Серебряные струны

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

Сертификат: 00DBF90FCF4B65C92EAD606E3807A61728
Владелец: КОЛЧАНОВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА
Действителен: с 12.12.2022 до 06.03.2024

Дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Серебряные струны»
Возраст обучающихся: 11-17 лет
Срок реализации программы – 1 год

Составитель программы:
Кузнецов Андрей Анатольевич,
педагог дополнительного образования

Красноуфимск, 2023

1.Комплекс основных характеристик образования
1.1.Пояснительная записка
Направленность программы: художественная.
Актуальность программы.
Дополнительная общеразвивающая
программа «Серебряные струны» (далее – программа) разработана в
соответствии с нормативно-правовыми документами:
1. 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022 г. г. № 678-р);
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее –
СанПиН);
6. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей» с изменениями от
01.11.2021 № 934-д;
8. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
9. Комплексная программ Свердловской области "Уральская инженерная
школа" (утверждена Постановлением Правительства Свердловской области
от 2 марта 2016 года N 127-ПП);
10. Методические рекомендации «Разработка
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях» (утверждены приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от
04.03.2022 г. №219-д;
11.Муниципаьная программа Городского округа Красноуфимск
«Развитие системы образования в городском округе Красноуфимск до 2028
года» (Постановление администрации ГО Красноуфимск № 1243 от
27.12.2022г.»

12.
Требования
к
дополнительным
общеобразовательным
общеразвивающим
программам
для
включения
в
систему
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей
Свердловской области» (Приложение к приказу ГАНОУ СО Свердловской
области «Дворец молодѐжи» от 26.02.2021г. № 136-д);
13. Устав МАУДО «Дворец творчества»;
14. Положение о дополнительных общеразвивающих программах и
порядке их утверждения в МАУДО «Дворец творчества»
Программа разработана с учѐтом потребности населения ГО
Красноуфимск, на основе результатов социологического опроса.
Гитара является одним из самых популярных музыкальных
инструментов, используемых и в профессиональной, и в любительской
исполнительской практике.
Формирование навыков игры на гитаре позволяет обучающимся в
дальнейшем
самостоятельно
осваивать
различные
музыкальные
инструменты, являющиеся «родственниками» классической шестиструнной
гитары: электрогитару, банджо, различные старинные струнные
инструменты.
Программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и
направлена, прежде всего, на развитие интересов самого учащегося.
Эффективным способом музыкального развития детей является игра в
ансамбле, в том числе, с педагогом, позволяющая совместными усилиями
создавать художественный образ, развивающая умение слушать друг друга,
гармонический слух, формирующая навыки игры ритмично, синхронно.
Ансамблевое музицирование позволяет обучающимся уже на первом этапе
обучения почувствовать себя музыкантами. А позитивные эмоции всегда
являются серьезным стимулом в индивидуальных занятиях музыкой.
Гитара как аккомпанирующий инструмент пользуется большой
популярностью и любовью. Чаще всего именно эти ее возможности
являются мотивацией для начала обучения игре на гитаре. Обучающимся
можно предложить большой выбор музыкального материала: бардовская
песня, старинные и современные романсы, эстрадная и рок музыка,
популярные образцы классической музыки.
Отличительные особенности программы.
1. Программа ориентирована на обучающихся с различными
музыкальными данными,
но искренне желающих за короткие сроки
научиться играть на шестиструнной бытовой гитаре.

2. За короткий период времени обучающиеся осваивают основные
навыки и приѐмы игры на шестиструнной гитаре.
3. Обучение по программе не предусматривает досконального изучения
нотной грамоты и сольфеджио. Некоторых начинающих музыкантов
отпугивает перспектива изучения нотной грамоты (по их мнению - это
трудно и скучно). При этом ставятся в пример общепризнанные герои
большой сцены, которые, не зная нот, стали звѐздами и играют превосходно.
Подбирая музыку на слух, можно постепенно развить свои способности до
высокого уровня. В содержание программы входит освоение табулатуры
(без нотной методики игры на гитаре). Упражнения, записанные с помощью
табулатуры, помогут научиться играть не только аккомпонемент разными
приѐмами, но и исполнять отдельные сольные партии.
Адресат программы. Возраст обучающихся по программе 11-17 лет.
В этом возрасте обучающиеся более осознанно идут в творческое
объединение. Им хочется производить впечатление на сверстников,
родителей, учителей. Поэтому наибольший интерес к гитаре проявляется у
детей и подростков, которые рассматривают гитару, прежде всего, как способ
самовыражения, самоутверждения и социальной адаптации. Умение играть
на гитаре и петь под собственный аккомпанемент дает возможность обратить
на себя внимание сверстников, проявить свое «я», реализовать свой
творческий потенциал и просто получать удовольствие от собственной
значимости.
В этом возрасте у обучающихся уже достаточно развита мускулатура
пальцев, рук, сформирован определенный музыкальный вкус, они уже
развиты эмоционально. Именно в этом возрасте достаточно продуктивно
идет и процесс обучения игре на гитаре.
Режим занятий. Занятия проводятся по 1 часу 2 раза в неделю или по 2
часа 1 раз в неделю. Общее количество часов в неделю – 2 часа.
Продолжительность занятий – 45 минут, перемен – 10 минут для отдыха
детей и проветривания учебного кабинета. На занятиях проводятся
физминутки.
Объѐм программы – 72 часа.
Срок освоения программы – 1 год.
Особенности организации образовательного процесса
Форма реализации программы – традиционная.
Форма обучения: очная, индивидуально-групповая.
Виды занятий. Занятия по программе проходят в виде учебных занятий,
которые состоят из теоретической и практической работы.

Формы подведения итогов реализации общеразвивающей программы:
концерт, творческий отчет

1.2. Цель и задачи дополнительной
общеразвивающей программы

общеобразовательной

Цель программы: формирование у обучающихся основных навыков игры на
шестиструнной гитаре.
Задачи программы:
1. Образовательные:
- формировать у обучающихся понятия об основных музыкальных стилях и
жанрах;
- познакомить обучающихся с музыкальным инструментом гитарой,
исполнительскими возможностями и разнообразием приемов игры;
- формировать знания в области табулатуры и основных понятий
музыкальной грамоты;
- формировать основные навыки игры на гитаре в быту, в досуговой
деятельности;
2. Развивающие:
- расширять сферу общения, накопления опыта социальных контактов со
сверстниками;
- развивать индивидуальные музыкальные способности обучающихся.
2. Воспитательные:
- воспитывать у обучающихся эстетический вкус, выдержку, трудолюбие,
целеустремленность, интерес к певческой деятельности и к музыке в целом;
- воспитывать нравственные чувства через музыкальный репертуар;
- воспитывать вокальную и сценическую культуру обучающихся;
- создавать комфортной обстановки, «ситуации успеха» для обучающихся;
- формировать культуру слушания и исполнения музыки.

1.3.
Содержание
дополнительной
общеразвивающей программы

общеобразовательной

Учебный план
№
п/п
1
2

3

4

5

Количество часов
Название раздела, темы
Вводное занятие
Введение в музыкальную
деятельность
Выявление начального
уровня
музыкальных способностей
Знакомство с музыкальной
грамотой
Освоение инструмента

Формы
промежуточной
Всего Теория Практика аттестации
Входная
1
1
диагностика
Опрос
1
1
-

1

-

1

3

2

1

10

2

8

6

Работа над музыкальным
произведением

31

2

29

7

Освоение навыков
ансамблевой игры

20

2

18

8

Освоение навыков
концертной деятельности

3

1

2

Опрос,
прослушивание
педагогическое
наблюдение
Опрос,
контрольное
задание
Наблюдение,
опрос,
контрольное
задание
Опрос,
контрольное
задание,
прослушивание,
Опрос,
прослушивание
Наблюдение,
контрольное
задание,

9

Итоговое занятие

Итого:

№
п/п
1

2

1

1

72

12

61

Учебный (тематический) план
Количество часов
Название раздела, темы.
Всего Теория Практика
Вводное занятие.
1
1
Введение в музыкальную
деятельность.
Выявление начального
уровня музыкальных
способностей

1

4

Знакомство с музыкальной
грамотой

3

4.1

5

Основы музыкальной
грамоты
Табулатура
Буквенные обозначения
аккордов
Освоение инструмента

10

5.1

Постановка рук

1

5.2

Приѐмы и способы игры на
гитаре

2

1

5.3
5.4

Расположение нот на грифе
Работа над техникой

1
2

1

2
3

4.2
4.3

прослушивание
Отчѐтный
концерт

1

1

1

2

1

1
1
1
2

8

1

1

2

Формы
аттестации /
контроля
Входная
диагностика
Опрос
Опрос,
прослушивание
педагогическое
наблюдение
Опрос,
контрольное
задание
Наблюдение
Наблюдение
Контрольное
задание
Наблюдение,
опрос,
контрольное
задание
Наблюдение,
контрольное
задание
Наблюдение,
контрольное
задание
Наблюдение
Наблюдение,

звукоизвлечения
5.5

Переборы (арпеджио)

2

2

5.6

Гитарный «бой»

2

2

6

Работа над музыкальным
произведением

31

6.1

Правила работы над
музыкальным
произведением
Работа над музыкальными
произведениями.
(расписать!!!!!)
Освоение навыков
ансамблевой игры
(расписать!!!)
История возникновения
гитарных ансамблей
Правила игры в ансамбле

6.2

7

7.1
7.2

7.3

Работа над музыкальными
произведениями

8

Освоение навыков
концертной деятельности.

8.1

Правила сценического
мастерства.

8.2

Концертные выступления.
Анализ выступлений.

2

29

контрольное
задание
Наблюдение,
контрольное
задание
Наблюдение,
контрольное
задание
Наблюдение,
прослушивание,
контрольное
задание

2

20

2

29

Контрольное
задание

18

Опрос,
прослушивание

1

Опрос

1

Опрос,
контрольное
задание
Контрольное
задание,
педагогическое
наблюдение
Контрольное
задание,
прослушивание
Опрос

18

3

1

2

1
2

Контрольное
задание,
прослушивание

9

Итоговое занятие.

9.1

Подведение итогов учебного
года.

9.2

Отчѐтный концерт.

2

1

1

1

1

Отчѐтный
концерт
Опрос,
контрольное
задание
Прослушивание

1.3.Содержание учебного плана
Тема 1. Вводное занятие.
Теория: Цели и задачи
объединения. Режим работы объединения.
Проведение инструктажа по охране труда. Правила безопасности во время
занятий в объединении. Правила обращения с музыкальным инструментом.
Условия хранения и транспортировки музыкального инструмента. Правила
поведения во Дворце.
Практика: Опрос.
Тема 2. Введение в музыкальную деятельность.
Теория: История музыкальных инструментов. Роль музыки в нашей жизни.
Знакомство с инструментом, устройством гитары, правила посадки гитариста
и положение инструмента при игре.
Практика: Опрос.
Тема 3. Выявление начального уровня музыкальных способностей
(музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память, музыкальнослуховые представления).
Теория: Понятие о музыкальном слухе, чувстве ритма.
Практика: Слушание музыки, определение характера, содержания. Пение
песен с поддержкой аккомпанемента и без. Определение количества звуков,
мотивов. Проверка чувства ритма (выстукивание ритма музыкального
произведения, исполняемого педагогом). Использование стихотворного
ритма текста. Запоминание произведений наизусть. Художественное
изображение музыки.
Тема 4. Знакомство с музыкальной грамотой.
4.1. Основы музыкальной грамоты.
Теория: Понятия звук, звукоряд. Нотная система. Тон, полутон.
Длительности. Паузы. Метр, ритм. Такт. Размер, простые размеры.
Динамические оттенки: f, р. Темп.

Практика: Опрос. Слушание музыкальных произведений.
4.2.Табулатура. Буквенные обозначения аккордов.
Теория: Схема табулатуры. Знаки альтерации. Строй открытых струн.
Условные обозначения (струны, лады, аппликатура).
Практика: Чтение табулатуры. Упражнения на определение длительности,
размера, темпа, ритма. Контрольное упражнение на исполнение простейших
мелодий.
4.3. Буквенные обозначения аккордов.
Теория: Буквенные обозначения аккордов и их расшифровка. Буквенноцифровая система обозначения нот и аккордов. Виды аккордов. Открытые
аккорды и баррэ.
Практика: Опрос. Прослушивание аккордов.
Тема 5. Освоение инструмента.
5.1. Постановка рук.
Теория: Правила постановки рук во время игры.
Практика: Посадка и постановка рук. Организация целесообразных игровых
движений. Упражнения для правой руки. Упражнения на грифе для левой
руки. Разучивание упражнений на открытых струнах.
5.2. Приѐмы и способы игры на гитаре.
Теория: Познакомить с приѐмами: переборы, арпеджио, щипок, гитарный
«бой».
Практика: Упражнения для правой руки. Упражнения на грифе для левой
руки. Разучивание упражнений на открытых струнах.
5.3. Расположение нот на грифе.
Теория: Познакомить с расположением нот на грифе. Гамма на открытых
струнах до III лада. Техника игры медиатором.
Практика: Упражнение с медиатором. Изучение гаммы. Игра медиатором,
переменный штрих.
5.4. Работа над техникой звукоизвлечения.
Теория: Познакомить с упражнениями для пальцев.
Практика: Работа с упражнениями.
5.5. Переборы (арпеджио).
Теория: Познакомить с основными видами арпеджио, способами исполнения.
Практика: Проигрывание переборов.
5.6. Гитарный «бой».
Практическая работа. Упражнения для пальцев. Изучение первых позиций.
Освоение грифа до III лада. Игра большим пальцем правой руки по
открытым басовым струнам и с привлечением левой руки. Исполнение

основных видов арпеджио на открытых струнах. Изучение арпеджированных
аккордов в первой позиции. Игра медиатором, переменный штрих.
Исполнение доступных композиций. Исполнение основных видов гитарного
боя. Определение на слух мажорных и минорных аккордов. Исполнение
цепочки минорных аккордов. Игра мажорных аккордов. Упражнения для
исполнения аккордов. Игра аккордов в разных размерах.
Тема 6. Работа над музыкальным произведением.
Знакомство с произведением, прослушивание, определение подходящей
тональности, разбор гармонии, подбор стиля и способа игры.
Практические занятия. Изучение текста. Распределение на текст аккордов.
Чтение табулатуры. Анализ выразительных и технических средств. Освоение
ритмического рисунка произведения. Исполнение произведения по
буквенной схеме аккордов, табулатуре и наизусть.
Тема 7. Освоение навыков ансамблевой игры.
7.1. История возникновения гитарных ансамблей. Теория: Вокально инструментальных ансамблей. Жанры ансамблей. Составы ансамблей.
7.2. Правила игры в ансамбле. Теория: Познакомить с основными правила
игры в ансамбле. Умение слышать других. Умение слышать свою партию.
Ощущение общей сыгранности.
Практические занятия. Одновременное слушание ансамбля в целом.
Разделение на партии(соло, аккомпонимент).
7.3. Работа над музыкальным произведением «Кузнечик». В.Шаинский.
Теория: Изучение гармонии и соло по табулатуре. Распределение партий.
Выбор приѐма и ритма.
Практика: Ритмический ансамбль с педагогом. Исполнение ансамблем.
Согласованность в приѐмах звукоизвлечения, в изменении динамики звука.
Работа над сыграностью.
Тема 8. Освоение навыков концертной деятельности.
8.1.Правила сценического мастерства.
Теория: Совершенствование основ сценического мастерства: Сценическая
культура исполнителя Сценическое пространство Владение собой,
устранение волнения на сцене Мимика (выражение лица, улыбка) Жесты
вокалиста (солиста, участника ансамбля). Соответствие жестов и движений
музыке и тексту. Песенный образ.
Практика: Концертные выступления. Анализ выступлений.
Тема 9. Итоговое занятие.
Теория: Подведение итогов учебного года. Планирование самостоятельной
работы на каникулах.

Практика: Повторение теоретического материала. Повторение выученных
произведений. Отчѐтный концерт.

1.4 Планируемые результаты
Предметные:
Сформированы знания о (об):
- устройстве музыкального инструмента, его основные части;
- расположении нот на грифе ;
- обозначении длительностей звуков и пауз;
- простых размерах: 2/4, 3/4, 4/4;
- условных обозначениях (струны, лады, аппликатура);
- строе открытых струн гитары;
- основных правилах игры в ансамбле;
- буквенных обозначений аккордов.
Обучающиеся освоили:
- собственный репертуар любимых песен;
- обязательные произведения бардов-классиков;
- приемы и способы достижения выразительной игры на музыкальном
инструменте;
- основы теории музыки;
- основы коллективного музицирования.
Сформированы умения:
- читать табулатуру;
- исполнять основные виды арпеджио на открытых струнах;
- исполнять доступные музыкальные произведения;
- грамотно исполнять свою партию в ансамбле;
- выполнять основные приѐмы игры (перебор, бой, щипок, щелчок).
- свободно разбираться в буквенном обозначении аккордов;
- характеризовать исполняемые музыкальные произведения, давать общую
оценку музыке;
- оценивать качество своего исполнения в пределах своего общего и
музыкального развития;
Личностные результаты:
Сформированы:
- потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
-готовность и способность к самостоятельной, творческой деятельности;

- готовность и способность к коллективному творчеству и потребность
участия в открытых занятиях и концертах;
Метапредметные результаты:
- сформирован устойчивый интерес к инструментальной и ансамблевой
деятельности;
- умеет самостоятельно определять цели деятельности:
- умеет использовать средства информационных и коммуникационных

технологий;


Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий.
Календарный график
Начало учебного года
Окончание учебного
года
Продолжительность
учебного года

01 сентября 2023 г.
31 мая 2024г.
36 учебных недель

Начало занятий

10.00

Окончание занятий

19.00

Периодичность
контроля
успеваемости
обучающихся

Входной контроль осуществляется в период с 01
сентября по 10 сентября.
Промежуточная аттестация осуществляется в период
с 21 по 31 декабря (за 1 полугодие).
Итоговая аттестация осуществляется в период с23 –
31 мая.
Праздничные
04.11.2023 г., с 01 по 08.01.2024 г., 23.02.2024 г.,
нерабочие дни
08.03.2024 г., 01.05.2024 г., 09.05.2024 г., 10.05.2024
г.
2.1 Условия реализации программы
Материально–техническое
обеспечение:
акустические
и
электроакустические гитары, комбоусилитель, соединительные провода,
тюнер для настройки гитары, каподастр, доска, наглядные пособия.
Информационное обеспечение. Кабинет должен быть оснащен локальной
сетью. Ноутбук. Аудио усилительная аппаратура.

Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, имеющий
высшее или среднее профессиональное образование. Обязательным является
прохождение курсов повышения квалификации по профилю.
Методические
материалы.
Методика преподавания в творческом
объединении базируется на пособиях: М. Михайленко «Методика
преподавания на шестиструнной гитаре», Гитман А. «Донотный период в
начальном обучении гитаристов», «Начальное обучение на шестиструнной
гитаре»,
Агеева Д. В. «Большая книга гитариста. Техника игры +100
хитовых песен + DVD с видеокурсом», Смолина К.О. «Играем на акустике»,
Н.Г. Шиндиной «Школа игры на шестиструнной гитар: новейший
самоучитель».
Теоретическая часть занятия включает:
- краткие пояснения по темам занятий;
- знакомство с табулатурой;
- показ приемов игры на гитаре;
- беседы об основах теории музыки: темп, ритм, динамика звука, знаки
альтерации, тембр, размер, такт, длительности звука, гармония, буквенная
система аккордов;
- беседы об (о) истории возникновения гитары, видах гитар, устройстве
гитары, известных гитаристах, разнообразии гитарных жанров;
- инструктажи по правилам техники безопасности, пожарной
безопасности, электробезопасности, правилам дорожного движения.
Особое внимание уделяется сохранению эмоционального контакта с
педагогом и другими обучающимися объединения, осознанию чувства
солидарности и товарищеской взаимопомощи при выстраивании игры в
ансамбле.
Основное место на занятиях отводится практической работе.
Практическая часть занятий состоит из нескольких этапов. Сначала
обучающиеся осваиваю технику настройки гитары, правила посадки во
время игры на гитаре, постановку рук. Затем переходят к освоению приѐмов
игры для правой руки (перебор, бой, щипок, щелчок). Далее переходят к
упражнениям для левой руки (гаммы, хроматизмы, пассажи), исполнению
простых мелодий по табулатуре и на память, постановке открытых аккордов,
баррэ. Для подготовки к ансамблевому исполнению у обучающихся
формируются навыки исполнения партии аккомпанемента, бас гитары, соло
гитары под ритм блок синтезатора в разных музыкальных стилях. Большое
внимание на занятиях уделяется игре в ансамбле с педагогом или другими
участниками объединения.
Методы обучения:

-наглядные: показ, наблюдение, демонстрация, контрастные сопоставления,
эмоциональная драматургия, уподобление характеру звучания музыки;
- словесные: беседа, рассказ, проговаривание, метод эмоционального
воздействия, метод размышления;
- репродуктивные: исполнение по образцу;
-практические: музыкальные коммуникативные игры, импровизация,
имитация, презентация, выступление;
- частично-поисковые: выполнение творческих заданий.
Инструкции:
- правила техники безопасности;
- правила пожарной безопасности;
- правила электробезопасности;
- правила дорожного движения.
2.2.Форма аттестации и оценочные материалы.
Периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся по программе осуществляется
согласно календарного учебного графика.
Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся:
Входной контроль проводится в форме собеседования с целью выявления
стартовых возможностей обучающихся, мотивов выбора творческого
объединения (оценочный материал - опросник).
Текущий контроль успеваемости проводится после прохождения каждой
темы учебного плана программы.
Методы контроля:
- наблюдение за качеством освоения программы обучающимися в процессе
работы (оценочный материал – лист наблюдения);
- анализ качества исполнения (оценочный материал – карта анализа
продуктов деятельности);
срез теоретических знаний по основным темам программы (оценочный
материал – экспертный лист);
- контрольное задание (исполнение произведения), (оценочный материал –
экспертный лист);
- концертный номер (оценочный материал – экспертный лист).
Выученные произведения обучающиеся представляют на мероприятиях
различного уровня (концертные программы). Участие обучающихся в таких
мероприятиях и успехи рождают в них уверенность в своих силах,
мотивируют на дальнейшую творческую деятельность.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится по итогам 1
полугодия и по окончании учебного года обучения. Цель промежуточной
аттестации: выявление уровня сформированных навыков в избранном виде
деятельности, уровня развития личностных качеств обучающегося в

соответствии с прогнозируемыми результатами программы, оценка объѐма и
качества знаний и умений. Промежуточная аттестация обучающихся
строится на принципах научности, учѐта индивидуальных и возрастных
особенностей обучающихся, специфики деятельности детского творческого
объединения; необходимости, обязательности и открытости проведения;
свободы выбора педагогом методов и форм проведения и оценки
результатов. Для оценки усвоения обучающимися содержания программы
используется уровневая система оценивания (минимальный, средний,
максимальный), которая выражается в баллах.
Система оценивания 5балльная.
Показатели оценки результатов обучения по программе:
- теоретическая подготовка обучающихся по программе (теоретические
знания по основным темам учебного плана программы);
- практическая подготовка обучающихся по программе (практические
умения и навыки по основным темам учебного плана, предусмотренные
программой);
- общеучебные умения и навыки обучающихся по программе (учебноинтеллектуальные умения, учебно-организационные умения);
- предметные достижения обучающихся (участие в мероприятиях различного
уровня: концертах, конкурсах, фестивалях, родительских собраниях и др.);
- участие в образовательном процессе (посещение занятий, ведение записей,
активность обучающихся на занятиях и др.).
Критерии оценки результатов обучения по программе:
Критерии оценки уровня теоретической подготовки обучающихся:
•
соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям;
•
свобода восприятия теоретической информации;
•
знание и осмысленность использования специальной терминологии.
Критерии оценки уровня практической подготовки обучающихся:
•
соответствие уровня практических умений и навыков программным
требованиям;
•
свобода владения инструментом;
сценическая культура;
•
качество исполнения музыкального произведения.
Формы промежуточной аттестации обучающихся - итоговое прослушивание
- зачѐт (проводится по окончании 1 полугодия учебного года), творческий
отчѐт творческого объединения (проводится по окончании учебного года).
Оценочный материал – протокол контрольного занятия.
Для осуществления текущего контроля и промежуточной аттестации
обучающихся к программе разработаны оценочные материалы, в которых
конкретизируются формы, цели, содержание, методы, текущего контроля и
промежуточной аттестации обучающихся, формируется система оценивания
с учетом специфики программы, методических особенностей:
- опросник для проведения входного контроля;
- экспертные листы;
- протокол контрольного занятия;

- лист наблюдения;
- карта анализа продуктов деятельности.
Форма представления образовательных результатов: Дневник учѐта и оценки
личностных достижений обучающегося объединения.

2.3. Список литературы
Нормативные документы
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022 г. г. № 678-р);
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее –
СанПиН);
6. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей» с изменениями от
01.11.2021 № 934-д;
8. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
9. Комплексная программ Свердловской области "Уральская инженерная
школа" (утверждена Постановлением Правительства Свердловской области
от 2 марта 2016 года N 127-ПП);

10. Методические рекомендации «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях» (утверждены приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от
04.03.2022 г. №219-д;
11.Муниципаьная программа Городского округа Красноуфимск
«Развитие системы образования в городском округе Красноуфимск до 2028
года» (Постановление администрации ГО Красноуфимск № 1243 от
27.12.2022г.»
12.
Требования
к
дополнительным
общеобразовательным
общеразвивающим
программам
для
включения
в
систему
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей
Свердловской области» (Приложение к приказу ГАНОУ СО Свердловской
области «Дворец молодѐжи» от 26.02.2021г. № 136-д);
13. Устав МАУДО «Дворец творчества»;
14. Положение о дополнительных общеразвивающих программах и
порядке их утверждения в МАУДО «Дворец творчества»

Литература для педагога
Литература для обучающихся и родителей
1. Гитман А. Донотный период в начальном обучении гитаристов. - М.,
2003
2. Гитман А. Начальное обучение на шестиструнной гитаре. - М., 1995,
1999, 2002
3. Агеев Д. В. Большая книга гитариста. Техника игры +100 хитовых
песен + DVD с видеокурсом. Питер, 2012
4. Смолин К.О. Играем на акустике. М., 2002
5. Н.Г.Шиндина. Школа игры на шестиструнной гитар: новейший
самоучитель; 2006 г.
6. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М., 1964-2009
7. Кирьянов Н. Искусство игры на шестиструнной гитаре. - М., 1991
8. Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М., 1977-2009
Методическая литература
1. Гитман А. Гитара и музыкальная грамота. - М., 2002
2. Домогацкий В. Семь ступеней мастерства: вопросы гитарной
техники. М., Классика-XXI, 2004
3. Как научить играть на гитаре. Сост. В. Кузнецов. - М., 2006, 2010

4. Михайленко М. Методика преподавания на шестиструнной гитаре.
Киев, 2003.

Приложения
Уровень сложности: ознакомительный
Год обучения_1год
Возраст обучающихся 11-17
Тема Постановка правой руки.
Лист самооценки/взаимооценки обучающегося
Умения
Положение руки гитариста
Положение кисти относительно струн
Форма кисти во время игры
Результат овладения двумя типами
звукоизвлечения :
1) Апаяндо
2) Тирандо

Уровни
Полностью Частично

Не владеет

Результат овладения 3 типами перебора:
1) 2/4
2) 6/8
3) 4/4
Владение навыками чтения табулатуры

Экспертный лист

Показатели результатов
из программы

Показатели результатов
из программы

Показатели результатов
из программы

ФИ ребенка

Показатели результатов
из программы

№

Показатели результатов
из программы

Ф.И.О. составителя___________________________________________
ДООП______________________________________________________
Уровень сложности __________________________________________
(ознакомительный,
базовый,
углубленный)
Год обучения______________________________________________
Возраст обучающихся________________________
Тема______________________________________________

ПРОТОКОЛ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
Название объединения:
Направленность программы: художественная
Ф.И.О. педагога:
Год обучения, группа:
Форма контрольного занятия:
Тема занятия:
Дата занятия:
№ ФИ
Уровень усвоения программного материала
обучающ
Теория
Практика
егося
Максима Сред Минима Максима Сред Минима
льный
ний
льный
льный
ний
льный
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
0
1
1
ИТОГО
0
0
0
0
0
0

Карта наблюдения
Название программы, срок ее освоения
__________________________________________
Фамилия, имя, отчество педагога
________________________________________________
Фамилия, имя
учащегося________________________________________________________

Год обучения по
программе_____________________________________________________
Характеристика
высокого уровня
результативности

Опыт
практической
деятельности
(степень
освоения
способов
деятельности:
умения и
навыки)

Способы
деятельност
и не
освоены

Способы
деятельности освоены
полностью в
соответствии с
задачами программы

Опыт
эмоциональноценностных
отношений
(вклад в
формирование
личностных
качеств
учащегося)

Отсутствует
позитивный
опыт
эмоциональ
ноценностных
отношений
(проявление
элементов
агрессии,
защитных
реакций,

Приобретѐн
полноценный,
разнообразный,
адекватный
содержанию
программы опыт
эмоциональноценностных
отношений,
способствующий
развитию личностных

Опыт освоения
теоретической
информации
(объѐм,
прочность,
глубина)

Удовле
творит
ельно
Хорош
о
Очень
хорош
о

Характерис Оценка уровня
тика
результативности
низкого
уровня
результатив
ности
1 2 3
4 5
Информаци
я не освоена
Очень
слабо
Слабо

Параметры
результативност
и реализации
программ

Информация освоена
полностью в
соответствии с
задачами программы

негативное,
неадекватно
е
поведение)

качеств учащегося

Опыт творчества Освоены
элементы
репродукти
вной,
имитационн
ой
деятельност
и

Приобретѐн опыт
самостоятельной
творческой
деятельности
(оригинальность,
индивидуальность,
качественная
завершенность
результата)

Опыт общения

Общение
отсутствова
ло (ребѐнок
закрыт для
общения)

Приобретѐн опыт
взаимодействия и
сотрудничества в
системах «педагогучащийся» и
«учащийсяучащийся».
Доминируют субъектсубъектные
отношения

Осознание
ребѐнком
актуальных
достижений.
Фиксированный
успех и вера
ребѐнка в свои
силы
(позитивная «Яконцепция»)

Рефлексия
отсутствует

Актуальные
достижения ребѐнком
осознаны и
сформулированы

Мотивация и
осознание
перспективы

Мотивация
и осознание
перспектив
ы
отсутствую
т

Стремление ребѐнка к
дальнейшему
совершенствованию в
данной области (у
ребѐнка
активизированы
познавательные
интересы и
потребности)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».