Хоровая студия

Муниципальный орган управления образованием
Управление образованием городского округа Красноуфимск
Муниципальное автономное учреждение дополнительнго образования
«Дворец творчества»

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

Сертификат: 008AEF19D18F58B4675A25F8C4EF18C968
Владелец: КОЛЧАНОВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА
Действителен: с 11.11.2024 до 04.02.2026

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
"Хоровая студия Star Kids"
Возраст обучающихся: 7 -14 лет
Срок реализации: 1 год

Составитель:
Кустова Татьяна Васильевна,
педагог дополнительного образования

г. Красноуфимск
2024 г.

1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы
1.1 Пояснительная записка
Направленность программы: художественная.
Актуальность программы. Дополнительная общеразвивающая
программа «Хоровая студия «Star Kids разработана в соответствии с
нормативно-правовыми документами:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
2. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022 г. № 678-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
5. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
6. Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей»;
7. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области
№ 932-Д от 10.08.2023г. «О внесении изменений в регламент
проведения независимой оценки качества (общественной экспертизы)
дополнительных общеобразовательных программ, утвержденный приказом
Министерством образования и молодежной политики Свердловской
области от 20.04.2022 N 392-Д».
8. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 25.08 2023 г. N 963-Д «О внесении изменений в Приказ
Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 29.06.2023 г. N 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и
порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация
дополнительных
общеразвивающих
программ»
в
соответствии с социальным сертификатом»;
9. Методические
рекомендации
«Разработка
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях» (утверждены приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от
26.10.2023г. №1104-д;
10. Муниципальная программа Городского округа Красноуфимск
«Развитие системы образования в городском округе Красноуфимск до 2028

года» (Постановление администрации ГО Красноуфимск № 1243 от
27.12.2022г.»
11. Устав МАУДО «Дворец творчества» утвержден Приказом № 197
Муниципального
органа
управления
образованием
Управление
образованием городского округа от 02.07.2023 г.
12. Положение о дополнительных общеразвивающих программах МАУДО
«Дворец творчества», утверждено приказом №37-ОД от 27.08.2024 г.
Современная образовательная среда – это условия, в которых каждый
ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и
потребностям.
С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном
общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно
реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки,
приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию
творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для
творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение,
пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением.
Данная образовательная программа была разработана на основании
анализа программ: «Певческая Школа» В. В. Емельянова; «Народное пение»
И. А. Ильина; «Хоровое пение» Е.В. Жарова; «Сольное пение» Р.А. Жданова
и другие. Все перечисленные программы имеют свою ценность: в одних
предусматривается знакомство с каким-то одним видом работы, другие
слишком углубленные и взаимодействуют с другими видами музыкального
искусства. Содержание программ носит краткий, сжатый характер и
нацелено на первоначальное знакомство и овладением простейшими
приёмами работы, применяемое в учреждениях дополнительного
образования.
Отличительная особенность программы в том, что это механизм, который
определяет содержание обучения вокалу школьников, методы работы
педагога по формированию и развитию вокальных умений и навыков,
приемы воспитания вокалистов. Новизна программы в первую очередь в том,
что в ней представлена структура индивидуального педагогического
воздействия на формирование вокальных навыков обучающихся в
определенной последовательности, сопровождающая систему практических
занятий.
Программа ориентирована на развитие творческого потенциала и
музыкальных способностей обучающихся разных возрастных групп в
вокальной студии соразмерно личной индивидуальности. В программу
включены упражнений дыхательной гимнастики по методике А.Н.
Стрельниковой, применение фонетических и тренажных упражнений по
системе Емельянова В.В,
развивающие здоровые
детские голоса;
применение речевых игр и упражнений, которые разработаны по принципу
педагогической концепции Карла Орфа (развивают у детей чувство ритма,
формируют хорошую дикцию, артикуляцию, помогают ввести их в мир
Содержание программы может быть основой для организации

образовательной деятельности по индивидуальной траектории, развития
вокальных умений и навыков обучающихся. Для обучающихся с яркими
вокальными способностями предусмотрена профориентационная работа с
возможностью продолжения обучения вокальному мастерству в училище
искусств и в музыкальном училище на вокальном отделении;
Адресат программы. Набор в хоровую студию осуществляется на
свободной основе, независимо от музыкальных данных детей в возрасте 7-14
лет.
У детей младшего школьного возраста в пении успешно формируется
весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на
музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство
ритма. Пение активизирует умственные способности, развивает эстетические
и нравственные представления детей. Младший школьный возраст является
очень важным и ответственным в жизни ребенка в плане его становления как
личности. У ребенка активно развивается мышление, воображение, память,
речь. Все это способствует активному музыкальному развитию. В этом
возрасте продолжается развитие основных (ладовое чувство, чувство ритма,
музыкально-слуховые представления) и специальных (способности к
исполнительским видам деятельности – певческой, музыкальноритмической, игре на инструментах, творческой) музыкальных способностей.
На начальном этапе находится развитие вокальных навыков. В возрасте 7-10
лет у ребенка еще не сформирован голосовой аппарат – тонкие связки,
малоподвижное небо, слабое, поверхностное дыхание. Певческое звучание,
характеризуется легкостью, недостаточной звонкостью и требует бережного
к себе обращения. Этому во многом содействует продуманный репертуар,
соответствующий певческим возрастным особенностям детей. Подбирая
который, необходимо учитывать в первую очередь диапазон ребенка, т.е. тот
объем звуков от самого высокого до самого низкого, в пределах которого
хорошо звучит голос, а также тип и особенности голоса ребенка, и
систематически его укреплять, создавая благоприятную «звуковую
атмосферу», способствующую развитию голоса и слуха. А координация
голоса и слуха – важнейшее условие развития певческих способностей детей.
Подростковый возраст – сложный период в формировании организма
ребенка вообще и в развитии голоса в частности. Голоса становятся более
сильными, но и более ломкими. Происходит процесс мутации, и при пении
требуется большая осторожность, забота и внимание к голосу, частые
перерывы для отдыха, щадящий режим диапазона, удобный для поющего. В
старшем подростковом возрасте голоса ребят уже обладают элементами
взрослого звучания. В исполнении выявляются индивидуальные тембровые
особенности, своеобразие певческой манеры обучающихся. При щадящем и
рациональном режиме пения в предмутационный и мутационный периоды
голоса вокалистов развиваются плавно, постепенно, умения и навыки
овладения «взрослым» голосом приобретаются быстрее и становятся прочее.
Появляются
большие
возможности
в
использовании
грудного
резонирования. Это насыщает звучание голоса, делает его полнее, ярче. Сила

голосовых и дыхательных мышц в этом возрасте начинает приближаться к
норме. Но и в работе с подростками главная заповедь - «не навреди»,
поэтому нельзя требовать от певцов чрезмерных усилий. Определяющим
фактором является активное желание обучающегося и заинтересованность
его родителей. Тем не менее, все обучающиеся проходят прослушивание, где
определяются и фиксируются: музыкальный слух, вокальные данные, что
является входной диагностикой уровня развития способностей обучающихся.
Набор обучающихся проводится на основе входной диагностики.
В хоровую студию принимаются дети, имеющие склонности и интерес к
вокальному искусству. Число обучающихся составляет 10 - 12 человек.
Режим занятий:
Занятия проводятся по 2 часа 2 раза в неделю.
Продолжительность занятий для обучающихся – 45 минут; перемена – 10
минут для отдыха детей и проветривания помещений.
Общее количество часов неделю – 4 часа.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Объём программы –144 часа.
Особенности организации образовательного процесса
Форма реализации программы: традиционная.
Формы обучения: очная, групповая, индивидуально-групповая. Данная
программа предусматривает ее реализацию, как в очной форме, так и с
применением дистанционных образовательных технологий, электронного
обучения. Порядок организации образовательного процесса с применением
образовательных технологий, электронного обучения устанавливается
локальным нормативным актом Учреждения и включает в себя принцип
интерактивности, выражающийся в возможности постоянных контактов всех
участников образовательных отношений с помощью: официального сайта
учреждения, электронной почты, облачных сервисов, социальных сетей,
онлайн-уроков.
Виды занятий:
Основная форма – учебное занятие. Кроме того, используются такие формы,
занятие-путешествие, занятие-викторина, занятие-концерт и др.
Теоретическая подготовка обучающихся предусматривает беседы об
истоках вокальной музыки и отдельных его видах, о русских традициях и
праздниках, а так же правилах поведения и техники безопасности;
знакомство с основами постановки сценического номера, концерта, которые
иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными
пособиями, презентациями, видеоматериалами.
Практические занятия, где дети осваивают элементы музыкальной
грамоты, разучивают песни композиторов-классиков, современных
композиторов.
Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера,
развиваются актерские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт.

Проводится для самих детей, педагогов, гостей.
Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей
программы: открытое занятие, творческий отчет, концертное выступление,
фестиваль, конкурс.
Эти формы позволяют педагогу и обучающимся увидеть и обсудить
результаты своего труда, позволяют педагогу внести изменения в учебный
процесс, определить эффективность обучения по программе, создают
хороший психологический климат в коллективе. В качестве форм фиксации
образовательных результатов могут быть использованы аудиозапись,
видеозапись, грамоты, дипломы, фотодокументы.
1.2. Цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы
Цель: развитие творческих способностей обучающихся в процессе
освоения основ вокальной техники.
Задачи программы
Образовательные:
- сформировать важнейшие умения и навыки вокальной техники;
- сформировать навыки самостоятельной, грамотной, осмысленной работы
над своим голосом и репертуаром;
- сформировать навык определения музыкального содержания и формы
произведения, идейной и эмоциональной сущности текста (его содержания,
настроения, кульминации).
- подготовить наиболее одарённых учащихся для поступления в средние
специальные учебные заведения и на музыкальные
факультеты
ВУЗов.
Развивающие:
- выявить музыкальные, сенсорные способности учащихся, творческие
возможности;
развить вокальный слух и певческий голос, чувство ритма, четкость
дикции и навыки декламационной выразительности;
Воспитательные
- привить любовь к сцене и желание заниматься концертной деятельностью.
- формировать основы социальной активности, нравственные качества,
музыкально-эстетические взгляды и художественный вкус;
- сформировать мотивацию на здоровый образ жизни;
- создать условия для развития патриотизма, воспитания уважения к истории
страны;
- способствовать формированию потребности в творческом труде,
самопознании, саморазвитии и профессиональном самоопределении.

1.3. Содержание дополнительной общеразвивающей программы
Учебно-тематический план
Количество часов
Формы промежуточной
аттестации
теория практика всего
1. Пение как вид музыкальной деятельности.

Разделы, название темы

1
2
3
4
5
6

1
2
3
4
5
1
2
4

1
2

1
2

Понятие о сольном и ансамблевом
опрос
1
1
пении.
Диагностика. Прослушивание детских
Контрольное задание
1
2
3
голосов.
Строение голосового аппарата.
1
1
2
Контрольное задание
Правила охраны детского голоса.
1
1
Контрольное задание
Вокально-певческая установка.
1
8
9
Контрольное задание
Упражнения на дыхание по методике
Контрольное задание
1
6
7
А.Н. Стрельниковой.
II. Формирование голоса.
Звукообразование.
2
9
11 Публичное выступление
Певческое дыхание.
2
10
12 Публичное выступление
Дикция и артикуляция.
1
9
10 Публичное выступление
Речевые игры и упражнения.
1
9
10 Публичное выступление
Вокальные упражнения.
2
16
18
концерт
III. Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен.
Народная песня.
1
14
7
Публичное выступление
Произведениями русских композиторов1
4
15
классиков.
Произведения современных
Публичное выступление
1
14
15
отечественных композиторов.
IV. Игровая деятельность, театрализация.
VI. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.
Путь к успеху.
1
7
4
Публичное выступление
Посещение театров, концертов, музеев и
Публичное выступление
8
4
выставочных залов.
VII. Концертно-исполнительская деятельность
Репетиции
6
6
концерт
Выступления, концерты.
4
4
Творческий отчет
Итого
19
125
144

Содержание программы
Тема I. Пение как вид музыкальной деятельности.
1.1. Понятие о сольном и ансамблевом пении. Пение как вид музыкальноисполнительской деятельности. Общее понятие о солистах, вокальных
ансамблях (дуэте, трио, квартете, квинтете, сикстете, октете), хоровом пении.
Организация занятий с певцами-солистами и вокальным ансамблем. Правила
набора голосов в партии ансамбля. Понятие об ансамблевом пении.
Разновидности ансамбля как музыкальной категории (общий, частный,
динамический, тембровый, дикционный). Ансамбль в одноголосном и
многоголосном изложении.
1.2. Диагностика. Прослушивание детских голосов Предварительное
ознакомление
с
голосовыми
и
музыкальными
данными
учеников.. Объяснение целей и задач вокальной студии. Строение голосового
аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику
перегрузки и заболевания голосовых связок.
1.3. Строение голосового аппарата. Основные компоненты системы
голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки,
артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения – гласных и
согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа
артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое
строение голоса.
1.4. Правила охраны детского голоса. Характеристика детских голосов и
возрастные особенности состояния голосового аппарата. Мутация голоса.
Предмутационный, мутационный и постмутационный периоды развития
голоса у девочек и мальчиков. Нарушения правил охраны детского голоса:
форсированное пение; несоблюдение возрастного диапазона и завышенный
вокальный репертуар; неправильная техника пения (использование приёмов,
недоступных по физиологическим возможностям детям определённого
возраста), большая продолжительность занятий, ускоренные сроки
разучивания новых произведений, пение в неподходящих помещениях.
1.5.
Вокально-певческая
установка. Понятие
о
певческой
установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в
положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в
процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и
постоянного контроля за ней.
1.6. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.
Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц
гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький
маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».
Тема II. Формирование детского голоса.
2.1. Звукообразование. Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая,
мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование
тембра. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие

кантиленного
пения.
Пение staccato.
Слуховой
контроль
за
звукообразованием.
2.2. Певческое дыхание. Основные типы дыхания: ключичный, брюшной,
грудной, смешанный (косто-абдоминальный). Координация дыхания и
звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания.
Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на
дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами;
специальные упражнения, формирующие певческое дыхание.
2.3. Дикция и артикуляция. Понятие о дикции и артикуляции. Положение
языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения
гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка
резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты.
Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование
гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии.
2.4. Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции
Карла Орфа). Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических
оттенков. Знакомство с музыкальными формами. Учить детей при
исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой,
жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление
радости и удовольствия.
2.5. Комплекс вокальных упражнений для развития певческого
голоса. Концентрический метод обучения пению. Его основные положения.
Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса;
выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для
избежания форсирования звука.
Фонетический метод обучения пению. Основные положения. Упражнения на
сочетание различных слогов-фонем. Усиление резонирования звука. Метод
аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу.
Унисонные упражнения. Пение упражнений с сопровождением и без
сопровождения музыкального инструмента.
формирование певческих навыков: мягкой атаки звука; звуковедение
1е−Упражнения первого уровня gаtо при постепенном выравнивании
гласных звуков; свободного движения артикуляционного аппарата;
естественного вдоха и постепенного удлинения дыхания.
Тема III. Слушание музыкальных произведений, разучивание и
исполнение песен.
3.1. Работа с народной песней. Освоение жанра народной песни, её
особенностей: слоговой распевности, своеобразия ладовой окрашенности,
ритма и исполнительского стиля в зависимости от жанра песни. Освоение
своеобразия
народного
поэтического
языка.
Освоение
средств
исполнительской выразительности в соответствии с жанрами изучаемых
песен. Пение оригинальных народных песен без сопровождения. Пение
обработок народных песен с сопровождением музыкального инструмента.
Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем.

3.2. Работа с произведениями русских композиторов-классиков. Освоение
классического вокального репертуара для детей. Освоение средств
исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных
типов звуковедения и т.д.
3.3.
Работа
с
произведениями
современных
отечественных
композиторов. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в
произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа
над выразительностью поэтического текста и певческими навыками.
Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов.
Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской
игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых
произведениях современных композиторов.
Тема IV. Игровая деятельность, театрализация песни.
Разучивание движений, создание игровых и театрализованных моментов для
создания образа песни
Тема V. Расширение музыкального кругозора и формирование
музыкальной культуры.
5.1. Прослушивание аудио- и видеозаписей. индивидуальное собственное
исполнение). Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания
аудио- и видеозаписей.−Формирование вокального слуха учащихся, их
способности слышать достоинства и недостатки звучания голоса;
анализировать качество пения, как профессиональных исполнителей, так и
своей группы (а также
5.2. Посещение
театров,
концертов,
музеев
и
выставочных
залов. Обсуждение своих впечатлений, подготовка альбомов, стендов с
фотографиями, афишами. Сбор материалов для архива студии.
Тема VI. Концертная деятельность. Выступление солистов и группы (дуэт).
В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а
также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание
тематического планирования может видоизменяться.
1.4. Планируемые результаты
−
−
−
−
−
−

Предметные результаты:
имеет представление об истории академического вокального пения и
музыкальном культурном наследии вокального искусства;
владеет элементарными навыками вокального пения;
знает музыкальные средства вокального пения, их применение,
выразительные возможности исполнения;
сформированы вокальные навыки;
правильно пользуется певческим дыханием;
поет без сопровождения мелодии в 2ух, 3ех голосном варианте;

− активно использует артикуляцию, контролирует интонацию;
−
−
−
−
−

Метапредметные результаты:
проявляет коммуникативные, интеллектуальные и художественные
способности в процессе музыкальной деятельности;
проявляет художественно-творческие способности, художественный
вкус, творческое воображение, эстетический вкус;
проявляет
музыкально-творческие способности (чувство ритма,
ладовое чувство, музыкально-слуховые представления);
сформированы навыки сценической культуры;
сформированы навыки исполнительской и слушательской культуры;
Личностные результаты:

− проявляет любовь, уважение к вокальной исполнительской культуре;
− проявляет уверенность в себе, адекватную самооценку;
− сформированы коммуникативные навыки культуры общения со
сверстниками
2. Организационно – педагогические условия
2.1. Календарный график на 2024 – 2025 уч.год
Начало учебного года
Окончание учебного
года
Продолжительность
учебного года
Начало занятий
Окончание занятий
Периодичность
контроля успеваемости
обучающихся

Праздничные
нерабочие дни

01 сентября 2024 г.
31 мая 2025г.
37 учебных недель
08.00
20.00
Входной контроль осуществляется в период с 01
сентября по 10 сентября.
Промежуточная аттестация осуществляется в период
с 21 по 31 декабря (за 1 полугодие).
Итоговая аттестация осуществляется в период
23 – 31 мая.
04.11.2024 г., с 01 по 08.01.2025 г., 23.02.2025 г.,
08.03.2025 г., 01.05.2025 г., 09.05.2025 г., 10.05.2025 г.

2.2. Условия реализации программы
Для организации образовательного процесса используется специально
оборудованный учебный кабинет.
Материально-техническое обеспечение:
- мультимедийная техника (проектор, компьютер, экран);
-учебно-наглядные пособия (таблицы, картинки, иллюстрации
музыкальных инструментов, ритмические схемы);
- звукоусиливающая аппаратура (акустическая система, микшерный
пульт, мониторы, микрофон);
Информационное обеспечение:
- записи аудио, формат CD, MP3;
- видеозаписи выступлений академических и народных ансамблей;
- компьютерные презентации по темам программы.
Кадровое обеспечение.
Требования к образованию педагога, реализующего программу:
среднее
профессиональное
(педагогическое)
образование,
высшее
профессиональное
(педагогическое) образование. Прохождение курсов
повышения квалификации по данному направлению деятельности.
Методические материалы. Методические пособия, используемые для
организации и проведения занятий: Сунегиной Т.Г Программа «Певческая
Школа» В. В. Емельянова; «Народное пение» И. А. Ильина; «Хоровое пение»
Е.В. Жарова; «Сольное пение» Р.А. Жданова.
Методы обучения:
-наглядные:
показ, наблюдение, демонстрация,
контрастные
сопоставления, эмоциональная драматургия, уподобление характеру
звучания музыки;
- словесные: беседа, рассказ, проговаривание, метод эмоционального
воздействия, метод размышления;
- репродуктивные: исполнение по образцу;
- практические: музыкальные коммуникативные игры, импровизация,
имитация, презентация, выступление;
- частично-поисковые: выполнение творческих заданий.
Виды занятий:
Основная форма – учебное занятие. Кроме того, используются такие формы,
занятие-путешествие, занятие-викторина, занятие-концерт и др.
Теоретическая подготовка обучающихся предусматривает беседы об
истоках вокальной музыки и отдельных его видах, о русских традициях и
праздниках, а так же правилах поведения и техники безопасности;
знакомство с основами постановки сценического номера, концерта, которые
иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными
пособиями, презентациями, видеоматериалами.
Практические занятия, где дети осваивают элементы музыкальной

грамоты, разучивают песни композиторов-классиков, современных
композиторов.
Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера,
развиваются актерские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт.
Проводится для самих детей, педагогов, гостей.
Каждое занятие строится по схеме:
– настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над
певческим дыханием (2–3 мин);
– дыхательная гимнастика;
– речевые упражнения;
– распевание;
– пение вокализов;
– работа над произведением;
– анализ занятия;
– задание на дом.
2.3. Формы аттестации и оценочные материалы
Периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся по программе осуществляется
педагогом самостоятельно в соответствии с
календарным учебным
графиком.
Формы текущего контроля успеваемости
и промежуточной
аттестации обучающихся:
входная диагностика проводится в форме опроса и прослушивания
(исполнение фрагмента песни, когда учитывается чувство ритма,
музыкальный слух и вокальные данные (оценочный материал – опросник,
экспертный лист).
текущий контроль проводится после прохождения каждой темы
учебного плана программы.
Методы контроля:
- вокально-хоровая работа (оценочный материал – карта анализа);
- контрольное задание (оценочный материал – экспертный лист);
- участие в концертной и конкурсной программе (оценочный материал
– экспертный лист участника).
Промежуточная аттестация проводится по итогам 1 полугодия и по
окончании учебного года обучения.
Формы промежуточной аттестации обучающихся – вокальная работа
(проводится по окончании 1 полугодия учебного года), отчётный концерт
(проводится по окончании учебного года).
Для осуществления текущего контроля успеваемости
и
промежуточной аттестации обучающихся
к программе разработаны
оценочные материалы (Приложение 1), в которых конкретизируются формы,
цели, содержание, методы,
текущего контроля успеваемости
и

промежуточной аттестации обучающихся, формируется система оценивания
с учетом специфики программы, методических особенностей:
- опросник для проведения входного контроля;
- экспертные листы;
- протоколы контрольных занятий;
- карты анализа.
Кроме того, контрольно-измерительные материалы предусматривают
не только проведение текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся, но и оценку удовлетворённости качеством
дополнительных образовательных услуг.
Формы протоколов и опросника в

3. Список литературы
Нормативные документы
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
2. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022 г. № 678-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
5. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей»;
7. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области № 932-Д от 10.08.2023г. «О внесении изменений в
регламент проведения независимой оценки качества (общественной
экспертизы)
дополнительных
общеобразовательных
программ,
утвержденный приказом Министерством образования и молодежной
политики Свердловской области от 20.04.2022 N 392-Д».
8. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 25.08 2023 г. N 963-Д «О внесении изменений в
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 г. N 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и
порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация

дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным
сертификатом»;
9. Методические
рекомендации
«Разработка
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях» (утверждены приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от
26.10.2023г. №1104-д;
10. Муниципальная программа Городского округа Красноуфимск
«Развитие системы образования в городском округе Красноуфимск до 2028
года» (Постановление администрации ГО Красноуфимск № 1243 от
27.12.2022г.»
11. Устав МАУДО «Дворец творчества» утвержден Приказом № 197
Муниципального органа управления образованием Управление образованием
городского округа от 02.07.2023 г.
12. Положение о дополнительных общеразвивающих программах
МАУДО «Дворец творчества», утверждено приказом №37-ОД от 27.08.2024
г.
Для педагогов
1. Апраскина О. А. «Методика музыкального воспитания в школе». М.
1983г.
2. Бернстайн Л. Мир музыки. – М., 1983.
3. Вендрова Т.Е. «Воспитание музыкой» М. «Просвещение», 1991
4. «Вокальное и психологическое здоровье певца и влияние
эмоционального состояния исполнителя на исполнительское мастерство»
Авторская методика постановка и развитие диапазона певческого
голоса./Н.Г. Юренева-Княжинская. М:.2008г..
5. Далецкий О. Н. «О пении»
6. Далецкий О. Н. «Обучение юных певцов»
7. Дмитриев Л.Б. «Основы вокальной методики». – М. 1968.
8. Жарова Л.М. «Начальный этап обучения хоровому пению»
9. Калугина Н.В. Методика работы с русским народным хором. 2-е издание
М. 1977г.
10. Кампус Э. О мюзикле. – М., 1983.
11. Климов А. «Основы русского народного танца» М. 1981г.·
12. Луканин А., Перепелкина А. «Вокальные упражнения на уроках пения в
общеобразовательной школе» - М. 1964.
13. М. А. Михайлова. Развитие музыкальных способностей детей. М. 1997г.
14. Малинина Е.М. «Вокальное воспитание детей» - М.-Л. 1967.
15. Мархасев Л. В легком жанре. – Л., 1984.
Менабени А.Г.
«Методика обучения сольному пению». – М.
«Просвещение», 1987
16. Методика обучения сольному пению: Учеб. пособие для студентов. —
М.: Айрис-пресс,2007г.—95 с:
17. Музыкальное образование в школе. Учебное пособие для студентов.
муз.фак. и отд. высш.и средн. пед. учеб. заведений./ Л.В.Школяр.,М.:
Изд.центр«Акадкмия»2007 г.

18. Павлищева О.П. «Высокая позиция звука»
19. Павлищева О.П. «Практическое овладение певческим дыханием»
20. Разумовская О.К. Зарубежные композиторы. Биографии, викторины,
кроссворды – М.: Айрис-пресс,2007г.-176с.(Методика)
21. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины,
кроссворды – М. Айрис-пресс,2007г.-176с.(Методика)
22. Садников В.И. «Орфоэпия в пении». – М. «Просвещение», 1958.
23. Сарждент У. Джаз: генезис. Музыкальный язык. Эстетика. – М., 1987.
24. Стрельникова А.Н. Дыхательная гимнастика /электронная книга.
Список литературы для детей
1. Аркадьев П. Четверо из Ливерпуля. – Клуб и самодеятельность, 1980.
2. Вайнкоп Ю., Гусин И. Краткий биографический словарь копмозиторов. –
Л.: Музыка, 1987.
3. Галацкая В. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып.1.– М.:
Музыка, 1978.
4. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. – М.: Сов.композитор,
1986.
5. Сохор А. О массовой музыке. – Л., 1980.
6. Троицкий А. Феномен «диско». – 1977.
7. Штейнпресс Б.С., Ямпольский И.М. Энциклопедический словарь. – М.:
Советская энциклопедия, 1976.
Репертуарные сборники
1. «Всё в порядке». Шуточные детские песни в сопровождении
фортепиано.М. 1978г.
2. «Гусельки». Песни и стихи для младшего школьного возраста. Выпуск
14. М.1978г.
3. «Детям нужен мир». М. 1982г.
4 «Дружат дети всей земли». М. 1981г.
5. «Жаворонушки». Русские народные песни, прибаутки, скороговорки,
считалки, сказки, игры. (Запись, нотация и сост. Т. Науменко). М. 1975г.
6. «За плетнём плетень». Русские народные песни и хороводы». Составитель
и обработка В. Агафонникова. М. 1977г.
7. «Здравствуй песня». Выпуск 20. М. 1976г.
8. «Мальчишки – девчонки». Составитель Е. Клянова. Л. 1977г; вып. 2. Л.
1978г.
9. «Мама дорогая» Составитель Е. Кузьминова М. 1978г.
10. «Пойте с нами». Песни для детей младшего школьного возраста. М.
1976г.
11. Ахмедов В. «Что это такое?». М. 1997г.
12. Бойко Р.Г. «Весёлое утро». М. 1977г.
13. Бойко Р.Г. «Детские песни без сопровождения». М. 1974г.
14. Бойко Р.Г. «Песни для детей». М. 1982г.
15. Бьется в тесной печурке огонь: песни, рожденные Великой
Отечественной / сост. Г. А. Егорова. – М.: Профиздат, 1995. – 48 с.
16. Вогино И. Г. «Игры – задачи». М. 1983г.

17. Волков В. И. «Гори, гори ясно». Песни для детей младшего возраста. М.
1980г.
18. Елецкий, Э. В. Лучше нет родного края. – Волгоград, 2005. – 40 с.
19. Жаворонушки. – Вып. 1–4/ сост. Г. М. Науменко. – М.: Советский
композитор, 1986.–68 с.
20. Кабалевский Д. Б. «Песни для детей и юношества». М. 1977, 1978г.
21. Кабалевский Д.Б. «Прекрасное пробуждает доброе». М. 1976г.
22. Ладов А. «Детские песни для голоса с фортепиано» М. 1978г Магиденко
М. Я. ,
23. Назарова Т. Б. Песни для детей. М. 1973г.
24. Народные песни. Обработка и переложение А. Юрлова. М. 1977г.
25. Ножкин, М. И. Люблю тебя, Россия! – М.: Музыка, 1986. – 62 с.
26. Песенные узоры. Русские народные песни, игры для детей
школьного возраста / сост. Н. Сорокин. – Вып. 1–3. – М.: Музыка, 1986–
1989. – 86 с.
27. Петров А. П. « Пять весёлых песен для детей». М. 1973г.
28. Петрушин, В.И. Слушай, пой, играй. М.: Владос, 2000. – 266 с
29. Раухвергер М.Р. « Забавные песенки» Для среднего и старшего
школьного возраста.
30. Родионов, В. А. Слова души и ноты сердца: песни – Чугуев: изд-во «III
тысячелетие», 2004. – 144 с.

Приложение 1
Оценочные материалы
Опросник для проведения входного контроля
Дата _____________________________
ФИ ребенка________________________
Возраст __________________________
№
1

Вопрос
Почему выбрал/а эту хоровую
студию
2
Твои увлечения.
3
Какие песни тебе известны.
4
Перечисли любимые песни.
5
Какие тебе известны виды хоров
6 Каких известных певцов вы можете
назвать.
7
Чем различается академический
вокал от народного пения
8 Назови своих кумиров в вокальном
искусстве
9
Какие детские коллективы вы
можете назвать
10 Твое отношение к выступлению на
концерте

Ответ

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.

Что такое вокал?
Какие жанры вокальной музыки вы знаете?
Каких известных вокалистов вы можете перечислить?
Какое главное отличие самодеятельной от профессиональной
вокальной музыки?
Как вы можете охарактеризовать понятие академическое пение?
Каковы функции хормейстера в вокально – хоровом процессе?
Что означает определение интонация?
Назовите виды вокальных регистров?
Назовите специфические черты академической манеры?
Какие вы можете назвать виды хоров?
Что такое кантилена?
Что такое стаккато?
Дайте определение понятию - гармоническое пение?

ПРОТОКОЛ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

Название объединения:
Направленность программы: художественная
Ф.И.О. педагога:
Год обучения, группа:
Форма контрольного занятия:
Тема занятия:
Дата занятия:
№ ФИ
Уровень усвоения программного материала
обучающ
Теория
Практика
егося
Максима Сред Минима Максима Сред Минима
льный
ний
льный
льный
ний
льный
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
0
1
1
ИТОГО
0
0
0
0
0
0


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».