Эстрадный вокал

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

Сертификат: 00DBF90FCF4B65C92EAD606E3807A61728
Владелец: КОЛЧАНОВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА
Действителен: с 12.12.2022 до 06.03.2024

Дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности

«Эстрадный вокал»
Возраст обучающихся: 5– 14 лет
Срок реализации программы – 2 года

Составитель программы:
Кузнецова Анастасия Владимировна,
педагог дополнительного
образования.

Красноуфимск, 2023 год

1. Комплекс основных характеристик общеобразовательной
общеразвивающей программы
1.1 Пояснительная записка
Направленность программы: художественная.
Актуальность программы. Дополнительная общеразвивающая программа
«Эстрадный вокал» (далее программа) разработана в соответствии с нормативноправовыми документами:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. г. № 678-р);
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
6. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам”;
7.
Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей» с изменениями от 01.11.2021 № 934-д;
8. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования
на территории Свердловской области на период до 2035 года».
9. Методические рекомендации «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях»
(утверждены приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 04.03.2022 г. №219-д;
10.Муниципаьная программа Городского округа Красноуфимск «Развитие системы
образования в городском округе Красноуфимск до 2028 года» (Постановление
администрации ГО Красноуфимск № 1243 от 27.12.2022г.»
11. Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам для включения в систему персонифицированного финансирования
дополнительного образования детей Свердловской области» (Приложение к приказу
ГАНОУ СО Свердловской области «Дворец молодѐжи» от 26.02.2021г. № 136-д);
12. Устав МАУДО «Дворец творчества»;
13. Положение о дополнительных общеразвивающих программах и порядке их
утверждения в МАУДО «Дворец творчества»

Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их
творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и музыкального
искусства. Наблюдения педагогов и специальные исследования показали, что пение –

это одно из эффективных средств физического воспитания и развития детей. В
процессе пения – сольного и хорового – укрепляется голосовой аппарат, развивается
дыхание, положение тела во время пения (певческая установка) способствует
формированию хорошей осанки. Все это положительно влияет на общее состояние
здоровья, развивает у детей внимание, наблюдательность, дисциплинированность,
повышает умственную активность мозга. В пении соединены такие многогранные
средства воздействия на молодого человека, как слово и музыка. С их помощью
можно воспитать эмоциональную отзывчивость на прекрасное в искусстве, жизни,
природе.
В настоящее время растѐт спрос и рост числа детских вокальных коллективов,
расширением их концертно-исполнительской деятельности, стилем сочинений,
которые пишутся с расчетом на голосовые возможности детей.
Отличительная
особенность
программы.
Реализация
программы
предусматривает перспективное развитие навыков вокального мастерства,
подчинение основному образовательному принципу – от простого к сложному, от
знаний к творчеству, к увлекательным делам и вокальным концертам. Программу
отличает изучение вокала как вида искусства, интегративный подход к обучению
(вокал, хореография, актерское мастерство). При этом дети имеют разные стартовые
способности.
Данная программа отличается от других подбором репертуара и предназначена
для всех желающих детей.
Практическая значимость программы заключается в том, что вокальный
ансамбль – это наиболее доступный, мобильный и актуальный вид коллективного
творчества, поскольку, являясь социальной структурой, дает возможность участникам
коллектива приобрести не только знания и умения в области музыкального искусства
и культуры, но и опыт межличностного общения, что так же входит в спектр
педагогических задач. Навыки, приобретенные в процессе обучения в вокальном
ансамбле, способствуют развитию творческого потенциала учащихся и дают
возможность впоследствии реализовать свои возможности в различных творческих
коллективах. Основным назначением данной образовательной программы является
овладение специфической техникой вокального мастерства, соответствующего
современным требованиям эстрадного коллективного исполнительского искусства.
Наряду с учебно-воспитательной работой в вокальном коллективе программой
предусмотрена и активная концертно-исполнительская деятельность обучающихся в
массовых мероприятиях и конкурсах вокального мастерства различных уровней.
Адресат программы. Набор в творческое объединение осуществляется на
свободной основе независимо от их музыкальных данных детей в возрасте 5-14 лет.
Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития
певческого голоса. Занятия пением являются важной составляющей гармоничного
развития дошкольника. Воспитание слуха и голоса ребенка оказывает положительное
воздействие на формировании речи, а речь, как известно, является материальной
основой
мышления.
Пение
помогает
решить
некоторые
проблемы
звукопроизношения. Планомерное вокальное воспитание так же оказывает
благоприятное влияние на физическое здоровье детей, пение не только доставляет
удовольствие поющему, но также упражняет и развивает его дыхательную систему,
которая влияет на состояние сердечно-сосудистой, следовательно, невольно занимаясь
дыхательной гимнастикой, ребенок укрепляет своѐ здоровье.

У детей младшего школьного возраста в пении успешно формируется весь
комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку,
ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Пение
активизирует умственные способности, развивает эстетические и нравственные
представления детей. Младший школьный возраст является очень важным и
ответственным в жизни ребенка в плане его становления как личности. У ребенка
активно развивается мышление, воображение, память, речь. Все это способствует
активному музыкальному развитию. В этом возрасте продолжается развитие основных
(ладовое чувство, чувство ритма, музыкально-слуховые представления) и специальных
(способности к исполнительским видам деятельности – певческой, музыкальноритмической, игре на инструментах, творческой) музыкальных способностей. На
начальном этапе находится развитие вокальных навыков. В возрасте 7-10 лет у
ребенка еще не сформирован голосовой аппарат – тонкие связки, малоподвижное
небо, слабое, поверхностное дыхание. Певческое звучание, характеризуется
легкостью, недостаточной звонкостью и требует бережного к себе обращения. Этому
во многом содействует продуманный репертуар, соответствующий певческим
возрастным особенностям детей. Подбирая который, необходимо учитывать в первую
очередь диапазон ребенка, т.е. тот объем звуков от самого высокого до самого
низкого, в пределах которого хорошо звучит голос, а также тип и особенности голоса
ребенка, и систематически его укреплять, создавая благоприятную «звуковую
атмосферу», способствующую развитию голоса и слуха. А координация голоса и слуха
– важнейшее условие развития певческих способностей детей.
Подростковый возраст – сложный период в формировании организма ребенка
вообще и в развитии голоса в частности. Голоса становятся более сильными, но и
более ломкими. Происходит процесс мутации, и при пении требуется большая
осторожность, забота и внимание к голосу, частые перерывы для отдыха, щадящий
режим диапазона, удобный для поющего. В старшем подростковом возрасте голоса
ребят уже обладают элементами взрослого звучания. В исполнении выявляются
индивидуальные тембровые особенности, своеобразие певческой манеры
обучающихся. При щадящем и рациональном режиме пения в предмутационный и
мутационный периоды голоса вокалистов развиваются плавно, постепенно, умения и
навыки овладения «взрослым» голосом приобретаются быстрее и становятся прочее.
Появляются большие возможности в использовании грудного резонирования. Это
насыщает звучание голоса, делает его полнее, ярче. Сила голосовых и дыхательных
мышц в этом возрасте начинает приближаться к норме. Но и в работе с подростками
главная заповедь - «не навреди», поэтому нельзя требовать от певцов чрезмерных
усилий. Определяющим фактором является активное желание обучающегося и заинтересованность его родителей. Тем не менее, все обучающиеся проходят
прослушивание, где определяются и фиксируются: музыкальный слух, вокальные
данные, что является входной диагностикой уровня развития способностей
обучающихся.
Режим занятий:
Продолжительность занятий для обучающихся 5-7 лет – 30 минут; 8-15 лет 45 минут; перемена - 10 минут для отдыха детей и проветривания помещений.
Общее количество часов неделю – 4 часа.
Занятия проводятся по 2 часа 2 раза в неделю.
Объѐм программы – 288 часов.
Программа рассчитана на 2 года обучения:

1 год обучения – 144 часа
2 год обучения – 144 часа.
Особенности организации образовательного процесса
Форма реализации программы: традиционная.
Формы обучения: очная, групповая, индивидуально-групповая. Данная
программа предусматривает ее реализацию, как в очной форме, так и с применением
дистанционных образовательных технологий, электронного обучения. Порядок
организации образовательного процесса с применением образовательных технологий,
электронного обучения устанавливается локальным нормативным актом Учреждения
и включает в себя принцип интерактивности, выражающийся в возможности
постоянных контактов всех участников образовательных отношений с помощью:
официального сайта учреждения, электронной почты, облачных сервисов, социальных
сетей, онлайн-уроков по Skype, Viber, Whatsapp и др.
Виды занятий:
 по количеству детей: групповые и индивидуальные;
 по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей:
экскурсии, праздник, конкурс, фестиваль, отчетный концерт;
- по дидактической цели: вводное занятие, практическое занятие по контролю
знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий.
Занятия состоят из теоретической и практической частей. Большее количество
времени занимает практическая работа: вокальные, дыхательные упражнения,
связанные с жизнью, со знакомыми звуковыми представлениями и ассоциациями. Для
раскрытия творческого потенциала используются коллективно разыгрываемые этюды,
музыкально-танцевальные импровизации.
Учебный и творческий материал варьируется по уровню сложности в
зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся.
Теоретические сведения подтверждаются и подкрепляются практическими
занятиями, которые сохраняют, усиливают и развивают естественное побуждение
подростка к творческому самовыражению.
Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей программы:
1. Открытое занятие.
2. Творческий отчет.
3. Концертное выступление.
4. Фестиваль.
5. Конкурс.
Эти формы позволяют педагогу и обучающимся увидеть и обсудить
результаты своего труда, позволяют педагогу внести изменения в учебный процесс,
определить эффективность обучения по программе, создают хороший
психологический климат в коллективе.
В качестве форм фиксации образовательных результатов: портфолио ( могут
быть использованы аудиозапись, видеозапись, грамоты, дипломы, фотодокументы).
1.2. Цель и задачи дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
Цель программы: развитие творческих способностей обучающихся средствами
эстрадного вокального искусства.
Задачи:

Обучающие:
- расширять представления о вокальной музыке, еѐ языке, средствах
выразительности, жанрах;
- формировать вокальные умения и навыки; обучать вокально - техническим
приѐмам эстрадного пения;
- дать знания об основных жанрах вокальной музыки;
- дать представления о возможностях работы с фонограммой и микрофоном;
- формировать навыки выразительного исполнения эстрадных произведений в
ансамбле;
- формировать культуру поведения на сцене.
Развивающие:
- развивать музыкальные способности детей (ладовое чувство, музыкальнослуховые представления, чувство ритма, чувство ансамбля);
- развивать голосовые данные: силу голоса, диапазон, беглость, тембр;
- развивать воображение, мышление, память, активное внимание,
наблюдательность;
- формировать элементарные актѐрские и хореографические навыки (мимика,
жесты, танцевальные движения);
- развивать способности к коллективной работе.
Воспитательные:
- формировать интересы, потребности, эстетическое отношение к искусству
эстрадного вокала, прививать художественный и музыкальный вкус;
- воспитывать умение работать в коллективе;
- воспитывать волевые качества (воля, трудолюбие, ответственность,
организованность, дисциплинированность и др.)
1.3. Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
Учебный план
1 год обучения
№

Название темы

1

Вводное занятие

Общее В том числе
количес
тво
Теория
Практика
часов
2
2
-

2

Певческая установка

4

2

2

3

Вокальное дыхание

12

6

6

4

Звукообразование.
Чистота интонации

14

7

7

5

Артикуляция, дикция

12

5

7

6

Средства музыкальной
выразительности.

18

9

9

Формы
аттестации
/контроля/
Беседа
Прослушивание
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа

7
8

9
10

11

12

Работа над
произведением.
Фонограмма, еѐ
особенности и
возможности
Приѐмы работы с
микрофоном
Сценическое
мастерство,
сценический образ
Концертноисполнительская
деятельность
Итоговое занятие

20

10

10

Практическая
работа
Практическая
работа

12

4

8

12

6

6

18

9

9

18

8

10

Практическая
работа

2

-

2

Отчетный
концерт

Итого:

144

70

74

Практическая
работа
Практическая
работа

2 год обучения
№

Название темы

Общее В том числе
количес
тво

Формы
аттестации
/контроля/

Теория

Практика

Вводное занятие.
Прослушивание голосов
Музыкальнообразовательные беседы
о вокальном искусстве
Певческая установка и
навыки певческого
дыхания
Вокально-речевые
упражнения. Дикция.
Артикуляция
Освоение вокального
репертуара
Звуковедение

2

1

1

4

2

2

10

4

6

Практическая
работа

8

4

4

Практическая
работа

56

28

28

10

5

5

7

Вокальные упражненияраспевания

12

6

6

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа

8

Дирижерские жесты

4

2

2

9

Работа в ансамбле. Строй 14
и ансамбль

7

7

Сценическое мастерство

10

5

5

Концертноисполнительская
деятельность
Итоговое занятие.

12

-

12

2

-

2

Итого:

144

64

80

1
2

3

4

5
6

10
11

12

Учебный (тематический) план
1
год обучения

Беседа
Прослушивание
Беседа

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Итоговый
концерт

№

Название темы

Общее
количе
ство
часов

В том числе
Теория

Практ
ика

1

Вводное занятие

2

2

-

2

Певческая установка
Правила пения сидя и
стоя.

2

1

1

2

1

1

Вокальное дыхание
Певческое дыхание
Типы дыхания
Дыхание перед началом
пения
Различный характер
дыхания
Дыхательная гимнастика
Комплексы дыхательной
гимнастики
Звукообразование. Чистота
интонации
Индивидуальные
особенности вокальных
данных.
Округление гласных.
Устойчивость интонации.
Восходящее и нисходящее
движение в музыке.
Мягкая и твердая атака
звука
Приемы звукового
извлечения: легато, нон
легато.
Приемы звукового
извлечения: стаккато,
глиссандо.

12
2
2

6
1
1

6
1
1

2

1

1

2

1

1

2

-

2

14

7

7

2

1

1

2
2
2

1
1
1

1
1
1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

Артикуляция, дикция
Артикуляция
Зажимы
Развитие согласованности
работы артикуляционного
аппарата
Дикция

12
2

5
1

7
1

2

1

1

2

1

1

2.1
3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6

4
4.1

4.2
4.3
4.4
4.5
4.6

4.7

5
5.1
5.2
5.3

5.4

Формы аттестации
/контроля/

Беседа
Прослушивание
Практическая
работа
Практическая
работа

Практическая
работа

Практическая
работа

5.5
5.6
6
6.1

6.2
6.3
6.4
6.5
6.6
6.7
6.8
6.9
7
7.1
7.2
7.3
7.4
7.5
7.6

7.7
7.8
7.9
7.10

8
8.1
8.2
8.3
8.4
8.5
8.6
9
9.1

Скороговорки

4

1

3

Средства музыкальной
выразительности.
Основные средства
музыкальной
выразительности
Мелодия
Метр. Ритм. Темп.
Лад
Динамика
Регистры. Тембр
Штрихи, нюансы
Форма произведения
Гармония. Аккомпанемент

18

9

9

2

1

1

2
2
2
2
2
2
2
2

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

Освоение вокального
репертуара
Работа над произведением.
Выбор песенного
репертуара
Музыкальный и
поэтический текст
Правила орфоэпии при
пении. Дикция
Унисон
Интервалы
Пение в терцию. Вокальная
работа в ансамбле
Интонационный строй
Тональность
Динамический план
Драматургия произведения

20

10

10

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2
2
2

1
1
1

1
1
1

2

1

1

2
2
2

1
1
1

1
1
1

Фонограммы
Фонограмма, еѐ
особенности, возможности
Фонограмма «плюс»
Фонограмма «минус»
Виды фонограмм
Работа с фонограммой
«плюс»
Работа с фонограммой
«минус»
Приѐмы работы с
микрофоном
Микрофон, его

12
2
2
2
2

6
1
1
1
1

6
1
1
1
1

2

-

2

2

-

2

12

6

6

2

1

1

Практическая
работа

Практическая
работа

Практическая
работа

Практическая
работа

9.2
9.3
9.4
9.5
9.6
10
10.1
10.2
10.3
10.4
10.5
10.6
10.7
10.8
10.9
11

11.1
11.2
11.3
11.4
11.5
11.6
11.7
11.8

11.9
12

предназначение
Виды микрофонов
Виды микрофонов
Принципы работы с
микрофоном
Постановка корпуса и рук
при пении в микрофон
Приѐмы работы с
микрофоном
Сценическое мастерство
Сценическое пространство
Сценическая культура
исполнителя
Мимика (выражение лица,
улыбка)
Жесты вокалиста (солиста,
участника ансамбля).
Пластика
Соответствие жестов и
движений музыке и тексту.
Манера исполнения
Создание сценического
образа
Поведение на сцене.
Общение со зрителем
Концертноисполнительская
деятельность
Концерт. Праздник
Фестиваль. Конкурс
Элементарные навыки
концертных выступлений
Эмоциональное состояние
в исполнительской
деятельности
Правила поведения на
сцене
Требования к концертноисполнительской
деятельности.
Критерии оценивания
концертного номера
Итоговое занятие
Итого:

4

2

2

2

1

1

2

1

1

2

1

1

18
2
2

9
1
1

9
1
1

2

1

1

2

1

1

2
2

1
1

1
1

2
2

1
1

1
1

2
2
18

1
1
8

1
1
10

2
2
4

1
1
2

1
1
2

4

1

3

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

-

2

144

68

76

Практическая
работа

Практическая
работа

Отчѐтный концерт.
Итоговая
диагностика

Содержание программы
1 год обучения стартовый уровень (144 часа)
1. Вводное занятие (2 часа)
Теория: Знакомство с учащимися. Знакомство с кабинетом, его
оборудованием. Задачи и содержание работы. Внутренний распорядок в
кабинете, общие правила безопасности труда и личной гигиены. Правила
безопасности на занятиях. Прослушивание. Определение диапазона.
2. Певческая установка (4 часа)
Теория: Посадка певца, положение корпуса, головы.
Практика: Навыки певческой установки
2.1 Правила пения сидя и стоя.
Теория: Правила пения сидя и стоя.
Практика: навыки пения сидя и стоя.
3. Вокальное дыхание(12 часов)
3.1 Певческое дыхание
Теория: Понятие: певческое дыхание.
Практика: Навык певческого вдоха и выдоха. Одновременный вдох и начало пения.
3.2 Типы дыхания.
Теория: Различные типы дыхания перед началом пения в зависимости от характера
исполняемого произведения: медленное, быстрое.
Практика: Дыхательные упражнения на различные типы дыхания
3.3 Дыхание перед началом пения.
Теория: Смена дыхания в процессе пения.
Практика: Упражнения на дыхание: «Спасательный круг», «Насос», «Бегемотик» и др.
3.4 Различный характер дыхания
Теория: Дыхание короткое и активное, дыхание спокойное.
Практика: Упражнения на ощущение мышц брюшного пресса и нижних ребер.
3.5 Дыхательная гимнастика.
Теория: Дыхательная гимнастика.
Практика: Упражнения на разные виды дыхания.
3.6 Комплексы дыхательных упражнений.
Теория: Закрепление теоретических знаний по теме «Певческое дыхание».
Практика: Комплексы дыхательных упражнений
4. Звукообразование. Чистота интонации (14 часов)
4.1 Индивидуальные особенности вокальных данных.
Теория: Природные голосовые возможности.
Практика: Определение индивидуальных особенностей вокальных данных.
4.2 Округление гласных.
Теория: Округление гласных.Звук и механизм его извлечения.
Практика: Упражнения на тренировку мышц мягкого неба.
4.3 Устойчивость интонации.
Теория: Регистр. Виды регистров. Ощущение зевка.
Практика: Работа над ровным звучанием во всѐм диапазоне детского голоса, умением
использовать головной и грудной регистры. Упражнения на устойчивость интонации.
Работа над ровным звучанием во всѐм диапазоне детского голоса, умением
использовать головной и грудной регистры.
4.4 Восходящее и нисходящее движение в музыке.
Теория: Восходящее и нисходящее движение в музыке. Овладение натуральными

регистрами голоса.
Практика: Работа над ровным звучанием во всѐм диапазоне. Упражнение на
выравнивание гласных.
4.5 Мягкая и твердая атака звука
Теория: Формирование певческого тона. Понятия: атака звука: мягкая, твердая,
придыхательная.
Практика: Упражнения для развития звонкого, легкого звука.
Упражнения для развития плавного, протяжного звука.
4.6 Приемы звукового извлечения: легато, нон легато .
Теория: понятия: легато, нон легато.
Практика: упражнения на развитие различных приемов звукоизвлечения: легато, нон
легато на примарных тонах голоса.
4.7 Приемы звукового извлечения: стаккато, глиссандо.
Теория: понятия: стаккато, глиссандо.
Практика: упражнения на развитие различных приемов звукоизвлечения: стаккато на
примарных тонах голоса.
5. Артикуляция, дикция (12часов)
5.1 Артикуляция
Теория: понятия: артикуляция, артикуляционный аппарат.
Практика: Работа над дикцией и артикуляцией: умение открывать рот, правильное
положение губ, языка.
5.2 Зажимы
Теория: зажимы при пении.
Практика: упражнения на освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти,
свободное положение языка во рту.
5.3 Развитие согласованности работы артикуляционного аппарата
Теория: понятие: вокальная фонетика.
Практика: Работа над особенностями произношения при пении (напевность гласных,
умение их округлять, быстрое и чѐткое выговаривание согласных.
5.4 Дикция
Теория: понятие: дикция
Практика: Работа над качеством произнесения звуков, разборчивости слов .
5.5 Скороговорки.
Теория: Скороговорки.
Практика: работа над дикцией при помощи скороговорок на различные согласные.
5.6 Скороговорки.
Практика: Скороговорки со смещением смыслового ударения
6. Средства музыкальной выразительности. (18часов)
6.1 Основные средства музыкальной выразительности
Теория: Общее понятие о средствах музыкальной выразительности. /мелодия,
гармония, фактура, ритм, метр, темп, лад, тональность, динамика, регистр, тембр,
исполнительские штрихи/
Практика: музыкальные примеры.
6.2 Мелодия
Теория: Мелодия-определение, типы.
Практика: музыкальные примеры
6.3 Метр. Ритм. Темп.
Теория: Метр. /Сильные и слабые доли./

Ритм. /Ровный, пунктирный, синкопированный/
Темп./Быстрый, медленный, умеренный/
Практика: музыкально-дидактические игры
6.4 Лад
Теория: Понятия: лад, мажор, минор, тональность.
Практика: музыкально-дидактические игры
6.5 Динамика
Теория: Понятия: динамика, динамические оттенки
Практика: музыкально-дидактические игры
6.6 Регистры. Тембр
Теория: Регистры. Типы регистров Тембр.
Практика: музыкально-дидактические игры
6.7 Штрихи, нюансы
Теория: Штрихи, способы звукоизвлечения, нюансы. Выразительность исполнения,
фразировка. Музыкальный образ.
Практика: Работа со словарем эмоциональных терминов. Упражнения на развитие
тембра, темпа, интонирования, мелодичности исполнения с применением
динамических оттенков и штрихов.
6.8 Форма произведения Теория: понятия: куплет, припев.
Практика: анализ и исполнение произведений текущего репертуара и работа над
ними.
6.9 Гармония. Аккомпанемент
Теория: понятия: Гармония. Аккомпанемент
Практика: прослушивание музыкальных примеров. Анализ.
7. Освоение вокального репертуара.(20 часов)
7.1 Работа над произведением
Теория: Схема работы над песней. Этапы технической и творческой работы.
Практика: разбор схемы на музыкальном примере
7.2 Выбор песенного репертуара
Теория: понятие: репертуар.
Практика: анализ вокальных произведений различных тематических направлений
7.3 Музыкальный и поэтический текст.
Теория: Понятия: куплет, припев, фраза, пауза. Музыкальный текст. Поэтический
текст. Черты сходства музыкальной и разговорной речи.
Практика: Разбор репертуарного вокального произведения. Разучивание мелодии,
ритма, расстановка дыхания; выявление стилистических особенностей песни.
7.4 Правила орфоэпии при пении. Дикция
Теория: Правила орфоэии при пении.
Практика: Вокализы на различные слоги. Скороговорки. Упражнения на развитие
хорошей дикции
7.5 Унисон
Теория: Понятие: унисон.
Практика: Петь в диапазоне ре(до) 1 октавы-до(ре) 2 октавы легко, не допуская
форсированного звучания. Выработка активного унисона.
7.6 Интервалы
Теория: Понятие: интервалы, их разновидность.
Практика: музыкальные примеры
7.7 Пение в терцию. Вокальная работа в ансамбле

Теория: Интервалы. Терция. Двухголосие. Формирование чувства ансамбля.
Практика: вокальные упражнения, вокализы
7.8 Интонационный строй. Тональность
Теория: Понятия: музыкальная интонация, оттенки настроений. Мажор. Минор
Практика: определение тональности на музыкальных примерах. Исполнение
репертуарных произведений
7.9 Динамический план
Теория: Понятия: динамика, оттенки, динамический план. Выразительность.
Практика: анализ и исполнение вокальных произведений на основе динамического
плана
7.10 Драматургия произведения
Теория: Понятия: драматургия, характеристика музыкального произведения.
Музыкальный образ.
Практика: разбор вокальных произведений.
8.Фонограммы (12часов)
8.1 Фонограмма, еѐ особенности и возможности
Теория: Раскрытие значения слова «фонограмма».
Практика: Слушание различных видов фонограмм. Навыки пения двухголосия с
аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.
8.2 Фонограмма «плюс»
Теория: Понятие фонограмма плюс.
Практика: Прослушивание и разбор произведения на примерах плюсовых фонограмм.
Вокально-хоровая работа.
8.3 Фонограмма «минус»
Теория: Понятие фонограмма минус.
Практика: Прослушивание и разбор произведения на примерах минусовых
фонограмм. Вокально-хоровая работа.
8.4 Виды фонограмм
Теория: Фонограммы студийные и любительские
Практика: Прослушивание и разбор музыкальных произведений
8.5 Работа с фонограммой «плюс»
Практика: Разучивание и исполнение песен в сопровождении фонограммы с
дублирующей мелодией и без нее. Исполнение песен
8.6 Работа с фонограммой «минус»
Практика: Прослушивание и разбор музыкальных произведений на примерах
плюсовых и минусовых фонограмм. Исполнение песен
9. Приѐмы работы с микрофоном (12часов)
9.1 Микрофон, его предназначение.
Теория: Микрофон, его предназначение. Техника безопасности работы с микрофоном
Практика: Показ работы микрофона. Разбор функций.
9.2 Виды микрофонов
Теория: Виды микрофонов: стационарный, шнуровой
Практика: вокально-хоровая работа
9.3 Виды микрофонов
Теория: Виды микрофонов: радиомикрофон, головной.
Практика: вокально-хоровая работа
9.4 Принципы работы с микрофоном
Теория: Беседа о технике безопасности работы с микрофоном. Основные проблемы с

микрофоном на сцене.
Практика: включение микрофона, «заводка» микрофона, тембр звука,
искажения звука, посторонние шумы.
9.5 Постановка корпуса и рук при пении в микрофон
Теория: Формирование навыков владения микрофоном.
Практика: Работа над вокальными произведениями с учѐтом уже полученных ранее
знаний о специфике работы с микрофоном.
9.6 Приѐмы работы с микрофонами.
Теория: Особенности сольного и ансамблевого исполнения репертуара с микрофоном
под фонограмму «-1».
Практика: Работа над вокальными произведениями с учѐтом уже полученных ранее
знаний о специфике работы с микрофоном под фонограмму «-1»
10. Сценическое мастерство. Сценический образ (18 часов)
10.1 Сценическое мастерство.
Теория: Понятие: сценическое мастерство.
Практика: Формировать у детей культуру поведения на сцене.
Упражнения на развитие чувства ритма и темпа.
10.2 Сценическое пространство
Теория: Понятие: сцена, кулисы, артист, зритель.
Практика: Умение находить свое место на сцене, логически верно перемещаться.
10.3 Сценическая культура исполнителя
Теория: Понятие: сценическая культура.
Практика: Формировать у детей культуру поведения на сцене. Выразительно
действующие руки.
10.4 Мимика (выражение лица, улыбка)
Теория: Понятие: мимика. Мимический тренинг
Практика: Умение связывать между собой словесные и физические действия.
Упражнения на мимику лица.
10.5 Жесты вокалиста (солиста, участника ансамбля). Пластика
Теория: Понятия: пластика, жесты вокалиста. Сценическое движение и актерское
мастерство. Осанка, походка, позы, жесты.
Практика: Воспитание осанки, походки. Упражнения на вокально-двигательную
координацию. Сюжетно-ролевые игры
10.6 Соответствие жестов и движений музыке и тексту.
Теория: Гармоничность музыки, текста и движений в исполнении.
Практика: Подчинение движения характеру музыки и текста. Автоматизация навыков
сценического движения. Темпоритм физического действия. Сюжетно-ролевые игры.
10.7 Манера исполнения
Теория: Понятие: манера исполнения Закрепление навыков сценического поведения,
движений.
Практика: Игры и упражнения на развитие внимания, сценической свободы,
координацию движений. Упражнения на развитие чувства собственного тела.
10.8 Создание сценического образа
Теория: Сценический образ. Поиск собственного звука и сценического образа.
Совершенствование элементарных актерских навыков.
Практика: Упражнения на развитие пластической выразительности тела.
10.9 Поведение на сцене. Общение со зрителем
Теория: Правила поведения на сцене.

Практика: Упражнения на преодоление страха перед публичным выступлением
12.Концертно-исполнительская деятельность. (18 часов)
12.1 Концерт. Праздник
Теория: понятия: концерт, праздник. Их отличия. Концертно-исполнительская
деятельность.
Практика: Знакомство с лучшими вокальными коллективами и исполнителями через
видео-просмотр и посещение концертов. Участие в концертной деятельности.
12.2 Фестиваль. Конкурс
Теория: понятия: фестиваль, конкурс. Общее и различия
Практика: Репетиции на сцене. Участие в конкурсах, фестивалях.
12.3-12.4 Элементарные навыки концертных выступлений
Теория: Развитие артистических способностей детей, их умение согласовывать пение с
ритмическими движениями.
Практика: Пение под фонограмму. Знакомство с лучшими вокальными коллективами и
исполнителями через видео-просмотр.
12.5Эмоциональное состояние в исполнительской деятельности
Теория: Эмоции. Выразительность.
Практика: Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического
образа
12.6 Эмоциональное состояние в исполнительской деятельности
Теория: Формирование сценической культуры.
Практика: Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического
образа
12.7 Правила поведения на сцене
Теория: Правила поведения на сцене
Практика: Правила поведения на сцене при исполнении песенного репертуара
12.8Требования к концертно-исполнительской деятельности.
Теория: Требования к концертно-исполнительской деятельности.
Практика: Отличать высоко-художественное исполнение. Пользоваться механизмами
эстрадной манеры пения. Осознавать себя полноправным участником творческого
процесса
12.9 Критерии оценивания концертного номера
Теория: Критерии оценивания концертного номера: чистота интонации, ритмичность,
выразительность, актерское воплощение, исполнительская культура, соответствие
внешнего вида конкурсанта исполняемому произведению.
Практика: анализ репертуарного произведения.
13. Итоговое занятие (2 часа)
Практика: Участие в показательном выступлении. Отчетный концерт. Уметь
качественно исполнять музыкальное произведение.

2 год обучения
№

Название темы

Общее
количе
ство
часов

В том числе
Теория

Практи
ка

1

Вводное занятие.
Прослушивание голосов

2

1

1

2

Музыкальнообразовательные беседы о
вокальном искусстве
Виды вокального искусства
Эстрадный вокал

4

2

2

2
2

1
1

1
1

Певческая установка и
навыки певческого
дыхания.
Певческая установка
Опора звука на дыхание
Цепное дыхание/в
упражнениях/
Цепное дыхание /на
песенном материале/
Дыхательная гимнастика
Стрельниковой
Вокально-речевые
упражнения. Дикция.
Артикуляция
Тембр певческого и
речевого голоса.
Комплексы
артикуляционной
гимнастики
Сложные звукосочетания,
чистоговорки
Выразительное чтение
текста в ритме музыки
Освоение вокального
репертуара.
Подробный разбор
произведения №1
Отработка мелодического и

10

4

6

2
2
2

1
1
1

1
1
1

2

1

1

2

-

2

8

4

4

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

14

7

7

2

1

1

2.1
2.2

3

3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
4

4.1
4.2

4.3
4.4
5
5.1
5.2

Формы
аттестации
/контроля/
Беседа
Прослушиван
ие

Практическая
работа

5.3
5.4
5.5
5.6
5.7
6
6.1
6.2
6.3
6.4
6.5
7
7.1

7.2

7.3
7.4

7.5

7.6

7.7
8
9

ритмического рисунка
Разучивание произведения
по партиям
Работа над вступлением и
окончанием фраз
Работа над звуком,
динамкой
Проработка сложных мест в
произведении
Работа над художественным
образом
Звуковедение
Работа по округлению
гласных звуков
Вокальные упражнения на
стаккато, легато, маркато
Упражнения на беглость и
подвижность голос
Выработка кантилены
Выработка кантилены
Вокальные упражненияраспевания
Значимость в вокальной
практике упражненийраспеваний.
Пение упражнений-распевок
на одном дыхании на
разных гласных звуках,
слогах
Упражнения на исполнение
legato, non legato, staccato
Упражнения на развитие и
сглаживание регистровых
переходов (звукоряды,
скачки,
арпеджио).
Упражнения на развитие
звукового и динамического
диапазонов.
Одноголосные и
двухголосные вокальные
распевки
Комплексы вокальных
распевок
Дирижерские жесты
Освоение вокального
репертуара.

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

10
2

5
1

5
1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

12

6

6

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

4

2

2

14

7

7

9.1
9.2
9.3
9.4
9.5
9.6
9.7
10
10.1
10.2
10.3

10.4
10.5

10.6
11
11.1
11.2
11.3
11.4
11.5
11.6
11.7

12

Подробный разбор
произведения №2
Отработка мелодического и
ритмического рисунка
Разучивание произведения
по партиям
Работа над вступлением и
окончанием фраз
Работа над звуком,
динамкой
Проработка сложных мест в
произведении
Работа над художественным
образом
Работа в ансамбле. Строй
и ансамбль
Отработка вертикального
строя ансамбля
Отработка горизонтального
строя ансамбля
Работа над техникой
самоконтроля
интонационного звучания.
Работа над ритмическим
строем ансамбля
Работа над техникой
самоконтроля тембрального
звучания
Выравнивание строя
ансамбля
Освоение вокального
репертуара.
Подробный разбор
произведения №3
Отработка мелодического и
ритмического рисунка
Разучивание произведения
по партиям
Работа над вступлением и
окончанием фраз
Работа над звуком,
динамкой
Проработка сложных мест в
произведении
Работа над художественным
образом
Сценическое мастерство

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

14(2)

7(1)

7(1)

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

14

7

7

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

10

5

5

Практическая
работа

Практическая

12.1
12.2
12.3
12.4

12.5
13
13.1
13.2
13.3
14
14.1
14.2
14.3
14.4
14.5
14.6

15

Сюжетно-ролевые игры
Мимический тренинг
Психологический тренинг
Игры и упражнения на
развитие внимания,
сценической свободы,
координацию движений.
Песенный образ

2
2
2
2

1
1
1
1

1
1
1
1

2

1

1

Концертноисполнительская
деятельность
Открытые занятия для
родителей
Праздники и выступления
Фестивали, конкурсы

12

-

12

4

-

4

4

-

4

4

-

4

Работа над музыкальным
произведением
Подробный разбор
произведения №4
Отработка мелодического и
ритмического рисунка
Разучивание произведения
по партиям
Работа над вступлением и
окончанием фраз
Работа над звуком,
динамкой
Проработка сложных мест в
произведении
Работа над художественным
образом

14

7

7

Итоговое занятие
Итого:

2

1

работа

Практическая
работа

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

-

2

144

64

80

Отчетный
концерт

Содержание программы
2 год обучения (144 часа)
1. Вводное занятие (2 часа)
Теория: Техника безопасности, соответствующая внутренним инструкциям.
Правила поведения на занятиях и в образовательном учреждении (внимание,
аккуратность, вежливость, сменная обувь и т.д.)
Практика: Прослушивание голосов, определение диапазона на начало года.
2. Музыкально-образовательные беседы о вокальном искусстве (4 часа)

2.1 Виды вокального искусства(4 часа)
Теория: Виды вокального искусства: народный, академический, эстрадный
вокал. Их различие.
Практика: Прослушивание и анализ музыкального материала
2.2 Эстрадный вокал
Теория: Особенности эстрадного пения. Сочетание различных техник и
специфических приемов.
Практика: Прослушивание и анализ музыкального материала
3. Певческая установка и навыки певческого дыхания. (10 часов)
3.1 Певческая установка
Теория: Повторение и закрепление знаний, полученных на первом году обучения
Развитие техники дыхания через двигательную активность, экономное
расходование дыхания.
Практика: Работа над звуковыми оттенками, филировка звука. Изменение
громкости без изменения качества. Работа над произнесением одной мысли на
одном дыхании.
3.2 Опора звука на дыхание
Теория: понятие: опора звука.
Практика: Укрепление и развитие певческого диапазона. Работа над
произнесением одной мысли на одном дыхании.
3.3 Цепное дыхание/в упражнениях/
Теория: Знакомство с навыками «цепного дыхания» (для ансамбля).
Практика: Практическая работа на цепное дыхание в упражнениях
3.4 Цепное дыхание /на песенном материале/
Теория: Знакомство с навыками «цепного дыхания»
Практика: Практическая работа на цепное дыхание в разучиваемых
произведениях.
3.4 Дыхательная гимнастика Стрельниковой
Практика: Комплекс упражнений дыхательной гимнастики /по Стрельниковой/.
4. Вокально-речевые упражнения. Дикция. Артикуляция (8 часов)
4.1 Тембр певческого и речевого голоса.
Теория: Тембр певческого и речевого голоса. Развитие и совершенствование
речевого аппарата. Разборчивость, осмысленность, грамотность произношения.
Практика: Упражнения на формирование гласных, согласных звуков.
Йотированные гласные. Дикционные упражнения. «Лицевая маска».
4.2 Комплексы артикуляционной гимнастики
Практика: Упражнения на расслабление и освобождение языка, скованной
нижней челюсти. Комплексы артикуляционной гимнастики.
4.3 Сложные звукосочетания, чистоговорки
Теория: Четкая дикция-успех выступления на сцене. Свобода и подвижность
артикуляционного аппарата.
Практика: Скороговорки с движениями
4.4 Выразительное чтение текста в ритме музыки
Теория: Темпо-ритм речи. Разборчивость, осмысленность, грамотность
произношения.
Практика: Упражнения на развитие интонационной выразительности речи.
5.Освоение вокального репертуара. (14 часов)
5.1 Подробный разбор произведения №1
Теория: Анализ музыкального и поэтического текста.

Практика: Показ – исполнение песни или показ произведения в записи.
Разучивание и работа над вокальными произведениями. Подбор репертуара.
Подробный разбор произведения
5.2 Отработка мелодического и ритмического рисунка
Теория: Мелодия. Ритм. Ритмический рисунок
Практика: Разучивание и работа над текстом, мелодией, ритмом. Отработка
мелодического и ритмического рисунка
5.3 Разучивание произведения по партиям
Теория: Интервалы. Двухголосие
Практика: Разучивание произведения по партиям
5.4 Работа над вступлением и окончанием фраз
Теория: Фразировка.
Практика: Работа над вступлением и окончанием фраз
5.5 Работа над звуком, динамкой
Теория: Динамический план
Практика: Работа над звуком, динамкой
5.6 Проработка сложных мест в произведении
Практика: Отдельная работа над сложными в интонационном, ритмическом и
вокальном плане фрагментами.
5.7 Работа над художественным образом
Теория: Средства музыкальной выразительности. Художественный образ
Практика: Работа над художественно – образной стороной произведения.
репертуара.
6. Звуковедение
6.1 Работа по округлению гласных звуков
Теория: Самоконтроль звука при помощи ощущений слуховых, мышечных
рецепторов.
Практика: Упражнения для переходных нот. Упражнения на округление
гласных звуков
6.2 Вокальные упражнения на стаккато, легато, маркато
Теория: Понятия: маркато.
Практика: Вокальные упражнения на стаккато, легато, маркато
6.3 Упражнения на беглость и подвижность голоса
Теория: Тембральное обогащение певческого звука.
Практика: Упражнения для развития подвижности голоса.
Упражнения для тембрового сглаживания регистров.
6.4-6.5 Выработка кантилены
Теория: Кантилена в вокальном исполнении. Развитие кантилены.
Практика: Упражнения на акустическую ровность вокальных гласных.
7. Вокальные упражнения-распевания
7.1 Значимость в вокальной практике упражнений-распеваний.
Теория: Разъяснение теоретических основ применения упражнений. Виды
распевок
Практика: упражнения на различные виды техники
7.2 Пение упражнений-распевок на одном дыхании на разных гласных звуках,
слогах
Теория: Диапазон, интонация, подвижность голоса. Понятия: вокализ. Цепное
дыхание.
Практика: распевания, содержащие дыхательные упражнения,

7.3 Упражнения на исполнение legato, non legato, staccato
Теория: Приемы звукового извлечения: штрихи (легато, нон легато, staccato,)
Практика: Упражнения на легато, нон легато, staccato,)
7.4 Упражнения на развитие и сглаживание регистровых переходов (звукоряды,
скачки, арпеджио). Теория: Эстрадная подача звука. Тембровое сглаживание
регистров.
Практика: мелодии -попевки на необходимые виды техники (пение с закрытым
ртом, на определѐнные гласные, слоги, на сглаживание разницы в произношении
гласных звуков, на переходные звуки, на улучшение звукообразования, на
расширение диапазона, на отработку мелодических или ритмических
сложностей).
7.5 Упражнения на развитие звукового и динамического диапазонов
Теория: Диапазон, интонация, гибкость, подвижность голоса, фразировка,
ритмический рисунок, акценты.
Практика: мелодии -попевки на необходимые виды техники (пение с закрытым
ртом, на определѐнные гласные, слоги, на сглаживание разницы в произношении
гласных звуков, на переходные звуки, на улучшение звукообразования, на
расширение диапазона, на отработку мелодических или ритмических
сложностей).
7.6 Одноголосные и двухголосные вокальные распевки
Теория: Одноголосие, унисон, чистота интонирования.
Практика: Совершенствуем несложные элементы двухголосия –
подголоски,фрагментарное пение в терцию, фрагментарное отдаление и
сближение голосов– принцип «веера» (для ансамбля).
7.7 Комплексы вокальных распевок
Теория: Комплексы вокальных распевок на различные интонационные,
слуховые, тембровые, динамические вокальные приемы
Практика: Комплексы вокальных распевок на различные интонационные,
слуховые, тембровые, динамические вокальные приемы.
8 Дирижерские жесты (4 часа)
Теория: Понятия: дирижер, дирижерские жесты: вдох, вступление, снятие звука.
Практика: -понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать
им(внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);
9. Освоение вокального репертуара.
Подробный разбор произведения №2 (14 часов)
Теория: Анализ музыкального и поэтического текста.
Практика: Показ – исполнение песни или показ произведения в записи.
Разучивание и работа над вокальными произведениями. Подбор репертуара.
Подробный разбор произведения
9.1 Отработка мелодического и ритмического рисунка
Теория: Мелодия. Ритм. Ритмический рисунок
Практика: Разучивание и работа над текстом, мелодией, ритмом. Отработка
мелодического и ритмического рисунка
9.2 Разучивание произведения по партиям
Теория: Интервалы. Двухголосие
Практика: Разучивание произведения по партиям
9.3 Работа над вступлением и окончанием фраз
Теория: Фразировка.
Практика: Работа над вступлением и окончанием фраз

9.4 Работа над звуком, динамкой
Теория: Динамический план
Практика: Работа над звуком, динамкой
9.5 Проработка сложных мест в произведении
Практика: Отдельная работа над сложными в интонационном, ритмическом и
вокальном плане фрагментами.
9.6 Работа над художественным образом
Теория: Средства музыкальной выразительности. Художественный образ
Практика: Работа над художественно – образной стороной произведения.
10. Строй и ансамбль (14 часов)
Теория: Понятие: эстрадный ансамбль. Основные правила пения в ансамбле.
Практика: Выработка единообразных приѐмов пения (одновременное дыхание и
атака звука, правильная вокализация гласных, единая подтекстовка).
10.1 Отработка вертикального строя ансамбля
Теория: понятие: вертикальный, гармонический строй ансамбля
Практика: Отработка вертикального / гармонического / строя ансамбля
10.2 Отработка горизонтального строя ансамбля
Теория: понятие: горизонтальный строй ансамбля
Практика: Отработка горизонтального/мелодического/ строя ансамбля или пения
отдельной хоровой партии
10.3 Работа над техникой самоконтроля интонационного звучания.
Теория: понятие: интонация
Практика: Упражнения на выработку чистого унисона. Отработка
интонационного строя ансамбля
10.4 Работа над ритмическим строем ансамбля
Теория: Ритм, ритмический строй
Практика: Упражнения на создание ритмического ансамбля (для ансамбля).
10.5 Работа над техникой самоконтроля тембрального звучания
Теория: Тембр, тембральный строй
Практика: Работа над техникой самоконтроля тембрального звучания. Пение
упражнений и запись с последующим прослушиванием и анализом записи.
10.6 Выравнивание строя ансамбля
Теория: Ритм, ритмический строй
Практика: Работа над дикционным, ритмическим, интонационным, темповым,
динамическим ансамблем в пении эстрадных произведений.
11. Освоение вокального репертуара.
Подробный разбор произведения №3 (14 часов)
Теория: Анализ музыкального и поэтического текста.
Практика: Показ – исполнение песни или показ произведения в записи.
Разучивание и работа над вокальными произведениями. Подбор репертуара.
Подробный разбор произведения
5.1 Отработка мелодического и ритмического рисунка
Теория: Мелодия. Ритм. Ритмический рисунок
Практика: Разучивание и работа над текстом, мелодией, ритмом. Отработка
мелодического и ритмического рисунка
5.2 Разучивание произведения по партиям
Теория: Интервалы. Двухголосие
Практика: Разучивание произведения по партиям
5.3 Работа над вступлением и окончанием фраз

Теория: Фразировка.
Практика: Работа над вступлением и окончанием фраз
5.4 Работа над звуком, динамкой
Теория: Динамический план
Практика: Работа над звуком, динамкой
5.5 Проработка сложных мест в произведении
Практика: Отдельная работа над сложными в интонационном, ритмическом и
вокальном плане фрагментами.
5.6 Работа над художественным образом
Теория: Средства музыкальной выразительности. Художественный образ
Практика: Работа над художественно – образной стороной произведения.
репертуара.
12. Сценическое мастерство (10 часов)
12.1 Сюжетно-ролевые игры
Теория: Расширение представлений о сценическом мастерстве (манера
исполнения, вокал, костюм, пластика, поведение на сцене, общение со
зрителем). Содержание, характер, сюжет.
Практика: Эмоциональное восприятие разучиваемого произведения. Требуемая
манера исполнения. Работа с текстом.
12.2 Мимический тренинг
Теория: Мимика /выражение лица, улыбка/..
Практика: Мимический тренинг. Основы пантомимы, пластические
импровизации. Соответствие жестов и движений музыке и тексту. Закрепление
навыков сценического поведения, движений.
12.3 Психологический тренинг
Практика: Освоение воображаемого пространства. Упражнения на развитие
артистической смелости, владение собой, устранение волнения на сцене.
12.4 Игры и упражнения на развитие внимания, сценической свободы,
координацию движений.
Теория: Музыкальный образ. Пластика. Сценическая свобода
Практика: Соответствие жестов музыкальному образу. Сознательное управление
движениями тела, применительно образу.Упражнения на развитие фантазии и
воображения, сценической свободы, координацию движений.
12.5 Песенный образ
Теория: Воплощение сценического образа.
Практика: Работа над репертуаром, поиск собственного звука и сценического
образа. Совершенствование элементарных актерских навыков.
13. Концертно-исполнительская деятельность (18 часов)
13.1 Открытые занятия для родителей
Практика: Проведение тематических мероприятий с участием детей и родителей
13.2 Праздники и выступления
Практика: Репетиции на сцене. Участие детей в подготовке и проведении
праздничных концертов в течение года
13.3 Фестивали, конкурсы
Практика: Участие в конкурсах различного уровня
14.Освоение вокального репертуара.
Подробный разбор произведения №4 (14 часов)
Теория: Анализ музыкального и поэтического текста.
Практика: Показ – исполнение песни или показ произведения в записи.

Разучивание и работа над вокальными произведениями. Подбор репертуара.
Подробный разбор произведения
14.1 Отработка мелодического и ритмического рисунка
Теория: Мелодия. Ритм. Ритмический рисунок
Практика: Разучивание и работа над текстом, мелодией, ритмом. Отработка
мелодического и ритмического рисунка
14.2 Разучивание произведения по партиям
Теория: Интервалы. Двухголосие
Практика: Разучивание произведения по партиям
14.3 Работа над вступлением и окончанием фраз
Теория: Фразировка.
Практика: Работа над вступлением и окончанием фраз
14.4 Работа над звуком, динамкой
Теория: Динамический план
Практика: Работа над звуком, динамкой
14.5 Проработка сложных мест в произведении
Практика: Отдельная работа над сложными в интонационном, ритмическом и
вокальном плане фрагментами.
14.6 Работа над художественным образом
Теория: Средства музыкальной выразительности. Художественный образ
Практика: Работа над художественно – образной стороной произведения.
репертуара.
15. Итоговое занятие (2 часа)
Практика: Отчетный концерт.
1.4. Планируемые результаты
Предметные
- наличие интереса к вокальному искусству, стремление к вокально-творческому
самовыражению;
- владение и умение использовать приобретенные вокальные навыки на
практике: умение применять правильную певческую установку; знание цикла
упражнений на дыхание, звукообразование, артикуляцию, дикцию; правильно
распределять дыхание по фразам, умение исполнять легато, нон легато, стаккато;
- знание основных жанров вокальной музыки;
- владение техникой работы с микрофонами под фонограмму «-1» в группе и
соло;
- умение определять структуру и понимать смысл вокального произведения;
стремление передавать характер и настроение песни; владение основными
навыками исполнения одноголосных эстрадных вокальных произведений в
ансамбле;
- участие в концертах, умение уверенно выходить на сцену, чувствовать
исполняемые произведения на большой сцене, раскованно (но не вульгарно) и
выразительно исполнять их.
Метапредметные
- овладение способностью принимать и реализовывать задачи учебной
деятельности по развитию музыкальных способностей (ладовое чувство,
музыкально-слуховые представления, чувство ритма, чувство ансамбля);
развитию голосовых данных (сила голоса, диапазон, беглость, тембр);

- владение элементарными актѐрскими и хореографическими навыками (мимика,
жесты, танцевальные движения);
- умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать
со сверстниками при решении музыкально-творческих задач, достижении общих
целей; умение анализировать своѐ и чужое исполнение.
Личностные
- сформированность интереса, потребностей, эстетического отношения к
искусству эстрадного вокала; художественного и музыкального вкуса;
- сформированность умения работать в коллективе; овладение навыками
сотрудничества с педагогом и сверстниками; доброжелательности и
эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам других людей;
- сформированность проявления волевых качеств: дисциплинированности,
ответственности, организованности, внимательности, трудолюбия и упорства в
достижении поставленных целей.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1.

Календарный учебный график на 2023 – 2024 уч. год

Начало учебного года
Окончание учебного
года
Продолжительность
учебного года
Начало занятий
Окончание занятий
Периодичность
контроля
успеваемости
обучающихся
Праздничные
нерабочие дни

01 сентября 2023 г.
31 мая 2024г.
37 учебных недель
08.00
20.00
Входной контроль осуществляется в период с 01
сентября по 09 сентября.
Промежуточная аттестация осуществляется в период с
21 по 30 декабря (за 1 полугодие).
Итоговая аттестация осуществляется в период с23 – 31
мая.
4 ноября 2023; 1-8 января 2024; 23 февраля 2024;
8 марта 2024; 1 мая 2024; 9 мая 2024.

3.2. Условия реализации программы.
Для организации образовательного процесса используется специально
оборудованный учебный кабинет.
Материально-техническое обеспечение:
- мультимедийная техника (проектор, компьютер, экран);
-учебно-наглядные пособия (таблицы, портреты композиторов, иллюстрации,
использование медиатеки,);
- музыкальные инструменты (фортепиано);

- звукоусиливающая аппаратура (акустическая система, микшерный
пульт,
мониторы, микрофон);
Информационное обеспечение:
- записи аудио, формат CD, MP3;
- видеозаписи выступлений, концертов, конкурсов;
- компьютерные презентации по темам программы
Кадровое
обеспечение.
Требования
к
образованию
педагога,
реализующего программу: среднее профессиональное (педагогическое)
образование, высшее профессиональное
(педагогическое) образование.
Прохождение курсов повышения квалификации по данному направлению
деятельности.
Методические материалы. Методические пособия, используемые для
организации и проведения занятий. При проведении занятий используются
развивающие голосовые игры
В.В.Емельянова, которые способствуют
эффективному развитию вокально–хоровых навыков, музыкального слуха,
сценического мастерства, включению в музыкальный репертуар различных
стилистических жанров.
Кроме того, для проведения занятий используются
методические пособия следующих авторов: Алиева Ю.Б. «Настольная книга
школьного учителя-музыканта», Бахуташвили Н.К. «Упражнения для
постановки певческого голоса», Белобровой Е. «Техника эстрадного и рок –
вокала», Дмитриева Л.Б. «Основы вокальной методики», Емельянова В.В.
«Развитие голоса. Координация и тренаж».
Методы обучения:
-наглядные:
показ,
наблюдение,
демонстрация,
контрастные
сопоставления, эмоциональная драматургия, уподобление характеру звучания
музыки;
- словесные: беседа, рассказ, проговаривание, метод эмоционального
воздействия, метод размышления;
- репродуктивные: исполнение по образцу;
-практические: музыкальные коммуникативные игры, импровизация,
имитация, театрализация, презентация, выступление;
- частично-поисковые: выполнение творческих заданий.
Принципы обучения:
- принцип единства художественного и технического развития пения;
- принцип гармонического воспитания личности;
- принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения,
от простого к сложному;
- принцип успешности;
- принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения
здоровья ребенка;
- принцип творческого развития;
- принцип доступности;
- принцип индивидуального подхода;
- принцип практической направленности.
Наглядный
материал:
картинки,
иллюстрации
музыкальных
инструментов, ритмические схемы, видео материалы по темам: «Уроки вокала
Сетта Риггса», «Школа вокала», «Учимся петь POP, Рок, Джаз» и др.,
аудиокассеты, диски с записями эстрадной, народной, классической и детской

музыки, песен, танцев, видео - диски с записями выступлений музыкальных
коллективов.
Раздаточный материал:
- Карточки с ритмическими рисунками
- Словарь эмоциональных терминов
- Музыкальная палитра
- Карточки - задания
Инструкции:
- правила по технике безопасности;
- правила пожарной безопасности;
- правила электробезопасности;
- правила дорожного движения.
2.3. Формы аттестации и оценочные материалы.
Периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации
обучающихся по программе осуществляется
согласно календарного учебного графика.
Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся:
- входной контроль (прослушивание);
- промежуточный (срез знаний, прослушивание, творческое задание,
анализ концертного номера и др.);
- итоговый (концертный номер и его защита).
Программа предусматривает на втором году обучения предварительное
прослушивание и отбор с целью выявления наиболее музыкально одарѐнных
детей для их дальнейшего музыкально-эстетического развития на
индивидуальных занятиях.
На прослушивании оценивается: голос (тембр, сила, диапазон), слух,
музыкальность, ритмичность, эмоциональность исполнения.
Для осуществления текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся к программе разработаны оценочные материалы, в
которых конкретизируются формы, цели, содержание, методы, текущего
контроля успеваемости
и промежуточной аттестации обучающихся,
формируется система оценивания с учетом
специфики программы,
методических особенностей:
- опросник для проведения входного контроля;
- экспертные листы;
- протоколы контрольных занятий;
- карты анализа.
Кроме того, контрольно-измерительные материалы предусматривают не
только проведение текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся, но и оценку удовлетворѐнности качеством
дополнительных образовательных услуг.
3. Список литературы
Литература для педагога
1. Анисимов В.П. Методы диагностики музыкальных способностей. – М.:
Музыка, 2007.

2. Дмитриев Л. Основа вокальной методики - М., 2000. 3. Битус А.Ф., Битус С.В.
Певческая азбука ребѐнка - Минск: ТетраСистемс, 2007.
4. Баренбойм JI. Путь к музицированию. - Л., 1979.
5. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология - М., 1993.
6. Апраксина О.А. Методика развития детского голоса. М.: МГПИ,1983.
7. Дмитриев Л. Голосовой аппарат певца – М.: Музгиз.1964.
8. Дубровская Е.А. Ступеньки музыкального развития - М.: Просвещение, 2006.
9. Егоров А. Гигиена певца и ее физиологические основы – М.: Музгиз.1962.
10. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж – СПб, 1996.
11. Исаева И. Эстрадное пение – М.: Владос, 2005.
12. Кидл Мэри. «Сценический костюм». –М.: «Арт-родник», 2004.
13. Афанасенко Е. и др. Детский музыкальный театр. - В.,2009.
14. Крючков А.С. «Работа со звуком». – М,: АСТ «Техникс», 2003.
15. Луканин В. Обучение и воспитание молодого певца – Л.: Музыка 1977.
16. Малахов Современные дыхательные методики – Донецк, 2003.
17. Морозов В. Вокальный слух и голос - М., 1965.
18. Морозов В. Тайны вокальной речи – Л.: Наука.1967.
19. Суязова Г. Мир вокального искусства. - В., 2008.
20. Огородников Д. Е. Музыкально-певческое воспитание детей в
общеобразовательной школе: Методическое пособие. - Л.: Музыка, 1972.
21. Рокитянская Т.А. Воспитание звуком - Ярославль: Академия развития, 2002.
22. Рыбкина Т.В., Шеверева Т.Г. Как сказать мяу. Музыкально-речевые игры для
детей дошкольного и младшего школьного возраста - М.: Классика-XXI, 2005.
23. Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д. Карателло . – СПб.: Питер,
2007.
24. Струве Г.А, Хоровое сольфеджио: Методическое пособие для детских
хоровых студий и коллективов. М, 1988.
25. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей (4-е изд.) - М.: 2002.
26. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет/
Сост. Орлова Т.М., Бекина С.И. - М.: Просвещение, 1988.
27. Шацкая В. Н. Детский голос. - М., Педагогика, 1970.
28. Щетинин М. Дыхательная гимнастика Стрельниковой – М., ФИС, 2000.
29. Юдина А.А. «Сценическая речь, движение, имидж». – СПб.: «Ария», 2000.
Литература для обучающихся и родителей
1. Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство - М.: Музыка,
1974.
2. Исаева И. Эстрадное пение – М.: Владос, 2005.
3. Клѐнов А. Там, где музыка живѐт. – М., 1986.
4. Кочнева И., Яковлева А. Вокальный словарь. - Л.,1986.
5. Макуорт Л. Самоучитель по пению. - М., 2009.
6. Морозов В. Тайны вокальной речи – Л.: Искусство, 1967.
7. Никитина А., Я вхожу в мир искусств, №5,
6 М.: Театр – студия «Дали», 1997.
8. Светличная Л., Сказка о музыке – М.: Творческий центр, 2003.
9. Цой В. Музыка волн, музыка ветра. – М., ЭКСМО, 2006. 10.

Нормативные документы:

1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022 г. г. № 678-р);
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее –
СанПиН);
6. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей» с изменениями
от 01.11.2021 № 934-д;
8. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период до 2035 года».
9. Методические рекомендации «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях» (утверждены приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от
04.03.2022 г. №219-д;
10.Муниципаьная программа Городского округа Красноуфимск
«Развитие системы образования в городском округе Красноуфимск до 2028
года» (Постановление администрации ГО Красноуфимск № 1243 от
27.12.2022г.»
11.
Требования
к
дополнительным
общеобразовательным
общеразвивающим
программам
для
включения
в
систему
персонифицированного финансирования дополнительного образования
детей Свердловской области» (Приложение к приказу ГАНОУ СО
Свердловской области «Дворец молодѐжи» от 26.02.2021г. № 136-д);
12. Устав МАУДО «Дворец творчества»;
13. Положение о дополнительных общеразвивающих программах и
порядке их утверждения в МАУДО «Дворец творчества»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».