Муниципальный орган управления образованием
Управление образованием городского округа Красноуфимск
Муниципальное автономное учреждение дополнительнго
образования «Дворец творчества»
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 008AEF19D18F58B4675A25F8C4EF18C968
Владелец: КОЛЧАНОВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА
Действителен: с 11.11.2024 до 04.02.2026
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Искусство и технологии»
Возраст обучающихся: 10-15 лет
Срок реализации программы: 5 лет
Составитель:
Аршалуйсян Ольга Павловна,
педагог дополнительного образования,
первая квалификационная категория.
Красноуфимск 2024
Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования
1.1. Пояснительная записка
Направленность программы: художественная.
Актуальность
программа
программы.
Дополнительная
общеразвивающая
«Искусство и технологии» (далее программа) разработана в
соответствии с документами:
1.
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
2.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
3.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022 г. № 678-р);
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
5.
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
6.
Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей»;
7.
Приказ
Министерства
Свердловской области
регламент
экспертизы)
проведения
образования
и
молодежной
политики
№ 932-Д от 10.08.2023г. «О внесении изменений в
независимой
дополнительных
оценки
качества
общеобразовательных
(общественной
программ,
утвержденный
приказом
Министерством
образования
и
молодежной
политики Свердловской области от 20.04.2022 N 392-Д».
8.
Приказ
Министерства
образования
и
молодежной
политики
Свердловской области от 25.08 2023 г. N 963-Д «О внесении изменений в
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 г. N 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и
порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным
сертификатом»;
9.
Методические
рекомендации
«Разработка
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях» (утверждены приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от
26.10.2023г. №1104-д;
10. Муниципальная программа Городского округа Красноуфимск «Развитие
системы образования в городском округе Красноуфимск до 2028 года»
(Постановление администрации ГО Красноуфимск № 1243 от 27.12.2022г.»
11. Устав МАУДО «Дворец творчества» утвержден Приказом № 197
Муниципального органа управления образованием Управление образованием
городского округа от 02.07.2023 г.
12. Положение о дополнительных общеразвивающих программах МАУДО
«Дворец творчества», утверждено приказом №37-ОД от 27.08.2024 г.
Программа
направлена на воспитание социально ответственной
личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской
Федерации, исторических и национально-культурных традиций. В системе
дополнительного образования (в соответствии с Концепцией развития
дополнительного образования детей до 2030 года) в рамках образовательного
и воспитательного процессов активно используются компьютерные и
информационные технологии.
Познание языка искусства и художественного наследия посредством,
современных
технологий
–
составная
часть
программы.
Изучение
искусствоведческого и краеведческого материала идет параллельно с
процессом освоения компьютерных технологий – методов оцифровки,
обработки
изображений
и
видео.
Понимание
языка
живописи
как
направления изобразительного искусства и умение применять технический
инструментарий –
все это основы создания качественного визуального
цифрового продукта.
Живопись как вид изобразительного искусства является одним из
важных
средств
художественного
отражения
и
истолкования
действительности, воздействия на мысли и чувства человека. Она вбирает в
себя возможности других видов искусств: от графики – линия, точка, пятно;
от
скульптуры
–
трёхмерность
изображения
формы
от
истории
изобразительного искусства – восприятие человеком окружающего мира,
изменение своего видения в нём. Живопись является одним из
ведущих
звеньев в художественно-эстетическом образовании, в формировании
духовной культуры. Изобразительное искусство отражает действительность в
наглядных,
зрительно
воспринимаемых
образах.
Благодаря
методам
обобщения, типизации, воображению художника изобразительное искусство
получает возможность эстетически раскрыть временное развитие событий,
духовный облик, переживания, мысли, взаимоотношения людей, воплотить
общественные идеи.
В
современном
образовательном
пространстве
популяризация
искусства, а значит, и приобщение к нему подрастающего поколения
предполагает внедрение современных компьютерных и информационных
технологий. Древнейшее из искусств – живопись всегда идет в ногу со
временем, поэтому в рамках дополнительной общеразвивающей программы
соединятся прошлое, настоящее и будущее данного вида искусства.
Программа
Красноуфимск.
разработана с учётом потребности населения ГО
Программа предусматривает для обучающихся возможность выбора
и построения индивидуальной образовательной траектории.
Реализация программы предусматривается в комплексе программам
Детской художественной школы: «Основы народного и декоративно –
прикладного творчества», «Цифровой рисунок».
Отличительная особенность программы. Программа составлена с
учетом новых тенденций в изобразительном искусстве и соответствует
потребностям современной подростковой аудитории. Типовые программы
по живописи направлены только на обучение академическим принципам,
знакомство с реалистической живописью.
включение
Данную программу отличает
активного применения компьютерных и информационных
технологий через использование образовательной платформы «Виртуальный
русский музей»
Программа
отличается
разнообразием
творческих
заданий,
нацеленных на развитие индивидуального живописного стиля. Программой
предусмотрена
образовательного
выставочная
процесса,
предпрофессиональные
роли
деятельность
что
позволяет
(экскурсовод,
искусствовед, художник-оформитель
как
форма
организации
обучающимся
дизайнер
по
освоить
интерьеру,
и т.д.). В рамках реализации
программы обучающиеся не только смогут посетить виртуальные выставки и
экскурсии «Русского музея» (г.Санкт-Петербург), но и сами смогут стать
частью увлекательного мира современных технологии, позволяющих
демонстрировать одаренность и талант широкой аудитории.
Адресат программы. Программа рассчитана на обучающихся в
возрасте 10 - 15 лет. В этом возрасте отчетливо выражена потребность
оценивать и использовать имеющиеся возможности, формировать и
развивать способности. В этот период подростки уже в полной мере владеют
базовыми навыками работы на компьютере, легко управляются с различными
гаджетеми и компьютерными программами, а также активно задумываются
над
выбором
профессии,
потому
проявляют
особый
интерес
к
художественному творчеству как потенциальной сфере профессиональной
деятельности.
Программа
рассчитана
на
сопровождение
всех
обучающихся. Набор обучающихся проводится на основе
категорий
входного
контроля. Принимаются в объединение дети, обнаружившие склонности и
интерес к изобразительному творчеству. Группы комплектуются с учетом
возраста обучающихся, их творческих способностей и уровня начальной
подготовки по изобразительному искусству.
Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 3
академических часа (108 часов в год). Продолжительность занятий – 45
минут, перемен - 10 минут.
Задания
могут
быть
кратковременными
(наброски,
этюды),
рассчитанными на 25 - 45 минут, и длительными – от 6 до 18 часов на одну
постановку.
Число обучающихся, одновременно находящихся в учебной группе
составляет от 8 до 15 человек.
Объём программы: 540 часов. Первый год обучения – 108 часов,
второй год обучения – 108 часов, третий год обучения – 108 часов, четвертый
год обучения - 108 часов, пятый год обучения – 108 часов.
Срок освоения программы: 5 лет.
Особенности
организации
образовательного
процесса:
разноуровневая на основе оценочной деятельности. Каждый обучающийся
имеет право на стартовый доступ к любому из уровней, который реализуется
через процедуры оценки готовности к освоению содержания и материала
заявленного обучающимся уровня. Допускается перевод на следующий
уровень
сложности
по
результатам
оценочных
мероприятий.
Разноуровневость программы реализует право каждого обучающегося на
овладение объёмом знаний, умений и навыков в индивидуальном темпе,
объёме и сложности. Организация занятий в соответствии с уровнями
сложности осуществляется следующим образом.
Стартовый
уровень.
На
стартовом
уровне
у
обучающихся
формируется представление об изобразительном искусстве, первоначальные
умения и навыки в изобразительном творчестве (работа с кисточкой,
карандашом,
палитрой,
красками).
Уровень
рассчитан
на
развитие
чувственно-эмоциональной сферы и художественного вкуса, приобретение
нового
социального
раскрытие
опыта,
творческого
изобразительной
информационно-коммуникативной
потенциала,
деятельности.
формирование
Обучение
сферы,
интереса
предполагает
к
знакомство
обучающихся с основами цветоведения, с различными способами рисования
красками, с основными терминами и понятиями изобразительного искусства,
с художественными материалами и приёмами их использования, с видами и
жанрами
изобразительного
искусства,
с
творчеством
художников –
живописцев, а также.
На стартовом уровне содержание, в том числе, нацелено на развитие
мотивации к интеллектуальному творчеству, овладение компетенциями
обработки информации с помощью компьютера.
Базовый уровень. Перевод обучающихся на базовый уровень
сложности
осуществляется
на
основе
диагностики.
Предполагает
использование и реализацию таких форм организации материала, которые
допускают освоение специальных знаний и специальной
терминологии.
Теоретические вопросы освещаются в краткой доступной форме с учетом
возрастных особенностей и степени подготовленности обучающихся.
Базовый уровень предполагает развитие компетенций в области
информационной культуры, четкого понимания роли информационных и
компьютерных технологий в искусстве и современном обществе.
Продвинутый уровень предполагает использование таких форм
организации материала, которые обеспечивают доступ к более сложных
темам в рамках содержательно - тематического направления программы.
продвинутый уровень предполагает развитие
творческого потенциала
обучающихся через создание итогового творческого проекта. Выбор темы,
техники изготовления предоставляется обучающимся, что формирует
ответственный и обоснованный подход к работе. На продвинутом уровне
происходит формирование стремления к самоутверждению через творческую
и проектную деятельность, и освоение современных технологий.
№
п/п
Уровень
обучения
1.
Стартовый
2.
Базовый
3.
Продвинутый
Форма
Год
обучения
Рекомендуемый
возраст
1 год,
2 год
3 год
4 год
5 год
10 – 12 лет
обучения:
3 часа
Кратность
проведения
занятий в
неделю
1 раз
216
13 – 14 лет
3 часа
1 раз
216
15 лет
3 часа
1 раз
108
очная,
Продолжительность
занятий
групповая.
Данная
Всего
часов
программа
предусматривает ее реализацию, как в очной форме, так и с применением
дистанционных
Порядок
образовательных
организации
образовательных,
технологий,
образовательного
компьютерных
и
электронного
процесса
с
информационных
обучения.
применением
технологий,
электронного обучения устанавливается локальным нормативным актом
Учреждения и включает в себя принцип интерактивности, выражающийся в
возможности постоянных контактов всех участников образовательных
отношений с помощью: официального сайта учреждения, электронной
почты, облачных сервисов, социальных сетей, онлайн-уроков и др.
Перечень видов занятий, формы организации образовательного
процесса. Основной формой образовательного процесса является учебное
занятие.
Активно используются и такие виды занятий: занятие –беседа,
онлайн-викторина, занятие – виртуальная экскурсия, защита проектов,
занятия - творческие портреты, праздник, пленэр, занятия-эксперименты,
занятия- виртуальные и видеовыставки.
Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей
программы:
итоговый
просмотр,
защита
учебно-исследовательских
проектов способствует глубокому погружению в суть проблемы, развивает
научный подход к изучаемому материалу, выставка.
1.2. Цель и задачи дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Цель стартового уровня программы – знакомство с многообразием
предметов и явлений окружающего мира путем овладения основными
приемам изобразительного творчества.
Задачи:
Образовательные:
−
формировать интерес к изобразительному творчеству через знакомство с
различными техниками и приемами рисования;
−
знакомить обучающихся с многообразием предметов окружающего
мира,
формой,
размером,
цветом,
фактурой,
различными
видами
изобразительной деятельности, живописных материалов;
Развивающие:
−
развивать фантазию и воображение;
Воспитывающие:
−
воспитывать личные качества: самостоятельность, ответственность;
−
формировать предпосылки к самоопределению в профессии, социальной
активности через включенность в выставочную деятельность.
Цель
способностей,
базового
уровня
эстетических
программы
чувств
–
развитие
обучающихся
через
творческих
овладение
основными средствами художественной выразительности в изобразительном
творчестве, правилами и приемами работы с различными материалами.
Задачи:
Образовательные:
− познакомить
с
основным
приемам
работы
с
художественными
материалами, терминологией по изобразительному искусству (в рамках
изучаемых тем);
− формировать навык самостоятельно выполнять творческую работу
(рисунок) в соответствии с поставленной задачей (делать набросок (разметку,
построение), подбирать цветовую гамму, использовать художественные
приемы, проявлять творческий подход, выражать свое отношение к
изображаемому и т.д.).
Развивающие:
−
развивать художественный вкус, способность к эмоциональному
восприятию произведений искусства, способность видеть и ценить красоту
окружающего мира;
−
развивать творческое воображение и фантазию обучающихся, образное
восприятие (цвета, формы, размера, фактуры предметов);
Воспитательные:
−
способствовать самоопределению в профессии;
−
формировать положительное отношение к миру, другим людям и
самому себе посредством участия в выставочной и проектной деятельности.
Цель
продвинутого
уровня
-
совершенствование творческих
способностей обучающихся и их профессиональная ориентация в процессе
освоения основ живописи через создание итогового творческого проекта.
Задачи:
Образовательные:
−
формировать знания, необходимые для
окружающего мира живописными средствами;
реалистической передачи
−
сформировать индивидуальную культуру цвета, позволяющую решать
сложнейшие задачи живописного произведения в свободной тематической
композиции;
−
- формировать
живописи,
знания о современных
процессе
создания
направлениях и техниках в
авторской
живописной
работы
от
первоначального замысла до законченного произведения;
Развивающие:
−
формировать устойчивую потребность в продуктивной художественно-
изобразительной деятельности;
−
приобщать
к
продуктивной
творческой
и
исследовательской
деятельности;
Воспитательные:
- воспитывать у обучающихся эстетические чувства, нравственные установки
и потребность общения с духовными ценностями.
1.3. Содержание дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
1 год обучения
Стартовый уровень
п/п
№
1.
Тема
Вводное занятие.
2.
Лаборатория цвета.
2.1. «Живопись королева
изобразительного
искусства»
2.2. «Акварель и ее
секреты»
Общее
количес
теории
тво
часов
практики
3
3
-
21
7
14
Формы
аттестации
Собеседование.
Анкетирование
Творческий тест.
3
1
2
3
1
2
Кроссоворд.
2.3. «Цветоведение»
2.4. Композиция «Цвет и
звук»
2.5. Декоративная
композиция
«Цвет моего имени»
2.6. Этюд «Осенние
листья»
2.7. Этюд «Овощи и
фрукты»
3.
Натюрморты из
простых бытовых
предметов.
3.1. Гризайль
«Натюрморт из
геометрических тел».
3.2. «Натюрморт из
геометрических тел
на цветном фоне»
3.3. «Натюрморт из
предметов
несложной формы на
нейтральном фоне»
3.4. Просмотр
3.5. «Натюрморт в теплой
цветовой гамме»
3.6. «Натюрморт в
холодной цветовой
гамме»
3.7. «Этюд драпировок»
3
1
2
3
1
2
3
1
2
3
1
2
3
1
2
54
15
39
Наблюдение
Наблюдение
Виртуальная
выставка
Наблюдение
Наблюдение
Выставка.
6
2
4
9
3
6
9
3
6
3
-
3
9
3
6
9
3
6
9
Изображение птиц,
животных и других
30
объектов природы
гуашью.
4.1. «Гуашь и ее секреты» 3
1
8
4
26
1
2
4.
Анализ
самостоятельной
творческой
работы.
Анализ
самостоятельной
творческой
работы.
Просмотр
творческих работ.
Анализ
самостоятельной
творческой
работы.
Наблюдение.
Анализ
самостоятельной
творческой
работы.
просмотр
творческих работ.
Выставка.
Анализ
самостоятельной
творческой
работы.
Онлайн викторина
4.2. Изображение
животных в
9
живописи
4.3. «Натюрморт с
чучелом животного и 9
гипсовой розеткой»
4.4. «Этюд с рекой» или
6
«Этюд деревьев»
4.5. Итоговый просмотр
3
Итого:
1
8
Видеовыставка.
108
1
8
1
5
-
3
29
79
Карточка-задание.
Просмотр
творческих работ.
2 год обучения
Стартовый уровень
п/ п Тема
№
1.
Вводное занятие.
2.
Выразительные
художественные
средства живописи.
2.1. «Натюрморт с
использованием
точки»
2.2. «Натюрморт с
использованием
линии»
2.3. «Натюрморт с
использованием
Общее
количес
тво
часов
Формы аттестации
теории
практики
6
1
5
45
4
41
Устный опрос.
Творческая работа.
Опрос.
9
1
8
9
1
8
12
1
11
Анализ
самостоятельной
творческой
работы.
Анализ
самостоятельной
пятна»
2.4. «Обычная жизнь
необычных вещей»
2.5. Итоговый просмотр
3.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
4
4.1.
4.2.
Натюрморты из
бытовых предметов
различных по
материальности.
«Натюрморт с
деревянными
предметами»
«Натюрморт с
керамическими
предметами»
«Натюрморт с
металлическими
предметами»
«Натюрморт из
предметов различных
по материальности»
«Натюрморт из
предметов, имеющих
историческую
ценность»
Работа на пленэре
Этюды:
«Набережная
Красноуфимска»,
«Мой город»,
«Часовня на
Камушке»,
«Наличник».
Итоговый просмотр
Итого:
12
1
11
3
-
3
45
6
39
9
1
8
9
1
8
творческой работы.
Анализ
самостоятельной
творческой работы.
Просмотр
творческих работ.
Анализ
самостоятельной
творческой работы.
Творческий тест.
Наблюдение.
9
1
8
9
1
8
9
2
7
12
1
11
9
1
8
3
-
3
108
12
96
Анализ
самостоятельной
творческой работы.
Анализ
самостоятельной
творческой работы.
Анализ
самостоятельной
творческой работы.
Видеовыставка.
Просмотр
творческих работ.
3 год обучения
Базовый уровень
п/п
№
Тема
1.
Вводное занятие.
Интерьер в
живописи.
2.1. «Интерьер - жанр
изобразительного
искусства»
2.2. «Часть интерьера с
мебелью»
2.
Общее
количес
тво
часов
теории
практики
3
2
1
27
4
23
Изображение частей
лица.
3.1. «Пропорции лица
человека».
3.2. Этюд «Глаз»
3.3. Этюд «Нос»
3.4. Этюд «Губы»
3.5. Просмотр
3.6. Этюд в технике
гризайль «Маска
Венеры»
4.
Изображение
человека.
4.1. «Портрет как жанр
Устный опрос.
Творческая работа.
Тестирование.
3
2
1
12
1
11
12
1
11
30
5
25
9
1
8
2.3. «Натюрморт у окна»
3.
Формы
промежуточной
аттестации
3
1
2
3
1
2
3
1
2
3
-
3
9
1
8
48
10
38
3
3
-
Анализ
самостоятельной
творческой
работы.
Анализ
самостоятельной
творческой
работы.
Выставка.
Анализ
самостоятельной
творческой
работы.
Выставка.
Анализ
самостоятельной
творческой
работы.
Просмотр
творческих работ.
Устный опрос.
Наблюдение.
живописи».
4.2. «Портрет кисти
мастера».
9
1
8
9
2
7
12
2
10
12
2
10
3
-
3
108
21
87
4.3. «Голова натурщика в
ракурсе»
4.4. «Автопортрет»
Программы
PowerPoint,
CorelDRAW,
Pablisher
4.5. «Человек и
профессия»
4.6. Итоговый просмотр
Итого:
Анализ
самостоятельной
творческой
работы.
Выставка.
Анализ
самостоятельной
творческой
работы.
Выставка.
Анализ
самостоятельной
творческой
работы.
Выставка.
Онлайн-викторина.
Просмотр
творческих работ.
4 год обучения
Базовый уровень
п/п
№
№
Тема
1.
Вводное занятие.
2.
Реалистическое
искусство.
Натюрморт
«Подсолнухи».
Натюрморт
«Театральный»
«Натюрморт с
самоваром»
Натюрморт
«Новогодний»
Итоговый просмотр
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
Общее
количес
тво
часов
теории
практики
3
1
2
54
6
48
12
2
10
12
2
10
12
2
10
9
1
8
3
-
3
Формы
промежуточной
аттестации
Устный опрос.
Творческая работа.
Устный опрос.
Викторина
Творческий
кроссворд.
Наблюдение.
Просмотр
творческих работ.
Стилистические
направления в
живописи 19-20
веков.
3.1. Художественные
стили и направления
в искусстве ХХ
века.
Пейзаж в стиле
«импрессионизм»
Пейзаж или
натюрморт в стиле
«кубизм»
Натюрморт стиле
«фовизм»
Натюрморт в стиле
«декоративизм»
Портрет в стиле
«поп-арт»
Программы
PowerPoint,
CorelDRAW,
Pablisher
Итоговая выставка
работ
Итого:
3.
54
9
45
3
1
2
9
2
7
9
2
7
12
2
10
12
1
11
9
1
8
3
-
3
108
15
93
Наблюдение.
Творческая работа.
Устный опрос.
Творческая работа.
Викторина
Творческая работа.
Кроссворд.
Творческая работа.
Контрольный срез
знаний.
Творческая работа.
Защита творческих
работ.
5 год обучения
Продвинутый уровень
п/п
№
Тема
1.
Вводное занятие.
Общее
количество
часов
6
теории
1
2
Учебно - исследовательский проект
2.1.
"Учебноисследовательский 6
проект.
практики
Формы контроля
5
Тест.
Творческая
работа.
Устный опрос.
1
5
2.2.
2.3.
3.
3.1.
Планирование
Исследование.
21
2
Разработка
компьютерной
презентации,
буклет.
9
1
Программы
PowerPoint,
CorelDRAW,
Pablisher
Творческая практическая работа
Разработка эскиза.
3.2.
3.3.
Выполнение
творческой
работы.
Публичная
презентация.
Итого:
19
Наблюдение.
Анализ
самостоятельной
творческой работы.
8
15
2
13
48
1
47
3
3
-
108
11
97
Просмотр
продуктов
деятельности
Просмотр
продуктов
деятельности
Защита
учебноисследовательских
проектов.
Итоговая выставка.
Содержание учебного (тематического) плана
1 год обучения. Стартовый уровень
Раздел 1. Вводное занятие «Палитра новых знакомств».
Содержание и форма занятий. Режим работы. Общие сведения о
красках, материалах и инструментах по живописи: виды красок, палитра,
кисти, доски, стираторы. Правила техники безопасности.
Раздел 2. Лаборатория цвета.
2.1. «Живопись - королева изобразительного искусства». Теория.
Знакомство с историей развития
живописи и основными понятиями и
терминами: виды и жанры живописи, разновидности живописных работ
(этюд, эскиз, картина). Посещение виртуальных залов «Русского музея»
(сайт). Обсуждение. Практика. Выполнение практических упражнений с
применением приемов работы кистью, использование палитры. Знакомство с
особенностями смешивания цветов (акварель, бумага формат А-3).
2.2. «Акварель и ее секреты». Теория. Знакомство с разнообразными
живописными
названиями
возможностями акварельных красок, с основными
красок
и
характеристике цветов
цветов.
Практика.
Поиск
информации
о
на интернет ресурсах. Обсуждение. Выполнение
упражнения на овладение приёмами работы акварельными красками:
заливка, размывка, насыщение добиваясь равномерного покрытия цветом;
переход цвета от тёмного к светлому и наоборот; механическое смешение
цветов; постепенный переход от одного цвета в другой (акварель, бумага
формат А-3).
2.3. Цветоведение.
Теория. Знакомство с теоретическими основами живописи: наука о
цвете - цветоведение (колористка); восприятие цвета как физического
свойства природы; цвет как один из признаков видимых предметов.
Практика. Проведение эксперимента по происхождению цвета, его
восприятию человеком и определению
свойств цвета. Знакомство с
цветовым спектром (значение и особенности). Выполнение упражнений на
интерактивной панели, получение составных цветов, связь основных и
дополнительных, по смешению цветов (акварель, бумага формат А-3).
2.4. Композиция «Цвет и звук» или «Цветные фантазии».
Теория. Знакомство с теоретическими основами
живописи:
художественный образ и художественно -выразительный средства живописи;
звук и цвет его связь. Определение звучания цвета в картине. Практика.
Коллективная работа - разработка концепции приложения, способного
определять цвет настроения. Выполнение упражнения на овладение
приёмами работы акварельными красками: заливка, размывка, насыщение,
разтяжка. Выполнение творческой композиции
бумага формат А-3).
«Цвет т звук» (акварель,
2.5. Декоративная композиция «Цвет моего имени».
Теория. Изучение теоретических основ живописи: цвет, как основное
выразительное средство живописи; символика цвета; процесс восприятия
цвета, его воздействия на психику и значение в жизнедеятельности; цвет и
наши ощущения; правила оформления работы. Практика. Выполнение
свободной декоративной композиции с выявлением заданной цветовой
гаммы и передачей определённого настроения (акварель, бумага формат А3). Организация выставки и презентация работ «Краски моего настроения».
2.6. Этюд «Осенние листья».
Теория.
Продолжить
знакомство
с
теоретическими
основами
живописи: «хроматические цвета»; «цветовой оттенок» как свойство цвета»;
особенности
изображения
предметов
видеопроекта
«Художники
-
плоской
передвижники»
формы.
(студия
Просмотр
«НЕОФИТ»).
Практика. Выполнение набросков осенних листьев в технике «по - сырому»
(способность давать плавный переход от одного цвета к другому), в технике
«лессировка» (обогащение цвета одного слоя цвета другим), (акварель,
бумага формат А-3).
2.7. Этюд «Овощи и фрукты».
Теория.
живописи:
Продолжить
знакомство
светлота-светосила
цвета;
с
теоретическими
основами
насыщенность-интенсивность;
ахроматические цвета. Закрепление понятий: «тон», «объём»
и его
составные характеристики : «свет», «тень», «полутень» , «блик», «падающая
тень» на основе компьютерной программы «ФОТОШОП» , а также приемов
работы «по-сырому», «лессировкой». Практика. Выполнение упражнений
«насыщенность и светлота хроматических цветов». Лепка формы предметов
с учётом цветовых отношений. Рисование этюда фруктов или овощей на
дополнительных цветах (акварель, бумага формат А-3).
Раздел 3. Натюрморты из простых бытовых предметов.
3.1. Гризайль «Натюрморт из
Знакомство с теоретическими
геометрических тел». Теория.
основами
живописи: выразительные
возможности белого, серого, черного. Изучение живописной
техники
«гризайль». Практика. Выполнение упражнений «насыщенность и светлота
ахроматических цветов». Выполнение натюрморта из 2-х геометрических тел
ахроматическими цветами в технике «гризайль» (акварель, бумага формат
А-3).
3.2. «Натюрморт из геометрических тел на цветном фоне».
Теория. Знакомство с терминами «конструкция формы», «линейная и
воздушная
перспектива». Просмотр видеоурока «Перспектива: просто о
сложном». Практика. Выполнение графического рисунка. Изображение с
натуры постановки из 2-3х предметов несложной геометрической формы
белого цвета на фоне 2-х драпировок различного цвета. Рисунок в цвете.
Белый и серый предмет на цветном фоне. Передача объёма
и формы
предметов с учётом распределения света на поверхности (акварель, бумага
формат А-3).
3.3. «Натюрморт из предметов несложной формы на нейтральном
фоне». Теория. Анализ в живописных произведениях чистоты подачи
хроматических цветов и их мягких тепло-холодных оттенков; предметный
цвет; изменение натурального цвета предмета под воздействием освещения
и тени; приемы работы «живописи рефлексами». Практика. Выполнение
графического рисунка натюрморта из предметов несложной формы. Рисунок
в цвете. Изображение с натуры 2-3–х простых бытовых предметов на
спокойном, нейтральном фоне при искусственном и дневном освещении с
учётом влияния рефлексов (акварель, бумага формат А-3).
3.4. Итоговый просмотр.
Практика. Проведение итогового отчетного просмотра творческих
работ, создание и презентация выставки по итогам просмотра. Работа в
группах: оформление видеоверсии выставки работ, размещение на интернетресурсах.
3.5. «Натюрморт в теплой цветовой гамме».
Теория.
Знакомство
с
теоретическими
основами
станковой
живописи: колорит, как система цветовых сочетаний в произведениях
изобразительного искусства; цветовая гамма в картине; цветовые сочетания в
единой цветовой гамме; теплая цветовая гамма. Практика. Работа в группах:
подготовка
и
представление
презентации
«Теплый
и
холодный».
Изображение с натуры натюрморта состоящего из 3-х предметов несложной
формы. Выполнение графического рисунка. Выполнение упражнений по
изучению
теплой
цветовой
гаммы.
Цветовое
решение
натюрморта:
определение цветовых и тоновых отношений. Завершение работы над
цветовой композицией натюрморта, передача перспективы, фактуры,
светотени. Детализация.
3.6. «Натюрморт в холодной цветовой гамме».
Теория. Закрепление знаний о теоретических основах станковой
живописи: колорит, как система цветовых сочетаний в произведениях
изобразительного искусства; цветовая гамма в картине. Изучение колорита
холодной цветовой гаммы. Практика. Выполнение графического рисунка с
натуры 3–х бытовых предметов, сложных по форме, в холодной цветовой
гамме. Цветовое решение натюрморта в холодной цветовой гамме при
искусственном освещении и с учётом влияния рефлексов. Поиск тоновых и
цветовых отношений.
3.7. «Этюд драпировок».
Теория. Знакомство с понятием «драпировка». Изучение опыта разных
времён от Древнего Востока до современности в изображении складок
тканей художниками. Знакомство с приёмами изображения драпировок при
изображении натюрморта, интерьера, человека. Виртуальная экскурсия
«Русского музея». Обсуждение. Практика. Упражнение на отработку
основных
приемов.
драпировки
на
Выполнение
формате.
графического
Цветовое
рисунка.
Компоновка
этюда
драпировок.
решение
Использование возможностей гуаши. Передача фактуры, светотени при
искусственном боковом освещении. Завершение работы над цветовой
композицией этюда, передача фактуры ткани, светотени. Детализация.
Раздел 4. Изображение птиц, животных и других объектов природы
гуашью.
4.1. «Гуашь и ее секреты».
Теория. История появления и свойства гуаши. Приемы работы
гуашевыми красками.
Практика. Выполнение упражнений на овладение
навыками работы гуашевыми красками: «растяжка» цвета с использованием
белил; смешение, двух - трех основных цветов; многослойное наложение
одного цвета на другой. Создание
творческой
композиции на основе
выполненных упражнений (гуашь, бумага формат А-3).
4.2. Изображение животных в живописи.
Теория. История развития анималистического жанра. Особенности
анималистического жанра. Знакомство с творчеством художников –
анималистов. Виртуальная экскурсия «Русского музея». Обсуждение.
Ознакомление с основными частями скелетно - мышечной основы птицы.
Практика. Графический рисунок филина с референса (гуашь, бумага формат
А-3).
Выполнение карточки-задания по теме занятия. Передача общей
цветовой гаммы, объёма
и материальности. Цветовое решение рисунка
филина.
4.3. «Натюрморт с чучелом животного и гипсовой розеткой».
Практика. Линейное построение натюрморта с чучелом птицы на
фоне розетки и фруктов. Выполнение композиции натюрморта, передача
правильного
расположения предметов в пространстве. Конструктивное
построение
натюрморта,
передача
пропорций
предметов,
их
симметричности, прорисовка невидимого контура. Линия горизонта и её
влияние на построение гипсовой розетки. Выполнение графического рисунка
контрольного натюрморта (гуашь, бумага форма А-3). Цветовое решение
натюрморта: определение общей цветовой гаммы. Целостное восприятие
натюрморта, соблюдение последовательности в изображении. Передача
объёма и оттенков предметов в зависимости от освещения и влияния цвета
драпировок на предметы.
4.4. «Этюд с рекой» или «Этюд деревьев» (по выбору).
Теория. Особенности работы на пленэре. Инструменты и материалы
для пленэрной живописи.
Практика. Выход на пленэр. Самостоятельный выбор натуры.
Определение общей цветовой гаммы. Передача
объёма и оттенков
предметов в зависимости от освещения (гуашь, бумага форма А-3).
Завершение работы. Передача фактуры и материальности предметов.
4.5. Итоговый просмотр.
Практика. Проведение итогового отчетного просмотра творческих
работ, создание и презентация выставки по итогам просмотра. Работа в
группах: подготовка видеоверсии выставки работ в видеоредакторе.
Размещение на интернет-ресурсах.
2 год обучения. Стартовый уровень
Раздел 1. Вводное занятие.
Теория. Организация группы. Цели задачи, план
творческого
объединения на год. Содержание и форма занятий. Режим работы. Сведения
о красках, материалах и инструментах необходимых в учебном году: гуашь,
акварель, палитра, кисти, доски, стираторы. Правила техники безопасности.
Практика. Этюды «Краски уходящего лета», «Родные просторы».
Раздел 2. Выразительные художественные средства живописи.
2.2. «Натюрморт с использованием точки».
Теория. Точка как выразительное средство живописи. Особенности
живописного
направления:
«пуантилизм».
художника начала ХХ века Ж-П Сёра.
Творчество
Разбивка цвета предметов и
плоскостей на многообразие цветовых точек.
предметов
французского
и светотени посредством
Изображение формы
цветных
точек. Просмотр
тематического видеоурока. Практика. Выполнение графического рисунка.
Конструктивное построение натюрморта, передача пропорций предметов, их
симметричности, прорисовка невидимого контура
(карандаш, бумага формат А-3). Работа в цвете. Изображение с натуры
натюрморта из 3-х предметов
посредством
цветных точек. Соблюдение
последовательности работы. Передача тоновых и цветовых соотношений.
Работа с рефлексами. Решение вопросов взаимовлияния предметов и среды.
2.2. «Натюрморт с использованием линии».
Теория. Линия как выразительное средство живописи. Анализ
живописного опыта художников начала ХХ века. Виртуальная экскурсия
«Русского музея». Обсуждение. Особенности живописного направления:
«лучизм». Творчество русских художников начала ХХ века М.Ф. Ларионова
и Н.С. Гончаровой. Разбивка цвета предметов и плоскостей на многообразие
цветовых
лучей.
Практика.
Выполнение
упражнений.
Построение
натюрморта из 3-х предметов: компоновка в листе, передача пропорций
предметов, прорисовка невидимого контура.
натюрморта из 3-х предметов
посредством
Изображение с натуры
цветных линий. Передача
тоновых и цветовых соотношений. Работа с рефлексами.
2.3. «Натюрморт с использованием пятна».
Теория. Расширение знаний о натюрморте и его видах, особенностях
работы с натуры и стилизации на примере художников, работавших в жанре
«натюрморт»: П.Сезан, И.Гробарь, В.Ван Гога.
Практика. Изображение с натуры натюрморта из 3-х предметов и 2х драпировок.
2.4. «Обычная жизнь необычных вещей».
Теория. Повторение правил составления натюрморта. Анализ работ
голландских художников.
Практика. Коллективная работа над составлением натюрморта:
композиция натюрморта, передача правильного расположения предметов в
пространстве. Изображение с натуры натюрморта из 3-х предметов и 2-х
драпировок.
2.5. Итоговый просмотр.
Практика. Проведение итогового отчетного просмотра творческих
работ, создание и презентация выставки по итогам просмотра. Работа в
группах: подготовка видеоверсии выставки работ в видеоредакторе.
Размещение на интернет-ресурсах.
3.
Натюрморты
из
бытовых
предметов
различных
по
материальности.
3.1. «Натюрморт с деревянными предметами».
Теория.
Композиция
и
её
законы.
Практика.
Изображение
натюрморта из 3-х -5-ти деревянных предметов. Выполнение графического
рисунка. Работа над композицией натюрморта, передача правильного
расположения предметов в пространстве. Конструктивное построение
натюрморта,
передача
пропорций
прорисовка
невидимого
контура.
предметов,
Цветовое
их
решение
симметричности,
натюрморта
с
деревянными предметами. Применение приемов передачи материальности
деревянных
предметов
живописными
средствами.
Определение
пропорциональности тональных и цветовых различий. Выявление точного
цветового решения, передача бликов, рефлексов, цветовых нюансов.
3.2. «Натюрморт с керамическими предметами».
Теория. Приемы передачи материальности керамических предметов
живописными средствами. Анализ работ художников, работавших в жанре
натюрморт».
Практика.
Изображение
натюрморта
из
3-х
-5-ти
керамических предметов в карандашном рисунке и цвете.
3.3. «Натюрморт с металлическими предметами».
Теория. Приемы передачи материальности металлических предметов
живописными средствами. Практика. Изображение натюрморта из 3-х -5-ти
металлических
предметов в карандашном рисунке и цвете. Выполнение
графического рисунка: композиция натюрморта, передача правильного
расположения предметов в пространстве, конструктивное построение
натюрморта,
передача
пропорций
предметов,
их
симметричности,
прорисовка невидимого контура (карандаш, бумага формат А-3). Цветовое
решение натюрморта.
3.4. «Натюрморт из предметов различных по материальности»
Теория.
Приемы
передачи
фактуры
предметов
живописными
средствами - характером светотени. Определение пропорциональность
тональных и цветовых различий. Самостоятельный выбор выразительных
средств живописи. Практика. Изображение натюрморта из 5-ти предметов,
различных по фактуре, форме и размеру, в карандашном рисунке. Поиск
удачного ракурса и уровня зрения. Цветовое решение натюрморта из 5ти
предметов. 3 занятие. Завершение работы в цвете, обобщение формы
предметов, цветовой гаммы, уточнение деталей.
3.5. «Натюрморт из
предметов, имеющих
историческую
ценность».
Теория. Выход в музей, знакомство с исторической экспозицией:
бытом людей, проживающих на этой территории. Практика. Изображение
натюрморта из
3-х
предметов, имеющих историческую ценность, в
карандашном рисунке.
4. Работа на пленэре.
4.1. Этюды: «Набережная Красноуфимска», «Мой город»,
«Часовня на Камушке», «Наличник».
Теория. Знакомство с особенностями работы на пленэре: целостное
восприятие пейзажа, соблюдение последовательности в изображении
объектов (небо, облака, водоем, берега, деревья). Особенность работы на
пленэре акварелью и пастельными мелками. Практика. Самостоятельный
поиск
ракурса,
пропорционального
соотношения
архитектурного
природного объектов (часовни и каменного гребня). Передача
и
объёма и
оттенков предметов пастельными мелками в зависимости от освещения.
Поиск фактуры и материальности предметов (пастель, бумага форма А-3).
4.2. Итоговый просмотр.
Практика. Проведение итогового отчетного просмотра творческих
работ, создание и презентация выставки по итогам просмотра. Работа в
группах: подготовка видеоверсии выставки работ в видеоредакторе.
Размещение на интернет-ресурсах.
3 год обучения. Базовый уровень
Тема 1. Вводное занятие «Мир художника».
Теория. Проведение программы вводного инструктажа по технике
безопасности «Общие правила техники безопасности
на занятиях».
Проведение встречи с художниками родного города, посещение мастерской
художников или экскурсия в музей. Практика. Участие в мастер-классе,
организованном художником.
2. Интерьер в живописи.
2.1. «Интерьер - жанр изобразительного искусства».
Теория. Изучение интерьера как жанр изобразительного искусства.
Знакомство с его видами, особенностями изображения, значении интерьера в
картинах художников. Знакомство с творчеством художников Голландии
Франции XYI-XYII веков. Художники XIX-XX веков, изображающих
интерьер: В.Ван Гог. Менцель А., Матисс А., Серов В.А., и др. Виртуальная
выставка «Русского музея». Обсуждение. Практика. Выполнение теста.
2.2. «Часть интерьера с мебелью».
Теория. Продолжить знакомство с таким жанром как интерьер, с
опытом современных художников, работающих в жанре. Углубление знаний
законов перспективы, линии горизонта, точки схода, главного луча зрения.
Практика. Подготовка и демонстрация презентации «Комната мечты».
Построение
части интерьера с архитектурными деталями (окно, дверь,
ниша), а так же с фрагментом мебели (стол, стулья, шкаф и т.д. Композиция
передача
правильного
расположения
предметов
в
пространстве.
Конструктивное построение основных плоскостей интерьера (потолка,стены,
пола), подчинение предметов окружающей среде (карандаш, бумага, формат
А-2). Передача живописными средствами дневного освещения, линейной и
воздушной перспективы.
2.3. «Натюрморт у окна».
Теория.
Проведение
онлайн-викторины
по
теме
интерьер.
Повторение основных этапов работы над учебным натюрмортом. Практика.
Построение натюрморта, выполнение работы в цвете, детализация и
обобщение.
3. Изображение частей лица.
3.1. «Пропорции лица человека».
Теория. Просмотр документального фильма об античном искусстве и
достижениях
искусства
эпохи
Возрождения.
История
появления
классических пропорций человеческого лица. Современные эталоны красоты
человека. Практика. Выполнение упражнений по схеме
«Лицо человека».
Выполнение портретных набросков. (карандаш, бумага формат А-3, материал
на выбор).
3.2. Этюд «Глаз».
Теория. Рассмотрение индивидуальных черт лица человека и
исторически сложившиеся особенности
изображения человека. Анализ
рассматриваемых живописных произведений. Виртуальная экскурсия по
залам Русского музея. Обсуждение. Особенности конфигурации глаза.
Практика. Выполнение с натуры этюда глаза в цвете: передача объемности,
общих тоновых и цветовых отношений (гуашь, бумага формат А-3).
3.3. Этюд «Нос».
Теория. Продолжить изучение индивидуальных черт лица человека и
исторически сложившиеся особенности
рассматриваемых
живописных
изображения человека. Анализ
произведений.
Изучение
особенности
конфигурации носа. Практика. Выполнение с натуры этюда носа в цвете.
Передача объемности, общих тоновых и цветовых отношений (гуашь, бумага
формат А-3). Выставка готовых работ в конце занятия.
3.4. Этюд «Губы».
Теория. Закрепление знаний о пропорциях головы человека. Анализ
работ
мастеров
реалистической
живописи.
Практика.
Выполнение
линейного рисунка губ с учетом пропорций, характера модели и её формы.
Этапы и последовательность работы выполнения рисунка губ в цвете.
3.5. Итоговый просмотр.
Практика. Проведение итогового отчетного просмотра творческих
работ, создание и презентация выставки по итогам просмотра. Работа в
группах: подготовка видеоверсии выставки работ в видеоредакторе.
Размещение на интернет-ресурсах.
3.6. Этюд в технике гризайль «Маска Венеры».
Теория. Изучение античного искусства и достижении искусства эпохи
Возрождения. Закрепление знаний о пропорциях лица человека. Знакомство с
историей
появления
техники
упражнений по схеме
"гризайль".
«Лицо человека».
Практика.
Выполнение
Конструктивное построение
натюрморта, передача пропорций маски. Работа в цвете над натюрмортом.
4. Изображение человека.
4.1. «Портрет как жанр живописи».
Теория. История жанра. Виды портрета. Анализ живописного опыта
художников - портретистов. Особенности творчества выдающихся мастеров
живописи, их произведениях, живописной манеры письма. Посещение
виртуальной выставки художников - портретистов в "Эрмитаже". Практика.
Выполнение упражнений.
4.2. «Портрет кисти мастера».
Теория. Повторение пройденного материала по теме «Портрет как
жанр живописи». Практика. Выполнение копии с репродукций картин
художников–портретистов прошлого.
4.3. «Голова натурщика в ракурсе».
Теория. Закрепление пройденного материала по теме «Портрет как
жанр живописи». Виртуальная экскурсия по залам Русского музея.
Обсуждение. Практика. Изображение с натуры головы человека в ракурсе
«труакар» при боковом освещении.
4.4. «Автопортрет».
Теория.
Знакомство
с
понятием
«автопортрет»,
с
работами
знаменитых мастеров. Практика. Выполнение контрольного портрета по
этапам: графический рисунок, рисунок в цвете, завершение.
4.5. «Человек и профессия».
Теория. Беседа и презентация по теме. Практика. Выполнение в
карандаше и цвете с натуры портрета человека на фоне интерьера: в виде
продавца в хлебном или овощном магазине и др., где интерьер является
дополнением к образному содержанию модели (карандаш , бумага, формат
А-2).
4.6. Итоговый просмотр.
Практика. Проведение итогового отчетного просмотра творческих
работ, создание и презентация выставки по итогам просмотра. Работа в
группах: подготовка видеоверсии выставки работ в видеоредакторе.
Размещение на интернет-ресурсах.
4 год обучения. Базовый уровень
Раздел 1. Вводное занятие.
Теория. Организация группы.
Цели задачи, план
творческого
объединения на год. Содержание и форма занятий. Режим работы. Сведения
о красках, материалах и инструментах
необходимых в учебном году.
темпера, акрил, палитра, кисти, доски. Особенности работы темперными и
акриловыми красками. Правила работы в мастерской с материалами и
инструментами. Правила техники безопасности. Практика. Выполнение
этюдных зарисовок. Изображение с натуры
этюда цветов. Особенности
работы над этюдом (карандаш, акварель, бумага формат А 3)
Раздел 2. Реалистическое искусство.
Теория. Повторение и расширение знаний о творчестве голландских
художников XVII века. Повторить особенности изображения натюрморта в
стиле голландских художников XVII в. Цветочная тема в произведениях
художников. Практика. Изображение с натуры этюда цветов в свободной
живописной манере. Метод сравнения при целостности видения натуры
(гуашь, бумага формат А-2). Работа в подгруппах: подготовить мастер-класс
по этюдной зарисовке цветов.
2.2. Натюрморт «Театральный» (с зеркалом).
Теория. Закрепление и расширение знаний о видах натюрмортов.
Проведение онлайн-викторины «Его Величество Натюрморт». Практика.
Работа с натуры, графический рисунок, рисунок в цвете, завершение.
2.3. «Натюрморт с самоваром».
Теория. Повторение теоретических основ по теме «Натюрморт».
Практика.
построение
Выполнение
натюрморта,
кроссворда
передача
«Натюрморт».
пропорций
Конструктивное
предметов,
их
симметричности, прорисовка невидимого контура (карандаш, бумага формат
А-2). Работа в цвете, поиск нюансов и контрастов, цельности. Передача
объема, и материальных качеств натуры.
2.4. Натюрморт «Новогодний».
Теория. История развития масляной живописи. Общие сведения о
свойствах масляных красок. Изучение состава
красок. Знакомство с
маслами: льняное, маковое, ореховое, хлопковое, маисовое, рапсовое,
касторовое, пальмовое и т.д.; средствах ускоряющих и замедляющих
высыхание масляных красок. Просмотр документального фильма «Рождение
легенды», повествующего о создании масляной краски и т.п. Практика.
Графическое построение и цветовое решение натюрморта «Новогодний».
2.5. Итоговый просмотр.
Практика. Проведение итогового отчетного просмотра творческих
работ, создание и презентация выставки по итогам просмотра. Работа в
группах: подготовка видеоверсии выставки работ в видеоредакторе.
Размещение на интернет-ресурсах.
3. Абстрактное искусство.
3.1. Художественные стили и направления в искусстве ХХ века.
Теория. Познакомиться с исторически сформировавшимися стилями
и направлениями конца ХIХ начала ХХ века. Особенности абстрактного
искусства как совокупности направлений в изобразительном искусстве 20
века. Три направления абстрактного творчества: геометрическое; знаковое;
органическое.
Практика.
Виртуальная
Выполнение
экскурсия
упражнений.
«Русского
музея.
Разбивка
цвета
Обсуждение.
предметов
и
плоскостей на многообразие цветовых линий, светотень предметов с
помощью линий.
3.2. Пейзаж в стиле «импрессионизм».
Теория. Изучение творчества художников – импрессионистов. .
Виртуальная
экскурсия
«Русского
музея.
Обсуждение.
Практика.
Графическое изображение пейзажа с использованием приемов и методов
стиля «импрессионизм». Композиция пейзажа, передача
объектов
в
пространстве.
Конструктивное
расположения
построение
композиции.
Упрощение формы предметов , отход от излишней детализации (масло,
холст, формат А-3).
3.3. Пейзаж или натюрморт в стиле «кубизм».
Теория. Изучение творчества художников – кубистов (П Пикассо, Ж
Брак , С Малевич, Е Татлин). Знакомство с понятием «КУБИЗМ» (франц.
cubisme, от cube — куб), направление в искусстве 1-й четверти 20 в. .
Виртуальная
экскурсия
«Русского
музея.
Обсуждение.
Практика.
Выполнение графического рисунка с использованием приемов и методов
стиля «кубизм». Упрощение формы предметов , отход от излишней
детализации. Работа в цвете.
3.4. Натюрморт стиле «фовизм».
Теория. Изучение стилистического направления «ФОВИЗМ» и
творчества художников-фовистов (А. Матисс, А. Марке, Ж. Руо, А. Дерен, Р.
Дюфи, М. Вламинк ). . Виртуальная экскурсия «Русского музея. Обсуждение.
Практика. Изображение натюрморта с использованием приемов и медодов
стиля «фовизм» (масло, холст, формат А-3). Выполнение кроссворда
«Фовизм».
3.5. Натюрморт в стиле «декоративизм».
Теория. Особенности декоративной живописи. Композиция и ритм
натюрморта. Приемы и выразительные средства декоративизма. Практика.
Выполнение упражнений по стилизации формы. Выполнение контрольного
натюрморта с передачей цветового богатства
и колорита натюрмортов
.М.Сарьяна. с использованием особенностей стиля художника (масло, холст,
формат А-3).
3.6. Портрет в стиле «поп-арт».
Теория.
стилистического
Изучение
истории
направления
и
принципиальных
«поп-арт».
Практика.
особенностей
Выполнение
упражнений с учетом стилистических особенностей «поп-арта». Выполнение
портрета известного человека с использованием стилистики «поп-арт».
3.7. Итоговая выставка работ.
Практика. Проведение итогового отчетного просмотра творческих
работ, создание и презентация выставки по итогам просмотра. Работа в
группах: подготовка видеоверсии выставки работ в видеоредакторе.
Размещение на интернет-ресурсах.
5 год обучения. Продвинутый уровень
Тема 1. Вводное занятие.
Теория. Цели задачи, план
на год. Содержание и формы занятий.
Режим работы. Мотивация к выполнению творческой работы.
развития масляной живописи.
красок. Состав
История
Общие сведения о свойствах масляных
красок. Жирные
масла: льняное, маковое, ореховое,
хлопковое, маисовое, рапсовое, касторовое, пальмовое и т.д. Эфирные масла.
Средства, ускоряющие и замедляющие высыхание масляных красок.
Материалы и инструменты. Особенности и приемы
работы масляными.
Преимущества и недостатки масляных красок. Правила работы в мастерской.
Правила техники безопасности. Практика.
Тестирование "История
масляной живописи". Выполнение упражнений на освоение приемов работы
масляными красками (масло, холст, формат по выбору).
Тема 2. Учебно - исследовательский проект.
Тема 2.1. «Учебно - исследовательский проект. Планирование.»
Теория. Проект. Понятие, виды и его назначение. Выбор темы
творческого проекта. Структура проекта. Стадии работы над проектом.
Методы сбора и анализа информации. Практика. Составление плана работы
над проектом. Определение методов.
Тема 2.2. Исследование.
Теория. Приемы и особенности сбора и обработки информации в
литературе и других информационных источниках, работы с выставочными
экспонатами.
Практика. Освоение компьютерной программы Microsoft
Word. Работа со шрифтами, вкладкой «абзац», вставка страниц и т.д.
Грамотное написание и оформление проекта с учётом всех требований.
Сбор информации. Работа с выбранной
необходимой литературой и
экспонатами выставочного зала. Работа с информацией в интернете.
Обработка информации.
выводов.
Анализ собранной информации. Определение
Оформление исследовательской части проекта. Оформление
приложения по выбранной теме проекта.
Тема 2.3. Разработка компьютерной презентации, буклета.
Теория. Особенности работы компьютерных программ «PowerPoint»,
«CorelDRAW». Правила и особенности создания компьютерной презентации.
Технология создания буклета. Практика. Освоение компьютерных программ
PowerPoint, CorelDRAW, Pablisher. Разработка компьютерных презентаций и
буклета по выбранной теме.
Раздел 3. Творческий проект
3.1. Разработка эскиза.
Теория. Поиск и формирование замысла будущего художественного
произведения. Практика. Выполнение подготовительных эскизов. Защита
эскизов.
Создание
настроения
через
цветовую
характерных особенностей образа, через цвет.
палитру,
передача
Тема 3.2. Выполнение творческой работы.
Теория. Особенности подготовки подрамника, натяжки холста для
выполнения творческой работы. Способы грунтовки. Материалы для грунта.
Виды грунта – масляный, клеевой, желатиновый, левкас, эмульсионный, с
клейстером. Палитра
красок. Метод «алла-прима» (живопись одним
приёмом), многослойная живопись в несколько приёмов (подмалёвок,
прописки), лессировки (прозрачные и полупрозрачные слои красок). Этапы
выполнения творческой работы.
Практика. Натяжка холста, грунтовка.
Выполнение творческой работы по подготовительным эскизам: перенос
эскиза на холст в карандаше. Работа в цвете: подмалёвок (прорисовка
дальнего и переднего плана), проработка деталей, завершение. Оформление
работы.
Тема 3.3. Публичная презентация.
Практика. Публичная защита проектов и презентация творческих
работ по живописи. Представление результатов труда экспертному совету,
профессиональной и родительской общественности.
1.4. Планируемые результаты
Личностные результаты:
- осмысленное и эмоционально-ценностное восприятие визуальных образов
реальности и произведений искусства;
- понимание эмоционального и аксиологического смысла визуальнопространственной формы;
- освоение художественной культуры как сферы материального выражения
духовных ценностей, представленных в пространственных формах;
-
воспитание
художественного
вкуса
как
способности
эстетически
воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира и
искусства;
-
овладение
основами
культуры
практической
творческой
работы
различными художественными материалами и инструментами;
- сформированность способности наблюдать реальный мир, воспринимать,
анализировать и структурировать визуальный образ на основе его
эмоционально-нравственной оценки;
- сформированность способности ориентироваться в мире современной
художественной культуры.
Метапредметные результаты:
- формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой,
эстетической и личностно значимой ценности;
-
воспитание
уважения
изобразительном
к
искусстве
искусству
в
и
культуре
национальных
своей
образах
Родины,
предметно-
материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
-
обретение
самостоятельного
творческого
опыта,
формирующего
способность к самостоятельным в различных учебных и жизненных
ситуациях;
- умение эстетически подходить к любому виду деятельности;
- развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части
целостного мышления человека;
- формирование способности к целостному художественному восприятию
мира;
- сформированность фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти.
Предметные результаты:
- эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни, осознание и
принятие системы общечеловеческих ценностей;
- восприятие окружающего мира с эстетических позиций;
- художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни
человека и общества;
-четкое понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать
специфику образного языка и средств художественной выразительности,
особенности различных художественных материалов и техник во время
практической творческой работы;
-восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений
изобразительного искусства;
- умение ориентироваться и самостоятельно находить необходимую
информацию по культуре и искусству в словарях, справочниках, книгах по
искусству, в электронных информационных ресурсах;
- понимание разницы между элитарным и массовым искусством, оценка с
эстетических позиций достоинств и недостатков произведений искусства;
- применять различные художественные материалы, техники и средства
художественной выразительности в собственной художественно-творческой
деятельности.
Обучающиеся знают:
- значение живописного искусства в культуре современного мира;
- историю развития живописи;
-современные направления и техники живописи;
-особенности работы с живописными материалами;
-общие сведения
о красках,
их виды, состав, средства, ускоряющие и
замедляющие высыхание масляных красок;
-материалы, оборудование и инструменты, необходимые при работе;
-правила работы в мастерской, технику безопасности
при работе с
разбавителями красок;
- процесс рождения замысла и воплощения его в реальном произведении;
- этапы работы над эскизом и правила переноса эскиза на холст;
-особенности подготовки подрамника, натяжки холста для выполнения
творческой работы, способы грунтовки, материалы для грунта, виды грунта;
- этапы выполнения живописной работы:
- способы оформления работы;
- значение эмоционально-образного восприятия живописного произведения;
-выражать свои мысли языковыми и живописными средствами;
- стадии работы над учебно-исследовательским проектом;
- приемы и способы сбора и обработки информации в литературе и других
информационных источниках;
- особенности работы с выставочными экспонатами;
-особенности работы компьютерных программ Microsoft Word , PowerPoint,
CorelDRAW;
-правила создания компьютерной презентации и технологию создания
буклета;
- правила и приемы публичной презентации
результатов творческой и
исследовательской деятельности.
Обучающиеся умеют:
-владеть навыками работы с красками, применять их в практической
деятельности для создания творческой живописной работы;
-самостоятельно подходить к процессу воплощения замысла в законченное
живописное произведение, проявлять оригинальность, самобытность в своих
решениях;
-самостоятельно работать с литературой, экспонатами выставочного зала;
-владеть навыками работы в компьютерных программах Microsoft Word ,
PowerPoint, CorelDRAW;
-владеть методами и приемами сбора информации в информационных
источниках.
-уметь
проводить
обработку
информации,
вести
анализ
собранной
информации;
-определять выводов по результатам исследовательской деятельности;
- оформлять исследовательский проект с учётом всех требований;
- владеть приемами публичной презентации результатов творческой и
исследовательской деятельности.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1.
Календарный учебный график на 2024 – 2025 уч.год
Начало учебного года
01 сентября 2024 г.
Окончание учебного
31 мая 2025г.
года
Продолжительность
37 учебных недель
учебного года
Начало занятий
08.00
Окончание занятий
20.00
Периодичность
Входной контроль осуществляется в период с 01
контроля успеваемости
сентября по 10 сентября.
обучающихся
Промежуточная аттестация осуществляется в период с
21 по 31 декабря (за 1 полугодие).
Итоговая аттестация осуществляется в период
23 – 31 мая.
Праздничные
04.11.2024 г., с 01 по 08.01.2025 г., 23.02.2025 г.,
нерабочие дни
08.03.2025 г., 01.05.2025 г., 09.05.2025 г., 10.05.2025 г.
2.2. Условия реализации программы
Для реализации программы должны быть
созданы следующие
условия: занятия проходят в специализированном учебном кабинете,
оснащенном материальными средствами обучения:
- наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия (таблицы,
схемы), книги, фонд работ обучающихся, интерактивная доска, мольберты;
компьютер и монитор.
- демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, натюрмортный
фонд;
- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы.
Кадровое
обеспечение.
Требования
к
образованию
педагога,
реализующего программу: среднее профессиональное (педагогическое)
образование или высшее профессиональное (педагогическое) образование.
Прохождение курсов повышения квалификации по данному направлению
деятельности.
Программа предусматривает использование элементов следующих
педагогических технологий:
-технология проектного обучения,
-технология развивающего обучения,
-технология коллективной творческой деятельности,
-здоровьесберегающие технологии,
- компьютерные и информационные технологии,
-технология выставочной деятельности.
В
образовательной
деятельности
используются
ресурсы
образовательной платформы «Виртуальный Русский музей»
Методы обучения: Наряду с традиционными методами обучения
(словесный, репродуктивный, иллюстративный, наглядный) используются
активные методы (частично-поисковый, эвристический, -эмоциональный).
Начиная с первого года обучения, обучающиеся включаются в
выставочную
деятельность. Это дает возможность анализировать свои
творческие способности, оценивать свои результаты, учиться выстраивать
собственный путь дальнейшего профессионального развития, предъявлять
свои
достижения
социуму.
На
успешное
овладение
программным
материалом существенное влияние оказывает обращение к творчеству
прославленных мастеров прошлого, встречи с местными
художниками и
участие в творческих встречах.
Важным в построении образовательного процесса на всех уровнях
сложности
является организация участия обучающихся в выставках,
конкурсах, фестивалях различного уровня.
В учебно-методическом комплекте имеется набор инструктажей:
- инструктаж по пожарной безопасности,
- инструктаж по половодью и правилам поведения в весенний период,
- инструктаж по электробезопасности,
- инструктаж по правилам дорожного движения,
- инструктаж по правилам поведения в осенне-зимний период,
3.3. Формы аттестации и оценочные материалы
Контроль в рамках реализации программы носит мотивационно стимулирующий характер. Для полноценной реализации данной программы
используются различные виды контроля:
входной контроль позволяет определить исходный уровень развития
обучающихся, а также показывает педагогу, на что с новой учебной группой
стоит обратить особое внимание. Входная диагностика носит условный
характер, но ее результаты благоприятно сказываются на планировании
дальнейшего учебного процесса. Вводный контроль проводится перед
началом работы и предназначен для выявления знаний и умений по темам
(собеседование, анкетирование, выполнение самостоятельной творческой
работы);
промежуточный контроль –отражает уровень освоения учебной
группой определенной пройденной темы или раздела. Он осуществляется
посредством наблюдения за деятельностью в процессе занятий при
выполнении творческих заданий – контрольные задания, онлайн-викторины,
кроссворды, тематические этюды, просмотры и т.д. (ссылка на сборник
«Игровые формы педагогического контроля»);
итоговый контроль показывает уровень освоения определенного этапа
программы: итоговый просмотр, выставка, выставка-конкурс, защита
творческих проектов.
Во время реализации программы, помимо контроля компетенций
обучающихся, диагностируется их уровень творческой активности и уровень
достижений обучающихся. В конце учебного года проводится анализ
освоения Программы каждым обучающимся и группой в целом. Данные
заносятся в сводную таблицу по группе (Приложение№).
Периодичность
и
порядок
промежуточной аттестации
текущего
контроля
успеваемости
и
обучающихся по программе осуществляется
согласно календарного учебного графика.
Средства контроля: тесты, опросники, протоколы контрольных
занятий, карточки-задания, кроссворды, викторины, просмотры и др.
Критерии оценки.
1 год обучения. Стартовый уровень:
- компоновать изображение в листе;
- передавать локальный цвет;
- передавать цветовые и тональные отношения предметов к фону;
- передавать основные пропорции и силуэт простых предметов;
-
передавать
поверхностей.
материальность
простых
гладких
и
шершавых
2 год обучения. Стартовый уровень:
- компоновать группу взаимосвязанных предметов;
- передавать оттенки локального цвета;
- передавать цветовые и тональные отношения между предметами;
- передавать пропорции и объем простых предметов;
- передавать материальность простых мягких и зеркально-прозрачных
поверхностей.
3 год обучения. Базовый уровень:
- компоновать сложные натюрморты;
- строить цветовые гармонии;
- передавать световоздушную среду и особенности освещения;
-передавать
пропорции
и
объем
предметов
в
пространстве,
плановость;
- передавать материальность различных фактур во взаимосвязи
- работать с информацией и уметь применять ее в рамках работы над
проектом .
4 год обучения. Базовый уровень:
- компоновать объекты в интерьере;
- строить цветовые гармонии;
- передавать нюансы светотеневых отношений;
- передавать пропорции и объем сложных предметов;
-передавать
материальность
сложных
гладких
и
шершавых
поверхностей,
- работать с информацией и уметь применять ее в рамках работы над
проектом .
5 год обучения. Продвинутый уровень:
- передавать цельность и законченность в работе;
- строить сложные цветовые гармонии;
- передавать сложные светотеневые отношения;
- передавать пропорции и объем предметов в интерьере;
- передавать материальность сложных мягких и зеркально-прозрачных
поверхностей,
- работать с информацией и уметь применять ее в рамках работы над
проектом.
Критерии оценки:
- 5 баллов ставится, если соблюдены и выполнены все критерии;
- 4 балла ставится,
при условии невыполнения одного или двух
пунктов данных критериев;
- 3 балла ставится, при невыполнении трех пунктов критериев.
При выставлении оценки основным условием является наличие всех
выполненных за полугодие работ, в том числе контрольного натюрморта и
проекта. Выполнение контрольного натюрморта и проекта является
показателем качества усвоения новых компетенций. Оценки за просмотры
(ежегодно в первом и втором полугодии в течении четырех лет), являются
основанием для выведения среднего балла. Средний балл выставляется
обучающемуся в свидетельство о прохождении обучения в Детской
художественной школе.
Контрольно-измерительные материалы предусматривают не только
проведение текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся по программе, но и оценку удовлетворённости качеством
дополнительных образовательных услуг.
Форма протокола контрольных занятий и форма отчёта успеваемости
за полугодие в Приложении 2.
4. Список литературы
Литература для педагога:
1.
Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. М.,1989.
2.
Беда Г.В. Живопись М.,1986.\
3.
Беда Г.В. Живопись и ёе изобразительные средства. М.,1977.
4.
Визер.В. Система цвета в живописи. М.,2004.
5.
Дополнительное образование детей. Сборник авторских
программ №2 .М.,2004.
6.
Иваницкий М.Ф. Школа изобразительного искусства 1-4 выпуски. М.,
1988.
7.
Однопалов Н.В. Материалы, инструменты, оборудование в
изобразительном искусстве. М.,1988.
8.
Парамонов Х.М. Основы живописи.- М., 1994.
9.
Пучко А.С., Триселёв А.В. Методика работы над натюрмортом. М.,
1982.
10. Программы по живописи. Министерство культуры Р.Ф.,1985г.,1988г.
11. Программы по изобразительному искусству (для школ , гимназий,
лицеев.) Министерство образования Р.Ф. М.,2000.
12. Программы дополнительного художественного образования детей.
Министерство образования и науки РФ. 3-е издание. М.,2007.
13. Рисунок, Живопись. Композиция: Хрестоматия /Сост. Н.Н. Ростовцев,
С.Е. Игнатьев, Е.В. Шорохов.- М., 1989.
14. Сборник авторских программ дополнительного образования
детей.М.,2002.
15. Свиридова О.В. Изобразительное искусство: предметная неделя в
школе/ сост. О.В. –Волгоград:Учитель, 2007.
16. Цвет в нашей жизни/Хрестоматия по психологии.– Курск, 1993.
17. Унковский А.А. Живопись темперой и гуашью. М., 1981.
18. Унковский А.А. Вопросы колорита. М.,1980.
19. Щаров В.С.. Академическое обучение изобразительному искусству. М.,
ЭКСМО, 2013
20. Яшукин А.П.,Ломов С.П. Живопись.- М., 1998
Литература для обучающихся:
1.
Алехин А.Д. Когда начинается художник.-М., 1993 .
2.
Альмуд Моог. Акварель. Ростов-на –Дону , «Феникс», 2007.
3.
Волкова Н.Н. Цвет в живописи.М.,1984.
4.
Волкова Н.Н. Композиция в живописи. М.,1977.
5.
Байнов В.А. Явления воздушной перспективы. -М., 1962.
6.
Каменев Е. Какого цвета радуга. М., 1987.
7.
Кирцев Ю.М. Рисунок и живопись М.,1992.
8.
Киплик Д.И. Техника живописи М., ЗАО «Сварог и К»,1999.
9.
Мастера русской живописи. Энциклопедия. Издательство «Белый
город»,, 2008.
10. Пауэлл Уильям Ф. Цвет и как его использовать.М.,2005.
11. Рисуем маслом1,2,3,4 (школа живописи. Уроки мастерства.) 2.-М.: Мой
Мир ГмбХ& Ко.КГ,. 2005.
12. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч.5-8
кл.:Ч.2. Основы живописи. Обнинск: Титул, 1996.
13. Шаров В.С. Академическое обучение изобразительному искусству. М.,
ООО «Издательство «Эксмо»,2013.
14. Щипанов А.С. Юным любителям кисти и резца.-М., 198.1
15. Энциклопедия.
Русская живопись 16-20 веков. М., «ОЛМА_ПРЕСС»,
2002.
16. Энциклопедия. Натюрморт. М., «ОЛМА_ПРЕСС Образование», 2002
17. Яшукин А.П. Живопись. М.,1985.
Нормативно-правовые документы
1.
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
2.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
3.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022 г. № 678-р);
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
5.
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
6.
Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей»;
7.
Приказ
Министерства
Свердловской области
регламент
образования
и
молодежной
политики
№ 932-Д от 10.08.2023г. «О внесении изменений в
проведения
независимой
экспертизы)
дополнительных
утвержденный
приказом
оценки
качества
(общественной
общеобразовательных
Министерством
образования
и
программ,
молодежной
политики Свердловской области от 20.04.2022 N 392-Д».
8.
Приказ
Министерства
образования
и
молодежной
политики
Свердловской области от 25.08 2023 г. N 963-Д «О внесении изменений в
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 г. N 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и
порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным
сертификатом»;
9.
Методические
рекомендации
«Разработка
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях» (утверждены приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от
26.10.2023г. №1104-д;
10. Муниципальная программа Городского округа Красноуфимск «Развитие
системы образования в городском округе Красноуфимск до 2028 года»
(Постановление администрации ГО Красноуфимск № 1243 от 27.12.2022г.»
11. Устав МАУДО «Дворец творчества» утвержден Приказом № 197
Муниципального органа управления образованием Управление образованием
городского округа от 02.07.2023 г.
12. Положение о дополнительных общеразвивающих программах МАУДО
«Дворец творчества», утверждено приказом №37-ОД от 27.08.2024 г.
Приложение 1
Форма отчёта по результатам проведения
промежуточной аттестации обучающихся
(за …. полугодие …….. у/г)
Ф.И.О. педагога Аршалуйсян Ольга Павловна
Название программы «Живопись»
Возраст обучающихся по программе 10-15 лет
Срок реализации программы 5 лет
Количество учебных групп и количество обучающихся
1 год обучения
Кол.
уч. групп
2 год обучения
3 год обучения
4 год обучения
5 год обучения
Кол. Кол.
Кол. Кол.
Кол. Кол.
Кол. Кол.
Кол.
обуч. уч. групп обуч. уч. групп обуч. уч. групп обуч. уч. групп обуч.
Результаты входного контроля ( в период с 01 сентября по 10 сентября 2020 года)
Уровни обучения
Максимальный
уровень
Средний уровень
Минимальный
уровень
1 год
обучения
2 год
обучения
3 год
обучения
4 год
обучения
5 год обучения
Результаты промежуточной аттестации обучающихся (1 полугодие 2021-2022 у/г)
Уровни обучения
Максимальный
уровень
Средний уровень
Минимальный
уровень
Количество обучающихся, освоивших программу к контрольной точке (май)
1 год
2 год
3 год
4 год
5 год обучения
обучения
обучения
обучения
обучения
Темы проектов, которые разработали и подготовили обучающиеся:
ПРОТОКОЛ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
Название объединения: «Живопись»
Направленность программы: художественная
Ф.И.О. педагога: Ольга Павловна Аршалуйсян
Год обучения, группа:
Форма контрольного занятия:
Тема занятия:
Дата занятия:
№
ФИ обучающегося
Максимальный
Уровень усвоения программного материала
Теория
Практика
Средний
Минимальный Максимальный
Средний
Минимальный
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
ИТОГО
0
0
0
0
0
0
ПРОТОКОЛ ПРОСМОТРА РАБОТ ОБУЧАЮЩИХСЯ ДХШ
(детской художественной школы) за ____ полугодие _______уч.года
Год обучения, группа: ______________________________________________
Ф.И.О. педагогов, присутствовавших на просмотре:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Дата просмотра: ___________________________________________________
Оценка по предмету
№
ФИ
обучающегося
1
2
3
4
5
6
7
Рисунок Живопись ДПИ Композиция
Примечание