Изостудия Акварелька

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00DBF90FCF4B65C92EAD606E3807A61728
Владелец: КОЛЧАНОВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА
Действителен: с 12.12.2022 до 06.03.2024

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественной направленности
«Изостудия «Акварелька»
Возраст обучающихся: 6 - 7 лет
Срок реализации программы – 2 года

Составитель программы:
Зонова Александра Валерьевна,
педагог дополнительного
образования

Красноуфимск
2023

1. Комплекс основных характеристик общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
Направленность программы: художественная
Актуальность программы. Дополнительная общеразвивающая программа «Изостудия «Акварелька» (далее программа) разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022 г. г. № 678-р);
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее –
СанПиН);
6. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 ―Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам‖;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» с изменениями от
01.11.2021 № 934-д;
8. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
10. Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях»
(утверждены приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 04.03.2022 г.
№219-д;
11.Муниципаьная программа Городского округа Красноуфимск «Развитие системы образования в городском округе Красноуфимск до 2028 года»
(Постановление администрации ГО Красноуфимск № 1243 от 27.12.2022г.»
12. Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей Свердловской области»
(Приложение к приказу ГАНОУ СО Свердловской области «Дворец молодѐжи» от 26.02.2021г. № 136-д);
2

13. Устав МАУДО «Дворец творчества»;
14. Положение о дополнительных общеразвивающих программах и порядке их утверждения в МАУДО «Дворец творчества»
Рисование увлекает дошкольников, погружает в мир искусства, начальные навыки переходят в умения, первые пробы рисовать - в возможность
изображать идеи, собственные фантазии, свои представления об окружающем мире, уверенно рисовать с натуры. Рисование — одно из любимых занятий детей.
Стремление познавать и созидать, рисовать и создавать свои первые
произведения – это естественная потребность обучающихся, которая находит
свое удовлетворение в изобразительной деятельности. Занятия изобразительным искусством в условиях дополнительного образования способствуют развитию чувства прекрасного, формируют умение понимать и видеть красоту в
окружающей природе, в произведениях искусства, в рукотворных шедеврах,
созданных человеком и являются важнейшим средством нравственного и эстетического воспитания. Увлеченность изобразительной деятельностью на
занятиях в студии способствует усвоению в процессе обучения обучающимися способов преобразования и познания мира, для педагога создает условия решения целого ряда задач по воспитанию и развитию детей в процессе
овладения основами изобразительной грамотности и позволяет наиболее
полно осуществить личностно – ориентированный подход в развитии художественных способностей детей.
Как правило, занятия в дошкольных учреждениях и школах чаще сводятся к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным
способам передачи полученной информации. Но, учитывая огромный скачок
умственного развития и потенциала нового поколения, этого недостаточно
для развития творческих способностей детей.
Как показывают социологические опросы, существует огромная потребность в овладении продуктивной творческой изобразительной деятельностью со стороны детей и родителей ГО Красноуфимск.
Практическая значимость программы заключается в еѐ практической
направленности. В содержание программы включена деятельность, направленная на выполнение практических и проектных работ из различных художественных материалов в нетрадиционных изобразительных техниках..
Данная программа способствует выявлению склонностей детей к изобразительной деятельности, развития потенциальных творческих способностей обучающихся и ранней профориентации в области художественного
творчества.
Отличительные особенности программы. Программа составлена на основе программы «Первые шаги в искусстве», автор - Н.А. Горяева и отличается тем, что направлена на углубленное познание мира искусства, изучение нетрадиционных техник и самовыражение в изобразительном искусстве.
Программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
3

• непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
• развития индивидуальности каждого обучающегося в процессе социального
самоопределения в системе дополнительного образования;
• системность организации учебно-воспитательного процесса;
• раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Адресат программы. Возраст обучающихся по программе 6 – 7 лет.
Число обучающихся, одновременно находящихся в учебной группе составляет от 7 до 15 человек. Комплектование групп осуществляется на свободной
основе.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый
период всех высоких человеческих начал. Для детей дошкольного возраста
рисование является не только любимым занятием, но и привычным способом
выражения себя, отражения и осмысления своего нового опыта. Рисование
увлекает дошкольников, погружает в мир искусства, начальные навыки переходят в умения, первые пробы рисовать - в возможность изображать идеи,
собственные фантазии, свои представления об окружающем мире.
В процессе любой деятельности дети дошкольного возраста испытывают потребность в движении и игре. В случае неудовлетворения этой потребности, ограничения активной двигательной и игровой деятельности они
быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными. Поэтому
особенно важно наладить разумный «щадящий» режим, включить в образовательный процесс игровую деятельность, игровые задания.
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа для обучающихся 6-7
лет составляет 30 минут. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 2 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.
Объѐм программы - 144 часа.
Срок освоения программы - 2 года.
Особенности организации образовательного процесса
Форма реализации программы: традиционная
Форма обучения - очная, в том числе, с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
Перечень форм обучения. Занятия предполагают использование фронтальных, групповых форм обучения.
Перечень видов занятий. Основной вид-учебное занятие. Используются такие формы как: занятие – игра, занятие – путешествие, занятие – сказка,
занятие – эксперимент, конкурс, экскурсия, выставка, интерактивные элементы занятий.
Занятия состоят из теоретической и практической работы.
4

Теоретическая подготовка по программе предусматривает: знакомство
с видами и жанрами изобразительного искусства, приемами и способами нетрадиционного рисования и лепки, видами художественного материала, правилами безопасной работы.
Программой предусмотрено использование разнообразных нетрадиционных техник при выполнении практических работ: оттиск печатками из
овощей, из ластика, поролоном; тычок жесткой кистью, рисование восковыми или пастельными мелками, акварелью; свечой и акварелью; отпечатки
листьев, смятой бумагой; рисование ладошками, пальчиками, по-сырому, солью, мыльными пузырями; волшебные веревочки и ниточки; кляксография,
монотопия, пластилинография и др.
Уровневость программы: программа традиционная.
Перечень форм подведения итогов реализации общеобразовательной
общеразвивающей программы: подведение итогов в работе с детьми осуществляется через выставки и итоговые игровые программы.

1.2. Цель и задачи дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Цель программы: формирование художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с видами материалов и инструментов, их назначением в изобразительном искусстве, приемами и способами нетрадиционного рисования
и лепки, видами художественного материала, понятиями: художник, палитра,
симметрия, форма, узор, теплыми и холодными цветами, способами их смешивания;
- формировать элементарные представления об основных и дополнительных
цветах, правилах их смешивания;
- формировать представление об основных жанрах изобразительного искусства: портрет, натюрморт и пейзаж; об общих и индивидуальных признаках
домашних животных;
Развивающие:
- формировать изобразительные умения и навыки работы с художественными
материалами и инструментами, смешивания цветов, работы с пластилином,
тестом, соблюдая правила лепки;
- формировать навыки работы в нетрадиционных техниках, используя художественные материалы и средства выразительности;
- развивать фантазию, воображение, мелкую моторику рук;
5

- формировать способность к адекватной самооценке и оценке товарищей.
Воспитывающие:
 воспитывать культуру труда (потребность в безопасной организации
творческой деятельности, аккуратность, умение довести начатое дело до
конца, взаимопомощь);
 создавать комфортную обстановку и «ситуацию успеха» для обучающихся;
 формировать интерес к изобразительному искусству, расширять представления о нем;
 воспитывать художественную культуру обучающихся, любовь к окружающему миру.

6

1.3. Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Учебный план
1 год обучения
№

Тема

Количество часов
всего теория практика
2
1
1

Формы контроля
Творческое задание

1.

Вводное занятие

2.

Волшебные краски

28

8

20

3.

Удивительный мир

30

6

24

4.

Волшебные превращения

10

2

8

Творческое задание

5.

Итоговое занятие

2

1

1

Анализ продуктов деятельности, творческий
отчѐт, выставка
итоговых работ

ИТОГО

72

18

54

Наблюдение
Анализ продуктов деятельности
Тематическая
выставка

7

№

Тема

2 год обучения
Количество часов
всего теория практика
2
1
1

Формы контроля
Творческое задание

1.

Вводное занятие

2.

Волшебные краски

30

8

22

3.

Удивительный мир

26

5

21

4.

Волшебные
ния

10

3

7

Творческое задание

5.

Итоговое занятие

2

1

1

Анализ продуктов деятельности,
Выставка итоговых работ

ИТОГО

72

17

55

превраще-

Наблюдение
Анализ продуктов деятельности
Тематическая
выставка

8

Учебный (тематический) план
1 год обучения
№

Тема

Количество часов
всего
теория
практика
2
1
1

1.

Вводное занятие «Путешествие простого карандаша»

2.

Волшебные краски

28

8

20

2.1

«Доброе дерево»

2

1

1

2.2

«Волшебное небо»

2

1

1

2.3.

«Золотая осень»

4

1

3

2.4

«Замерзшее дерево»

4

1

3

2.5.

«Морозные узоры»

4

1

3

2.6.

«Волшебный фонарь»

6

1

5

2.7

«Ветка сакуры»

6

2

4

3.

Удивительный мир

30

6

24

3.1.

«Подсолнухи»

6

1.5

4.5

3.2

«Сказочный терем»

4

1

3

Формы контроля
Педагогическое
наблюдение
Творческое задание (игра)

Творческое задание
Наблюдение
Анализ продуктов деятельности
Тематическая
выставка
Наблюдение
Анализ продуктов деятельности
Тематическая
выставка
Тематическая
выставка
Тематическая
выставка

Педагогическое
наблюдение,
Анализ продуктов деятельности
Педагогическое
наблюдение,
Анализ продуктов деятельности

9

3.3.

«Снегири на ветке»

4

0.5

2.5

3.4.

«Портрет мамы»

4

1

3

3.5.

«Зимний лес»

4

1

3

3.6.

«Веселая масленица»

4

0.5

1.5

3.7.

«Волшебное лето»

4

0.5

1.5

4.

Волшебные превращения

10

2

8

4.1.

«Чудо-павлин»

2

0.5

1.5

4.2.

«Веселые мухоморы»

2

0.5

1.5

4.3.

«Валентинка»

2

0.5

1.5

4.4.

«Подснежники»

4

0.5

3.5

5.

Итоговое занятие

2

1

1

ИТОГО

72

18

54

Педагогическое
наблюдение,
Анализ продуктов деятельности
Тематическая
выставка
Тематическая
выставка
Педагогическое
наблюдение
Тематическая
выставка

Тематическая
выставка
Тематическая
выставка
Педагогическое
наблюдение
Тематическая
выставка
Анализ продуктов деятельности,
творческий отчѐт,
выставка итоговых работ

10

2 год обучения
№

Тема

Количество часов
всего
теория
практика
2
1
1

Формы контроля

1.

Вводное занятие
«Путешествие в волшебный мир»

Творческое задание

2.

Волшебные краски

30

8

22

2.1

«Чудо-павлин»

4

1

3

Тематическая выставка

2.2

«Золотая рыбка»

4

1

3

2.3
2.4
2.5

«Совушки в лесу»
«Замерзший лес»
«Птица - вьюга»

4
4
4

1
1
1

3
3
3

Наблюдение Анализ
продуктов деятельности
Тематическая выставка
Тематическая выставка
Наблюдение Анализ
продуктов деятельности

2.6

«Цветущая сакура»

4

1

3

2.7

«Птицы к нам с весной летят»

2

1

1

2.8

«Пузыряндия»

4

1

3

3.

Удивительный мир

26

6

20

3.1
3.2

«Аппетитный натюрморт»
«Звезда по имени Солнце»

4
4

1
1

3
3

3.3
3.4
3.5
3.6

«Сказочные совушки»
«Снегири, синички»
«Музыкальный кот»
«Акварельная страна»

4
4
4
6

1
1
1
1

3
3
3
5

4.

Волшебные превращения

10

3

7

4.1
4.2

«Аквариум»
«День котов и кошек»

4
2

1
1

3
1

4.3

«Волшебные жучки и пчелки»

4

1

3

5.

Итоговое занятие

2

1

1

ИТОГО

72

17

55

Наблюдение
Тематическая выставка
Тематическая выставка
Наблюдение
Тематическая выставка
Тематическая выставка
Наблюдение
Тематическая выставка
Тематическая выставка
Тематическая выставка
Творческое задание
Анализ продуктов деятельности Выставка

Тематическая выставка
Наблюдение
Тематическая выставка
Тематическая выставка
Анализ продуктов деятельности, Выставка
итоговых работ

11

Содержание учебного (тематического) плана
1 год обучения
Тема 1. Вводное занятие. Путешествие в мир искусства.
Теория: Знакомство с материалами и инструментами. Значение искусства в жизни человека. Искусство — как один из способов выражения душевного состояния человека. Вводный инструктаж по технике безопасности.
Практика: Организация рабочего места. Показ изобразительных работ,
поделок. Проведение входной диагностики (в форме игры) на тему «Волшебные облака». Творческое задание «Оживи облако»
Тема 2. Волшебные краски.
2.1. «Доброе дерево»
Теория: Сведения о красках. Понятия: художник, палитра, линия, теплые цвета. Эмоциональная характеристика цвета. Приемы работы с кистью и
красками. Особенности гуаши. Правила смешивания основных цветов для
получения теплых оттенков.
Практика: Рисование дерева простым карандашом и гуашью.
2.2 «Волшебное небо»
Теория: Холодные цвета. Правила смешивания цветов для получения
холодных оттенков.
Практика: Рисование неба гуашью, используя холодные цвета и оттенки.
2.3. «Золотая осень»
Теория: Приемы работы в нетрадиционной технике «печатание листьями», теплые цвета осени.
Практика: Рисование осеннего леса в технике печатание листьями и
детальная прорисовка стволов, птиц.
2.4. «Замерзшее дерево»
Теория: Линия, характер линии, пастель, холодные цвета и оттенки.
Практика: Рисование дерева пастелью и гуашью, используя линию и
цвет, как средство выразительности.
2.5. «Морозные узоры»
Теория: Узор, особенности рисования узоров. Заливка.
Практика: Рисование узоров в карандаше и гуашью, заливка акварелью.
2.6. «Волшебный фонарь»
Теория: История появления фонарей, их разновидности. Особенности
рисования фонаря. Узор, украшение. Теплые и холодные оттенки.
12

Практика: Рисование фонаря простым карандашом, детальная прорисовка гуашью, рисование фона.
2.7. «Ветка сакуры»
Теория: Сакура. История происхождения сакуры. Кляксография, особенности выдувания из трубочки. Холодные оттенки
Практика: Рисование веточек сакуры в технике кляксографии. Детальная прорисовка цветов сакуры.
3. Удивительный мир.
3.1 «Подсолнухи»
Теория: Виды и жанры изобразительного искусства. Показ произведений изобразительного искусства. «Натюрморт как жанр живописи» - изображение предметов одного порядка, смешанный, сюжетный. Натюрморт как
часть других жанров живописи. Приѐмы рисования натюрморта с учетом
пропорциональности.
Практика: Рисование подсолнухов простым карандашом. Рисование
пастелью и заливка акварелью.
3.2. «Сказочный терем»
Теория: История появления терема. Отличительные особенности терема. Орнамент.
Практика: Рисование терема простым карандашом, пастелью и акварелью.
3.3. «Снегирь на ветке»
Теория: Снегири, их отличительные особенности от других птиц.
Практика: Рисование снегиря простым карандашом, пастелью и акварелью.
3.4. «Портрет мамы»
Теория: «Портрет, как жанр живописи» - детский портрет, семейный,
одиночный, групповой и т.д. Понимание внутреннего состояния и настроения человека, через рассматривание человека. Представление о пропорциональности.
Практика: Рисование портрета мамы, используя различные материалы.
3.5. «Зимний лес»
Теория: Пейзаж, особенности зимнего пейзажа. Холодные цвета и оттенки.
Практика: Рисование зимы, используя карандаш и гуашь.
3.6. «Веселая масленица»
Теория: Масленица. История праздника. Народные гуляния. Проводы
зимы.
13

Практика: Рисование масленицы простым карандашом, пастелью и акварелью.
3.7. «Волшебное лето»
Теория: Пейзаж. Особенности лета. Цветовая палитра.
Практика: Рисование лета, используя различный художественный материал.
4. Волшебные превращения
4.1. «Чудо-павлин»
Теория: Павлин. Что это за птица? В чем ее красота?
Практика: Лепка павлина из пластилина, используя дополнительный
материал (бисер, семена клена)
4.2. «Веселые мухоморы»
Теория: Мухоморы. Особенности таких грибов. Плоскостная лепка.
Практика: Лепка мухоморов из пластилина, комбинируя его с природным материалом. Создание целостной композиции.
4.3. «Валентинка»
Теория: Понятия: День Святого Валентина, валентинка. История праздника.
Практика: Особенности создания валентинки, используя разнообразный материал.
4.4. «Подснежники»
Теория: Понятия: проталины, подснежники, первые цветы, отличительные особенности подснежников.
Практика: Лепка подснежников, используя пластилин. Создание целостной композиции.
5. Итоговое занятие
Теория: Подведение итогов. «Чему научились?»
Практика: Творческие игровые задания по итогам учебного года. Выставка работ.
2 год обучения
1. Вводное занятие. Путешествие в волшебный мир.
Теория: Знакомство. Знакомство с материалами и инструментами. Значение искусства в жизни человека. Искусство — как один из способов выражения душевного состояния человека. Вводный инструктаж по технике безопасности.

14

Практика: Организация рабочего места. Показ изобразительных работ,
поделок. Проведение входной диагностики - творческое задание (в форме
игры) на тему «Путешествие в мир искусства».
2. Волшебные краски.
2.1. «Чудо - павлин»
Теория: Повторение сведений о красках и других изобразительных материалах (пастели, восковых и акварельных карандашах). Понятия: форма,
пропорция, композиция.
Практика: Рисование павлина простым карандашом, пастелью.
2.2.«Золотая рыбка»
Теория: Теплые, холодные цвета и их оттенки.
Практика: Особенности рисования рыбки простым карандашом и гуашью.
2.3. «Замерзший лес»
Теория: Образ зимней сказки. Сказочный лес. Понятия: пейзаж, передний и дальний план, холодные цвета и оттенки.
Практика: Рисование леса, используя разнообразный художественный
материал: простой карандаш, пастель, акварель, гуашь.
2.4. «Птица - вьюга»
Теория: Образ сказочной птицы. Узор. Цветовая гамма.
Практика: Рисование птицы, используя пастель, акварель, гуашь.
2.5. «Цветущая сакура»
Теория: Растяжка цвета от светлого к темному. Цветовая гамма. Техника: Отпечатки губковой палочкой.
Практика: Рисование гуашью веточек сакуры в нетрадиционной технике.
2.6. «Птицы к нам с весной летят»
Теория: Весна. Понятия: закат, цвета заката, растяжка цвета, силуэт.
Цветовая гамма. Особенности рисования кончиком тонкой кисти.
Практика: Рисование пейзажа гуашью.
2.7. «Пузыряндия»
Теория: Техника рисования мыльными пузырями. Эмоциональная характеристика цвета. Сказочные образы.
Практика: Рисование мыльными пузырями. Создание абстрактной
картины.
3.Удивительный мир.
3.1. «Аппетитный натюрморт»
Теория: Понятия: натюрморт, аппетитный. Совместимость предметов
на картине. Фрукты. Овощи.
15

Практика: Рисование натюрморта простым карандашом, пастелью и
акварелью.
3.2. «Звезда по имени Солнце»
Теория: Космос. Космические объекты. Солнце – яркая звезда. Цветовая гамма.
Практика: Рисование космического сюжета, используя простой карандаш, пастель, гуашь.
3.3. «Снегири, синички»
Теория: Кочующие птицы. Их отличительные особенности. Цветовая
гамма. Холодные оттенки неба.
Практика: Рисование птиц простым карандашом и гуашью.
3.4. «Музыкальный кот»
Теория: Особенности создания образа музыкального кота. Эмоциональная характеристика цвета. Характерные признаки музыкального кота.
Необычность, причудливость.
Практика: Рисование кота, используя разнообразный художественный
материал.
3.5. «Акварельная страна»
Теория: Понятия: акварельная страна, дальний и нижний план, целостная композиция. Главные элементы: дворец красок, облака-палитры, солнце,
король-карандаш, королева-кисточка, придворные – ластики, жители страныкарандаши и мелки, волшебные деревья, радужный водопад или радуга, птицы, бабочки, цветы, все в ней дивной красоты.
Практика: Рисование акварельной страны простым карандашом. Создание целостной композиции.
4. Волшебные превращения
4.1. «Аквариум»
Теория: Плоскостная лепка с использованием природного материала.
Оттенки воды. Смешивание пластилина для получения нужных оттенков.
Практика: Составление композиции, используя пластилин и природный материал.
4.2. «День котов и кошек»
Теория: Понятия: пропорциональность, отличительные особенности
котов, цветовая гамма.
Практика: Лепка кота, используя пластилин, комбинируя его с другим
материалом,
4.3. «Волшебные жучки и пчелки»
Теория: Насекомые. Отличительные особенности насекомых.
16

Практика: Изготовление жучков и пчелок, используя пластилин, природный и бросовый материал, бисер, пайетки.
5. Итоговое занятие.
Теория: Подведение итогов. «Чему научились?»
Практика: Творческие игровые задания по итогам учебного года. Выставка работ.

1.4. Планируемые результаты
Предметные результаты
Сформированы первоначальные знания о:
- видах материалов и инструментов, их назначении в изобразительном искусстве;
- понятиях: художник, палитра, симметрия, форма, узор;
- основных и дополнительных цветах, правилах их смешивания;
- теплых и холодных цветах, способах их смешивания;
- жанрах изобразительного искусства: портрет, натюрморт и пейзаж;
- общих и индивидуальных признаках домашних животных;
Сформированы первоначальные умения:
- пользоваться художественными материалами и инструментами по назначению;
- смешивать основные цвета и получать дополнительные;
- работать с пластилином, тестом, соблюдая правила лепки, в нетрадиционных техниках, используя различные материалы и средства выразительности.
Метапредметные результаты:
Сформированы первоначальные навыки и умения:
- эмоционально отзываться на произведения искусства;
- передавать свои впечатления от увиденного;
- использовать в работе жизненные наблюдения;
Личностные результаты:
Сформированы предпосылки:
- соблюдения норм и правил, обеспечивающие безопасную жизнедеятельность;
- проявления заботы о природе;

17

2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график на 2023 – 2024 уч. год

Начало учебного года

01 сентября 2023 г.

Окончание учебного

31 мая 2024г.

года
Продолжительность

37 учебных недель

учебного года
Начало занятий

08.00

Окончание занятий

20.00

Периодичность кон-

Входной контроль осуществляется в период с 01

троля успеваемости

сентября по 10 сентября.

обучающихся

Промежуточная аттестация осуществляется в период
с 21 по 31 декабря (за 1 полугодие).
Итоговая аттестация осуществляется в период с23 –
31 мая.

Праздничные нерабо-

04.11.2023 г., с 01 по 08.01.2024 г., 23.02.2024 г.,

чие дни

08.03.2024 г., 01.05.2024 г., 09.05.2024 г., 10.05.2024 г.
2.2. Условия реализации программы

Материально техническое обеспечение.
Занятия проходят в специально оборудованном учебном кабинете с
хорошим освещением. Кабинет оборудован ростовой мебелью (столы, стулья), шкафами для хранения материалов и инструментов.
Средства обучения:
Наглядные пособия:
- иллюстрации с изображением деревьев, животных, птиц, рыб, цветов, архитектурных сооружений, людей;
- таблицы с изображением последовательности выполнения различных видов аппликаций;
- репродукции картин художников;
18

- образцы и методические разработки по темам изобразительного и декоративно-прикладного искусства;
- иллюстрации русских народных сказок.
Материалы и инструменты:
Материалы:
- акварель, гуашь, цветные, восковые и акварельные карандаши, пастельные
мелки, фломастеры, клей ПВА, природный материал, пластилин, соленое тесто, сухие листья, соль.
Инструменты:
- кисти, ножницы, палитра, стеки, баночки для воды, трубочки, подушечки из
поролона, ластик, свеча, веревочки, нитки.
Раздаточный материал:
- карточки – задания по темам: «Дорисуй портрет», «Дорисуй животное»;
- карточки к играм: «Собери пейзаж», «Кто быстрее соберет портрет?»;
«Цветовая угадай-ка».
Мультимедийные средства:
- электронные презентации;
- фонограммы;
- видеоролики.
Инструкции:
- правила техники безопасности;
- правила пожарной безопасности;
- правила электробезопасности;
- правила дорожного движения.
Кадровое обеспечение.
Требования к образованию педагога, реализующего программу: среднее профессиональное (педагогическое) образование, высшее профессиональное (педагогическое) образование. Прохождение курсов повышения
квалификации по данному направлению деятельности.
Методические материалы
Программа предусматривает использование элементов образовательных технологий: игровые технологии, метод проектов, проблемное обучение,
развивающее обучение.
Методы обучения:
• словесный (беседа, рассказ, диалог);
• репродуктивный (воспроизведение);
• объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
19

• мотивационный (формирование интереса к занятиям);
• проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее
решения);
• частично-поисковый (самостоятельный поиск ответа на поставленную
проблему);
• исследовательский (поиск новой информации, сбор новых материалов,
наблюдений, впечатлений, и их воплощение в замысле будущего изображения).
Использование нетрадиционных художественных приемов способствует выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен,
линий, формы и оформлять их до узнаваемых изображений. Обучающиеся
осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования и лепки. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и
детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который
проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Таким занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
На занятиях предусмотрено выполнение индивидуальных и коллективных
творческих работ в разных художественных материалах и техниках.
Задания необходимо подбирать, придерживаясь некоторых правил:
- Подбирать задания с учетом их постепенно возрастающей сложности.
- Учитывать индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение.
- Соблюдать временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка.
- Повышать у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру.
- Заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда
подкрепляется его интерес к играм и занятиям.

2.3. Формы аттестации и оценочные материалы
Программой предусмотрены формы контроля, которые помогают ребенку глубже понять изученный материал, закрепить его, вызвать заинтересованность, потребность в выполнении работы: выставки, конкурсы как
внутри учреждения, так и на городском, областном, всероссийском и международном уровнях.
Оценке подвергаются:
- общая художественная выразительность;
- самостоятельность и оригинальность замысла;
20

- содержание сюжета;
- разнообразие и неповторимость образов;
- проявление творчества;
- степень выполнения учебной задачи (передача пропорций, цвета);
- владение художественной техникой.
Также программой предусмотрен входной, промежуточный и итоговый
контроль для анализа и оценки усвоения обучающимися программного материала.
Ведется таблица образовательного рейтинга обучающихся по данной
программе, в которой оценивается: теоретическая и практическая подготовка, предметные достижения, уровень развития творческих способностей.
Оценивание происходит по «5» бальной шкале («3» - минимальный уровень, «4» - средний уровень, «5» - максимальный уровень). Диагностика проводится в форме контрольных срезов, опроса, дидактических игр, викторин.
Все данные по проведенной диагностике ребенка заносятся в Дневник
учѐта личностных достижений обучающегося объединения.

21

Список литературы
Литература для педагога
1. Белобрыкина О.А. Маленькие волшебники или на пути к творчеству.
– Новосибирск, 1993г.
2. Гальперин П.Я., Котик Н.Р. К психологии творческого мышления //
Вопр. психологии. 1982. № 5.- С. 80-84.
3. Грегг М.Е. Тайный мир рисунка. – СПб., 2003. // Осипова А.А
4. Дрезинина М.Г. Каждый ребенок – художник. – М.: «Ювента», 2002 г.
5. Иванов И. Энциклопедия коллективных творческих дел. — М., 2009г.
6. Казакова Т.Т. Развивайте у дошкольников творчество. – М., 1985г.
7. Корнилова С.Н., Галанов А.С. Уроки изобразительного искусства для
детей 5-9 лет. – М.: Рольфо, 2000г.
8. Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. – М., 2000г.
9. Майорова Н., Скоков Г. Шедевры русской живописи / Майорова Н.,
Скоков Г. – Москва: «Белый город», 2007г.
10. Манин В. Шедевры русской живописи. Энциклопедия мирового искусства / Виталий Манин – Москва, 2000г.
11. Неретина , Т . Г., Клевесенкова С. В. Использование артпедагогических технологий в коррекционной работе : учебное пособие / под общ. ред. Т.
Г. Неретиной. 3 - е изд ., перераб. и доп. М. : ФЛИНТА : Наука, 2013г.
12. Серия: от простого к сложному. Учимся лепить и рисовать. – СПб,
1997г.
13. Тюфанова И.В. Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников. – СПб, 2002г.
14. Шалаева Г.И. Учимся рисовать. – М.: СЛОВО, Эксмо, 2008 г.
15. Шевченко , М. А. Я рисую успех и здоровье . Арт - терапия для всех /
М. А. Шевченко. СПб.: Питер, 2007г.
Литература для обучающихся и родителей
1. Гиридт С. Разноцветные поделки из природных материалов. – М.,
Рольф, 2001г.
2. Зеленина Л.Е. Играем, познаем, рисуем. – М.: Просвещение, 2001 г.
3. Колдина Д.Н. Нетрадиционные техники рисования. Издательство:
Мозаика-Синтез, 2008г.
4. Марина З. Лепим из пластилина. – СПб, 1997г.
5. Пастухова Г.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
(1,2 части), Екатеринбург, 1996г.
22

Нормативные документы
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022 г. г. № 678-р);
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее –
СанПиН);
6. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 ―Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам‖;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» с изменениями от
01.11.2021 № 934-д;
8. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
10. Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях»
(утверждены приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 04.03.2022 г.
№219-д;
11.Муниципаьная программа Городского округа Красноуфимск «Развитие системы образования в городском округе Красноуфимск до 2028 года»
(Постановление администрации ГО Красноуфимск № 1243 от 27.12.2022г.»
12. Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей Свердловской области»
(Приложение к приказу ГАНОУ СО Свердловской области «Дворец молодѐжи» от 26.02.2021г. № 136-д);
13. Устав МАУДО «Дворец творчества»;
14. Положение о дополнительных общеразвивающих программах и порядке их утверждения в МАУДО «Дворец творчества»

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».