Муниципальный орган управления образованием
Управление образованием городского округа Красноуфимск
Муниципальное автономное учреждение дополнительнго образования
«Дворец творчества»
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 008AEF19D18F58B4675A25F8C4EF18C968
Владелец: КОЛЧАНОВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА
Действителен: с 11.11.2024 до 04.02.2026
Программа профессионального обучения – программа
профессиональной подготовки по профессии
«Оператор беспилотных авиационных систем
(с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее)»
Возраст обучающихся: 16 лет и старше.
Срок реализации программы: 1,5 мес.
Составитель:
Садыкова Н.А., методист,
Сергеев А.В., педагог дополнительного образования
Красноуфимск, 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа профессионального обучения отвечает запросам и идеям
Федерального проекта «Кадры для беспилотных авиационных систем» в рамках
национального проекта «Беспилотные авиационные системы», направленного на
развитие дополнительного образования детей и реализацию мероприятий
молодежной политики, создание системы непрерывной подготовки специалистов
в сфере разработки, производства и эксплуатации беспилотных авиационных
систем и контроля за уровнем квалификации таких специалистов.
Программа разработана в соответствии с требованиями профессионального
стандарта 17.071 «Специалист по эксплуатации беспилотных авиационных
систем, включающих в себя одно или несколько беспилотных воздушных судов с
максимальной взлетной массой 30 кг и менее» по профессии рабочего «Оператор
беспилотных авиационных систем (с максимальной взлетной массой 30 кг и
менее)»
Нормативные правовые основания разработки программы:
Нормативные
правовые
основания
для
разработки
программы
профессиональной подготовки «Оператор беспилотных авиационных систем (с
максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее)» (далее – программа)
составляют:
− Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024);
− Концепция технологического развития на период до 2030 года (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2023 года
№ 1315-р);
− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября
2020 г.
№ 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196» (Зарегистрировано в Минюсте России
19.10.2020 № 60458);
− Приказ Минпросвещения России от 26.08.2020 N 438 "Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным программам профессионального обучения" (Зарегистрировано в
Минюсте России 11.09.2020 N 59784);
− Приказ Минпросвещения России от 14.07.2023 N 534 "Об утверждении
Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется
профессиональное обучение" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2023 N
74776);
− Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 14 сентября 2022г.
«Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по эксплуатации
беспилотных авиационных систем, включающих в себя одно или несколько
беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой 30 кг и менее»;
− Устав Муниципального автономного учреждения дополнительного
образования «Дворец творчества».
Программа не включает подготовку выпускника в качестве специалиста
авиационного персонала гражданской авиации.
Термины, определения и используемые сокращения:
БАС – беспилотная авиационная система
БПЛА – беспилотный летательный аппарат
ПС – профессиональный стандарт
Цель программы: формирование профессиональных компетенций в рамках
профессии рабочего «Оператор беспилотных авиационных систем (с
максимальной взлетной массой 30 кг и менее)».
Задачи:
− подготовить обучающихся к успешной работе в сфере беспилотных
авиационных систем;
− выработать у слушателей практические навыки управления беспилотными
авиационными системами коптерного типа;
− сформировать умения по техническому обслуживанию и ремонту
беспилотных авиационных систем, подготовке БАС коптерного типа к
полетам;
− сформировать знания о назначении, устройстве и принципах работы
беспилотной авиационной системы и ее элементов, основах и способах
навигации.
Категория слушателей и их минимальный уровень образования
К освоению основных программ профессионального обучения по программам
профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих
допускаются лица от 16 лет, в том числе не имеющие основного общего или
среднего общего образования, включая лиц с ограниченными возможностями.
Срок обучения, количество часов
Объём программы – 100 часов.
Общий срок обучения – 1,5 месяца.
Режим занятий – два раза в неделю по 6 час.
Форма обучения – очная.
Форма итоговой аттестации – квалификационный экзамен.
Область профессиональной деятельности: Транспорт
Вид профессиональной деятельности: Эксплуатация беспилотных авиационных
систем, включающих в себя одно или несколько беспилотных воздушных судов с
максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее.
Обобщенная трудовая функция, подлежащая освоению: Эксплуатация
беспилотных авиационных систем, включающих в себя одно или несколько
беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой от 10
килограммов до 30 килограммов.
Уровень квалификации в соответствии с профессиональным стандартом:
Оператор беспилотных авиационных систем (с максимальной взлетной массой 30
килограммов и менее).
Выдаваемый документ – свидетельство установленного образца о присвоение
профессии рабочего, должности служащего.
Планируемые результаты обучения
Результатами освоения программы профессиональной подготовки являются
приобретение слушателями знаний, умений, навыков и формирование
компетенций, необходимых для выполнения трудовых/служебных функций
нового вида профессиональной деятельности в рамках полученной квалификации.
Виды
Код и
деятельнос наименовани
ти
е
компетенции
ВД 1
ПК 1.1.
Эксплуата Эксплуатаци
ция БАС, я БАС,
включающ включающих
их в себя в себя одно
одно или беспилотное
несколько воздушное
беспилотн судно массой
30
кг
и
ых
воздушных менее,
применяемых
судов с
максималь в условиях
прямой
ной
взлетной визуальной
массой 30 видимости,
кг и менее вне зон с
ограничения
ми, на высоте
до
150
метров
Показатели освоения компетенции
Знания
Умения
З 1.1.1 Знать правила
и порядок,
установленные
воздушным
законодательством
РФ, получения
разрешения на
использование
воздушного
пространства, в том
числе при
выполнении полетов
над населенными
пунктами, при
выполнении
авиационных работ
З 1.1.2
Нормативные
правовые акты об
установлении
запретных зон и зон
ограничения полетов;
порядок
получения
информации
о
запретных зонах и
зонах
ограничения
полетов
У 1.1.1
Анализировать
метеорологическую,
орнитологическую и
аэронавигационную
обстановку
У 1.1.2
Использовать
специальное
программное
обеспечение для
составления
программы
полета и ввода ее в
бортовой
навигационный
комплекс
(автопилот) (при
наличии)
беспилотного
воздушного судна
З 1.1.3 Порядок
У1.1.3
организации и
Составлять
выполнения
полетное задание
полетов беспилотным и план полета
воздушным судном в
сегрегированном
Практический
опыт (при наличии)
1.1.1 Изучение
полетного задания,
отработка порядка его
выполнения и
действий при управлении
беспилотным
воздушным
судном с
максимальной
взлетной массой
30 кг и менее
В 1.1.2
Ознакомление с
ограничениями в
районе выполнения
полета беспилотным
воздушным судном с
максимальной
взлетной массой
30 кг и менее по
маршруту (трассе) с
использованием
цифровых платформ
полетно-информа
ционного
обслуживания
В 1.1.3 Подбор и
подготовка
стартово-посадочной
площадки для летной
эксплуатации
беспилотного
воздушном
пространстве
З 1.1.4 Основы
воздушной
навигации,
аэродинамики и
метеорологии
в
объеме,
необходимом для
подготовки и
выполнения
полета беспилотным
воздушным судном
максимальной
взлетной массой
до 30 кг в ожидаемых
условиях
эксплуатации
1.1.5 Порядок
планирования
полета беспилотного
воздушного судна
и построения
маршрута полета
З 1.1.6 Порядок
проведения
предполетной
подготовки
беспилотной
авиационной
системы и ее
элементов
З 1.1.7 Правила
ведения и
оформления
полетной и
технической
документации,
требования к
ведению и
оформлению
полетной и
технической
документации, в
том числе в
цифровом виде с
использованием
специализированных
сервисов
З 1.1.8 Порядок
У 1.1.4 Оценивать
техническое
состояние и
готовность к
использованию
беспилотной
авиационной
системы
воздушного
судна с максимальной
взлетной массой
30 кг и менее
1.1.4 Оценка
метеорологической,
орнитологической и
аэронавигационной
обстановки в районе
выполнения полетов
беспилотным
воздушным судном с
максимальной
взлетной массой
30 кг и менее
У 1.1.5
Оформлять
полетную и
техническую
документацию
В 1.1.5
Подготовка
полетной
документации
У 1.1.6
Осуществлять
запуск
беспилотного
воздушного судна
В 1.1.6 Ведение
полетной и
технической
документации, в
том числе в
электронном виде
У 1.1.7
Осуществлять
дистанционное
пилотирование и
(или) контроль
параметров
полета одного
беспилотного
воздушного судна
В 1.1.7
Подготовка
программы
полета беспилотного
воздушного судна с
максимальной
взлетной массой
10 кг и менее и ее
загрузка в бортовой
навигационный
комплекс (автопилот)
беспилотного
воздушного судна (при
наличии) с
использованием
цифровых технологий
У 1.1.8
В 1.1.8
действий при
нештатных и
аварийных
ситуациях
ПК 1.2.
Эксплуатац
ия
беспилотн
ых
авиационн
ых
систем,
включающ
их в себя
одно или
несколько
беспилотн
ых
воздушных
судов с
максималь
ной
взлетной
массой от
10 до 30кг
З 1.2.1
Летно-технически
е характеристики
беспилотной
авиационной
системы и влияние
на них
эксплуатационных
факторов
З 1.2.2 Порядок
подготовки
программы полета
и загрузки ее в
бортовой
навигационный
комплекс (автопилот)
беспилотного
воздушного судна
З 1.1.3 Порядок
действий при
нештатных и
аварийных
ситуациях
З 1.1.4 Порядок
установки и
снятия съемного
оборудования
беспилотного
воздушного судна
Распознавать и
контролировать
факторы угроз и
ошибок при
выполнении
полетов
Дистанционное
управление
полетом одного
беспилотного
воздушного
судна с максимальной
взлетной массой 10кг
У 1.2.1
В 1.2.1 Подбор и
Читать
подготовка
аэронавигационные картографического
материалы
материала
У 1.2.2
Анализировать
метеорологическую
орнитологическую
и
аэронавигационну
ю обстановку
В 1.2.2
Ознакомление с
ограничениями в
районе
выполнения
полета по маршруту
(трассе)
У 1.1.3
Распознавать и
контролировать
факторы угроз и
ошибок при
выполнении
полетов
В 1.1.3
Дистанционное
управление
полетом одного
беспилотного
воздушного судна с
максимальной
взлетной массой
30 кг и менее и (или)
контроль параметров
полета
В 1.1.4
Обновление
программного
обеспечения и
калибровка
БАС, включающей в
себя одно беспилотное
воздушное судно
с максимальной
взлетной массой
30 кг и менее, с
использованием
цифровых
технологий (при
необходимости)
У 1.1.4
Устанавливать
съемное
оборудование на
беспилотное
воздушное судно,
снимать съемное
оборудование
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный (тематический) план
№
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
1.8
1.9
1.1
0
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
Наименование тем модуля
Коли- В том числе
чество ТеоПрачасов рия
ктика
Формы
контроля
1. Основы эксплуатации беспилотных летательных систем (14 час.)
Вводное занятие. Инструктаж по
2
2
Тестирование
технике безопасности.
Общие сведения о воздушном
1,5
1,5
законодательстве РФ. Взаимодействие
с государственными органами при
планировании и проведении полётных
работ.
Правовые и нормативные основы
2
2
использования БАС.
Использование воздушного
0,5
0,5
пространства. Получение разрешения
на полёт.
Безопасность полётов (в т.ч.
1
1
авиационная безопасность).
Воздушная навигация.
1
1
Авиационная метеорология и
1
1
орнитология.
История возникновения и сферы
2
2
применения БАС. Классификация,
виды и устройства БАС.
Современные БАС. Практический
2
2
опыт группы компаний «Геоскан».
Основы аэродинамики и динамики
1
1
полёта.
2. Устройство и эксплуатация БАС ( 12 час.)
Устройство и основные
2
1
1
Контрольное
комплектующие БАС. Обзор
задание
существующих решений.
Основные характеристики и методы
2
1
1
подбора комплектующих. Схемы
сборки.
Типы пультов дистанционного
1
1
управления.
Каналы связи передачи данных.
1
1
Системы управления и навигации.
1
1
Специализированные полезные
1
1
нагрузки.
Сборка и предполётная подготовка
4
1
3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8
4.1
4.2
4.3
5.1
5.2
5.3
5.4
6.
БАС. Калибровка.
3. Основы управления и контроля БАС ( 40 час.)
Теория управления БАС и техника
4
2
2
Тестовые
безопасности. Разбор штатных и
полёты,
нештатных ситуаций.
соревнование
Пилотирование с применением
12
1
11
симуляторного (тренажёрного)
программного обеспечения.
Выполнение тестовых полётов на
4
4
симуляторе.
Полёты на квадракоптере в помещении
4
4
(Взлёт. Висение. Полёт в зоне
пилотажа. Вперёд-назад, влево-вправо.
Посадка.)
Полёт по кругу, с удержанием и
4
4
изменением высоты. Посадка.
Полёт с использованием функции
4
4
удержания высоты и курса.
Полёты с использованием элементов
4
4
трассы для гонок. Визуальный
контроль полётного задания.
Соревнование. Пилотирование с
4
4
использованием трассы для гонок.
4. Аэрофотосъёмка и FPV пилотирование (12 час.)
Выбор оборудования. Принципы
4
1
3
Контрольное
аэрофотосъёмки.
задание
Основы видеотрансляции.
4
1
3
Оборудование, его настройка.
Пилотирование с использованием FPV
4
4
оборудования.
5. Техническое обслуживание БАС (22 час.)
Проведение послеполётного осмотра.
4
2
2
Контрольное
Обслуживание и ремонт БАС.
задание
Материалы и инструменты для
4
2
2
ремонта, пайки и сборки БАС.
Лужение и пайка проводов и
6
6
электронных компонентов.
Виды аккумуляторных батарей (АКБ)
4
2
2
и принципы работы с ними и техника
безопасности.
Итоговая аттестация
4
4
Экзамен
ИТОГО:
100
32
68
Содержание программы
Модуль 1. Основы эксплуатации беспилотных летательных систем
Теория: Инструктаж по технике безопасности. Профессиональная терминология.
Система российского права: необходимость изучения и выполнения
законодательства для авиационной отрасли, воздушное право России, Воздушный
кодекс России. Организация полетных работ. Государственные органы и
взаимодействие с ними при планировании и проведении полетных работ.
Государственные информационные сервисы для регистрации при планировании
полетов. Использование воздушного пространства. Задачи и методы воздушной
навигации. Методы воздушной навигации. Метеорологические элементы и
явления погоды, определяющие условия полета. Орнитология, что необходимо
учитывать. История создания и развития. Технологии развития БВС. Барьеры
развития рынка БАС. Перспективы применения и развития БАС в различных
отраслях. Практический опыт группы компаний «Геоскан».
Особенности
конструкции летательных аппаратов, влияющие на динамику полёта.
Модуль 2. Устройство и эксплуатация БАС
Теория: Назначение, устройство и принципы работы БАС. Основные
комплектующие: аккумуляторная батарея, полётный контроллер, регулятор,
моторы, пропеллер, видеопередатчик, приёмник и тд. Основные характеристики и методы подбора
комплектующих.
Схемы сборки комплектующих. Типы пультов дистанционного управления.
Каналы связи передачи данных. Системы управления и навигации.
Специализированные полезные нагрузки.
Практика: Сборка и предполётная подготовка БАС. Настройка и калибровка.
Модуль 3. Основы управления и контроля БАС
Теория: Способы управления БАС, особенности каждого из них.
Неблагоприятные погодные условия: теория управления и техника
безопасности. Основы пилотирования.
Практика: Разбор штатных и нештатных ситуаций. Изучение полетного
задания, отработка порядка его выполнения и действий при управлении
беспилотным воздушным судном. Практика пилотирования с применением
симуляторного (тренажерного) программного обеспечения. Осуществление
визуального контроля полётного задания. Выполнение тестовых полётов с
использованием элементов трассы для гонок.
Модуль 4. Аэрофотосъёмка и FPV пилотирование
Теория: Необходимое оборудование для видео- и фотосьёмки. Риски потери
сигнала. Факторы, влияющие на дальность прохождения. Типы движения,
применяемые для видео- сьёмки. Движение камеры.
Практика: Пилотирование с использованием FPV оборудования.
Модуль 5. Техническое обслуживание БАС
Теория: Прохождение инструктажа по ТБ. Способы обнаружения и устранения
возможных неисправностей оборудования БАС. Материалы и инструменты для
пайки и сборки. Электрический паяльник, флюс, припой. Химический состав
флюса и припоя, назначение и способы применения. Виды аккумуляторных
батарей (АКБ) и принципы работы с ними. Основные характеристики АКБ.
Выбор АКБ и расчёт основных характеристик. Ёмкость, коэффициент токоотдачи.
Типы соединений ячеек АКБ: параллельное и последовательное. Правила
эксплуатации АКБ.
Практика: Проведение послеполётного осмотра. Ремонт БАС. Лужение и пайка
проводов и электронных компонентов. Установка, снятие защитной клетки.
Замена пропеллеров.
Итоговая аттестация. Квалификационный экзамен.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально – техническое обеспечение:
− стол ученический одноместный – 14 шт.;
− кресло для обучающихся — 14 шт.;
− стол для педагога – 1 шт.;
− кресло для педагога – 1 шт.;
− тумба для педагога – 1 шт.;
− шкаф для хранения оборудования - 4 шт.;
− рабочее место обучающегося: ноутбук – 14 шт.;
− рабочее место преподавателя: ПК, монитор;
− компьютеры должны быть подключены к единой сети Wi-Fi с доступом в
интернет;
− стол паяльный с оборудованием – 2 шт;
− интерактивная панель Lumien 75" «LMP7503MLRU» - 1 шт.;
− квадрокоптер тренировочный «Syma X25PRO» - 2 шт.;
− квадрокоптер «MOBULA7 1S» — 2 шт.;
− трасса для гонок дронов;
− офисное программное обеспечение;
− симулятор для операторов квадрокоптеров.
Кадровое обеспечение.
Требования к квалификации педагогических кадров: педагог должен иметь
высшее образование или среднее профессиональное образование и опыт
практической работы не менее 2-х лет по соответствующему профилю
преподаваемой дисциплины (модуля).
Методическое обеспечение.
Образовательная деятельность слушателей предусматривает следующие виды
учебных занятий и учебных работ: аудиторные занятия, практические работы.
Методические
материалы:
используются
методические
материалы,
дидактические материалы, фото- и видеоматериалы, технические журналы и
книги, материалы на компьютерных носителях, демонстрационный материал
(презентации), раздаточный материал - карточки по темам, таблицы.
Используются технологии обучения:
- информационно–коммуникационные технологии;
- технология развивающего обучения;
- технологии личностно-ориентированного обучения;
- технологии сотрудничества.
В практике выступают различные комбинации элементов этих технологий.
Используются следующие методы:
1) словесные (беседа, опрос, дискуссия и т.д.);
2) наглядные (показ, демонстрация);
3) репродуктивные (по образцу);
4) частично-поисковые (эвристическая беседа, постановка проблемы и решение её
самостоятельно или группой);
5) практические: подготовка к полёту и полёт на квадрокоптере; анализ и решение
проблемных ситуаций и т.д.
Для проведения инструктажей необходимо иметь инструкции по охране труда:
- безопасности при полётах на квадрокоптере;
- пользования персональными компьютерами;
- пожарной безопасности.
Формы аттестации и оценочные материалы
Текущий контроль проводится в форме контрольного задания в конце
каждого модуля.
Итоговая аттестация осуществляется квалификационной комиссией в
форме двухэтапного квалификационного экзамена, который включает в себя на
первом этапе проверку теоретических знаний (тестирование), а на втором этапе практических умений в пределах требований настоящей программы и
Профессионального стандарта 17.071 «Специалист по эксплуатации беспилотных
авиационных систем, включающих в себя одно или несколько беспилотных
воздушных судов с максимальной взлетной массой 30 кг и менее».
Проверка теоретических знаний в рамках итоговой аттестации проводится в
форме теста.
Критерии оценивания:
Зачтено - ответы на поставленные вопросы излагаются систематизировано и
последовательно, но могут требоваться незначительные уточнения базовых
терминов; раскрываются причинно-следственные связи между явлениями и
событиями; демонстрируется умение анализировать материал, возможно, не все
выводы носят аргументированный и доказательный характер;
Не зачтено - материал излагается непоследовательно, отсутствуют знания
базовых терминов; не раскрываются причинно-следственные связи между
явлениями и событиями; не проводится анализ; выводы отсутствуют; ответы на
дополнительные вопросы отсутствуют; не приводятся примеры изучаемой
предметной области.
Проверка практических навыков осуществляется в ходе выполнения
обучающимся практического задания.
Критерии оценивания:
Удовлетворительно - слушатель демонстрирует уверенные навыки для
безопасной эксплуатации оборудования на различных этапах работы;
Неудовлетворительно - слушатель не демонстрирует или демонстрирует с
существенными нарушениями приобретенные навыки и умения.
К проведению квалификационного экзамена могут привлекаться
представители работодателей, их объединений.
Лицам, успешно прошедшим квалификационные испытания, по решению
квалификационной комиссии выдается свидетельство о присвоение профессии
рабочего, должности служащего ««Оператор беспилотных авиационных систем (с
максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее)».
Свидетельство об уровне квалификации дает выпускнику право
трудоустроиться по полученной профессии, а также повысить свою
профессиональную квалификацию в условиях производства.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
Для педагога:
1. Гребенников А.Г., Мялица А.К., Парфенюк В.В. и др. Общие виды и
характеристики беспилотных летательных аппаратов / ОИЦ «Академия», 2015 (6ое изд.)
2. Гурьянов А. Е. Моделирование управления квадрокоптером Инженерный
вестник. МГТУ им. Н.Э. Баумана. Электронный журнал. 2014 №8 Режим доступа:
http://engbul.bmstu.ru/doc/723331.html (Дата обращения 20.10.23)
3. Гурьянов А. Е. Моделирование управления квадрокоптером. Инженерный
вестник. МГТУ им. Н.Э. Баумана. Электрон. журн. 2014 №8
4. Ефимов. Е. Программируем квадрокоптер на Arduino: Режим доступа:
http://habrahabr.ru/post/227425/
5. Ефимов. Е. Программируем квадрокоптер на Arduino: Режим доступа:
http://habrahabr.ru/post/227425/ (Дата обращения 20.10.15)
6. Завалов О.А. Современные винтокрылые беспилотные летательные
аппараты: учебное пособие / ОИЦ «Академия», 2015 (6-ое изд.)
7. Канатников А.Н., Крищенко А.П., Ткачев С.Б. Допустимые
пространственные траекории беспилотного летательного аппарата в вертикальной
плоскости.
8. Канатников А.Н., Крищенко А.П., Ткачев С.Б. Допустимые
пространственные траекории беспилотного летательного аппарата в вертикальной
плоскости.
9. Канатников А.Н., Крищенко А.П., Ткачев С.Б. Допустимые
пространственные траектории беспилотного летательного аппарата в
вертикальной плоскости. Наука и образование. МГТУ им. Н.Э. Баумана.
Электронный
журнал.
2012.
№3.
Режим
доступа:
http://technomag.bmstu.ru/doc/367724.html (дата обращения 17.04.2014).
10.
Мартынов
А.К.
Экспериментальная
аэродинамика.
М.:
Государственное издательство оборонной промышленности, 1950. 479 с. 13.
Мирошник И.В. Теория автоматического управления. Линейные системы. СПб:
Питер, 2005. 337 1. Ефимов. Е. Программируем квадрокоптер на Arduino: Режим
доступа: http://habrahabr.ru/post/227425/
11.
Погорелов, В. И. Беспилотные летательные аппараты: нагрузки и
нагрев: учебное пособие для среднего профессионального образования / В. И.
Погорелов. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2018. – 191 с. –
(Профессиональное образование). – ISBN 9785-534-10061-7.
12.
Яценюков В.С., Электроника. Твой первый квадрокоптер. Теория и
практика, БХВ-Петербург, 256 с.
Internet–ресурсы:
http://www.reaa.ru/yabbfilesB/Attachments/Osnovy_ajerodtnamiki_Riga.pdf Институт
транспорта и связи. Основы аэродинамики и динамики полета. Рига, 2010.
https://favt.gov.ru/deiatelnost-ucet-bespilotnyh-graidanskih-vozdyshnih-sudov/ . Учёт
беспилотных воздушных судов
https://habr.com/ru/companies/nordavind/articles/181540/
https://heliblog.ru/multikoptery/nachinaem-znakomstvo-s-kvadrokopterami.html#more2721
https://profpv.ru/
Приложение 1.
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Примеры вопросов теоретической части квалификационного экзамена (теста)
Результаты (освоенные
профессиональные
компетенции)
ПК 1.1.Подготовка к
полетам беспилотных
авиационных систем,
включающих в себя
одно беспилотное
воздушное судно с
максимальной взлетной
массой30 килограммов и
менее(B/01.3)
Вопросы
Основные показатели
оценки результата
Какие компоненты обязательно
должны быть в каждом БАС
мультироторного типа?
Укажите несколько вариантов:
-моторы
-регуляторы скорости
-видеосистема
-полетный контроллер
-пропеллеры
-радиоаппаратура
-телеметрийные модули
-рама
-аккумулятор
Соотнесите значение для
определения особенностей
правового режима и
максимальную взлетную массу
квадрокоптера или иного
беспилотного воздушного судна
а) до 149 г
б) от 150 г до 30 кг
в) от 30 кг и более
− не подлежат
государственной регистрации
ли учету подлежат
государственному учету
− подлежат государственной
регистрации с занесением в
специальный реестр воздушных
судов
Какие погодные условия
оказывают влияние на
успешный полет БАС?
Знание летно-технических
характеристик БАС и
влияния на них
эксплуатационных факторов
Знание правил и порядка,
установленных воздушным
законодательством
Российской Федерации,
получения разрешения на
использование воздушного
пространства, в том числе
при выполнении полетов
над населенными пунктами,
при выполнении
авиационных работ
Умение анализировать
метеорологическую,
орнитологическую и
аэронавигационную
обстановку
Примеры заданий практической части квалификационного экзамена
Результаты (освоенные
профессиональные
компетенции)
ПК1.2. Управление
(контроль)полетом
беспилотного воздушного
судна с максимальной
взлетной массой 30 кг и
Задания
Основные показатели
оценки результата
Выполнить полёт на
предоставленном
оборудовании при этом:
− составить полетное
задание на предоставляемом
− Принятие решения на
взлет беспилотного
воздушного судна
− Запуск беспилотного
воздушного судна
менее (B/02.3)
участке.
− Принять решение на
полет и осуществить запуск
двигателей.
− Осуществить полет по
заданию, при этом,
экстренно вмешиваясь, в
случае возникновения
аварийно-опасной ситуации.
− Осуществить посадку на
предоставленном участке.
− Произвести остановку
двигателей и доложить о
проведении полета
− Управление полетом
беспилотного воздушного
судна .
− Выполнение полета
беспилотным воздушным
судном в соответствии с
полетным заданием
Практическая часть квалификационного экзамена предполагает
проведение предполетной подготовки БАС коптерного типа и осуществление в
заданных условиях. В процессе выполнения задания обучающийся должен
указать место взлета и посадки аппарата, провести предполетную проверку БАС,
загрузить полетное задание и принять решение о проведении полета. В течение
полета обучающийся непрерывно осуществляет мониторинг за параметрами БАС
и вмешивается в полет при необходимости.