Муниципальный орган управления образованием
Управление образованием городского округа Красноуфимск
Муниципальное автономное учреждение дополнительнго образования
«Дворец творчества»
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 008AEF19D18F58B4675A25F8C4EF18C968
Владелец: КОЛЧАНОВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА
Действителен: с 11.11.2024 до 04.02.2026
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественной направленности
«Бисероплетение»
Возраст обучающихся: 7 – 14 лет
Срок реализации программы – 1 год
Составитель программы: Зонова
Александра Валерьевна,
педагог дополнительного образования
Красноуфимск, 2024
1. Комплекс основных характеристик общеобразовательной
общеразвивающей программы
1.1.
Пояснительная записка
Направленность программы: художественная.
Актуальность
программы.
Адаптированная
дополнительная
общеразвивающая
программа «Бисероплетение» (далее – программа)
разработана в соответствии с нормативными документами:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
2. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022 г. № 678-р);
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 г. №363
«Об утверждении государственной программы Российской Федерации
«Доступная среда»;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
6. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
7. Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей»;
8. План мероприятий («дорожная карта») мероприятий по развитию
инклюзивного общего и дополнительного образования, детского отдыха,
созданию специальных условий для обучающихся с инвалидностью, с
ограниченными возможностями здоровья на долгосрочный период (до 2030
года) (утвержден Заместителем Председателя Правительством Российской
Федерации 22.12.2021 г.;
9. Письмо
Минобрнауки
России
от
29.03.2016
№
ВК-641/09
«О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению
детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
10. План мероприятий («дорожная карта») по развитию инклюзивного
общего и дополнительного образования, детского отдыха, созданию
специальных условий для обучающихся с инвалидностью, с ограниченными
возможностями здоровья в Свердловской области на долгосрочный период
(до 2030 года) (утвержден Заместителем Губернатора Свердловской области
04.03.2022 г.);
11. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области № 932-Д от 10.08.2023г. «О внесении изменений в
регламент проведения независимой оценки качества (общественной
экспертизы)
дополнительных
общеобразовательных
программ,
утвержденный приказом Министерством образования и молодежной
политики Свердловской области от 20.04.2022 N 392-Д»;
12. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 25.08 2023 г. N 963-Д «О внесении изменений в
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 г. N 785-Д «Об утверждении Требований к условиям
и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии
с социальным сертификатом»;
13. Методические
рекомендации
«Разработка
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях» (утверждены приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от
26.10.2023г. №1104-д;
14. Муниципальная программа Городского округа Красноуфимск «Развитие
системы образования в городском округе Красноуфимск до 2028 года»
(Постановление администрации ГО Красноуфимск № 1243 от 27.12.2022г.»
15. Приказ МО Управление образованием городского округа Красноуфимск
№86 от 11.05.2022 г. «Об утверждении Плана мероприятий («дорожная
карта») по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования,
детского отдыха, созданию специальных условий для обучающихся с
инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья на территории
городского округа Красноуфимск на долгосрочный период (до 2030 года);
16. Устав МАУДО «Дворец творчества» утвержден Приказом № 197
Муниципального
органа
управления
образованием
Управление
образованием городского округа от 02.07.2023 г.;
17. Положение о дополнительных общеразвивающих программах МАУДО
«Дворец творчества», утверждено приказом №37-ОД от 27.08.2024 г.
Бисероплетение – популярнейший вид рукоделия, который переживал
уже не один виток популярности. Сегодня это востребованное творчество,
увлекающее детей и взрослых, людей с художественным образованием и тех,
кто далек от декоративно-прикладного искусства.
Люди, впервые увидевшие изделие, сделанное своими руками, думают,
что сделать нечто подобное им не под силу. Но это совсем не так.
Бисероплетение – искусство, которым может овладеть каждый и которое со
временем увлекает всё больше и больше – стоит сделать что-нибудь одно, и
уже невозможно остановиться.
2
В МАУДО «Дворец творчества» созданы благоприятные условия для
включения обучающихся в творческую практическую деятельность по
освоению разных техник рукоделия. Создание той или иной поделки – всегда
удовольствие и радость для того, кто получит такой оригинальный подарок.
Изготовление изделий – интересное и захватывающее занятие, хотя и
достаточно кропотливое. Однако не стоит начинать с какой - то сложной,
замысловатой тематической композиции. Рукоделием на сегодняшний день
увлекается не только взрослое население в городском округе Красноуфимск,
но и дети дошкольного возраста. Работа руками, выбрана не случайно.
Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что
уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени
сформированности тонких движений пальцев рук, а так же мелкая моторика
развивается посредством кропотливого ручного труда.
Программа разработана с учётом потребности населения городского
округа Красноуфимск.
Программа предусматривает организацию полноценного досуга
обучающихся. В процессе обучения у обучающихся формируются навыки
адаптации к жизни в обществе, основ профессиональной ориентации.
Программа предусматривает для обучающихся возможность выбора и
построения индивидуальной образовательной траектории.
Отличительная особенность программы. Программа адаптирована для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Программа
составлена с учетом новых тенденций в рукоделия и соответствует
потребностям современной подростковой аудитории. Данную программу
отличает включение нетрадиционных техник, освоение приемов и методов,
использование
современных материалов, изучение особенностей
современного рукоделия. Предполагается увеличение тематических
творческих
заданий, нацеленных на развитие индивидуального стиля.
Программой предусмотрена выставочная деятельность как форма организации
образовательного процесса, что позволяет обучающимся освоить разные роли
(дизайнер, искусствовед, художник-оформитель и т.д.).
Адресат программы. Возраст обучающихся по программе 7-14 лет.
Программа рассчитана на обучающихся, имеющих нарушения интеллекта и
учитывает особенности детей: неустойчивое внимание, малый объём памяти,
неточность
и
затруднение
при
воспроизведении
материала,
несформированность мыслительных операций анализа; синтеза, сравнения,
обобщения, нарушения речи. Для детей данной группы характерны слабость
нервных процессов, нарушения внимания, быстрая утомляемость и сниженная
работоспособность.
Адаптация программы происходит за счет сокращения сложных понятий
и терминов; основные сведения в программе даются дифференцированно.
Материал изучается с опорой на существенные признаки темы. Ряд сведений
познается обучающимися в результате практической деятельности.
3
Количество обучающихся, одновременно находящихся в учебной
группе составляет от 5 до 7 человек.
Режим занятий.
Продолжительность одного академического часа – 45мин.
Перерыв между учебными занятиями - 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 2 часа.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.
Объём программы – 72 часа.
Срок освоения программы – 1 год.
Особенности организации образовательного процесса
Форма реализации программы: традиционная
Перечень форм обучения: групповая, индивидуально-групповая. В
программе предусмотрены задания, как для индивидуального, так и для
коллективного выполнения. Коллективные работы обучающихся выполняют
группой из трёх и более человек. Такой труд значительно ускоряет процесс
работы над изделием, позволяет правильно распределять задания, учитывая
индивидуальные способности каждого обучающегося, способствует у
обучающихся чувство коллективизма, взаимопомощи, ответственности за
порученное дело, развитию коммуникативных навыков. Коллективной
работой могут быть изделия декоративного характера, предназначены для
оформления выставки, интерьера, коллективного подарка.
Перечень видов занятий. Основной формой образовательного процесса
является учебное занятие. Активно используются и такие виды занятий:
викторина, занятие – экскурсия, защита проектов, занятия - творческие
работы, занятия-выставки.
Перечень
подведения
форм
проведения
итогов
реализации
общеобразовательной программы. Итоговая выставка творческих работ,
выполненных самостоятельно.
4
1.2.
Цели
и
задачи
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы
Цель программы: формирование у обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья навыков ручного труда в процессе изготовления
изделий в современных техниках бисероплетения.
Задачи:
Образовательные:
- формировать знания, необходимых для освоения основных приемов
бисероплетения; об истории возникновения и развития бисероплетения; видах
и назначении материалов, инструментов и приспособлений;
- формировать навыки изготовления изделий в технике
«бисероплетение».
Развивающие:
- развивать мелкую моторику, основы образного мышления, внимания,
фантазии, эстетического художественного вкуса;
- развивать у обучающихся самостоятельности при выполнении изделий;
Воспитательные:
- прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного
творчества;
- формировать мотивацию к творчеству;
- воспитать уважение к труду и его результатам.
5
1.3. Содержание дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Учебный план
Общее
В том числе
№
Формы промежуточной
Тема
кол-во
п/п
аттестации\контроля
часов Практика Теория
1.
Вводное занятие
3
1
2
2
Бисероплетение как
22
вид рукоделия
20
2
3.
Цветы из бисера
22
20
2
4.
Плоские фигурки
животных и птиц
22
20
2
5.
Творческая работа
3
2
1
Итого:
72
63
9
Опрос
Срез знаний, тематическая
выставка, анализ
продуктов деятельности
Срез знаний, анализ
продуктов деятельности
Тематическая выставка,
анализ продуктов
деятельности
Итоговая выставка.
Защита творческих работ.
Учебный (тематический) план
№
п/п
Название раздела, темы
1
2
Вводное занятие
Бисероплетение как вид
рукоделия
Бисероплетение как вид
рукоделия
Плетение простого
браслета из бисера
«Косичка»
Плетение простого
браслета из бисера
«Жгут»
Плетение сложного
браслета из бисера
Плетение изделия из
бисера «Роскошное
ожерелье»
Цветы из бисера
Вводное занятие.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
2.7.
Количество часов
Всего
Теория
Практика
3
22
1
2
2
20
2
2
Формы аттестации/
контроля
Опрос
4
4
Взаимоанализ
Выставка работ
Устный опрос
4
4
Самоанализ
4
4
8
8
Устный опрос
Выставка работ
Устный опрос
22
2
2
2
20
Устный опрос
6
2.8.
2.9.
2.10
.
2.11
.
2.12
.
2.13
.
3
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.
3.7.
3.8.
3.9.
3.10
Плетение цветов из
бисера
Плетение цветов из
бисера «Ромашка»
Плетение цветов из
бисера «Подсолнух»
Плетение цветов из
бисера «Ирис»
Плетение цветов из
бисера «Колокольчик»
Плетение цветов из
бисера «Василек»
Плетение цветов из
бисера «Роза»
Плоские фигурки
животных и птиц
Вводное занятие.
Плетение плоских и
объёмных животных из
бисера
Плетение объемных
животных из бисера
«Рыбка»
Плетение объемных
животных из бисера
«Ящерка»
Плетение объемных
животных из бисера
«Божья коровка»
Плетение плоских
изделий из бисера
«Бабочка»
Плетение плоских
изделий из бисера
«Стрекоза»
Плетение плоских
изделий из бисера
«Мышка»
Плетение плоских
изделий из бисера «Паук»
Плетение плоских
изделий из бисера
«Жираф»
Плетение плоских
2
2
Самоанализ
4
4
Выставка работ
4
4
4
4
Устный опрос
Выставка работ
Устный опрос
4
4
Самоанализ
2
2
Выставка работ
22
2
2
2
20
Устный опрос
2
2
Устный опрос
2
2
Самоанализ
2
2
Выставка работ
2
2
Устный опрос
Выставка работ
2
2
Устный опрос
2
2
2
2
Самоанализ анализ
продуктов
деятельности
Выставка работ
2
2
Устный опрос
Выставка работ
2
2
Устный опрос
7
.
изделий из бисера
«Пингвин»
3.11 Плетение плоских
.
изделий из бисера «Жарптица»
4
Выполнение творческой
работы
4.1. Творческая работа
4.2. Оформление творческой
работы
Итого
2
2
3
1
2
2
2
1
1
1
72
9
63
Самоанализ анализ
продуктов
деятельности
Устный опрос
Выставка работ
Самоанализ
Анкетирование
Выставка
1.3.Содержание учебного (тематического) плана
Тема 1.Вводное занятие.
1.1.Вводное занятие.
Теория: Формирование учебной группы, вводный инструктаж, правила
поведения в группе, история возникновения и становления бисероплетения.
Практика: Знакомство с бисером.
Тема 2. Бисероплетение как вид рукоделия
2.1. Бисероплетение как вид рукоделия
Теория: История бисероплетения, демонстрация образцов, техники
бисероплетения, понятия: коралл, скрутка, нанизывание дугами, нанизывание
петлями по кругу.
Практика: выполнение техник: коралл, скрутка, нанизывание дугами,
нанизывание петлями по кругу.
2.2.Плетение простого браслета из бисера «Косичка»
Теория: Показ образцов изделий, схем, подбор материалов, цвета
Практика: Плетение из бисера браслета «Косичка».
2.3. Плетение простого браслета из бисера «Косичка»
Теория: техника безопасности работы с проволокой и ножницами, способы
закрепления композиции.
Практика: плетение изделия, закрепление деталей.
2.4. Плетение простого браслета из бисера «Жгут»
Теория: Показ образцов изделий, схем, подбор материалов, цвета.
Практика: Плетение из бисера браслета «Жгут».
2.5. Плетение простого браслета из бисера «Жгут»
Теория: техника безопасности работы с проволокой и ножницами, способы
закрепления композиции.
Практика: плетение изделия, закрепление деталей.
2.6. Плетение сложного браслета из бисера
Теория: показ образцов изделий, схем, подбор материалов, цвета
Практика: плетение из бисера сложного браслета
2.7. Плетение сложного браслета из бисера
8
Теория: техника безопасности работы с проволокой и ножницами, способы
закрепления композиции.
Практика: плетение изделия, закрепление деталей
2.8. Плетение изделия из бисера «Роскошное ожерелье»
Теория: показ образцов изделий, схем, подбор материалов
Практика: Плетение изделия из бисера «Роскошное ожерелье»
2.9. Плетение изделия из бисера «Роскошное ожерелье»
Теория: способы закрепления основы композиции.
Практика: плетение основы изделия «Роскошное ожерелье».
2.10. Плетение изделия из бисера «Роскошное ожерелье»
Теория: способы закрепления отдельных частей композиции .
Практика: плетение отдельных частей композиции изделия «Роскошное
ожерелье».
2.11. Плетение изделия из бисера «Роскошное ожерелье»
Теория: способы закрепления композиции и оформления изделия.
Практика: плетение изделия, завершение композиции, оформление изделия.
Тема 3. Цветы из бисера
3.1. Вводное занятие. Плетение цветов из бисера
Теория: история бисероплетения цветов из бисера, понятия: параллельное
плетение, техники бисероплетения, нанизывание петлями по кругу.
Практика: выполнение техники параллельное плетение. Викторина «Виды
плетений»
3.2. Плетение цветов из бисера «Ромашка»
Теория: показ образцов изделий, схем, подбор материалов.
Практика: плетение изделия, завершение, оформление изделия.
3.3. Плетение цветов из бисера «Подсолнух»
Теория: показ образцов изделий, схем, подбор материалов.
Практика: плетение изделия.
3.4. Плетение цветов из бисера «Подсолнух»
Теория: Способы закрепления композиции.
Практика: плетение изделия, завершение, оформление изделия.
3.5. Плетение цветов из бисера «Ирис»
Теория: показ образцов изделий, схем, подбор материалов.
Практика: плетение изделия.
3.6. Плетение цветов из бисера «Ирис»
Теория: Способы закрепления композиции.
Практика: плетение изделия, завершение, оформление изделия.
3.7. Плетение цветов из бисера «Колокольчик»
Теория: показ образцов изделий, схем, подбор материалов.
Практика: плетение изделия.
3.8. Плетение цветов из бисера «Колокольчик»
Теория: Способы закрепления композиции.
Практика: плетение изделия, завершение, оформление изделия.
3.9. Плетение цветов из бисера «Василёк»
9
Теория: показ образцов изделий, схем, подбор материалов.
Практика: плетение изделия.
3.10. Плетение цветов из бисера «Василёк»
Теория: Способы закрепления композиции.
Практика: плетение изделия, завершение, оформление изделия.
3.11. Плетение цветов из бисера «Роза»
Теория: показ образцов изделий, схем, подбор материалов.
Практика: плетение изделия, завершение, оформление изделия. играпутешествие «В саду»
Тема 4. Плоские фигурки животных и птиц
4.1. Вводное занятие. Плетение плоских и объёмных животных из бисера
Теория: основные приёмы бисероплетения на плоской основе: параллельное,
петельное и игольчатое плетение, техника выполнения туловища, крылышек,
глаз, усиков, лапок.
Практика: выполнение основных приёмов - параллельное, петельное и
игольчатое плетение.
4.2. Плетение объемных животных из бисера «Рыбка»
Теория: показ образцов изделий, схем, подбор материалов
Практика: плетение изделия.
4.3. Плетение объемных животных из бисера «Ящерка»
Теория: показ образцов изделий, схем, подбор материалов
Практика: плетение изделия.
4.4. Плетение объемных животных из бисера «Бабочка»
Теория: показ образцов изделий, схем, подбор материалов
Практика: плетение изделия
4.5. Плетение объемных животных из бисера «Стрекоза»
Теория: показ образцов изделий, схем, подбор материалов
Практика: плетение изделия
4.6. Плетение объемных животных из бисера «Мышка»
Теория: показ образцов изделий, схем, подбор материалов
Практика: плетение изделия
4.7. Плетение объемных животных из бисера «Паук»
Теория: показ образцов изделий, схем, подбор материалов
Практика: плетение изделия
4.8. Плетение объемных животных из бисера «Жираф»
Теория: показ образцов изделий, схем, подбор материалов
Практика: плетение изделия
4.9. Плетение объемных животных из бисера «Пингвин»
Теория: показ образцов изделий, схем, подбор материалов
Практика: плетение изделия
4.10. Плетение объемных животных из бисера «Жар-птица»
Теория: показ образцов изделий, схем, подбор материалов
Практика: плетение изделия. Игра «Зоопарк». Выставка «Любимые
животные»
10
Тема 5. Выполнение творческой работы.
5.1.Творческая работа
Теория: Экскурсия в музей «Народное творчество народов Урала». Выбор
творческой темы, материалов.
Практика: выполнение творческой работы
5.2. Оформление творческой работы
Практика: выполнение творческой работы, завершение изделия. Итоговая
выставка. Презентация творческих работ.
1.4. Планируемые результаты
Предметные:
- обладает знаниями, необходимыми для процесса бисероплетения;
- знает историю возникновения и развития видов рукоделия;
- знает виды и назначение материалов, инструментов и приспособлений
для бисероплетения;
- обладает навыками изготовления изделий в технике «бисероплетение».
Метапредметные:
- развита мелкая моторика, прослеживаются основы формирования
образного мышления, внимания, фантазии, эстетического художественного
вкуса;
- самостоятельно выполняет изделия в технике бисероплетения;
- проявляет интерес к культуре своей Родины, истокам народного
творчества.
Личностные:
- сформированы основы мотивации к творчеству, уважения к труду и
его результатам.
сформированы
элементы
эстетического
восприятия
окружающей
действительности.
11
2. Организационно - педагогические условия
2.1. Календарный учебный график на 2024 – 2025 уч.год
Начало учебного года
Окончание учебного
года
Продолжительность
учебного года
Начало занятий
01 сентября 2024 г.
31 мая 2025г.
37 учебных недель
08.00
Окончание занятий
20.00
Периодичность
контроля успеваемости
обучающихся
Входной контроль осуществляется в период с 01
сентября по 10 сентября.
Промежуточная аттестация осуществляется в период
с 21 по 31 декабря (за 1 полугодие).
Итоговая аттестация осуществляется в период с23 –
31 мая.
04.11.2024 г., с 01 по 08.01.2025 г., 23.02.2025 г.,
08.03.2025 г., 01.05.2025 г., 09.05.2025 г., 10.05.2025 г.
Праздничные
нерабочие дни
2.2.
Условия реализации программы
Материально техническое обеспечение. Специально оборудованный
учебный
кабинет
для занятий рукоделием с хорошим освещением.
Ростовая мебель (столы, стулья), шкафы для хранения материалов и
инструментов;
магнитно-маркерная доска, мультимедийная техника
(проектор, компьютер, экран).
- инструменты (ножницы, иглы, вспомогательные инструменты);
- раздаточный материал (карточки-задания, карточки с алгоритмом
выполнения практических работ, журналы, книги, картинки эскизы и шаблоны
деталей изделий).
Методические материалы.
Методические пособия, используемые для организации и проведения
занятий:
Артамоновой Е.В. «Бисероплетение», «Украшения из бисера»,
Зайцевой Л.В. «Украшения из бисера», Исхаковой Э.Ю. «Плетение на леске»,
Куликовой Л.Г. «Цветы из бисера: букеты, панно, бутоньерки», Малена А.Н.
«Изделия из бисера: колье, серьги, игрушки»,», Гадаевой Ю.В. «Азбука
бисероплетения», «Бисер. Цветочки и фенечки», «Сказочный мир бисера».
Кадровое обеспечение. Требования к образованию педагога,
реализующего программу: среднее профессиональное (педагогическое)
12
образование, высшее профессиональное
(педагогическое) образование.
Прохождение курсов повышения квалификации по данному направлению
деятельности.
Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративные: рассказ, показ, демонстрация,
объяснение;
- репродуктивные (воспроизводящие) выполнение изделий по образцу;
- игровой метод (игры-путешествия, познавательные игры,
дидактические игры);
- частично – поисковые (выполнение творческих заданий).
Занятия предполагают использование фронтальных, индивидуальных и
групповых форм обучения.
Теоретическая работа по программе. На занятиях обучающиеся знакомятся с
инструментами,
материалами, приспособлениями, необходимыми для
процесса рукоделия; современными направлениями в рукоделии; историей
рукоделия; традиционными видами рукоделия; основными приёмами,
правилами организации рабочего места, техники безопасности, пожарной и
электробезопасности,
дорожного движения. Беседы сопровождаются
демонстрацией наглядного материала: образцов изделий, иллюстраций, схем,
таблиц.
Кроме этого, проводятся «минутки безопасности» по правилам
дорожного движения (в конце занятия).
Программой предусмотрены экскурсии на выставки в краеведческий
музей, что развивает зрительское, эстетическое восприятие произведений
искусства и окружающего мира, художественный вкус.
Практическая часть занятий состоит из нескольких этапов: сначала
обучающиеся осваивают приёмы и способы бисероплетения, затем
выполняются небольшие по объёму и сложности изделия (браслеты,
животные - брелоки из бисера, кольца, цветы, колье и др.). В дальнейшем,
учитывая индивидуальные способности обучающихся, их знания и умения,
предлагается выполнять более сложные изделия. Следует уделить внимание
на осмысленное применение данного изделия, нужность и необходимость
овладения данным ремеслом, эстетическую сторону изделия, а главное – на
аккуратность исполнения.
Учебно-наглядные пособия (схемы, иллюстрации; образцы готовых
изделий, компьютерные презентации по темам программы «История развития
рукоделия», «Бисероплетение в современном мире», «Плоские фигурки
животных и птиц», «Цветы из бисера»).
Раздаточный материал: шаблоны деталей изделий, схемы изделий.
Инструкции:
- правила по технике безопасности;
- правила пожарной безопасности;
- правила электробезопасности;
- правила дорожного движения.
13
2.3.Формы аттестации и оценочные материалы.
Периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся по программе осуществляется
согласно календарного учебного графика.
Входной контроль осуществляется в период с 01 сентября по 10
сентября. Текущий контроль осуществляется с 10 сентября по 26 декабря, с 10
января по 21 мая. Промежуточная аттестация осуществляется в период с 27 по
31 декабря (за 1 полугодие), с 22 по 31 мая.
Формы текущего контроля и промежуточной аттестации
обучающихся:
Входная диагностика проводится в форме собеседования с целью
выявления стартовых возможностей обучающихся, мотивов выбора
творческого объединения (оценочный материал - опросник).
Текущий контроль успеваемости проводится после прохождения каждой
темы учебного (тематического) плана программы.
Методы контроля:
- наблюдение за качеством изготовления изделия обучающимися в
процессе работы (оценочный материал – лист наблюдения);
- анализ продуктов деятельности (оценочный материал – карта анализа
продуктов деятельности);
срез
теоретических знаний по основным темам программы
(оценочный материал – экспертный лист);
- контрольное задание на выполнение практической работы (оценочный
материал – экспертный лист);
- тестирование (оценочный материал – тест);
- участие в тематической выставке (оценочный материал – экспертный
лист участника выставки).
Промежуточная аттестация проводится по итогам 1 полугодия и по
окончании учебного года обучения.
Формы промежуточной аттестации обучающихся - итоговая выставка
и защита творческих работ (проводится по окончании 1 полугодия учебного
года), защита итоговых творческих работ (проводится по окончании учебного
года). Оценочный материал – протокол контрольного занятия.
Форма представления образовательных результатов: «Дневник учёта и
оценки личностных достижений обучающегося объединения».
Для осуществления текущего контроля и промежуточной аттестации
обучающихся к программе разработаны оценочные материалы, в которых
конкретизируются формы, цели, содержание, методы, текущего контроля и
промежуточной аттестации обучающихся, формируется система оценивания с
учетом специфики программы, методических особенностей:
- опросник для проведения входного контроля;
- экспертные листы;
14
- протоколы контрольных занятий;
- лист наблюдения;
- тест;
- карты анализа продуктов деятельности.
Кроме того, контрольно-измерительные материалы предусматривают не
только проведение текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации\контроля
обучающихся по программе, но и оценку
удовлетворённости качеством дополнительных образовательных услуг.
15
2.3. Список литературы
Нормативные документы:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
2. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022 г. № 678-р);
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 г.
№363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации
«Доступная среда»;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
6. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
7. Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей»;
8. План мероприятий («дорожная карта») мероприятий по развитию
инклюзивного общего и дополнительного образования, детского отдыха,
созданию специальных условий для обучающихся с инвалидностью, с
ограниченными возможностями здоровья на долгосрочный период (до 2030
года) (утвержден Заместителем Председателя Правительством Российской
Федерации 22.12.2021 г.;
9. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09
«О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»);
10.План мероприятий («дорожная карта») по развитию инклюзивного
общего и дополнительного образования, детского отдыха, созданию
специальных условий для обучающихся с инвалидностью, с ограниченными
возможностями здоровья в Свердловской области на долгосрочный период (до
2030 года) (утвержден Заместителем Губернатора Свердловской области
04.03.2022 г.);
11.Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области
№ 932-Д от 10.08.2023г. «О внесении изменений в
регламент проведения независимой оценки качества (общественной
16
экспертизы) дополнительных общеобразовательных программ, утвержденный
приказом Министерством образования и молодежной политики Свердловской
области от 20.04.2022 N 392-Д»;
12.Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 25.08 2023 г. N 963-Д «О внесении изменений в
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 г. N 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и
порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным
сертификатом»;
13.Методические
рекомендации
«Разработка
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях» (утверждены приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от
26.10.2023г. №1104-д;
14.Муниципальная программа Городского округа Красноуфимск «Развитие
системы образования в городском округе Красноуфимск до 2028 года»
(Постановление администрации ГО Красноуфимск № 1243 от 27.12.2022г.»
15.Приказ МО Управление образованием городского округа Красноуфимск
№86 от 11.05.2022 г. «Об утверждении Плана мероприятий («дорожная
карта») по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования,
детского отдыха, созданию специальных условий для обучающихся с
инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья на территории
городского округа Красноуфимск на долгосрочный период (до 2030 года);
16.Устав МАУДО «Дворец творчества» утвержден Приказом № 197
Муниципального органа управления образованием Управление образованием
городского округа от 02.07.2023 г.;
17.Положение о дополнительных общеразвивающих программах МАУДО
«Дворец творчества», утверждено приказом №37-ОД от 27.08.2024 г.
Литература для педагога
1.
Аксенова, А. А. Войлок: лучшие поделки, игрушки, аксессуары / [А.А.
Аксенова]. 2011.
2.
Ануфриева, М. А. Большая энциклопедия рукоделия / М.А. Ануфриева,
2010.
3.
Аполозева Л.М. Бисер. М., 2004.
4.
Артамонова Е.В. Бисероплетение. М., 2003.
5.
Артамонова Е.В. Украшения из бисера. М., 2000.
6.
Божко Л. Б. Бисер. Уроки мастерства, СП.б, 2002.
7.
Гадаева Ю.В. Азбука бисероплетения. М., 2000.
8.
Гадаева Ю.В. Бисер Цветочки и фенечки. М., 2001.
9.
Данкевич Е. В., Жакова О. В. Большая книга поделок для девочек и
мальчиков. — 2000.
Для обучающихся:
10. Жукова О.Г. Бисерное рукоделие. М., 2008.
17
11. Зайцева Л.В. Украшения из бисера. М., 2002.
12. Исхакова Э.Ю. Плетение на леске. Ростов-на-Дону, 2004.
13. Куликова Л.Г. Цветы из бисера: букеты, панно, бутоньерки. М., 2004.
14. Лаптева, Т. Е. Необыкновенные украшения из бусин, фетра, пуговиц,
ракушек / Татьяна Лаптева, 2011.
15. Лындина Ю.М. Украшения для девочки. М., 2001.
16. Любовь Рогачевская. - М.: АСТ-Пресс Книга, 2014.
17. Малена А.Н. Изделия из бисера: колье, серьги, игрушки. М., 2001.
18. Смирнова, Александра украшения. Новые сережки каждый день /
Александра Смирнова. 2014.
19. Стародуб К.И. Плетение на проволоке. Сказочный мир бисера. Ростовна-Дону, 2001.
20. Юрова Е.С. Эпоха бисера в России. М., 2006.
Литература для обучающихся и родителей
1. Белякова, О. В. Большая книга поделок / О.В. Белякова, 2011.
2. Внешсигма М, украшения для девчонок: Оригинальные плетеные
украшения из мулине с бусинками и металлическими колечками. 1999.
3. Максимова М. В., Кузьмина М. А. Лоскутики, 1998. «Заботы
маленькой хозяйки».
Интернет ресурсы:
www.biser.info- http://biser.info/
biCer.ru- http://bicer.ru/
www.biserland.ru- http://www.biserland.ru/
biseropletenie.com
www.magic-beads.ru ru.wikipedia.org/wiki/
onlybiser.ru l-biserka.narod.ru/prkn/books/biser.htm
vishivka-krestikom.ru-/166-kniga-vyshivka-shelkovymi-lentami-aksessuarypodarki-ukrasheniya.html
18