Разноцветные ладошки

Муниципальный орган управления образованием
Управление образованием городского округа Красноуфимск
Муниципальное автономное учреждение дополнительнго образования
«Дворец творчества»

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 008AEF19D18F58B4675A25F8C4EF18C968
Владелец: КОЛЧАНОВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА
Действителен: с 11.11.2024 до 04.02.2026

Адаптированная дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа художественной направленности
«Разноцветные ладошки»
Возраст обучающихся: 5 - 7 лет
Срок реализации программы – 2 года

Составитель программы:
Нейгруц Татьяна Владимировна,
педагог дополнительного
образования

Красноуфимск, 2024

1. Комплекс основных характеристик общеобразовательной
общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
Направленность программы: художественная
Актуальность
программы.
Дополнительная общеразвивающая
программа «Разноцветные ладошки» (далее программа) разработана в
соответствии с нормативно-правовыми документами:
1.
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
2.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
3.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022 г. № 678-р);
4.
Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 г.
№363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации
«Доступная среда»;
5.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
6.
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
7.
Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей»;
8.
План мероприятий («дорожная карта») мероприятий по развитию
инклюзивного общего и дополнительного образования, детского отдыха,
созданию специальных условий для обучающихся с инвалидностью, с
ограниченными возможностями здоровья на долгосрочный период (до 2030
года) (утвержден Заместителем Председателя Правительством Российской
Федерации 22.12.2021 г.;
9.
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09
«О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»);
10. План мероприятий («дорожная карта») по развитию инклюзивного
общего и дополнительного образования, детского отдыха, созданию
специальных условий для обучающихся с инвалидностью, с ограниченными
возможностями здоровья в Свердловской области на долгосрочный период (до

2030 года) (утвержден Заместителем Губернатора Свердловской области
04.03.2022 г.);
11. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области
№ 932-Д от 10.08.2023г. «О внесении изменений в
регламент проведения независимой оценки качества (общественной
экспертизы) дополнительных общеобразовательных программ, утвержденный
приказом Министерством образования и молодежной политики Свердловской
области от 20.04.2022 N 392-Д»;
12. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 25.08 2023 г. N 963-Д «О внесении изменений в
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 г. N 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и
порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным
сертификатом»;
13. Методические
рекомендации
«Разработка
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях» (утверждены приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от
26.10.2023г. №1104-д;
14. Муниципальная программа Городского округа Красноуфимск
«Развитие системы образования в городском округе Красноуфимск до 2028
года» (Постановление администрации ГО Красноуфимск № 1243 от
27.12.2022г.»
15. Приказ
МО
Управление
образованием
городского
округа
Красноуфимск №86 от 11.05.2022 г. «Об утверждении Плана мероприятий
(«дорожная карта») по развитию инклюзивного общего и дополнительного
образования, детского отдыха, созданию специальных условий для
обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья на
территории городского округа Красноуфимск на долгосрочный период (до
2030 года);
16. Устав МАУДО «Дворец творчества» утвержден Приказом № 197
Муниципального органа управления образованием Управление образованием
городского округа от 02.07.2023 г.;
17. Положение о дополнительных общеразвивающих программах МАУДО
«Дворец творчества», утверждено приказом №37-ОД от 27.08.2024 г.
В процессе формирования личности значительная роль принадлежит
искусству, которое формирует духовный мир человека, его моральнонравственные убеждения, определяет систему моральных и эстетических
ценностей. Это особенно важно для детей, которые в силу ограниченных
возможностей
встречаются
с
большими
трудностями
при
включении в мир культуры, что затрудняет их социальную адаптацию.
Изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана с
развитием его личности. В процессе изображения участвует не какая-либо
отдельная функция или психический процесс (восприятие, память, внимание,
мышление и т. д.), а личность человека в целом.

Именно
поэтому
специально
организованная
изобразительная
деятельность имеет значительные возможности не только для коррекции
имеющихся у этих детей различных отклонений и нарушений, но и для
стимуляции их психического и социального развития.
Как правило, занятия в дошкольных учреждениях и школах чаще
сводятся к стандартному набору изобразительных материалов и
традиционным способам передачи полученной информации. Но, учитывая
огромный скачок умственного развития и потенциала нового поколения,
этого недостаточно для развития творческих способностей детей с ОВЗ.
Как показывают социологические опросы, существует огромная
потребность в овладении продуктивной творческой изобразительной
деятельностью со стороны детей с ОВЗ и родителей ГО Красноуфимск.
Отличительные особенности программы:
Программа является адаптированной, составлена на основе программы
«Маленький художник», автор - Т.В. Нейгруц,
и отличается тем, что
направлена на специально организованную изодеятельность, включающая в
себя комфортные условия и особый подход к обучающимся с ОВЗ,
эффективные и действенные методы и формы образовательного процесса.
Рисование становится терапией и решением многих проблем у детей с
ОВЗ. Один из наиболее распространенных и широко применяемых видов
терапии в современном мире – это изотерапия. Ребенок может выразить
себя, свои мысли, переживания, эмоции и чувства – все, что скрыто в его
внутреннем мире – с помощью линий, форм и цвета на бумаге.
Изотерапия применяется в наше время и для формирования
положительных взаимоотношений, а также психологической коррекции
детей дошкольного возраста и школьников с трудностями в обучении,
социальной адаптации.
Изотерапия – эффективный и действенный метод, который помогает
обучающимся, имеющим отклонения и нарушения, справиться с
негативными эмоциями, снять нервно-психическое напряжение. Для
рисования используется широкий спектр художественных материалов:
гуашь, акварель, карандаши, пастель, восковые мелки, пластилин, тесто –
всё, что оставляет след на бумаге или способно создать рисунок, отпечаток,
образ. Через такое особенное рисование обучающиеся непринужденно
знакомятся с основами изобразительного искусства, с нетрадиционными
техниками рисования и лепки.
С
помощью
специально
организованной
изодеятельности
обучающиеся могут справиться с такими проблемами, как:
• выразить свои эмоции и чувства безопасным для себя и окружающих
способом. Рисование помогает освободиться от психологической зажатости,
агрессивности, нервозности, неуравновешенности, ревности, страхов и др.
• низкая самооценка.
• проблемы с поведением.
• проблемы в отношениях и/или семейные проблемы.
• хронический стресс и психосоматические заболевания.

Кроме того, занятия по данной программе способствуют раскрытию
творческого потенциала и открывают в человеке новые ресурсы и
возможности.
Нетрадиционное рисование, как метод психологической коррекции,
помогает сделать более гармоничными эмоции ребенка, адаптирует его к
учебному учреждению, способствует развитию творческих способностей.
Все без исключения дети очень любят рисовать. Восстановить некое
внутреннее равновесие, сорвать с себя «оковы проблем», корректировать
девиантное поведение помогает рисование, которое в ряде случае выполняет
психотерапевтическую функцию.
Такая работа играет немаловажную роль и носит профилактический и
развивающий характер в случае наличия у ребенка легких эмоциональных и
поведенческих расстройств, или определенных проблем психологического
порядка. Ребенок использует изодеятельность, как некий способ для
осмысления окружающей действительности и своих взаимоотношений с нею.
Программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
• непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и
целостности образования в целом;
• развития индивидуальности каждого обучающегося в процессе социального
самоопределения в системе дополнительного образования;
• системность организации учебно-воспитательного процесса;
• раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Адресат программы. Набор в учебные группы осуществляется на свободной
основе обучающихся 5 – 7 лет, имеющих ограниченные возможности здоровья,
в том числе нарушения зрения и слуха.
По мнению многих отечественных психологов, педагогов дети с
ограниченными возможностями проходят в своем развитии те же стадии, что и
обычный. Поэтому обучение таких детей строится на основе тех же этапов,
которые проходят и обычные, но с учетом индивидуальных особенностей
развития,
как
правило,
запаздывающего.
Периоды
формирования
изобразительной деятельности нормальных детей являются условным эталоном
для развития особенных детей. Дошкольники испытывают потребность в
движении и игре. В случае неудовлетворения этой потребности, ограничения
активной двигательной и игровой деятельности они быстро перевозбуждаются,
становятся непослушными, капризными. Поэтому особенно важно наладить
разумный «щадящий» режим, включить в образовательный процесс игровую
деятельность, игровые задания.
Для детей дошкольного возраста рисование является привычным способом
выражения себя, отражения и осмысления своего нового опыта, но при работе с
особенными детьми рисование дает много информации о ребенке, о его
внутреннем мире: о чём он думает, что чувствует, чего боится, кого и что
любит и др. Дети в буквальном смысле «говорят» с окружающими через свои
рисунки. Внимательный педагог сможет намного быстрее и легче понять
ребенка и помочь ему.

Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа для обучающихся 5-7
лет составляет 30 минут. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 2 часа. Занятия проводятся 1 раз в
неделю по 2 часа. Число обучающихся, одновременно находящихся в
учебной группе составляет от 5 до 7 человек.
Объём программы - 144 часа.
Срок освоения программы - 2 года.
Особенности организации образовательного процесса
Форма реализации программы: традиционная
Перечень форм обучения.
Занятия предполагают использование
фронтальных, индивидуальных и групповых форм обучения.
Перечень видов занятий.
Используются такие формы как: беседа,
занятие – игра, занятие – путешествие, занятие – сказка, занятие –
эксперимент, конкурс, экскурсия, выставка, интерактивные элементы
занятий.
Перечень форм подведения итогов реализации общеобразовательной
общеразвивающей программы: подведение итогов в работе с детьми с ОВЗ
осуществляется через выставки, праздники, игровые программы, конкурсы.
Уровневость программы: программа традиционная.
1.2. Цель и задачи дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Цель программы: формирование у детей с ОВЗ художественнотворческих способностей средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с видами материалов и инструментов, их назначением в
изобразительном искусстве;
- познакомить с приемами и способами нетрадиционного рисования и лепки,
с видами художественного материала;
- познакомить с понятиями: художник, палитра, симметрия, форма, узор;
- формировать элементарные представления об основных и дополнительных
цветах, правилах их смешивания;
- познакомить с теплыми и холодными цветами, способами их смешивания;
- формировать представление об основных жанрах
изобразительного
искусства: портрет, натюрморт и пейзаж;
- формировать представление об общих и индивидуальных признаках
домашних животных;

Развивающие:

- развивать изобразительные умения и навыки работы с различными
материалами и инструментами;
- развивать навыки смешивания цветов;
- развивать навыки работы с пластилином, тестом, соблюдая правила лепки;
- развивать навыки работы в нетрадиционных техниках, используя различные
материалы и средства выразительности;
- развивать способность наблюдать, всматриваться, вслушиваться в
окружающую жизнь, явления и объекты природы, замечать их изменения;
- развивать фантазию, воображение, мелкую моторику рук;
- развивать интерес к изобразительному искусству, расширять представления
о нем;
- развивать способность к адекватной самооценке и оценке товарищей.
Воспитывающие:
− воспитывать культуру труда (потребность в безопасной организации
творческой деятельности, аккуратность, умение довести начатое дело до
конца, взаимопомощь);
− создавать комфортную обстановку и «ситуацию успеха» для
обучающихся;
− воспитывать художественную культуру обучающихся, любовь к
окружающему миру.
Практическая значимость программы
Процесс обучения заключается в использовании разнообразных
нетрадиционных техник, что позволяет детям чувствовать себя смелее,
непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для
самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации
движений, внимания, памяти, воображения, фантазии. На занятиях
предусмотрено выполнение индивидуальных и коллективных творческих
работ в разных художественных материалах и техниках.
Задания необходимо подбирать, придерживаясь некоторых правил:
- Подбирать задания с учетом их постепенно возрастающей сложности.
- Учитывать индивидуальные особенности ребенка, темп его развития,
возможности, настроение.
- Соблюдать временной регламент, чтобы не вызвать переутомления
ребенка.
- Повышать у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в
занимательную игру.
- Заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда
подкрепляется его интерес к играм и занятиям.

1.3. Содержание дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Учебный план
1 год обучения
№

Тема

Количество часов
всего теория практика
2
1
1

Формы
контроля
Творческое
задание

1.

Вводное занятие

2.

Волшебный
цвета

мир

28

8

20

3.

Удивительный мир
вокруг нас

30

6

24

4.

Чудесные
превращения

10

2

8

Творческое
задание

5.

Итоговое занятие

2

1

1

Анализ
продуктов
деятельности,
творческий
отчёт, выставка
итоговых работ

ИТОГО

72

18

54

Наблюдение
Анализ
продуктов
деятельности
Тематическая
выставка

2 год обучения

№

Тема

Количество часов
всего теория практика
2
1
1

Формы
контроля
Творческое
задание

1.

Вводное занятие

2.

Волшебный мир цвета

30

8

22

3.

Удивительный
вокруг нас

26

5

21

4.

Чудесные превращения

10

3

7

Творческое
задание

5.

Итоговое занятие

2

1

1

Анализ
продуктов
деятельности,
Выставка
итоговых
работ

ИТОГО

72

17

55

мир

Наблюдение
Анализ
продуктов
деятельности
Тематическая
выставка

Учебный (тематический) план
1 год обучения

№

Тема
занятие
простого

Количество часов
всего
теория
практика
2
1
1

1.

Вводное
«Путешествие
карандаша»

2.

Волшебный мир цвета

28

8

20

2.1

«Доброе дерево»

2

1

1

2.2

«Волшебное небо»

2

1

1

2.3.

«Золотая осень»

4

1

3

2.4

«Замерзшее дерево»

4

1

3

2.5.

«Морозные узоры»

4

1

3

2.6.

«Волшебный фонарь»

6

1

5

2.7

«Ветка сакуры»

6

2

4

3.

Удивительный
вокруг нас

30

6

24

3.1.

«Подсолнухи»

6

1.5

4.5

3.2

«Сказочный терем»

4

1

3

мир

Формы контроля
Педагогическое
наблюдение
Творческое
задание (игра)

Творческое
задание
Наблюдение
Анализ
продуктов
деятельности
Тематическая
выставка
Наблюдение
Анализ
продуктов
деятельности
Тематическая
выставка
Тематическая
выставка
Тематическая
выставка

Педагогическое
наблюдение,
Анализ
продуктов
деятельности
Педагогическое
наблюдение,
Анализ
продуктов
деятельности

3.3.

«Снегирь на ветке»

4

0.5

2.5

3.4.

«Портрет мамы»

4

1

3

3.5.

«Зимний лес»

4

1

3

3.6.

«Веселая масленица»

4

0.5

1.5

3.7.

«Волшебное лето»

4

0.5

1.5

4.

Чудесные превращения

10

2

8

4.1.

«Чудо-павлин»

2

0.5

1.5

4.2.

«Веселые мухоморы»

2

0.5

1.5

4.3.

«Валентинка»

2

0.5

1.5

4.4.

«Подснежники»

4

0.5

3.5

5.

Итоговое занятие

2

1

1

ИТОГО

72

18

54

Педагогическое
наблюдение,
Анализ
продуктов
деятельности
Тематическая
выставка
Тематическая
выставка
Педагогическое
наблюдение
Тематическая
выставка

Тематическая
выставка
Тематическая
выставка
Педагогическое
наблюдение
Тематическая
выставка
Анализ
продуктов
деятельности,
творческий отчёт,
выставка
итоговых работ

2 год обучения

№
1.

Тема

2.

Вводное занятие
«Путешествие в волшебный
мир»
Волшебный мир цвета

2.1.

Количество часов
всего
теория
практика
2
1
1

30

8

22

«Чудо-павлин»

6

2

4

2.2.

«Золотая рыбка»

6

1,5

4.5

2.3.

«Замерзший лес»

4

1

3

2.4.

«Птица - вьюга»

4

1

3

2.5.

«Цветущая сакура»

4

1

3

2.6.

«Птицы к нам с весной
летят»

2

0.5

1.5

2.7.

«Пузыряндия»

4

1

3

3.

26

5

21

3.1.

Удивительный мир вокруг
нас
«Аппетитный натюрморт»

4

1

3

3.2.

«Звезда по имени Солнце»

6

1

5

3.3.

«Снегири, синички»

6

1

5

3.4.

«Музыкальный кот»

4

1

3

3.5.

«Акварельная страна»

6

1

5

Формы контроля
Творческое
задание

Тематическая
выставка
Наблюдение
Анализ
продуктов
деятельности
Тематическая
выставка
Наблюдение
Анализ
продуктов
деятельности
Наблюдение
Тематическая
выставка
Тематическая
выставка
Наблюдение
Тематическая
выставка

Тематическая
выставка
Наблюдение
Тематическая
выставка
Тематическая
выставка
Творческое
задание
Анализ
продуктов
деятельности
Выставка

4.

Чудесные превращения

10

3

7

4.1.

«Аквариум»

4

1

3

4.2.

«День котов и кошек»

2

1

1

4.3.

«Волшебные
жучки
пчелки»
Итоговое занятие

4

1

3

2

1

1

72

17

55

5.

ИТОГО

и

Тематическая
выставка
Наблюдение
Тематическая
выставка
Тематическая
выставка
Анализ
продуктов
деятельности,
Выставка
итоговых работ

Содержание учебного (тематического) плана
1 год обучения
Тема 1. Вводное занятие. Путешествие простого карандаша.
Теория: Знакомство. Знакомство с материалами и инструментами.
Значение искусства в жизни человека. Искусство — как один из способов
выражения душевного состояния человека. Вводный инструктаж по технике
безопасности.
Практика: Организация рабочего места. Показ изобразительных работ,
поделок. Проведение входной диагностики - творческое задание (в форме
игры) на тему «Путешествие простого карандаша».
Тема 2. Волшебный мир цвета.
2.1. «Доброе дерево»
Теория: Сведения о красках. Понятия: художник, палитра, линия,
теплые цвета. Эмоциональная характеристика цвета. Приемы работы с
кистью и красками. Особенности гуаши. Правила смешивания основных
цветов для получения теплых оттенков.
Практика: Рисование дерева простым карандашом и гуашью.
2.2 «Волшебное небо»
Теория: Холодные цветы. Правила смешивания цветов для получения
холодных оттенков.

Практика: Рисование неба гуашью, используя холодные цвета и
оттенки.
2.3. «Золотая осень»
Теория: Приемы работы в нетрадиционной технике «печатание
листьями», теплые цвета осени.
Практика: Рисование осеннего леса в технике печатание листьями и
детальная прорисовка стволов, птиц.
2.4. «Замерзшее дерево»
Теория: Линия, характер линии, пастель, холодные цвета и оттенки.
Практика: Рисование дерева пастелью и гуашью, используя линию и
цвет, как средство выразительности.
2.5. «Морозные узоры»
Теория: Узор, особенности рисования узоров. Заливка.
Практика: Рисование узоров в карандаше
и гуашью, заливка
акварелью.
2.6. «Волшебный фонарь»
Теория: История появления фонарей, их разновидности. Особенности
рисования фонаря. Узор, украшение. Теплые и холодные оттенки.
Практика: Рисование фонаря простым карандашом, детальная
прорисовка гуашью, рисование фона.
2.7. «Ветка сакуры»
Теория: Сакура. История происхождения сакуры. Кляксография,
особенности выдувания из трубочки. Холодные оттенки
Практика: Рисование веточек сакуры в технике кляксографии.
Детальная прорисовка цветов сакуры.
3. Удивительный мир вокруг нас.
3.1 «Подсолнухи»
Теория: Виды и жанры изобразительного искусства. Показ
произведений изобразительного искусства. «Натюрморт как жанр живописи»
- изображение предметов одного порядка, смешанный, сюжетный.
Натюрморт как часть других жанров живописи. Приёмы
рисования
натюрморта с учетом пропорциональности.
Практика: Рисование подсолнухов простым карандашом. Рисование
пастелью и заливка акварелью.
3.2. «Сказочный терем»
Теория: История появления терема. Отличительные особенности
терема. Орнамент.
Практика: Рисование терема простым карандашом, пастелью и
акварелью.

3.3. «Снегирь на ветке»
Теория: Снегири, их отличительные особенности от других птиц.
Практика: Рисование снегиря простым карандашом, пастелью и
акварелью.
3.4. «Портрет мамы»
Теория: «Портрет, как жанр живописи» - детский портрет, семейный,
одиночный, групповой и т.д.
Понимание внутреннего состояния и
настроения человека, через рассматривание человека. Представление о
пропорциональности.
Практика:
Рисование портрета мамы, используя различные
материалы.
3.5. «Зимний лес»
Теория: Пейзаж, особенности зимнего пейзажа. Холодные цвета и
оттенки.
Практика: Рисование зимы, используя карандаш и гуашь.
3.6. «Веселая масленица»
Теория: Масленица. История праздника. Народные гуляния. Проводы
зимы.
Практика: Рисование масленицы простым карандашом, пастелью и
акварелью.
3.7. «Волшебное лето»
Теория: Пейзаж. Особенности лета. Цветовая палитра.
Практика: Рисование лета, используя различный художественный
материал.
4. Чудесные превращения
4.1. «Чудо-павлин»
Теория: Павлин. Что это за птица? В чем ее красота?
Практика: Лепка павлина из пластилина, используя дополнительный
материал (бисер, семена клена)
4.2. «Веселые мухоморы»
Теория: Мухоморы. Особенности таких грибов. Плоскостная лепка.
Практика: Лепка мухоморов из пластилина, комбинируя его с
природным материалом. Создание целостной композиции.
4.3. «Валентинка»
Теория: Понятия: День Святого Валентина, валентинка. История
праздника.
Практика:
Особенности
создания
валентинки,
используя
разнообразный материал.
4.4. «Подснежники»

Теория: Понятия: проталины,
подснежники, первые цветы,
отличительные особенности подснежников.
Практика: Лепка
подснежников, используя пластилин. Создание
целостной композиции.
5. Итоговое занятие
Теория: Подведение итогов. «Чему научились?»
Практика: Творческие игровые задания по итогам учебного года.
Выставка работ.
2 год обучения
1. Вводное занятие. Путешествие в волшебный мир.
Теория: Знакомство. Знакомство с материалами и инструментами.
Значение искусства в жизни человека. Искусство — как один из способов
выражения душевного состояния человека. Вводный инструктаж по технике
безопасности.
Практика: Организация рабочего места. Показ изобразительных работ,
поделок. Проведение входной диагностики - творческое задание (в форме
игры) на тему «Путешествие в мир искусства».
2. Волшебный мир цвета.
2.1. «Чудо - павлин»
Теория: Повторение сведений о красках и других изобразительных
материалах (пастели, восковых и акварельных карандашах). Понятия: форма,
пропорция, композиция.
Практика: Рисование павлина простым карандашом, пастелью.
2.2.«Золотая рыбка»
Теория: Теплые, холодные цвета и их оттенки.
Практика: Особенности рисования рыбки простым карандашом и гуашью.
2.3. «Замерзший лес»
Теория: Образ зимней сказки. Сказочный лес. Понятия: пейзаж,
передний и дальний план, холодные цвета и оттенки.
Практика: Рисование леса, используя разнообразный художественный
материал: простой карандаш, пастель, акварель, гуашь.
2.4. «Птица - вьюга»
Теория: Образ сказочной птицы. Узор. Цветовая гамма.
Практика: Рисование птицы, используя пастель, акварель, гуашь.
2.5. «Цветущая сакура»
Теория: Растяжка цвета от светлого к темному. Цветовая гамма.
Техника: Отпечатки губковой палочкой.

Практика: Рисование гуашью веточек сакуры в нетрадиционной
технике.
2.6. «Птицы к нам с весной летят»
Теория: Весна. Понятия: закат, цвета заката, растяжка цвета, силуэт.
Цветовая гамма. Особенности рисования кончиком тонкой кисти.
Практика: Рисование пейзажа гуашью.
2.7. «Пузыряндия»
Теория: Техника рисования мыльными пузырями. Эмоциональная
характеристика цвета. Сказочные образы.
Практика: Рисование мыльными пузырями. Создание абстрактной
картины.
3.Удивительный мир вокруг нас
3.1. «Аппетитный натюрморт»
Теория: Понятия: натюрморт, аппетитный. Совместимость предметов
на картине. Фрукты. Овощи.
Практика: Рисование натюрморта простым карандашом, пастелью и
акварелью.
3.2. «Звезда по имени Солнце»
Теория: Космос. Космические объекты. Солнце – яркая звезда.
Цветовая гамма.
Практика: Рисование космического сюжета, используя простой
карандаш, пастель, гуашь.
3.3. «Снегири, синички»
Теория: Кочующие птицы. Их отличительные особенности. Цветовая
гамма. Холодные оттенки неба.
Практика: Рисование птиц простым карандашом и гуашью.
3.4. «Музыкальный кот»
Теория: Особенности создания образа музыкального кота.
Эмоциональная характеристика цвета. Характерные признаки музыкального
кота. Необычность, причудливость.
Практика: Рисование кота, используя разнообразный художественный
материал.
3.5. «Акварельная страна»
Теория: Понятия: акварельная страна, дальний и нижний план,
целостная композиция. Главные элементы: дворец красок, облака-палитры,
солнце, король-карандаш, королева-кисточка, придворные – ластики, жители
страны-карандаши и мелки, волшебные деревья, радужный водопад или
радуга, птицы, бабочки, цветы, все в ней дивной красоты.

Практика: Рисование акварельной страны простым карандашом.
Создание целостной композиции.
4. Чудесные превращения
4.1. «Аквариум»
Теория: Плоскостная лепка с использованием природного материала.
Оттенки воды. Смешивание пластилина для получения нужных оттенков.
Практика: Составление композиции, используя пластилин и
природный материал.
4.2. «День котов и кошек»
Теория: Понятия: пропорциональность, отличительные особенности
котов, цветовая гамма.
Практика: Лепка кота, используя пластилин, комбинируя его с другим
материалом,
4.3. «Волшебные жучки и пчелки»
Теория: Насекомые. Отличительные особенности насекомых.
Практика: Изготовление жучков и пчелок, используя пластилин,
природный и бросовый материал, бисер, пайетки.
5. Итоговое занятие.
Теория: Подведение итогов. «Чему научились?»
Практика: Творческие игровые задания по итогам учебного года.
Выставка работ.

1.4. Планируемые результаты

Планируемые результаты по усвоению всего курса программы.
Предметные результаты:
- знать виды материалов и инструментов, их назначение в изобразительном
искусстве;
- знать понятия: художник, палитра, симметрия, форма, узор;
- знать основные и дополнительные цвета, правила их смешивания;
- знать теплые и холодные цвета, способы их смешивания;
- знать жанры изобразительного искусства: портрет, натюрморт и пейзаж;
- знать общие и индивидуальные признаки домашних животных;
- уметь пользоваться различными материалами и инструментами по
назначению;
- уметь смешивать основные цвета и получать дополнительные;
- уметь работать с пластилином, тестом, соблюдая правила лепки;
- уметь работать в нетрадиционных техниках, используя различные
материалы и средства выразительности.

Метапредметные результаты:
- уметь эмоционально отзываться на произведения искусства;
- передавать свои впечатления от увиденного;
- использовать в работе жизненные наблюдения;
Личностные результаты:
-уметь соблюдать нормы, обеспечивающие безопасную жизнедеятельность;
- проявлять заботу о природе;

2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1.

Календарный учебный график на 2024 – 2025 уч.год

Начало учебного года
Окончание учебного
года
Продолжительность
учебного года
Начало занятий
Окончание занятий

01 сентября 2024 г.
31 мая 2025г.
37 учебных недель

08.00
20.00
Периодичность контроля
Входной контроль осуществляется в период с 01
успеваемости
сентября по 10 сентября.
обучающихся
Промежуточная аттестация осуществляется в период
с 21 по 31 декабря (за 1 полугодие).
Итоговая аттестация осуществляется в период
23 – 31 мая.
Праздничные нерабочие
04.11.2024 г., с 01 по 08.01.2025 г., 23.02.2025 г.,
дни
08.03.2025 г., 01.05.2025 г., 09.05.2025 г., 10.05.2025 г.

2.2.

Условия реализации программы

Материально техническое обеспечение.
Для реализации программы в МАУ ДО «Дворце творчества» созданы
следующие условия: занятия проходят в специально оборудованном учебном
кабинете № 18 с хорошим освещением. Ростовая мебель (столы, стулья),
шкафы для хранения материалов и инструментов.
Средства обучения:
- наглядные пособия (иллюстрации с изображением деревьев, животных,
птиц, рыб, цветов, архитектурных сооружений, людей; репродукции картин
художников; образцы и методические разработки по темам изобразительного
и декоративно-прикладного искусства; иллюстрации русских народных
сказок;
- раздаточный материал (карточки – задания по темам, предлагаемые по
программе); карточки–игры;
- инструкции с правилами безопасной работы, дорожного движения,
пожарной безопасности, с правилами поведения на улице в осенне-зимний и
весенний периоды;
-педагогический рисунок.
Наглядные пособия:
- иллюстрации с изображением деревьев, животных, птиц, рыб, цветов,
архитектурных сооружений, людей;
- таблицы с изображением последовательности выполнения различных
видов аппликаций;
- репродукции картин художников;
- образцы и методические разработки по темам изобразительного и
декоративно-прикладного искусства;
- иллюстрации русских народных сказок.
Раздаточный материал:
- карточки – задания по темам: «Дорисуй портрет», «Дорисуй животное»;
- карточки к играм: «Собери пейзаж», «Кто быстрее соберет портрет?»;
«Цветовая угадай-ка».
Мультимедийные средства:
- электронные презентации;
- фонограммы;
- видеоролики.
Инструкции:
- правила техники безопасности;

- правила пожарной безопасности;
- правила электробезопасности;
- правила дорожного движения.
Кадровое обеспечение.
Требования к образованию педагога, реализующего программу:
среднее
профессиональное
(педагогическое)
образование,
высшее
профессиональное
(педагогическое) образование. Прохождение курсов
повышения квалификации по данному направлению деятельности.

Методические материалы
Программа
предусматривает
использование
элементов
образовательных технологий: игровые технологии, метод проектов,
проблемное обучение, развивающее обучение.
Методы обучения:
• словесный (беседа, рассказ, диалог);
• репродуктивный (воспроизведение);
• объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается
демонстрацией наглядного материала);
• мотивационный (формирование интереса к занятиям);
• проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее
решения);
• частично-поисковый (самостоятельный поиск ответа на поставленную
проблему);
• исследовательский (поиск новой информации, сбор новых материалов,
наблюдений, впечатлений, и их воплощение в замысле будущего
изображения).
При реализации программы используются принципы обучения:
вариативности, адаптивности, непрерывности, наглядности и доступности.

3.3. Формы аттестации и оценочные материалы
Программой предусмотрены формы контроля, которые помогают
ребенку глубже понять изученный материал, закрепить его, вызвать
заинтересованность, потребность в выполнении работы: выставки, конкурсы
как внутри учреждения, так и на городском, областном, всероссийском и
международном уровнях.
Оценке подвергаются:
- общая художественная выразительность;

- самостоятельность и оригинальность замысла;
- содержание сюжета;
- разнообразие и неповторимость образов;
- проявление творчества;
- степень выполнения учебной задачи (передача пропорций, цвета);
- владение художественной техникой.
Также программой предусмотрен входной, промежуточный и итоговый
контроль для анализа и оценки усвоения обучающимися программного
материала.
Ведется таблица образовательного рейтинга обучающихся по данной
программе, в которой оценивается: теоретическая и практическая
подготовка, предметные достижения, уровень развития творческих
способностей.
Оценивание происходит по «5» бальной шкале («3» - минимальный
уровень, «4» - средний уровень, «5» - максимальный уровень). Диагностика
проводится в форме контрольных срезов, опроса, дидактических игр,
викторин.
Все данные по проведенной диагностике ребенка заносятся в Дневник
учёта личностных достижений обучающегося объединения.

Список литературы
Литература для педагога
1. Белобрыкина О.А. Маленькие волшебники или на пути к творчеству.
– Новосибирск, 1993г.
2. Гальперин П.Я., Котик Н.Р. К психологии творческого мышления //
Вопр. психологии. 1982. № 5.- С. 80-84.
3. Грегг М.Е. Тайный мир рисунка. – СПб., 2003. // Осипова А.А
4. Дрезинина М.Г. Каждый ребенок – художник. – М.: «Ювента», 2002 г.
5. Иванов И. Энциклопедия коллективных творческих дел. — М., 2009г.
6. Казакова Т.Т. Развивайте у дошкольников творчество. – М., 1985г.
7. Корнилова С.Н., Галанов А.С. Уроки изобразительного искусства для
детей 5-9 лет. – М.: Рольфо, 2000г.
8. Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. – М., 2000г.
9. Майорова Н., Скоков Г. Шедевры русской живописи / Майорова Н.,
Скоков Г. – Москва: «Белый город», 2007г.
10. Манин В. Шедевры русской живописи. Энциклопедия мирового
искусства / Виталий Манин – Москва, 2000г.
11. Неретина , Т . Г., Клевесенкова С. В. Использование
артпедагогических технологий в коррекционной работе : учебное пособие /
под общ. ред. Т. Г. Неретиной. 3 - е изд ., перераб. и доп. М. : ФЛИНТА :
Наука, 2013г.
12. Серия: от простого к сложному. Учимся лепить и рисовать. – СПб,
1997г.
13. Тюфанова И.В. Мастерская юных художников. Развитие
изобразительных способностей старших дошкольников. – СПб, 2002г.
14. Шалаева Г.И. Учимся рисовать. – М.: СЛОВО, Эксмо, 2008 г.
15. Шевченко , М. А. Я рисую успех и здоровье . Арт - терапия для всех /
М. А. Шевченко. СПб.: Питер, 2007г.
Литература для обучающихся и родителей
1. Гиридт С. Разноцветные поделки из природных материалов. – М.,
Рольф, 2001г.
2. Зеленина Л.Е. Играем, познаем, рисуем. – М.: Просвещение, 2001 г.
3. Колдина Д.Н. Нетрадиционные техники рисования. Издательство:
Мозаика-Синтез, 2008г.
4. Марина З. Лепим из пластилина. – СПб, 1997г.

5. Пастухова Г.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
(1,2 части), Екатеринбург, 1996г.
Нормативные документы
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
2. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022 г. № 678-р);
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 г.
№363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации
«Доступная среда»;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
6. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
7. Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей»;
8. План мероприятий («дорожная карта») мероприятий по развитию
инклюзивного общего и дополнительного образования, детского отдыха,
созданию специальных условий для обучающихся с инвалидностью, с
ограниченными возможностями здоровья на долгосрочный период (до 2030
года) (утвержден Заместителем Председателя Правительством Российской
Федерации 22.12.2021 г.;
9. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09
«О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»);
10.
План мероприятий («дорожная карта») по развитию
инклюзивного общего и дополнительного образования, детского отдыха,
созданию специальных условий для обучающихся с инвалидностью, с
ограниченными возможностями здоровья в Свердловской области на
долгосрочный период (до 2030 года) (утвержден Заместителем Губернатора
Свердловской области 04.03.2022 г.);

11.
Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области
№ 932-Д от 10.08.2023г. «О внесении изменений в
регламент проведения независимой оценки качества (общественной
экспертизы) дополнительных общеобразовательных программ, утвержденный
приказом Министерством образования и молодежной политики Свердловской
области от 20.04.2022 N 392-Д»;
12.
Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 25.08 2023 г. N 963-Д «О внесении изменений в
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 г. N 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и
порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным
сертификатом»;
13.
Методические рекомендации «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях» (утверждены приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от
26.10.2023г. №1104-д;
14.
Муниципальная программа Городского округа Красноуфимск
«Развитие системы образования в городском округе Красноуфимск до 2028
года» (Постановление администрации ГО Красноуфимск № 1243 от
27.12.2022г.»
15.
Приказ МО Управление образованием городского округа
Красноуфимск №86 от 11.05.2022 г. «Об утверждении Плана мероприятий
(«дорожная карта») по развитию инклюзивного общего и дополнительного
образования, детского отдыха, созданию специальных условий для
обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья на
территории городского округа Красноуфимск на долгосрочный период (до
2030 года);
16.
Устав МАУДО «Дворец творчества» утвержден Приказом № 197
Муниципального органа управления образованием Управление образованием
городского округа от 02.07.2023 г.;
17.
Положение о дополнительных общеразвивающих программах
МАУДО «Дворец творчества», утверждено приказом №37-ОД от 27.08.2024 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».