неречевые звуки.
Теоретическая часть: Упражнения на различие звуков и звукоподражание.
Практическая часть: Игры «Кто как поет», «Кто спрятался», «Волшебный сундучок»,
«Жмурки с колокольчиком».
2.3 Звукоподражание «Кто как поет».
Теоретическая часть: Понятие «Звукоподражание»
Практическая часть: Игра-путешествие «Весѐлый паровозик». Компьютерная игра «Кто
как поѐт?»
2.4. Речь окружающих
Практическая часть: Способы дифференциации речевых и неречевых звуков.
Отличительные особенности речевых и неречевых звуков.
Практическая часть: Игры на отличие речевых и неречевых звуков, звукоподражание.
2.5. Звукоподражание «Поговорим – поохаем».
Теоретическая часть: Способы звукоподражания.
Практическая часть: Игры «Делай, как я», «Наши имена».Компьютерная игра «Мир
звуков»
2.6. Направление звука в пространстве «Веселые колокольчики».
Теоретическая часть: Способы звуковой ориентации в пространстве.
Практическая часть: Игры на определение звука в пространстве «Тихо-громко», «Жмурки
с бубном», «Догони», «Звуковая лесенка», «Хлопки», «Дождик», «Разговор с Петрушкой».
2.7. Координация движений и звуков.
Теоретическая часть: Способы координации звука в движении
Практическая часть: Игры на развитие слухового восприятия «Топ, топ», «Осенний
карнавал», «Эхо», «У зеркала»
2.8. Викторина «Поиграй-ка».
Теоретическая часть: Правила выполнения заданий викторины
Практическая часть: Задания для викторины «Найди звуку домик» (набор предметных
картинок, сюжетные картинки
2.9. Праздник «Когда мои друзья со мной».
2.10. Разноцветные стихи
Теоретическая часть: Правила работы в группе
Практическая часть: Коллективная творческая работа « В коробке с карандашами»
Тема 3. Развитие речевого слуха (10 часов)
Лексический материал: Разминки "Мишка", "Рыбки", "Баиньки".
Н.
Комратова "Сидит белка на тележке". Песенка "Матрѐшки". Скворцова В. "Дождик".
Уральские былички. В.Осеева «Волшебное слово»
3.1. Образование звуков русского языка. «Путешествие в страну звуков».
Теоретическая часть: Способы образования звуков русского языка
Практическая часть: Игры на развитие артикуляционного аппарата «Колыбельная с
игрушками», «Музыкальные инструменты».
3.2. «Какие бывают звуки».
Теоретическая часть: Понятия «звонкий», «громкий», «тихий», «глухой»
Практическая часть: Игры на формирование навыка различия звука «Баюканье куклы»,
10

«Айболит»(с.64), «Телефончик», «Запомни, что я сказала», «Говорящий кубик».
3.3. Высота, сила, тембр голоса.
Теоретическая часть: Понятия «Сильный», «слабый», «высокий», «низкий»
Практическая часть: Игры на формирование звукового восприятия «Телефончик»
«Говорящий кубик»
Разучивание стихотворения «Дождик»
3.4. Слоговая структура слова.
Теоретическая часть: Понятие «слог», способы деления слов на слоги.
Практическая часть: Игры на формирование навыка деления слов на слоги «Звуковая
лесенка», «Дополни», «Слоговой паровозик».
3.5. Слог и слово
Теоретическая часть: Сравнение понятий «слог» и «слово»
Практическая часть: Сказка с использованием дидактической игры «Лесная школа»
Игра-песенка «Доскажи словечко»
3.6. Деление слов на слоги
Теоретическая часть: слоговая структура слова.
Практическая часть: Игра «Колыбельная с игрушками».
Разминка «Рыбки», «Разбуди куклу».Упражнения на деление слов на слоги.
3.7. Предложение
Теоретическая часть: Понятие «Предложение»
Практическая часть: Составление рассказа по картинному плану «Провинился»
3.8. Предложение состоит из слов.
Теоретическая часть: Способы деления предложения на слова, составления предложений
из слов.
Практическая часть: Составление рассказа по картинному плану «Ежик в лесу».
Игра «Договори словечко», «Какое слово спряталось?»
3.9. «Волшебные слова»
Теоретическая часть: понятие «волшебные слова», их использования в речи
Практическая часть: занятие совместно с родителями. Творческая семейная работа «Тайна
волшебных слов»
3.10. Олимпиада «Хочу все знать»
Теоретическая часть: правила участия в олимпиаде
Практическая часть: Выполнение тестовых заданий
Тема 4. Развитие фонематического слуха (10 часов)
Лексический материал: Разминки "Погремушка", "Ёлочка - иголочка". Песенка "Лесной
трубач". Потешка "Колокольчики звенят". Т.Волгина "Дед Мороз". Бойко "То снежинки
как пушинки". Зырянов И. "Старикова тайна".Дж.Родари «Чем пахнут ремѐсла?»
(отрывок), В.Бианки «Как муравьишкадомой спешил»
4.1. Слог. Слово. Предложение.
Теоретическая часть: способы деления предложения на слова, слов на слоги.
Практическая часть: Игры на деление предложения на слова, слов на слоги «Сколько
слов?», «Словесный мячик», «Повторяй-ка».
4.2. Звуковой состав слова.
Теоретическая часть: Способы выделения звука в слове (первый, последний, в середине)
11

Практическая часть: Игра со звуками «Кто как поет?», «Кто это? Что это?»
Разминки «Кто в лесу живет?». Упражнения на выделение первого звука
4.3. Гласные звуки
Теоретическая часть: Понятие «гласные звуки»
Практическая часть: Прослушивание стихотворения, обсуждение
Беседа о профессиях врача, учителя, милиционера и др.Упражнения на выделение
гласных звуков, их образование. Песенка гласных звуков.
4.4. В гостях у гласных звуков
Теоретическая часть: Способы выделения гласных звуков.
Практическая часть: Работа с дидактическим материалом «Королевство гласных звуков»
Сказка о гласных звуках. Упражнения с предметными картинками по выделению гласных
звуков
4.5. Согласные звуки.
Теоретическая часть: Понятие «Согласные звуки», беседа «Как образуются согласные
звуки?»
Практическая часть: Игры на образование согласных звуков «Договори словечко»,
«Повторяй-ка», «Звуковой мячик».
4.6. В гостях у согласных звуков.
Теоретическая часть: способы дифференцирования согласных звуков.
Практическая часть: Игры на дифференциацию согласных звуков.Разучивание
стихотворения
4.7. Гласные и согласные звуки
Теоретическая часть: способы и приемы различия на слух гласных и согласных звуков, их
дифференциации.
Практическая часть: Разучивание стихотворения с движением. Упражнения на
дифференциацию гласных и согласных звуков с использованием предметных картинок
противопожарной тематики.Беседа о правилах пожарной и электробезопасности
4.8. Дифференциация гласных и согласных звуков. «Вот и зима пришла».
Теоретическая часть: способы различия на слух гласных и согласных звуков.
Практическая часть: Игры по дифференциации гласных и согласных звуков «Звуковая
лесенка», «Доскажи словечко» , «Назови первый звук» . Составление рассказа по картинке
о зиме
4.9. Праздник «Мы -веселые ребята»
Практическая часть: игровая программа - презентация результатов образования для
родителей
4.10. Олимпиада «Сказочный лабиринт»
Теоретическая часть: правила участия в олимпиаде
Практическая часть: Выполнение тестовых заданий
Тема 5. Развитие артикуляционной моторики (10часов).
Лексический материал: Загадки про органы речи. Песенки - разминки "Я на дудочке
играю", "Весѐлый музыкант", "Хлопушки". М.Клюева "Голубые санки". И Токмакова
"Ехали – ехали". А Барто "Я люблю свою лошадку". Успенский "Голубой вагон". К
Чуковский "Краденое солнце". И. Токмакова "Чищу зубки". П .Коганова "Лесная
песенка", Э.Успенский «Заколдованнаябуква».
12

5.1. Органы речи. «Как мы говорим?»
Теоретическая часть: Общие понятия об органах речи.
Практическая часть: Разминка для язычка. Игры по дифференциации гласных и согласных
звуков. Загадки об органах речи.
5.2. «У Грамотейки Новый год».
Практическая часть: Новогоднее представление
5.3. Язык. «Наш дружок – язычок»
Теоретическая часть: Строение языка, его назначение.
Практическая часть: Упражнения на образование звуков с использованием языка, их
дифференциация. А.Барто "Лошадка"
5.4. Губы.«Губки бантиком, бровки домиком»
Теоретическая часть: : Строение и назначение губ.
Практическая часть: Упражнения по образованию и определению звуков с помощью губ.
Игра «В гостях у утенка».
5.5.Зубы
Теоретическая часть: Назначение и виды зубов.
Практическая часть: Упражнения на определение звуков и их образование с помощью
зубов. Игры «Почистим зубки». «В гостях у крокодила».
5.6. В гостях у крокодила Гены.
Теоретическая часть: Способы образования звуков при помощи зубов
Практическая часть: Учебный мультфильм о гигиене полости рта. Правила гигиены в
играх. Э.Успенский «Заколдованная буква».
5.7. Движение артикуляционных органов. «Поезд из Ромашково».
Теоретическая часть: Правила гигиены полости рта.
Практическая часть: Упражнения на дифференциацию гласных и согласных звуков.
Составление рассказа по картинному плану «Рано утром», «Угадай, какой поезд?».
5.8. Упражнения на формирование правильного артикуляционного уклада
Теоретическая часть: Правила фонематического анализа. Способы выделения звуков.
Практическая часть: Упражнения на формирование правильного артикуляционного
аппарата.
5.9. «Подарки лесным жителям»
Теоретическая часть: Основные подходы к фонематическому анализу
Практическая часть: Фонетическая характеристика выделенных звуков. Просмотр
мультфильма Маша и медведь (серия Подарки). Составление рассказа по картинкам
5.10. Олимпиада «Разумные дети»
Теоретическая часть: Правила работы с тестом
Практическая часть: Выполнение тестовых заданий
Тема 6. Развитие физиологического дыхания (10 часов).
Лексический материал: Песенки "Хрюшка", "Эхо". В.Чернякова "День рождения".
А.Барто «Мне теперь не до игрушек», «Подружки», «Танюша» и др. А.Пушкин «Ветер и
кораблик» (отрывок из «Сказки о мертвой царевне…».П.Бажов "Синюшкин колодец",
В.Скворцова "День рождения", К Чуковский «Муха-Цокатуха».
6.1. «Как мы дышим?»
Теоретическая часть: Способы правильного дыхания. Значение дыхания. Правила
13

профилактики простудных заболеваний.
Практическая часть: Опыт «Как мы дышим?».
6.2. Значение дыхания
Теоретическая часть: Значение дыхания. Профилактика гриппа.
Практическая часть: прослушивание А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне».
Разучивание песенки «Хрюшка»
6.3. Значение обоняния «Что чем пахнет?»
Теоретическая часть: Значение обоняния. Органы обоняния. Понятие запаха.
Практическая часть: Опыт «Что чем пахнет? Как мы чувствуем запах?» Игра
«Волшебный мешочек». Потешка «Лесной трубач».
6.4. Вдох и выдох
Теоретическая часть: способы определения вдоха и выдоха при звукообразовании.
Практическая часть: Упражнения на определение вдоха и выдоха при звукообразовании.
Опыты с воздушными шарами. Игра «Мыльные пузыри».
6.5. Дыхание и речь
Теоретическая часть: Приемы выделения и дифференцирования звука при вдохе и
выдохе.
Практическая часть: Упражнения на развитие физиологического дыхания « эхо», «песняпесенка»
6.6. Вдох и выдох при звукообразовании
Теоретическая часть: Приемы правильного вдоха и выдоха при звукообразовании.
Практическая часть: Упражнения на развитие физиологического дыхания. Разучивание
стихотворения А.Барто.
6.7. Упражнения на развитие физиологического дыхания. «На полянке»
Теоретическая часть: Способы правильного физиологического дыхания.
Практическая часть: Упражнения на развитие физиологического дыхания: Одуванчик,
«Парашют». Разучивание стихотворения А.Барто
6.8. Развитие функционального дыхания
Теоретическая часть: правила вдоха и выдоха при звукообразовании
Практическая часть: Упражнения на формирование навыка правильного вдоха и выдоха
при звукообразовании, выделения и дифференцирования звуков. Разучивание
стихотворения (по группам)
6.9. Конкурс. Стихи А.Барто
Теоретическая часть:Творчество А.Барто
Практическая часть: Публичные выступления по декламации стихов А.Барто
6.10. Олимпиада «Созвездие»
Теоретическая часть: Правила работы с тестом
Практическая часть: Выполнение тестовых заданий
Тема 7. Развитие речевого дыхания (10 часов).
Лексический материал: Разминки "Топ,топ", "Слоговой паровозик".
р.н.п.
"Мороз – мороз". И. Токмакова "Плим". В.Данько "Мы - козлики", А. Максаков
"Котѐнок", Сказка "Котѐнок и Жучка". В.Чернякова "Прогулка в зимний лес". Потешки
"Радость", "Злость", "Грусть".
7.1. Темп речи «Быстрый, медленный»
14

Теоретическая часть: Понятие «темп».
Практическая часть: Способы изменения темпа и громкости речи. Игры на развитие
речевого дыхания:
«Тип-топ», «Поехали-приехали», дидактическая игра «Виды транспорта»
7.2. Слово и слог
Теоретическая часть: Способы деления слов на слоги
Практическая часть: Игры и упражнения на отработку навыка деления слов на слоги:
«Сколько слов», «Необычное слово», «Потянушечки», «Слоговой паровозик».
7.3. Ритм речи «Песенная сказка»
Теоретическая часть: Понятие «ритм».
Практическая часть: Игры и упражнения на отработку навыка произношения
многосложных слов, деления слов на слоги:«Слоговой паровозик»,«Угадай, чей голос»,
«Секрет», «Повтори, как я».
7.4. Выразительность речи
Теоретическая часть: Понятия: вопрос, восклицание, пауза
Практическая часть: Словарный аукцион. Игры на развитие навыка выразительности речи:
«Потянушечки», «Повтори, как я».
7.5. Настроение в речи. «Цветик-семицветик»
Теоретическая часть: Понятие «настроение», способы его передачи в речи.
Практическая часть: Игры и упражнения на развитие навыка эмоциональной
отзывчивости на речь окружающих. Дидактическая игра «На улице», «В гостях»
«Зеркало»
7.6. Эмоциональная окраска речи
Теоретическая часть: Приѐмы эмоциональной окраски речи
Практическая часть: Игры на развитие слуховой памяти и слухового восприятия:
«Зеркало», «Повтори, как я» Беседа и дидактическая игра «Когда один я дома».
7.7. Речь и движение
Теоретическая часть: речевые способы передачи образа
Практическая часть: Инсценирование сказки «Кто есть кто?».
7.8. Фразовая речь
Теоретическая часть: Понятие «Фраза», «Фразовая речь»
Практическая часть: Составление рассказа с использованием игрушек «Котенок и Жучка».
Изображение сказки в ролях.
7.9. «Мы сочиняем сказку»
Теоретическая часть: Структура сказочного произведения
Практическая часть: Творческая коллективная работа по сочинению сказки и еѐ
иллюстрации («Солнышко в окошке» или «О чѐм рассказала капелька»)
7.10. Конкурс «По секрету всему свету»
Теоретическая часть: Литературное творчество детских зарубежных авторов
Практическая часть: Разучивание стихов зарубежных и национальных авторов.
Тема 8. Развитие голоса (10 часов).
Лексический материал: Разминки "Высоко – низко", "Звуковая лесенка". Стихи С.
Михалкого. П.Ершов «Конек-горбунок», Андреева "Музыкальное эхо". И.Токмакова
"Весна". З.Александрова "Ветер на речке". С.Маршак "Кошкин дом".
8.1. Голосовой аппарат «Голос, голосок»
15

Теоретическая часть: Строение голосового аппарата. Понятия «громкость», «скорость»
голоса. Профилактика простудных заболеваний
Практическая часть: Игры: «Необычное слово», «Слоговой паровозик»
8.2. Голосовое образование звука «В гостях у веселых колокольчиков»
Теоретическая часть: Приемы голосового образования звуков.
Практическая часть: Упражнения на дифференциацию звуков «Найди нужное слово»
8.3. Способы развития силы голоса
Теоретическая часть: Понятие «дипломатичность речи»
Практическая часть: Игра «Повтори, как я», «Угадай, чей голос?».
8.4. «Кукольный театр»
Теоретическая часть: Понятие «Тембр голоса»
Практическая часть: Игры «Кукольный театр». «Угадай, кто идет?», «Высоко – низко»,
«Звуковая лесенка».
8.5. Мимика и речь
Теоретическая часть: способы вербального и невербального общения.
Практическая часть: Игры «Зеркало», «Кукольный театр».Инсценирование сказки
«Кошкин дом» с помощью кукольного театра
8.6. Тембр голоса
Теоретическая часть: Понятие «тембр голоса»
Практическая часть: Звуковая разминка. Фонематическая характеристика выделенных
звуков. Игры «Назови первый звук» «Звуковая лесенка», «Доскажи словечко» и др.
8.7. «Радиотеатр»
Теоретическая часть: Радиотеатр, его особенности и назначение.
Практическая часть: Звуковая разминка. Фонематическая характеристика выделенных
звуков. Голосовое инсценирование сказки.
8.8. Путешествие по дорогам Звукограда.
Теоретическая часть: Инструкция по правилам дорожного движения
Практическая часть: Игра-путешествие. Упражнения на определение звукового состава
слова. Составление рассказа по заданной теме.
8.9. Обобщающее занятие.
Теоретическая часть: Звуки и буквы.
Практическая часть: Рассматривание книг. Составление рассказа о занятиях
8.10. «Книжкино царство»
Теоретическая часть: Правила работы с книгой. Библиотека – царство книг.
Практическая часть: Практическая работа по рассматриванию книг.
Тема 9. Итоговое занятие (1 час).
Итоговая диагностика. Праздник «Когда мои друзья со мной».

16

4.Планируемые результаты
Образовательные результаты:
Сформированы первоначальные представления:
о речевой структуре, основных нормах
построения
предложений
и
правильного произношения в русском языке;
об этнокультурных особенностях народов Среднего Урала на основе
ознакомления с легендами, сказками играми и стихами.
Сформированы первоначальные знания:
о звуке, слоге, слове, предложении;
об органах речи, слуха, дыхания;
о способах развития высоты, силы, тембра голоса;
темпа, ритма и
выразительности речи;
некоторых художественных произведений, в которых даются образцы
речевоговыражения эмоций, чувств человека.
Сформированы первоначальные умения:
диферинцировать гласные и согласные звуки;
делить слова на слоги;
составлятьт небольшой рассказ на родном языке о себе, своей семье, природе,
о диких и домашних животных;
Метапредметные результаты:
У обучающихся сформированы первоначальные навыки:
правильного физиологического и речевого дыхания;
фразовой выразительной речи;
использования основных правил безопасного поведения в процессе
познавательной и практической деятельности;
частичного выражения в слове, жесте своих эмоциональных переживаний и
суждений в соответствии с речевыми, моральными и эстетическими нормами
Личностные результаты:
У обучающихся сформированы предпосылки:
- потребности в новых знаниях, расширении собственного опыта за счет
повышения уровня самостоятельности в речетворческой деятельности;
уверенности в собственных силах;
навыка эмоционального и доброжелательного общения со сверстниками и
взрослыми.

17

3.

Организационно-педагогические условия

3.1.
Начало учебного года
Окончание учебного года
Продолжительность
учебного года
Начало занятий
Окончание занятий
Периодичность контроля
успеваемости обучающихся

Праздничные нерабочие дни

Календарный учебный график
01 сентября 2023 г.
31 мая 2024г.
36 учебных недель
09.00
20.00
Входной контроль осуществляется в период с 01
сентября по 10 сентября.
Промежуточная аттестация осуществляется в
период с 21 по 31 декабря (за 1 полугодие).
Итоговая аттестация осуществляется в период с23 –
31 мая.
04.11.2023 г., с 01 по 08.01.2024 г., 23.02.2024 г.,
08.03.2024 г., 01.05.2024 г., 09.05.2024 г.

3.2 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
При реализации программы необходимо создать комфортную обстановку для
детей: просторный кабинет, ростовая мебель (столы и стулья), магнитная доска,
возможно наличие зеркал и объѐмного игрового оборудования.
Оборудование:
- ростовая мебель;
- магнитная демонстрационная доска;
- звуковая азбука;
- сигнализаторы;
- объѐмное игровое оборудование;
- шумовые
музыкальные
инструменты:
бубен,
трещѐтка,
колокольчики разных тонов;
- зеркала;
- кукольный театр настольный;
- мультимедийное оборудование.
Наглядные пособия:
 картинки, иллюстрации, игрушки, муляжи, книжки-малышки;
 раздаточные материалы:
 схемы предложений, слов, цветовые карточки, карточки-задания.
Инструкции:

«Правила поведения на занятиях»

«Когда один я дома»

«Правила пожарной безопасности»

«Правила дорожного движения»
Компьютерное обеспечение:
18

- Серия
занятий
«Уроки
тѐтушки
Совы»
http://www.youtube.com/watch?v=ym84fus1HsQ
- Авторский комплект заданий «Игры со словами и буквами»
Кадровое обеспечение
Требования к образованию педагога, реализующего программу: среднее
профессиональное
(педагогическое)
образование,
высшее
профессиональное
(педагогическое) образование. Прохождение курсов повышения квалификации по
данному направлению деятельности.
Методические материалы
Программа разработана с учѐтом особенностей образовательного процесса Дворца,
является составительской, создана с использованием программ дополнительного
образования:
- Бережинская В.К. Программа развития речи, подготовки к обучению чтению
и письму. – Екатеринбург, 2000г.;
- Ельцов О.М. Риторика для дошкольников: Программа и методические
рекомендации для воспитателей ДОУ.-СПб.: "Детство-пресс", 2009;
- Сычугова
Н.В. Развитие дошкольника: звук, мысль, слово. Екатеринбург, 1997г.;
- Комратова Н.Г. Учимся говорить правильно. – Москва, 2005г.
Исходя из принципов личностно - ориентированного образования в программе
содержание ориентировано не на форсирование речевого развития обучающегося, а
прежде всего, на создание благоприятной среды для наиболее полного раскрытия его
индивидуальных возрастных особенностей и возможностей, формирования его
ценностных ориентиров.
Отличительной
особенностью
программы
является:
пошаговость
и
систематичность в освоении и формировании значимых функций, следование от
простых и доступных заданий к более сложным, комплексным (цикличность
повторения) материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы и
стратегию реализации функции. Отличается от представленных программ структурой
содержания, включением в лексический материал литературных произведений авторов
уральского региона, в том числе авторов г.Красноуфимска.
Использование в содержании произведений устного народного творчества
(былички, сказки, пословицы, поговорки), литературных произведений, в том числе и
авторов уральского региона (Зеленина Д.К., Зыряновой И.В., Черных А.В., Бажова П.П.,
Скворцовой В.) помогают познать окружающую действительность, красочно и образно
выразить средствами языка свои мысли, чувства, видеть и понимать прекрасное в
человеческих отношениях, формируют стремление заботиться о красоте своего дома,
края, природы, семьи.
Содержание программы включает в себя следующие направления:
развитие слухового внимания и фонематического, речевого слуха;
развитие артикуляционной моторики, голосового аппарата;
развитие речевого и физиологического дыхания;
знакомство с
произведениями художественной литературы и
произведениями устного народного творчества;
детское творчество.
19

Материал, предлагаемый обучающимся, имеет занимательный характер, не
содержит сложных и непонятных заданий. В занятия введено большое количество игр и
игровых ситуаций, способствующих реализации задач овладения чтением:
дидактические, игры-соревнования, ситуативные, подвижные. В играх формируются
мыслительные операции: фонематический анализ и синтез, представление,
абстрагирование, сравнение (сравнение слов по их звуковому составу, соотнесения
различных типов слов между собой, подбору слов, имеющих определенную звуковую
структуру, и т. п.).
Нравственной основой каждого занятия является освоение основ этики общения.
Деятельность по воспитанию коммуникативно-нравственной культуры личности
ребѐнка подразумевает под собой знакомство с произведениями, отражающими чувства
и эмоции людей, и направлена на формирование таких качеств, как:
- ответственность
за свой речевой поступок (за каждое
произнесѐнное слово);
- совестливость и искренность;
- доброжелательность и вежливость;
- уважение к собеседнику.
Широко используются наглядные методы: картинки, муляжи,игрушки.
Важнейшим инструментом организации обучающей деятельности является диалог,
при котором педагог включает в беседу-общение (беседу- диалог) каждого ребѐнка.
Любая речевая (текстовая) ситуация осваивается через активную продуктивную
деятельность ребѐнка, исходя из его личных представлений и жизненного опыта. В
основе занятий лежат их проблемно- ситуативный характер, эмоционально-насыщенная
тематика и вариативно- дифференцированное содержание. Созданию условий для
применения поисковых способов ориентировки в выполнении заданий способствует
использование загадок, соревнований, разыгрывание проблемных ситуаций,
выполнение компьютерных и самостоятельных заданий разработанного авторского
комплекта «Игры со звуками».
Занятия проводятся в различных формах: фронтальной, групповой,
индивидуальной, свободного общения. Структура занятия зависит от его цели и отбора
лексического материала.
Структурное содержание занятий:
- логопедические упражнения, разминки;
- упражнения по развитию фонематического слуха;
- работа над лексическим значением слова, обогащением словаря;
- знакомство с произведениями литературного творчества;
- выразительное чтение наизусть, игры, драматизация, упражнения в рифмовке;
- упражнения, развивающее образное мышление.
Понятийный аппарат занимает в содержании курса ограниченное место, т.к.
программа имеет практическую направленность. Теоретические знания дети получают
через использование таких форм, как рассказ, объяснение. Главное же внимание
уделяется формированию коммуникативных, риторических умений и навыков. Чаще
всего в образовательном процессе используются практические методы: рассказы,
устные сочинения, подражание, проговаривание, театрализация и др. Используются
видеоуроки из серии «Уроки тѐтушки Совы».
20

3.3

Формы аттестации/контроля и оценочные материалы

Периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся осуществляется согласно календарного учебного графика.
Формы
текущего контроля и промежуточной аттестации
обучающихся.
Входной контроль с целью выявления стартовых возможностей обучающихся
(диагностика уровня подготовки детей) – тестовые задания,наблюдение.
Промежуточный контроль – после прохождения каждой темы учебного плана
программы, по итогам 1-го полугодия (контрольное задание, конкурсная программа,
олимпиада, игра-соревнование).
Итоговый контроль - проводится по окончании учебного года, игровая
комплексная программа.
Методы контроля:
 метод наблюдения за ходом познавательной деятельности на занятиях (О.В.
Прозоровой);
 диагностика, позволяющая определить степень усвоения программных
требований, предъявляемых детям (наблюдение, беседа, игра, игровые ситуации,
тестовые и контрольные задания).
Оценочный материал – протокол контрольного мероприятия, опросники, тестовые
задания, листы наблюдения.
Кроме того, контрольно-измерительные материалы предусматривают не только
проведение текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся по программе, но и оценку удовлетворѐнности качеством
дополнительных образовательных услуг.
Форма представления образовательных результатов: Портфолио обучающегося.

21

Список литературы для педагога:
1. Айриян Л.М. Дополнительная образовательная программа «Скоро в
школу»,2010г.
2. Бережинская В.К. Программа развития речи, подготовки к обучению чтению и
письму. – Екатеринбург, 2000.
3. Борзунова Н.А. Дополнительная образовательная программа «Обучение детей
чтению»МБДОУ «Детский сад № 11»г.Томск, 2011г.
4. Владимирова Е.В. Рабочая программа дошкольного курса по подготовке к
обучению грамоте, МБОУСОШ №1 Цивильского района Чувашской Республики, 2012г.
5. Жукова Н.С. Букварь: учебное пособие. – М.: Эксмо, 2010
6. Земцова О.Н. Грамотейка. Интеллектуальное развитие детей 2-5 лет: Учебное
пособие. - М.: Махаон, 2009.
7. Золотарева
О.Н.Дополнительная образовательная программа по
обучению грамоте "АБВГДЕЙКА" Идентификатор: 241-316-709, 2011г.
8. Комратова Н.Г. Учимся говорить правильно: Учебно - методическое пособие по
развитию речи детей 3 – 7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
9. Савенков
А.И. Ваш ребѐнок талантлив: Детская одарѐнность и
домашнее обучение. – Ярославль: Академия развития, 2002.
10. Селивѐрстов В.И. Речевые игры с детьми. – М., 1994.
11. Семенака С.И. Социально – педагогическая адаптация ребѐнка в обществе.
Коррекционно – развивающие занятия. – 2-е изд., исп. И доп.. – М.: АРКТИ, 2005.
12. Чернякова В.Н. Развитие звуковой культуры речи у детей 4 -7 лет: сборник
упражнений. – М.: ТЦ Сфера,2005.
13. Шевченко
Ю.С., Добридень В.П. Радостное взросление:
развитие
личности ребѐнка (Методика ИНТЭКС). – СПб.: Речь, 2004.
Интернет
источники:
http://festival.1september.ru
http://games-for-kids.ru
http://games-for-kids.ru http://hghltd.yandex.net http://nsportal.ru http://tmndetsady.ru/
http://vosolok2008.narod.ru
http://vot-project.narod.ru
http://www.den-za-dnem.ru
http://www.rastem.ru http://www.school44.ru
Нормативно-правовые документы:
14.Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (далее – ФЗ);
15.Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства
РФ
от
29
мая
2015
г.
№
996-р);
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. г. № 678-р);
16.Постановление
Правительства
Российской
Федерации
от
29.03.2019
№ 363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная
среда»;
17.Постановление
Главного
государственного
санитарного
врача
РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
22

«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
18.Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам”;
19.Приказ
Министерства
образования
и
науки
Российской
Федерации
от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
20. Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
21.Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»)
22. План мероприятий («дорожная карта») по развитию инклюзивного общего и
дополнительного образования, детского отдыха, созданию специальных условий для
обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья в
Свердловской области на долгосрочный период (до 2030 года) (утвержден Заместителем
Губернатора Свердловской области 04.03.2022 г.)
23. Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ в образовательных организациях» (утверждены приказом
ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 04.03.2022 г. №219-д;
24. Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам для включения в систему персонифицированного финансирования
дополнительного образования детей Свердловской области» (Приложение к приказу
ГАНОУ СО Свердловской области «Дворец молодѐжи» от 26.02.2021г. № 136-д);
25. Устав МАУДО «Дворец творчества»;
26. Положение о дополнительных общеразвивающих программах и порядке их
утверждения в МАУДО «Дворец творчества.

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».