Основы рисунка

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00DBF90FCF4B65C92EAD606E3807A61728
Владелец: КОЛЧАНОВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА
Действителен: с 12.12.2022 до 06.03.2024

Дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Основы рисунка»
Возраст обучающихся: 15-17 лет
Срок реализации программы – 1 год

Составитель:
Шаймуратов Рудольф Альбертович,
педагог дополнительного образования

Красноуфимск,
2023

1. Комплекс основных характеристик общеобразовательной
общеразвивающей программы
1.1 Пояснительная записка
Направленность программы: художественная.
Актуальность программы. Индивидуальная общеразвивающая программа
«Основы рисунка»
(далее - программа) разработана в соответствии с
документами:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства
РФ
от
29
мая
2015
г.
№
996-р);
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022
г. г. № 678-р);
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2019
№ 363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации
«Доступная среда»;
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
5. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”;
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
7.
Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
8. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»)
9. Комплексная программа Свердловской области "Уральская инженерная
школа" (утверждена Постановлением Правительства Свердловской области от 2
марта 2016 года N 127-ПП) с изменениями и дополнениями;

10. План мероприятий («дорожная карта») по развитию инклюзивного общего
и дополнительного образования, детского отдыха, созданию специальных
условий для обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями
здоровья в Свердловской области на долгосрочный период (до 2030 года)
(утвержден Заместителем Губернатора Свердловской области 04.03.2022 г.)
11. Методические
рекомендации
«Разработка
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях» (утверждены приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от
04.03.2022 г. №219-д;
12. Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам для включения в систему персонифицированного финансирования
дополнительного образования детей Свердловской области» (Приложение к
приказу ГАНОУ СО Свердловской области «Дворец молодѐжи» от 26.02.2021г. №
136-д);
13. Устав МАУДО «Дворец творчества»;
14. Положение о дополнительных общеразвивающих программах и порядке
их утверждения в МАУДО «Дворец творчества.
Рисунок вместе с живописью, композицией и другими предметами
изобразительного цикла составляет основу художественно-эстетического
образования. Особая роль рисунка в изобразительном творчестве объясняется
тем, что в процессе рисования, прежде всего с натуры, можно непосредственно
изучить форму, пропорции, конструктивное строение, пространственные
отношения, перспективные сокращения и изменения формы, светотень, фактуру.
В связи с возросшим значением изобразительного искусства в жизни и быту
современного человека существует потребность со стороны подростков
углублѐнно изучать данный вид деятельности, продолжать образование в средних
и высших учебных заведениях со специализацией «Изобразительное искусство».
Практическая значимость программы.
Программа направлена на расширение художественного опыта
обучающихся, дальнейшую профессиональную ориентацию, подготовку к
обучению в учреждениях профессионального образования.
Отличительная особенность программы:
 поликультурность;
 интегративный подход к обучению (философия, история, анатомия,
биология, геометрия);
 вовлечение обучающихся в исследовательскую деятельность.
Основной акцент в программе сделан на практическую деятельность,
поддержку продуктивной образовательной активности и самостоятельной
деятельности обучающихся.
Адресат программы: обучающихся 15 - 17 лет. Именно в этом возрасте
обучающиеся определяются в выборе будущей профессии, сознательно готовятся
к поступлению в профессиональное учебное заведение.
Режим занятий

Занятия проводятся по 1 часу 2 раза в неделю или по 2 часа 1 раз в неделю.
Общее количество часов в неделю – 2 часа.
Продолжительность занятий – 45 минут, перемен – 10 минут для отдыха
детей и проветривания учебного кабинета. На занятиях проводятся физминутки.
Объѐм программы – 72 часа.
Срок освоения программы – 1 год.
Особенности организации образовательного процесса
Форма реализации программы – традиционная.
Форма обучения: очная, индивидуально-групповая.
Виды занятий. Занятия по программе проходят в виде учебных занятий,
которые состоят из теоретической и практической работы. Практическая часть
предполагает выполнение индивидуальных творческих работ разнообразными
графическими материалами, академического рисунка с натуры. Задания могут
быть кратковременными (наброски, этюды), рассчитанными на 15 - 45 минут, и
длительными – от 6 до 15 часов на одну постановку. В связи с этим, в учебном
расписании допускается объединение нескольких часов в одном сеансе работы, но
не превышающее допустимые САН ПиН нормы.
Формы проведения итоговой аттестации обучающихся: итоговая выставка,
защита творческих и учебно-исследовательских работ, просмотр, творческий
отчѐт объединения.
1.2. Цель и задачи индивидуальной общеразвивающей программы
Цель программы: развитие у обучающихся художественно-творческих
способностей через овладение основами рисунком.
Задачи:
Обучающие:
 способствовать овладению образным языком графики; специальной
терминологией, понятиями и сведениями;
 способствовать профессиональному самоопределению обучающихся;
 формировать умение создавать образ, используя выразительные средства
графики;
Развивающие:
 развивать восприятие окружающей действительности, эмоциональной
сферы, умение ценить красоту и гармонию окружающего мира;
 развивать художественно-творческую активность, творческие способности,
фантазию, зрительно-образную память;
 создавать комфортную обстановку и ситуации успеха для каждого
обучающегося;
Воспитывающие:
 формировать межличностные отношения и культуру общения;
 воспитывать эстетическое и нравственное отношение к окружающему миру;
 формировать нравственно – эстетическую отзывчивость на прекрасное и
безобразное в жизни, искусстве.

1.3. Содержание индивидуальной общеразвивающей программы
Учебный план
№

1.

Наименование темы

Общее
количе
ство
часов

Введение. Рисунок как вид
изобразительного
искусства.
Объѐмные геометрические
формы в рисунке (шар,
цилиндр, куб).
Натюрморт как жанр.

В том числе
Теория

Практ
ика

2

1

1

8

1

7

6

1

5

6

1

5

Фактура предметов в
натюрморте .

6

1

5

6.

Наброски человека в
спокойном состоянии.

6

1

5

7.

Натюрморт из предметов
быта комбинированной
формы.

8

1

7

Гипсовый орнамент.

6

1

5

Изучение характерных
особенностей головы, лица
человека.

8

1

7

Передача фактуры натуры.

6

1

5

Наглядная перспектива.
Натюрморт из гипсовых
геометрических тел.
Итого

6

1

5

4

1

3

2.

3.

4.

5.

Предметы
комбинированной формы.

Формы
5
промежуточной
аттестации
Опрос, анализ
продуктов
деятельности
Анализ продуктов
деятельности,
контрольное задание
Контрольное задание,
анализ
продуктов
деятельности
Опрос,
анализ
продуктов
деятельности
Контрольное задание,
анализ
продуктов
деятельности

8.

9.

10.

11.
12.

72
11
61
Учебно-тематический план

Наблюдение
Контрольное задание,
анализ
продуктов
деятельности,
просмотр.
Опрос,
анализ
продуктов
деятельности
Опрос,
анализ
продуктов
деятельности
наблюдение
Контрольное задание,
анализ
продуктов
деятельности
просмотр
Просмотр, творческий
отчет

№
1

2

2.1

2.2

2.3

2.4

3

3.1

3.2

3.3

4

4.1
4.2

Наименование темы

Общее
кол-во Теория Практика
часов

Форы промежуточной
аттестации

Введение. Рисунок как
вид изобразительного
искусства.
Объѐмные
геометрические формы в
рисунке (шар, цилиндр,
куб).
Объѐмные
геометрические формы в
рисунке. Шар построение
Объѐмные
геометрические формы в
рисунке. Куб построение
Объѐмные
геометрические формы в
рисунке. Куб построение
Объѐмные
геометрические формы в
рисунке. Цилиндр
построение
Натюрморт как жанр.

2

1

1

Опрос, анализ
продуктов деятельности

8

1

7

Анализ продуктов
деятельности,
контрольное задание

2

1

1

наблюдение

2

2

Анализ продуктов
деятельности

2

2

Анализ продуктов
деятельности

2

2

самоанализ

6

1

5

Натюрморт «Композиция
с геометрической
фигурой». Построение
Натюрморт «Композиция
с геометрической
фигурой». Передача
объема.
Натюрморт «Композиция
с геометрической
фигурой». Завершение
работы, деталировка.
Предметы
комбинированной
формы.
Натюрморт «Кувшин с
яблоком» (построение).
Натюрморт «Кувшин с
яблоком» (деталировка,

2

1

1

Контрольное задание,
анализ продуктов
деятельности
наблюдение

2

2

Анализ продуктов
деятельности

2

2

самоанализ

6

1

5

Опрос, анализ
продуктов деятельности

2

1

1

наблюдение

2

Анализ продуктов
деятельности

2

4.3
5

5.1

5.2

5.3

6
6.1

6.2

6.3

7

7.1
7.2

7.3

7.4

завершение работы).
Натюрморт «Кувшин с
яблоком» (штриховка).
Фактура предметов в
натюрморте .
Натюрморт из
стеклянных и
керамических предметов
(Построение).
Натюрморт из
стеклянных и
керамических предметов
(начальная стадия
штриховки).
Натюрморт из
стеклянных и
керамических предметов
(заключительный этап).
Наброски человека в
спокойном состоянии.
Наброски человека в
спокойном состоянии.
(Пропорции фигуры
Наброски человека в
спокойном состоянии.
(Выполнение серии
набросков)
Наброски человека в
спокойном состоянии.
(Выполнение серии
набросков)
Натюрморт из предметов
быта комбинированной
формы.
Натюрморт «Атрибуты
искусства» (построение)
Натюрморт «Атрибуты
искусства» (начальная
стадия штриховки)
Натюрморт «Атрибуты
искусства» (передача
объема).
Натюрморт «Атрибуты

2

2

самоанализ
Контрольное задание,
анализ продуктов
деятельности

6

1

5

2

1

1
наблюдение

2

2
Анализ продуктов
деятельности

2

2
самоанализ

6

1

5

2

1

1

Опрос, анализ
продуктов деятельности
наблюдение

2

2
Анализ продуктов
деятельности

2

2
Анализ продуктов
деятельности

8

1

7

2

1

1

Контрольное задание,
анализ продуктов
деятельности, просмотр.
наблюдение

2

2

Анализ продуктов
деятельности

2

2

Анализ продуктов
деятельности

2

2

самоанализ

8
8.1

8.2

8.3

9

9.1

9.2

9.3

9.4

10

искусства» (завершение
работы)
Гипсовый орнамент.
Рисование гипсовой
резетки «Лепесток»
( Построение)
Рисование гипсовой
резетки «Лепесток»
( Передача объѐма
тоном)
Рисование гипсовой
резетки «Лепесток»
( Заключительный этап
работы)
Изучение характерных
особенностей головы,
лица человека.
Рисование гипсовой
маски Венеры
( Компановка,
построение)
Рисование гипсовой
маски Венеры
( Компановка,
построение)
Рисование гипсовой
маски Венеры
( Передача обьема тоном)
Рисование гипсовой
маски Венеры
(Проработка деталей)
Передача фактуры
натуры.

10.1 Натюрморт из 3 - 4
предметов различных по
тону. (Построение)
10.2 Натюрморт из 3 - 4
предметов различных по
тону. (Штриховка)
10.3 Натюрморт из 3 - 4
предметов различных по
тону. (Заключительный

6

1

5

2

1

1

Опрос, анализ
продуктов деятельности
наблюдение

2

2

Анализ продуктов
деятельности

2

2

самоанализ

Опрос, анализ
продуктов деятельности

8

1

7

2

1

1
наблюдение

2

2
Анализ продуктов
деятельности

2

2

2

2

Анализ продуктов
деятельности
самоанализ

6

1

5

2

1

1

Контрольное задание,
анализ продуктов
деятельности
наблюдение

2

2

2

2

Анализ продуктов
деятельности
самоанализ

11

этап)
Наглядная перспектива.

11.1 Фронтальный интерьер.
(Построение)
11.2 Фронтальный
интерьер.(Тоновая
проработка
11.3 Угловой
интерьер.
(эскиз)
12 Натюрморт из гипсовых
геометрических тел.
12.1 Натюрморт из гипсовых
геометрических тел.
(построение)
12.2 Натюрморт из гипсовых
геометрических
тел
(штриховка)
Итого

1

1

1

2

2

Анализ продуктов
деятельности

2

2

4

1

3

2

1

1

Анализ продуктов
деятельности
Анализ продуктов
деятельности
просмотр

2

Творческий отчет

2

72

11

7

Анализ продуктов
деятельности
наблюдение

6

61

Содержание учебного (тематического) плана
Тема 1. Введение. Рисунок как вид изобразительного искусства.
Тема 2. Объѐмные геометрические формы в рисунке (шар, цилиндр, куб).
2.1 Объѐмные геометрические формы в рисунке (шар).
Теория: Трехмерное изображение предметов на плоскости. Геометрические
тела (куб, шар). Симметрия, асимметрия, вспомогательные линии, контур.
Приемы построения шара, куба.
Практика: Рисование объемных геометрических фигур (куб, шар).
2.2. Объѐмные геометрические формы в рисунке (цилиндр)
Теория: Геометрические тела (цилиндр). Симметрия, асимметрия,
вспомогательные линии, контур. Постановка руки. Приемы построения шара,
цилиндра
Практика: Рисование объемных геометрических фигур (цилиндр).
2.3 Объѐмные геометрические формы в рисунке (куб).
Теория: Трехмерное изображение предметов на плоскости. Геометрические
тела (куб, шар). Симметрия, асимметрия, вспомогательные линии, контур.
Приемы построения шара, куба.
Практика: Рисование объемных геометрических фигур (куб,).
2.4 Объѐмные геометрические формы в рисунке (куб).
Теория: Линия горизонта, точка схода, перспективное сокращение.
Практика: Рисование геометрических форм в разных положениях,
трансформация овалов.

Тема 3. Натюрморт как жанр.
3.1 Натюрморт «Композиция из геометрических фигур» (компоновка,
построение).
Теория: Натюрморт – как жанр изобразительного искусства, виды
натюрморта, компоновка предметов в листе, масштаб, построение, линия стола.
Этапы построения натюрморта. Приемы работы с натуры. Организация рабочего
места.
Практика: Построение Натюрморт «Композиция из геометрических фигур»
3.2. Натюрморт «Композиция из геометрических фигур» (передача объема
предметов).
Теория: Передача средствами светотени объема предметов, их
конструктивности, взаимосвязи в пространстве, единства освещенности. Объем.
Приемы передачи объема: блик, свет, полутень, тень, рефлекс, падающая тень.
Практика: Передача объема предметов натюрморта «Композиция из
геометрических фигур».
3.3. Натюрморт «Композиция из геометрических фигур» (деталировка,
завершение работы).
Теория: Приемы деталировки и завершения работы. Анализ выполненной
работы.
Практика: Выполнение натюрморта «Композиция из геометрических
фигур».
Тема 4. Предметы комбинированной формы.
4.1. Натюрморт «Кувшин с яблоком» (компоновка, построение).
Теория: Жанр изобразительного искусства – натюрморт. Этапы построения
натюрморта. Приемы работы с натуры. Организация рабочего места. Линия
горизонта, Линейное построение предметов.
Практика: Построение Натюрморта «Кувшин с яблоком»
4.2.Натюрморт «Кувшин с яблоком» (передача объема предметов).
Теория: Передача средствами тона основной формы предметов их
пространственного расположения. Роль штриха, линии, пятна в изображении
объемных форм. Анализ натуры. Приемы передачи объема предметов быта,
несложной конструкции. Тон, тоновые отношения. Приемы работы с простыми
графитными карандашами.
Практика: Передача объема предметов натюрморта «Кувшин с яблоком»
6.6. Натюрморт «Кувшин с яблоком» (завершение работы).
Теория: Приемы деталировки и завершения работы. Анализ выполненной
работы.
Практика: Выполнение натюрморта «Кувшин с яблоком».
4.3. Натюрморт из 3 предметов (построение).
Теория: Жанр изобразительного искусства – натюрморт. Этапы построения
натюрморта. Приемы работы с натуры. Организация рабочего места. Постановка
руки. Постепенное увеличение количества предметов в натюрморте. Линейное
построение предметов.
Практика: Компоновка, построение натюрморта из 3 предметов

Тема 5. Фактура предметов в натюрморте .
5.1 Натюрморт из 2 -3 предметов комбинированной формы (компоновка,
построение).
Теория: Натюрморт как жанр в изобразительном искусстве. Динамика
жанра.
Разновидности
натюрмортов.
Последовательность
выполнения
натюрморта. Законы перспективы. Закон распределения светотени на телах
вращения и закона цельности восприятия.
Практика: Построение Натюрморта из 2 -3 предметов комбинированной
формы.
5.2. Натюрморт из 2 -3 предметов комбинированной формы (передача
объема предметов).
Теория: Пропорциональные отношения, объем, передача светотени.
Передача средствами светотени объема предметов, их конструктивности,
взаимосвязи в пространстве, единства освещенности. Приемы работы простыми
графитными карандашами.
Практика: Выполнение натюрморта Натюрморт из 2 -3 предметов
комбинированной формы .
5.3 Натюрморт из 2 -3 предметов комбинированной формы (завершение
работы).
Теория: Этапы выполнения полного тонового рисунка натюрморта.
Деталировка, анализ выполненной работы.
Практика: Выполнение натюрморта Натюрморт из 2 -3 предметов
комбинированной формы.
Тема 6. Наброски фигуры человека в спокойном состоянии.
6.1 Наброски человека в спокойном состоянии в тоне.
Теория: Набросок. Пропорции тела человека. Симметрия фигуры.
Расположения центра тяжести. Цельное восприятие натуры. Этапы построения
фигуры человека. Принцип золотого сечения. Приемы тоновой работы.
Практика: Выполнение набросков человека в спокойном состоянии в тоне.
6.2. Наброски человека в спокойном состоянии в цвете.
Теория: Набросок. Способы передача характерных особенностей натуры.
Приемы работы в цвете в выбранном материале.
Практика: Выполнение набросков человека в спокойном состоянии в цвете.
6.3 Детальный набросок человека в спокойном состоянии в тоне.
Теория: Набросок. Пропорции тела человека. Симметрия фигуры. Цельное
восприятие натуры. Этапы построения фигуры человека. Принцип золотого
сечения. Приемы тоновой работы.
Практика: Выполнение набросков человека в спокойном состоянии
Тема 7. Натюрморт «Атрибуты искусства» с гипсовой маской или головой.
7.1 Натюрморт «Атрибуты искусства» (построение).
Теория: Постановка натюрморта. Освещѐнность. Определение и передача в
рисунке основных плоскостей, образующих объѐм. Этапы построения гипсовой
маски. Формат а-2. Приемы работы на большом формате.
Практика: Построение Натюрморта «Атрибуты искусства».

7.2. Натюрморт «Атрибуты искусства» (прорисовка).
Теория: Штрих, роль штриха в работе над фоном натюрморта. Драпировка,
виды, приемы ее изображения.
Практика: Работа над фоном в Натюрморте «Атрибуты искусства».
7.3. Натюрморт «Атрибуты искусства» (начальная стадия штриховки)
Теория: Штрих, роль штриха в работе над передним планом натюрморта.
Приемы рисования горизонтальной драпировки на плоскости. Линейной и
воздушной перспективы.
Практика: Выполнение Натюрморта «Атрибуты искусства».
7.4. Натюрморт «Атрибуты искусства» (завершение работы)
Теория: Детализация, объем, форма. Заключительная стадия работы. Анализ
работы.
Практика: Выполнение Натюрморта «Атрибуты искусства».
Тема 8. Гипсовый орнамент.
8.1. Гипсовая розетка Лепсток (построение).
Теория: Орнамент. Этапы построения орнамента. Симметричность,
перспектива изображения. Светотеневая моделировка формы, передача
направленного освещения, выразительности объема формы. Этапы построения
гипсовой розетки
Практика: Построение гипсовой розетки.
8.2. Гипсовая розетка Лепесток (выполнение в тоне).
Теория: Светотеневая моделировка формы. Приемы работы в тоне,
направленность освещения, выразительность объема форм. Приемы работы
простыми графитными карандашами.
Практика: Выполнение в тоне гипсовой розетки.
8.3. Гипсовая розетка Лепесток (выполнение в тоне).
Теория: Светотеневая моделировка формы. Приемы работы в тоне,
направленность освещения, выразительность объема форм. Приемы работы
простыми графитными карандашами.
Практика: Выполнение в тоне гипсовой розетки, заключительный этап.
Тема 9. Изучение характерных особенностей головы, лица человека.
Рисование гипсовой маски Венеры
9.1 Рисование гипсовой маски Венеры Теория: Симметрия лица человека.
Особенность пропорции головы последовательность компоновки, построения.
Законченность. Эстетика листа.
9.2. Построение маски в разных ракурсах.
Теория: Пропорция головы. Рисование с натуры. Приемы рисования маски
в разных ракурсах. Приемы рисования мягкими графическими материалами.
Практика: Зарисовки маски Венеры в разных ракурсах.
9.3. Построение маски.
Теория: Пропорция головы. Форма частей рица. Приемы рисования в
разных положениях. Приемы рисования мягкими графическими материалами.
Практика: Построение маски.
9.4. Рисование портрета человека.

Теория: Портрет. Виды портрета. Пропорции головы и лица человека.
Объем головы. Этапы построения головы и лица человека.
Практика: Построение портрета человека.
Тема 10. Передача фактуры .
10.1 Натюрморт из стеклянных и керамических предметов (компоновка и
построение).
Теория: Фактура предметов. Правила компоновки изображения. Правила
целостного восприятие натюрморта. Решение объемно – конструктивных задач.
Практика: Поэтапное выполнение построения натюрморта из стеклянных и
керамических предметов.
10.2 Натюрморт из стеклянных и керамических предметов (начальная
стадия штриховки).
Теория: Способы передачи тоном сложной тоновой картины, освоение
особенностей системы тоновых отношений и использования фактуры
графического материала для передачи пространства. Роль штриха в решении
поставленных задач.
Практика: Поэтапное выполнение штриховки натюрморта из стеклянных и
керамических предметов.
10.3 Натюрморт из стеклянных и керамических предметов (штриховка,
передача объѐма).
Теория: Способы передачи посредством тона объѐма. Градации светотени.
Приемы передачи фактуры стеклянных и керамических предметов.
Последовательность ведения работы о общего к частному, от тѐмного к светлому.
Практика: Выполнение натюрморта из стеклянных и керамических
предметов
Тема 11. Наглядная перспектива.
11.1 Изучение понятий наглядной перспективы.
Теория: Перспектива, линия горизонта, точка схода, закон параллельных
линий.
Практика: практическое выполнение схем угловой и фронтальной
перспективы.
11.2. Выполнение фронтального интерьера.
Теория: Перспектива, еѐ значение в изобразительном искусстве. История
развития перспективы. Великие художники о значении перспективы.
Понятия: процесс зрительного восприятия, угол зрения, поле наилучшего
зрения. Перспективный анализ картин. Роль интерьера в изобразительном
искусстве. Этапы изображения фронтального интерьера.
Практика: Выполнение фронтального интерьера комнаты.
11.3. Выполнение углового интерьера кабинета (компоновка и построение).
Теория: Роль интерьера в изобразительном искусстве. Линия горизонта,
точка схода, угол зрения... Этапы выполнения длительного рисунка. Световое и
тональное построение. Подготовка рабочего места. Этапы построения углового
интерьера кабинета.
Практика: Построение углового интерьера кабинета.

Тема 12. Натюрморт из гипсовых геометрических тел.
12.1 Натюрморт из 2 -3 предметов комбинированной формы (компоновка,
построение).
Теория: Натюрморт как жанр в изобразительном искусстве. Динамика
жанра.
Разновидности натюрмортов. Последовательность выполнения натюрморта.
Законы перспективы. Закон распределения светотени на телах вращения и
закона цельности восприятия.
Практика: Построение Натюрморта из 2 -3 предметов комбинированной
формы.
12.2. Натюрморт из 2 -3 предметов комбинированной формы (передача
объема предметов).
Теория: Пропорциональные отношения, объем, передача светотени.
Передача средствами светотени объема предметов, их конструктивности,
взаимосвязи в пространстве, единства освещенности. Приемы работы простыми
графитными карандашами.
Практика: Выполнение натюрморта Натюрморт из 2 -3 предметов
комбинированной формы .
12.3 Натюрморт из 2 -3 предметов комбинированной формы (завершение
работы).
Теория: Этапы выполнения полного тонового рисунка натюрморта.
Деталировка, анализ выполненной работы.
Практика: Выполнение натюрморта Натюрморт из 2 -3 предметов
комбинированной формы .

1.4 Планируемые результаты
Предметные результаты:
Сформированы знания о (об):
 графике как виде искусства;
 материалах графики;
 законах изобразительной грамоты, перспективы;
 приѐмах масштабного сокращения или увеличения рисунка;
 измерении пропорций формы;
 градации света и тени в рисунке;
 контрасте и нюансе;
 приѐмах компоновки в формате;
 пропорции фигуры человека;
 линейной и наглядной перспективе;
 линейном и тоновом пространстве;
 ракурсе и его значении в рисунке;
 пропорции лица человека;
 пропорции головы человека;
 пропорции, анатомических особенностях фигуры человека;
 принципах «золотого сечения»;
 особенностях рисования человека с натуры.
Сформированы умения:
 работать графическими материалами;
 правильно ставить руку при рисовании;
 компоновать рисунок на листе;
 работать от общего к частному;
 соблюдать последовательность выполнения рисунка;
 передавать пространство интерьера;
 передавать глубину пространства;
 выполнять наброски и эскизы;
 анализировать технику рисунка;
 передавать материальность предметов;
 выполнять короткие эскизы, зарисовки и длительные рисунки;
 пользоваться различными приемами штриховки;
 изображать предметы объемной формы;
 передавать нюансы света и тени.
 владеть приѐмами передачи фактуры и характерных особенностей натуры;
Метапредметные результаты:
 сформированы навыки самостоятельно «вести» свою работу от начальной
стадии до заключительного этапа, правильно организовывать рабочее
место;

 развиты художественно-творческая активность, творческие способности,
фантазия, зрительно-образная память;
 сформированы основы межличностных отношений и культуры общения;
Личностные:
 сформированы навыки восприятия окружающей действительности,
эмоциональной сферы, умения ценить красоту и гармонию окружающего мира;
 сформирована способность нравственно – эстетической отзывчивости на
прекрасное и безобразное в жизни, искусстве;
 профессиональное
самоопределение
обучающихся
в
области
изобразительного искусства.
2. Организационно – педагогические условия
2.1. Календарный график
Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год
Начало учебного года
01 сентября 2023 г.
Окончание учебного
31 мая 2024 г.
года
Продолжительность
37 учебных недель
учебного года
Начало занятий
08.00 час.
Окончание занятий
20.00 час.
Периодичность
Входной контроль осуществляется в период с 01
текущего контроля
сентября по 10 сентября.
успеваемости и
Текущий контроль осуществляется с 10 сентября по
промежуточной
26 декабря, с 10 января по 20 мая.
аттестации
Промежуточная аттестация осуществляется в
обучающихся
период с 27 по 31 декабря (за 1 полугодие), с 21 по
31 мая.
2.2. Условия реализации программы.
 Материально-техническое обеспечение.
Оборудование: кабинет композиции должен быть оборудован мультимедийным
оборудованием, ростовой мебелью, открытыми шкафами для натурного фонда,
хранения аудиторных работ, методического фонда.
Натурный фонд:
 Гипсовые геометрические фигуры, гипсовые маски и головы, розетки,
капители, предметы быта, муляжи, чучела птиц и животных.
 Мольберты.
 Подвеска для натуры / софиты /
Расположение обучающихся вокруг постановки должно быть таким, чтобы
данный объект изображения был хорошо виден всем.

Материалы и инструменты:
 Бумага (формат А3, А4).
 Карандаши графитные разной мягкости.
 Уголь, сангина, пастель, соус.
Дидактический материал:
 электронные образовательные ресурсы: сборники презентаций, учебные
фильмы на электронных носителях DVD;
 печатные пособия: каталоги, буклеты, иллюстрации, плакаты;
 иллюстративный и наглядный материал по темам программы;
 репродукции картин художников;
 методические таблицы по видам графики и последовательности выполнения
академических работ;
 наглядные пособия по изучению пропорций человека;
 шаблоны (по пропорциям головы человека, по пропорциям фигуры
человека);
 лучшие работы обучающихся прошлых лет;
 художественная и искусствоведческая литература по программному
материалу.
Инструкции:
 Правила техники безопасности.
 Правила дорожного движения.
 Правила пожарной безопасности.
 Правила электробезопасности.

Методические материалы
При составлении
программы использованы программы по рисунку
(Ануфриенко А.Ф., В.С. Кузина, Левина С.Д.), рассчитаные на реализацию в
учреждениях СПО и в классах углублѐнного изучения изобразительного
искусства.
Обучающиеся овладевают комплексом программных знаний и умений
по рисунку с возрастанием степени сложности. Теоретическая часть включает
беседы о (об):
истории рисунка как вида графики;
материалах, инструментах, об основных способах работы;
мастерах графики;
профессиях;
профессиональных учебных заведениях;
правилах техники безопасности труда.
Содержание программы формируется таким образом, чтобы с нарастанием
специальных знаний и умений обязательно сохранилась непосредственность
восприятия и выражения обучающихся при создании академического рисунка.
Программа реализуется в три этапа:
1 этап - освоение основ теории и практики реалистического рисунка;

2 этап - овладение навыками работы разнообразными графическими
материалами;
3 этап - овладение жанрами рисунка.
Используются элементы образовательных технологий: развивающее
обучение, проблемное обучение, метод проектов, диалог культур.
В образовательном процессе предполагается использование следующих
методов обучения:
В процессе обучения используются методы:
 объяснительно-иллюстративный (беседа, рассказ, диалог);
 репродуктивный (рисование с натуры, по памяти, по воображению,
тематические композиции, упражнения, схематическое рисование);
 проблемный (выполнение творческих заданий, решение проблемных ситуаций);
 частично-поисковый (наблюдения, впечатления и их воплощение в замысле
будущего изображения);
 визуальный (наблюдение, работа с репродукциями);
 эвристический (поиск способов материализации замысла);
 исследовательский (поиск новой информации, сбор новых материалов);
Используются виды работы, которые способствуют активизации
деятельности обучающихся: общение с художниками, организация и проведения
выставок, создание и реализация собственного замысла,
корректировка
предложенного на предмет изменения угла зрения, соблюдения законов и правил
рисования, самооценка и взаимооценка, наблюдение и анализ, разработка эскизов,
выполнение зарисовок, рисунков.

2.3 Формы аттестации и оценочные материалы
Периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся осуществляется согласно календарного
учебного графика.
Формы контроля. Особое внимание уделяется контролю с целью
определения уровня владения графическими техниками, направления познания и
самосовершенствования, поддержки интереса. Для выявления динамики
образовательных изменений контроль осуществляется поэтапно:
 входной, который проводится перед началом работы (наблюдение,
анкетирование);
 текущий (анализ продуктов
деятельности, контрольное задание,
викторины, тестирование, дидактическая игра);
 итоговый (выставки, анализ продуктов деятельности, итоговая
творческая работа).
Оценке подвергаются:
 способность к выражению собственных ощущений (в слове, средствами
изобразительной деятельности);
 самостоятельность выполнения работы;
 степень выполнения учебной задачи;

 владение графическими техниками.
Методы контроля:
 наблюдение за качеством изготовления работы;
 анализ продуктов деятельности - просмотр;
 срез теоретических знаний по основным темам программы;
 контрольное и тестовое задание;
 творческий проект;
 участие в конкурсном и выставочном мероприятии;
Промежуточная аттестация проводится по итогам 1-го полугодия и по
окончании учебного гола обучения.
Формы аттестации: итоговая выставка, защита творческих и учебноисследовательских работ, просмотр, творческий отчѐт объединения.
Оценочный материал – протокол контрольного мероприятия, опросники,
тестовые задания, листы наблюдения.
Форма предоставления образовательных результатов: Дневник учѐта и
оценки личностных достижений обучающегося.

3.Список литературы
Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства
РФ
от
29
мая
2015
г.
№
996-р);
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022
г. г. № 678-р);
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2019
№ 363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации
«Доступная среда»;
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
5. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”;
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;

7.
Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
8. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»)
9. Комплексная программа Свердловской области "Уральская инженерная
школа" (утверждена Постановлением Правительства Свердловской области от 2
марта 2016 года N 127-ПП) с изменениями и дополнениями;
10. План мероприятий («дорожная карта») по развитию инклюзивного общего
и дополнительного образования, детского отдыха, созданию специальных
условий для обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями
здоровья в Свердловской области на долгосрочный период (до 2030 года)
(утвержден Заместителем Губернатора Свердловской области 04.03.2022 г.)
11. Методические
рекомендации
«Разработка
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях» (утверждены приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от
04.03.2022 г. №219-д;
12. Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам для включения в систему персонифицированного финансирования
дополнительного образования детей Свердловской области» (Приложение к
приказу ГАНОУ СО Свердловской области «Дворец молодѐжи» от 26.02.2021г. №
136-д);
13. Устав МАУДО «Дворец творчества»;
14. Положение о дополнительных общеразвивающих программах и порядке
их утверждения в МАУДО «Дворец творчества.
:

Литература, использованная при составлении программы

1. Барщ А. О. «Наброски и зарисовки».- Искусство,1970 г.
2. Беляев Т. Ф. Упражнения по развитию пространственных представлений.Учпедгиз, 1983 год.
3. Выготский Л.М. Психология искусства.,1977год.
4. Жуков Н.В. Программа «Рисунок».- Министерство культуры РСФСР,1984 г.
5. Кирилло А. Учителю об изобразительных материалах.- Просвещение 1971 г.
6. Кузин В. С. Наброски и зарисовки. – Просвещение,1970 г.
7. Павлинов П. Каждый может научиться рисовать.
8. Программа Рисунок. Живопись. Станковая композиция.- Программа для
художественных отделений ДШИ 1 – 4 кл.
9. Рисунок в художественной средней школе.-Издательство АХ СССР, 1963
10. Ростовцев Н.Н Учебный рисунок: Просвещение 1976 г.

11. Филиппов В. Основы техники рисунка. Профиздат 1966г.
12. Шешко И.Б Построение и перспектива рисунка: Высшая школа 1981 г.
13. Школа изобразительных искусств. Искусство 1965 – 1968 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».